УДК 378
И.М. Артемкина*, Д.О. Лемешев, Т.Б. Пузырева
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125047, Москва, Миусская пл., д. 9 * e-mail: [email protected]
ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ - КАК СИСТЕМА ПОИСКА, ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ
Представлен опыт участия Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева в олимпиадном движении и формы непрерывной работы с талантливой молодежью. Рассмотрены данные мониторинга вузовских предпочтений лауреатов олимпиад школьников и успеваемости студентов, поступивших в вузы на основании дипломов победителей и призеров олимпиад.
Ключевые слова: олимпиады школьников; академическая мобильность; талантливые дети; олимпиадное движение.
В России сформирована и действует определенная система поддержки и развития талантливых детей и молодежи. Одной из наиболее эффективных форм работы по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей является развитие олимпиадного движения. У широкого олимпиадного движения в России сегодня две составляющие части: Всероссийская олимпиада школьников по общеобразовательным предметам и олимпиады школьников, которые проводятся по эгидой Российского совета олимпиад школьников (РСОШ).
Основными целями олимпиад школьников являются:
- выявление и развитие у участников творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности;
- пропаганда и популяризация научных знаний;
- создание необходимых условий для интеллектуального развития и поддержки творчески одаренной молодежи;
- привлечение талантливых молодых людей;
- научное просвещение и целенаправленная профессиональная ориентация учащейся молодежи;
- формирование состава студентов из граждан, наиболее подготовленных к освоению программ высшего профессионального образования.
С 2008 года Министерством образования и науки Российской Федерации ежегодно утверждается Перечень олимпиад школьников. На рис. 1 представлена динамика количества олимпиад школьников, проводимых под эгидой РСОШ.
Экспертные комиссии РСОШ осуществляют экспертизу заявок на включение в Перечень олимпиад школьников, представленных организаторами, на основе качественных критериев, утвержденных РСОШ (табл. 1) [3].
Особое внимание уделяется творческому характеру заданий (50% от общей суммы балов), так как олимпиады школьников призваны, в первую очередь, раскрыть таланты детей,
выявлять их способность к творческому подходу.
Рис.1. Динамика количества олимпиад школьников
Российский химико-технологический
университет имени Д.И. Менделеева проводит олимпиаду по химии с 2000 года. В таблице 2 представлены результаты олимпиады по химии РХТУ им. Д.И. Менделеева [1].
С 2009 года на базе РХТУ им. Д.И. Менделеева проводится Межрегиональная химическая олимпиада школьников имени академика П.Д. Саркисова (прежнее название -Межрегиональная олимпиада школьников по химии РХТУ им. Д.И. Менделеева) для учащихся 9, 10 и 11 классов, которая до 2013 года входила в Перечень олимпиад школьников, утвержденный Министерством образования и науки РФ.
Победители и призеры олимпиады становятся студентами ведущих вузов России (рис.2): Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова; Первого московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова; Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И Пирогова; Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина; Российского химико-технологического
университета им. Д.И. Менделеева; Российского университета дружбы народов и др. [2].
Победители
м-утхт
МГГУимНЗ Барона
КЗ*)
РН11МУ км Н И Пирас®»—
1(ЭЛ)
КркГМУ I проф В Ф Войно-
Яжовяо МГМСУ
имАИРлдаишом
1(3%)
СП6ГУ 1(1Н>
РГУНГ ■м И М Гу^юша
РХТУ им ДИ Меидекаа
4(11%)
Призеры
МГМСУ им АН Евюкияова
МГУТХТкм М.В Ломоносов
РНИМУин НИ Пирогою РГУНГ км ИМГубкюи 17 0»1) 4(4-/.)
Начисленные без экзаменов
Приравненные к получившие 100 балле профильному экзамену
Приравненные к успешно прошедшим дополнительные
Рис.2. Распределение победителей и призеров олимпиады по вузам в 2013 г.
По итогам исследования Российского совета олимпиад школьников "Анализ вузовских предпочтений и академической мобильности лауреатов олимпиад школьников" [3] победители и призеры олимпиад по общеобразовательному предмету химия при поступлении в вузы отдают предпочтения следующим укрупненным группам направлений подготовки и специальностей: "Здравоохранение" - 49,04%, "Естественные науки" - 46,15%, "Химическая и биотехнологии" -3,85%, "Физико-математические науки" - 0,96%.
Российский совет олимпиад проводит активную работу по социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Одним из важных критериев оценки уровня развитости олимпиад является работа их оргкомитетов по привлечению к участию в олимпиадном движении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В последние годы увеличилось как число участников с ограниченными возможностями здоровья, так и их доля от общего числа участников (рис. 3).
ной службы и учэс НИКИ боевых действий
Дети погибши* военнослужащих
Имеющее спортивный раарлд или спортивное звание и прошедшие подготовку н яоеннсытатриотичесних объединениях
Служиешиепо контракту не менее трех лет
Дети-инвалиды, инвалиды 11
Имеющие к яоврас те до 20 лет тояьк инвалида I группа
В вотраств до 23 лет дети сироты и дети, 1Я родителей
Заселенные на общ*' от балл ЕГЭ в пределах 0-49% от максимальной о
Зачисленные на общих основаниях и имеющие срерний балл ЕГЭ в пределах 56-66% от максимальной оцош
Зачисленные на обшртх балл ЕГЭ в пределах 67-83%
Зачисленные на общих основаниях и имеющие средний балл ЕГЭ в пределах 84-100Кстг максимальной оценки
■ зима 2012 ■ лето 2012
Рис.3. Рост численности участников с ограниченными возможностями здоровья в олимпиадах школьников Комплексные исследования успеваемости студентов высших учебных заведений, проведенные РСОШ [3], продемонстрировали эффективность олимпиад как инструмента привлечения талантливой молодежи, так как в своем большинстве академические показатели студентов-олимпиадников по итогам
экзаменационных сессий выше, чем у студентов, зачисленных на общих основаниях (рис. 4).
Рис.4. Динамика успеваемости различных групп
поступающих посессионно Актуальной задачей является формирование непрерывной творческой траектории талантливых детей и молодежи «школа - вуз - производство». В РХТУ им. Д.И. Менделеева действуют формы непрерывной работы с талантливой молодежью. Ежегодно проводится Международный конгресс молодых ученых по химии и химической технологии. В конгрессе принимают участие аспиранты, студенты, и школьники со своими научными работами. В рамках Международного конгресса молодых ученых по химии и химической технологии работает 17 секций: информационные технологии, математика и техническая инноватика; инженерная химия, химические технологии и материалы; теоретическая и экспериментальная химия; химическая технология полимерных материалов;
технология органических веществ и химико-фармацевтических средств; химическая технология силикатных материалов; химическая технология неорганических веществ и электрохимических производств; биотехнология и промышленная экология и т.д. В 2012 году победителями Международного конгресса молодых ученых по химии и химической технологии за научное исследование в области химии и химической технологии стали: Азопков Сергей Валерьевич - призер 3 степени Межрегиональной олимпиады школьников по химии РХТУ им. Д.И. Менделеева 2010 года за научную работу «Влияние неорганических добавок на сорбционную способность покровного суглинка в отношении ионов свинца» и Панфилова Дарья Викторовна - призер 2 степени Межрегиональной олимпиады школьников по химии, проводимой РХТУ им. Д.И. Менделеева 2009 года за научную работу «Эпоксидные
Критерии
олигомеры на основе смеси хлорциклофосфазенов и эвгенола».
РХТУ им. Д.И. Менделеева принимает участие в проекте по поиску, поддержке и развитию талантливой молодежи «Лифт в будущее». Составной частью масштабного образовательного проекта «Лифт в будущее» является Открытый конкурс стипендий для студентов. К участию в конкурсе допускаются студенты государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, являющиеся победителями или призерами хотя бы одной из Олимпиад за последние семь лет, представившие в комиссию свою конкурсную работу. Так стипендиатом программы стал студент 5-го курса Чапала Павел Петрович, выполнивший научную работу на Факультете нефтегазохимии и полимерных материалов, - призер 2-ой степени окружного этапа Московской региональной олимпиады школьников по химии 2007 года.
Таблица 1
№ Название критерия Вес критерия Вариант оценок
1 Творческий характер и новизна заданий олимпиады, их направленность на выявление интеллектуального потенциала, аналитических способностей и креативности мышления участника 50% 1-10
2 Профессиональная квалификация и опыт работы по профилю олимпиады членов оргкомитета олимпиады, методической комиссии и жюри 15% 1-10
3 Традиции олимпиады и уровень методической базы ее проведения 10% 1-10
4 Возрастной диапазон участников олимпиады, доля участников невыпускных классов от общей численности участников олимпиады 10% 1-10
5 Соответствие уровня олимпиадных заданий общеобразовательным программам основного общего и среднего (полного) образования 5% 1-10
6 Соответствие представленных документов об олимпиаде фактическим данным 5% 1-10
7 Качество информационного обеспечения, степень открытости информации и общественный имидж олимпиады 5% 1-10
Таблица 2.
Статистические сведения об участниках, победителях и призерах олимпиады по химии
Год Количество участников в олимпиаде Количество победителей Количество призеров Количество победителей и призеров, зачисленных в РХТУ
2000 722 96 - 98
2001 743 144 - 186
2002 1352 120 - 170
2003 1642 30 133 212
2004 1680 86 231 319
2005 1113 44 80 145
2006 1051 38 45 121
2007 788 37 146 248
2008 626 29 101 63
2009 1167 56 407 183
2010 607 33 203 87
2011 849 (отборочный этап) 84 229 -
206 (заключительный этап) 17 53 14
2012 1783 (отборочный этап) 168 437 -
449 (заключительный этап) 32 116 21
2013 2012 (отборочный этап) 163 538 -
556 (заключительный этап) 41 139 25
Артемкина Ирина Михайловна к.х.н., доцент кафедры общей и неорганической химии РХТУ им. Д. И.
Менделеева, Россия, Москва
Лемешев Дмитрий Олегович к.т.н., доцент кафедры химической технологии и огнеупоров РХТУ им. Д.
И. Менделеева, Россия, Москва
Пузырева Татьяна Борисовна руководитель приемной комиссии РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия,
Москва
Литература
1. Артемкина И.М., Корсун А.В., Пузырева Т.Б. Олимпиады школьников - поиск граждан, наиболее подготовленных к освоению программ высшего профессионального образования // Успехи в химии и химической технологии: Сб. науч. тр. Том XXV, №10 (126) У78 - М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2011. - С.80-84.
2. Артемкина И.М., Пузырева Т.Б., Лемешев Д.О. Олимпиады школьников - эффективный механизм поиска и поддержки талантливых детей и молодежи// Пятнадцатая межвузовская учебно-методическая конференция "Актуальные проблемы химико-технологического образования": Материалы конф. (Москва, 21-22 мая 2013 г.) - М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2013. - С.175-176.
3. ЬйрУ/миролимпиадрф/асЫпЮ/ (дата обращения: 15.04.2014)
Irina Mikhaelovna Artemkina*, Dmitry Olegovich Lemeshev, Tatyana Borisovna Puzyreva D.I. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia. * e-mail: [email protected]
THE OLYMPIC GAMES OF SCHOOL STUDENTS - AS SYSTEM OF SEARCH, SUPPORT AND DEVELOPMENT OF TALENTED CHILDREN
Abstract
Experience of participation in olympiad movement and forms of continuous work with talented youth is presented. Data of monitoring of high school preferences of winners of the olympic games of school students and progress of the students who have arrived on the basis of diplomas of winners and prize-winners of the olympic games are considered.
Key words: olympic games of school students; academic mobility; talented children; olympiad movement