УДК 378.096
Казакова О.Н., Кобзева Н.И.
Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия E-mail: o.n.kazakova@mail.ru; natascha.7419@mail.ru
ДОВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
В утверждающихся реалиях современной образовательной парадигмы довузовское образование выступает значимым компонентом непрерывного образования, обеспечивающим преемственность между ступенями основного (общего) и высшего образования. Обоснованное включение довузовского образования в систему непрерывного образования делает его значимым фактором актуализации процесса подготовки будущего специалиста, бакалавра, магистра в соответствии с требованиями и вызовами XXI века. Тем самым реализуется своеобразный «нулевой курс» подготовки к обучению в современном университете, что позволяет абитуриентам не только успешно выдерживать вступительные испытания, но и впоследствии более качественно осваивать профессионально-ориентированные учебные дисциплины (модули).
Система взаимодействия университета со школами базируется на идеях кластерного подхода в образовании: вокруг университета объединяются образовательные организации общего и дополнительного образования детей, муниципальные образования городов и районов области на основе общности целей. При этом университет является интеллектуальным центром, обеспечивающим школы инновациями, научными и научно-методическими знаниями, передовым педагогическими и информационными технологиями, преподавателями-консультантами, преподавателями-тьюторами.
Следовательно, современные требования к подготовке специалистов, бакалавров и магистров, при которых направленность профориентации в значительной степени определяется состоянием рынка труда, обуславливают необходимость совершенствования профориентационной работы и тесного сотрудничества высшей школы с образовательными организациями общего, среднего профессионального и дополнительного образований, с представителями органов власти, руководителями системы образования муниципального и областного уровней.
Таким образом, довузовский этап образования можно рассматривать как одну из составляющих фундамента модернизации отечественной высшей школы, при этом высокое качество довузовского образования, связанное с достижением требуемого уровня подготовленности абитуриента к обучению и формированием мотивационного потенциала к будущей профессии, трансформируется в системообразующую цель высшего образования.
Ключевые слова: непрерывное образование, олимпиада, университет, абитуриент, школа, профориентация, довузовская подготовка, инновация, компетенции.
Мировые тенденции общественно-экономического развития порождают новые требования к качеству профессионального высшего образования, актуализируют компетентностные ориентиры в подготовке современного специалиста как субъекта творческого саморазвития, продуктивного самоопределения и успешной самореализации, способного не только постоянно, на протяжении всей жизни овладевать новыми знаниями и компетенциями, но и свободно адаптироваться в динамичной среде информационного социума.
Направленное утверждение идеалов и идей непрерывного образования обуславливает самоценную значимость и преемственную незаменимость каждого из этапов образовательного развития, с учетом потребностей, желаний и интересов обучаемых, возможностей современных педагогических и информационных технологий, изменений требований к результатам подготовки.
На протяжении многих лет Оренбургский государственный университет (ОГУ) осуществляет целенаправленную работу по формированию широкой сети образовательных структур в рамках предпрофильной подготовки молодежи. Комплексная и системная работа с абитуриентами позволила в последние годы в условиях жесткой конкуренции вузов, демографического спада, кризисных явлений в экономике осуществлять полноценный набор студентов в Оренбургский государственный университет на конкурсной основе, как на бюджетные, так и внебюджетные места. При этом качественные изменения системы высшего образования обеспечиваются посредством развития как высшей школы в целом, так и системы довузовского образования, в частности. Современное высшее образование предполагает высокий уровень подготовленности абитуриентов по базовым предметам, а также осознанности выбора ими направлений профессиональной подготовки.
Система довузовского образования ОГУ ставит своей целью координацию усилий управленческого и преподавательского коллективов университета по выработке единых подходов к повышению качества образования в данной системе подготовки, приведению целей и функций в соответствие с требованиями изменившейся ситуации. Кроме того, демографические аспекты проблемы, востребованность на рынке труда высококвалифицированных определившихся в профессии мобильных специалистов, коренное изменение стратегии и тактики международных контактов, повышение имиджа российского образования за счет активного привлечения студентов из-за рубежа требуют новых подходов к организации работы довузовских структур.
В обострившейся ситуации «борьбы за абитуриента» в объективно-складывающихся условиях конкурентного рынка образовательных услуг сфера довузовского образования, где происходит в буквальном смысле «первая встреча» будущего студента с университетом, выступает значимым (презентационным) средством формирования образовательного имиджа вуза, повышения его образовательной (мотивационной) привлекательности для будущего абитуриента и его родителей.
Довузовская система образования зарекомендовала себя в условиях перехода к проведению единого государственного экзамена (ЕГЭ) по профильным предметам (учету в качестве вступительных испытаний в вузы), как эффективная форма подготовки не только к поступлению, но, главное, к последующему обучению в высших учебных заведениях.
Феномен довузовского образования, представленный в области гуманитарного знания совокупностью конкретизирующих определений («система довузовского образования», «довузовское профильное образование», «довузовское пред-профильное образование», «довузовское до-профильное образование», «довузовская подготовка» и др.), в своих сущностных пониманиях выступает как:
- базовое звено модернизации отечественного образования в условиях перехода к информационному социуму, выступающее решающим условием формирования системы современных социально-значимых ценностей (самостоятельность, инициативность, ответственность, кри-
тичность, постоянная потребность в самообразовании) [13];
- звено системы непрерывного образования как ступень к получению высшего образования - важный этап в жизни молодого человека на пути к приобретению профессии и личностному становлению, который связан с развитием способностей, творческой активности, формированием лидерских качеств, способствующих профессиональному выбору, вхождению в культурное пространство высшей школы и приобщению к работе в научных коллективах;
- качественный фундамент подготовки будущих специалистов - действенный залог успеха в профессиональной деятельности и конкурентоспособности;
- определяющий («втягивающий») фактор гармоничного и естественного перехода от школьника к студенту: студент, получивший довузовское образование, мотивирован к постоянной верификации своих знаний и при выявлении каких-либо несоответствий, обладает стремлением получать дополнительные новые знания.
Довузовская подготовка является одной из составляющих непрерывного образования, ведущей формой реализации его целей и задач в условиях дополнительной подготовки обучаемых (абитуриентов) к тому или иному школьному общеобразовательному предмету для получения высоких баллов по ЕГЭ и дальнейшего поступления, чаще всего, в высшие учебные заведения.
В утверждающихся реалиях современной образовательной парадигмы довузовское образование выступает значимым компонентом непрерывного образования, ведущей формой реализации его целей и задач в условиях дополнительной подготовки будущих специалистов, бакалавров, магистра в соответствии с требованиями и вызовами XXI века, что обеспечивает преемственность между ступенями общего и высшего образования.
В этом отношении сфера довузовского образования реализует две основные взаимосвязанные функции образовательного процесса:
1. обучающую (учебную), осуществляемую в плоскости довузовской подготовки;
2 личностно-развивающую, собственно воспитательную, обусловленную непо-
средственным приобщением абитуриентов к содержательно-смысловым реалиям и ценностям университетской (вузовской) жизни.
Тем самым, система довузовского образования реализует своеобразный «нулевой курс» подготовки к обучению в современном университете, что позволяет абитуриентам не только успешно выдерживать вступительные испытания, но и впоследствии более качественно осваивать профессионально-ориентированные учебные дисциплины (модули).
Основной целью системы довузовского образования ОГУ является координация, повышение качества и развитие деятельности университета на региональном, федеральном и международном уровне по следующим направлениям:
- повышение качества набора в университет, привлечение абитуриентов, в том числе потенциальных;
- подготовка всесторонне развитого конкурентоспособного абитуриента, а в дальнейшем и студента, способного и желающего учиться, постоянно стремящегося к самосовершенствованию, развитию личностных и профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций;
- выявление, поддержка и образовательное сопровождение талантливой молодежи;
- взаимодействие с учительским сообществом и продвижение образовательных услуг университета в рамках основных направлений образовательной деятельности.
В сложившейся ситуации необходимы новые концептуальные подходы для эффективной организации работы университетской системы довузовского образования, которые позволят решить следующие задачи:
- разработка стратегии повышения качества довузовской подготовки;
- позиционирование университета как образовательного, интеллектуального, научно-методического, просветительского центра;
- интеграция общего, среднего и высшего образования, создание единого образовательного, информационного, культурного, научно-методического и воспитательного пространства личностного развития обучаемых;
- профилизация и популяризация не только профильных предметов общеобразовательной подготовки (математика, химия, физика, био-
логия и др.), но и междисциплинарных (математические методы в экономике, культурология и др.);
- повышение уровня территориально-социальной доступности образовательной подготовки (образования) и возможностей интеллектуального развития (олимпиадно-конкурсное движение), в том числе, за счет внедрения дистанционных (компьютерных, мультимедийных) форм и методов обучения;
- усиление научно-исследовательского направления на этапе предпрофильной подготовки абитуриентов;
- повышение профессионального мастерства преподавателей, работающих в системе довузовского образования, и учительского корпуса;
- расширение сферы профориентационной работы, обогащение ее форм и методов, в том числе, в аспекте утверждения позитивного образовательного имиджа вуза;
- формирование организационно-содержательного пространства успешной социализации, воспитания и адаптации абитуриентов, в том числе, за счет направленного расширения сферы индивидуальных образовательных достижений обучаемых как субъектов осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории.
Оренбургский государственный университет в организации деятельности в области довузовского образования оперирует рядом принципов:
- добровольность участия (абстрагируемся от отношения к довузовской подготовке как деятельности, носящей формальный характер, при этом направленной на привлечение потенциального абитуриента; ориентируемся на индивидуальный подход к каждому старшекласснику, его профессиональную ориентацию с целью совпадения выбора университета абитуриентом и абитуриента университетом);
- открытость - возможность обучаться без предварительного отбора; расширение субъектного пространства довузовского образования, осуществляемое за счет создания условий для активного включения в процесс подготовки школьников среднего и младшего звена; повышение внимания к предпрофильной подготовке школьников (8-9 классы); создание условий для осознанного выбора будущей профессии;
- социально-территориальная, информационная доступность - широкое использование дистанционных образовательных технологий в удаленных от университетского центра населенных пунктах; обеспечение равного доступа к полноценному образованию независимо от материального достатка семьи, социального статуса, национальной принадлежности; обучение детей с ограниченными возможностями; организация и поддержка взаимодействия старшеклассников с вузовской средой, с образовательным и культурным пространством высшего учебного заведения; информационная наполняемость сайта университета и сайтов образовательных организаций г. Оренбурга и Оренбургской области;
- системность - обеспечение системного характера развития довузовской подготовки в ОГУ; расширение спектра образовательных услуг, предоставляемых университетом в сфере предпрофильной подготовки; организация обучения в школах, имеющих договор о сотрудничестве в области образовательной деятельности [6];
- преемственность, непрерывность и последовательность - довузовский образовательный процесс переходит последовательно из одной стадии в другую, сохраняя и поддерживая базовые ценности и ориентиры современной образовательной парадигмы;
- воспитание личности будущего специалиста, повышенное внимание становлению личностных черт характера, определяющих итоговую успешность профессионально-жизненной самореализации;
- соответствие (опережающее) качества подготовки актуальным и перспективным потребностям общества и личности.
В региональном образовательном пространстве Оренбуржья создана система взаимодействия Оренбургского государственного университета с образовательными учреждениями, которая базируется на идеях кластерного подхода в образовании. Реализуемое взаимодействие университета со школами, муниципальными образованиями городов и районов области способствует распространению передовых педагогических технологий, внедрению опыта педагогов-новаторов, его обобщению и доведению до научного знания, локально-
му решению проблемы преемственности всех уровней образования, совершенствованию содержания образования субъектов кластера. Роль университета (интеллектуального центра) в кластере состоит в обеспечении сотрудничающих субъектов инновациями, научными и научно-методическими знаниями, передовыми педагогическими и информационными технологиями, преподавателями-консультантами, преподавателями-тьюторами [11].
Реализация идей кластерного подхода - это согласованная деятельность большого количества структурные подразделения университета:
- учебно-методическое управление;
- дворец юных техников «Прогресс»;
- центр довузовской подготовки «Абитуриент»;
- университетские компьютерная и физико-математическая школы;
- факультеты и кафедры университета, включая различные Центры (профориен-тационная работа, олимпиадная и учебно-исследовательская деятельность);
- научная библиотека ОГУ (просветительская работа);
- музеи университета (просветительская работа);
- студенческий центр ДК «Россия» (организация работы кружков, секций, студий);
- учебно-спортивный комплекс «Пингвин» (организация работы секций).
Одной из форм развития образовательного кластера в области довузовского образования является развитие сети университетских профильных классов в виде реализации одной из следующих двух моделей: первая модель, ориентированная на углубленное изучение школьниками определенных областей знаний; вторая модель, направленная на профессиональное самоопределение и социализацию на рынке труда.
Основные направления деятельности системы довузовского образования ОГУ можно представить следующим образом: работа с одаренными детьми, организация научно-исследовательской деятельности школьников; подготовка учащихся к поступлению в вуз; реализация дополнительных образовательных программ; разработка учебно-методических ма-
териалов; развитие профильного образования; культурно-просветительская и профориентаци-онная деятельность.
Работа с одаренными детьми осуществляется посредством: организации и проведения конкурсов, конференций и олимпиад различного уровня; индивидуально-групповой работы с одаренными детьми; функционирования университетских профильных классов.
Безусловно, важнейшей формой работы с одаренными учащимися является организация научно-исследовательской деятельности школьников - участников олимпиадно-конкурсного движения. Оренбургский государственный университет заметно расширил границы предметных олимпиад [5]. Начиная с 2009-2010 учебного года, университет выступает региональной площадкой, а также соучредителем для проведения ряда Межрегиональных олимпиад, входящих в Перечень олимпиад школьников, дающих право на льготы при поступлении в вузы Российской Федерации.
Ежегодно в различных олимпиадах, проводимых на базе университете, принимает участие не менее 4000 школьников Оренбуржья. При этом увеличивается количество участников Межрегиональных олимпиад из среднего звена школы. До 30% одиннадцатиклассников -участников олимпиад, становятся студентами университета.
Информация о мероприятиях университета в области довузовского образования отражается на сайте университета http://osu.ru в рубрике «Школьнику» и на сайте олимпиад, проводимых в университете, http://olymp.osu.ru/index.php.
Следует отметить, что работа с одаренной молодежью сопровождается научно-методической деятельностью с педагогическим сообществом города и области: создание на базе учреждений среднего общего образования филиалов кафедр университета; проведение преподавателями университета расширенных заседаний методических объединений учителей, методических семинаров и мастер-классов; организация курсов повышения квалификации учителей; включение специализированных педагогических секций во всероссийские конференции, проводимые на базе университета.
Ежегодно организуются экскурсии для школьников области в научную библиотеку
университета, музей истории университета, геологические музеи, Японский информационный центр. Преподаватели университета осуществляют научно-методическое консультирование учителей и педагогов. Выступают в качестве руководителей различных предметных кружков и творческих объединений на базе общеобразовательных учреждений города и области.
Дальнейшее развитие содержания довузовского образования в университете предполагает расширение и совершенствование следующих направлений деятельности:
1. Разработка и внедрение инновационных интегрированных образовательных программ, расширение взаимодействия с работодателями (университет - школа - производство).
2. Научно-методическое сопровождение школьного образования: разработка учебной литературы для школьников, методической литературы для учителей, поддержка учительского корпуса (семинары, конференции, курсы повышения квалификации).
3. Создание «каталога» базовых, профильных и элективных курсов, предлагаемых преподавателями университета для чтения в профильных классах; разработка учебно-методической базы элективных курсов.
4. Деятельность университета по организации поиска, отбора одаренных школьников, оказания им психолого-педагогической поддержки:
- заключение договоров с общеобразовательными организациями, муниципальными образованиями области, учреждениями дополнительного образования детей, направленных на организацию и ведение работы с одаренными детьми и профориентационную деятельность;
- создание на базе учреждений общего и дополнительного образования филиалов кафедр университета;
- открытие школ юных математиков, биологов, физиков, химиков на базе общеобразовательных организаций с правом углубленного обучения талантливых детей конкретного микрорайона;
- развитие олимпиадно-конкурсного движения школьников;
- развитие технического и естественнонаучного направлений в кружковой работе.
5. Более широкое использование дистанционных образовательных технологий в
довузовской подготовке учащихся с использованием учебно-методических и информационно-технологических ресурсов университета в образовании [2].
6. Усиление (расширение) сотрудничества с методическими объединениями учителей предметников, органами управления образованием г. Оренбурга и области.
На различных этапах довузовского образования целесообразно освоение и применение инновационных образовательных технологий: полного усвоения знаний (М.В. Кларин); дистанционного обучения (Е.С. Полат); модульного обучения (П.Я. Юцявичене); проблемного обучения (М.И. Махмутов).развития критического мышления через чтение и письмо (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит); контекстное обучение (А.А. Вербицкий).
Поэтому, традиционные формы обучения следует инновационно дополнять: самостоятельной работой учащихся над научно-исследовательскими проектами; виртуально-сетевыми формами образовательного взаимодействия; проведением дистанционных курсов по предметной подготовке к ЕГЭ, по подготовке школьников к олимпиадам и конкурсам разного уровня; организацией и проведением Межрегиональных предметных олимпиад.
Успешность реализации деятельности университета в области довузовского образования можно оценивать по степени соответствия следующим показателям и критериям:
- результаты итоговой государственной аттестации (ЕГЭ) выпускников университетских профильных классов, университетских Центров, различных подготовительных курсов;
- процент школьников, обучающихся в структурных подразделениях системы довузовского образования университета, ставших студентами ОГУ и других учреждений высшего образования;
- хороший и высокий уровень обучения первокурсников (по результатам первой экзаменационной сессии), окончивших подготовительные курсы на базе университета, а также являющихся победителями и призерами различных олимпиад и конкурсов, проводимых в ОГУ;
- процент старшеклассников, поступивших в университет из числа победителей, призеров
олимпиад и интеллектуальных конкурсов, которые воспользовались правом на индивидуальные достижения;
- итоги участия в университетских, городских, областных, региональных, межрегиональных и олимпиадах и конкурсах школьников, обучающихся в структурных подразделениях университета;
- сформированность навыков (научно-исследовательской деятельности, решения олимпиадных задач) у обучающихся по программам индивидуально-групповой работы с одаренными детьми;
- становление личностных предпочтений профессионального самоопределения, желание и готовность получить профессию в области, соответствующей профилю довузовского обучения школьников;
- результаты мониторинга количества и качества учебно-исследовательских работ учащихся на конференциях, конкурсах различного уровня (университетского, городского, регионального, всероссийского), подготовленных под руководство преподавателей университета;
- количество кафедр (факультетов), участвующих в довузовском образовании школьников (кружки, олимпиады, подготовительные курсы и т. п.);
- количество школьников, принимающих участие в различных мероприятиях, проводимых подразделениями университета;
- количество университетских профильных классов и филиалов кафедр университета, действующих в общеобразовательных организациях г. Оренбурга и области;
- количество публикаций преподавателей университета и учителей «базовых» школ, участников различных конференций, семинаров, проводимых на базе университета.
Структура и содержание образовательных программ довузовского обучения должны обеспечивать подготовку учащихся к получению профессионального образования в личностно-развивающей логике компетентностного подхода. Данный подход предполагает движение от результатов образования (овладение обучающимися инструментами деятельности и познания) к его содержанию без отрицания значимости академических знаний (фундаментальных, целостных и научных). В этой связи, возникает
необходимость вычленения в содержании современного довузовского образования умений и способов деятельности обучаемых, формирующиеся и совершенствующиеся в различных сферах (личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных), обеспечивая при этом эволюцию учебной процесса от репродуктивной - к деятельности по саморазвитию и самообразованию.
Следовательно, современные требования к подготовке специалистов, бакалавров и магистров, при которых направленность профориентации в значительной степени определяется состоянием рынка труда, обуславливают необходимость совершенствования профориен-тационной работы и тесного сотрудничества
высшей школы с образовательными организациями общего, среднего профессионального и дополнительного образований, с представителями органов власти, руководителями системы образования муниципального и областного уровней.
Таким образом, довузовский этап образования можно рассматривать как одну из составляющих фундамента модернизации отечественной высшей школы, при этом высокое качество довузовского образования, связанное с достижением требуемого уровня подготовленности абитуриента к обучению и формированием мо-тивационного потенциала к будущей профессии, трансформируется в системообразующую цель высшего образования.
14.06.2017
Список литературы:
1. Гапонюк, П.Н. Довузовская подготовка как компонент непрерывного образования / П.Н. Гапонюк // Педагогика, 2011. - №9. -С. 122-124.
2. Гостев, А.Н. Педагогические конфликтогены электронного обучения в контексте социологического исследования / А.Н. Гостев, Н.И. Кобзева, О.А. Иванова // Вестник Оренбургского государственного университета, 2017. - №5 (205). - С. 3-14.
3. История интеллектуальных соревнований: очерки / Российский совет олимпиад школьников. - М.: [Б. и.], 2010. - 53 с.
4. Казакова, О.Н. Готовность субъектов образовательного процесса к взаимодействию / О.Н. Казакова // Образование, общество, учитель: взаимодействие и ответственность: коллективная монография в 2 т./ сост. и науч. ред. проф. В. Г. Рындак; Оренб. гос. пед. ун-т. - Оренбург: Изд-во ОГПУ 2010. Т.1. - С.180-190.
5. Казакова, О.Н. Система выявления и поддержки талантливых детей в университетском образовательном кластере / О.Н. Казакова, М.С. Пашкевич, Е.Н. Диденко // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием); Оренб. гос. ун-т. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. - С. 2966-2975.
6. Каргапольцева, Н.А. Формирование инновационной образовательной среды взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в пространстве университетского округа / Н.А. Каргапольцева // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции; Оренб. гос. ун-т. - Оренбург, 2014. - С. 3745-3749.
7. Кобзева, Н.И. Возрастной и социально-психологический портрет современного старшеклассника / Н.И. Кобзева, М.А. Кобзева // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции; Оренб. гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ 2016. - С. 2815-2820.
8. Кобзева, Н.И. Научно-исследовательская работа как аксеологический аспект формирования научно-исследовательских компетенций / Н.И. Кобзева // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийская научно-методическая конференция (с международным участием); Оренб. гос. ун-т. - Оренбург, 2015. - С. 21232128.
9. Ковалевский, В.П. Модели довузовского образования: опыт Оренбургского государственного университета / В.П. Ковалевский, Т.П. Петухова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2015. - №2(38). -С. 153-161.
10. Петухова, Т.П. Всероссийские олимпиады школьников по экологии и биологии в Оренбуржье / Т.П. Петухова, О.Н. Казакова // Университетский округ. - 2013. - №15. - С. 12-15.
11. Петухова, Т.П. Университет и школа: образовательный кластер / Т.П. Петухова // Высшее образование в России. - 2010. -№7. - С. 113-121.
12. Реализация ценностного подхода в педагогике школы: монография / под ред. А.В. Кирьяковой; Оренбургский гос. ун-т. -Оренбург: ОГУ, 2000. - 240 с.
13. Современный университет - школа: преценденты и феномены взаимодействия: монография / под ред. Г.Н. Прозументовой; Межрегиональные исследования в общественных науках. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2007. - 302 с.
14. Специан, Л. М. Современные подходы к обновлению довузовского образования / Л. М. Специан // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук, 2016. - №2. -С. 51-56.
15. Baeten, M. Using student centred learning environments to stimulate deep approaches to learning: Factors encouraging or discouraging their effectiveness / M. Baeten, E. Kyndt, K. Struyven, F. Dochy // Educational Research Review. - 2010. - Vol. 5, №3. - P. 243260.
16. Holland, J. The psychology of vocational choice / J. Holland. Waltham, MA: Blaisdell, 1966. - 132 p.
17. The Axiological Approach to the Analysis of the Problems of Modern University Education / Aida V. Kiryakova et al. // Mediterranean Journal of Social Sciences, 2015. - Vol. 6, №2, S. 3. - P. 22-28.
18. The Methodology of Complex Continuous Training of the Students of Technical Universities to Innovative Activities / I. Belonovskaya [et al.] // Mediterranean Journal of Social Sciences, 2015. - Vol 6, №2, S3 - Р. 36-42.
19. Zare, P. Classroom Debate as a Systematic Teaching / Learning Approach / P. Zare, M. Othman // World Applied Sciences Journal. -2013. - 28 (11). - P. 1506-1513.
Сведения об авторах:
Казакова Ольга Николаевна, доцент кафедры геометрии и компьютерных наук Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, e-mail: o.n.kazakova@mail.ru
Кобзева Наталья Ивановна, доцент кафедры социальной психологии Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, e-mail: natascha.7419@mail.ru