DOI 10.14526/01_1111_157 УДК 796 ББК 75.0
ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОПИНГА В СПОРТЕ
Л.Д. Назаренко - доктор педагогических наук, профессор, Л.И. Костюнина - доктор педагогических наук, профессор, И.Н. Тимошина - доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.
Ульянова»,
Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700
E-mail: ld nazarenko@mail.ru
Аннотация. Проблема использования допинга в спорте имеет давнюю историю, которая начинается с древних Олимпийских игр. Широкое распространение практики использования фармакологических средств в качестве стимулятора двигательной активности постепенно вытеснила понимание значимости постоянного совершенствования профессиональной подготовки тренера, углубления его знаний по дисциплинам медико-биологического цикла. Спортивному педагогу важно глубоко и всесторонне усвоить не только механизм воздействия каждого физического упражнения на организм, но и механизм влияния фармакологических средств на физиологические системы. Материалы. Авторами предложен новый подход к совершенствованию системы спортивной подготовки, исключающий использование допинга. Процесс спортивной подготовки высококвалифицированного атлета является длительным и сложным, он предусматривает совместную творческую деятельность тренера и спортсмена. При этом тренеру необходимо осознавать, что на нем также лежит ответственность за воспитание своих учеников, формирование личности - инициативной, творческой, самостоятельной, готовой к созидательному труду. Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, организация работы научно-методических центров, наблюдения, беседы, разъяснительная работа о вреде допинга. Результаты. В данной статье рассматриваются причины использования спортсменами фармакологических средств, позволяющих добиваться высоких спортивных результатов, среди которых ведущее место занимает недостаточная профессиональная компетентность тренеров; слабое знание дисциплин медико-биологического цикла, в частности физиологии и физиологии спорта, рассматривающих механизмы воздействия мышечной нагрузки на организм; особенности реагирования физиологических систем на различные виды допинга; неподготовленность тренеров к целенаправленной воспитательной деятельности; отсутствие планомерной работы по разъяснению разрушительного воздействия фармакологических средств на здоровье спортсменов. Заключение. Важными направлениями совершенствования системы спортивной подготовки, исключающими использование допинга, по мнению автора, является совершенствование системы профессиональной подготовки тренеров; повышение эффективности системы отбора двигательно одаренных детей и подростков; организация систематической, планомерной разъяснительной работы о вреде допинга; совершенствование системы допингового контроля.
Ключевые слова: спортивная подготовка, допинг, разъяснительная работа о вреде допингов, дисциплины медико-биологического цикла.
PROBLEMS OF DOPING USE IN SPORT
Lyudmila D. Nazarenko - doctor of pedagogics, professor, Lyubov I. Kostyunina - doctor of pedagogics, professor, Irina N. Timoshina - doctor of pedagogics, professor Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, 4, area of 100 th anniversary of V.I. Lenin's birth, Ulyanovsk, 432700, Russia
E-mail: ld nazarenko@mail.ru
Annotation. The problem of using doping in sport has a long history, which starts from the ancient Olympic Games. Widespread practice of pharmacological means use as physical activity stimulant gradually displaced the importance understanding of a trainer's professional training improvement, his knowledge improvement in medical-biological disciplines. It is necessary for a sports teacher to master not only the mechanism of each physical exercises influence on an organism, but also the mechanism of pharmacological means influence on physiological systems. Material. The authors offer a new approach to the system of sports training improvement, which doesn't use doping. Sports training of a highly- qualified athlete is a long-term and difficult process, it provides mutual creative activity of a trainer and a sportsmen. A trainer has to realize, that he is also responsible for the upbringing of his students, their personality formation -initiative, creative, independent, ready for constructive work. Research methods: scientific-methodical literature analysis and summarizing, the work of scientific-methodical centers organization, observation, interview, explanatory work concerning the damage of doping. Results. The article is about the reasons why sportsmen use pharmacological means, which help to achieve high results, among which the leading place takes insufficient professional competence of trainers; lack of knowledge in the sphere of medical-biological disciplines, in particular physiology and physiology of sport, considering the mechanisms of muscular load influence on an organism; the peculiarities of physiological systems reaction to different kinds of doping; unpreparedness of trainers to fulfill a gradual explanatory work concerning the damage of doping. Conclusion. The important directions of sports training system development, which doesn't use doping, in the author's opinion, is the system of trainers' professional training improvement; effectiveness increase of the physically gifted children and teenagers selection system; systematic, gradual explanatory work organization concerning the damage of doping; the system of doping control improvement.
Keywords: sports training, doping, explanatory work concerning the damage of doping, medico-biological disciplines.
Актуальность. Спорт всегда занимал в жизни общества значительное место, отличаясь высокой зрелищностью, острым соперничеством,
эмоциональностью, красотой движений и разнообразным эстетически содержанием [ 7 ]. Он привлекал внимание зрителей, болельщиков, начиная с древних времен. О большой значимости воздействия спортивных состязаний на окружающих людей свидетельствует тот факт, что к древним Олимпийским играм допускали
известных мастеров различных видов искусств, литературы, поэзии. Спорт рассматривается как один из видов деятельности, обеспечивающих
гармонизацию личности. С давних времен хорошо известен лозунг народных масс «Хлеба и зрелищ!» Спорт, основанный на игровой и соревновательной деятельности, является одним из наиболее привлекательных зрелищ, так как требует реализации имеющихся способностей, полной
самоотдачи волевых, нравственных и физических качеств.
Особенностью спортивной
деятельности является наличие возможности для самовыражения и самореализации, что требует упорной работы, большого психологического и мышечного напряжения. Спорт обладает мощным воспитательным потенциалом, ставя человека в условия, требующие проявления волевых качеств, умения сконцентрировать свои
интеллектуальные возможности и физические усилия для достижения поставленной цели. Спецификой спорта является соревновательная деятельность, обеспечивающая большой
эмоциональный подъем как спортсменов, так и зрителей. В каждом виде спорта существуют свои правила и законы, определяющие деятельность и поведение участников соревнований. Для спорта характерен творческий, созидательный характер. Под систематическим воздействием специально подобранных физических упражнений в организме спортсмена происходят конструктивные изменения, совершенствование формы тела, привлекающие внимание не только зрителей, но и художников, скульпторов и других деятелей искусства.
По объективным причинам древние Олимпийские игры прекратили свое существование. Их возрождение в 1894 году усилиями Пьера де Кубертена было воспринято мировым сообществом как величайшее событие, основанное на идеях гуманизма, служения делу мира. Олимпийские игры отличались справедливым соперничеством в соответствии с девизом: «Быстрее, выше, сильнее!». Это способствовало признанию олимпийца примером для каждого спортсмена.
По мере развития спортивного соперничества обострилась проблема использования специальных
стимулирующих веществ, повышающих психическую и физическую устойчивость в стрессовых ситуациях спортивной
деятельности. В настоящее время проблема употребления
фармакологических средств с целью повышения стрессоустойчивости,
физической работоспособности,
выносливости, а также с целью снижения порога утомления обострилась до такой степени, что стало трудно различать, какой ценой достигается победа: умением правильно подбирать медицинские препараты или высоким спортивным мастерством. Масштабность данной проблемы подчеркивается огромным ущербом для здоровья и увеличением количества летальных исходов как результатом бесконтрольного
применения допингов [4, 6, 11].
Целью работы явилось теоретическое обоснование
необходимости концентрации усилий государственной и общественной структуры по очищению спорта от использования специальных
психотропных и других
фармакологических средств, снижающих усилия спортсмена и тренера по достижению спортивного мастерства, гармоничного развития и реализации интеллектуального и творческого потенциала спортсмена.
Задачи: 1. Выявить причины использования спортсменами допинга.
2. Разработать основные направления совершенствования системы спортивной подготовки, исключающие использование допингов.
Материал. Увеличение
количества публикаций по проблеме усиления темпов распространения допингов спортсменами всех стран; заключение международной комиссии МОК свидетельствуют о широком распространении санкций, судебных разбирательств, апелляций по поводу нарушения допингового режима. Проблема заключается в том, что различные стимуляторы для повышения стрессоустойчивости спортсмена,
психической и двигательной
работоспособности использовались
начиная с древних Олимпийских игр. Известно, что участники Олимпиад принимали галлюциногенные и болеутоляющие экстракты психотропных грибов, различных трав, а также различные вина. Греческие атлеты использовали протеин, семена кунжута, настой мухомора. После возрождения современных Олимпийских игр атлетам также не запрещалось использовать фармакологические средства, в том числе, кодеин, стрихнин и др. С 1940 атлеты стали применять аналоги половых гормонов - стероиды, способствующие гипертрофии мышц.
Анализ специальной литературы свидетельствует о том, что разнообразные фармакологические
средства применялись и используются до настоящего времени во всех странах. Однако фактическим началом широкого использования допинга является 1935 г., в это время появился инъекционный тестостерон, использованный
спортсменами Германии на Олимпийских играх в Берлине в 1936 году. Благодаря данному препарату сборная команда Германии одержала уверенную победу. Врачи, тренеры США разработали собственную методику применения анаболических стероидов, которая отражает способы установления дозировки, длительности использования, периоды восстановления. В Советском Союзе была создана специальная антидопинговая лаборатория ВНИИФК, располагающая современной
аппаратурой и
высококвалифицированными специалистами, что позволяло проводить допинговую экспертизу на высоком научном уровне.
Со временем выявлялись новые факты разрушительного воздействия всех видов допинга на организм спортсмена. Воздействуя на центральную нервную систему, в частности, на синоптическую передачу, фармакологические препараты блокируют передачу воздействия с одного нейрона на другой, не вызывая
чувства нервно-мышечного утомления, препятствуя возникновению
запредельного торможения,
выполняющего охранительную роль [ 8 ]. В результате возникает перенапряжение организма которое зачастую
заканчивается летальным исходом.
Одним из широко используемых допингов является фенамин,
способствующий повышению
выносливости и проявлению взрывной силы. Как и эфедрин, данный препарат вызывает ощущение прилива сил, энергии, повышение работоспособности, однако затем происходит сужение периферических сосудов, повышение артериального давления, учащение пульса; наступает чрезмерная
возбудимость, появляются боли в сердце, общая слабость, депрессия.
Тяжелые последствия
фармакологических средств привели к пониманию необходимости применения конкретных мер по борьбе с допингом. В 1989 г. в Страсбурге была принята международная конвенция о запрещении использования допинга в спорте. В настоящее время спортивные результаты достигли такого уровня, что фактически исчерпались физиологические
возможности организма к дальнейшему росту спортивных достижений. Однако многие спортсмены, тренеры и другие специалисты считают, что использованы еще не все резервы, позволяющие демонстрировать рекордные результаты без применения специальных
фармакологических средств.
Результаты исследования и их обсуждение. Материалы наших исследований позволили выявить основные направления
совершенствования системы спортивной подготовки без использования допинга. Одним из таких направлений является разработка более совершенной системы отбора двигательно одаренных детей и подростков. Необходимо использовать методы, позволяющие определить степень соответствия физиологических
возможностей ребенка, интенсивности мышечной нагрузки конкретному вида спортивной деятельности. Известно, что каждый человек имеет тот или иной предел своих возможностей,
ограничивающий двигательную
работоспособность. В связи с этим важно правильно установить особенности проявления генетических детерминант юных спортсменов. Например, известно, что прирожденные спринтеры имеют более высокий процент быстрых мышечных волокон по сравнению с бегунами на другие дистанции [8]. В современной системе спортивного отбора тренеры часто ориентируются на показатели физической
подготовленности при проведении тестов, которые часто не отражают истинных возможностей организма тестируемых.
Важным направлением
совершенствования системы спортивной подготовки является повышение эффективности профессиональной
готовности тренера по видам спорта. Недостаточная профессиональная
компетентность тренеров часто является причиной ухода из спорта талантливых детей и подростков. Известный тренер по спортивной гимнастике, подготовивший знаменитую О. Корбут; Елену Волчецкую и других великих гимнасток, давал задания молодым тренерам делать методические указания занимающимся, направленные на более качественное выполнение упражнений во время разминки. Выяснялось, что сам Р. Кныш во время разминки дал 28 таких методических указаний, другие тренеры - ни одного.
Олимпийский чемпион в беге на короткие дистанции В. Борзов так рассказывает о своих тренерах [ 5 ]: первый тренер Б. И. Войтас давал разностороннюю подготовку. С первого дня спортсмены его группы занимались акробатикой, снарядовой гимнастикой, упражнениями с посильной штангой, играли в футбол и баскетбол, выполняли
беговые упражнения на специальном опилочном поле для развития мышечной силы ног, прыгали в длину и в высоту, метали различные снаряды. Разминка продолжалась почти час. С поступлением в институт физической культуры В. Борзов стал тренироваться у В. В. Петровского. Для совершенствования индивидуальной техники бега от старта до финиша он занимался поиском двигательных действий,
соответствующих росту, особенностям телосложения, весу и т.д.; выявлял оптимальное время и объем тренировки. В.В. Петровский проанализировал результаты девяти сильнейших спринтеров мира и составил таблицу, отражающую их лучшие достижения в беге на отрезках: 30 м с хода, 30 м с низкого старта; 60 м с низкого старта; 100 м с низкого старта. Эти данные использовались в качестве контрольных нормативов для учеников. С помощью таблицы тренер устанавливал отстающие двигательно-координационные качества, технические недоработки, добивался гармонии в развитии скоростно-силовых качеств, выносливости, двигательного ритма. Большое внимание уделялось психологической подготовке, на каждом соревновании ставились конкретные индивидуальные задачи, например, обязательно выиграть старт по дистанции, бежать как можно легче, раскованно, без малейшего напряжения.
Уровень профессиональной
компетентности тренера в числе других критериев можно определить по отсутствию отсева юных спортсменов Талантливые дети и подростки часто уходят из спорта по следующим причинам:
- неэмоционального проведения тренировочных занятий;
- недостаточного использования игрового и соревновательного методов с направленностью на совершенствование индивидуальной техники;
- неумения использовать художественные образы, помогающие
понять сущность выполняемого двигательного действия;
- неготовности тренера к выявлению интеллектуального и двигательного потенциала каждого ученика;
- непонимания значимости уважительного отношения к ребенку к подростку, признания в нем личности;
- отсутствия творческого отношения к тренировочному процессу и т. д.
Важнейшим направлением
воспитания отрицательного отношения к фармакологическим средствам является организация систематической,
целенаправленной работы по разъяснению причин их использования, разрушительного воздействия на организм. Беседы, лекции целесообразно сопровождать иллюстративным,
демонстрационным материалом с использованием конкретных фактов; фамилий спортсменов, погибших в ходе и после соревнований из-за приема допинга. Разъяснение разницы между победой, достигнутой ценой длительных упорных тренировок, интеллектуального, разностороннего физического развития, реализации волевого и творческого потенциала, и победным результатом с помощью допинга. В первом случае человек осознает роль и место спорта в своей жизни, необходимости
тренировочных занятий в течение всего периода жизнедеятельности; во втором со временем приходит запоздалое понимание нечестности своего поведения, нарушения спортивной этики; нанесения большого вреда здоровью.
Пропаганда спорта без допинга должна занимать большое место в подготовке спортсменов разного возраста, уровня мастерства, опыта соревновательной деятельности.
Необходимо разъяснять значимость олимпийского идеала,
сформулированного основателем
современных Олимпийских игр Пьером де Кубертеном, главными принципами
которого являются демократизм, интернационализм, равноправие всех людей и народов, просвещение в духе истинного патриотизма в сочетании с взаимоуважением наций. Девиз современных Олимпийских игр «Быстрее, выше, сильнее» подчеркивает честность спортивных состязаний; признает олимпийца, давшего клятву честной борьбы, образцом для каждого спортсмена.
Во время лекций и бесед раскрываются причины употребления допинга, главными из которых являются:
- физическая, технико-тактическая и психологическая неподготовленность спортсмена к соревнованиям;
- преобладание материальных ценностей над духовными, выработанными человечеством;
- стремление спортсмена и тренера к славе и известности любой ценой и др.
Огромная часть вины за применение допинга лежит на тренере. Принимая ребенка или подростка в спортивную секцию, он берет на себя ответственность не только за его физическую и техническую подготовку, но и за воспитание, наравне с родителями. Ежедневные, многочасовые тренировочные занятия призваны формировать не только разносторонне развитого атлета, но и личность, способную ставить интересы общества выше личных, если они не идут в разрез с принципами общечеловеческой морали и нравственности. Тренер обязан заниматься профилактикой,
разъяснением несовместимости честной спортивной борьбы с применением допинга.
Одним из основополагающих направлений совершенствования системы спортивной подготовки, исключающей применение фармакологических средств, является, на наш взгляд, организация и применение поэтапного контроля состояния спортсменов перед участием в соревнованиях любого уровня и масштаба. При формировании сборной
команды учебного заведения, города, региона тренер несет личную ответственность за готовность атлета к честной спортивной борьбе без применения допинга. В сборную команду РФ включаются спортсмены, прошедшие предварительную допинговую проверку. Спортсмен и тренер несут одинаковую ответственность за использование фармакологических средств [11].
Для тренеров необходимо проводить специальные семинары, научные конференции по проблеме спорта без допинга, на которых в числе главных обсудить вопрос о разрешенном и неразрешенном допинге. Сложность заключается в том, что из перечня безопасных БАДов и других так называемых средств народной медицины со временем часть переходит в категорию запрещенных. При этом неизвестна точная дата принятия такого решения; конкретные препараты, срок действия которых часто бывает достаточно продолжительным. Поэтому необходимо ориентировать тренеров на
совершенствование тренировочного процесса, поиск эффективных
направлений и способов повышения результативности методов и приемов, обеспечивающих рост спортивного мастерства.
Одним из таких перспективных подходов является, на наш взгляд, разработка технических устройств, обеспечивающих совершенствование индивидуальной техники упражнений, составляющих содержание избранного вида спортивной деятельности. Так, тренером, мастером спорта
международного класса Е.А. Анисимовой разработан комплекс технических устройств, способствующих улучшению прямолинейности беговых шагов на короткие дистанции; снижению амплитуды колебательных движений головы, а также тела в передне-заднем и боковом направлении; рациональному расположению тела в пространстве; согласованности движений верхних и
нижних конечностей и др. [1,2, 3, 9]. Это свидетельствует о наличии резервов повышения специальной беговой и технической подготовки не только спринтеров, но и представителей других видах спорта. Большие возможности имеются в совершенствовании методической подготовки тренеров, целью которой является оценка возможностей и способностей спортивного педагога к тренировочной деятельности; выявлению их творческого потенциала, способности к установлению обратной связи с учениками в процессе выполнения тренировочной нагрузки; готовности к воспитательной
деятельности, требующей не меньше внимания и усилий, чем спортивная подготовка занимающихся [ 10 ].
Таким образом, можно
констатировать, что сложившаяся система подготовки спортсменов различного уровня с ее традициями, принципами, установками, идеалами, не является совершенной. Имеются резервы повышения ее эффективности по ряду направлений, основными из которых являются:
- разработка более совершенной системы отбора двигательно одаренных детей и подростков;
- сокращение отсева способных и талантливых юных спортсменов за счет более качественной организации тренировочного процесса;
- повышение профессиональной компетентности тренеров. Совершенствование системы подготовки тренеров может осуществляться путем обеспечения их готовности к воспитательной деятельности; стремления к постоянному росту спортивного мастерства; создания условий для творческого подхода к тренировочному процессу. Организация профилактической работы должна быть направлена на разъяснение механизма воздействия различных видов допинга на организм спортсменов; причин их использования; несовместимости
применения допинга на всех уровнях соревновательной деятельности - от первенства города, региона до состязаний самого высокого уровня.
При проведении допинг-контроля ответственность за использование стимулирующих препаратов в равной степени должны нести как спортсмен, так и тренер. В качестве альтернативы допингу необходимо рассматривать выявление резервов в повышении эффективности системы спортивной подготовки, одним из которых является организация постоянно действующих научно-методических центров по совершенствованию профессиональной подготовки тренера с учетом анализа последних достижений лучших спортивных школ различных стран.
Литература
1. Анисимова, Е. А. Формирование рационального взаимодействия с опорой бегуний на 400 метров / Е. А. Анисимова, Л. Д. Назаренко, М. А. Козловский. - Ульяновск, 2011. - 107 с. (6,69/2,4 п.л.).
2. Анисимова, Е. А. Методика контроля параметров движений верхних конечностей в беге на короткие и средние дистанции / Е. А. Анисимова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2013. - Т. 8. - №2. - С. 7-11. Режим доступа: ЫДрУЛошта!-science.org/ru/magazine/20.html.
3. Анисимова, Е. А. Методические подходы к совершенствованию спортивной подготовки квалифицированных бегуний на короткие дистанции / Е. А. Анисимова // Теория и практика физической культуры: тренер: журнал в журнале. - 2013. - № 3. - С. 66-68.
4. Бальсевич, В. К. Спорт без допинга: фантастика или неотвратимость / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 2004. -№3. - С. 29-30.
5. Борзов, В. Ф. Секреты скорости / В. Ф. Борзов. - М. : Фис., 1973. - 64 с.
6. Денисов, Е. Легкая атлетика против допинга. 2006-й год / Е. Денисов // Легкая атлетика. - 2006. - № 12. - С. 12-14.
7. Костюнина, Л.И. Условия формирования навыков выполнения низкого старта в беге на короткие дистанции / Л.И. Костюнина, М.О. Маркин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - Том 9 №1. - С. 40-46. Режим доступа: ЫДрУЛошта!-science .org/ru/article/9. Ыш!. DOI: 10.14526/16 2014 16.
8. Кузнецова, З.М. Брендинг образовательных услуг вуза физической культуры и спорта: современные подходы / З.М. Кузнецова, В.К. Аюпова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - Том 9 №1. - С. 20-24. Режим доступа: http://journal-science.org/ru/article/4.html. DOI: 10.14526/13_2014_13.
9. Лоу Бенджамин. Красота спорта / Бенджамин Лоу :пер. с анг. И. Л. Моничева. - М. : Радуга, 1984. - С. 256.
10. Назаренко, Л. Д. Физиология физического воспитания и спорта / Л. Д. Назаренко. - Ульяновск, 2000. - 144 с.
11. Nazarenko L. The leading role of the educational aspect in improving the system of sports training / L. Nazarenko, E. Anisimova // Contemporary Science and Education in Americas, Africa and Eurasia : Proceedings of the IX International Academic Congress (Brazil, Rio de Janeiro, 18-20 August 2015). Volume III. "UFRJ Press", 2015. - 476-484 p.
12. Назаренко, Л. Д. Воспитание в спорте / Л. Д. Назаренко, Е. А. Анисимова // Теория и практика физической культуры.-2016. - 92с.
13. Родченков, Г. Борьба с допингом в спорте: 2004-й олимпийский год / Г. Родченков // Легкая атлетика. - 2004. - № 8/9. - с. 48-52.
References
1. Anisimova E. A., Nazarenko L.D., Kozlpvskiy M.A. Formirovanie ratsional'nogo vzaimodeistviya s oporoi begunii na 400 metrov [A rational interaction formation with the support among female runners at 400 meters distance]. Ulyanovsk, 2011, 107 p. (in Russian).
2. Anisimova E. A. Methodology of the parameters control of the upper extremities movements in sprint and at the average distances. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2013, Vol. 8, no.2, pp. 7-11. Available at: http ://j ournal-science.org/ru/magazine/20.html.
3. Anisimova E. A. Methodical approaches to sports training improvement among qualified female-sprinters. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury: trener: zhurnal v zhurnale [Theory and practice of physical culture: trainer: journal in a journal], 2013, no. 3, pp. 66-68. (in Russian).
4. Balsevich V. K. Sport without doping: fantasy or inevitability. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury [Theory and practice of physical culture], 2004, no. 3, pp. 29-30. (in Russian).
5. Borzov V. F. Sekrety skorosti [Secrets of speed]. Moscow, Physical culture and sport, 1973, 64 p. (in Russian).
6. Denisov E. Track and field against doping. Legkaya atletika [Track and field], 2006, no. 12, pp. 12-14. (in Russian).
7. ^stunim L.I., Markin M.O. Conditions
of low start fulfillment skills formation in sprint.
114
Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2014, vol. 9 no.1, pp. 4046. Available at: http://journal-science.org/en/article/9. html. DOI: 10.14526/16_2014_16.
8. Kuznetsova Z.M., Aypova V.K. Educational services branding in physical culture and sport institute: modern approaches. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2014, vol.9, no. 1, pp. 20-24. Available at: http://journal-science.org/ru/article/4.html. DOI: 10.14526/13_2014_13.
9. Low Benjamin Krasota sporta [Beauty of sport]. Moscow, Raduga, 1984, 256 p. (in Russian).
Подано: 01.12.2016 г. Принято: 04.12.2016г.
10. Nazarenko L. D. Fiziologiya fizicheskogo vospitaniya i sporta [Physiology of physical upbringing and sport], Ulyanovsk, 2000, 144 p. (in Russian).
11. Nazarenko L. The leading role of the educational aspect in improving the system of sports training / L. Nazarenko, E. Anisimova // Contemporary Science and Education in America, Africa and Eurasia : Proceedings of the IX International Academic Congress (Brazil, Rio de Janeiro, 18-20 August 2015). Volume III. "UFRJ Press", 2015. - 476-484 p.
12. Nazarenko, L. D. Upbringing in sport. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury [Theory and practice of physical culture], 2016, 92 p. (in Russian).
13. Rodchenkov G. Struggle with doping in sport: 2004-th Olympic Year. Legkaya atletika [Track and field], 2004, no. 8/9, pp. 48-52. (in Russian).
Назаренко Людмила Дмитриевна - доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой биологии человека и основ медицинских знаний ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700 E-mail: ld_nazarenko@mail.ru
Костюнина Любовь Ивановна - доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»,
Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700 Тимошина Ирина Назимовна - доктор педагогических наук, профессор, декан факультета физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700