DOI 10.14526/02_2018_322 УДК 796 ББК 75. 1
КОНЦЕПЦИЯ УКРЕПЛЕНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ СПОРТА, НЕ СОВМЕСТИМЫХ С ДОПИНГОМ
Назаренко Л.Д.1, Кузнецова З.М.1, Мещеряков А.В.1
1ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.
Ульянова»
Россия, г. Ульяновск, ld_nazarenko@mail. ru, kzm_diss@mail.ru
Аннотация. Резкое возрастание числа атлетов, употреблявших допинг и стимулирующие вещества, получивших тяжелые заболевания и преждевременно ушедших из жизни, свидетельствует о необходимости объединения усилий разных стран, их координации для решения этой сложной проблемы. Сложившаяся ситуация усугубляется тем, что страдают наиболее активные, молодые, интеллектуально и физически развитые молодые люди, призванные принести пользу своему государству, стать примером для подражания новым поколениям. Недопустимо, чтобы интересы бизнеса, коммерции, личной выгоды отдельных предпринимателей были выше ценностей здоровья и жизни подростков и молодежи, занимающейся спортом. Материалы. В данной статье рассматривается концепция возвращения нравственных основ спорта, созвучная с идеалами всемирно известного просветителя, гуманиста и педагога Пьера де Кубертена - основоположника современного олимпийского движения. Методы исследования: анализ научно-методической литературы, обобщение наследия Пьера-де-Кубертена, педагогический эксперимент, беседы, опрос, дискуссии, анкетирование, статистическая обработка данных. Результаты. Авторами выявлены основные причины употребления допинга; этапы разработки и массового распространения синтезированных искусственным путем различных видов допинга и стимуляторов. Рассматриваются конкретные направления борьбы с допингом, реализация которых требует координации и консолидации усилий международных спортивных организаций и комиссий, заинтересованных в решении данной проблемы. Заключение. Результаты педагогического эксперимента и анкетирования показали, что основной причиной лояльного отношения к допингу является отсутствие глубоких знаний по разрушительному воздействию запрещенных препаратов на организм спортсменов; недостаточный уровень физической и технической подготовленности атлетов; неготовность многих тренеров к разработке индивидуальных эффективных методик и технологий совершенствования спортивного мастерства своих учеников; сложившаяся практика признания вины только одного спортсмена за применение допинга, в то время как врач команды и тренер не несут никакой ответственности; отсутствие уголовного наказания за использование, хранение и распространение допинга и стимулирующих веществ. Целенаправленная, организованная на высоком уровне пропаганда нравственных основ спорта будет способствовать пониманию несовместимости употребления допинга с укреплением и сохранением здоровья.
Ключевые слова: спорт, допинг, стимулирующие вещества, причины употребления, организация просветительской работы.
Для цитирования: Назаренко Л.Д., Кузнецова З.М., Мещеряков А.В. Концепция укрепления нравственных основ спорта, не совместимых с допингом. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(2): 166-175. DOI 10.14526/02 2018 322
CONCEPTION OF SPORT MORAL BASIS STRENGTHENING, NOT COMPATIBLE
WITH DOPING
Nazarenko L.D.1, Kuznetsova Z.M.1, Meshcheryakov A. V.1
1 Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Ulyanovsk State Pedagogical University Named After I.N. Ulyanov" Russia, Ulyanovsk, ld_nazarenko@mail.ru, kzm_diss@mail.ru
Annotation. Expansive growth of athletes, who took doping and stimulating substances, had devastating diseases and died too soon, underlines the necessity to combine and coordinate the efforts of different countries in order to solve this difficult problem. The existing situation is also complicated by the fact, that the victims are the most active, intellectually and physically developed young people, who are to be useful for their country, be the example for new generations. It is inadmissible to make business, commerce interests, individual self-interest of the separate entrepreneurs more important than health and life of teen-agers and young people, who go in for sports. Materials. The article is about the conception of sport moral basis return, which is in harmony with the ideals of a well-known enlightener, humanist and educator Pierre de Coubertin, who is the founder of modern Olympic movement. Research methods: scientific-methodical literature analysis, summing up the heritage of Pierre de Coubertin, pedagogical experiment, conversations, questioning, discussions, questionnaire survey, statistical data handling. Results. The authors revealed the main reasons for doping taking; the stages of creation and mass distribution of synthesized man-made different kinds of doping and stimulants. The definite directions of struggle with doping are considered, the realization of which demands coordination and efforts consolidation of international sports organizations and committees, interested in this problem solution. Conclusion. The results of the pedagogical experiment and a questionater survey showed that the main reason for loyal attitude to doping is the absence of deep knowledge concerning ruinous influence offorbidden preparations on athlete's organism; insufficient level of physical and technical readiness of athletes; unwillingness of many trainers to create individual effective methodologies and technologies of own students' sportsmanship improvement; the existing practice of admitting only a sportsman's guilt for using doping, at the same time, the doctor of the team and a trainer bear no responsibility for it; no penal sanction for doping use, keeping and distribution. A purposeful, organized propaganda of moral basis of sport will provide incompatibility understanding of doping taking and health preservation and improvement. Keywords: sport, doping, stimulating substances, the reasons for doping taking, educational activity organization.
For citations: Nazarenko L.D., Kuznetsova Z.M., Meshcheryakov A.V. Conception of sport moral basis strengthening, not compatible with doping. The Russian Journal of Physical Education and Sport (Pedagogico-Phycological and Medico-Biological Problems of Physical Culture and Sports). 2018; 13(2): 166-175. DOI 10.14526/02_2018_322
ВВЕДЕНИЕ
Спорт, наряду с искусством, на всех этапах общественного развития занимал важное место для самопознания,
самосовершенствования и самореализации, усвоения норм и правил взаимодействия с окружающими людьми, повышения своего социального статуса. Зрелищность соревнований атлетов с высоким уровнем физической подготовленности, красивым телосложением, рационально
организованной деятельностью,
высокотехническими движениями; их драматизм, непредсказуемость победителя; самоотверженность и мужество в достижении цели во все времена составляли духовные ценности спорта, его огромное воспитательное воздействие. Одним из самых ярких спортивных событий являются Олимпийские игры, возникшие еще в древние времена. Их главной особенностью явилась связь с
различными видами искусства, поэзией и литературой, что подчеркивало стремление людей к разностороннему, гармоничному развитию. На время проведения Олимпийских игр
прекращались войны, что усиливало их значимость как главного культурного события, позволявшего поставить красоту и здоровье, физическое совершенство на ведущее место среди других человеческих ценностей.
Участники древних Олимпийских игр для достижения высоких спортивных результатов широко использовали различные стимулирующие вещества растительного происхождения в виде трав, листьев, семян, экстрактов психотропных грибов. Индейцы Южной Америки жевали листья коки для устранения усталости и возникновения оптических иллюзий во время религиозных обрядов.
Представители других народов с этой целью применяли семена кунжута, настои мухомора и др. В то время не могло быть и речи о каких-либо методиках спортивной подготовки, а также научных исследованиях по воздействию
стимулирующих веществ на организм. После возрождения современных Олимпийских игр появилось большое количество фармакологических средств (кодеин, стрихнин и др.), применение которых не запрещалось правилами соревнований, однако придавало другую направленность олимпийскому движению. Первым научился синтезировать природные растительные вещества искусственным образом Лазар Эдэлиано, открыв бензедрин (амфетамин), в конце Х1Х века входивший в состав препаратов от кашля, смягчающих боль в горле. Амфетамин использовался также как болеутоляющее средство. Началом широкого распространения допинга является 1935 год, когда ученый химик Леопольд Ружичка из Югославии выделил и синтезировал анаболические стероиды. Американский врач Джон Зиглер в 1958 г. впервые применил один из анаболических стероидов (дианабол) для
сборной команды США по тяжелой атлетике. Препарат стимулировал синтез белка и способствовал более быстрому восстановлению мышц после больших тренировочных нагрузок. Под воздействием дианабола
увеличивалось нервное напряжение, усиливалось сокращение работающих групп мышц. Это повышало скорость бега на спринтерских дистанциях, быстроту двигательной реакции и обеспечило его широкое использование в спортивных играх и в легкой атлетике. Затем американские фармацевты приступили к выпуску анаболических стероидов, пользующихся огромным успехом у спортсменов. Когда выяснилось, что эти препараты оказывают тяжелые побочные эффекты, вплоть до смертельных случаев, атлеты и их тренеры уже не могли от них отказаться. Только за период с 1960 по 1967 годы было официально зарегистрировано более 30 летальных исходов спортсменов в связи с употреблением допинга. Целью данной работы явилось теоретическое обоснование основных направлений освобождения спорта от стимуляторов и допинга. Задачи: 1. Выявить причины употребления допинга. 2. Разработать способы искоренения допинга из спорта и проверить их эффективность в ходе педагогического эксперимента.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Приложив огромные усилия для возрождения современного олимпийского движения, французский гуманист, педагог и демократ Пьер де Кубертен подчеркивал, что олимпизм, соединяющий спорт с культурой и образованием, стремится к созданию образа жизни, основанного на радости от мышечных усилий, воспитательной значимости хорошего примера, социальной ответственности, а также на уважении к общечеловеческим этическим ценностям [2, 3, 5]. Массовое применение стимулирующих веществ и допинга с целью достижения
победного результата ставило спортсменов в неравное положение. Игнорирование данных об их разрушительном воздействии на организм превратили Олимпийские игры в бизнес-шоу с большим количеством тяжелобольных и ушедших из жизни спортсменов - цвета нации, призванных стать образцом для подрастающих поколений. Применение анаболиков дало спортсменам бывшей ГДР возможность завоевать 384 олимпийские медали на пяти Олимпийских играх: 1972, 1976, 1980, 1984 и 1988 годов. Однако тяжелые последствия воздействия допинга на организм заставили 160 чемпионов Олимпиады, из уже объединенной Германии, обратиться в суд с иском против фармацевтической компании, производившей анаболики по заказу своего правительства. В ответ фармацевты резонно заметили, что не могут нести ответственность за способы использования их препаратов врачами, тренерами, спортсменами. В странах Европейского Союза в течение 2001-2003 годов в результате применения допинга погибли 70 футболистов-юниоров в возрасте 14-18 лет.
По мере разработки и систематического использования допинга и стимуляторов все очевиднее стали проявляться их разрушительные воздействия. Повышение умственной и физической
работоспособности, отсутствие признаков утомления организма, его потребности в отдыхе приводило к перенапряжению функциональных систем и нередко к летальному исходу [5. 6. 8. 9. 14]. Негативные последствия употребления этих препаратов привели к осознанию необходимости их запрета. Однако, несмотря на принятие международной конвенции о запрещении допинга (1989), его широкое распространение и массовое употребление не снизилось. Анализ литературных источников по данной проблеме, изучение мнения тренеров и спортсменов, результаты наших исследований позволили выявить
основные причины широкого
распространения запрещенных веществ:
- недостаточный уровень тренированности;
- неуверенность в себе; -несформированность навыков управления психоэмоциональным состоянием в стрессовых условиях соревновательной деятельности;
- отсутствие навыков реализации волевого потенциала, психологического настроя на достижение поставленной цели;
- официальное разрешение их применения на предыдущих Олимпийских играх;
- непонимание значимости духовных ценностей спорта для нравственного развития спортсмена [1, 2, 10, 12 и др.]. Одной из главных причин употребления различных видов допинга является их использование в терапевтической медицине, отсутствие четких разграничений между лекарственными и допинговыми препаратами. Так, бета-миметики, применяемые в лечебной практике, значительно улучшают дыхательный процесс, что имеет большое значение в циклических видах спорта для стайеров, велосипедистов и др. Сборные команды Франции и Норвегии их используют официально, якобы для лечения бронхиальной астмы, и добиваются выдающихся результатов. Американским теннисисткам сестрам Уильямс также разрешено принимать мельдоний для укрепления сердечной мышцы, а российскую спортсменку Марию Шарапову за употребление данного препарата с этой же целью дисквалифицировали. Непонятно, почему атлеты, страдающие бронхиальной астмой и нуждающиеся в лечении, допускаются к Олимпийским играм и другим международным соревнованиям наряду со здоровыми?
Употребление стимулирующих веществ и допинга не снижается и по другой причине. В настоящее время в списках запрещенных препаратов более 300 наименований, которые в качестве структурных компонентов могут входить в
огромное количество различных лекарств под многими тысячами названий. Кроме того, стимуляторы и допинги добавляют в пищевые продукты и в БАДы, приобретаемые в аптеках [4, 7, 11, 13]. Если участники древних Олимпийских игр употребляли листья колы, семена кунжута и другие стимулирующие вещества, не зная о последствиях их воздействия на организм, то сегодня о катастрофических разрушениях организма допингом хорошо известно тренерам и врачам сборных национальных команд. Разные группы допингов оказывают специфическое воздействие на физиологические системы. Например, анаболические стероиды вызывают бесплодие, возникновение и увеличение опухолей, психических синдромов, нарушение функций почек и печени. При продолжительном
употреблении эритропоэтина образуются тромбы, меняется структура красного костного мозга. Применение диуретиков, соматотропина, амфетаминов и др. вызывает нарушение метаболизма, гормонального обмена, ориентировки в пространстве и времени, потерю сознания, летальный исход. Наркотические анальгетики: кокаин, промедол, кодеин, фортрал и др. - подавляют чувство голода, потребность в сне, являются мочегонными средствами, увеличивают мышечный тонус, снижают утомление. Повышение выносливости создает условия для более высоких результатов, превышающих функциональные возможности. Организм любого человека имеет свои пределы, ограничивающие умственную и физическую работоспособность. Выход за эти пределы приводит к патологическим состояниям.
Некоторые страны предпринимают попытки борьбы с допингами. Так, в США создана комиссия для разработки программы «нулевой терпимости допинга» и выделены большие деньги. Однако количество американских спортсменов, принимающих допинг, не уменьшается. Россия также предпринимает огромные усилия для очищения спорта от
запрещенных препаратов. Очевидно, что решение этой сложной проблемы требует тщательно продуманного,
скоординированного сотрудничества
многих стран, содержание которого должно включать следующие направления:
- создание деполитизированных международных организаций с участием представителей всех развитых стран, контролирующих допуск спортсменов к Олимпийским играм и другим международным соревнованиям с учетом состояния их здоровья, не требующего применения любых лекарственных средств, тем более содержащих допинг;
- разграничение ответственности фармацевтических форм и компаний, коммерческих организаций и федераций по видам спорта за производство и распространение допинга и стимуляторов;
- установление четких границ между терапевтическими средствами, допингом и стимулирующими веществами, запрещенными МОК;
- проведение тщательного компетентного расследования каждого случая применения допинга без политических пристрастий;
- организацию целенаправленной разъяснительной деятельности о разрушительном воздействии допинга на организм;
- пропаганду нравственных основ спорта, их значимости для разностороннего, гармоничного развития личности;
- обеспечение равных условий для всех спортсменов;
- наказание за применение запрещенных препаратов не только спортсмена, но также врача команды и тренера;
- усиление нравственно-этической и эстетической составляющей олимпийского движения и спорта в целом. Безнравственность использования допинга в спорте состоит в неравных условиях ведения соревновательной борьбы. У всех народов мира веками вырабатывались правила ведения честной спортивной борьбы:
- «лежачего не бьют»;
- «двое дерутся - третий не лезь»;
- «ниже пояса не бить» и др. Если уровень физической,
психологической, технико-тактической подготовленности атлета зависит от тренера и спортсмена, их творческого, волевого и интеллектуального потенциала и способов его реализации, то применение допинга и стимулятора позволяет атлету с более низким уровнем тренированности и спортивного мастерства добиться преимущества над более подготовленным. Кроме того, несовершенный механизм допинг-контроля приводит к наказанию невиновного спортсмена, так как его организм может отличаться врожденным повышенным уровнем содержания гемоглобина или отреагировать на нейтральный препарат, не имеющий отношения к допингу или стимулятору. Необходимо также учитывать, что в
различия правовых норм в отношении применения допинга и стимуляторов, что ставит атлетов в неравные условия ведения спортивной борьбы. Обращает на себя внимание также факт, препятствующий эффективной борьбе с допингом: в специальной литературе, подчеркивается, что допинг является наркотиком, однако за его изготовление, распространение и использование никто не несет уголовной ответственности. Эта правовая коллизия должна быть устранена, что позволит существенно изменить ситуацию. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
С целью выявления отношения тренеров и спортсменов к употреблению
стимуляторов и допинга нами была разработана анкета и проведен письменный опрос.
разных странах имеются существенные
АНКЕТА
Цель: выявление отношения тренеров и спортсменов к употреблению допинга
№ п/п Содержание вопросов Варианты ответа
Да Нет Не знаю
1 Является ли употребление допинга личным делом спортсмена?
2 Нужно ли официально разрешить допинг в спорте?
3 Считаете ли Вы эффективной борьбу МОК с допингом?
4 Можно ли, по Вашему мнению, очистить спорт от допинга?
5 Имеют ли, на Ваш взгляд, спортсмены, применяющие стимулирующие вещества или допинг, преимущество перед соперниками?
6 Нужно ли наказывать за употребление допинга не только спортсмена, но и врача команды, а также тренера?
7 Можно ли допускать к соревнованиям спортсменов, страдающих бронхиальной астмой и употребляющих допинг, входящий в состав терапевтических препаратов?
8 Известны ли Вам причины применения допинга?
9 Знаете ли Вы, кто, когда и с какой целью создал допинг
10 Известно ли Вам разрушительное воздействие допинга на организм?
11 Знаете ли Вы, сколько спортсменов погибли из-за применения допинга?
12 Нужно ли, по Вашему мнению, ввести уголовную ответственность за употребление, хранение и распространение допинга и стимуляторов?
13 Может ли спортсмен использовать допинг без ведома тренера?
14 Возможен ли, по Вашему мнению, рост спортивных результатов без применения запрещенных веществ?
15 Может ли попасть допинг в организм спортсмена случайно или без его ведома?
16 Всегда ли спортсмен виноват в присутствии допинга в его организме?
17 Справедливы ли наказания МОК и ВАДА всех спортсменов, уличенных в употреблении допинга?
18 Эффективна ли, на Ваш взгляд, деятельность МОК по искоренению допинга из спорта?
Спасибо! Анкету можно не подписывать!
В анкетировании приняли участие 140 тренеров и квалифицированных спортсменов разного возраста, опыта педагогической и соревновательной деятельности, уровня мастерства; из них 74 атлета и 66 тренеров по разным видам спорта. Анализ полученных ответов показал, что 81% тренеров считают, что без фармакологических средств невозможно показать высокий спортивный результат. 83% спортивных педагогов отметили, что стимулирующие вещества и допинг принимают все спортсмены. 91% опрошенных тренеров убеждены, что очистить спорт от допинга невозможно; 92% отметили, что допинг, как и лекарственные препараты, имеет различные побочные воздействия, но при их правильном использовании тяжелых последствий можно избежать; 29% респондентов уверены, что допинг может быть подброшен спортсмену конкурентом; 77% убеждены, что к соревнованиям, и особенно к Олимпийским играм, нужно допускать практически здоровых спортсменов, не нуждающихся в лекарственных средствах, особенно в средствах, содержащих допинг; 96% опрошенных считают деятельность МОК и ВАДА необъективной и недостаточно эффективной.
Из числа спортсменов, принявших участие в анкетировании, 74% уверены, что все выдающиеся результаты в спорте достигнуты с помощью употребления стимуляторов и допинга; 79% считают, что допинг принимают все
высококвалифицированные атлеты; 63%
отметили, что в современном спорте уже невозможно обойтись без допинга; 88% имеют поверхностное представление о физиологическом воздействии допинга на организм; 97% респондентов указали, что спортсменов, страдающих бронхиальной астмой. допускать к соревнованиям нельзя; 17% опрошенных считают, что необходимо ввести уголовную
ответственность за употребление, хранение и распространение допинга; 96% убеждены в несправедливом отношении ВАДА и МОК к российским спортсменам. Опрошенные спортсмены были распределены на две группы: контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ), по 37 человек в каждой. В КГ тренировочные занятия проводились в соответствии с годичной программой спортивной подготовки. В ЭГ читался спецкурс «Стимуляторы и допинги в жизни и в спорте» с целью формирования знаний об их происхождении, истории применения, о механизмах воздействия различных стимулирующих веществ и допинга на физиологические системы. Спортсмены усваивали понятия «стимулирующие вещества», «допинг», «наркотик», закономерности изменения
физиологических функций под
воздействием различных стимулирующих веществ. В ЭГ изучалось содержание деятельности ВАДА и МОК по искоренению допинга в спорте; антидопинговых служб и лабораторий; выявлялись их связь с терапевтическими средствами, различия в характере воздействия.
Студенты ЭГ знакомились с содержанием Конвенции против применения допинга, особенностями влияния на организм различных запрещенных препаратов. Во время учебных дискуссий выявлялись причины использования допинга, нравственный аспект его применения. Большое внимание уделялось вопросам возникновения допинга, признакам применения и последствиям
разрушительного воздействия, принципам воздействия на функциональные системы. На практических занятиях
рассматривались виды
психостимулирующих препаратов, их побочные воздействия; анаболические стероиды и допинги нестероидной структуры; особенности влияния на организм эфедрина, кофеина, и других стимуляторов. Были проведены дискуссии по темам: «Нравственные аспекты применения допинга»; «Наследие Пьера-де-Кубертена, его концепция возрождения современных Олимпийских игр»; «Нравственные идеалы в спорте и их взаимоотношения с допингом». Спортсменам ЭГ было предложено разработать собственную программу борьбы с допингом. После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное анкетирование. Сопоставительный анализ полученных данных показал, что характер ответов изменился. Однако если в КГ изменения были несущественными: от 1,0 до 3,0%, то в ЭГ была выявлена значительная разница в восприятии, понимании и оценке вопросов, раскрывающих остроту проблемы употребления допинга спортсменами различных стран. Если 63,0% респондентов ЭГ первоначально считали, что достижение высоких результатов нереально без употребления стимуляторов и допинга, то после завершения педагогического эксперимента количество студентов, оставшихся на прежней точке зрения, уменьшилось до 37,0%.
До проведения педагогического эксперимента 88,0% спортсменов имели
поверхностное представление о побочном влиянии допинга на физиологические системы; после изучения специального курса, активного участия в диспутах по проблеме допинга в спорте на прежнем уровне знаний о разрушительном воздействии допинга остались только 11,7% респондентов. Спортсмены ЭГ изменили свое отношение и к вопросу «Можно ли допускать к соревнованию атлетов, страдающих бронхиальной астмой, принимающих лекарственные препараты, содержащие допинг?» Все 100% опрошенных дали отрицательный ответ. Подобная динамика изменения характера ответов на вопросы анкеты в ЭГ была выявлена и по другим позициям. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, результаты
педагогического эксперимента показали, что формированием отношения
спортсменов к употреблению допинга и стимуляторов можно управлять путем формирования системы специальных знаний с использованием активных форм и методов обучения, создания творческой атмосферы, позволяющей спортсмену не только выяснить интересующие его вопросы, но и высказать собственное мнение и суждение по рассматриваемой проблеме. Такой подход к организации просветительской деятельности,
направленной на раскрытие
отрицательных, скрытых сторон употребления допинга привел к осознанию несовместимости нравственных основ спорта с применением запрещенных препаратов, пониманию роли спорта для духовно-нравственного, гармоничного развития личности.
Список литературы
1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. М.: Теория и практика физической культуры. 2000: 275.
2. Бальсевич В.К. Природные и социальные ресурсы развития двигательного потенциала. М.: РГУФКСМиТ. 2012: 35.
3. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина. 1966: 106.
4. Колесник И.С. Актуализация проблемы формирования личности в процессе занятий
боксом. Теория и практика физической культуры. 2007; 5: 46-48.
5. Колесник И.С. Личность боксера. М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта». 2008: 159.
6. Литинская Е.А. Допинг в спорте: социально-философский аспект. Вести Волгогр. гос. ун-та. 2011; 3: 186-191.
7. Международные нормативно-правовые документы по антидопинговому контролю. М.: Четыре четверти. 2008: 55.
8. Назаренко Л.Д., Анисимова Е.А. Воспитание в спорте. М.: Теория и практика физической культуры и спорта. 2015: 80.
9. Назаренко Л.Д. Физиология физических упражнений. Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н.Ульянова». 2017: 262.
10. Назаренко Л.Д., Костюнина Л.И., Тимошина И.Н. Проблемы использования допинга в спорте. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2016; 12(4): 108-115. URL: http://www.iournal-science.org/ru/article/682.html. DOI 10.14526/01_1111_157.
11. Назаренко Л.Д. Механизм воздействия допинга на физиологические системы организма спортсмена. Современные проблемы физического воспитания и безопасности жизнедеятельности в системе образования: Материалы всероссийской науч. -практ. конф. (Ульяновск, 17 ноября 2017 г.). Ульяновск: УлГПУ им. И. Н. Ульянова. 2017: 61-65.
12. Назаренко Л.Д., Колесник И. С., Осипов Д.А. Физиологические основы совершенствования системы спортивной подготовки боксеров. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2017; 12(4): 169-177. URL: http://www.journal-science.org/ru/article/927.html. DOI 10/14526/ 04_2017_277.
13. Родченков Г. Краткий курс истории Всемирного антидопингового агенства (ВАДА). Легкая атлетика. 2006; 718: 42-44.
14. Горчакова Н.А., Гудовок Я.С., Гунина Л.М. Фармакология спорта. К.: Олимп. лит-ра. 2010: 640.
15. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes training based on a complex assessment of functional state. In
Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus).
16. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Reserve Capacity of young Athletes' Organism. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).
References
1. Balsevich V.K. Ontokineziologiya cheloveka [Ontokinesiology of a person]. Moscow: Theory and practice of physical culture. 2000: 275.
2. Balsevich V.K. Prirodnye I social'nye resursy razvitiya dvigatel'nogo potenciala [Natural and social resources of motional potential development]. Moscow: RSUPCSYT. 2012: 35.
3. Bernshteyn N.A. Ocherki po fiziologii dvizhenij I fiziologii aktivnosti [Essays of physiology of movements and physiology of activity]. Moscow: Medicine. 1966: 106.
4. Kolesnik I.S. The problem actualization of personality formation during boxing lessons. Teoriya ipraktika fizicheskoj kul'tury = Theory and practice of physical culture. 2007; 5: 46-48 [In Russ., In Engl.].
5. Kolesnik I.S. Lichnost' boksera [A personality of a boxer]. Moscow: Scientific-publishing center "Theory and practice of physical culture and sport". 2008: 159.
6. Litinskaya E.A. Doping in sport: social-philosophical aspect. Vesti Volgogradskogo gos.universiteta. 2011; 3: 186-191 [In Russ.].
7. Mezhdunarodnye normativno-pravovye dokumenty po antidopingovomu kontrolyu [International normative-juridical documents of antidote control]. Moscow: Chetyre chetverti. 2008: 55.
8. Nazarenko L.D, Anisimova E.A. Upbringing in sport. Moscow: Theory and practice of physical culture and sport. 2015: 80.
9. Nazarenko L.D. Fiziologiya fizicheskih uprazhnenij [Physiology of physical exercises]. Ulyanovsk: FSBEEHE "Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov". 2017: 262.
10. Nazarenko L.D., Kostyunina L.I., Timoshina I.N. Problems of doping use in sport. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport. 2016; 12(4): 108-115. URL: http ://www. j ournal-science.org/ru/article/682.html. DOI 10.14526/01_1111_157.
11. Nazarenko L.D. Mechanism of doping influence on physiological systems of a sportsman's organism. Sovremennye problemy fizicheskogo vospitaniya I bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti v sisteme obrazovaniya: Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Ulyanovsk, 17 noyabrya 2017g.) [Urgent problems of physical upbringing and life safety in the system of education: Materials of All-Russian scientific-practical conference (Ulyanovsk, November, 17, 2017.)]. Ulyanovsk: Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov. 2017: 61-65.
12. Nazarenko L.D., Kolesnik I.S., Osipov D.A. Physiological basis of sports training system development among boxers. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport. 2017; 12(4): 169-177. URL:
http://www.journal-science.org/ru/article/927.html. DOI 10/14526/ 04_2017_277 [In Russ., In Engl.].
13. Rodchenkov G. Short course of World Anti-Doping Agency history (WADA). Legkaya atletika. 2006; 718: 42-44 [In Russ.].
14. Gorchakova N.A., Gudovok Y.S., Gunina L.M. Farmakologiya sporta [Pharmacology of sport]. K.: Olympic literature. 2010: 640.
15. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes training
Подано: 24.05.2018
based on a complex assessment of functional state. In
Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus).
16. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Reserve Capacity of young Athletes' Organism. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).
Назаренко Людмила Дмитриевна - доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700 г. Ульяновск, Площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4, e-mail: ld nazarenkoamail. ru
Кузнецова Зинаида Михайловна - доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700 г. Ульяновск, Площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4, e-mail: kzm dissamail. ru
Мещеряков Андрей Викторович - кандидат биологических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700 г. Ульяновск, Площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4
DOI 10.14526/02_2018_323 УДК 796.015
ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ ПЛОВЦОВ-ВЕТЕРАНОВ К ТРЕНИРОВОЧНОЙ И
СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 2 Распопова Е.А. , Хорошева О.А.
1 ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта,
молодежи и туризма», Россия, г. Москва, raspopova48@mail.ru 2ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», Россия, г. Москва, rcchinamar@rambler.ru
Аннотация. Спортсмены, выступающие в категории «Мастерс», присоединяются к ветеранскому движению по разным причинам. Некоторые пловцы ранее выступали в соревнованиях высокого уровня, некоторые занимались другими видами спорта, кто-то просто начал заниматься плаванием в зрелом возрасте в качестве хобби. Соответственно, отношение пловцов-ветеранов к собственной тренировочной и соревновательной деятельности будет различаться. Материалы. В статье рассматривается отношение пловцов-ветеранов к ветеранскому движению и особенности тренировочного процесса в его