DOI 10.14526/01_1111_149 УДК 796. 422 ББК 75. 711. 5
ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕГА НА КОРОТКИЕ
ДИСТАНЦИИ
Л.Д. Назаренко - доктор педагогических наук, профессор, М.О. Маркин - кандидат педагогических наук, доцент, А.А. Егорова - магистрант, Ю.Д. Романова - магистрант ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.
Ульянова»,
Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700
E-mail: ldnazarenko@mail.ru
Аннотация. Бег на короткие дистанции характеризуется наиболее сложной техникой, что в значительной степени объясняет сравнительно медленный прирост результатов, удлиняет сроки подготовки высококвалифицированных спринтеров. Это обусловливает необходимость постоянного совершенствования методики подготовки бегунов, выявления и анализа основных и дополнительных факторов, влияющих на увеличение скорости преодоления соревновательной дистанции. Материалы. Совершенствование физиологического механизма беговых шагов на короткие дистанции позволяет с новых позиций определить значимость индивидуальных особенностей каждого спортсмена, знание которых обусловливает выбор наиболее эффективных средств и методов спортивной тренировки. В статье изложен новый подход к разработке методики совершенствования индивидуальной техники бега на спринтерской дистанции на основе выявления физиологического механизма беговых шагов; факторов, влияющих на результативность бега; комплекса педагогических условий, реакция которых способствует своевременной коррекции техники беговых шагов с учетом особенностей механизма взаимодействия с опорой. Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка данных. Результаты. Разработанная методика была апробирована в ходе педагогического эксперимента. Одним из новых элементов методики совершенствования техники бега явилось разъяснение спортсменкам физиологического механизма беговых шагов на короткие дистанции, что обусловило понимание ими значимости четкого выполнения специальных упражнений в соответствии с заданными пространственно-временными и пространственно-силовыми параметрами. При этом значительнее внимание уделялось вариативности формирования двигательных навыков, путем использования различных условий выполнения системы двигательных заданий. Разнообразие методов спортивной тренировки, а также методических приемов, позволило максимально учитывать индивидуальные особенности спринтеров. Заключение. Как показали результаты педагогического эксперимента, новые элементы, входящие в содержание методики совершенствования техники беговых шагов на короткие дистанции способствовали восприятию новизны в тренировочном процессе, что вызвало повышенный интерес спортсменок, активизировало их познавательную и двигательную деятельность. Это также явилось одним из факторов повышения результативности соревновательной деятельности бегуний экспериментальной группы.
Ключевые слова: бег, короткие дистанции, физиологический механизм, управление, методика, педагогический эксперимент.
THE PECULIARITIES OF SPRINT TECHNIQUE IMPROVEMENT
Ludmila D. Nazarenko - doctor of pedagogics, professor, Michail O. Markin - candidate of pedagogics, assistant professor, Anna A. Egorova - undergraduate, Ylia D. Romanova - undergraduate Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, 4, area of 100 th anniversary of V.I. Lenin's birth, Ulyanovsk, 432700, Russia
E-mail: ld nazarenko@mail.ru
Annotation. Sprint is characterized by more difficult technique and it conditions relatively slow increase of results, makes training period of highly-qualified sprinters longer. It causes the necessity to develop constantly the methodology of training sprinters, the main and additional factors revelation and analysis, which influence the speed of running. Materials. Physiological mechanisms of the running steps improvement in sprint helps to determine from new positions the importance of each sportsman's individual peculiarities, which condition the choice of more effective means and methods of sports training. The article is about a new approach to the methodology of individual sprint technique improvement on the basis of physiological mechanism of the running steps; factors, which influence the effectiveness of running revelation; complex of pedagogical conditions determination, reaction of which provides timely correction of the running steps technique, taking into consideration the peculiarities of the mechanism of interaction with the support. Research methods: scientific-methodical literature analysis and summarizing, pedagogical experiment, testing, statistical data handling. Results. Created methodology was approved during the pedagogical experiment. One of new elements of sprint technique development methodology was a physiological mechanism of sprint running steps explanation to sportsmen and it conditioned their understanding the importance of special exercises clear fulfillment in accordance with the set spatio-temporal and spatio-power parameters. At the same time, great attention was paid to variability of motional skills formation, by means of different fulfillment conditions of motional tasks system use. Variety of sports training and methodological techniques methods helped to take into consideration individual peculiarities of sprinters. Conclusion. As the results of pedagogical experiment showed, new elements, which are included into the content of sprint running steps improvement technique methodology provided the perception of novelty in the training process and it caused great interest of female athletes, activated their cognitive and motional activity. It also became one of the competitive activity effectiveness increase factors among female sprinters from the experimental group.
Keywords: running, short distances, physiological mechanism, control, methodology, pedagogical experiment.
Актуальность. Среди различных видов легкоатлетического бега наиболее сложным по технике является спринтерский бег с характерной для него максимальной интенсивностью. Это обусловлено рациональной организацией деятельности организма в максимально короткий период времени, что требует предельно быстрой мобилизации
функциональных резервов. Обеспечение эффективной работоспособности в короткий временной отрезок с максимально возможным нервно-мышечным напряжением является своеобразным стрессом, преодоление которого требует постоянного
совершенствования физической, технико-тактической и психологической
подготовки. Психоэмоциональная
готовность к решению сложной двигательной задачи начинается с рационального принятия низкого старта; оптимальное расположение частей и звеньев тела в решающей мере определяют эффективность первых беговых шагов [1]. В данном виде дистанции существенно возрастает значимость выявления и учета индивидуальных возможностей и способностей спортсмена. В зависимости от соотношения росто-весовых показателей и длины нижних и верхних конечностей значительно меняется техника выполнения старта, стартового разгона, а также бега по прямой и на финише. Одной из особенностей работы мышц спринтера является необходимость их адаптации к работе в анаэробных условиях.
Целью данной работы является теоретическое обоснование
необходимости совершенствовании
индивидуальной техники бега
квалифицированных бегуний на короткие дистанции.
Задачи: 1. Выявить
физиологический механизм бега на короткие дистанции.
2. Определить индивидуальные особенности техники бега спринтеров. 3. Разработать методику
совершенствования индивидуальной
техники квалифицированных бегуний.
Материалы. Физиологический механизм бега на короткие дистанции обусловлен мощной импульсацией из работающих мышц в кору больших полушарий. С переходом на новый уровень активности, когда опорно-двигательный аппарат работает с максимальным напряжением,
обеспечивающие вегетативные функции не успевают выйти на требуемый уровень, что приводит к рассогласованию их деятельности. В этот момент особую значимость приобретают волевые усилия спортсмена, за счет проявления которых спринтер преодолевает данный сложный период. Рабочий уровень требует
значительного напряжения регуляторных процессов, обусловливающих
соответствие двигательных и вегетативных функций на достигнутом уровне. По сравнению с бегом на средние и длинные дистанции время такого перехода значительно сокращается [3].
Максимальная интенсивность
беговых шагов обеспечивается высокой активностью нейронов, управляющих деятельностью опорно-двигательного аппарата и воспринимающих мощный поток афферентных импульсов от проприорецепторов работающих мышц. Напряженная работа нервных центров осуществляется на фоне кислородной недостаточности, что быстро приводит к развитию утомления. Мышцы
квалифицированного спринтера способны развивать значительную силу для мощного отталкивания от опоры; отличаются способностью к быстрому сокращению и расслаблению. Благодаря этим качествам спринтер может выйти на индивидуально-предельную скорость бега. «Взрывные» качества мышц, а также способность к быстрому расслаблению, определяют результативность соревновательной
деятельности [9,10].
Одним из факторов, определяющих скорость преодоления дистанции, является оптимальная частота и длина шагов, соотношение которых обусловлено величиной росто-весовых показателей, длиной нижних конечностей, а также уровнем физической и технико-тактической подготовленности.
Деятельность спринтера осуществляется в анаэробных условиях, когда в поддержании скорости ведущая роль принадлежит интенсивности
восстановления макроэргических
фосфорсодержащих соединений: АТФ и КФ. У спринтера за счет психоэмоционального состояния дыхание учащается, кислородный запрос в беге на 100 м достигает от 6 до 13 л. Кислородный долг превышает 90% от кислородного запроса, что свидетельствует о необходимости развития анаэробной
производительности. Однако при этом большое значение имеют и аэробные процессы, которые способствуют укорочению времени восстановления.
С ростом спортивного мастерства увеличение темпа бега осуществляется за счет уменьшения времени опорного периода, длительность которого определяется сложным циклом
нейрофизиологических и биологических процессов. Это свидетельствует о том, что развиваемая спринтером скорость обусловлена не только силовыми и скоростными параметрами работающих мышц, но и высокой координацией движений, благодаря которым структура моторных актов становится более совершенной и экономичной. Как подчеркивает В.К. Бальсевич, 2000, основными параметрами, определяющими скорость бега на короткие дистанции, являются:
- темп и длина беговых шагов;
- длительность опорных и безопорных интервалов;
- время амортизации стопы при постановке опорной ноги на беговую дорожку и отталкивание;
- ритм беговых шагов. [4-6]. Знание данных параметров имеет большое значение для исследования индивидуальных особенностей двигательных действий в беге на соревновательной дистанции, учет которых позволяет выявить закономерности становления собственного стиля бега и увеличивает возможности более эффективного управления процессом совершенствования техники беговых шагов. Новые элементы, входящие в содержание методики совершенствования техники беговых шагов на короткие дистанции способствовали восприятию новизны в тренировочном процессе, что вызвало повышенный интерес спортсменок, активизировало их познавательную и двигательную деятельность. Это также явилось одним из факторов повышения результативности соревновательной
деятельности бегуний экспериментальной группы.
Одним из важнейших структурных компонентов локомоторного акта в беге на короткие дистанции является
отталкивание, обеспечивающее
поступательное движение тела спортсмена в пространстве и времени. Рациональное отталкивание от опоры в значительной мере определяет длительность фазы полета, при этом большое значение имеет высота вылета, обусловленная величиной ускорения в момент завершающей фазы отталкивания. Одним из факторов, обеспечивающих эффективность
отталкивания, является сила мышц нижних конечностей.
Рост спортивных результатов в беге на короткие дистанции в значительной мере определяется рациональным использованием системы специальных упражнений, обеспечивающих увеличение скоростно-силовых качеств. При этом большое значение имеет соответствие используемых средств анатомо-физиологическим параметрам беговых шагов [2, 7, 8, 11]. Мощность отталкивания определяет длину и продолжительность безопорной фазы.
Результаты и их обсуждение. Специфика физической и технической подготовки бегунов на короткие дистанции заключается в необходимости использования скоростно-силовых
упражнений, обеспечивающих укрепление отдельных мышечных групп,
участвующих в выполнении беговых шагов при условии их точного дозирования. При разработке методики совершенствования техники беговых шагов квалифицированных бегуний на короткие дистанции использовались данные положения, определившие выбор системы специальных упражнений, методов тренировки, методических приемов, обусловливающих повышение эффективности используемых средств, а также факторов и условий, влияющих на результативность соревновательной
деятельности.
Преодоление соревновательной дистанции начинается с принятия низкого старта, выход из которого существенно влияет на результат бега, так как при максимально коротком расстоянии каждое движение определяет развитие скорости в той или иной мере. Выбор стартового положения определяется рядом факторов: ростом бегуна, длиной нижних и верхних конечностей, двигательными реакциями на выстрел, способностью к мощному одновременному отталкиванию от площадок стартовой колодки. Из различных вариантов выполнения старта наиболее приемлемый определяется в процессе его многократного выполнения с анализом скорости выполнения первых движений.
Важной особенностью выполнения старта и стартового разгона является необходимость сохранения положения тела, при котором спина почти параллельна поверхности беговой дорожки, что снижает силу сопротивления встречного потока воздуха. При таком положении бегун достигает большей скорости, что позволяет сократить продолжительность стартового разгона. Оптимальным является расположение частей тела, при котором большая часть опорной фазы находится впереди точки опоры, что создает условия для направления мышечных усилий при отталкивании. При постепенном выпрямлении тела нога ставится на проекцию ОЦТ тела, а затем впереди. Это позволяет постепенно увеличивать скорость и удлинять беговые шаги при одновременном уменьшении наклона туловища.
При выпрямлении тела до вертикального положения техника беговых шагов приобретает сходство с характеристиками бега по дистанции. Для усвоения данных особенностей техники бега в начале дистанции при перестройке на ритм, характерный для бега по средней части дистанции, спортсменам
предлагались различные условия
выполнения беговых шагов, начиная со старта:
- бег по небольшой возвышенности,
10-15°;
- бег под уклон,10-15°;
- бег по прямой с небольшим грузом (рюкзак) весом 3-5 кг.
Одним из важных параметров, определяющих технику бега на короткие дистанции, является характер опорных реакций.
Исследования В.Д. Кряжева, 2002, показали, что на скорость отталкивания от опоры существенное влияние оказывает амплитуда вертикальных колебаний ОЦТ, зависящая от продолжительности фазы полета. Оптимальное соотношение длительности безопорной фазы, упругой постановки стопы на дорожку и величины вертикальных колебаний обеспечивается согласованием основных параметров взаимодействия с опорой. Формированию данных навыков способствуют
выполнение следующих упражнений:
- толчком двух, прыжок вперед на правую ногу (переднюю часть стопы) с последующим отталкиванием и бегом по ходу движения;
- толчком двух, прыжок вперед на левую ногу (переднюю часть стопы) с последующим отталкиванием и бегом по ходу движения;
- то же после поворота кругом и т.д.
При этом важно усваивать
рациональные движения верхними конечностями: энергичное движение вниз-назад, при приземлении на переднюю часть правой стопы правая рука опускается вниз и назад. В момент приземления и отталкивания важно усвоить деталь техники, существенно влияющую на эффективность взаимодействия с опорой: приземление на правую ногу для выполнения очень быстрого отталкивания, что исключает момент опускания на всю ступню.
Для закрепления рациональной постановки передней части стопы опорной ноги используются следующие приемы:
- на поверхность кроссовок нанести мел и после выполнения упражнения изучить рисунок отпечатка ступни на опоре;
- в момент постановки опорной ноги зафиксировать расположение частей и звеньев тела относительно опоры;
- из выпада на правой ноге (опора на передней части стопы), левая рука вперед, правая назад, прыжком смена положения ног с продвижением вперед и сменой положения рук.
Ведущими методами тренировки явились: повторный, интервальный, переменный, круговой, игровой и соревновательный (для оценки точности воспроизведения заданных
пространственно-временных и
пространственно-силовых параметров двигательных действий). В процессе целенаправленной работы по
совершенствованию индивидуальной
техники бега на короткие дистанции для повышения эффективности выполнения специальных упражнений использовались педагогические условия:
- проведение совместного (с бегуньей) сопоставительного анализа идеальной техники - при ориентировке на заданный стандарт - бег В. Борзова и ведущих параметров беговых шагов спортсменки;
- постановка четкой цели и системы конкретных задач
- постановка четкой цели и системы конкретных задач, обеспечивающих корректировку индивидуальной техники бега, с подробным анализом их реализации на каждом тренировочной занятии;
- запоминание мышечных ощущений при выполнении специальных упражнений в разных условиях;
- осознание необходимости постоянного самоанализа моторных актов;
- выявление зависимости улучшения результатов соревновательной деятельности от качественного изменения параметров беговых шагов.
Для проверки эффективности разработанной нами методики
совершенствования индивидуальной
техники бега на короткие дистанции был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 27 квалифицированных бегуний (I разряда, КМС) в возрасте 17-21 года. Были организованы контрольная группа (КГ) -13 человек и экспериментальная группа (ЭГ) - 14 человек. Перед началом педагогического эксперимента было проведено тестирование для выявления исходного уровня специальной беговой подготовленности. Анализ результатов исследования не выявил существенных различий по уровню беговой подготовленности спортсменок КГ и ЭГ. В КГ тренировочные занятия проводились по общепринятой методике в соответствии с программой спортивной подготовки бегунов, рекомендованной федерацией легкой атлетики. В ЭГ использовалась разработанная нами методика
совершенствования техники бега на короткие дистанции.
После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование, результаты которого показали, что повышение тренированности произошло в обеих группах. Однако в ЭГ прирост показателей оказался более значительным. Так, в беге на 30 м в КГ при исходных данных 5,07±0,15 с результаты педагогического эксперимента возросли до 4,98 ±0,13 с ; в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 5,01±0,14 с показатели улучшились до 4,62 ±0,12 с (р>0,05). В КГ в беге на 60 м при исходных данных 8,12±0,10 с к завершению педагогического эксперимента показатели возросли до 7,95±0,11 с (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных показателях 8,10±0,14 с после завершения педагогического эксперимента результаты возросли до 7,72 ±0,09 с (р>0,05). В беге на 100 м в КГ при исходных данных 12,92±0,14 с к завершению педагогического эксперимента скорость улучшилась до 12,75±0,12 с (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах
12,93±0,13 с показатели улучшились до 12,34±0,10 с (р>0,05).
Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали целесообразность и
эффективность разработанной нами методики совершенствования техники бега на короткие дистанции, основанной на выявлении и анализе параметров беговых шагов, значимости каждого из них для коррекции индивидуальной техники беговых шагов; установлении
взаимосвязей между изучаемыми параметрами. Кроме того, для совершенствования индивидуальной
техники бега на спринтерские дистанции большое значение имеет выявление его физиологического механизма, что важно для определения педагогических условий, оказывающих существенное влияние на эффективность тренировочного процесса, а также на выбор адекватных средств и методов спортивной тренировки.
Литература
1. Аванесов, В. У. Проблемы и пути повышения специальной работоспособности в беге на короткие дистанции / В. У. Аванесов // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 12. - С. 38-41.
2. Анисимова, Е. А. Повышение спортивного мастерства бегунов на короткие дистанции / Е. А. Анисимова, М. А. Козловский // Теория и практика физической культуры. - 2010. -№ 9. - С. 76 (0,07/0,03 п.л.).
3. Анисимова, Е.А. Совершенствование техники бега на короткие дистанции / Е.А. Анисимова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - Том 9 №1. - С. 14-19. Режим доступа: http://journal-science.org/ru/article/5.html. DOI: 10.14526/12_2014_12.
4. Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - М. : 2000. - 275 с. ил.
5. Доронина, Е. А. Об эффективности различных способов постановки стопы на опору в спринтерском беге / Е. А. Доронина, О. Б. Немцев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2007. - № 10 (32). - С. 60-62.
6. Ковальчук, Г. И. Прогнозирование двигательных способностей бегунов на короткие дистанции / Г. И. Ковальчук // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 9. - С. 31-34.
7. Костюнина, Л.И. Условия формирования навыков выполнения низкого старта
в беге на короткие дистанции / Л.И. Костюнина, М.О. Маркин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - Том 9 №1. - С. 40-46. Режим доступа: http://journal-
science.org/ru/article/9.html. DOI:
10.14526/16_2014_16.
8. Кузнецова, З. М. Возрождение олимпийской традиции / З. М. Кузнецова, Ю. П. Симаков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2009. - Том 4 №1. Режим доступа: http ://j ournal-science.org/ru/article/3 88. html.
9. Маркин, М. О. Теоретические основы спортивной тренировки легкоатлета : учебно-методическое пособие / М. О.Маркин, Л. И.Костюнина. - Ульяновск : УлГПУ. - 2012. - 35с.
10. Назаренко, Л. Д. Формирование рационального взаимодействия с опорой бегуний на 400 м : монография / Л. Д. Назаренко, Е. А. Анисимова. - Ульяновск, 2011. - 107 с.
11. Назаренко, Л. Д. Средства и методы развития двигательных координаций : монография / Л. Д. Монография. - М. : Теория и практика физической культуры, 2003. - 258 с. : ил.
12. Немытов, Д.И. Организация и направленность тренировочного процесса квалифицированных спринтеров в спортивном ориентировании / Д.И. Немытов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. -Том 9 №1. - С. 92-100. Режим доступа: http ://j ournal-science.org/ru/article/17.html. DOI: 10.14526/23_2014_23.
13. Протасов, Е. С. Некоторые вопросы специальной беговой подготовки : материалы научно-методической конференции по итогам работы за 2008 г РГАФК / Е. С. Протасов. - М., 2009. - С. 131-132.
14. Умаров, А. А. Основные аспекты техники бега : учебное пособие / А. А. Умаров. -Ташкент : Изд-во Полиграфическое объединение им. Ибн Сина. - 2003. - С. 37-42.
References
1. Avanesov V. U. The problems and the ways of special working capacity increase in sprint. Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture], 2007, no. 12, pp. 38-41. (in Russian).
2. Anisimova E. A., Kozlovskiy M.A. Sprinters' sportsmanship improvement Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture], 2010, no. 9, 76 p. (in Russian).
3. Anisimova E. A. Perfection of sprint technique. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2014, vol. 9 no.1, pp. 14-19. Available at: http://journal-science.org/en/article/5.html. DOI: 10.14526/12 2014 12.
4. Balsevich V. K. Ontokineziologija cheloveka [A person's ontokinesiology]. Moscow, Theory and practice of physical culture, 2000, 275 p. (in Russian).
5. Doronina E. A., Nemtsev O.V. About the effectiveness of different ways of foot position on a support in sprint. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of P.F. Lesgaft University], 2007, no. 10 (32), pp. 60-62. (in Russian).
6. Kovalchuk G. I. Sprinters' motional skills prediction. Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture], 2003, no. 9, pp. 31-34. (in Russian).
7. Kostunina L.I., Markin M.O. Conditions of low start fulfillment skills formation in sprint. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2014, vol. 9 no.1, pp. 4046. Available at: http://journal-science .org/en/article/9. html. DOI: 10.14526/16_2014_16.
8. Kuznetsova Z. M., Simakov Y.P. The Olympic tradition renewal. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2009, vol.4 no.1. Available at: http://journal-science.org/ru/article/388.html.
9. Markin M. O., Kostyunina L.I. Teoreticheskie osnovy sportivnoj trenirovki legkoatleta [Theoretical basis of sports training of an athlete].
Подано: 24.10.2016 г. Принято: 27.10.2016г.
Ulyanovsk, Ulyanovsk State Pedagogical University, 2012, 35 p. (in Russian).
10. Nazarenko L. D., Anisimova E.A. Formirovanie racional'nogo vzaimodejstvija s oporoj begunij na 400 m [A rational interaction formation with the support among 400 meters female-runners]. Ulyanovsk, 2011, 107 p. (in Russian).
11. Nazarenko L. D. Sredstva i metody razvitija dvigatel'nyh koordinacij [Means and methods of motional co-ordinations development]. Moscow, Theory and practice of physical culture, 2003, 258 p. (in Russian).
12. Nemytov D.I. Qualified sprinters training process organization and orientation in orienteering. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2014, vol. 9 no.1, pp. 92100. Available at: http://journal-science.org/en/article/17.html. DOI: 10.14526/23_2014_23.
13. Protasov E. S. Some questions of special running training. Materialy nauchno-metodicheskoj konferencii po itogam raboty za 2008 g RGAFK [Materials of a scientific-methodical conference according to the results of work in 2008 in Russian State Academy of Physical Culture], Moscow, 2009, pp. 131-132. (in Russian).
14. Umarov A. A. Osnovnye aspekty tehniki bega [The main aspects of the running technique], Tashkent, publishing housed of Polygraph association named after Ibn Sin, 2003, pp. 37-42. (in Russian).
Людмила Дмитриевна Назаренко - доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой биологии человека и основ медицинских знаний ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700, E-mail: ld nazarenko@mail. ru
Михаил Олегович Маркин - кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин и физического воспитания ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700.
Анна Алексеевна Егорова - магистрант факультета физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700.
Юлия Дмитриевна Романова - магистрант факультета физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700.