УДК 378
Стражникова Татьяна Ивановна
Strazhnikova Tatyana Ivanovna
доктор философских наук, профессор кафедры
музыковедения, композиции и методики
музыкального образования
Краснодарского государственного университета
культуры и искусств
D.Phil., Professor of the Music Studies, Composition and Methodology of Musical Education Department, Krasnodar State University of Culture and Arts [email protected]
ПРОБЛЕМЫ
ИНТЕГРАЦИИ ДИСЦИПЛИН В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ISSUES OF DISCIPLINES INTEGRATION IN THE REGIONAL SYSTEM OF MUSICAL EDUCATION
Аннотация:
В статье рассматриваются интеграционные тенденции в региональной системе музыкального образования.
Summary:
The article deals with the integration tendencies in the regional system of musical education.
Ключевые слова:
интеграция, музыкальное образование, процесс обучения.
Keywords:
integration, musical education, learning.
Исследование интеграционных процессов в педагогике требует комплексного подхода, серьезной методологической базы, позволяющей осмыслить их специфику, структуру, сущность, принципы подхода в совокупности с существующим опытом. Такой подход позволит разработать программы, современные методики музыкального воспитания и обучения на основе взаимодополняющих видов методологии: дескриптивного (описательного) и прескрип-тивного (нормативного).
В общей педагогике среди интегративно-педагогических концепций чаще всего рассматриваются две группы. В первой из них выделяются концепции, которые непосредственно своим предметом имеют интеграционные процессы, что находит отражение в их названиях. Таких концепций не один десяток. Во вторую группу входят образовательные концепции, в которых интегративный элемент внешне не проявляется, но имплицитно задается их характеристиками и выступает в качестве результата их реализации.
Интегративно-педагогические концепции, рассматриваемые в музыкально-педагогических исследованиях, как и в общей педагогике, подразделяются на две группы. В первой из них непосредственно исследуются вопросы интеграции музыкального образования и фундаментальной науки, внутрипредметной интеграции в системе музыкального образования, интеграции основных компонентов общей педагогики, музыкознания, искусства, философии, эстетики и других наук. Во второй группе - исследования посвящены актуальным проблемам музыкального образования, тесно связанным с интеграционными процессами.
Педагоги и аспиранты Краснодарского государственного университета культуры и искусств опираются на указанные концепции и в своих исследованиях акцентируют внимание на отдельных вопросах. Например, вопросы интеграции и дифференциации в системе профессионального музыкального образования исследуются в статье Н.Р. Туравец. Выстраивая интеграционную систему в вузе культуры и искусств, автор особое внимание уделяет проблемам преемственности, непрерывности, целостности и вариативности образовательного пространства, а также определению приоритетных направлений подготовки кадров, исходя из реальных потребностей и тенденций общественного развития в регионе. Практика реализации интегрированного музыкального образования показывает, что наиболее убедительных результатов можно добиться только при наличии трех основных ступеней в данной системе (школа - училище - вуз) - «своеобразной педагогической лаборатории», где можно на протяжении 15-16 лет проследить процесс «созревания», становления музыканта, принимая непосредственное и активное участие в этой работе. Такая «вертикальная» интеграция образования обеспечивает последовательный переход с одной ступени на другую в непрерывной системе музыкального образования [1].
Основным направлениям интеграционных процессов в области музыкальнопедагогического образования посвящено диссертационное исследование И.О. Парий, в котором разработана модель интегрированной инструментальной подготовки будущего учителя музыки,
включающая три основных блока: методологический, организационно-процессуальный и структурно-содержательный. Выявлены функции интеграции в инструментальной подготовке будущего учителя в вузе: системообразующая, конструктивная, динамическая, трансляционная, гуманистическая. Разработанная автором исследования программа «Интегрированная инструментальная подготовка (фортепиано)» позволила выявить неиспользованные резервы как внешнего, так и внутреннего порядка для повышения уровня профессионализма будущих учителей музыки [2].
Ко второй группе исследований, в которых проблемы интеграции внешне не проявляются, но выступают в качестве результата их реализации, следует отнести кандидатские диссертации
0.Н. Пикаловой, М.Р. Святецкой, Т.С. Ковалевой, Г.А. Бошук, А.Ф. Григорьева и др. В диссертации О.Н. Пикаловой исследуемая ею готовность рассматривается как интегративное образование профессиональных и личностных качеств будущего учителя музыки, позволяющее более эффективно решать профессионально-педагогические задачи [3].
Процессы интегрированного применения различных видов искусства в региональной системе полихудожественного образования прослеживаются в диссертационном исследовании Т.С. Ковалевой, в котором музыкальное развитие школьников выступает особым показателем полихудожественного образования, которое предполагает органическую связь между его многочисленными компонентами [4].
Межпредметная блочно-модульная интеграция как фактор формирования системных знаний, умений и навыков лежит в основе авторской программы «Фортепианно-педагогическая подготовка», разработанной М.Р. Святецкой. В ее исследовании структура и содержание подготовки студентов-пианистов в среднем учебном заведении базируются на профессиональноориентированной взаимосвязи фортепианного и педагогического обучения. Определяющее место в системе целостного подхода к проблеме подготовки специалистов принадлежит интеграционным связям общегуманитарных, общепрофессиональных и специальных предметов [5].
Расширению межпредметных связей, интеграции учебных дисциплин (музыкальнотеоретических, инструментоведения, музыкальной психологии и т.д.) посвящены исследования Г.А. Бошук и А.Ф. Григорьева. В этих работах межпредметная интеграция реализуется в содержании и технологии формирования концертмейстерского мастерства. Специфика профессии концертмейстера, связанная с ее полифункциональностью, требует коренного преобразования всех компонентов образовательного процесса вуза, появления нового качества синтеза знаний, умений и навыков, составляющих содержательную основу данного мастерства [6; 7].
С бурным развитием компьютерной техники, цифровой записи в последние годы музыкальная деятельность приобретает интегративный комплексный характер, в ее процессе осваиваются все элементы музыкально-звуковой системы. Проблема связи музыкознания, музыкальной педагогики с музыкальной информатикой раскрывает безграничные возможности музыкально-информационных технологий обучения, о чем свидетельствуют исследования музыкантов-педагогов. Так, в диссертационном исследовании Ю.Ю. Терентьева анализируются новые музыкально-информационные технологии, используемые в процессе подготовки специалистов-музыкантов. Автором разработаны теоретические и методические основы обучения студентов музыкальных специальностей музыкальной информатике, которые включают пять основных блоков: теоретико-методологические основы, средства программного обеспечения, аппаратно-технические средства, работа с мультимедийными приложениями, музыкальное программирование [8].
В заключение следует отметить, что современные задачи музыкального образования следует решать путем переориентации учебного процесса на более эффективные современные технологии обучения, основанные на интеграции отдельных тем, уроков, интегрированном взаимодействии и взаимовлиянии различных дисциплин и образовательных областей.
Ссылки:
1. Туравец Н.Р. Интеграция и дифференциация в системе профессионального музыкального образования // Многоуровневая система профессионального художественного образования: проблемы интеграции и дифференциации: сб. материалов регион. науч.-практ. конф. Краснодар, 2002. С. 3-19
2. Парий И.О. Интеграция в инструментальной подготовке будущего учителя музыки в вузе»: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2004.
3. Пикалова О.Н. Формирование готовности будущего учителя музыки к созданию единого музыкально-эстетического пространства общеобразовательной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2006.
4. Ковалева Т.С. Музыкальное развитие школьников в региональной системе полихудожественного образования: автореф. дис. . канд. пед. наук. Краснодар, 2004.
5. Святецкая М.Р. Профессионально-ориентированная взаимосвязь фортепианного и педагогического обучения студентов в среднем учебном заведении: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2005.
6. Бошук Г.А. Педагогические основы творческой самореализации личности студента в концертмейстерской практике в вузе: автореф. дис. . канд. пед. наук. Краснодар, 2004.
7. Григорьев Д.Ф. Формирование концертмейстерского мастерства учителя музыки в системе непрерывного педаго-
гического образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2004.
5. Терентьев Ю. Ю. Структура и содержание музыкальной информатики в системе профессионального музыкального образования: автореф. дис. . канд. пед. наук. Краснодар, 200З.
References (transliterated):
1. Turavets N.R. Integratsiya i differentsiatsiya v sisteme professional'nogo muzykal'nogo obrazovaniya // Mnogourovnevaya sistema professional'nogo khudozhestvennogo obrazovaniya: problemy integratsii i differentsiatsii: sb. materialov region. nauch.-prakt. konf. Krasnodar, 2002. P. 3-19
2. Pariy I.O. Integratsiya v instrumental'noy podgotovke budushchego uchitelya muzyki v vuze»: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Krasnodar, 2004.
3. Pikalova O.N. Formirovanie gotovnosti budushchego uchitelya muzyki k sozdaniyu edinogo muzykal'no-esteticheskogo prostranstva obshcheobrazovatel'noy shkoly: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Krasnodar, 2006.
4. Kovaleva T.S. Muzykal'noe razvitie shkol'nikov v regional'noy sisteme polikhudozhestvennogo obrazovaniya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Krasnodar, 2004.
6. Svyatetskaya M.R. Professional'no-orientirovannaya vzaimosvyaz' fortepiannogo i pedagogicheskogo obucheniya studen-tov v srednem uchebnom zavedenii: avtoref. dis. . kand. ped. nauk. Krasnodar, 2005.
6. Boshuk G.A. Pedagogicheskie osnovy tvorcheskoy samorealizatsii lichnosti studenta v kontsertmeysterskoy praktike v vuze: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Krasnodar, 2004.
7. Grigor'ev A.F. Formirovanie kontsertmeysterskogo masterstva uchitelya muzyki v sisteme nepreryvnogo pedagog-icheskogo obrazovaniya: avtoref. dis. . kand. ped. nauk. Krasnodar, 2004.
5. Terent'ev Y. Y. Struktura i soderzhanie muzykal'noy informatiki v sisteme professional'nogo muzykal'nogo obrazovaniya: avtoref. dis. . kand. ped. nauk. Krasnodar, 2003.