УДК 378:78(045)
00! 10.23951/1609-624Х-2018-6-186-190
АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ПРАКТИКЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ
Ю. В. Величко, О. В. Милицина
Мордовский государственный педагогический институт, Саранск
Описывается стратегия профессиональной подготовки учителя-музыканта с использованием современных аудиовизуальных технологий. Дается характеристика как традиционных аудиовизуальных средств и технологий (различного вида презентативные, тренажерные, справочные, креативные компьютерные программы, использующие звук и изображение), так и современных средств, функционирующих в компьютерной мультимедийной среде (цифровые (электронные) образовательные ресурсы, музыкально-компьютерные обучающие программы). Описаны преимущества применения аудиовизуальных технологий в решении ряда методических задач урока: разработка разнообразного методического инструментария, дифференциация данных методических разработок на группы упражнений. Отмечаются важные технологические функции музыкально-компьютерных обучающих программ, а именно их полиинструментальный формат, возможность погружения ребенка в историко-художественную и эмоциональную среду музыкальной культуры за счет звукозрительного материала. Приведены примеры реализации в креативно-компьютерном формате системы творческих заданий.
Ключевые слова: аудиовизуальные технологии, цифровые образовательные ресурсы, музыкально-компьютерные обучающие программы, интерактивные формы обучения, подготовка педагогов-музыкантов в вузе.
Использование аудиовизуальных технологий в музыкально-педагогическом процессе образовательных учреждений на всех уровнях системы образования рассматривается современной теорией и методикой обучения и воспитания как объективное требование общественного развития и важный аспект педагогической деятельности учителя музыки.
В информационном пространстве, характеризующемся наличием и проникновением во все области человеческой деятельности аудиовизуальной сферы, каждый педагог, работающий в предметной области «Музыка», «Искусство», должен освоить способы построения профессионально-педагогической деятельности с использованием современных аудиовизуальных технологий для достижения педагогических целей в музыкальном обучении, воспитании и развитии учащихся. Способности музыканта-педагога и его готовность организовывать музыкальную практику с внедрением аудиовизуальных технологий являются, по сути, универсальными, базовыми и своевременными, связанными с активным творческим процессом познания окружающей действительности. В связи со сказанным их развитие становится приоритетной методологической, технологической и методической задачей в области музыкального и художественно-эстетического образования в целом.
В исследованиях, посвященных проблеме использования в науке, образовании и искусстве аудиовизуальных технологий (С. П. Полозов, Г. Р. Тараева, А. В. Федоров и др.), они рассматриваются как совокупность методов, аудиовизуальных средств, обеспечивающих осуществление сбора, хранения, переработки и передачи аудиовизуальной информации [1-3].
Отличительной характеристикой аудиовизуальных технологий является осмысленное объединение звука и изображения (также дополнительно текста, анимации и других средств звукозрительного синтеза). Этот процесс обязательно варьируется в электронной системе (компьютер, экранные искусства и другие телекоммуникационные объекты).
К аудиовизуальным технологиям в научных исследованиях последнего десятилетия относятся различного вида презентативные, тренажерные, справочные, креативные компьютерные программы, использующие звук и изображение, цифровые (электронные) образовательные ресурсы, функционирующие в компьютерной мультимедийной среде, а также экранные искусства (кино, телевидение, видео) и ряд других технологий, объединяющих зрительный и слуховой компоненты современной информационной среды [2-5].
В связи с нормативными приоритетами образовательного процесса и его ориентацией на внедре-
ние аудиовизуальных технологий в учебно-воспитательный процесс методическая система музыкального образования претерпевает значительные изменения. Так, современные программы по предмету «Музыка», а также внеурочной деятельности детей сопровождаются методическими мультимедийными ресурсами, входящими в сферу аудиовизуальных технологий. В качестве примера можно привести сборники готовых мультимедийных уроков по музыке, разработанных по федеральному государственному образовательному стандарту в режиме доступа: www.cd-uroki.ru,www.urokicd.ru. Данные уроки являются дополнительным методическим аудиовизуальным материалом к программе Е. Д. Критской, изучающей русскую народную музыку, мировую классику, шедевры отечественной музыкальной культуры.
Традиционную программу Д. Б. Кабалевского, являющуюся базовой методологической основой современного музыкального образования, а также исключительно все современные авторские программы по школьному учебному курсу «Музыка» могут сопровождать цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) «Музыка „Ключи"», разработанные в рамках конкурса «Разработка информационных источников сложной структуры (ИИСС) для системы общего образования» [6].
В учебный аудиовизуальный комплекс «Ключи» входят: беседы выдающегося музыканта-педагога Д. Б. Кабалевского (в текстовой и аудиовизуальной форме), творческие портреты композиторов и другой электронный материал.
В единой коллекции цифровых образовательных ресурсов по музыкальному искусству в качестве информационного источника сложной структуры представлена мультимедиаэнциклопедия «Соната. Мировая культура в зеркале музыкального искусства», в структуру которой входит ряд энциклопедических ресурсов, иллюстративный информационный справочник, тестирующие творческие задания и музыкальные викторины.
В практику занятий по музыкальному искусству учителя внедряют следующие современные аудиовизуальные технологии: компьютерные креативные программы, музыкально-компьютерные обучающие программы «Шедевры музыки», «Музыкальный класс» и множество других аудиовизуальных ресурсов. Об этом факте говорит достаточно большое количество статей, посвященных использованию данных технологий в реализации музыкального воспитания школьников и учащейся молодежи.
В практике музыкального воспитания личности традиционным стало использование презентатив-
ных программ (презентаций), создаваемых в PowerPoint. Педагоги-музыканты, актуализируя позитивные факторы использования данных технологий, указывают на возможность напоминания учащимся необходимой информации в сжатое время, а также решения задачи погружения ребенка в определенную историко-художественную и эмоциональную среду музыкальной культуры той или иной исторической эпохи. Это осуществляется за счет звукозрительного материала (нотного текста, аудио- и видеофайлов, компьютерных программ, изобразительного материала, таблиц, схем и др.).
Возможности методически продуманной презентации позволяют учащимся целостно воспринимать музыкальное произведение в контексте стиля композитора, а также активизировать самостоятельную мыслительную деятельность, творческий процесс, «развертываемый для каждого человека по-разному, в зависимости от индивидуальных качеств, характера эмоциональной сферы, имеющегося субъектного опыта» [7, с. 111]. Однако это происходит в том случае, если аудиовизуальный ресурс облегчает постановку и решение проблемы, стоящей перед учителем и учащимися на уроке или во внеклассной музыкальной деятельности.
Грамотное научно-методическое использование презентативных программ выстраивается на основе учета особенностей преподавания музыкального искусства в общеобразовательных учреждениях, методологических подходах к его реализации, а также непосредственно методах, наиболее актуальных для преподавания предмета «Музыка», разработанных известными педагогами-музыкантами (Д. Б. Кабалевский, Э. Б. Абдуллин, В. В. Алеев, Е. Д. Критская, Л. В. Школяр и др.) [8].
Одним из направлений в области современного музыкального образования является использование креативных музыкально-компьютерных программ, в частности музыкальных редакторов Finale, Sibelius, Encore, ранее актуализируемых при подготовке композиторов и исполнителей в системе профессионального музыкального образования, а также для тиражирования нотной продукции.
В настоящее время методическая система использования данных ресурсов переосмысливается, рассматриваются новые педагогические возможности, направленные на развитие творческих способностей учащихся, формирование логического и образного компонента музыкального восприятия. В гуманитарных вузах в процесс художественного образования внедрены дисциплины (например, «Музыкальная информатика» как один из новейших предметов), связанные с использованием
современных музыкально-компьютерных программ в музыке [9].
Музыкально-компьютерные креативные программы обладают важной технологической функцией - наличием полиинструментального формата: в реальном времени программа позволяет отразить звучание музыкальных инструментов - клавишных, струнных, духовых, ударных и других. Данная функция в процессе музыкального образования учащихся дает возможность педагогу решить ряд методических задач: во-первых, разработать методический инструментарий (компьютерные упражнения, задания, музыкальные архивы, каталоги и др.), направленный на развитие когнитивного, эмоционально-ценностного, деятельност-но-практического компонентов общей музыкальной культуры личности. Во-вторых, дифференцировать данные методические разработки на группы упражнений, с помощью которых развивается тот или иной компонент музыкальной культуры во взаимосвязи, т. е., по сути, реализовать личностно ориентированное обучение.
Так, при изучении нотной грамоты музыкально-компьютерная программа позволяет ребенку увидеть запись нот на электронном нотоносце, что само по себе вызывает у детей, живущих в современном аудиовизуальном пространстве, интерес, также позволяет услышать, как звучит каждая нота, проинтонировать ноты вместе с компьютером, а затем, используя «живой» музыкальный инструмент, в традиционном звучании сравнить компьютерный звук со звуком музыкального инструмента. Каждая нота гаммы может прозвучать в интерпретации различных инструментов, а не только фортепиано, что приближает и «примеряет» ребенка к современной реальности «полимузыкального» мира, к насыщенной звуковой среде, но под гибким управлением педагога.
Функция «бегущей строки» музыкально-компьютерных программ позволяет учащимся наблюдать за развитием музыкального текста и даже, если ребенок на определенном этапе не усвоил нотной грамоты, интуитивно включаться в процесс изменения интонаций в метроритмическом контексте, предвидеть обобщенный образ мелодии.
Интерактивный нотный стан и воспроизведение звучания нот в реальном времени дают возможность использовать музыкально-компьютерные программы на уроках музыки и во внеклассной музыкальной деятельности, в частности в начальной школе при выполнении системы творческих заданий и упражнений, помогающих раскрывать детям образное содержание музыкального искусства (концепция Н. А. Терентьевой и др.).
Одним из примеров может служить такой известный в музыкальной педагогике вид творческих заданий, как задание-импровизация, но в креативно-компьютерном формате (детям предлагается продолжить с помощью компьютерной программы, досочинить, завершить записанную учителем мелодию в утвердительной, вопросительной, неустойчивой и другой интонации). Это упражнение позволяет подключить технические возможности музыкально-компьютерных программ к погружению ребенка в процесс музыкального творчества, создать условия для активизации творческой фантазии, вызвать интерес к музыкальному искусству, а в целом воспитать потребность «в музыке, ее исполнении, донесении до слушателя не только мысли и настроения композитора, но и своего собственного эмоционального состояния и авторского отношения» [10, с. 140].
Таким образом, музыкально-компьютерные программы в условиях музыкального образования могут синтезировать такие процессы, как музыкальное творчество, исполнительство, слушание-слышание (Б. Асафьев) [11].
Подводя итог сказанному, необходимо акцентировать внимание на следующих моментах. В данной статье авторы остановились на характеристике обзорного и функционально-технологического аспекта использования ряда аудиовизуальных технологий (креативных музыкально-компьютерных программ, цифровых образовательных ресурсов, информационных источников сложной структуры (мультимедиаэнциклопедий, электронных учебников, тренажерных программ и др.) в процессе музыкального образования, которые позволяют сделать его более доступным, открытым, не снижая его качества, а также позволяют изменить содержание и способы музыкального обучения и воспитания для увеличения его эффективности, развивают интегративное мышление обучающихся.
Продолжая тему использования современных аудиовизуальных технологий в сфере образования и искусства, необходимо учитывать, что данные технологии вносят значительные изменения в процесс взаимодействия учащегося с произведением, композитором, педагогом, т. е. художественное восприятие в сфере синтетического аудиовизуального пространства существует по другим законам. В связи с этим в поле деятельности педагога-практика, музыканта в настоящее время встает множество методических вопросов: «Как сделать применение аудиовизуальных технологий, аудиовизуальной музыкальной информации эффективным? Как способствовать работе не только зрительного компонента мышления при восприятии аудиовизуаль-
ных музыкальных произведений, но и зарождению художественного образа на основе слуховой информации?».
В этом случае речь может идти о формировании аудиовизуальной культуры личности как современного компонента ее общей музыкальной культуры и затрагивать аспекты интенсивного погружения учащихся в музыкально-образную ценностную сферу музыкального искусства, способствовать развитию ценностных ориентаций личности в эмоционально-интеллектуальном взаимодействии с аудиовизуальной музыкальной информацией, различной по жанровым и видовым характеристикам. Так, аудиовизуальные технологии «помогут учащимся познакомиться с богатейшим музыкальным наследием народов региона, России, мира, воспитать уважение к этносам и их культурам» [12, с. 33].
Таким образом, современный учитель музыки должен воспринимать процесс использования аудиовизуальных технологий в музыкальном образовании, а также процесс функционирования музыкального искусства в аудиовизуальном пространстве как социальную данность и «обеспечить эффективное пребывание субъекта (школьника) в постоянно изменяющейся и обогащающейся сфере музыкального искусства» [13, с. 47]. Но при этом важно не забывать, что музыка является «воплощением нравственной стороны человеческого духа», «могучей и тайной связью страстей и звуков» (М. Каган) и должна, несмотря на реалии мультимедийной среды, постоянно присутствовать в человеческом сознании и реальности «без искажений», сохраняя свои внутренние ценностные свойства, культуросози-дающую силу.
Список литературы
1. Полозов С. П. Обучающие компьютерные технологии в музыкальном образовании: дис. ... канд. искусствоведения. Новосибирск, 2000. 238 с.
2. Тараева Г. Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. М.: Классика-XXI, 2007. 128 с.
3. Федоров А. В. Терминология медиаобразования. URL: window.edu.ru/window/catalog?p_mode=1&p_rid=8302&p_rubr=2.2.77.1.7.
4. Кузнецов А. Б. Предпосылки организации коллекции цифровых образовательных ресурсов в вузах культуры и искусств // Открытое образование. 2010.№ 3. С. 63-68.
5. Усов Ю. Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1989. 33 с.
6. Рубашкин Д. Д. Информационные источники сложной структуры как частные решения, основанные на использовании ИКТ, ведущие к локальным изменениям в образовательном процессе. URL: http://www.openclass.ru/node/15441.
7. Милицина О. В. Возможности использования субъектного опыта личности в процессе музыкально-исполнительской подготовки обучающихся // Наука и образование в XXI веке: сб. науч. трудов по материалам Международной науч.-практ. конф. 31 октября 2014 г.: в 17 ч. Ч. 2. Тамбов: Консалтинговая компания «Юком», 2014. С. 111-113.
8. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 336 с.
9. Андерсен А. В. Современные музыкально-компьютерные технологии: учеб. пособие. СПб.: Лань; Планета музыки, 2013. 224 с.
10. Шишкина С. В. Эмоционально-образное познание музыки: психолого-педагогический аспект // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 4. C. 139-143.
11. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. 376 с.
12. Карпушина Л. П. Подготовка будущих учителей музыки к реализации этномузыкального образования школьников в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта // Начальная школа плюс До и После. 2013. № 2. С. 33-38.
13. Молоствова И. Е. Акмеологические ориентиры профессиональной подготовки педагога-музыканта // Акмеологическое развитие педагога предметной области «искусство» в социокультурном пространстве: материалы межрегион. науч.-практ. конф. (Кострома, 25 апр. 2017 г.) / сост. и науч. ред. З. В. Румянцева. Кострома: Костром. гос. ун-т, 2017. С. 46-48.
Величко Юлия Викторовна, доцент, Мордовский государственный педагогический институт (ул. Студенческая, 11а, Саранск, Россия, 430007).
Милицина Ольга Викторовна, доцент, Мордовский государственный педагогический институт (ул. Студенческая, 11а, Саранск, Россия, 430007). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 19.06.2018.
EecmHUK ^m (TSPUBulletin). 2018. 6 (195)
DOI 10.23951/1609-624X-2018-6-186-190
AUDIOVISUAL TEACHING TECHNOLOGIES IN HIGHER EDUCATION TRAINING OF MUSIC TEACHERS
Yu. V Velichko, O. V Militsina
Mordovian State Pedagogical Institute named by M. E. Evsevyev, Saransk, Russian Federation
The article describes the strategy of professional training of a teacher-musician using modern audiovisual technologies. The characteristic of both traditional audiovisual means and technologies (different types of presentation, training, reference, creative computer programs using sound and image) and modern means functioning in a computer multimedia environment (digital (electronic) educational resources, music and computer training programs) is given.
The advantages of using audiovisual technologies in solving a number of methodical tasks of the lesson are described: the development of a variety of methodological tools, differentiation of these methodological developments into groups of exercises. The expediency of the use of audiovisual technologies is also considered in terms of the formation of professional competencies of bachelors.
The important technological functions of music and computer training programs are noted, namely their polyinstrumental format, the possibility of "immersion" of the child in the historical, artistic and emotional environment of musical culture due to sound material. It is shown how the technical capabilities of music and computer programs contribute to the immersion of the child in the process of musical creativity, create conditions for the activation of creative imagination, cause interest in the art of music. The examples of realization of the system of creative tasks in the creative-computer format are given.
Key words: audiovisual technologies, digital educational resources, music and computer training programs, interactive forms of learning, training of music teachers in the university.
References
1. Polozov S. P. Obuchayushchiye komp'yuternyye tekhnologii v muzykal'nom obrazovanii. Dis. kand. iskusstvovedeniya [Teaching computer technologies in music education. Diss. cand. in history of arts]. Novosibirsk, 2000. 238 p. (in Russian).
2. Taraeva G. R. Komp'yuter i innovatsii vmuzykal'noy pedagogike [The computer and innovations in musical pedagogics]. Moscow, Klassika-XXI Publ., 2007. 128 p. (in Russian).
3. Fedorov A. V. Terminologiya mediaobrazovaniya [Terminology of media education] (in Russian). URL: window.edu.ru/window/catalog?p_ mode=1&p_rid=8302&p_rubr=2.2.77.1.7 (accessed 18 June 2018).
4. Kuznetsov A. B. Predposylki organizatsii kollektsii tsifrovykh obrazovatel'nykh resursov v vuzakh kul'tury i iskusstv [Prerequisites for organizing a collection of digital educational resources in universities of culture and arts]. Otkrytoye obrazovaniye - Open Education, 2010, vol. 3, pp. 63-68 (in Russian).
5. Usov Yu. N. Kinoobrazovaniye kak sredstvo esteticheskogo vospitaniya i khudozhestvennogo razvitiya shkol'nikov. Avtoref. dis. dokt. ped. nauk [Film education as a means of aesthetic education and artistic development of schoolchildren. Abstract of thesis doc. of ped. sci.]. Moscow, 1989. 33 p. (in Russian).
6. Rubashkin D. D. Informatsionnyye istochniki slozhnoy struktury kak chastnyye resheniya, osnovannyye na ispol'zovanii IKT, vedushchiye k lokal'nym izmeneniyam v obrazovatel'nom protsesse [Informational sources of complex structure, as private decisions based on the use of ICT, leading to local changes in the educational process] (in Russian). URL: http://www.openclass.ru/node/15441 (accessed 18 June 2018).
7. Militsina O. V. Vozmozhnosti ispol'zovaniya sub"yektnogo opyta lichnosti v protsesse muzykal'no-ispolnitel'skoy podgotovki obuchayushchikhsya [Possibilities of using the subject's personal experience in the process of musical performance of students]. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Nauka i obrazovaniye vXXI veke" 31 oktyabrya 2014 goda. Chast' 2 [Materials of the International Scientific and Practical Conference "Science and Education in the 21st Century" 31 October 2014. Part 2]. Tambov, Konsaltingovaya kompaniya "Yukom" Publ., 2014, pp. 111-113 (in Russian).
8. Abdullin E. B., Nikolaeva E. V. Teoriya muzykal'nogo obrazovaniya: uchebnik [Theory of Music Education: textbook]. Moscow, Akademiya Publ., 2004. 336 p. (in Russian).
9. Andersen A. B. Sovremennyye muzykal'no-komp'yuternyye tekhnologii: uchebnik [Modern music and computer technologies: textbook]. Saint Petersburg, Lan' Publ., Planeta muzyki Publ., 2013. 224 p. (in Russian).
10. Shishkina S. V. Emotsional'no-obraznoye poznaniye muzyki: psikhologo-pedagogicheskiy aspekt [Emotional-figurative knowledge of music: psychological and pedagogical aspect]. Gumanitarnyye, sotsial'no-ekonomichskiye i obshchestvennye nauki - Humanities, Socio-Economic and Social Sciences, 2013, no. 4, pp. 139-143 (in Russian).
11. Asaf'yev B. V. Muzykal'naya forma kakprotsess [Musical form as a process]. Leningrad, Muzyka Publ., 1971. 376 p. (in Russian).
12. Karpushina L. P. Podgotovka budushchikh uchiteley muzyki k realizatsii etnomuzykal'nogo obrazovaniya shkol'nikov v usloviyakh vvedeniya federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta [Preparation of future music teachers for the implementation of the ethno-music
education of schoolchildren in the conditions of the introduction of the Federal State Educational Standard]. Nacha'naya shkola plyus Do i Posle, 2013, no. 2, pp. 33-38 (in Russian).
13. Molostvova I. Ye. Akmeologicheskiye oriyentiry professional'noy podgotovki pedagoga-muzykanta [Acmeological guidelines for the professional training of a music teacher]. "Akmeologicheskoye razvitiye pedagoga predmetnoy oblasti "iskusstvo" v sotsiokul'turnom prostranstve": materialy Mezhregional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii ["Akmeological development of the teacher of the subject field "art" in the sociocultural space": materials of the Interregional Scientific and Practical Conference (Kostroma, 25 April, 2017). ^triplier and scientific editor Z. V. Rumyantseva]. Kostroma, 2017. Pp. 46-48 (in Russian).
Velichko Yu. V., Mordovian State Pedagogical Institute named by M. E. Evsevyev (ul. Studencheskaya, 11a, Saransk, Russian Federation, 430007).
Militsina O. V., Mordovian State Pedagogical Institute named by M. E. Evsevyev (ul. Studencheskaya, 11a, Saransk, Russian Federation, 430007). E-mail: [email protected]