Научная статья на тему 'Факторы формирования профессиональной компетентности студентов-музыкантов'

Факторы формирования профессиональной компетентности студентов-музыкантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
965
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / КРЕАТИВНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / PROFESSIONAL COMPETENCE / MUSICAL PECULIARITIES / CREATIVITY / PEDAGOGICAL CREATIVITY / SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамаева Римма Миннегалиевна

Рассматриваются факторы, влияющие на формирование профессиональной компетентности студентов-музыкантов, представлена их развернутая характеристика. Акцентируется внимание на процессе творческой самореализации личности студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL STUDENTS PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION FACTORS

The article studies factors determining professional competence formation by the musical students and gives their full definition. Special attention is paid to the process of creative self-realization of a student’s personality.

Текст научной работы на тему «Факторы формирования профессиональной компетентности студентов-музыкантов»

УДК 78.01

Р. М. Шамаева

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ

Рассматриваются факторы, влияющие на формирование профессиональной компетентности студентов-музыкантов, представлена их развернутая характеристика. Акцентируется внимание на процессе творческой самореализации личности студента.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, музыкальные способности, креативность, педагогическое творчество, самореализация

Стратегическим направлением модернизации высшей школы сегодня является обеспечение нового уровня качества подготовки квалифицированных кадров, способных к постоянному профессиональному росту. В рамках перехода российской системы образования на Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения, основанные на ком-петентностном подходе, повышаются требования к ведению образовательного процесса, направленного на формирование профессиональной компетентности будущих специалистов.

Актуальность проблемы формирования профессиональной компетентности студентов обусловлена тем, что очень часто выпускники, окончившие музыкальные (творческие) учебные заведения, неспособны к самостоятельной профессиональной деятельности. Среди недостатков - ограниченные знания в области музыкальной культуры и искусства, методологии музыкального образования, недостаточная концертмейстерская подготовка и исполнительская практика (в том числе плохое владение ведущими формами музицирования, такими как чтение с листа, транспонирование, подбор по слуху). Нередко встречается полная творческая несостоятельность молодого специалиста. Таким образом, возникает необходимость выделения факторов, влияющих на формирование профессиональной компетентности выпускника, способствующих творческой самореализации личности студента.

Профессиональную компетентность ученые определяют как комплексный ресурс лич-

ности, который обеспечивает возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной профессиональной сфере и который зависит от необходимого для этого набора профессиональных компетенций. Требования к профессиональной компетентности представлены в виде так называемого профессионального профиля будущего специалиста, представляющего собой комплекс профессиональных компетенций, которые необходимо сформировать у студента по мере освоения им программ высшего профессионального образования. Компетенции призваны обеспечивать развитие личности в целом с упором на интеллектуальное, личностное, эмоциональное и общественное развитие посредством овладения всеми областями знания [4]. Таким образом, формирование профессиональной компетентности студентов-музыкантов можно представить как процесс формирования профессиональных компетенций в области музыкального образования, как творческую самореализацию личности студента в процессе профессиональной подготовки.

Профессиональная компетентность студентов-музыкантов предусматривает высокий уровень подготовки будущего специалиста, поскольку область его профессиональной сферы охватывает широкий круг теоретических вопросов и практической деятельности. В данную область входят: культурно-эстетическая и музыкально-просветительская среда, теория музыки, исторические процессы в развитии музыкальной культуры и искусства, педагогические системы в области музыкального искусства и образования, музыкально-педагогический и учебно-

133

воспитательный процессы, музыкальное исполнительство, сочинение музыки.

Здесь необходимо подчеркнуть: в целом формирование профессионального музыкального образования предусматривает непрерывность и преемственность, что отражается в следующей схеме: детская музыкальная школа -музыкальное училище (педагогический колледж) - институт культуры и искусств. Даже по схеме видно, насколько это длительный путь -от ученика музыкальной школы до профессионального музыканта-исполнителя, музыканта-педагога, музыканта-теоретика, учителя музыки в школе, композитора, аранжировщика и т. д.

Чем сложна и в то же время интересна данная область знания? Она весьма многогранна, поскольку разнообразие задач проведения любого музыкального занятия, специфика его организации и методики предъявляют многочисленные требования к специальной подготовке будущего специалиста. Помимо владения обширным комплексом знаний и умений, а также навыков в области инструментального исполнительства, дирижирования (хорового, оркестрового), вокального искусства, выпускник должен уметь свободно ориентироваться в музыкальной литературе и хорошо ее знать, владеть педагогическим репертуаром, уметь использовать его в своей практике.

На формирование профессиональной компетентности студентов-музыкантов, на наш взгляд, влияет ряд факторов. Среди них: музыкальные способности, креативность, педагогическое творчество, творческая самореализация личности студента. Перечисленные факторы не исчерпывают весь спектр, формирующий комплекс личностно-профессиональных качеств, однако, на наш взгляд, образуют ядро компонентов, влияющих на формирование профессиональной компетентности будущего специалиста данной сферы.

Музыкальные способности. Как известно, в музыкально-образовательном процессе ведущей детерминантой являются специфические музыкальные способности, развитию которых уделяется большое внимание еще на начальном этапе обучения музыке. В работе «Психология

музыкальных способностей» Б. М. Теплов пишет: «В составе музыкальной одаренности выделяется комплекс индивидуально-психологических особенностей, требующихся для занятия именно музыкальной деятельностью, в отличие от всякой другой, но в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности» [9]. Под основными музыкальными способностями в музыкально-педагогической практике подразумеваются музыкальный слух, чувство ритма и музыкальная память. Педагогический опыт свидетельствует о том, что музыкальный слух (мелодический и гармонический) и чувство лада способны развиваться, а эмоциональная отзывчивость - усиливаться, но происходит это только в процессе активной творческой деятельности. Таким образом, развитие музыкальных способностей возможно на любом этапе обучения при условии активной музыкально-творческой деятельности.

Креативность. Творческие способности человека в наивысшей степени реализуются в сфере искусства, поэтому креативность проявляется прежде всего в художественной практике, в конкретных формах, к примеру, в музыке и музыкальной культуре. Креативность - термин современного происхождения. Сегодня он крайне популярен в академической психологии, где вновь проявился интерес к индивидуальным различиям, к обучению, ориентированному на совершенство и творческий процесс. Д. К. Кир-нарская определяет креативность как творческий потенциал, продуктивную способность, склонность к инновации, к изобретательству, к созиданию [5, с. 18]. Как видно, в определении креативности на первый план выступает характерная черта творческой личности, проявляющаяся в способности осуществить нечто новое. По мнению В. И. Самохваловой, главной задачей современного общества становится формирование креативной личности как особого типа человека, характеристики которого способны выступить залогом успешного существования, функционирования и развития общества [8, с. 203]. А. И. Арнольдов отмечает, что сегодня - время человека действия (мыслящего и действующего), в реализации творческих возможностей которого

134

проявляется его культура жизнедействия [1, с. 49]. Креативное начало личности лежит в основе потребности к самоактуализации и самореализации, к активной созидательной деятельности, в способности изобретать, открывать новое [10].

В структуре ключевых (базовых) компе-тентностей любого специалиста Ф. В. Шари-пов выделяет креативную компетентность. Новое качество выпускника вуза или колледжа, по мнению автора, определяется не только объемом приобретенных знаний и умений, но и его способностями к творческому (креативному) мышлению, являющемуся основным фактором эффективной деятельности специалиста [11]. Таким образом, креативность является атрибутивной характеристикой современного специалиста и основой инновационной педагогической деятельности.

Педагогическое творчество. Педагогическое творчество (педагогическое взаимодействие) является важным фактором, поскольку умение раскрыть профессиональные возможности студента во многом определяет его дальнейшую судьбу в профессии. Исследования педагогической деятельности как творчества относятся к началу ХХ столетия. Данной проблематике посвящены труды выдающихся педагогов: П. П. Блонского, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др. Проблема творческой личности педагога отражена и в трудах педагогов-музыкантов: Л. А. Баренбойма, Г. Г. Нейгауза, С. Е. Фейнберга и т. д.

В музыкальном учебно-образовательном процессе существует такой же дефицит личностных свойств учителя, необходимых для новаторской педагогической деятельности, что и в общем образовании. Об этом писал Ю. К. Ба-банский, обозначив дефицит следующих личностных факторов: творческий, неформально-поисковый стиль; мобильность; конкретность и системность мышления при умении выделить главное; чувство меры в использовании форм и методов преподавания; эмоциональная отзывчивость; контактность в общении [2]. В исследованиях современных ученых обращается внимание на зависимость формирования мотивов учения от стиля педагогической деятельности учителя,

поскольку различные стили формируют различные мотивы. «В музыкальной педагогической практике существуют традиции формирования ценностной мотивации и установки на значимую деятельность, что является стимулом креативности студента, где более всего действует фактор заразительности личного примера педагога, его активный интерес ко всему происходящему в жизни, потребность в росте и самосовершенствовании» [6, с. 124].

Развивать творческую индивидуальность -главная задача педагога-музыканта. В трактовке И. С. Якиманской личностно ориентированное обучение означает, что его доминантой является обеспечение развития и саморазвития личности ученика на основе выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности [12]. В процессе педагогической деятельности необходимо учитывать, что студент является не только объектом воздействия, но и субъектом деятельности. Это взаимодействие двух субъектов образовательного процесса является звеном музыкальной коммуникации: педагог - музыкальное произведение - студент. Музыкальное произведение, как центральное звено коммуникации, в процессе музыкально-исполнительской практики, будучи источником конкретных художественно-творческих задач, мотивирует студента на поиск путей совершенствования своего исполнительского мастерства. Талантливое музыкальное сочинение обладает способностью побуждать исполнителя, а через него - слушателя к собственному активному восприятию, толкованию, смыслотворчеству.

Психологи, педагоги, музыканты сходятся во мнении, что в педагогической деятельности происходит не просто передача некоторого содержания (знаний, умений, навыков, способов деятельности и т. п.) от учителя к ученикам, но и осуществляется их совместный рост, совместное личностное развитие. «Занимаясь развитием профессионального мастерства, педагог, одновременно владеющий целенаправленной методикой с акцентуацией на ценностной стороне и системой способов взаимодействия, совершает совместно с учеником креативный путь» [6, с. 126].

135

Творческая самореализация личности студента. Понятие самореализация, рассматриваемое в отечественной психологии с конца 70-х гг. XX столетия, в целом определяется как раскрытие в деятельности человека его сущностных сил. Близкими к нему являются понятия самосовершенствование и самоактуализация. По мысли В. Е. Кемерова, самореализация человеческого индивида оказывается формой связи его с другими людьми и их опытом, а эта связь выступает своего рода опорой отношения индивида к самому себе, средством преодоления его собственных границ. «Самореализация пронизывает всю деятельность человека и, прежде всего, рассматривается в ракурсе человека созидающего, человека-творца. Самореализация, самоосуществление личности предполагает реализацию человеком своих потенций: способностей, умений, навыков и др.» [7, с. 21]. В процессе творческого самовыражения, самореализации проявляются креативные способности человека.

В исследованиях отечественных ученых указывается на факт, когда менее одаренные от природы студенты в силу мотивационной направленности добиваются более высоких результатов, чем ленивые, но одаренные. С такими примерами мы не раз сталкивались в своей педагогической практике. Какова же мотивация у «менее одаренных» студентов? Данная проблема затрагивается в исследовании Г. А. Бошук, в которой автор приходит к следующему выводу: «Самореализация проходит успешнее у тех студентов, которые изначально испытывают в этом потребность, обладают более высоким творческим потенциалом и стремятся к самореализации в своей профессии» [3, с. 156]. К профессионально значимым личностным качествам исследователь относит креативность, коммуникабельность, способность к целенаправленным волевым усилиям, стремление к самопознанию, саморазвитию и самореализации. При этом креативность и стремление к самореализации в профессиональной сфере мы выделяем как наиболее значимые факторы формирования профессиональной компетентности.

Таким образом, анализ различных исследований, научных трудов в области педагоги-

ки, психологии, философии, культурологии, музыкознания показал актуальность данной проблематики и значимость ее решения. Опираясь на работы Г. Г. Коломиец и Г. А. Бошук, а также на собственные исследования креативности и творчества в области музыкального искусства и музыкального образования, мы пришли к следующим выводам:

- на формирование профессиональной компетентности выпускника влияют различные факторы;

- ядро компонентов, влияющих на формирование профессиональной компетентности студентов-музыкантов, образуют: музыкальные способности, креативность, педагогическое творчество, творческая самореализация личности студента;

- в процессе творческого самовыражения, самореализации проявляются креативные способности человека;

- повышение мотивации к творческой самореализации у студентов в процессе профессиональной подготовки происходит при условии:

• высокого качества преподавания;

• сотворчества педагога и студента;

• реализации ценностного взаимодействия внутри музыкальной коммуникации: педагог - музыкальное произведение - студент;

• достижения двойной креативности (педагога - студента);

• активной музыкально-творческой деятельности;

• приобретения и накопления музыкального профессионального опыта.

Совершенствование профессиональных навыков, повышение уровня преподавания, активная художественно-творческая деятельность, максимальная реализация творческого потенциала - все это входит сегодня в комплекс важнейших требований к профессиональной компетентности студентов-музыкантов. Данные требования обусловлены потребностями современной социально-культурной, художественной практики, которой необходимы разносторонне образованные специалисты, способные творчески действовать в культурно-эстетических преобразованиях общества.

136

1. Арнольдов, А. И. Человек и мир культуры: введение в культурологию / А. И Арнольдов. - Москва : Издательство Московского государственного института культуры, 1992. - 240 с.

2. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский, М. Ю. Бабанский. - Москва : Педагогика, 1989. - 560 с.

3. Бошук, Г. А. Педагогические основы творческой самореализации личности студента в концертмейстерской практике в вузе: дис. ... канд. пед. наук / Г. А. Бошук. - Краснодар, 2004. - 196 с.

4. Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход : учебное пособие для вузов по специальности «Профессиональное обучение (по отраслям)» : рекомендовано УМО вузов РФ / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк; гл. ред. Д. И. Фельдштейн; Московский психолого-социальный институт. - Москва : МПСИ, 2005. - 216 с.

5. Кирнарская, Д. К. Психология специальных способностей: музыкальные способности / Д. К. Кирнар-ская. - Москва : Таланты - XXI век, 2004. - 496 с.

6. Коломиец, Г. Г. Музыкально-эстетическое воспитание (аксиологический подход) : монография / Г. Г. Коломиец. - Оренбург : Издательство Оренбургского областного института повышения квалификации работников образования, 2001. - 240 с.

7. Коростылева, JI. A. Психология самореализации личности : Основные сферы жизнедеятельности: дис. ... д-ра психол. наук / JI. A. Коростылева. - Санкт-Петербург, 2001. - 398 с.

8. Самохвалова, В. И. Творчество как антропокультурный феномен / В. И. Самохвалова // Творчество как принцип антропогенеза / Институт философии Российской академии наук. - Москва : Академические гуманитарные исследования, 2006. - С. 162-228.

9. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. - Москва; Ленинград : Академия педагогических наук РСФСР, 1947. - 355 с.

10. Шамаева, Р. М. Креативность в музыкальной культуре: монография / Р. М. Шамаева; Челябинская государственная академия культуры и искусств. - Челябинск, 2010. - 171 с.

11. Шарипов, Ф. В. Педагогика и психология высшей школы : учебное пособие / Ф. В. Шарипов. - Москва : Логос, 2012. - 448 с.

12. Якиманская, И. С. Разработка и технологии личностно-ориентированного обучения / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. - Москва : Школа-Пресс, 1995. - № 2. - С. 31-42.

Сдано 30.01.2014 R. M. Shamaeva

MUSICAL STUDENTS PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION FACTORS

The article studies factors determining professional competence formation by the musical students and gives

their full definition. Special attention is paid to the process of creative self-realization of a student's personality.

Keywords: professional competence, musical peculiarities, creativity, pedagogical creativity, self-realization

1. Arnoldov, A. I. Chelovek I mir kultury: vvedeniye v kulturologiyu [Man and culture world: introduction into cultural science] / A. I. Arnoldov. - Moscow: Izdatelstvo Moskovskogo instituta kultury [Publishing house of Moscow state institute of culture], 1992. - 240 p.

2. Babansky, Yu. K. Izbrannye pedagogicheskie trudy [Selected works in pedagogical science] / Yu. K. Babansky, M. Yu. Babansky. - Moscow: Pedagogika [Pedagogics], 1989. - 560 p.

3. Boshuk, G. A. Pedagogicheskie osnovy tvorcheskoy samorelizatsii lichnosti studenta v kontsertmeisterskoy praktike v vuze [Pedagogical grounds of creative self-realization of a student's personality in high-school concert-master practice]: thesis ... cand. of ped. sciences / G. A. Boshuk. - Krasnodar, 2004. - 196 p.

4. Zeer, E. F. Modernizatsia professionalnogo obrazovaniya: kompetestnostnyi podhod [Professional training modernization: competency approach: textbook for high-school students in the specialty of "Professional training (different fields)": recommended by RF High-school Academic-Methodological Department] /

137

E. F. Zeer, A. M. Pavlova E. E. Symanyuk; editor-in-chief D. I. Feldshtein; Moskovsky psichologo-sotsialny institute [Moscow institute of psychology and sociology]. - Moscow: MPSI [MIPS], 2005. - 216 p.

5. Kirnarskaya, D. K. Psichologiya spetsialnych sposobnostey: muzykalnye sposobnosti [Psychology of peculiar abilities: musical abilities] / D. K. Kirnarskaya. - Moscow: Talanty - XXI vek [Talents of XXI century], 2004. - 496 p.

6. Kolomiets, G. G. Muzykalno-esteticheskoe vospitanie (aksiologichesky podhod) [Musical-esthetic education (axiological approach)]: monograph / G. G. Kolomiets. - Orenburg: Izdatelstvo Orenburgskogo oblastnogo in-stituta povysheniya kvalifikatsii rabotnikov obrazovania [Publishing house of Orenburg regional workers of education training institute], 2001. - 240 p.

7. Korostyleva, L. A. Psichologia samorealizatsii lichnosti: osnovnye sfery zhiznedeyatelnosti [Psychology of a personality self-realization : Main spheres of life activity]: thesis of Dr. of Psychology / L. A. Korostyleva. - St. Petersburg, 2001. - 398 p.

8. Samokhvalova, V. I. Creative activity as an anthropological-cultural phenomenon / V. I. Samokhvalova // Tvor-chestvo kak printsip antropogeneza [Creative activity as a principle of anthropogenesis] / Institut philosophii Rossiyskoy akademii nauk [Institute of Philosophy of Russian Academy of Sciences]. - Moscow: Akademicheskie gumanitarnye issledovaniya [Academic humanitarian researches], 2006. - P. 162-228.

9. Teplov, B. M. Psichologia muzykalnykh sposobnostey [Psychology of musical abilities] / B. M. Teplov. - Moscow - Leningrad: Akademia pedagogicheskikh nauk RSFSR [Academy of Pedagogical sciences of RSFSR], 1947. - 335 p.

10. Shamayeva, R. M. Kreativnost v muzykalnoy kulture [Creative activity in musical culture]: monograph / R. M. Shamayeva; Chelyabinskaya gosudarstvennaya academia kultury i iskuisstv [Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts]. - Chelyabinsk, 2010. - 171 p.

11. Sharipov, F. V. Pedagogika i psikhologia vyshsey shkoly [Pedagogics and psychology of high-School]: Textbook / F. V. Sharipov. - Moscow: Logos, 2012. - 448 p.

12. Yakimanskaya, I. S. Working out and technologies to personality-oriented education / I. S. Yakimanskaya // Voprosy psichologii [Questions of Psychology]. - 1995. - № 2.

138

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.