ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
УДК 372.87:371.321
ББК Ч 426.85-271 ГСНТИ 14.25.09 Код ВАК 13.00.02
Куприна Надежда Григорьевна,
доктор педагогических наук, профессор, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26; e-mail: nkbv@mail.ru
Новоселов Сергей Аркадьевич,
доктор педагогических наук, профессор, директор Института педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26; e-mail: inobr@uspu.me
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД И СОВРЕМЕННЫЙ УРОК МУЗЫКИ (АНАЛИЗ КОНКУРСНЫХ ЗАДАНИЙ ПО УРОКУ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ИСКУССТВО»)
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: системно-деятельностный подход; мотивация обучения; интерактивные методы обучения; музыкальное творчество; полихудожественная деятельность; музыкальное искусство; методика преподавания музыки; уроки музыки.
АННОТАЦИЯ. В статье раскрывается проблема реализации требований ФГОС к содержанию учебных дисциплин предметной области «Искусство». Цель статьи - раскрыть технологические основы современного урока музыки с позиции системно-деятельностного подхода. Методами исследования являются анализ критериев оценки современного урока музыки, а также существующих на практике подходов к его организации, анализ методических материалов по данному направлению. Описываются результаты оценки конкурсных заданий среди учителей музыки «Учебное занятие» в финале (очном этапе) конкурса на соискание премий Губернатора Свердловской области педагогическим работникам в 2017 г. (номинация «Педагогический работник общеобразовательной организации», предметная область «Искусство»). На основе анализа результатов определяются существующие тенденции в организации современного урока (занятия) музыки. Отмечаются положительные моменты: высокий профессионализм, продемонстрированный педагогами, свободное владение учебным материалом, специальными умениями и навыками, необходимыми учителю музыки, увлеченность своим предметом, любовь к детям, способность к установлению моментального позитивного контакта с ними, создание атмосферы эмоционального комфорта, поддержки и пр. Выделяются проблемные зоны: отсутствие на занятиях творческих заданий, связанных с импровизацией, интонационным и музыкально-ритмическим самовыражением детей, с экспериментированием со звучащими жестами, звучаниями инструментов, звуками окружающего пространства, возможностями собственного голоса и пластики. Выявляются затруднения педагогов в организации на занятии творческого музицирования, актуализирующего личностный опыт детей и активизирующего их поисковую и творческую деятельность, что составляет суть системно-деятельностного подхода к современному уроку музыки. Автором раскрывается содержание принципов системно-деятельностного подхода применительно к музыкальному занятию: деятельности, максимальной ориентации на творчество обучающихся, самостоятельного «открытия» ими нового знания, вариативности, целостного представления о мире, группового взаимодействия и др. Обосновывается значимость для современного педагога владения методами творческого музицирования, организации полихудожественной деятельности, что позволяет развить у детей самостоятельность, инициативность в принятии решений, креативность, асоциативность мышления.
Kuprina Nadezhda Grigorievna,
Doctor of Pedagogy, Professor, Director of the Institute of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Novoselov Sergey Arkadievich,
Doctor of Pedagogy, Professor, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
SYSTEM-ACTIVITY APPROACH AS A TECHNOLOGICAL BASIS OF MODERN LESSON OF MUSIC
KEYWORDS: system-activity approach; motivation to learning; interactive methods of teaching; creative music making; polyartistic activity; methods of teaching music; music lesson.
ABSTRACT. The article reveals the problem of the implementation of the requirements of the Federal State Educational Standard for the content of the disciplines of the subject area "Art". The purpose of the article is to reveal the technological foundations of a modern music lesson from the position of the system-activity approach. The methods of research are the analysis of methodological materials in this area and the analysis of existing approaches to the organization of music lessons. The results of the evaluation of the contest assignments among music teachers "Training session" in the final stage of the competition for the award of the Governor of Sverdlovsk Region to teachers in 2017 (nomination "Pedagogical worker of the general education organization", subject area "Art") are described. There are many positive aspects of the contest, for example, professionalism of the teachers, perfect knowledge of the learning materials, demonstration of the necessary skills, love for the subject and students, the ability to contact easily with the students and to create the atmosphere of support and comfort. But at the same time there were several problems: there were no creative tasks and experiments at the lessons, the students were not given a chance to experiment with the sounds of musical instruments, the world and their own voice. Based on the analysis of the results, existing tendencies in the organization of a modern lesson (class) of music are determined. The results of
the work are the following: the authors reveal the content of the principles of the system-activity approach in relation to the musical activity: the maximum orientation towards creativity of the students, the independent "discovery" of new knowledge, variability, a holistic view of the world, group interaction, etc. The significance for the modern teacher of the methods of creative music performance, the organization of activities based on several areas of art, which allows children to develop their independence, initiative in decision making, creativity and associativity of thinking.
Современное образование в России перешло на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нового поколения, в основу которых положена идея самореализации ученика как субъекта познавательной деятельности. Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание конкурентоспособной личности, готовой к жизни в высокотехнологичном мире и самостоятельным действиям в условиях рыночных отношений [13].
Искусству как специфическому «человековедению» отводится в этом процессе значимая роль. Уроки литературы, музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры призваны развить у обучающихся способность умения «самостоятельно ориентироваться в разнообразии художественных феноменов и успешно адаптироваться в современном мире при выборе индивидуального направления культурного развития» [8].
Технологической основой реализации требований ФГОС к содержанию учебных дисциплин предметной области «Искусство» выступает системно-деятельностный подход, суть которого заключается в максимальной ориентации на творческое начало в учебной деятельности, на самостоятельное «открытие» детьми нового знания на уроке. С позиции системно-деятельностного подхода роль учителя переосмысливается: вместо простого транслирования знаний ему предстоит демонстрировать обучающимся, как учиться, как действовать, необходимо вдохновлять и помогать каждому на пути собственного развития и совершенствования. Ключевым технологическим элементом системно-деятельностного подхода является ситуация актуального затруднения, мотивирующая обучающихся к проявлению инициативы в выборе способов решения поставленной проблемы, актуализации имеющихся знаний, рефлексии относительно собственного опыта, объяснению и отстаиванию своей позиции. Соответственно оказываются востребованными интерактивные методы и формы организации образовательного взаимодействия, которые развивают готовность учащихся к диалогу и взаимодействию, формируют жизненно важные компетенции на основе рефлексии индивидуального и социального опыта, со-
здают условия для творчества и принятия самостоятельных решений.
Реализация основных позиций и принципов системно-деятельностного подхода составляет основу оценки современного урока искусства. Примером могут служить критерии, предложенные для оценки конкурсного задания «Учебное занятие» в финале (очном этапе) конкурса на соискание премий Губернатора Свердловской области педагогическим работникам в 2017 г. (номинация «Педагогический работник общеобразовательной организации», предметная область «Искусство»).
Так, критерий «Глубина раскрытия темы, оригинальность методических приемов» позволяет оценить владение педагогом вариативными способами подачи учебного материала, интерактивными методами преподавания, направленными на создание проблемных ситуаций на занятии для развития у детей способности к постановке проблемы, проявления инициативности в выборе способов ее решения (принцип деятельности - самостоятельное «открытие» детьми нового знания, максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности).
Критерий «Применение обучающимися разнообразных источников знаний» позволяет оценить умения педагога устанавливать связи между различными образовательными областями, сопоставлять получаемые сведения с жизненным опытом детей, реализовывать идеи интеграции образовательных областей в решении воспитательных и учебных задач на занятии (принцип целостного представления о мире - формирование единой картины мира).
Критерий «Умение поддерживать высокий уровень мотивации к обучению и высокую интенсивность деятельности обучающихся» позволяет оценить владение педагогом способами создания на занятии атмосферы творчества, эмоциональной насыщенности, ситуации успеха для детей (принцип психологического комфорта -снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы).
Критерий «Глубина и точность анализа результатов учебного занятия» раскрывает умение педагога вовлечь детей в рефлексию по поводу того, что они знают и думают,
© Куприна Н. Г., Новоселов С. А., 2017
развивать у них способность к оценочному суждению, обобщению, синтезу полученных сведений (принцип вариативности -развитие способности к систематическому перебору гипотез, их анализу и выбору оптимального варианта).
Критерий «Умение организовать взаимодействие обучающихся между собой» позволяет оценить умение педагога организовать деятельность групп взаимодействующих обучающихся, которые стимулируют и активизируют друг друга, осваивают умения и навыки работы в команде (принцип группового взаимодействия - обмен информацией, вовлеченность и заинтересованность всех участников).
Высокий процент среди финалистов конкурса составили учителя музыки (системы общего и дополнительного образования), поэтому анализ конкурсных заданий по выделенным критериям позволил определить существующие тенденции в организации современного урока (занятия) музыки.
К достоинствам продемонстрированных занятий следует отнести их яркую эмоциональную насыщенность, владение педагогами разнообразными игровыми и сюрпризными приемами, направленными на то, чтобы заинтересовать учащихся учебным материалом, поддерживать интерес и активность детей на протяжении всего занятия. Большинство занятий включало ситуации, вовлекающие детей в рассуждение, мотивирующие их к практической деятельности. Занятия строились на активном взаимодействии детей, включали работу в парах, коллективные игровые задания. В большинстве случаев при объяснении учебного материала педагоги обращались к опыту детей, проводили связь с ситуациями, случающимися в их жизни, переводя учебную задачу в разряд личностно значимых для ребенка.
Несомненным достоинством является высокий профессионализм, продемонстрированный педагогами, свободное владение учебным материалом, специальными умениями и навыками, необходимыми учителю музыки, увлеченность своим предметом, любовь к детям, способность к установлению моментального позитивного контакта с ними, создание атмосферы эмоционального комфорта и поддержки.
В то же время анализ выполнения конкурсного задания «Учебное занятие» позволил выявить проблемы, связанные с реализацией на уроках музыки одного из основополагающих принципов системно-де-ятельностного подхода - принципа максимальной ориентации на творчество обучающихся, самостоятельного «открытия» ими нового знания.
Выяснилось, что педагоги в большинстве случаев лишь имитируют применение интерактивных методов, используя модные названия как дань новым требованиям или элемент развлечения. Например, форма одного из занятий была обозначена как «творческий квест», хотя на поверку оказалась вполне традиционной в практике преподавания формой тематического занятия - «путешествия в страну музыки» («Средства музыкальной выразительности - жители музыкального королевства»). Аналогичным образом использовался и метод создания проблемных ситуаций, который, как правило, сводился к развлекательным «сюрпризным моментам», направленным на поддержание интереса к теме и материалу занятия.
Практическая деятельность детей на продемонстрированных в рамках конкурса занятиях была организована по старинке -методом показа, повтора за педагогом, выполнения задания по заданному алгоритму. Отсутствовали творческие задания, связанные с импровизацией, интонационным и музыкально-ритмическим самовыражением детей, с экспериментированием со звучащими жестами, звучаниями инструментов, звуками окружающего пространства, возможностями собственного голоса и пластики. Творческий, экспериментаторский компонент отсутствовал даже в игровых заданиях. Игры на занятии были направлены в основном на развлечение детей, поддержание их интереса к занятию, создание позитивного настроя. Единичные попытки, предпринятые педагогами для вовлечения детей в музыкально-игровые импровизации, закончились явной неудачей (вылились в хаотические неуправляемые действия детей, привели к сбою темпа урока).
Затруднения у педагогов вызывали и формулировки темы занятия, его цели и задач. Следствием нечетко сформулированных цели и задач явилась расплывчатость конструкции большинства занятий, в которых педагог и дети зачастую уходили в сферу рассуждений, не соотносящихся с темой и задачами занятия, либо само занятие переходило в разряд развлекательного мероприятия.
Таким образом, основная идея систем-но-деятельностного подхода, сформулированная в ФГОС как самостоятельное «открытие» детьми нового знания, где активность педагога уступает место активности обучаемых, - оказалась не реализованной в полной мере на представленных в рамках конкурса музыкальных занятиях. Педагоги продемонстрировали недостаточное владение методами организации творческого музицирования, приемами вовлечения детей в
коллективное музыкально-игровое творчество на музыкальных занятиях. Наиболее высокие баллы по данному конкурсному заданию получили именно те педагоги, которые смогли хотя бы частично, на фрагментарном уровне реализовать эти идеи на открытом занятии.
Между тем на сегодняшний день существует значительное количество альтернативных авторских программ, реализующих современные технологии музыкально-художественного творчества детей: творческое музицирование (Т. Э. Тютюнникова), музыкальная театрализация (К. В. Тарасова), личностно ориентированное музыкальное творчество (Н. Г. Тагильцева), музыкально-игровое творчество (Н. Г. Куприна), музыкально-ритмическое самовыражение (А. Ф. Яфальян) и т. д.
В Институте педагогики и психологии детства Уральского государственного педагогического университета на базе кафедры теории и методики воспитания культуры творчества осуществляется системная подготовка студентов - будущих педагогов периода детства к работе по развитию личности ребенка в музыкально-творческой деятельности. Студенты осваивают технологии организации детского музыкального творчества: коллективного творчества на основе игровых моделей детского музыкального фольклора, эмоционального самовыражения в играх - пластических импровизациях, играх - музыкальных диалогах, интонационно-ритмических и интонационно-речевых играх, играх со звуками, рисовании музыки и т. д. Результат обучения будущих педагогов начальной школы и дошкольных образовательных организаций в этом направлении представляется в формировании «системного взгляда на проблему развития личности ребенка средствами искусства, ориентации в методических материалах, нацеленных на детское музыкально-художественное творчество, достижение состояния раскрепощенности собственных творческих сил и мотивации к профессиональной творческой самореализации» [4].
Одну из ведущих позиций в перспективе развития детского музыкального творчества занимает полихудожественная деятельность. Обращение к полихудожественной деятельности на уроках музыки открывает возможности развития креативности,
ассоциативного мышления и эмоционально-чувственной сферы ребенка на основе «перевода» образного содержания с языка одного искусства на язык другого при создании обучающимися художественно-творческих продуктов [15, с. 14].
Стратегия, обозначенная основоположником полихудожественного подхода Б. П. Юсовым, детально проанализирована в исследованиях научной школы Н. Г. Та-гильцевой Института музыкального и художественного образования Уральского государственного педагогического университета, «в которую входят Л. В. Добровольская, Е. А. Заплатина, Н. И. Кашина, А. А. Качалова, Л. В. Матвеева, О. А. Овсянникова, Л. В. Ясинских» [10, с. 233].
По мнению исследователей полихудожественного подхода, «организация полихудожественной деятельности на практике возможна при выделении в полихудожественном комплексе доминирующего искусства, образы которого в творческом самовыражении детей обогащаются художественными образами и художественными средствами других искусств» [2, с. 12]. Доминирование музыкального искусства позволяет использовать на занятиях такие виды полихудожественной деятельности, как рисование музыки, музыкальные театрализации, темброво-шумовые коллективные композиции с элементами графического, цветового, пластического, интонационного фантазирования и др. Вовлечение детей на уроке музыки в разнообразные виды полихудожественной деятельности способствует актуализации их личностного опыта, в результате чего раскрываются «собственное понимание ребенком музыки, ее трактовка, отношение к ней, воспроизведение своего музыкального замысла в слове, а также в исполнительстве, в двигательных аналогах музыки» [9, с. 67].
Распространение и широкое внедрение в практику методических разработок и теоретических исследований, посвященных организации детского творческого музицирования, будет способствовать преодолению привычного подхода к обучению музыке, замыкающегося на освоении специфических навыков и умений, и практической реализации идей системно-деятельностного подхода на занятиях по музыке в школе и дошкольных образовательных организациях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2008. - 84 с.
2. Бородина Е. Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности : монография. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2015. - 198 с.
3. Заплатина Е. А. Полихудожественный подход в развитии творческой активности младших школьников (в школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла) : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2009. - 23 с.
4. Куприна Н. Г. Музыка в личностном развитии ребенка [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. - 2014. - № 4. - Режим доступа: http://art-education.ru/AE-magazine/new-magazine-4-20i4.htm.
5. Куприна Н. Г. Теория и практика работы с одаренными детьми: полихудожественные технологии в развитии одаренности детей дошкольного возраста : монография / Институт развития образования Свердловской обл. - Екатеринбург, 2012. - 175 с.
6. Куприна Н. Г., Оганесян Э. Д. Полихудожественный подход в социально-коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 5. -С. 142-147.
7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность : в 2 т. / АПН СССР. - М. : Педагогика, 1983. -304 с.
8. Медкова Е. С. Принципы построения действующих стандартов первого поколения по МХК и возможный вариант создания профильной программы на их основе [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. - 2007. - № 2. - Режим доступа: http://www.art-education.ru/AE-magazine.
9. Тагильцева Н. Г. Личностно ориентированное обучение младших школьников на уроках музыки // Начальная школа плюс До и После. - 2014. - № 1. - С. 63-67.
10. Тагильцева Н. Г. Полихудожественный подход в развитии стратегии полихудожественного образования / / Педагогическое образование в России. - 2015. - № 12. - С. 91-94.
11. Торшилова Е. М. Какого цвета музыка? По материалам программы «Шалун, или Мир дому твоему» / / Цветные звуки. Интеграция искусств. - 2008. - № 5. - С. 16-19.
12. Тютюнникова Т. Э. Видеть музыку и танцевать стихи... Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. - М., 2003. - 248 с.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт НОО с изменениями на 18 мая 2015 г. : утв. Приказом Минобрнауки РФ от 6 окт. 2009 г. № 373.
14. Шишлянникова А. П. Полихудожественные технологии в музыкальном образовании : учеб.-метод. комплекс по дисциплине. - Абакан : Хакасский гос. пед. ун-т им. Н. Ф. Катанова, 2014. - 76 с.
15. Юсов Б. П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство» // Избранные труды по истории, теории и психологи и художественного образования и полихудожественного воспитания детей. - М. : Спутник+, 2004. - 253 с.
16. Ясинских Л. В. Развитие творческих способностей младших школьников в процессе педагогической интеграции искусств // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 12. - С. 232-236.
REFERENCES
1. Asmolov A. G., Burmenskaya G. V., Volodarskaya I. A. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye deystviya v nachal'noy shkole: ot deystviya k mysli : posobie dlya uchitelya / pod red. A. G. Asmolova. - M. : Prosveshchenie, 2008. - 84 s.
2. Borodina E. N. Teoriya i praktika nravstvenno-patrioticheskogo vospitaniya detey v polikhudozhe-stvennoy deyatel'nosti : monografiya. - Ekaterinburg : Ural. gos. ped. un-t, 2015. - 198 s.
3. Zaplatina E. A. Polikhudozhestvennyy podkhod v razvitii tvorcheskoy aktivnosti mladshikh shkol'nikov (v shkole s uglublennym izucheniem predmetov khudozhestvenno-esteticheskogo tsikla) : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Ekaterinburg, 2009. - 23 s.
4. Kuprina N. G. Muzyka v lichnostnom razvitii rebenka [Elektronnyy resurs] // Pedagogika iskusstva. -2014. - № 4. - Rezhim dostupa: http://art-education.ru/AE-magazine/new-magazine-4-2014.htm.
5. Kuprina N. G. Teoriya i praktika raboty s odarennymi det'mi: polikhudozhestvennye tekhnologii v razvitii odarennosti detey doshkol'nogo vozrasta : monografiya / Institut razvitiya obrazovaniya Sverdlovskoy obl. -Ekaterinburg, 2012. - 175 s.
6. Kuprina N. G., Oganesyan E. D. Polikhudozhestvennyy podkhod v sotsial'no-kommunikativnom razvitii detey starshego doshkol'nogo vozrasta // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2016. - № 5. -S. 142-147.
7. Leont'evA. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' : v 2 t. / APN SSSR. - M. : Pedagogika, 1983. - 304 s.
8. Medkova E. S. Printsipy postroeniya deystvuyushchikh standartov pervogo pokoleniya po MKhK i voz-mozhnyy variant sozdaniya profil'noy programmy na ikh osnove [Elektronnyy resurs] // Pedagogika iskusstva. -2007. - № 2. - Rezhim dostupa: http://www.art-education.ru/AE-magazine.
9. Tagil'tseva N. G. Lichnostno orientirovannoe obuchenie mladshikh shkol'nikov na urokakh muzyki // Nachal'naya shkola plyus Do i Posle. - 2014. - № 1. - S. 63-67.
10. Tagil'tseva N. G. Polikhudozhestvennyy podkhod v razvitii strategii polikhudozhestvennogo obra-zovaniya // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2015. - № 12. - S. 91-94.
11. Torshilova E. M. Kakogo tsveta muzyka? Po materialam programmy «Shalun, ili Mir domu tvoemu» // Tsvetnye zvuki. Integratsiya iskusstv. - 2008. - № 5. - S. 16-19.
12. Tyutyunnikova T. E. Videt' muzyku i tantsevat' stikhi. Tvorcheskoe muzitsirovanie, improvizatsiya i za-kony bytiya. - M., 2003. - 248 s.
13. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart NOO s izmeneniyami na 18 maya 2015 g. : utv. Prikazom Minobrnauki RF ot 6 okt. 2009 g. № 373.
14. Shishlyannikova A. P. Polikhudozhestvennye tekhnologii v muzykal'nom obrazovanii : ucheb.-metod. kompleks po distsipline. - Abakan : Khakasskiy gos. ped. un-t im. N. F. Katanova, 2014. - 76 s.
15. Yusov B. P. Vzaimosvyaz' kul'turogennykh faktorov v formirovanii sovremennogo khudozhestvennogo myshleniya uchitelya obrazovatel'noy oblasti «Iskusstvo» // Izbrannye trudy po istorii, teorii i psikhologi i khudozhestvennogo obrazovaniya i polikhudozhestvennogo vospitaniya detey. - M. : Sputnik+, 2004. - 253 s.
16. Yasinskikh L. V. Razvitie tvorcheskikh sposobnostey mladshikh shkol'nikov v protsesse pedagogiche-skoy integratsii iskusstv / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2014. - № 12. - S. 232-236.