Известия Саратовского университета. 2011. Т. 11. Сер. Социология. Политология, вып. 4
На классическом этапе власть в городских сообществах стала предметом специальных исследований, сформировалось проблемное поле исследований (исследование Флойда Хантера; исследование Роберта Даля; сравнительные исследования 1960-1970-х гг.; исследования Мэтью Кренсон, Джона Гэвента, марксистские исследования власти 1960-1970-х гг.).
В 1960-1970-е гг. элитистская (пирамидальная) структура власти была обнаружена и в других исследованиях (Джордж Белкнап и Ральф Сма-клер, Тед Смит, Артур Видич и Джозеф Бенсман и др.), вызвавших естественную критическую реакцию у оппонентов из политологического (плюралистического) лагеря.
Современный этап связан с появлением новых теоретических моделей исследования -«машин роста» и «городских политических режимов», которые с конца 1980-х гг. доминируют в современной исследовательской практике.
Очень важно обратить внимание на новейшие тенденции в социологии, на ее поворот к проблематике власти. Серьезные изменения в жизни России и положении ее науки отмечены не только немалыми трудностями и кризисными проявлениями, но и открытием новых возможностей в раз-
витии и общества, и науки, а также стремлением ученых продуктивно их использовать.
Происходящий ныне крупный социальный поворот в развитии общества будет сопровождаться серьезными переменами в системе социального знания и, в частности, проявится как в резко возросшем спросе на кратологическую проблематику, так и в ее назревшем расцвете при непременном углублении демократизации всей общественной и государственной жизни.
Примечания
1 См.: Данилов А. Социология и эволюция власти. URL: http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/11_1_99.htm (дата обращения: 13.09.2011).
2 Халипов В. Ф., Халипова Е. В. Власть. Политика. Государственная служба : словарь. М., 1996. С. 71.
3 См.: Чичерин Б. Н. Философия права. М, 1900.
4 См.: Фролов С. С. Социология. М., 1994. С. 112-113.
5 См.: Халипов В. Ф. Кратология как система наук о власти. URL: http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/22713/ (дата обращения: 13.09.2011).
6 См.: Ледяев В. Изучение власти в городских сообществах: основные этапы и модели исследования // Неприкосновенный запас. 2010. № 2.
УДК 316.74
ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГЛОБАЛЬНОГО РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
О. Г. Петрович
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
В статье анализируются проблемы и противоречия системы высшего образования, связанные с коммерциализацией и вхождением России в ВТО, диагностируются модели различных стратегий реагирования в данной ситуации активизации рыночных отношений образовательного пространства.
Ключевые слова: глобализация высшего образования, Болонский процесс, коммерциализация образовательного пространства.
Problems and Contradictions of Russian Higher School in the Context of Formation of the Global Market of Educational Services
O. G. Petrovich
The paper analyzes problems and contradictions of the higher education system associated with commercialization and Russia joining WTO, models of various strategies of reacting in this situation of stirring up market relations of the educational space are diagnosed.
Key words: higher education globalization, Bologna process, commercialization of educational space.
Глобализация высшего образования стала своеобразным катализатором для развития рынка образовательных услуг, причем интернационализация, интеграция и информатизация стали характерными чертами формирования рыночных отношений в сфере высшего образования. Эти процессы включают в себя более конкретные элементы, такие как развитие дистанционного образования (являющегося полностью платной услугой, считающегося обязательным для любого претендующего на роль ведущего или отвечающего мировым стандартам университета), межвузовское международное сотрудничество, привлекающее потенциальных потребителей образовательных услуг из зарубежных стран. Последнее, в свою очередь, является следствием конкуренции на рынке образовательных услуг, спровоцированной сокращением государственного финансирования и необходимостью для вузов самостоятельно зарабатывать часть денег на свое содержание и развитие. Таким образом, обще-
© Петрович О. Г2011
мировая тенденция расширения экономической свободы деятельности университетов превратила развитие сферы коммерческого образования в одну из составляющих глобализации в области высшего образования.
Однако в России данный процесс пока не приобрел той массовости, которую мог бы, так как наша страна на данный момент не является членом Всемирной торговой организации, играющей наибольшее значение при институционализации рынка образовательных услуг, поддержании равного доступа и условий для его участников при помощи Генерального соглашения по торговле услугами. Соблюдение этого соглашения подразумевает предоставление страной режима наибольшего благоприятствования для зарубежных провайдеров услуг в сфере образования. Это может повлечь за собой если не уничтожение национальной сферы высшего образования за счет ее неконкурентоспособности с потенциально более перспективными и качественными зарубежными учебными заведениями, заинтересованными в российском рынке высшего образования, то, по крайней мере, сильное снижение ее значения в обществе.
Говоря об экономических процессах в сфере высшего образования на основе членства России в ВТО, нужно помнить, что наша страна к этой организации пока не присоединилась. Возможность такого шага в ближайшем будущем1 предполагает необходимость заблаговременного анализа возможных проблем и сложностей для высшей школы, чтобы избежать фатальных последствий вступления страны в ВТО и заранее к ним подготовиться, нивелировав или максимально устранив превентивными мерами негативное воздействие мирового рыночного фактора на российское высшее образование, чтобы сохранить все его положительные черты и достижения.
Научное сообщество не едино в своей оценке возможных последствий такого шага для системы высшего образования Российской Федерации. Можно выделить несколько стратегических моделей развития событий в данной ситуации.
Первая модель - «Железный занавес» - предполагает отказ от вхождения в ВТО и сохранение тепличных условий для национальной системы высшего образования. Вероятные последствия подогревают недоверие и опасения по отношению к предполагаемым обязательствам в сфере высшего образования (ряд стран отказался подписывать Генеральное соглашение по торговле услугами высшего образования2), стремление серьезно оценить возможные плюсы и минусы глобализации для национальной системы высшего образования в России.
Основным минусом коммерциализации образовательного пространства научное сообщество считает то, что переход на рыночные рельсы изменит представление об образовании как о бесценном благе, отношение к университетам
как хранителям и трансляторам культурного, исторического и национального богатства. Образование превращается в товар, оплачиваемую услугу, предмет конкуренции на международном рынке3. В России высшее образование всегда ассоциировалось со свободомыслием и формированием личности. Именно свобода мышления и научных разработок, искренняя вовлеченность в научные исследования, не ориентированная на практическую выгоду и продажу себя и своих способностей, вывели в свое время советскую систему высшего образования на столь высокий академический и в итоге производственный уровень. Поэтому внедрение рынка провоцирует уничтожение последних крупиц творческого научного и исследовательского начала. Снижение роли отечественного высшего образования, в свою очередь, приведет к значительной утрате значимости культурно-исторического наследия, чувства патриотизма, причастности и любви к своему государству, ослаблению народного единства за счет насаждаемых в пришедших на национальный образовательный рынок западных высших учебных заведениях космополитических настроений.
Наличие коммерческой составляющей, платного образования, рекламы - все это превращает образование из блага в товар, поскольку при его оплате оно должно отвечать интересам заказчика (студента, работодателя), чьи взгляды на получение высшего образования далеко не всегда совпадают с интересами общества, государства или вуза. Кроме того, такой подход ставит университеты в положение подчиненности желаниям заказчиков образовательных услуг, в то время как образование как благо главным делает высшее учебное заведение, занимающиеся фильтрацией тех, кому это благо предоставлять. Превращение университетов в представителей услуг и предоставление им эксклюзивной возможности решать, какие курсы преподавать, приведет к решению расширять спектр престижных и востребованных специальностей, то есть тех, которые заведомо будут проданы, что быстро может спровоцировать исчезновение или снижение количества непопулярных специальностей, и почти все вузы будут ориентированы преимущественно на эти направления. Концентрация на нескольких ведущих курсах спровоцирует недостаток нужных для эффективного функционирования и развития экономики и промышленности кадров. Еще больший переход на рыночную основу только усугубит такое положение дел. Все это превратит систему образования в товар в полной мере. При этом функция воспитания и социализации пропадать не должна, хотя вместить их в рамки товара будет достаточно трудно, так как клиент в высшем учебном заведении платит за конкретные курсы и конкретные знания, но никак не за воспитание, которого он на правах заказчика образования может не захотеть принимать. Подобная перспектива грозит высшему образованию как социальному
Известия Саратовского университета. 2011. Т. 11. Сер. Социология. Политология, вып. 4
институту большими изменениями в сторону его преобразования в институт рыночный, что недопустимо само по себе, учитывая значение института образования для общества. Вообще вхождение Российской Федерации в ВТО грозит повлечь за собой тотальное ориентирование высших учебных заведений на коммерческую выгоду от любой своей деятельности.
В том, что образование должно быть благом, сомневаться не приходится4. Однако тот факт, что высшее образование давно стало еще и товаром,
- тоже свершившаяся реальность. Причем на данном этапе развития рыночных отношений в сфере высшего образования достаточно трудно сказать, какими свойствами образование обладает больше5. По нашему мнению, отсутствие конкуренции с престижными и качественными зарубежными вузами может стать дестимулирующим фактором, содействующим нежеланию или невозможности высшей школы развиваться до требований мирового уровня. В этих условиях полной изоляции Российское государство с его ограниченными финансовыми возможностями не способно предоставить всем университетам достаточно ресурсов для достижения высокого мирового уровня развития и качества высшего образования. Следовательно, неизбежно постепенное формирование рынка образовательных услуг высшей школы, которое будет происходить спонтанно, стихийно, неконтролируемо, с высокой долей социального напряжения.
Коммерциализация, унифицируя образование, спровоцирует устранение национальных границ, этнокультурных особенностей, идентичностей, самобытности граждан6. В этом отношении Болонский процесс, отражающий стремление к «знаниевой экономике», рассматривается как противоположный процесс, призванный сохранить высокую духовную миссию высшего образования в процессе социализации, воспитания граждан7. Снижение значения национальной составляющей в высокой миссии университетов недопустимо при декларируемом стремлении к знаниевой экономике.
Наиболее продвинутые образовательные системы, такие как высшие учебные заведения Америки и Европы (21 из 144 стран - участниц ВТО), взявшие на себя обязательства по реализации рыночных принципов в сфере высшего образования, являются подтверждением, что высшее образование не может быть только товаром, оно
- специфический вид услуг, переходящий в общественное благо. Поэтому представляется более перспективной «поэтапная» модель вхождения Российской Федерации в ВТО. Она предполагает, что на первом этапе этого вхождения потери для системы высшего образования намного превосходят положительные стороны и преимущества8. Системе высшего образования предстоит постепенно подготовиться к тем условиям, которые могут появиться после присоединения России к
общему мировому рынку, уточнить сами условия, создать правовую базу регулирования работы зарубежных провайдеров образовательных услуг9, определить ограничительные рамки для зарубежных вузов в виде перечня специфических обязательств в сфере образовательных услуг.
Добиться особых условий при вхождении в ВТО для каждой страны, особенно для развивающейся, с достаточно слабой и неразвитой промышленностью и экономикой, представляется трудновыполнимой задачей10. Однако только такой подход к условиям вхождения в организацию может способствовать созданию условий, преимуществ и механизмов защиты высших учебных заведений России от мер, которые могут быть предприняты зарубежными университетами ради завоевания нового рынка, наращиванию потенциала конкурентоспособности отечественной системы высшего образования на глобальном мировом рынке образовательных услуг.
Примечания
1 См.: Россия может вступить в ВТО в 2011 году // Коммерсанта Новости online. 25.06.2010. URL: http:// www.kommersant.ru/news.aspx?DocsID=1392435 (дата обращения: 27.06.2010) ; Медведев надеется завершить переговоры по ВТО до конца года // РИА Новости Weekend 16-18 июля 2010. URL: http://www.rian.ru/ economy/20100713/ 254393587.html (дата обращения: 28.08.2010).
2 См.: Захаревич В., Попов В., Терешков В. Российское образование и вступление России в ВТО: возможные последствия // Высшее образование в России. 2006. № 4. С. 22.
3 См.: МихайлеваЕ. Трансформация образования в условиях глобализации: выгоды и риски для постсоветского пространства // Alma mater. 2007. № 9. С. 40 ; Семин В. Вызовы современности // Alma mater. 2001. № 1. С. 9.
4 См.: Белоконев Г., Кривошеев Н. Кризис в высшем об-
разовании преодолим // Alma mater. 2003. № 3. С. 25 ; Иванов С., Волкова И. Болонский процесс: проблемы конкурентоспособности // Alma mater. 2004. № 7. С. 24 ; Сенашенко В. Интеграционные процессы в сфере образования // Alma mater. 2006. № 3. С. 19.
5 См.: Гречко П. Глобализация: образовательные горизонты // Высшее образование в России. 2005. № 11. С. 103 ; Евдокимов М. Высшая школа России: на пути к «рыночной модели»? // Высшее образование в России. 2004. № 5. С. 171 ; Запесоцкий А. Симуляция образования или образование симуляции? // Высшее образование в России. 2005. № 7. С. 68 ; МакбурниГ. Глобализация как политическая парадигма высшего образования // Высшее образование сегодня. 2001. № 1. С. 48 ; Мику-ленко Т. Образование как товар // Alma mater. 2001. № 10. С. 50 ; Путилло Л., Шапкин И. Социально-ответственный ВУЗ в условиях глобализации: миф или реальность // Alma mater. 2006. № 4. С. 23.
6 См.: Башмакова Н. И. Мировые тенденции развития высшего образования в XXI веке : видение ЮНЕСКО и практика реформ // Высшее образование сегодня. 2007.
66
Научный отдел
№ 1. С. 29 ; Налетова И. Региональный университет в глобальной среде // Высшее образование в России. 2004. № 12. С. 96.
7 См.: Колесов В. Рынок образовательных услуг и ценности образования (между ВТО и Болонским процессом) // Высшее образование в России. 2006. № 2. С. 7 ; Лукичев Г. А. Болонский процесс - императив развития высшего образования в Европе // Высшее образование сегодня. 2002. № 2. С. 43 ; Мельник В. В. Глобальные тенденции и особенности модернизации высшего профессионального образования в России // Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 5. С. 59 ; СазоноваЗ. Болонский процесс : духовное
измерение // Высшее образование в России. 2005. № 10. С. 29-30 ; Сенашенко В. Интеграционные процессы в сфере образования // Alma mater. 2006. № 3. С. 15.
8 См.: Гребнев Л. ВТО и российские вузы: от жестокой конкуренции к взаимовыгодному сотрудничеству? // Высшее образование в России. 2006. № 4. С. 31.
9 См.: Ермошин Г. На пути в европейское правовое пространство // Высшее образование в России. 2004. № 9. С. 149.
10 Медведев: Россия вступит в ВТО только на приемлемых для себя условиях / Информационное Агентство Regnum. URL: http://www.regnum.ru/news/1055190.html (дата обращения: 08.09.2010).