ВС. сенашенк°, профессор Образование и процессы
Российский университет дружбы
народов глобализации
Статья посвящена анализу некоторых возможных последствий вступления России во Всемирную торговую организацию для системы высшего образования. В частности, автор обсуждает в этом контексте проблемы и трудности формирования образовательных программ в структуре системы высшего образования. Рассмотрены механизмы минимизации этих трудностей.
Ключевые слова: высшее образование, образовательные услуги, обучение, глобализация высшего образования, ЮНЕСКО, ВТО, Болонский процесс.
После Второй мировой войны процессы международной интеграции в сфере образования получили особенно бурное развитие. Так, уже в ноябре 1945 г. была создана международная организация ЮНЕСКО (United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization) со штаб-квартирой в Париже, целью которой стало содействие укреплению мира и безопасности за счёт расширения сотрудничества государств и народов в области образования, науки и культуры при сохранении их культурноисторических образовательных традиций. По решению Генеральной конференции ЮНЕСКО и Генеральной Ассамблеи ООН с декабря 1946 г. ЮНЕСКО является неотъемлемой частью системы ООН, одним из крупных и важных ее компонентов. В 1954 г. в состав ЮНЕСКО вошел СССР, а в 1992 г. его правопреемником стала Российская Федерация.
Состоявшаяся в 1998 г. под эгидой ЮНЕСКО первая Всемирная конференция по высшему образованию приняла декларацию, которая содержит следующее определение высшего образования: «Высшее образование в качестве общественного достояния и стратегического императива для всех уровней образования и основы науч-ныхисследований, инноваций и творчества должно стать предметом ответственности и экономической поддержки правительств всех стран». Из данного определения следует, что высшее образование рассматривается международной общественностью,
во-первых, как общественное достояние, а во-вторых, соответствующие образовательные институты могут успешно развиваться и функционировать лишь при поддержке государства, будучи «предметом ответственности и экономической поддержки» правительства той или иной страны.
Тем не менее в 2009 г. на второй Всемирной конференции по высшему образованию основную полемику вызвали вопросы о том, можно ли считать высшее образование общественным достоянием и возможна ли торговля в области высшего образования. В результате было выработано коммюнике, которое, по мнению ряда участников конференции, «носит фрагментарный характер » и не является «ясным и последовательным посланием международному академическому сообществу» [1].
С тех пор две модели взаимодействия между странами в области высшего образования остаются предметом острых дискуссий. Первая модель рассматривает высшее образование как общее достояние человечества, а вторая отдает предпочтение формированию мирового рынка образовательных услуг. Первая модель призывает к открытому обмену знаниями, общественными ресурсами, которые наиболее полезны, когда распределяются и используются коллективно, тогда как вторая - подчеркивает коммерческую ценность обмена людьми и товарами. С тех пор сторонники той или иной модели размышляют над тем,
как лучше управлять системой международного высшего образования для повышения её эффективности, общественной полезности и доступности. Разногласия возникают потому, что «идеи о свободном рынке, на которые обе модели ссылаются, опираются на разные, но в то же время связанные понятия о богатстве, свободе и обществе» [2].
Конференция министров образования европейских стран («Болонский процесс»), сочетая культурно-исторический и экономический подходы к решению проблем высшего образования и рассматривая его как общественное благо, придерживается позиции, отчасти сопряженной с позицией ЮНЕСКО.
В России в этом вопросе всё еще нет окончательно сформированной позиции, хотя согласно Проекту Федерального закона N 121965-6 «Об образовании в Российской Федерации» образование определено как «общественно значимое благо, под которым понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества и государства, а также как совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».
Согласно образовательному законодательству Российской Федерации (Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании») одним из принципов государственной образовательной политики является «интеграция системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования». Поэтомупри вступлении
России во Всемирную торговую организацию (Федеральный закон от 21 июля 2012 г. «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.») сфера образования не осталась в стороне. При этом следует иметь в виду, что, в отличие от ЮНЕСКО и Конференции министров образования европейских стран, рассматривающих образование прежде всего как общественное благо, ВТО относит образование к образовательным услугам и стремится к расширению торговли ими, регулируемой в условиях режима наибольшего благоприятствования Генеральным соглашением по торговле услугами (ГАТС).
Таким образом, начиная с 2012 г., после ратификации Государственной Думой протокола о вступлении России в ВТО и подписания указа Президентом, Россия стала полноправным участником международного рынка по торговле образовательными услугами. Международный рынок образовательных услуг в настоящее время - это целая отрасль мирового хозяйства с ежегодным объемом продаж в несколько десятков миллиардов долларов США и объемом потребителей в несколько миллионов человек, лидерами которого являются США, Англия, Германия, Франция, Австралия и Япония. При этом ведущими мировыми державами образование рассматривается как часть внешней политики, преследующей не только экономические, но и геополитические цели.
В понятие образование (обучения) ВТО включает два вида услуг: услуги по практическому обучению и услуги по тестированию уровня образования. Однако в соответствии с ГАТС под образованием (а точнее, обучением) следует понимать, очевидно, всё, что продается и покупается под видом образовательных услуг. При этом надо иметь в виду, что оказание образовательных услуг учащимся в их стране или за
рубежом может относиться лишь к тем государствам, где разрешено частное образование, и не касается тех стран, в которых поддерживается исключительно государственная система образования.
В условиях активного подключения к мировому рынку образовательных услуг систему высшего образования следует рассматривать прежде всего как одну из базовых опор экономического суверенитета и национальной безопасности государства, как источник кадров высокой квалификации, как одну из составляющих национального богатства страны, позволяющую обеспечить конкурентные преимущества национальной экономики в условиях глобализации.
Процессы глобализации могут оказать заметное влияние на формирование образовательной политики, превращаясь в движущую силу национальных целей. Появление экспортных доходов расширяет третичный сектор экономики, одновременно выступая в качестве международной характеристики образовательной системы страны, её международной конкурентоспособности в сфере образования. Более остро ощущается на международном уровне и проблема качества образования, требующая усиленного внимания к совершенствованию механизмов своего обеспечения. При этом, пожалуй, главным положительным моментом следует считать появление дополнительных стимулов для проведения внутренних реформ, направленных на укрепление системы образования. Ибо глобализация в сфере образования сопровождается возрастающей ролью рынка образовательных услуг, распространением предпринимательских подходов на сферу образования, новыми возможностями, связанными с совершенствованием информационных и коммуникационных технологий, созданием виртуальных университетов, развитием транснационального образования. В этих условиях дополнительную остроту приобретают проблемы равенства об-
разовательных возможностей и доступности к качественному образованию.
Можно выделить ряд направлений влияния ВТО на сферу отечественного образования. Это, прежде всего, влияние на структуру высшего образования реструктуризации различных отраслей экономики: их развитие или упадок после присоединения России к ВТО потребует от высшей школы приведения структуры подготовки кадров в соответствие со структурными изменениями рынка труда. Упомянем также возможное расширение экспорта и неизбежное появление новых импортеров образовательных услуг.
Ключевым моментом присоединения страны к ВТО является вопрос о потенциальных преимуществах участия в многосторонней торговой системе и о возможных негативных последствиях. Но при этом главное - «не заблудиться в трех соснах»: ЮНЕСКО, ориентирующая страну на сохранение культурно-исторических образо-вательныхтрадиций, Болонский процесс и Всемирная торговая организация. Ведь порой требования к образовательной деятельности в принимаемых документах, как было показано выше, являются диаметрально противоположными. Да и отечественное образовательное законодательство трактует образование отлично от рыночных представлений, положенных в основу «образовательной деятельности» ВТО.
Очевидно, что для отечественной системы образования присоединение к ВТО может сопровождаться существенными потерями: это и дальнейшее нарастание рыночных отношений, и снижение качества образования, его доступности, и поглощение национального образовательного рынка зарубежными провайдерами, и постепенное вытеснение русского языка из сферы образования, и частичная потеря контроля над системой образования со стороны государства, и как результат - усиление физического и виртуального оттока квалифицированных кадров.
Нельзя не заметить появления после присоединения к ВТ О новых вызовов в образовательной сфере, затрагивающих проблемы устойчивого развития отечественной системы образования, поддержания национального суверенитета в образовательной области, сохранения национальной идентичности в условиях гомогенизации культур, уточнения роли государства в вопросах национальной образовательной политики.
Понимая всю сложность складывающейся ситуации в сфере образования, постараемся выявить те потенциальные выгоды для отечественной системы образования, которые могут появиться в результате присоединения страны к ВТО. К ним, прежде всего, следует отнести следующие дополнительные возможности:
V реализация геополитических и экономических интересов страны посредством «образовательной экспансии »;
V реформирование системы подготовки специалистов с учетом требований мирового рынка труда, расширение спектра образовательных программ и повышение качества образования, улучшение уровня владения учащимися иностранными языками;
V расширение выхода российских вузов на зарубежные образовательные рынки, активное использование дистанционных образовательных технологий, открытие филиалов и представительств российских вузов за рубежом;
V рост числа иностранных студентов в российских вузах и увеличение денежных потоков от экспорта образовательных услуг;
V более широкое знакомство с зарубежной высшей школой, совместная разработка образовательных программ, степеней и квалификаций;
V привлечение лучших иностранных выпускников российских вузов для развития экономики и науки в стране.
Не следует, конечно, забывать и о том,
что русский язык по распространенности - четвертый в мире, и этим необходимо воспользоваться.
Успех отечественной системы образования на международном рынке образовательных услуг определяется прежде всего тем, насколько быстро и качественно мы овладеем правилами и нормами экспорта образования, инструментами создания и реализации собственного образовательного экспортного потенциала. Первостепенными становятся проблемы:
• обеспечения качества образования и защиты от некачественных образовательных услуг;
• поддержания необходимого уровня доступа к высшему образованию;
• защитыинтеллектуальной собственности;
• определения оптимального соотношения источников финансирования образования;
• создания новых алгоритмов управления образованием;
• нового понимания академических свобод.
В целях минимизации негативных последствий и повышения эффективности отечественной системы образования в условиях присоединения к ВТО следует разработать алгоритмы возможных действий. Прежде всего - провести мониторинг образовательного потенциала высшей школы и оценить готовность отечественной системы образования к наращиванию объема экспорта образовательных услуг. Потребуются дорожные карты развития и функционирования отечественной системы образования в новых условиях, качественные и количественные критерии ожидаемого успеха или неудачи. Необходимо предусмотреть повышение уровня текущего финансирования и государственного инвестирования, а также создание условий для увеличения негосударственных инвестиций в систему образования, в первую очередь - для развития специаль-
ностей, которые будут определять будущий научно-технический прогресс страны. Предстоит расширить подготовку специалистов в области международного торгового права. При этом государственная поддержка должна оказываться на всех уровнях, а не только группам системообразующих вузов, если это действительно образовательная политика, направленная на решение проблем кадрового обеспечения отраслей экономики в условиях присоединения России к ВТО.
Министерству образования и науки РФ необходимо будет разработать и ввести в действие Реестр иностранного присутствия в системе образования России (по всем секторам и по всем способам поставки услуг), выработать требования к поставщикам образовательных услуг, согласно которым зарубежный провайдер, прежде чем приступить к образовательной деятельности на территории нашей страны, должен продемонстрировать свою финансовую состоятельность и репутацию в родной стране (странах), а также соответствие предлагаемых образовательных программ академическим стандартам российских учебных заведений. Весьма важной становится разработка глоссария образовательных терминов, принятых в документах ВТО, а также перечня соответствия между отечественной образовательной терминологией и принятой в документах ВТО.
Следует обратить внимание на предостережения, высказываемые зарубежными специалистами. Так, известный западный экономист Фридрих Лист установил следующий закон: «Повсеместное и тотальное установление принципа свободной торговли, максимальное снижение пошлин и способствование предельной рыночной либерализации на практике усиливает то общество, которое давно и успешно идет по рыночному пути, но при этом ослабляет, экономически и политически подрывает то общество, которое имело иную хозяйственную историю и вступает в рыночные отно-
шения с другими, более развитыми странами тогда, когда внутренний рынок находится еще в зачаточном состоянии ».
Диапазон оценок общей ситуации очень широк. Пессимисты говорят, что потери от присоединения страны к ВТО неизбежны, а оптимисты называют это «новой реальностью »[3]. Впрочем, все это пока предположения, хотя и логичные, но как будет на деле - жизнь покажет.
Особое значение в новых условиях приобретают национальные образовательные приоритеты, сохранение главных достоинств отечественного образования. Это прежде всего фундаментальность, системность и научность образования, оптимальное сочетание в образовательных программах общеобразовательной, научной и профессиональной составляющих. При этом важно помнить, что, в отличие от зарубежных представлений, когда высшее образование отождествляется с обучением, в нашей стране под образованием понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства». Очевидно, что такое определение образования влечет за собой принципиальные отличия в организации учебного процесса.
Необходимо дальнейшее совершенствование инженерного образования на основе образовательных программ дипломированных специалистов, создание программ академического бакалавриата, преемственного по отношению к образовательным программам магистратуры, уход от единых шаблонов построения основных образовательных программ высшей школы для различных образовательных областей. Отметим, что рассмотренные выше проблемы функционирования отечественной системы образования в условиях присоединения России к ВТО и участия в международных интеграционных процессах более детально обсуждаются в работах [4-9].
Обсуждение проблемы участия России в формировании глобальной системы обра-
зования хотелось бы закончить словами А.С. Панарина: «Глобализация - в смысле тенденции к сокращению барьеров и расстояний и образованию единых экономических, информационных и прочих пространств - это реальность нашего времени. Задача заключается в том, чтобы овладеть современностью, а не предоставить другой стороне право формировать её по своему усмотрению. И именно потому, что мы признаем эту реальность, мы претендуем на то, чтобы её формирование не прошло без нашего участия» [10].
Литература
1. Мальдонадо-Мальдонадо А, Вергер Э. По-
литика, ЮНЕСКО и высшее образование: анализ ситуации // Международное высшее образование. 2010. № 58. Зима.
2. Стэмбах Э. Трансграничное высшее об-
разование: две модели // Международное высшее образование. 2012. № 66. Зима.
3. Иванов В.Г., Парфирьева Е.А., Барабано-
ва С.В. Россия и ВТО: возможные риски для системы образования// Высшее образование в России. 2012. № 10. С. 39-47.
4. Сенашенко В.С. Володина Н.И. ВТО и проблемы высшего образования // Выс-
шее образование в России. 2006. № 2. С. 8-13.
5. Сенашенко В.С. Формирование единого об-
разовательного пространства и Болонский процесс // Саморазвитие человека. Единое образовательное пространство. Н. Новгород, 2006. С. 35-42; См. также: Инновации и инвестиции. 2006. № 7. С. 14-21.
6. Сенашенко В.С. Формирование Европей-
ского образовательного пространства и Российская система образования // Материалы Международной научной конференции «Россия и ЕС: проблемы формирования общего пространства науки и образования». Воронеж. 2006. С. 128-135.
7. Сенашенко В.С., Ткач Г.Ф., Володина Н.И.
О возможных последствиях присоединения России к ВТО в сфере образования / / Инновации и инвестиции. 2006. № 7. С. 51-60.
8. Сенашенко В.С. Новое понимание проблем
высшего образования в условиях усиления влияния глобализации на общество / / XII Академические чтения: Тезисы докладов. Астана. 2006. С. 17-19.
9. Сенашенко В.С. Интеграционные процес-
сы в сфере образования // Alma Mater. 2006. № 3. С. 13-19.
10. Панарин А.С. Искушение глобализмом. М.: Эксмо-Пресс, 2003. 416 с.
SENASHENKO y.S. EDUCATION AND GLOBALIZATION PROCESSES The article is devoted to some possible consequences for higher education system after Russia’s entering World Trade Organization. In particular the author discusses the problems and difficulties concerning formation of the educational programs. The mechanisms minimizing these difficulties are considered.
Key words: higher education as a social value, educational service, globalization of higher education, United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization, World Trade Organization, Bologna Process.
g