Таким образом, использование электронных средств обучения способствует усилению мотивации учения, индивидуализации процесса обучения, предоставлению студентам возможности самостоятельного выбора режима учебной деятельности. Электронные средства обучения обеспечивают условия для профессионального саморазвития, самореализации студентов и являются средствами для осуществления индивидуальноориентированного обучения. Они становятся незаменимым элементом процесса обучения в том случае, когда используются в тесной связи с остальными компонентами этого процесса. Их подбор зависит не только от материальной осна-
щенности учебного заведения, но и от целей занятия, применяемых методов и форм обучения, возраста и познавательных способностей студентов, а также от характерных особенностей отдельных учебных предметов.
Библиографический список
1. ЛызловА.В. Организация уроков с использованием презентаций // Вопросы интернет-образования. - 2006. - .№26.
2. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - 256 с.
Л.М. Бочкова
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КГУ ИМ. Н.А. НЕКРАСОВА
В высшем профессиональном физкультурном образовании, как и в целом в системе российского образования, происходят сложные процессы. Профессиональная подготовка специалиста по физической культуре и спорту сегодня должна быть основана на современных инновационных технологиях, которые способствуют повышению качества образования специалиста.
В широком смысле качество высшего профессионального физкультурного образования необходимо понимать как сбалансированное соответствие высшего образования (как результата, как процесса, как образовательной системы) многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам), условиям.
Модернизация физкультурного образования обусловлена необходимостью преодоления проблемной ситуации, в которой ярко проявляются два противоречия:
- между качеством подготовки специалистов и требованиями социальной практики по реализации уже созданных ценностей физической культуры и спорта и необходимостью создания новых образцов физкультурно-спортивной деятельности;
- между информационно-продуктивным (пассивным) характером обучения, который доминирует в физкультурных вузах, и подготовкой будущего педагога по физической культуре, способ-
ного к творческому осмыслению профессиональной деятельности, имеющего навыки освоения и развития инновационных процессов, как в физическом воспитании, так и в спорте [3, с. 47].
Основная идея модернизации процесса профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту состоит в том, чтобы как минимум создать условия, позволяющие студентам в учебно-воспитательном процессе вуза развивать креативное мышление, творчески осмысливать и осваивать инновационные технологии физического воспитания, и как максимум -создать жизнеспособную, развивающуюся педагогическую систему, основанную на инновационных технологиях научно-педагогического образования, которая позволит достигнуть современного качества подготовки специалиста нового типа, обладающего знаниями и навыками пе-дагога-ученого [4, с. 30-31].
Для того чтобы сохранить (или возродить) популярность факультетов физической культуры, необходимо задуматься о расширении профиля специалистов, предоставлении им перспектив будущей деятельности. Современные социальноэкономические условия, тенденции развития сферы физической культуры и спорта, особенности профессиональной деятельности представителей данной профессиональной области обеспечивают достаточно благоприятные условия для повы-
© Л.М. Бочкова, 2008
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2008
249
шения конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту по данному показателю. У выпускников физкультурно-спортивных вузов область применения сил и возможностей сегодня значительно расширилась.
В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности: «050720.65 (033100) Физическая культура», квалификация «Педагог по физической культуре» предполагает для выпускников возможность работы как в образовательных учреждениях (учителем физической культуры, тренером-преподавателем), так и в иных физкультурно-спортивных организациях (организационно-управленческие должности в спортивных клубах, профессиональных спортивных командах, Федерациях, Комитетах и т.д.).
Для того чтобы, построить оптимальную стратегию профессионального роста будущего специалиста необходимо начинать работу с момента прихода абитуриента в вуз. Руководством и преподавателями факультета физической культуры КГУ им. Н.А. Некрасова найден оптимальный вариант профориентационной работы со старшеклассниками из всех районов области, когда они проходят в десятидневные сборы на базе загородного туристического центра, оснащенного 25-метровым бассейном и спортзалом. После окончания сборов по результатам анкетирования более 70% участников сборов приняли решение поступать на факультет физической культуры.
Программами по «физической культуре» предусмотрено довольно большой по объему вариативный компонент, что позволяет педагогам самостоятельно проектировать содержание и процессуальную сторону физического воспитания, учитывая индивидуальные особенности учащихся, ресурсное обеспечение образовательного учреждения, традиции развития физической культуры в регионе. Но отсутствие у педагогов-практиков, долгие годы работающих по строгим инструкциям и планам, опыта самостоятельного построения вариативного человекоцентрированного физического воспитания приводит к серьезным трудностям и нередко к искажению идеи гуманизации всего процесса. Появляющиеся все чаще интересные методики здоровьесбережения просто некому внедрить в жизнь, ибо они заложены в учебные программы педагогических специальностей.
В России здоровому образу жизни связанному с физической активностью, посвящают себя
только 6-8% населения. Как ни в одной другой стране сильны предрассудки, связанные с тем, что занимающиеся спортом люди являются либо умственно неполноценными, или бездельниками. Поэтому, если подходить к работе со студентами факультета физической культуры традиционно, то окажется, что они работают только для этих самых 6-8% населения, а более 90% работу или игнорируют или принимают в штыки. Работать с таким коэффициентом полезного действия нерационально. Поэтому концептуально задача -овладевать общечеловеческими ценностями, популярными в сфере детей и молодежи, чтобы разговаривать с представителями подрастающего поколения на одном языке.
Перед факультетом физической культуры КГУ им. Н.А. Некрасова, была поставлена цель заменить ушедших из школ пионервожатых и воспитывать детей не на базе идеологии, а на базе здорового образа жизни, ибо воспитание проходит не во время учебных занятий, а в неформальной обстановке. Педагог по физической культуре имеет для этого самые большие резервы - это секционные занятия, соревнования, турпоходы, спортивные праздники и т.д. Но для этого сначала необходимо подготовить самого педагога. В Костромской области около 80% школ - малочисленные, коллектив работников ограничен, поэтому наш выпускник должен обладать и навыками организатора, ибо рациональное проведение свободного времени - показатель культуры человека и общества в целом.
Для этого на факультете в учебный план были введены следующие курсы в рамках дисциплин специализаций и дисциплин по выбору:
- организация праздников в дошкольных учреждениях;
- организация физкультурно-массовой работы в загородных лагерях;
- туристско-экскурсионная работа;
- практикум по организации деятельности руководителей плавания и руководителей спортивной работы в детских загородных лагерях.
Вид профессиональной деятельности выпускника специальности «Физическая культура» также носит оздоровительный и реабилитационнолечебный характер. Сложность формирования содержательного компонента заключается в том, что решение специфических задач адаптивной физкультуры требует по существу приобретения новых знаний на основе комплекса достижений
250
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2008
из области физической культуры, медицины, психологии и коррекционной педагогики (С.П. Евсеев, 2002). Все эти дисциплины предусмотрены государственным образовательным стандартом по специальности 050720.65 (033100) «Физическая культура», но для того, чтобы объединить теоретико-методическую часть этих дисциплин и апробировать их на практике был разработан факультатив: Теория и методика преподавания адаптивной физ. культуры.
Модель специалиста и технология его подготовки должна учитывать региональные особенности, что должно найти свое отражение во всех видах и формах работы наиболее востребованных специализаций. Поэтому практика студентов проводится в специальных лечебно-профилактических учреждениях, санаториях, в спец. интернатах для детей с ограниченными возможностями.
Массовая практика физического воспитания, как и прежде, ориентированна на достижение нормативного уровня физических кондиций студентов, в ущерб формированию духовно-ценностного сознания и творческого стиля мышления молодых людей, предполагающих целостное видение мира и самоопределение в нем.
Главным критерием здесь может являться не только функциональная подготовка, но и эмоциональной окрас занятий по физической культуре посредством спортивных игр, подвижных игр, выполнение различных физических упражнений под музыкальное сопровождение. Умение провести спортивный праздник немаловажная задача для выпускника факультета физической культуры.
Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы. На факультете осуществляется концепция гармоничного сочетания физкультурноспортивной и научно-методической деятельности в системе физкультурно-педагогического образования по следующим направлениям:
- научно-методическое и теоретическое обеспечение физкультурно-оздоровительной деятельности, спортивно-массовой работы;
- внедряется в практику разрабатываемая на ФФК здоровьесберегающая технология в образовании.
Руководствуясь стремлением общества выйти на качественно новый уровень духовного, творческого развития специалиста, руководство факультета стремиться создать такие условия, где студенту были бы предоставлены возможности развивать и раскрывать личностный творческий
потенциал. Для этого на факультете поддерживается и развивается среда, стимулирующая творческую деятельность через:
- стимулирование творчества студентов ФФК как условия повышения эффективности подготовки выпускника по специальности «Физическая культура»;
- создание условий для творческих групп студентов, преподавателей и выпускников факультета;
- оказание помощи студентам в изучении, исследовании различных технологий и форм проведения физкультурно-массовых и оздоровительных мероприятий, новых видов спорта;
- участие в вузовских, городских, всероссийских и международных соревнованиях, физкультурно-массовых мероприятиях.
Таким образом, критерий качества образования - «развитие творческой готовности выпускников к продуктивному решению предстоящих задач», обеспечивается научно-исследовательской деятельностью преподавателей и студентов современной высшей школы, как в стенах самой высшей школы, так и в собственной профессиональной деятельности [2, с. 73].
Библиографический список
1. ЖелезнякЮ.Д. Подготовка специалистов по физической культуре и спорту в системе педагогического образования // Теория и практика физической культуры. - 2002. - .№5. - С. 47-53.
2. Кузьмина Н.В., Варфоломеева Л.К. Акмео-логическая теория качества образования: Теории и технологии качества образования в XXI веке: акмеологические и психолого-педагогические аспекты. Материалы международного симпозиума, Кострома, 18-19 марта, 2004 г. / Отв. ред. Н.В. Кузьмина, Н.П. Фетискин. - М.; Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова. - Т. 2. - 198 с.
3. Лубышева Л.И., Магин В.А. Концепция модернизации процесса профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту (авторский проект) // Теория и практика физической культуры. - 2003. - №12. - С. 47-53.
4. Магин В.А. Стратегия системы высшего физкультурного профессионального образования: Проблемы физического воспитания, спортивной тренировки и профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту. Сборник научных трудов // Материалы международной научно-практической конференции. - Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2003. - 202 с.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2008
251