УДК 796.01 : 159.9 А. Г. ПОЛИВАЕВ
А. А. ГЕРАСЬКИН И. Н. ГРИГОРОВИЧ
Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
В исследовании изучаются личностные особенности студентов факультетов физической культуры, обусловливающие эффективность овладения профессионально-педагогическими умениями. Полученные результаты могут применяться в сфере подготовки учителей физической культуры, преподавателей физического воспитания в вузах при построении учебного процесса по спортивным дисциплинам. Практические рекомендации могут быть реализованы в физкультурных вузах, на факультетах физической культуры педагогических вузов.
Ключевые слова: личность, индивидуально-психологические особенности, профессионально-педагогические умения.
Новые тенденции в образовании, связанные с принятием Болонских соглашений, а также переход к государственным образовательным стандартам нового поколения, основанным на компетентностном подходе [1—4], требуют инновационных подходов к профессиональной подготовке специалистов, в том числе в сфере физической культуры.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ВПО) третьего поколения предлагает формировать следующие компетенции: общекультурные и профессиональные. Компетенции в профессиональном образовании рассматриваются как главные целевые установки в реализации ФГОС ВПО, как интегрирующие модели выпускника. Сама ком-петентностная модель выпускника, с одной стороны, охватывает квалификацию его будущей деятельности с предметами и объектами труда, с другой — отражает междисциплинарные требования к результату образования. Компетенции подразделяются на две группы: общекультурные, (универсальные, надпредметные) и профессиональные (предметно-специфические, предметно-специализированные). Овладение профессиональными компетенциями предполагает формирование определенных профессионально-педагогических умений. Поэтому вопрос формирования компетентности студентов тесно связан с овладением ими профессионально-педагогическими умениям.
Многие авторы единодушно понимают под профессионально-педагогическими умениями следующие компоненты умений: организаторские, коммуникативные, конструктивные, гностические [5 — 9].
В работах некоторых авторов [10 — 14] исследуется вопрос о влиянии индивидуальных особенностей студентов факультетов физической культуры (ФФК) на эффективность их учебной деятельности. В подобных исследованиях в основном рассматривается вопрос формирования знаний по предметам. Однако в современной подготовке специалистов уровня теоретических знаний недостаточно для становления профессионализма будущих специалистов, необходимо формирование специальных умений.
Недостатком данных исследований, на наш взгляд, является отсутствие научно обоснованного факта влияния личностных особенностей на эффективность профессиональной подготовки студентов. Поэтому мы определили следующую цель нашего исследования — выявить индивидуально-психологические особенности личности студентов ФФК, обусловливающие эффективность их профессиональной подготовки в рамках дисциплины «спортивные игры».
Для решения данной задачи проведён анализ сформированности профессионально-педагогических умений (ППУ) студентов выпускных курсов ФФК ИГПИ им. П. П. Ершова, а также изучались их индивидуально-психологические особенности (черты личности, свойства нервной системы). Затем, разделив студентов на 3 группы, с высоким, средним и низким уровнем сформированности ППУ, с помощью однофакторного дисперсионного анализа, мы попытались выяснить влияние личностных особенностей на эффективность формирования ППУ. В работе
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК N5 6 (92) 2010
Таблица 1
Анализ уровней сформированное™ ППУ у выпускников ФФК (х±с)г баллы
№ Уровень сформированно- сти ППУ п Гностические умения Конструктивные умения о К к о О, сч о к Й я да Я со 2; § 5. 0 Рч о. О Коммуникативные умения Средний показатель ППУ
1 Высокий 35 4,08±0,31 4,22±0,26 4,16 ±0,40 4,29*0,40 4,19*0,18
2 Средний 46 3,28 ±0,52 3,53±0,52 3,55±0,45 3.85±0,61 3,54 ±0,39
3 Низкий 17 2,52+0,47 2,51 ±0,28 3,04 ± 0,64 3,01*0,56 2,77+0,24
В среднем 98 3,44 ±0,60 3,61 ±0,54 3,69±0,66 3,88 ±0,60 3,65*0,50
Таблица 2
Результаты однофакторного дисперсионного анализа влияния личностных особенностей студентов-выпускников ФФК на формирование ППУ (п=98)
№ Показатель И Ркрит Р
1. Сила НС по возбуждению 10,90В 4,82 <0,01
2. Сила НС по торможению 1,195 3,092 >0,05
3. Подвижность НС 3,381 3,092 <0,05
4. Уравновешенность НС 0,603 3,092 >0,05
5. Фактор А 0,085 3,092 >0,05
6. Фактор В 0,739 3,092 >0,05
7. Фактор С 1,523 3,092 >0,05
8. Фактор Е 0,324 3,092 >0,05
9. Фактор 1,399 3,092 >0,05
10, Фактор С 0,196 3,092 >0,05
1Ї. Фактор Н 6,020 4,82 <0,01
12. Фактор I 0,736 3,092 >0,05
13. Фактор і 0,192 3,092 >0,05
14, Фактор М 4,417 3,092 <0,05
15. Фактор N 1,938 3,092 >0,05
16. Фактор О 0,404 3,092 >0,05
17. Фактор 01 2,073 3,092 >0,05
18. Фактор 02 4,517 3,092 <0,05
19. Фактор 03 0,924 3,092 >0,05
20. Фактор 04 1,686 3,092 >0,05
использованы следующие методы исследования: анализ ли тературы, метод экспертной оценки, метод анкетирования, математике-статистический метод.
В исследовании приняли участие студенты трёх выпускных курсов ФФК, в количестве 98 человек, в возрасте от 21 до 24 лет. С помощью экспертной оценки по методике А. Н. Двоеглазова [15], изучался уровень сформированное™ ППУ студентов [табл. 1).
Анализ уровня сформированности ППУ у студентов выпускных курсов ФФК показал, что
— наибольшее количество студентов имеют средний уровень их сформированности, что позволяет говорить о недостаточной эффективности традиционного подхода в обучении студентов на ФФК;
— в среднем, при любом уровне сформированности ППУ, у выпускников слабо развиты гностические и конструктивные умения, что гов орит о недостаточности внимания со стороны педагогов на формирование данных умений или не учитываются индивидуальные особенности личности занимающихся. Особенно это касается студентов с низким уровнем сформированности ППУ;
— средний уровень сформированности ППУ у выпускников говорит о необходимости и возможности дальнейшего совершенствования процесса подготовки специалистов, в связи с чем, мы считаем, что одним из важных педагогических резервов является учет индивидуально-психологических особенностей личности студентов при построении и организации
учебного процесса по спортивным и подвижным играм.
Результаты констатирующего эксперимента позволили нам предположить, что возможно более эффективное построение учебного процесса и повышение качества образовательного процесса, если учитывать личностные особенности обучающихся при подборе средств, методов, формобучения и воспитания, методов контроля.
Проведенное анкетирование с помощью опросника Р.Б, Кеттела, позволило определить усредненный профиль выпускников и их различия в личностных характеристиках по уровням сформированности ППУ (рис. 1).
Мы видим, что «успешные» студенты отличаются по показателям факторов В (интеллехт), С (более эмоционально устойчивы), Е (более доминантны), Р (более экспрессивны), Н (социально смелые), N (более прямолинейны), 02 (зависимы от группы, следуют за общественным мнением), 04 (более расслаблены).
С помощью опросника Я. Стреляу были исследованы типологические проявления ряда свойств нервной системы испытуемых (сила, подвижность, уравновешенность).
Выделив студентов с высоким, средним и низким уровнем сформированности профессиональнопедагогических умений и проведя однофакторный дисперсионный анализ, мы получили данные, отражающие влияние личностных особенностей
-о - высоким уровень ППУ -■ — средний уровень ППУ -Ф—низкий уровень ППУ
Личностные особенности по Р. Кеттелу
Рис. 1. Усредненные личностные профили студентов выпускных курсов ФФК с различным уровнем сформированности ППУ
студентов на уровень формирования ППУ (табл. 2). Затем полученные результаты сравнили с критическим значением Ркрит=3,092 (п = 98) при р = 0,05 и Ркрит = 4,82 (п = 98) при р = 0,01.
Математическая обработка данных показала, что достоверно существенно оказывают влияние на формирование ППУ студентов проявления свойств нервной системы, такие, как сила нервной системы по процессу возбуждения, при р<0,01, подвижность нервных процессов, при р<0,05, а также, такие личностные характеристики, как: социальная смелость, активность, риск, умение держаться свободно (фактор Н + (при р<0,01)); практичность, добросовестность и ориентировка на внешнюю реальность и общепринятые нормы (фактор М— (при р<0,05)); зависимость от группы, общественного мнения, ориентация на одобрение окружающих (фактор 02— (при р<0,01)).
На основании полученных данных можно заключить, что необходим научно-обоснованный подход к организации дифференцированной профессиональнопедагогической подготовки специалистов по физической культуре, с учетом индивидуально-психологических особенностей студентов. Исследование показало, что построение образовательного процесса с учетом выраженности таких личностных характеристик как сила и подвижность нервной системы, социальная смелость, активность, практичность, добросовестность, зависимость от группы и общественного мнения может ускорить процесс овладения ППУ студентами ФФК.
В результате проведенного исследования разработана методика преподавания спортивных игр, с учетом проявлений свойств нервной системы и индивидуальных особенностей личности студентов, основанная на учете значимых личностных характеристик, которые определяют эффективность процесса овладения профессиональными умениями и навыками. Разработанная методика преподавания дисциплины «спортивные игры» реализована в рамках лонгитюд-ного эксперимента, в учебном процессе на факультете физической культуры ИГПИ им. П. П. Ершова и в Голышмановском агропедагогическом колледже по специальности «физическая культура».
Библиографический список
1. Байденко, В. И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) [Текст] / В. И. Байденко // Высшее образование в России. — 2004. — №11. — С. 3—13.
2. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос» / И. А. Зимняя. —2006. — 5 мая.— Режим доступа : http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm. - В надзаг. : Центр дистанционного образования «Эйдос».
3. Лубышева, Л. И. Концепция модернизации процесса профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту (авт. проект) [Текст] / Л. И. Лубышева, В. А. Магин // Теория и практика физической культуры. — 2003.—№ 12. — С. 13—16.
4. Пономарев, Г. Н. Перспективы развития образовательной деятельности факультетов физической культуры в условиях модернизации образования в России [Текст] / Г. Н. Пономарев // Теория и практика физической культуры. — 2007. — № 8. — С. 55 — 58.
5. Психология физического воспитания : учеб.-методич. пособие [Текст] / Г. Д. Бабушкин [и др.]. —Омск : Б.и., 1997. — 167 с.
6. Бабушкин, Г. Д. Уровень развития профессионально-педагогических умений в деятельности тренеров по спорту / Г. Д. Бабушкин // Совершенствование профессиональной направленности занятий по специализации : тезисы докладов Х научно-методической конференции института [Текст] / Омск : Изд-во ОГИФК, 1984. — С. 11-14.
7. Вяткина, З. Н. Индивидуальный стиль деятельности учителя физического воспитания на уроке и его формирование у студентов [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / З. Н. Вяткина. — Л., 1977. — 19 с.
8. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений [Текст] / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. — М. : Издательский центр «Академия», 2000. — 288 с.
9. Кузьмина, Н. В. Основы вузовской педагогики [Текст] / Н. В. Кузьмина. —Л. : ЛГУ, 1972. — 311 с.
10. Бегидова, С. Н. Влияние индивидуально-психологических особенностей на развитие творческих способностей будущих учителей физической культуры [Текст] / С. Н. Бегидова // Теория и практика физической культуры. —1995. — № 5-6. — С. 41 — 43.
11. Деркач, А. А. Педагогическое мастерство тренера : учеб. пособие [Текст] / А. А. Деркач, А. А. Исаев. - М. : Физкультура и спорт, 1981. —386 с.
12. Медведева, Е. Н. Педагогическое мастерство специалиста по физической культуре и современные подходы к технологии его формирования : монография [Текст] / Е. Н. Медведева. -Великие Луки : Б.и., 2007.— 279 с.
13. Секун, В. И. Индивидуально-психологические особенности и взаимоотношения студентов. (Опыт социально-психологического исследования) [Текст]. — Минск : Вышэйшая школа, 1976. — 188 с.
14. Шестернина, В. И. Совершенствование профессиональной подготовки студентов института физической культуры с учетом компонентов учебной, спортивной деятельности и свойств лично-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010
сти [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. И. Шестернина. — Омск, 1985. — 158 с.
15. Двоеглазов А. Н. Формирование профессионально-педагогических умений у студентов ИФК в условиях практической деятельности [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / А. Н. Двоеглазов. — Омск, 1991. — 201 с.
ПОЛИВАЕВ Алексей Геннадьевич, старший преподаватель кафедры теории и методики физической культуры ИГПИ им. П. П. Ершова, г.Ишим.
ГЕРАСЬКИН Анатолий Александрович, кандидат педагогических наук, и. о. профессора кафедры теории и методики спортивных игр СибГУФК, г. Омск. ГРИГОРОВИЧ Иван Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент, проректор по учебно-спортивной работе ИГПИ им. П.П. Ершова, г. Ишим. Адрес для переписки: е-таіі: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.09.2010 г.
©А. Г. Поливаев, А. А. Гераськин, И. Н. Григорович
УДК 796 6 К. В. ЗАВЬЯЛОВ
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В ГОРНОМ БЕГЕ__________________________________________
Целью исследования было получение данных об особенностях построения тренировочного процесса в горном беге. Поскольку горный бег является относительно новой дисциплиной, существует определенный дефицит теоретических и практических данных. Именно это обусловило необходимость использования автором метода экспертного и анкетного опроса. Результаты исследования позволяют получить представление о структуре тренировочного процесса в горном беге.
Ключевые слова : горный бег, экспертный опрос, анкетирование, структура тренировочного процесса, тренировочные нагрузки.
Актуальность исследования. Г орный бег является относительно новой дисциплиной. Как показывает практика подготовки ведущих спортсменов, специализирующихся в горном беге, в настоящее время все большую актуальность приобретает проблема построения тренировочного процесса, поскольку «механическое копирование» тренировочных программ марафонцев уже не дает ожидаемых результатов. Для изучения особенностей построения тренировочного процесса в горном беге нами было проведено анкетирование тренеров и спортсменов. При составлении анкеты соблюдались общепринятые требования к методике опроса, без соблюдения которых не может быть обеспечена надежность социологической информации. Разрабатывая вопросы, логику и структуру анкеты, тренировочный процесс рассматривался нами как сложное многофакторное явление.
Методы исследования. Предварительное исследование тренировочного процесса в горном беге обеспечило возможность получения наиболее валидного инструментария. Основным инструментом исследования являлся экспертный опрос. Экспертный опрос проводился методом полуформализованного заочного анкетирования. Данный способ сбора информации был обусловлен несколькими факторами. Во-первых, для нашего исследования представляют интерес наиболее эффективные варианты организации тренировочного процесса. Информацией о таких вариантах располагают наиболее успешные спортсмены, добившиеся высоких спортивных результатов в горном беге, поэтому именно эти спортсмены как нельзя лучше подходят на роль экспертов.
Во-вторых, имеющиеся теоретические данные о методах подготовки стайеров позволили сформировать терминологическую базу, которая в дальнейшем была частично формализована в опросник. Это обеспечило создание в опроснике индикаторов и показателей, которые использовались в анкете по ходу основного исследования, и упростило проведение анализа полученных данных.
В-третьих, решение проведения заочного анкетирования было, с одной стороны, экономически выгодно, с другой — позволяло получить ответы от достаточного количества респондентов, из которых можно было отобрать экспертов.
На завершающей стадии составления анкеты проверялась обоснованность вопросов, общая конструкция инструмента относительно общих исследовательских задач. Кроме того, учитывались особенности совокупности людей, которых предстояло опрашивать. Основанием для этого являлись теоретические данные и специальная методическая литература, анализ методического опыта аналогичных исследований, консультации экспертов, предварительные опросы. Проверялась обоснованность (релевантность) формулировки каждого вопроса по отношению к содержанию искомой информации, которая должна быть получена с помощью этого вопроса. Исходной точкой такого анализа должен быть список единиц искомой информации с указанием номеров вопросов, которые обеспечивают ее получение, контроль и перепроверку качества.
Организация исследования. Выбор экспертов осуществлялся посредством многоступенчатого от-