Библиографический список
1. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. -М.: Арена, 1994.
2. Куприянов Б.В., Миновская О.В. Ситуационно-ролевая игра как средство развития у подростка субъектности во взаимодействии: Монография / под ред. И.И. Фришман. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003.
3. Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И. И. Организация и методика проведения игр с подростками. - М.: Владос, 2001.
4. Миновская О.В. Ситуационно-ролевая игра
как средство педагогического регулирования социальных ожиданий подростков: Дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2002.
5. Рожков М.И. Социально-педагогическое сопровождение: концептуальное осмысление процесса. // Психология и педагогика социального воспитания: Материалы научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения А.Н. Лутошкина. - Кострома: КГУ им.
Н.А. Некрасова, 2005. - С. 322-329.
6. Шмаков C.A. Игра учащихся как педагогический феномен культуры: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. - М., 1997.
УДК 796.01
Коршунова Ольга Сергеевна
кандидат педагогических наук, доцент,
Уразова Светлана Геннадьевна
кандидат педагогических наук, доцент,
Харисова Лилия Мансуровна
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КГУ ИМ. Н.А. НЕКРАСОВА: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В статье раскрываются особенности развития воспитательной системы факультета физической культуры, системообразующей основой которой является физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая деятельность.
Ключевые слова: профессиональное воспитание, воспитательная система, социокультурная среда, системообразующая деятельность, физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность.
Система воспитательной работы начала складываться на факультете физической культуры КГУ им. Н.А. Некрасова с момента его создания, т.е. более двадцати лет назад, когда были заложены традиции профессионального воспитания будущих специалистов сферы физической культуры и спорта. В последние годы в связи с серьезными трансформациями в системе высшего образования России, укреплением статуса воспитательной работы и разработкой целостной концепции воспитания в вузе (А.Р. Наумов, А.Е. Подобин, Н.М. Рассадин), накоплением и обновлением опыта воспитательной работы на ФФК, а также с приходом новых педагогических кадров сложились условия для создания на факультете гуманистической воспитательной системы [4; 5; 7]. Учитывая положения отечественной теории воспитательных
систем и пространств (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и др.), под воспитательной системой факультета мы понимаем интегрированную совокупность элементов -целей, деятельности по их реализации, отношений, рождающихся в деятельности между ее участниками, управляющих действий педагогов и обучающихся, а также влияний среды, преобразованной в соответствии с принятыми целями воспитания [1; 3; 6].
Воспитательная система в отличие от системы воспитательной работы имеет ряд существенных особенностей. Во-первых, для воспитательной системы факультета цели профессионального воспитания являются приоритетными. Сегодня стратегическую цель (цель-миссию) факультета физической культуры можно представить в виде следующего положения: создание воспи-
© Коршунова О.С., Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4
Уразова С.Г.,
Харисова Л.М., 2011
тательного социокультурного пространства и использование потенциалов окружающей среды для подготовки выпускников (по направлению 050100.62 педагогическое образование (квалификация) «бакалавр» профиль «Физическая культура»), обладающих общекультурными и профессиональными компетенциями в организации педагогической и просветительской деятельности физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности среди различных категорий населения, приоритетно детей и молодежи, в том числе, с отклонениями в состоянии здоровья, в соответствии с потребностями региона и с учетом собственных интересов обучающихся.
Реализация компетентностного подхода к организации образовательного процесса в высшей школе ориентирует на формирование у студентов компетенций, которые, становясь достоянием обучающихся, превращаются в их актуальные личностные качества - компетентности, составляющие которых - «.мотивационная, этическая, социальная и поведенческая», за исключением когнитивной, в большей степени определяются воспитательными влияниями. Неслучайно И.А. Зимняя в своей книге «Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компе-тентностного подхода в образовании» подчеркивает: «В отечественной психолого-педагогичес-кой науке, ориентированный преимущественно на ценностно-смысловую, содержательную, личностную составляющие образования, компетен-тностный «подход, не противопоставляясь традиционному знаниевому или точнее «ЗУНовско-му» и принимая необходимость усиления его
практико-ориентированности, существенно расширяет его содержание собственно личностными составляющими, .делает его и гуманистически направленным» [2, с. 36].
Во-вторых, воспитательная система в отличие от системы воспитательной работы всегда предполагает создание единого коллектива, возможно, коллектива-общины, развитие которого детерминируется освоением общечеловеческих, прежде всего, ценностей. Ядром воспитательной системы факультета физической культуры является формирующийся в процессе совместной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности на основе общечеловеческих ценностей, ценностей здорового образа жизни и олимпийского движения единый коллектив преподавателей и студентов, активно и солидарно действующих в социальном пространстве ради реализации миссии и достижения общих целей.
В-третьих, воспитательная система факультета включает и освоенные им влияния среды: с одной стороны, в процессе преобразования окружающей среды преподаватели и студенты объективно вносят свой вклад в ее улучшение в соответствии с целями утверждения в массовом сознании ценностей здоровья, спорта, физической культуры, т.е. объективируют свои личностные качества, творческие способности в специфических «продуктах» (акциях, мероприятиях, делах и т.д.), востребованных различными категориями населения - педагогами и учащимися образовательных учреждений, воспитанниками школ-интернатов для детей с нарушениями речи и опорно-двигательного аппарата, слепых и слабовидя-
Таблица1
Системообразующая деятельность на факультете физической культуры КГУ им. Н.А. Некрасова
Системообразующая деятельность Связанные с системообразующей виды воспитывающей деятельности и направления воспитательной работы
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ И СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
внутренняя | внешняя
в учебном процессе в системе воспитательной работы
овладение теорией и методикой организации физкультурнооздоровительной и спортивной деятельности внеучебная физкультурно- оздоровительная деятельность; - социально значимая деятельность; гражданское и патриотическое воспитание, формирование культуры межнационального общения; - художественно-творческая деятельность; - научно-познавательная деятельность; - профориентационная деятельность; - формирование единого коллектива преподавателей и студентов ФФК
внеучебная профилактическая деятельность;
внеучебная спортивная деятельность
щих детей, глухих и слабослышащих детей, а также ветеранами войны и труда, ветеранами спорта, жителями г. Костромы и районных центров Костромской области; с другой стороны, окружающая среда, ее ресурсы (природные, пространственно-архитектурные, социально-педагогические) используются для решения задач профессионального воспитания, для организации образовательного процесса на факультете.
Формирование единого коллектива началось с объединения преподавателей, студентов деятельностью физкультурно-оздоровительного и спортивного характера, которая, в конечном счете, и стала основанием для создания гуманистической воспитательной системы, гармонизации межличностных отношений на факультете. Таким образом, физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность является системообразующей, поскольку связывает в единый образовательный процесс обучение и воспитание, влияющие на профессиональное становление будущих кадров для сферы физической культуры и спорта, пронизывает все направления воспитательной работы, объединяет усилия педагогов, студентов, выпускников, друзей и партнеров факультета (см. табл. 1).
В рамках учебного процесса студенты овладевают теорией и методикой организации физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности через учебные курсы профессионального цикла базовой и вариативной части; учебную и производственные практики; подготовку курсовых, выпускных квалификационных работ.
Большую роль в подготовке профессиональных кадров играют педагогические практики: после третьего курса - в качестве вожатых, инструкторов и руководителей физической культуры в различных оздоровительных центрах - лагерях с дневным пребыванием на базе общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования, в том числе, ДЮСШ, в загородных лагерях Костромской области и за ее пределами; после четвертого и пятого - в качестве учителей физической культуры и тренеров в образовательных учреждениях г. Костромы и области.
Огромным потенциалом для профессионального воспитания студентов факультета обладает внеучебная физкультурно-оздоровительная, спортивная и профилактическая деятельность, которая имеет внутренний и внешний векторы. Физкультурно-оздоровительная и профилакти-
ческая деятельность на факультете связана с проведением диспансеризации студентов, бесед и демонстраций фильмов антинаркотической тематики, бесед и диспутов по вопросам предупреждения ранней беременности, табакокурения и алкогольной зависимости с приглашением специалистов медицинских и образовательных учреждений.
Ключевым событием внутрифакультетской жизни является круглогодичная спартакиада ФФК, которая включает в себя около 10 видов спорта. Внешний ракурс системообразующей деятельности представлен участием студентов в спортивных мероприятиях, в т.ч. паралимпийского характера, - спортивных соревнованиях, учебно-тренировочных сборах университетского, городского, регионального, межрегионального (ЦФО), федерального, международного уровней, в которых студенты выступают в качестве зрителей, участников, судей, организаторов.
Особый воспитательный эффект подготовки педагогических кадров для сферы физической культуры и спорта имеет социально значимая деятельность физкультурно-оздоровительного и спортивного характера. Она выступает для студентов в качестве эталонной, поскольку:
- соединяет два вида деятельности - педагогическую (с учетом специфики) и просветительскую, которые признаются ведущими в новом стандарте высшего профессионального образования;
- в ее организации участвуют преподаватели, выпускники факультета, педагоги образовательных учреждений, представители различных ведомств и структур и обеспечивают ее соответствие положениям теории и методики воспитательной работы, физического воспитания, а также положениям нормативных документов, регламентирующих организацию различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях различных типов и видов;
- подобная деятельность рассчитана на различные целевые группы (учащихся учебных заведений общего и дополнительного образования, дошкольных образовательных учреждений, школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями, ветеранов войны, труда, спорта; жителей населенных пунктов Костромской области), с которыми предстоит работать будущим бакалаврам в своей профессиональной деятельности;
- отличается, чаще всего, большим масштабом проведения, требующим объединения уси-
лий факультета (преподавателей и студентов) и его партнеров и сложностью координации их совместных действий.
Первоначально включение студентов в физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность осуществлялось в следующей логике: от участия во внутренней деятельности - к участию во внешней, от участия в маломасштабных мероприятиях - к участию в массовых, а позиция студента соответственно изменялась: от позиции зрителя и исполнителя - к позиции организатора. В настоящее время эти пласты в организации системообразующей деятельности переплетаются: студентам всех курсов предлагается участие в делах, акциях во всех возможных ролях, приветствуется создание разновозрастных групп участников, поскольку в процессе живого общения и ситуации общей солидарной ответственности формируются опыт профессиональной деятельности, система деловых зависимостей, традиции взаимодействия между студентами разных курсов, очной и заочной форм обучения, между преподавателями и обучающимися, коллективом факультета и различными социальными структурами и организациями. Кроме того, в деятельности, которая по своей сути является деятельностью-заботой о людях, малой родине, у ее участников формируются нравственные и патриотические чувства, расширяются представления об истории, культуре Костромского края и Отечества, о боевых и трудовых подвигах, проблемах и достижениях народа, осваиваются модели активной сопричастности к жизни города, региона, страны.
В качестве социально-значимой деятельности студентов факультета можно отметить:
- участие студентов в акции «Студенты ФФК -детям», в рамках которой проводились интеллектуально-творческие игры, спортивные праздники, политинформации в общеобразовательных и специальных (коррекционных) школах-интернатах;
- спортивно-творческую программу «О, спорт! Ты - мир!», проводимую в рамках акции «Творчество студентов КГУ - детям» для воспитанников общеобразовательных, специальных школ-интернатов и детских домов;
- акции с детско-ветеранскими объединениями образовательных учреждений Костромы в рамках реализации городских социальных проектов.
Студенты и преподаватели ФФК, совместно со специалистами Управления образования администрации г. Костромы, методистами городского
центра обеспечения качества образования, педагогами ЦДОД «Астра», АРСа организовывают и проводят городской педагогический интеллек-туально-творческо-спортивный марафон «Хороший пример - заразительный, пример учителя -вдвойне поразительный!». Студенты ФФК выступают в качестве методистов-судей окружных этапов марафона, организаторов, судей, ведущих финала марафона.
В последние годы расширилось участие студентов в качестве спортивных волонтеров таких соревнований как: открытом Чемпионате Костромской области по лыжным гонкам среди лиц с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, в соревнованиях по легкой атлетике среди этих же категорий спортсменов; в I Параспартакиаде по зимним видам спорта среди городских округов и муниципальных районов на призы губернатора Костромской области в п. Ка-дый. Таким образом, на факультете сложилась условия для освоения настоящими и будущими выпускниками теоретико-методическими основами волонтерской деятельности в области физической культуры и спорта. Неслучайно раздел основ работы спортивных волонтеров в 2011 г. был включен в программу впервые организованных на базе ФФК КГУ им. Н.А. Некрасова курсов повышения квалификации по программе дополнительного образования «Использование педагогических технологий в адаптивной физической культуре», которые закончили и 10 студентов 4 курса факультета. В 2011 г. студент 4 курса Э. Боев был признан лучшим спортивным волонтером Костромской области и принял участие в семинаре «Паралимпийский волонтер», организованном Паралимпийским комитетом России с презентацией волонтерской деятельности в Костромской области.
Студенты ФФК участвовали в соревнованиях-мемориалах, посвященных памяти заслуженных тренеров, героев Великой Отечественной войны, Героев России, призеров Олимпийских игр.
Хорошими традициями стали и работа студентов ФФК по организации спортивно-массовой работы молодежного образовательного форума «Патриот», и посещение ими зала поисковой работы и костромской символики Областного центра патриотического воспитания молодежи.
Художественно-творческая деятельность студентов также имеет частично или полностью физкультурно-оздоровительную и спортивную на-
правленность. Участие в общеуниверситетском конкурсе «3 АРТ», в «Ректорском бале» с демонстрацией творческих и спортивных выступлений студентов. Постановка спектаклей в рамках ежегодного фестиваля «Студенческая весна КГУ» включает и номера спортивной направленности. Кроме того, на факультете был разработан и реализован спортивно-творческий проект «Планета спорта» для учащихся общеобразовательных, спортивных школ, кадетских классов, детей с ограничениями в состоянии здоровья, который в большей степени был построен на демонстрации спортивного мастерства студентов и преподавателей факультета, решал задачи пропаганды ценностей здорового образа жизни и носил профориентационный характер. Формат проекта предполагал организацию ярмарки спортивных услуг образовательных учреждений г. Костромы и области. В подготовке и реализации проекта приняли участие студенты, воспитанники студентов ФФК, занимающиеся в спортивных секциях на базе МОУ ДОД ДЮЦ «АРС» и ДДТ «Жемчужина». В качестве почетных гостей на проект были приглашены олимпийские чемпионы А.С. Олюнина-Панарина, В.А. Голубев, заслуженные тренеры Российской Федерации, заслуженные мастера спорта СССР и России, заслуженные работники физической культуры и спорта РФ, ветераны спорта Костромы.
Формирование исследовательских компетенций студентов осуществляется в процессе научнопознавательной деятельности, которая связана с решением разнообразных психолого-педагоги-ческих (теоретических, методических, управленческих) проблем в области физической культуры и спорта. Студенты участвовали в научно-практических конференциях внутрифакультетского, меж-факультетского (например, конкурс ораторского мастерства совместно с ФТиСом), университетского («Ступени роста - 2011»), регионального и межрегионального уровней. Студенты ФФК принимали участие во внутривузовском «Конкурсе студенческих научно-исследовательских работ КГУ им. Н.А. Некрасова» по направлению «Пси-холого-педагогические науки и образование», неоднократно становясь его победителями и призерами. Особое место занимает также участие ребят в конференциях, семинарах и «круглых столах» по направлению «Социально-педагогическая помощь детям, имеющим отклонения состояния здоровья средствами физической культуры».
Развертывание профориентационной деятельности осуществляется по двум направлениям. С одной стороны, происходит ориентирование студентов на будущую профессию, на трудоустройство по направлению и профилю подготовки через тренинги, дискуссии, деловые игры по вопросам занятости, встречи с представителями управления образования администрации города Костромы, управления культуры, туризма, спорта и работы с молодежью администрации города Костромы, департамента внешнеэкономических связей, спорта, туризма и молодежной политики Костромской области, а также с выпускниками, работающими по профилю, с работодателями. Кроме того, осуществляется содействие вторичной занятости студентов, прохождению ими курсов повышения квалификации и др. С другой стороны, профориентационная деятельность - это и профессиональная ориентация учащихся на направление и профиль подготовки университета посредством приглашения старшеклассников на открытые мероприятия - «Дни открытых дверей» на ФФК; проведения профориентационных «классных часов», бесед студентов с детьми на объектах педагогической практики, а также в образовательных учреждениях - партнерах факультета, через организацию спортивно-творческих проектов для школьников Костромы; активное включение преподавателей и студентов в подготовку и проведение акций, мероприятий системы образования г. Костромы, конкретных образовательных учреждений; подготовку и демонстрацию комплекта профориентационных видеофильмов, прежде всего, о факультете; а также размещение рекламы ФФК в костромских СМИ.
Всё вышеизложенное доказывает, что физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность является «сквозной», поскольку за ее пределами остается лишь участие студентов в политических акциях и избирательных кампаниях, во встречах с кандидатами в депутаты органов власти различных уровней, в праздновании Дня народного единства, Дня Победы (гражданское и патриотическое воспитание). Кроме того, вне системообразующей деятельности частично находится включение студентов в предметные олимпиады, посещение театров, музеев и выставок.
Разноплановая физкультурно-оздоровительная, спортивная деятельность объективно является реальным основанием для создания единого коллектива преподавателей, студентов, техни-
ческого персонала. Однако для усиления процесса коллективообразования проводятся организационно-мотивационные сборы первокурсников, общие торжественные линейки факультета, праздники «Последний звонок», «Татьянин день», торжественные мероприятия, посвященные юбилейным датам факультета, встречи с выпускниками. Большое внимание уделяется сегодня развитию кураторства в учебных группах, гармонизации отношений между студентами разных возрастных категорий, юношей и девушек, обучающихся из городской и сельской местности, студентов очной и заочной форм обучения.
Особую роль в формировании единого коллектива играют общефакультетский смотр-конкурс «Имя твое, факультет!» и деятельность разнообразных постоянных и временных творческих групп студентов и преподавателей.
На факультете действуют: студенческий совет, спортивно-творческое объединение по разработке и реализации спортивно-массовых программ для различных категорий населения, в составе которых студенты разных курсов. Для подготовки ключевых мероприятий организуются временные творческие группы из ребят тех курсов, которые отвечают за организацию и проведение того или иного дела.
Воспитательные эффекты усиливает специально организуемая на факультете предметнопространственная и информационная среда. Предметно-пространственное окружение насыщено ценностным содержанием олимпийских традиций [7], здорового образа жизни через оформление учебных и рекреационных помещений факультета знаками и символами олимпийского движения (стенды, плакаты, стенные газеты, экраны соревнований, детали интерьера, несущие смысловую нагрузку, выставки книг, журналов, посвященных истории и традициям олимпийских игр и др.). Сохранение и преумножение внутри-факультетских традиций отражено в таких элементах предметно-пространственного окружения как: стенд «История факультета физической культуры», фотолетопись ФФК, видеоархив основных событий факультета, флаге и гимне факультета. На факультете оформлена и постоянно обновляется стенд-витрина с наградными материалами (грамотами, дипломами, кубками, медалями) результатов выступлений студентов разных курсов факультета в спортивных, творческих, научных соревнованиях и конкурсах.
Информационный компонент социокультурной среды ФФК складывается из совокупности традиционных (периодическая печать КГУ; фотогазеты, отражающие ключевые события общественной и спортивной жизни ФФК; сменные информационные стенды, содержащие оперативные сведения для студентов; постоянные информационные стенды; витрина «Достижения курсов ФФК»; тематические учебно-методические плакаты в учебных аудиториях факультета и инновационных источников информации.
Общее руководство воспитательной работой на факультете осуществляют декан ФФК, помощник декана по воспитательной работе, заведующие кафедрой теоретических основ физического воспитания и кафедрой спортивных дисциплин, кураторы студенческих академических учебных групп, которые взаимодействуют со студенческим активом и творческими объединениями, возглавляемыми культоргом, профоргом факультета, ответственными групп. Социально-педагогический уровень управления воспитательной системой ФФК представлен деятельностью органов управления университетом, в том числе, органами студенческого самоуправления. Функционирование воспитательной системы факультета строится в соответствии с положениями нормативно-правовых документов международного, федерального, регионального, локального уровней, регламентирующие деятельность образовательных учреждений России, в том числе, учреждений высшего профессионального образования.
В современных условиях воспитательная система факультета находится на этапе становления, который может охватывать, по мнению одного из авторов отечественной теории воспитательных систем и пространств В.А. Караковского, пять-шесть лет. Для развития факультета необходимо сконцентрировать внимание на обеспечение единства процессов обучения и воспитания в целостном образовательном процессе, повышении их качества, на укрепление и дальнейшее развитие единого коллектива, процессов самоорганизации студенческой молодежи, совершенствование социально значимой деятельности физкультурнооздоровительной и спортивной направленности.
Библиографический список
1. Воспитательная система школы: Проблемы и поиски / сост. Н.Л. Селиванова. - М.: Знание, 1989. - 80 с.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностно-го подхода в образовании. Авторская версия. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 41 с.
3. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика гуманистических воспитательных систем. - М.: Новая школа, 1996. - 160 с.
4. Коршунова О. С. Особенности воспитательной работы на факультете физической культуры КГУ им. Н.А. Некрасова // Традиции и новации профессионального воспитания в высшей школе: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. (г. Кострома, 28-30 октября 2009 г.) / под общ. ред. Н.М. Рассадина. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. - С. 177-180.
5. Коршунова О.С., Уразова С.Г., Харисова Л.М. Роль воспитательной работы в формировании профессиональных компетенций у будущих педагогов по физической культуре // Совер-
шенствование подготовки кадров в области физической культуры и спорта в условиях модернизации профессионального образования в России: материалы VIII Всероссийской науч. -практ. конф. (г. Москва, 1-3 апреля 2010 г.). - М.: Физическая культура, 2010. - С. 176-179.
6. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / под ред. В.А. Караков-ского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 264 с.
7. Гелас М.В., Уразова С.Г., Харисова Л.М. Особенности олимпийского воспитания в контексте профессиональной подготовки педагога по физической культуре и спорту // Традиции и новации профессионального воспитания в высшей школе: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (г. Кострома, 28-30 окт. 2009 г.) / под. общ. ред. Н.М. Рассадина. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. - С. 166-169.