Samokih Ivan Ivanovich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, samokih@,i.ua, Ukraine, Odessa, Odessa National Academy of Telecommunications named after A.S. Popova,
Bosenko Anatoly Ivanovich, candidate of biological Sciences, associate professor, head of Department, [email protected], Ukraine, Odessa, South Ukrainian National Pedagogical University named after K.D. Ushinskogo,
Diskolenko Sergei Ivanovich, senior lecturer, samokih@,i.ua, Ukraine, Odessa, Odessa National Academy of Telecommunications named after A.S. Popova,
Shanditseva Pauline Mikhailovna, senior lecturer, samokih@,i.ua, Ukraine, Odessa, Odessa National Academy of Telecommunications named after A.S. Popova
УДК 796.011
ОБУЧЕНИЕ МАГИСТРАНТОВ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
С.М. Старостин, И.А. Сергеев, И.М. Туревский
С позиций компетентностного подхода рассматривается самостоятельная работа магистрантов в системе профессиональной подготовки в вузе. Показана нетрадиционная форма организации работы кафедры физического воспитания, разработанная магистрантами факультета физической культуры.
Ключевые слова: компетентностный подход, физическая культура, магистрант, методология науки, социокультурное здоровье, диагностика, индивидуальная траектория обучения, биосоциальный потенциал.
Вступление высшего образования России в Болонский процесс требует серьезной модернизации всего образовательного пространства. Кроме бакалавриата и магистратуры особое место отводится самостоятельной деятельности студентов-магистрантов, модульным технологиям обучения, рейтинговой оценке учебной деятельности, компетентностному подходу и т. д.
Влияние таких элементов на процесс профессионального становления определяется пониманием многофункциональности этой составляющей образования и определяет стратегию педагогического процесса. Эта стратегия определяет индивидуальную траекторию образования; развитие творческого потенциала личности; психологическое и методическое обеспечение новой педагогической парадигмы и обеспечение восхождения к профессиональной компетенции и мастерству; реализацию практики педагогики сотрудничества.
Новые учебные планы и компетенции, характеристика специальности 033100 - «Физическая культура» предъявляют повышенные требования к профессиональной подготовке студентов-магистрантов. Они
должны понимать основные научные проблемы и перспективы развития областей знаний, соответствующих специальной подготовке, их взаимосвязь со смежными областями; должны иметь представление об основах информационно-технологического обеспечения образования, науки и техники; понимать интеграционные процессы наука-производство, наука-образование, междисциплинарные связи в учебном процессе.
Объединить все это в единое образовательное пространство может такая дисциплина учебного плана факультета физической культуры (ФФК) как «История и методология науки в физической культуре и спорте» (ИМН ФК).
Грамотно поставленная научно-исследовательская работа магистрантов позволяет решать как минимум три задачи второго этапа высшего образования:
вооружает будущего специалиста умением уточнять (углублять) имеющиеся знания в области теории и методики физической культуры, педагогики, психологии, медико-биологических и спортивных дисциплин;
• интегрирует содержание отдельных дисциплин учебного плана;
• нивелирует издержки образования, построенного на репродуктивной основе, и придает ему деятельностный, творческий характер.
На ФФК Тульского государственного педагогического университета (ТГПУ) им. Л.Н. Толстого усилена самостоятельная деятельность студентов-магистрантов посредством включения её в научно-методическую деятельность. Непосредственное преподавание дисциплины ИМН ФК начинается с 1 курса магистратуры. Программа, разработанная на ФФК, предусматривает изучение методологических основ науки, что позволило наметить стратегические цели исследований на весь период обучения и подготовки магистерской диссертации.
Формирование противоречий и проблем, объектов и предметов, целей и задач, гипотез, методов и средств исследования физической культуры человека происходит во взаимосвязи теории с практикой, что определило необходимость разработки нового подхода в физическом воспитании. Студенты учитывают возрастные закономерности и региональные особенности структуры взаимосвязей психомоторных способностей, влияние психолого-педагогических условий на развитие различных сторон личности.
Особое внимание уделяется творческому изучению различных методов исследования, в том числе и с использованием компьютерных технологий. Работа над полученным эмпирическим материалом продолжается на лабораторных занятиях. После статистической обработки материала (как правило, с помощью компьютерных программ «Statistic», «StatGraf» и др.) формируется таблица.
Одни студенты рассчитывают средние показатели и их ошибки, другие - достоверность различий показателей тестирования между группами, третьи - коэффициенты корреляций между различными свойствами (качествами) испытуемых. Каждый магистрант, рассчитывая коэффициенты корреляции и достоверность различий между групповыми показателями, дает педагогическую оценку и логику полученных математических параметров, использует полученные результаты научно-методической деятельности на практике в спортивно-педагогических и теоретических дисциплинах.
Формирование будущего педагога по физической культуре средствами самообразования можно разделить на ряд этапов.
На первом этапе появляется интерес к самостоятельной работе, происходит накопление теоретических и научных знаний, в том числе и по физическому воспитанию, и чем более они разнообразны и генерализованы, тем легче реализовать их в реальной педагогической действительности.
На втором этапе полученные знания сталкиваются с практическими и проблемными ситуациями физической культуры и спорта, трансформируются в профессионально-педагогическую технологию учительского мастерства.
На третьем этапе подсистема профессионально-педагогической подготовки педагога по физической культуре выводит его за пределы полученных программных знаний и умений, расширяет жизненный диапазон, проявляет стойкий интерес к самообразованию, творческому поиску и решению непредвиденных, экспромтных задач физического воспитания, качественно повышая потолок своих возможностей. Другими словами, на этом этапе происходит накопление критической массы знаний и навыков, способной к саморазвитию в процессе дальнейшего образования и самообразования студента в соответствии с бесконечным многообразием требований жизни.
Как показывает практика, внедрение в самостоятельную деятельность элементы научно-исследовательской деятельности повышает уровень креативности и качества магистерских диссертаций на 43-53 %.
Для примера приведем фрагмент научно-исследовательского проекта магистрантов 1-го курса ФФК в плане самостоятельной деятельности.
Магистрантами 1-го курса ФФК ТГПУ им. Л.Н. Толстого проведён мониторинг физического, социального, психического и духовного состояния студентов других факультетов, поиска взаимосвязей и взаимовлияния друг на друга этих сторон развития. Ими создавались отдельные модули программы, позволяющие: проводить регистрацию всех параметров субъектов: осуществлять отдельные виды психолого-
педагогического тестирования; накапливать, хранить и анализировать информацию, полученную при исследовании отдельных функциональных систем организма; формулировать общее заключение по результатам обследования.
Поскольку ставить сегодня вопрос об ограничении возрастающего функционального напряжения в процессе обучения студентов нереально, необходимо было научить студентов не физкультурных специальностей здоровому образу жизни, создать необходимый оптимум деятельности.
Эти проблемы в настоящее время особенно важны в быстроменяющемся мире, где студенты постоянно вынуждены находиться в ситуации выбора, принятия решения и адаптации к учебной деятельности, экономическим, политическим, социальным и экологическим условиям. Помочь им в этом может система специального обучения дифференциальным траекториям, направленным на развитие личностной активности, способности самостоятельного принятия решения и самореализации.
Исследовательский проект включал изучение:
• социологических данных; индекса здоровья;
• душевного благополучия; физического самочувствия;
• двигательной подготовленности (5 тестов); личностной установки;
интра- и экстра-диагностики, успеваемости по всем предметам.
Результаты исследований, полученных магистрантами ФФК, показали, что социальные данные (место жительства, происхождение, семья, тип школы) положительно взаимосвязаны с индексом здоровья, физическим самочувствием, самооценкой и успеваемостью по психолого-педагогическим дисциплинам. Студенты, закончившие инновационные школы, имеют низкие показатели по физической подготовленности. Выпускники сельских школ - низкую самооценку, оценку сокурсников и удовлетворительную успеваемость
Показатели физической подготовленности тесно взаимосвязаны с физическим самочувствием, самооценкой и оценкой сверстников. Остальные показатели социокультурного здоровья (душевное благополучие, социальное здоровье и др.) имеют положительные взаимосвязи с составляющими интра-диагностики и успеваемостью; отрицательные с результатами экстра-диагностики.
Студенты с высоким уровнем душевного благополучия имеют низкие показатели самооценки и успеваемости в предметном блоке специальности (Я=-0,7). Личностные установки студентов (такие свойства как автократизм, демократизм, либерализм) имеют взаимосвязи с некоторыми показателями экстра-диагностики.
Полученные данные позволяют в какой-то мере решать проблему нахождения оптимальных механизмов самореализации студента, как биосоциальной системы, в индивидуальной траектории обучения.
Следует отметить, что основная масса студентов считает здоровый образ жизни (ЗОЖ) основополагающим для жизнедеятельности, в профессиональной и личностной самореализации. Однако эта ценность является скорее декларируемой, так как многие имеют низкую физическую подготовленность, не соблюдают элементарных норм ЗОЖ. В этой связи на занятиях по физическому воспитанию была сформирована новая парадигма - здоровье как общественная и индивидуальная (отношение студента к самому себе) ценность, обеспечивающая успехи и благополучие на всех уровнях.
Таким образом, в результате самостоятельного поиска группы магистрантов ФФК, показано, что физическая культура в общем плане помогла решать практические задачи с ориентацией на выявление и практическую реализацию биосоциального потенциала студента, его способности к самореализации. В частности, организация физического воспитания через дифференцированные группы к индивидуальным траекториям уже находят свое применение в нашем университете.
Данные комплексных исследований позволили магистрантам ФФК предложить ряд педагогических условий, способствующих оптимизации обучения без ухудшения здоровья студентов.
1. Для всех студентов - демократический подход к занятиям по физическому воспитанию (выбор физкультурно-спортивного вида деятельности, педагога, времени занятий).
2. Для студентов, закончивших инновационные учебные заведения, избранными ими средствами - повышение физических кондиций с опорой на ведущие (наиболее развитые) качества.
3. Для студентов с интровертированной направленностью личности - основные средства спортивные игры и групповые (командные) виды физкультурно-спортивной деятельности.
4. Для студентов с низкой самооценкой - демонстрация положительной динамики в результатах физкультурной деятельности (желательно в показателях силы и выносливости).
Двухлетний эксперимент, проведенный магистрантами ФФК по программе самостоятельной работы, со студентами других факультетов, подтвердил их предположения. При повышении общего уровня проявлений социокультурного здоровья, студенты, с которыми проводился эксперимент, быстрей адаптировались к стрессовым ситуациям, у них стала выше успеваемость, появилась потребность в занятиях различного вида физкультурно-спортивной деятельности.
Список литературы
1. Борисов М.М. Психолого-педагогические подходы к формированию здорового образа жизни у студенческой молодежи: монография / под ред. М.Я. Виленского. Ярославль: Ремлер, 2013. С. 65-76.
2. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 2000. 192 с.
3. Самостоятельная работа студентов факультетов физической культуры по дисциплинам предметной подготовки: учеб. пособие / под ред. И.М. Туревского. М.: Академия, 2003. 320 с.
4 Туревский И.М. Научно-методическая деятельность в физической культуре и спорте: учеб.-метод. пособие. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та, 2010. 67 с.
5. Шабалина О.Л. Общепедагогическая подготовка учителя физической культуры в процессе высшего профессионального образования: монография / под ред. М.Я. Виленского. Ярославль: Ремлер, 2013. С. 274-283.
Старостин Сергей Михайлович, магистрант, turima@,gmail. com, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,
Сергеев Игорь Александрович, магистрант, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,
Туревский Илья Маркович, д-р пед. наук, проф., turima@,gmail.com, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
EDUCATION UNDERGRADUATES IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE
IN THE UNIVERSITY SYSTEM
S.M. Starostin, I.A. Sergeev, I.M. Turevsky
The article from the standpoint of the competency approach is considered an independent work of undergraduates in the system of vocational training in high school. Shows a non-traditional form of work organization of the Department of Physical Education, developed by undergraduates of the Faculty of Physical Culture.
Key words: competence approach, physical education, undergraduate, methodology of science, socio-cultural health, diagnosis, individual learning paths, biosocial potential.
Starostin Sergey Mixaylovich, undergraduate, [email protected], Russia, Tula, Tula State Pedagogical University named after Leo Tolstoy,
Sergeyev Igor Alekcandrovich, undergraduate, turima@,gmail.com, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University named after Leo Tolstoy, Turevsky Ilya Markovich, doctor of pedagogical Sciences, professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State Pedagogical University named after Leo Tolstoy