Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития сети сельскохозяйственных рынков и транспортной инфраструктуры на территории Саратовской области'

Проблемы и перспективы развития сети сельскохозяйственных рынков и транспортной инфраструктуры на территории Саратовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Розанов А. В., Котова М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития сети сельскохозяйственных рынков и транспортной инфраструктуры на территории Саратовской области»

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РЫНКОВ И ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

А.В. Розанов, к.ф.-м.н., зав. каф., М.В. Котова, асп. Саратовского государственного аграрного университета

им. Н.И. Вавилова

В настоящее время агропродовольственный рынок Саратовской области имеет недостаточно развитую структуру, слабо ориентированную на удовлетворение потребностей населения. Повсеместно наблюдается рост продаж зарубежных аналогов сельскохозяйственной продукции. Имеет место тенденция по ограничению доступа продукции отечественных сельхозпроизводителей на оптовые и розничные региональные рынки, что негативно сказывается на продовольственной безопасности в целом. Для преодоления этой тенденции и обеспечения конкурентоспособности отечественного агро-продовольственного рынка в стратегии развития АПК Саратовской области запланировано развитие сети сельскохозяйственных рынков в следующих основных направлениях:

- рациональное размещение сети сельскохозяйственных рынков на всей территории Саратовской области;

- расширение ассортимента продукции местного производства;

- повышение эффективности транспортной системы и оптимизация доставки продукции;

- сокращение посреднических услуг;

- государственная поддержка деятельности сельскохозяйственных рынков.

Ядром снабженческо-сбытовой структуры должны стать сельскохозяйственные рынки, являющиеся наиболее эффективным инструментом в процессе насыщения рынка продовольственными товарами местного производства, по приемлемой цене и в сжатые сроки. В условиях недостаточного финансирования сельских товаропроизводителей, задачи поиска конкретных мест размещения рынков вблизи мест потребления с учетом имеющейся инфраструктуры транспортных коммуникаций и потребительских предпочтений призваны решать информационно-консультационные центры и исследовательские лаборатории крупных университетов, пре-

жде всего, Саратовского государственного аграрного университета им. Н.И.Вавилова, при поддержке регионального министерства сельского хозяйства.

В настоящей работе в соответствии с областной целевой программой «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» разработана методика математического моделирования и оригинальное программное обеспечение с целью рационального размещения сельскохозяйственных рынков на территории Саратовской области, с учетом имеющейся дорожно-транспортной инфраструктуры и потребительских предпочтений.

Для эффективного обслуживания потребителей, в первую очередь, определяются перспективные зоны сбыта сельскохозяйственной продукции на основе оценки следующих параметров:

- потенциального спроса и возможностей конкретных сельскохозяйственных производителей;

- условий создания и эффективного функционирования сети сельскохозяйственных рынков;

- наличия действующих и вероятных конкурентов.

В каждой из 7 микрозон области дислокация рынков определялась на основе решения задачи размещения сельскохозяйственных предприятий с ограничениями по объемам производства с помощью эффективного метода Лагранжевых релаксаций. Цель оптимизации - минимизация транспортных расходов и времени обслуживания потребителей. Модель осуществляет аддитивную свертку двух критериев: цена продукции для потребителя и время выполнения заказа. В отличие от известных методов, в данной работе использовалась методика расчета с учетом неравномерности распределения потребителей и производителей на определенной территории.

Рисунок 1 -Территориальное размещение сельскохозяйственных рынков в микрозонах

Саратовской области

С целью оптимизации транспортных расходов разработана оригинальная программа маршрутизации транспортных перевозок. Интерфейс программы создан в среде разработки Free Delphi, которая не требует лицензирования. Задача маршрутизации

решалась на основе двухфазного, так называемого, метаэвристического алгоритма, позволяющего получать качественные, т.е. быстрые и оптимальные, решения. Для исключения многократных пересечений транспортного потока в алгоритм включена про-

цедура сортировки (упорядочивания) расстояний между товаропроизводителями с отбором наилучших промежуточных вариантов маршрутизации.

Транспортная сеть большинства районов Саратовской области имеет преимущественно радиальную структуру, поэтому с практической точки зрения наиболее оптимальным является разделение больших кольцевых маршрутов на локальные петли при сохранении минимума транспортных расходов. Маршруты, построенные методом компьютерного моделирования, обеспечивают выполнение основных требований,

предъявляемых к оптимальной товаропроводящей сети, а именно: минимальные транспортные расходы, отсутствие пересечений транспортного потока и охват всех населённых пунктов.

Экономический эффект от внедрения компьютерного моделирования и оптимизации размещения сельскохозяйственных рынков и рациональной маршрутизации транспортных потоков для каждого вновь создаваемого рынка оценивается в 300-600 тыс. руб. в год.

Рисунок 2 - Оптимальная маршрутизация автомобильных перевозок для сельскохозяйственного рынка Лысогорского района Саратовской области

Эффективность созданного программного обеспечения может быть значительно повышена путем сопряжения с промышленными геоинформационными системами типа Map-info или ArcGIS, а также при подключении GPS/ГЛОНАСС-модулей для отслеживания и оптимизации передвижения автомобилей по заданным маршрутам в реальном масштабе времени.

В качестве рекомендации по совершенствованию существующей транспортной сети Саратовской области предлагается дополнить её кольцевыми дорогами с твердым покрытием, что позволит значительно сократить транспортные расходы и время доставки грузов до конечных потребителей.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕМ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПУТНИКОВЫХ СИСТЕМ МОНИТОРИНГА

А. Ф. Кунафин, к.т.н., доц., Р.А. Саматов, инженер, Башкирского государственного аграрного университета

Основа эффективного использования автомобильного парка в сельском хозяйстве - рациональная организация их работы и поддержание работоспособности машин на высоком уровне.

Основным инструментом для достижения необходимого технического состояния (ТС) автотранспортных средств (АТС) является высококачественное и своевременное выполнение ремонтно-обслужи-вающих работ. Как известно, основная часть издержек на содержание подвижного состава после затрат на топливо-смазочные материалы, приходится на техническое обслуживание (ТО) и ремонт, в частности на выполнение этих работ и приобретение запасных частей. Если учесть, что топливная экономичность и потребность в смазочных материалах подвижного состава напрямую зависит от его ТС, то в сегодняшних рыночных условиях, совершенствование и рационализация процессов ТО - основной путь к снижению затрат на содержание АТС.

Согласно «Комплексной системы технического обслуживания и ремонта машин в сельском хозяйстве», которая является систематизирующим документом, содержащим основные концепции, положения и нормативы инженерного обеспечения работоспособности сельскохозяйственной техники и повышения уровня эффективности ее использования реализуются три основные стратегии выполнения ремонтно-обслуживающих работ - С1, С2 и С3.

При стратегии С1 ремонтные воздействия осуществляются по потребности после возникновения отказов для устранения их последствий.

Стратегия С2 регламентирует выполнение ремонтно-обслуживающих работ с жестким циклом, основанным на действительной наработке машин или потреблении топлива, или фактически выполненных объемах механизированных работ. Преимуществом данной системы является возможность планирования обслуживающих работ, и равномер-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.