23 (278) - 2012
УДК 33.338.49
СОВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
О. Н. ТЕРЕНТЬЕВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и организации предприятий агропромышленного комплекса E-mail: Dudchenko2005@yandex. ru Саратовский государственный аграрный университет имени Н. П. Вавилова
Организация формирования и использования элементов материально-технической базы на селе имеет ряд существенных недостатков. Проанализировано понятие организационного механизма материально-технического обеспечения и приведена его углубленная структура, предложена авторская классификация принципов функционирования организационного механизма обеспечения села ресурсами.
Ключевые слова: материально-техническая база, ресурсы, сельское хозяйство, организационный механизм, техника, удобрения, семена.
Система методов, способов и приемов формирования и управления взаимодействием объектов материально-технической базы регионального сельского хозяйства с внешней и внутренней средой образует организационный механизм материально-технической базы сельского хозяйства региона. Этот механизм является открытой системой, организация которой отличается в зависимости от принадлежности объекта взаимодействия к среде (внешней или внутренней).
Внешними по отношению к региональной материально-технической базе сельского хозяйства являются ресурсопроизводящие предприятия, обособленные от сельскохозяйственного сектора, органы власти всех уровней, информационные структуры, логистические компании, транспортные организации, поставщики услуг хранения и обслуживания элементов материально-технической базы и т. п. Взаимодействие объектов
материально-технической базы с внешней средой предполагает адаптацию к ней организационного механизма, которая проявляется через встраивание в его структуру такого элемента, который характеризует настоящие реальные непреодолимые на данном этапе развития общества экономико-политические, научно-технические, социальные и прочие условия функционирования этого механизма. Например, А. А. Богданов называет этот элемент базисом подбора, который включает характер экономических отношений в стране, уровень технического развития производства в данном и других секторах промышленности, состояния науки в государстве, экономическую политику, проводимую в стране, уровень конкурентоспособности предприятия и т. п. [8].
Внутреннее взаимодействие элементов организационного механизма материально-технической базы регионального сельского хозяйства должно строиться на стремлении к пропорциональному распределению финансового, информационного и управленческого воздействия на объекты материально-технической базы для их оптимального наполнения и соответствия задачам сельскохозяйственного производства.
Базовый состав организационного механизма определяется совокупностью специализированных взаимодействующих и взаимодополняющих механизмов. Так, автор работы [2] считает, что составляющие организационного механизма управления (структурные, организационно-административные,
информационные механизмы) обладают свойством комплексности воздействия, поскольку, будучи организационными по основному характеру их воздействия, они носят одновременно черты экономического и мотивационного механизмов и в силу этого имеют сильные взаимосвязи с последними.
В литературе также встречается в составе организационного механизма еще и организационно-технический механизм. Предложенная авторами структуризация организационного механизма применительно к материально-технической базе регионального сельского хозяйства в рыночных условиях может быть углублена (рис. 1).
Исходя из назначения материально-технической базы в сельском хозяйстве, функционирование ее организационного механизма, по мнению автора, должно осуществляется на следующих принципах:
- соответствия;
- адаптивности;
- эластичности;
- децентрализации;
- взаимопроникновения (диффузии);
- оперативности;
- необходимости соблюдения сроков;
- образования запасов;
- конкурентности;
- стремления к максимальной ресурсоотдаче
(эффективности).
Принцип соответствия предполагает формирование такой структуры организационного механизма, который вытекает из потребностей сельского хозяйства в методах, формах, способах восполнения материально-технических ресурсов для ведения производства. Трансформация этого механизма под неизбежно изменяющиеся условия внешней и внутренней среды сельскохозяйственного производства требует следования принципу гибкости механизма (адаптивности). Организационный механизм в данном случае не должен становиться незыблемым монолитом, а скорее должен представлять собой некий технико-экономический конструктор, легко разбираемый и собираемый в требуемые конструкции из мельчайших винтиков и деталей, сохраняя при этом максимальную подвижность. Оба эти принципа нераздельно связаны с эластичностью связей между участниками процесса материально-технического обеспечения села, которая и позволяет сохранить упомянутую подвижность механизма. Современные условия функционирования хозяйствующих субъектов, преобладающими по сложности среди
Организационный механизм управления материально-технической базой регионального сельского хозяйства
Рис. 1. Организационный механизмуправленияматериально-технической базой регионального сельского хозяйства
которых являются высокая конкуренция поставщиков ресурсов и низкая платежеспособность их потребителей, питают процесс постоянного отмирания одних, рождения других и передачи или перераспределения отдельных функций от одних к другим объектам в составе этого организационного механизма, спасая, таким образом, систему в целом. Это и есть проявление принципа эластичности.
Специфичным отражением действительности и сложившихся на данном этапе развития отечественной экономики типов управления организацией деятельности предприятий является принцип децентрализации управленческих функций. Децентрализация - это передача прав и ответственности по организации процесса материально-технического обеспечения сельского хозяйства от государственных органов власти на уровень хозяйствующих субъектов - участников рынка материально-технических ресурсов, где под воздействием законов спроса и предложения происходит его саморегулирование. Недостатком применения этого принципа в действующем организационном механизме материально-технической базы регионального сельского хозяйства (и национального тоже) является отсутствие сдерживающих стихийное поведение рынка государственных регуляторов, что повлекло общеизвестный диспаритет цен на средства производства и продукцию сельского хозяйства.
Поскольку система материально-технического обеспечения села является открытой, соблюдение принципа диффузии обязательно. Набор средств производства и предметов труда, составляющих материально-техническую базу сельскохозяйственных предприятий, достаточно обширен, сложен по своей структуре, качеству, характеристикам, стоимости и прочим параметрам, что исключает или при некотором допущении значительно усложняет возможность их создания, обслуживания, хранения, модернизации, воспроизводства в рамках сельскохозяйственного сектора. Поэтому требуется непрерывное повсеместное прочное и глубокое взаимодействие (взаимопроникновение) субъектов процесса материально-технического снабжения, власти, информационных и правовых систем.
Принципы оперативности, необходимости соблюдения сроков и образования запасов обусловлены спецификой сельскохозяйственной деятельности, результаты которой в значительной степени определяются своевременным проведением агротехнических работ, использованием ресурсов задан-
ного качества и объема, техники и оборудования, соответствующих технологии ведения земледелия параметров. Нарушение хотя бы одного из этих принципов сводит к минимуму эффект от следования остальным принципам.
Принципы конкурентности и максимальной ресурсоотдачи являются требованием рынка, основаны на интересах потребителей материально-технических ресурсов, т. е. производителей сельскохозяйственной продукции.
Материально-техническая база сельского хозяйства, являясь совокупностью предметов и средств труда, основана на постоянно функционирующих, трансформирующихся, рождающихся и отмирающих прямых и обратных связях между участниками процесса создания, модернизации, обслуживания, реализации, хранения элементов материально-технической базы. В материально-технической базе постоянно протекают процессы различной степени активности и направленности, формирующие и развивающие ее структурные составляющие и саму ее в целом.
Рассматривая сельское хозяйство региона как центр сосредоточия потоков материально-технических ресурсов, необходимо изучать процесс материально-технического снабжения сельскохозяйственных товаропроизводителей не только как совокупность последовательных действий ради определенного результата [7], но и прежде всего как закономерное преобразование действительного состояния системы, ее элементов, отдельных связей или их комбинаций в новые формы, сочетания форм с дополнительными функциями, свойствами, задачами и принципами действия. Процесс материально-технического снабжения носит системный характер. Организация этой открытой системы нуждается в создании соответствующей инфраструктуры самого организационного процесса с выделением структуры управления процессом материально-технического снабжения. Инфраструктура организации процесса материально-технического снабжения включает в себя объекты хранения семян, удобрений, запасных частей, мастерские по обслуживанию сельскохозяйственной техники и оборудования, транспортное, инструментальное, тарное, заготовительное хозяйство, а также лаборатории и отделы контроля качества ресурсов (рис. 2).
Инфраструктурные объекты материально-технического снабжения сельского хозяйства в региональном аспекте могут быть организованы на различных иерархических уровнях управления
Рис. 2. Структура системы производителей и поставщиков элементов материально-технической базы сельского хозяйства (земледелия) Саратовской области
и взаимодействия, иметь разнообразные организационно-правовые хараюгеристики(см.таблицу).
Основными уровнями инфраструктуры ор-ганизациипроцесса материально-технического снабжения являются:
- региональный ур овень- облагроснабы,облас-тныепредприятия ремонта и обслуживания техники, областные организации мелиорации, научно-исследовательские организации, региональные министерства и ведомства, конструкторские бюро;
- местный уровень (муниципальное образование, район) - снабженческие, обслуживающие, заготовительные, сбытовые организации, предприятия хранения, масштаб деятельности которых предполагает преимущественно пределы муниципального образования, района или нескольких прилегающих районов, машино-технологические станции, снабжен-ческо-сбытовые кооперативы, кооперативы по обслуживанию техники, предприятия торговли
материально-техническими ресурсами для сельскогохозяйства, элеваторы и т. п.; - локальный уровень (внутрихозяйственные подразделенияпредприятий, организаций сельского хозяйства) - ремонтные бригады, мастерские,машинно-тракторные парки хозяйств, склады и пр.
В процессе обеспечения села Саратовской области материально-техническими ресурсами принимают участие более 86 специализированных предприятий. В их составе 36 % занимают предприятия, поставляющие селу технику, оборудование, запасные части, оказывающие услуги по ее обслуживанию и капитальному ремонту. Основная часть этих предприятий в качестве организационно-правовой формы избрала акционерное общество открытого типа, что обусловлено среднесписочной численностью работников этих предприятий, превышающей 50 чел., а также желанием привлечь внешних инвесторов для расширения деятельности.
Предприятия мелиорации и организации по обеспечению села удобрениями и средствами за-
Распределение поставщиков элементов материально-технической базы регионального земледелия по организационно-правовым формам
Элемент Организаци- Количество
материально- онно-право- Предприятие обследованных
технической базы вая форма предприятий
Техника, оборудование, запчасти ОАО «Пугачевский машиностроительный завод (научно-производственное)», «ГКБ по прицепам», г Балашов, «Время», п. Екатериновка, «Балашовский авторемонтный завод», «Багаевское ремонтно-снабженческое предприятие», «Аргон», г. Ртищево, «Саратовагропромснаб», «Сельхозтехника», г. Балаково и др. 20
ООО «Мировая техника», г. Саратов, «Волга-Техноцентр», г Саратов, «Ванта», г. Саратов и др. 6
ГУ и МУП «ОКБ Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Юго-Востока», г. Саратов, «Сельхозтехника», п. Озинки, «Сельхозтехника», п. Базарный Карабулак 3
ЗАО «МФ Лигатура», г Саратов 1
ИП Федоренко Л. А., г Саратов 1
Итого организационно-правовых форм 31
Мелиорация (ус- ФГУ «Саратовводстрой», 4
луги) «Мелиоративная партия ГУ гидрологов», п. Геофизиков, «Марксовское управление по эксплуатации приволжской оросительной системы ГУ», г. Маркс, «Ершовская оросительная система ГУ», г. Ершов
ЗАО «ПМК-42», п. Станционный 1
Итого организационно-правовым форм 5
Удобрения и средс- ООО НПО «Сила жизни», г. Саратов, 6
тва защиты растений «АгроПромГрупп-Саратов», «Балаковские минеральные удобрения» и др.
ОПХ «Солинское», п. Николаевский, «Чернышевское», с. Долина, «Центральное», с. Константиновка и др. 7
ОАО «Иргиз», г Балаково 1
ФГУ «Саратовская станция защиты растений», «Марксовская станция защиты растений», «Дезинфектор», г. Саратов и др. 6
ИП 1
Итого организационно-правовым форм 21
Семена и посадоч- ФГУ, ГНУ «Аркадакская государственная опытная станция НИИСХ 4
ный материал Юго-Востока», «Ершовская опытная станция орошаемого земледелия НИИСХ Юго-Востока РАСХН» и др.
ИП, КФХ Курбатова Л. А., п. Екатериновка, Томарев В. Ф., г Аткарск и др. 15
ГУП ОПХ «Солянское», Пугачевский район и др. 3
СХПК «Штурм», Новобурасский район 1
ООО «Золотой колос Поволжья», Пугачевский район, «Агропартнер», п. Дубки и др. 5
ОАО «Сельхозтехника», Перелюбский район 1
Итого организационно-правовым форм 29
Всего обследовано предприятий по обеспечению МТБ села 86
щиты растений находятся в государственной собственности и представлены на 68 % федеральными государственными учреждениями, в том числе 33,3 % поставщиков удобрений являются опытно-производственными хозяйствами под руководством научно-исследовательских и иных подобных структур. Принадлежность предприятий мелиоративного комплекса к государственной собственности вызвана спецификой организации их деятельности, которая носит монополистический характер. Для предотвращения возникновения монополий в лице оросительных систем государство сохранило за собой контроль за этими учреждениями.
Производителями семян и посадочного материала в регионе являются главным образом крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, ведущие растениеводческую деятельность и обеспечивающие воспроизводство семян и их продажу сельскохозяйственным товаропроизводителям.
В Саратовской области функционирует также региональная структурная составляющая общероссийской системы агроснабжения ОАО «Росагроснаб», созданной в 1992 г. и являющейся правопреемником Всероссийского объединения «Россельхозтехника» (рис. 3). Основная задача ОАО «Росагроснаб» - обеспечение товаропроиз-
Заводы сельскохозяйственного машиностроения России
1 V 1 г
Дилер ОАО «Росагроснаб»
J 1 г
Региональные ООО «Саратов предприятия облагроснаб»
Товаропроизводящая сеть
Прием, переработка и реализация материально-технических ресурсов
Гарантийное и постгарантийное обслуживание техники и оборудования
Транспортные и погрузо-разгрузочные работы и услуги
Предпродажный сервис по набору материально-технических ресурсов
Входной контроль качества приобретаемых запасных частей
Дочерние предприятия в регионах ООО «Росагроснаб-Саратов» (Балашовский ТСЦ)
Поставки
Заявки, заказы
Сельскохозяйственные товаропроизводители
Рис. 3. Структура и потенциал ОАО «Росагроснаб» по обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей региона материально-техническими ресурсами
водителей агропромышленного комплекса России техникой, оборудованием, другой продукцией производственно-технического назначения, запасными частями, горюче-смазочными материалами, минеральными удобрениями и средствами защиты растений [4].
В каждом секторе поставщиков материально-технических ресурсов для регионального сельского хозяйства присутствует определенная доля предприятий государственной формы управления. На долю поставщиков техники их приходится 10 %, удобрений - 62 %, семян - 24 % и мелиорации -80 %. Наличие государственных учреждений, которые в основном являются научными и исследовательскими организациями, позволяет поддерживать в данном секторе контроль за качеством ресурсов, проводить научные изыскания и внедрять разработки в сельскохозяйственное производство.
В процессе формирования и развития материально-технической базы регионального сельского хозяйства государство принимает участие через систему органов государственной власти, которые взаимодействуют с субъектами частного предпринимательства в сфере производства и реализации средств производства, потребителями материально-технических ресурсов, организациями информационно-консультационного назначения, союзами и ассоциациями, учреждениями аграрного образования и науки и пр. (рис. 4).
Органы государственного управления материально-техническим обеспечением сельского хозяйства образуют единую систему координации, регулирования и контроля на федеральном, региональном, межрегиональном и местных уровнях, каждый из которых имеет структурные функциональные департаменты, отделы и службы, специализированные на вопросах мелиорации, землепользования, технического и агрохимического обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Процесс обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей региона материально-техническими ресурсами и их обслуживания осуществляется в нескольких формах:
- собственное производство (воспроизводство) ресурсов и обслуживание их на базе внутрихозяйственных подразделений;
- закупка ресурсов напрямую у производителей;
- использование связей с посредниками, реализующими ресурсы через оптово-розничную торговую сеть (дилерство, перекупщики);
- аукционы и конкурсы, организованные Мин-сельхозом России и области;
- лизинг техники и оборудования;
- аренда средств производства и земли;
- создание кооперативов по использованию и обслуживанию материально-технической базы сельскохозяйственных предприятий.
На современном этапе развития организационно-экономических и воспроизводственных процессов в региональной материально-технической базе сельского хозяйства имеются недостатки, существенно тормозящие развитие материально-технической базы села, наполнение ее высокопроизводительными и инновационными средствами и предметами труда. Однозначно к таковым можно отнести:
- отсутствие четкого системного взаимодействия между субъектами организационного механизма материально-технической базы сельского хозяйства;
- принципы функционирования организационного механизма материально-технической базы села, разработанные автором, остаются во многом нереализованными, поскольку для их комплексного применения необходимо установить взаимосвязь и взаимокоординацию субъектов процесса материально-технического обеспечения села. Современная система материально-технического снабжения села низкоадаптивна и негибка, что влечет нехватку средств производства требуемой производительности, экономичности и стоимости. Сельскохозяйственные товаропроизводители в связи с этим вынуждены использовать имеющийся на рынке ассортимент ресурсов, не дающий в большинстве случаев возможности сравнивать и выбирать. То есть рынок материально-технических ресурсов для сельского хозяйства в регионе практически безальтернативен;
- громоздкая структура государственных органов, призванных контролировать и регулировать деятельность по материально-техническому обеспечению сельского хозяйства в стране и регионе, в действительности выполняет роль наблюдателя, не оказывая существенного позитивного воздействия на процесс формирования и эффективного использования материально-технической базы села;
- процесс создания кооперативов по использованию и обслуживанию материально-техни-
Рис. 4. Структура контрольно-регулирующих органов государственной власти по вопросам материально-технического обеспечения села [5, 6]
ческих ресурсов сельского хозяйства в регионе не развивается. За период с 2001 г. в области создано всего два таких кооператива, чего недостаточно для региона с подобным производственным потенциалом;
- в структуре организационного механизма материально-технической базы практически отмерли субъекты по ремонту, восстановлению и поддержанию в рабочем состоянии элементов материально-технической базы села, а также профессионального агрохимического обслуживания, которые являются непременным условием экономии ресурсов, их эффективного и рационального использования с применением научно обоснованных рекомендаций.
Для устранения этих недостатков представляется наиболее актуальным разработать в рамках Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года [2] программу по созданию оптимального организационного механизма формирования и развития материально-технической базы регионального сельского хозяйства, которая должна строиться, исходя из обязательности предложенных принципов функционирования этого механизма, а также содержать конкретные предложения по оптимизации структур государственного регулирования и взаимосвязей всех участников материально-технического обеспечения села.
Для повышения эффективности сельского хозяйства его материально-техническая база может формироваться при выполнении следующего сценария:
- создание объединений предприятий и организаций, задействованных в процессе снабжения сельскохозяйственных товаропроизводителей материально-техническими ресурсами с включением сельхозпредприятий в состав технологической цепи;
- стимулирование процессов организации и расширения обслуживающих кооперативов по совместному приобретению и использованию техники;
- оптимизация денежных потоков внутри объединений и ориентация их не только на совместное приобретение сельхозтехники, но также запасных частей, горюче-смазочных материалов, удобрений, семян, агрохимических услуг, закупку крупных партий перечисленных ресурсов на долгосрочной основе при достижении вы-
годных цен и условий доставки, гарантийного и послегарантийного обслуживания;
- строительство объектов хранения сельхозпродукции, ресурсов и техники, создание оросительных систем, перерабатывающих подразделений на основе долевой собственности;
- совместное привлечение банковских кредитов на обновление и модернизацию материально-технической базы за счет возможностей, которые обеспечивает объединение усилий предприятий в составе кооператива;
- выбор наиболее оптимального сочетания объединяемых предприятий и организаций для эффективного материально-технического обеспечения сельского хозяйства. Вариантами могут стать:
- объединение предприятий, производящих материально-технические ресурсы по их виду (производители удобрений и средств защиты растений, производители сельхозтехники и оборудования для села, предприятия по агро-техсервису, агрохимсервису и т. п.);
- объединение предприятий, производящих и обслуживающих сельхозтехнику и оборудование для села;
- союз агроснабженческих организаций;
- союз производящих материально-технические ресурсы, обслуживающих их и агроснабженческих организаций;
- ассоциация (союз) производителей, агроснабов, предприятий по обслуживанию материально-технической базы и сельхозпредприятий [1]. Безусловно, трансформация материально-технической базы сельского хозяйства не может быть осуществлена в кратчайшие сроки без участия государства. В связи с этим рекомендуется создание механизма централизованной аккумуляции и доведения до участников сельхозпроизводства рыночной информации, формирования прогнозов изменения потребительского спроса на продукцию сельского хозяйства, ценовых и качественных параметров на продукцию и ресурсы, а также сведений о новых технологиях в секторе. Такую информацию следует предоставлять не позднее начала следующей посевной кампании, поскольку она необходима для своевременного наполнения материально-технической базы сельскохозяйственных товаропроизводителей с учетом изменений на рынке, а значит, перестройки внутрипроизводственной программы предприятий.
Список литературы
1. Дудченко О. Н. Синергия в системе материально-технического обеспечения сельского хозяйства // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 29.
2. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 № 2136-р.
3. Круглова Н. Организационный механизм управления // InvenTech - Центр креативных технологий. URL: http://www.inventech.ru/lib/right/right-0010/.
4. ООО «Росагроснаб» - www. rosagrosnab. ru/index. php.
5. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации - www. mcx. ru.
6. Правительство Саратовской области - www. saratov. gov. ru.
7. Словарь по общественным наукам. 2000 -http://slovari. yandex. ru/.
8. Страхова О. П. О методах организации управления // Корпоративный менеджмент. URL: http://www. cfin. ru//press/management/1998-5/01. shtml/.