цедура сортировки (упорядочивания) расстояний между товаропроизводителями с отбором наилучших промежуточных вариантов маршрутизации.
Транспортная сеть большинства районов Саратовской области имеет преимущественно радиальную структуру, поэтому с практической точки зрения наиболее оптимальным является разделение больших кольцевых маршрутов на локальные петли при сохранении минимума транспортных расходов. Маршруты, построенные методом компьютерного моделирования, обеспечивают выполнение основных требований,
предъявляемых к оптимальной товаропроводящей сети, а именно: минимальные транспортные расходы, отсутствие пересечений транспортного потока и охват всех населённых пунктов.
Экономический эффект от внедрения компьютерного моделирования и оптимизации размещения сельскохозяйственных рынков и рациональной маршрутизации транспортных потоков для каждого вновь создаваемого рынка оценивается в 300-600 тыс. руб. в год.
Рисунок 2 - Оптимальная маршрутизация автомобильных перевозок для сельскохозяйственного рынка Лысогорского района Саратовской области
Эффективность созданного программного обеспечения может быть значительно повышена путем сопряжения с промышленными геоинформацион-ными системами типа Мар-іпЮ или АгсОІБ, а также при подключении ОРЭ/ГЛОНАСС-модулей для отслеживания и оптимизации передвижения автомобилей по заданным маршрутам в реальном масштабе времени.
В качестве рекомендации по совершенствованию существующей транспортной сети Саратовской области предлагается дополнить её кольцевыми дорогами с твердым покрытием, что позволит значительно сократить транспортные расходы и время доставки грузов до конечных потребителей.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПУТНИКОВЫХ СИСТЕМ МОНИТОРИНГА
А. Ф. Кунафин, к.т.н., доц., Р.А. Саматов, инженер, Башкирского государственного аграрного университета
Основа эффективного использования автомобильного парка в сельском хозяйстве - рациональная организация их работы и поддержание работоспособности машин на высоком уровне.
Основным инструментом для достижения необходимого технического состояния (ТС) автотранспортных средств (АТС) является высококачественное и своевременное выполнение ремонтно-обслуживающих работ. Как известно, основная часть издержек на содержание подвижного состава после затрат на топливо-смазочные материалы, приходится на техническое обслуживание (ТО) и ремонт, в частности на выполнение этих работ и приобретение запасных частей. Если учесть, что топливная экономичность и потребность в смазочных материалах подвижного состава напрямую зависит от его ТС, то в сегодняшних рыночных условиях, совершенствование и рационализация процессов ТО - основной путь к снижению затрат на содержание АТС.
Согласно «Комплексной системы технического обслуживания и ремонта машин в сельском хозяйстве», которая является систематизирующим документом, содержащим основные концепции, положения и нормативы инженерного обеспечения работоспособности сельскохозяйственной техники и повышения уровня эффективности ее использования реализуются три основные стратегии выполнения ремонтно-обслуживающих работ - С1, С2 и С3.
При стратегии С1 ремонтные воздействия осуществляются по потребности после возникновения отказов для устранения их последствий.
Стратегия С2 регламентирует выполнение ремонтно-обслуживающих работ с жестким циклом, основанным на действительной наработке машин или потреблении топлива, или фактически выполненных объемах механизированных работ. Преимуществом данной системы является возможность планирования обслуживающих работ, и равномер-
ное их распределение по времени. Однако имеются и существенные недостатки:
- не учитывается фактическое состояние элементов АТС. Здесь присутствуют издержки, связанные с ранним (недоиспользование ресурса) или поздним (устранение последствий отказов) обслуживанием элементов АТС;
- не возможен индивидуальный подход, корректировка интервалов проведения и объема работ обслуживающих воздействий производится только по группам АТС, близких по своему функциональному назначению, работающих в одной климатической зоне и т.д.
При стратегии С3 ремонтно-обслуживающие воздействия должны осуществляются по фактическому состоянию машин и их составных частей, определяемых с помощью периодического или непрерывного диагностирования.
Наиболее перспективным направлением совершенствования системы ТО является оптимальное планирование обслуживающих работ на основе непрерывного контроля ТС элементов АТС. Непрерывный контроль в принципе позволяет полностью исключить издержки раннего и позднего обслуживания, так как возможность непрерывного наблюдения за значением параметров ТС обеспечивает своевременное обслуживание каждого отдельного элемента в момент достижения предельного значения.
В последние годы широкое применение получили системы мониторинга транспорта (на базе GPS или ГЛОНАСС навигаторов), позволяющие в режиме реального времени непрерывно следить и управлять работой АТС.
Контроль исполнения в случаях применения систем спутникового мониторинга опирается на получение достоверной информации о разнообразных параметрах движения транспорта и состояния оборудования. Контролируемыми параметрами спутникового мониторинга транспорта могут быть, например: местоположение, время, скорость и направление движения автомобиля, пройденный путь (трек), расход топлива, факт открывания двери или капота, факт наличия пассажира (такси), температура в рефрижераторе, факт работы механизмов (поворот стрелы крана, работы бетоносмесителя), факт нажатия тревожной кнопки.
Системы спутникового мониторинга кроме основной информации о работе объекта (координа-
ты объекта, маршрут движения, скорость и т.д.) позволяют попутно получать информацию с различных встроенных или встраиваемых датчиков, что создает предпосылки для осуществления непрерывного контроля ТС АТС.
Однако, широкое применение систем обслуживания «по состоянию» на основе непрерывного контроля ограничивается отсутствием необходимых методов и технологий определения ТС элементов АТС и эффективных средств контроля для отслеживания и анализа диагностических параметров (ДП).
С учетом вышесказанного нами ведутся исследования по разработке методик и технологий, позволяющих на основе использования возможностей современных спутниковых систем мониторинга обеспечить оперативное отслеживание технического состояния и топливной экономичности конкретных транспортных средств, а также рационально планировать проведение ремонтно-обслуживающих воздействий.
Основной целью исследований является усовершенствование существующей системы ТО автомобилей путем разработки методики оптимального планирования обслуживания автомобилей «по состоянию» на основе непрерывного отслеживания и анализа обобщенных диагностических параметров индивидуальных транспортных средств.
В качестве основного обобщенного диагностического параметра планируется использование удельного расхода топлива (УРТ). Известно, что более 80 % возможных неисправностей автомобилей непосредственно приводят к увеличению расхода топлива. Также параметры расхода топлива являются достаточно адекватной мерой действительных энергозатрат и коэффициента загрузки двигателя, а также фактической наработки автомобиля.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач:
1) Обосновать теоретические предпосылки метода оптимального планирования ТО автомобилей «по состоянию» на основе непрерывного отслеживания и анализа УРТ;
2) Выявить значимые факторы, влияющие на УРТ и исследовать закономерности их воздействия;
3) Разработать методику непрерывного контроля ТС автомобилей по УРТ и осуществить ее метрологическую оценку.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ФАКТОР КАК ОСНОВНОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ ВНЕДРЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ АПК РОССИИ
М.Н. Осовин, к.э.н., зав. сектором Института аграрных проблем РАН
В условиях глобализирующегося мира модернизация экономики, трансформация и упорядочение ее структуры, внедрение и переход на инновационные пути ее развития невозможны в отрыве от построения информационной модели общества, общества, в котором информация имеет определенную ценность по отношению ко всем остальным благам. При этом формулировка, согласно которой информатизация общества зависит только от уровня технико-технологического уклада, не совсем корректна. В основе структурной схемы информационного общества лежит замкнутый цикл движения информации: формирование и производство, доведение информации до потребителя, потребление, выявление отклика, производство потребителем нового информационного импульса.
В этом контексте информационные технологии являются лишь инструментом, посредством которого осуществляется доступ и обработка информационных потоков, их основная задача - способствовать развитию человеческого капитала, предоставлять человеку возможность к самореализации.
Революционные изменения в экономике Китая, к примеру, позволили скорректировать направления развития страны на следующую пятилетку. В частности, в качестве приоритетной цели программы развития КНР сегодня выступает отнюдь не рост ВВП страны, а регулирование экономической структуры, при этом акцент сделан на отраслях, способных повысить качество жизни населения. Одним из аспектов, обусловивших смену приоритетов в экономике КНР, стало обострение дефицита рабочей