Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития особых экономических зон в Российской Федерации'

Проблемы и перспективы развития особых экономических зон в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития особых экономических зон в Российской Федерации»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-3/2016 ISSN 2410-6070

Более чем 15-летняя практика Конституционного Суда свидетельствует о том, что, хотя его решения в основном исполняются, нередко их реализация неоправданно затягивается законодательными и исполнительными органами; порой игнорируются выработанные Конституционным Судом правовые позиции и прямые обращения к законодателю, касающиеся изменения, совершенствования законодательства; органы государственной власти, прежде всего субъектов Федерации, далеко не всегда отменяют, что вытекает из ст. 87 ФКЗ о Конституционном Суде, положения других нормативных актов, аналогичных признанным неконституционными или основанных на них, и т.д.

Учитывая чрезвычайно важную роль Конституционного Суда в формировании единства конституционно-правового пространства, в ходе нового этапа судебной реформы предпринимаются меры по повышению эффективности исполнения его решений. Предусмотрено также, что при невыполнении решений Конституционного Суда органом законодательной или исполнительной власти, высшим должностным лицом субъекта Федерации применяется механизм ответственности, установленный федеральным законодательством.

Список использованной литературы:

1.Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

2.Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2007 г. №2-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации».

3.Указ Президента РФ от 14 мая 2008 г. №783 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации».

4.Решения Конституционного Суда РФ в системе формальных (юридических) источников российского уголовного права, К.В. Ображиев, «Законы России: опыт, анализ, практика», №6, июнь 2012.

© Муцалов С.И., 2016

УДК34

С.И. Муцалов

Ст. преподаватель ЧГУ, г. Грозный, ЧР

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2000-2012 годы в нашей стране можно охарактеризовать как период быстрого экономического роста, которому способствовали многие инвестиционные проекты, увеличение капиталовложений и экспорта страны, значительное повышение эффективности бизнеса. Однако данный рост нельзя назвать достаточным для формирования стратегической, конкурентоспособной позиции страны на больших открытых рынках, таким образом, наиболее значимой целью стратегии названа задача перехода экономики на инновационный тип развития. Для достижения этой цели проводится современная государственная техническая, научная и инновационная политика, задействованы многие механизмы и технологии управления. К их числу стоит отнести развитие и модернизация инфраструктуры, государственное и частное сотрудничество при реализации крупных проектов, создание особых экономических зон.

Основная суть последних сводится к развитию идеи формирования современной системы развития в регионах, основа которой это концентрирование наукоемких проектов на одной территории, с обеспечением специальных условий для их развития.

В самой концепции особых экономических зон заложены новейшие механизмы привлечения крупных прямых инвестиций и переход экономики страны на инновационный путь развития.

Стоит отметить, что предоставленная в законе возможность формирования на базе зон крупных

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-3/2016 ISSN 2410-6070

центров регионального инновационного роста и выстраивание на их основе конкурентоспособной национальной инновационной системы страны, имеет некоторые проблемы.

Отсутствие четко сформированных целей создания конкретной Особой Экономической Зоны, которые соответствуют интересам региона и страны в целом. Для руководителей регионов такие зоны представляются источниками выгоды и они рассматривают их с перспективой полного или частичного освобождения от налогов. Большинство руководителей полагают, что благодаря Особой Экономической Зоне они смогут решить проблемы, которые складываются в регионе из-за плохого состояния инфраструктуры, безработицы, низкого уровня производства, тяжелой социальной обстановки или экологической проблемы.

На сегодняшний день, наблюдается нехватка инвестиционных вложений, поэтому для нашей страны актуальным является разумный объем начального вложения для обустройства особых экономических зон. Именно это является причиной ограничения пределами предприятия, действующих в мире ОЭЗ.

Важное место уделяется льготной системе ОЭЗ, которая является инструментом данной территории при реализации сравнительных преимуществ, а не компенсатором недостающих или отсутствующих факторов развития территории.

Успешное функционирование Особой Экономической Зоны зависит от прохождения подготовительного этапа сроком от 3 до 5 лет, во время которого происходит создание производственной и хозяйственной инфраструктуры и формирование портфеля потенциальных и инвестиционных предложений. Большая часть Особой Экономической Зоны создаются как комплексные зоны, но при этом учитывается реальное геоположение региона, а также состояние экономики и общий инвестиционный климат. К тому же не учитывается реальная сумма расходов для создания зоны и ограниченное количество возможностей изыскания источников их финансирования в стране.

На мой взгляд, государственное регулирование территорий особых экономических зон, должно решать две задачи:

1) Максимальное облегчение условий ведения бизнеса для инвесторов;

2) Полное соблюдение законности на территории Особых Экономических Зон.

Практика показывает проявление коррупции и криминала со стороны предпринимателей и чиновников на местах. В частности, нельзя говорить о случайности возможность введения должности заместителя полномочного представителя Президента в федеральных округах и возложение на него функций по координации деятельности органов власти и управления, занятых решением проблем особых экономических зон, контроль за расходованием средств, выделяемых из федерального бюджета на развитие этих зон.

Все эти и другие административно-правовые проблемы требуют регулирования в Федеральном законодательстве. Решение этих основополагающих проблем приведет к снижению издержек производства, обеспечит российские товары конкурентоспособностью и предотвратит бегство капиталов из страны, даст возможность российским держателям возвратить свои капиталовложения в экономику страны и, конечно же, уменьшит коррупцию сто стороны чиновников и предпринимателей.

Конечно же, сейчас многие из проблем решаются или уже решены, однако, я думаю, останавливаться на достигнутом не стоит, ведь особые экономические зоны - это очень сложный в управлении механизм, но его сложность говорит лишь об еще большей эффективности.

Список использованной литературы:

1.Вишняков, В.Г. Особые экономические зоны: правовые проблемы и пути развития. В.Г. Вишняков. Журанал российского права. 2013. №1. С. 18-28.

2.Гуриева, Л.К. Перспективы развития особых экономических зон в России. Особые экономические зоны в мировом хозяйстве. Л.К. Гуриева. Инновации. 2011. №6 С. 81.

3.Рыбаков, С.А. Особые экономические зоны в России. Налоговые льготы и преимущества. С.А. Рыбаков, Н.А. Орлова. - М.: Вершина, 2011. с. 26-55.

© Муцалов С.И., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.