Научная статья на тему 'Формирование федеративных отношений'

Формирование федеративных отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
157
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование федеративных отношений»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-3/2016 ISSN 2410-6070

правовом положении чиновников (в ред. от 27.02.1985 г.). Землями Германии приняты собственные законы, устанавливающие правовое положение чиновников земли; при этом требуется строгое соответствие этих законов положениям федерального закона.

© Муцалов С.И., 2016

УДК34

С.И. Муцалов

Ст. преподаватель ЧГУ, г. Грозный, ЧР

ФОРМИРОВАНИЕ ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Одним из наиболее сложных вопросов, с которым столкнулось государственное строительство в России после распада Советского Союза, оказалось формирование федеративных отношений. Процесс становления этих отношений является очень сложным и не завершен до сих пор.

Происходящие в Российском обществе изменения, неоднозначность достигнутых результатов предполагают доктринальное переосмысление тех фундаментальных начал, которые выступают в качестве основы социального устройства.

Среди наиболее актуальных проблем федерализма, волнующих в настоящее время правоведов и политиков, особое место занимают вопросы конституционного статуса субъектов Российской Федерации, оптимизации территориальной организации власти и укрепления ее вертикали при сохранении оптимальных пределов децентрализации. Субъекты Российской Федерации во всем многообразии их видов оказывают воздействие на формирование федеративных отношений и механизм российской государственности. При этом важно подчеркнуть исключительную сложность субъектного состава Российской Федерации.

Изучение проблем российского федерализма в настоящее время очень актуальная тема для исследований, это связано с тем, что отношения между Российской Федерацией и ее субъектами постоянно изменяются, вводятся новые политические институты, меняется соотношение централизации и децентрализации власти, и, все это связано с необходимостью систематизации данных процессов, их анализа и прогнозирования дальнейшего развития российского федерализма. Особо актуально то, что в условиях мирового экономического кризиса правоведы по - новому взглянули на централизацию и децентрализацию власти.

Интерес к теории и практике федерализма, федеративных отношений, федеративного устройства государств всегда был достаточно высок среди ученых - правоведов, юристов, политологов в связи с большой значимостью этих проблем для развития человеческого общества. Это обусловлено необходимостью дальнейшего совершенствования и повышения эффективности системы государственной власти в федеративных государствах, развития правовых основ взаимодействия федераций и субъектов федераций и взаимоотношений между различными территориальными и национально- территориальными образованиями внутри государств, укрепления демократических основ государств, развития экономики стран и регионов, роста благосостояния народов.

Для многих современных федеративных государств важны проблемы обеспечения целостности государств, проблемы взаимоотношений между федерацией и ее субъектами, предотвращение национального сепаратизма, поиск принципов эффективного сочетания централизованного управления с децентрализованным.

С принятием Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993года коренным образом были пересмотрены подходы к построению формы государственного устройства. Основной закон Российской Федерации закрепил равноправие всех субъектов Российской Федерации, более четко разграничил полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-3/2016 ISSN 2410-6070

субъектов Российской Федерации.

В последние годы был принят целый ряд важнейших федеральных конституционных законов и федеральных законов, устанавливающих и регламентирующих правовой статус субъектов Российской Федерации (Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», федеральные конституционные законы «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образовании в ее составе новых субъектов», «О судебной системе Российской Федерации». Принятие данных законов, совершенствующих федеративные отношения и укрепляющих вертикаль власти, можно отнести к категории важнейших событий последних лет, предопределяющих потребность в формально-юридическом, функциональном и других анализах, осуществляемого ими конституционно-правового регулирования.

Одной из острых проблем в выстраивании вертикали власти является проблема разграничения полномочий между федеральным центром и регионами. Причем, если, процессу приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным практически уделяется большое внимание, то актуальным и явно обойденным вниманием является вопрос о приведении федеральных законов в соответствие с Конституцией Российской Федерации, особенно в той части, где они вторгаются в компетенцию субъектов Российской Федерации. Между тем от решения обеих проблем во многом зависит формирование правового федерализма в России.

Список использованной литератур:

1.Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ (ред. от 07.06. 2013) Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.

2.Федеральный закон от 17 декабря 2001 года №6-ФКЗ (ред. от 31.10. 2005) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образовании в ее составе новых субъектов» //СПС КонсультантПлюс.

3.Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации//СПС КонсультантПлюс.

4.Златопольский Д.Л. Процесс развития федеральных отношений//Вестник Московского университета. Серия Право. 2008. № 6.

5.Ильченко М.С. Институциональные истоки «нового централизма» в современной России // Полис. - 2008. - № 5.

© Муцалов С.И., 2016

УДК 342.41 ББК 67.400.6

Распутин Н. В.

студент Юридического института Иркутского государственного университета

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

В статье рассматриваются признаки понятия религиозный экстремизм в зарубежных странах.

Ключевые слова

Религиозный экстремизм, антиценность, мировоззрение, противоправное деяние. DEFINITION OF RELIGIOUS EXTREMISM IN FOREIGN COUNTRIES

The article discusses the concept of signs of religious extremism in foreign countries.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.