Научная статья на тему 'Проблемы и особенности реализации дистанционного обучения в повышении квалификации специалистов учреждений здравоохранения'

Проблемы и особенности реализации дистанционного обучения в повышении квалификации специалистов учреждений здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ / СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ / ОРГАНИЗАТОРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / DISTANCE EDUCATION / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION OF ADULTS / INDEPENDENT LEARNING / PUBLIC HEALTH SERVICE ORGANIZERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамигулов Ф. Б., Ахмерова С. Г., Терегулова Э. Н., Николаева В. В.

В статье рассматриваются вопросы использования дистанционных образовательных технологий в курсовых мероприятиях для организаторов здравоохранения. Это позволит поддерживать знания специалистов в актуальном состоянии, способствовать удовлетворению потребности в непрерывном образовании, а также уменьшить финансовые расходы на повышение квалификации специалистов. Но при этом необходимо решить ряд проблем, связанных с построением учебного плана и созданием качественных методических и проекционных материалов для курсовых мероприятий, материально-техническим обеспечением реализации телекоммуникационных технологий на местах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шамигулов Ф. Б., Ахмерова С. Г., Терегулова Э. Н., Николаева В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PECULIARITIES IN REALIZATION OF DISTANCE EDUCATION OF MEDICAL STAFF PROFESSIONAL DEVELOPMENT

The article deals with the issues of using distance training course for public health service organizers. It allows providing specialists with up-to-date information, to meet the demands of independent learning and to cut down professional development expenses. It is necessary to solve the following problems: curriculum planning, qualitative methodical and projection course materials creation, telecommunication technologies financial and technical support.

Текст научной работы на тему «Проблемы и особенности реализации дистанционного обучения в повышении квалификации специалистов учреждений здравоохранения»

УДК 378

ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

©2010 Ф.Б.Шамигулов, С.Г.Ахмерова, Э.Н.Терегулова, В.В.Николаева

Башкирский государственный медицинский университет Росздрава

Статья поступила в редакцию 01.10.09.

В статье рассматриваются вопросы использования дистанционных образовательных технологий в курсовых мероприятиях для организаторов здравоохранения. Это позволит поддерживать знания специалистов в актуальном состоянии, способствовать удовлетворению потребности в непрерывном образовании, а также уменьшить финансовые расходы на повышение квалификации специалистов. Но при этом необходимо решить ряд проблем, связанных с построением учебного плана и созданием качественных методических и проекционных материалов для курсовых мероприятий, материально-техническим обеспечением реализации телекоммуникационных технологий на местах.

Ключевые слова: дистанционное обучение, повышение

зования взрослых, организаторы здравоохранения.

Эффективное функционирование любой национальной системы здравоохранения обеспечивается ее кадровыми ресурсами. Это определяет кадровую политику как один из приоритетов в управлении и развитии здравоохранения. Стратегия кадровой политики строится с учетом особенностей развития национального здравоохранения, оптимальных мер по управлению персоналом и накопленного мирового опыта. В число программных мероприятий по управлению кадрами, которые на сегодняшний день характерны для мирового сообщества и являют собой приоритетные направления для национальных систем здравоохранения на перспективу, входят совершенствование и поддержка непрерывного обучения всех категорий медицинских работников, и, в первую очередь, совершенствование подготовки организаторов здравоохранения. Законодательно закреплено систематическое повышение профессиональных знаний и навыков организаторов здравоохранения всех уровней в области управления и принятия решений. Однако именно организатор здравоохранения в первую очередь сталкивается с изменениями, проблемами, различны-

Шамигулов Фанил Булатович, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья и организации здравоохранения ИПО. E-mail: www. oz-bgmu. narod. ru

Ахмерова Светлана Герценовна, доктор медицинских наук, профессор кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения ИПО. E-mail: ahm. 63@mail. ru

Терегулова Эльвира Назировна, ассистент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения ИПО. E-mail: ahm. 63@mail. ru

Николаева Виктория Витальевна, аспирант кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения ИПО. E-mail: ahm. 63@mail. ru

квалификации специалистов, система непрерывного обрами нюансами в области реформирования и модернизации национального здравоохранения, и, соответственно, особенностями деятельности ле-чебно-профи-лактических учреждений в современных, непрерывно меняющихся экономических и социальных условиях. Поэтому от уровня подготовки и компетенции руководителей органов и учреждений здравоохранения зависит успешность развития национальной системы здравоохранения в целом. Как известно, организаторами здравоохранения, то есть руководителями учреждений здравоохранения, руководителями отделов здравоохранения становятся практикующие врачи. Чтобы эффективно руководить организацией, хирургу, терапевту, педиатру, стоматологу приходится осваивать практически новую специальность: управление здравоохранением; осваивать юридические, экономические, финансовые вопросы, информационные технологии, психологию работы с кадрами. Поэтому главным врачам приходится постоянно работать над собой. Многие организаторы здравоохранения получают второе высшее образование: юридическое, экономическое, психологическое. Кроме того, в здравоохранении очень быстро идет обновление информации, каждый день происходят новые открытия в области диагностики, лечения, профилактики различных заболеваний. Поэтому именно организатор здравоохранения должен постоянно следить за новым информационным потоком, анализировать его и внедрять адекватные методики в деятельность учреждений здравоохранения.

В настоящее время система дополнительного профессионального образования является тем социальным институтом, который обеспечивает развитие профессионализма управленческих, медицинских, педагогических и прочих кадров через

повышение их квалификации и профессиональную переподготовку. В институтах дополнительного (последипломного) образования уделяется приоритетное внимание принципиальному обновлению системы научно-методического обеспечения образования, преодолению оторванности учебного процесса от запросов современного общества и передовой образовательной практики.

Одной из задач при реализации дополнительного профессионального образования является использование принципов анрагогики, то есть теории и практики обучения взрослых. Следует отметить, что с точки зрения андрагогики и лич-ностно-ориентированного подхода, взрослые обучающиеся испытывают потребность в самостоятельности, в самоуправлении. Тем более это касается врачебных кадров, когда каждый врач ежедневно, ежечасно принимает самостоятельно важнейшие, судьбоносные для отдельных людей и их родных решения. Поэтому взрослые обучающиеся должны играть ведущую, определяющую роль в процессе своего обучения, в определении всех параметров этого процесса. Задача преподавателя института последипломного образования сводится к тому, чтобы сопровождать развитие обучаемого в формировании умения организации собственной деятельности, оказывать помощь обучающемуся в определении диагностики и мониторинга, поиске информации. Все перечисленные особенности обучения взрослых учитываются при организации дистанционных форм повышения квалификации. Одной из серьезных проблем кадровой политики является периодичность повышения квалификации специалистов. Большинство специалистов проходят обязательные курсы повышения квалификации каждые пять лет. Однако сейчас происходит довольно быстрое обновление информационных потоков, поэтому повышение квалификации необходимо было бы осуществлять через каждые три, а то и полтора-два года. Более того, в системе здравоохранения может возникнуть новая информация, которую необходимо как можно скорее довести до сведения работников здравоохранения (например, появление и распространение в определенные временные периоды ВИЧ-инфек-ции, птичьего гриппа, внезапное изменение эпидемической ситуации на конкретной территории, появление новых лекарственных препаратов или методов диагностики и лечения). Соответственно, речь идет практически о непрерывном образовании специалиста. Несомненно, что в современных условиях одним из вариантов решения проблемы периодичности курсовой подготовки в системе дополнительного образования специалистов, является использование информационных и телекоммуникационных технологий в сфере образования. Можно выделить несколько направлений использования информационных и телеком-

муникационных технологий в сфере повышения квалификации специалистов.

Во-первых, это создание электронных библиотек и медиатек, а также хранилищ аудио- и видеоматериалов. К электронным библиотекам и медиатекам может быть доступ через интернет-сайт института последипломного образования. Данные хранилища могут обновляться как угодно часто, могут содержать сведения об инновациях в сфере региональной образовательной политики, отчеты по реализации приоритетных национальных проектов и т.д.

Во-вторых, это разработка электронных учебников, учебных комплектов, методических материалов. Электронный учебник можно определить как программно-информационную систему, состоящую из программ для ЭВМ, реализующих когнитивные технологии учебной деятельности, и определенным образом структурированной информации и системы упражнений для осмысления и закрепления знаний. В случае появления какой-либо новой, актуальной информации в системе здравоохранения, именно электронные учебники позволяют как можно скорее представить структурированный материал как можно большему числу потребителей. Понятно, что распространение учебно-методических материалов, размещенных в компьютерных сетях и на электронных носителях информации, произойдет гораздо быстрее, чем распространение материалов, изданных типографским способом.

В-третьих, это проведение телекоммуникационных сеансов, лекций, консультаций, круглых столов, семинаров. В-четвертых, это собственно дистанционное обучение. Само понятие дистанционного обучения имеет множество определений и интерпретаций, что непосредственно связано с эволюцией основных элементов дистанционного обучения. В настоящее время дистанционное обучение - это форма получения образования (наряду с очной и заочной), при которой в образовательном процессе используются методы, формы и средства обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. В свою очередь, дистанционное образование (как форма заочного обучения) - это регистрация и обучение в образовательном учреждении, которое предоставляет расположенные в определенной последовательности и логике учебные материалы, предназначенные для самостоятельного изучения курсантом. Именно дистанционные формы обучения позволяют осуществить идеи непрерывного образования специалистов, развивать личностные качества специалиста, позволяющие адекватно реагировать на быстро меняющиеся социально-экономические условия. При этом использование телекоммуникационных технологий в подготовке врачей позволит реально снизить нагрузку на ЛПУ,

а также охватить большое число заинтересованных специалистов, например, при проведении уникальных операций, использовании новых методов диагностики и лечения, а также предоставит возможность общаться, проводить обсуждения, круглые столы, находясь на своих рабочих местах. Кроме того, неоспорим экономический эффект дистанционного обучения, когда слушатель экономит на транспортных, командировочных расходах, расходах на проживание и прочее. Дистанционное обучение позволит меньше отрывать от работы специалистов, поскольку часть обучения будет проходить на рабочем месте.

Существенным фактором дистанционного обучения является появившаяся у обучающегося специалиста возможность консультироваться с преподавателем практически в любое время. При заочной форме обучения возможность консультации у преподавателя ограничивается периодом сессий: обучающийся большую часть времени готовится самостоятельно, а преподаватель имеет возможность консультировать обучающегося и контролировать учебный процесс только во время сессий. Также меняется роль преподавателя. При такой парадигме образования преподаватель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности обучаемых, компетентного консультанта и помощника.

К дидактическим преимуществам дистанционного обучения можно отнести индивидуализацию обучения по темпу освоения материала, возможность выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов, более эффективное консультирование, реализацию продуктивного обучения, возможность для обучаемых самореализации и раскрытия творческого потенциала и т.д. При проведении курсовых мероприятий на нашей кафедре (кафедра общественного здоровья и организации здравоохранения ИПО ГОУ ВПО БГМУ) для руководителей учреждений здравоохранения неоднократно поднимался вопрос о возможности дистанционного повышения квалификации. Первые лица учреждений здравоохранения не могут, как рядовые специалисты, надолго «выпасть» из рабочего графика. Поэтому организация дистанционного обучения кажется наиболее привлекательной именно среди этой категории специалистов учреждений здравоохранения. Однако внедрение дистанционных форм обучения в систему повышения квалификации специалистов учреждений здравоохранения имеет определенные ограничения и свою специфику. Одна из основных проблем - это построение учебного плана таким образом, чтобы сохранить определенный баланс между очной (традиционной) и дистанционной формой обучения, определить последовательность, содержание и продолжитель-

ность разных форм обучения. Обучение врача практическим навыкам требует традиционного очного контакта, часть лекционного материала может быть преподнесена с помощью телекоммуникационных технологий, а теоретическая подготовка, обучение алгоритму принятия решений могут проводиться в дистанционной форме. Несомненно, что для этого необходимо педагогическое мастерство и хорошее знание логики предмета.

На нашей кафедре определены учебные модули, обучение и контроль знаний по которым могут быть вынесены на дистанционную часть. Практически вся лекционная часть курса может быть прочитана в дистанционном варианте. Разработаны зачетные задания, которые выполняются в виде проектных заданий. Например, СВОТ-анализ организации, маркетинговый план, бизнес-проект организации, создание информационной структуры ЛПУ, принятие управленческих решений каждый главный врач выполняет индивидуально по своему лечебно-профилактическому учреждению, а обсуждение проекта проводится на сеансе телеконференции. Однако освоение основной части практических навыков, ознакомление с деятельностью конкретных учреждений здравоохранения проводится в очной форме на практических или на выездных занятиях.

Следующая проблема - это создание авторского коллектива по разработке электронного учебного материала. В авторский коллектив должны входить разработчики традиционных учебных программ и методических материалов, владеющие методикой преподавания предмета или курса с позиций андрагогики, то есть авторы структуры материала, текста, его содержания, контрольных заданий и пр. Также в авторском коллективе должна быть команда программистов, владеющих компьютерным дизайном, программированием, компьютерными технологиями, знакомых как с особенностями дидактического проектирования электронных учебных пособий, так и с особенностями размещения и оформления текстового и графического материала на рабочей поверхности экрана, ориентации и перемещения пользователя внутри электронного издания и т.д. Соответственно, при внедрении дистанционных форм обучения первоначально необходимо провести обучающие семинары или курсы для преподавателей по обучению особенностям проектирования и разработки материалов для дистанционных курсов повышения квалификации, а также возможности реализации обучения по дистанционной форме. Но, кроме подготовки преподавателей институтов последипломного образования, одной из ключевых проблем остается материально-техническое обеспечение дистанционных и, в частности, телекоммуникационных, курсов. В примерный перечень оборудования, необходимый

для реализации телекоммуникационных курсов, входят комплект системы видеоконференцсвязи, документ-камера, стационарное проекционное оборудование и экран, возможность подключения к сети Интернет. Для проведения телемоста дополнительно необходима установка проектора с определенной мощностью светового потока. Все это в стоимостном выражении достаточно дорого, и, даже учитывая несомненную экономическую эффективность дистанционных форм обучения, для небольших и средних по мощности лечебных учреждений окупаемость данного оборудования весьма проблематична. Для проведения телемостов и телекоммуникационных курсов руководители учреждений здравоохранения предлагают использовать уже имеющиеся помещения для телеконференцсвязи, оборудованные практически в каждом здании администрации городов и районов республики. В данном случае проходит согласование времени проведения сеансов с главами администраций. Подобное совместное использование имеющегося оборудования позволяет предотвратить существенные расходы лечебных учреждений на дорогостоящее оборудование и централизованно планировать повышение квалификации сотрудников на местах, либо с выездом в райцентр (что значительно ближе и дешевле, чем поездка в столичный город). Также следует учитывать востребованность дистанционных курсов со стороны самих взрослых обучающихся. Специалист, выбравший дистанционную форму обучения, должен иметь в распоряжении персональный компьютер с типичным программным обес-

печением и подключением к сети Интернет, иметь навыки работы с персональным компьютером на уровне пользователя, навыки работы в сети Интернет на уровне пользователя. Данное требование зависит от личных экономических возможностей специалистов (в случае использования собственного компьютера и выхода в сеть Интернет), а также от умения работать на компьютере. Не секрет, что часть врачей старшего возраста не имеют навыков работы на компьютере, что требует проведения на местах соответствующих курсов по овладению информационными технологиями. Также части специалистов легче работать с печатными материалами, чем считывать информацию с экрана. В данном случае возникают дополнительные расходы на распечатку большого объема материалов.

Таким образом, внедрение дистанционных образовательных технологий в систему дополнительного образования позволит поддерживать знания специалистов в актуальном состоянии, способствовать удовлетворению потребности специалистов в непрерывном образовании, а также более рационально использовать трудовые ресурсы и уменьшить финансовые расходы на повышение квалификации специалистов. Но при этом необходимо решить ряд проблем, связанных с построением учебного плана, созданием качественных методических и проекционных материалов для курсовых мероприятий, материально-техническим обеспечением реализации телекоммуникационных технологий на местах.

PROBLEMS AND PECULIARITIES IN REALIZATION OF DISTANCE EDUCATION OF MEDICAL STAFF PROFESSIONAL DEVELOPMENT

©2010 F.B.Shamigulov, S.G.Akhmerova, E.N.Teregulova, V.V.Nikolaeva°

Bashkir State Medical University

The article deals with the issues of using distance training course for public health service organizers. It allows providing specialists with up-to-date information, to meet the demands of independent learning and to cut down professional development expenses. It is necessary to solve the following problems: curriculum planning, qualitative methodical and projection course materials creation, telecommunication technologies financial and technical support.

Key words: distance education, professional development, system of continuous education of adults, independent learning, public health service organizers.

Shamigulov Phanil Bulatovich, Doctor of science (Medicine), professor, head of the chair of public health and health care organization. E-mail: www. oz-bgmu. narod. ru Akhmerova Svetlana Gertzenovna, Doctor of science (Medicine), professor of the chair of public health and health care organization. E-mail: ahm. 63@mail. ru

Teregulova Elvira Nazirovna, Assistant of the chair of public health and health care organization. E-mail: ahm. 63@mail. ru Nikolaeva Victoria Vitaljevna, Post-graduate of the chair of public health and health care organization. E-mail: ahm. 63@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.