Научная статья на тему 'Дифференцированная система подготовки специалистов по основам технологий телемедицины и электронного здравоохранения'

Дифференцированная система подготовки специалистов по основам технологий телемедицины и электронного здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
553
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕЛЕМЕДИЦИНА / ЭЛЕКТРОННОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ ПО ТЕЛЕМЕДИЦИНЕ / ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / TELEMEDICINE / ELECTRONIC PUBLIC HEALTH SERVICE / STAFF TRAINING ON TELEMEDICINE / DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леванов Владимир Михайлович, Камаев Игорь Александрович, Орлов Олег Игоревич, Гурвич Надежда Ильинична

Статья посвящена вопросам подготовки специалистов по телемедицинским технологиям. Авторы предложили дифференцированную систему обучения различных категорий участников телемедицинской деятельности, выделили четыре основные группы обучаемых. На основе блок-модульной схемы была разработана модель, включающая первичные учебные курсы общего усовершенствования и тематические поддерживающие курсы. Учебные программы включают теоретическую и практическую части, самостоятельную работу курсантов, видеоэкзамен. Оптимальной формой обучения телемедицине является применение технологии дистанционного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Леванов Владимир Михайлович, Камаев Игорь Александрович, Орлов Олег Игоревич, Гурвич Надежда Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The differentiated system of preparation of the specialists in the bases of telemedicine technologies and electronic public health service

The article is dedicated to the issues of the preparation of the specialists in the bases of telemedicine technologies. The authors suggested the differentiated educational system for the various categories of the members of telemedical activity; divided the trainees into four groups. On the basis of the block-modular scheme there was created the model which included the primary educational courses for the general improvement and theme-based courses. The study programs contain theoretical and practical parts, individual work of the trainees, videoexam. The optimal form of teaching telemedicine is distance education technology.

Текст научной работы на тему «Дифференцированная система подготовки специалистов по основам технологий телемедицины и электронного здравоохранения»

УДК 621.3:614.2.07:61:007

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОСНОВАМ ТЕХНОЛОГИЙ ТЕЛЕМЕДИЦИНЫ И ЭЛЕКТРОННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

В.М. Леванов1, И.А. Камаев2, О.И. Орлов3, Н.И. Гурвич2,

1ГБУЗ НО «Нижегородская областная клиническая больница им. Н.А. Семашко»,

2ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия»,

3ГНЦ РФ «Институт медико-биологических проблем РАН», г. Москва

Леванов Владимир Михайлович - e-mail: [email protected]

Статья посвящена вопросам подготовки специалистов по телемедицинским технологиям. Авторы предложили дифференцированную систему обучения различных категорий участников телемедицинской деятельности, выделили четыре основные группы обучаемых. На основе блок-модульной схемы была разработана модель, включающая первичные учебные курсы общего усовершенствования и тематические поддерживающие курсы. Учебные программы включают теоретическую и практическую части, самостоятельную работу курсантов, видеоэкзамен. Оптимальной формой обучения телемедицине является применение технологии дистанционного образования.

Ключевые слова: телемедицина, электронное здравоохранение, подготовка кадров по телемедицине, технологии дистанционного образования.

The article is dedicated to the issues of the preparation of the specialists in the bases of telemedicine technologies. The authors suggested the differentiated educational system for the various categories of the members of telemedical activity; divided the trainees into four groups. On the basis of the block-modular scheme there was created the model which included the primary educational courses for the general improvement and theme-based courses. The study programs contain theoretical and practical parts, individual work of the trainees, videoexam. The optimal form of teaching telemedicine is distance education technology.

Key words: telemedicine, electronic public health service, staff training on telemedicine, distance education technology.

Современный этап развития телемедицины и электронного здравоохранения, инициированный федеральной программой модернизации здравоохранения, предполагает подготовку значительного числа специалистов для медицинских и образовательных учреждений, владеющих соответствующими знаниями и навыками в сфере применения новых информационных технологий и организации телемедицинских услуг [1].

Процесс создания российской телемедицинской системы не может происходить без обновления системы подготовки студентов медицинских вузов, последипломного образования врачей и медсестёр, а также руководителей учреждений и органов здравоохранения [2]. В настоящее время лишь отдельные вузы внесли телемедицину в программы подготовки студентов в виде коротких элективных курсов. Подготовкой кадров в рамках последипломного обучения занимаются немногочисленные телемедицинские центры.

Нижегородской государственной медицинской академией совместно с рядом московских учебных и научных организаций была предложена дифференцированная система подготовки кадров по основам телемедицины и электронного здравоохранения [3].

Разработка системы проводилась путем реализации следующих этапов:

- изучение потенциального спроса на образовательные услуги в области телемедицинских технологий и электронного здравоохранения, подразделение всех возможных участников телемедицинской деятельности на отдельные целевые группы;

- разработка структурированной методической базы телемедицины и электронного здравоохранения как учебного предмета и учебной программы общей теоретической и практической подготовки специалистов;

- разработка профильных учебных программ для отдельных целевых групп участников телемедицинской деятельности с учетом базового уровня знаний курсантов по информатике, специфики их участия в системе электронного здравоохранения и в оказании телемедицинских услуг;

- построение блок-модели учебного курса «Основы телемедицины и электронного здравоохранения».

Разработанная дифференцированная система подготовки кадров ориентирована на 4 основные группы участников телемедицинской деятельности, исполнителей и пользователей услуг электронного здравоохранения (рис. 1).

РИС. 1.

Основные группы и цели обучения участников системы телемедицинской деятельности и электронного здравоохранения.

ііШіш

КУРС «ОСНОВЫ ТЕЛЕМЕДИЦИНЫ И ЭЛЕКТРОННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

Теоретическая часть

Понятия и термины электронного здравоохранения

История и современное состояние телемедицины

Концепции телемедицины, электронного здравоохранения и информатизации здравоохранения

Правовые основы электронного здравоохран ения

Вопросы защиты медицинской информации

Экономические аспекты телемедицин ской деятельности

Организация работы телемедицинского центра

Принципы построения региональных телемедицинских систем

Самостоятельная работа курсантов

Изучение медицинских ресурсов

Интернет

Подготовка реферата

Подготовка электронной истории болезни

Участие в проведении мероприятий в ТМ-центре

Практическая часть

Оборудование телемедицинского центра

Компьютеры, серверы, локальные сети

Аппаратура ввода информации, телекоммуникационное оборудование

Медицинская техника, мобильные и домашние комплексы телемедицины

Медицинские информационные системы, функциональные, лабораторные, РАСЭ -системы

Программное обеспечение электронного здравоохранения

Текстовые, графические и фоторедакторы

Интернет, базы данных, специальные программы

Медицинские технологии в электронном здравоохранении

Методики дистанционной диагностики, телеконсультаций и др.

Ведение электронной карты (истории болезни)

Методы видеоконференцсвязи

Методы видеонаблюдения

Дистанционная запись и электронная регистратура

Контрольная часть (тестирование, зачеты, практические навыки)

РИС. 2.

Блочная структура учебной программы курса «Основы телемедицины и электронного здравоохранения».

Сообразно цели обучения образовательные модули для каждой группы существенно отличаются содержанием и объемом информации, продолжительностью обучения и частотой поддерживающих курсов, соотношением базовой и профильной части, теоретической информации и практических навыков.

Первая группа специалистов - инженеры, врачи и медицинские сестры, работающие в центрах и кабинетах телемедицины, т.е. сотрудники, непосредственно участвующие в подготовке и проведении телеконсультаций и обеспечивающие работу различного телемедицинского оборудования. Это относительно небольшой контингент работников, который наряду со своими основными функциональными обязанностями обеспечивает организационно-методическую поддержку остальным участникам телемедицинской деятельности в медицинских учреждениях различного уровня. Уровень представления информации для данной группы должен быть наиболее полным, а требования к освоению практических навыков - наиболее высокие. Продолжительность курса первичного обучения составляет 72 академических часа.

По окончании обучения специалисты телемедицинских центров и кабинетов должны обладать полным объемом знаний и навыков применения телемедицинских технологий и оказания услуг, работы со специальным оборудованием и, крометого,онидолжныбыть готовыоказатьорганизационно-методическую помощь своим коллегам в подготовке материалов для телеконсультаций, видеосовещаний, видеоо-бразовательных мероприятий и т.д.

В связи с непрерывным прогрессом в области телемедицинских технологий и необходимостью их освоения рекомендуемая частота поддерживающих курсов тематического усовершенствования для данной группы участников составляет 2 года. Суммарная продолжительность поддерживающих курсов может варьировать от 12 до 24 часов, в зависимости от объема новой информации, необходимой для продолжения деятельности в сфере организации и выполнения телемедицинских услуг.

Вторую группу участников телемедицинской деятельности составляют врачи-консультанты и диагносты, исполнители конкретных электронных услуг (сотрудники регистратур, лаборанты, медсёстры диагностических служб и др.), лекторы и преподаватели вузов, участвующие в проведении дистанционных образовательных мероприятий.

Исходя из специфики их участия в системе электронного здравоохранения, программа их первичной подготовки наряду с базовой частью включает часы для приобретения профильных знаний и навыков в конкретных областях применения телемедицинских технологий.

Общая продолжительность курсов первичного обучения составляет 36 часов, из них 24 часа - обучение по общей программе и 12 часов - обучение по профильным программам (блокам), ориентированным на практические навыки в конкретной сфере телемедицинской деятельности. Поддерживающие курсы рекомендуются 1 раз в 3 года.

Третью группу курсантов составляют организаторы здравоохранения, от которых во многом зависит стратегия развития телемедицины в регионах и отдельных медицинских учреждениях, их ресурсное и финансовое обеспечение. Очевидно, что их знания в области телемедицины должны

быть акцентированы прежде всего на экономические и организационные аспекты электронного здравоохранения. Актуальным для них также является обучение методам сбора и передачи информации управленческого характера с помощью типовых электронных технологий. Эти знания и практические навыки осваиваются ими в течение 12 учебных часов, дополняющих 24 часа общей программы обучения. Повторное обучение в рамках поддерживающих курсов предусмотрено для них не реже 1 раза в 5 лет, что позволяет присоединить учебные часы по основам телемедицины и электронного здравоохранения к общей программе профессиональной переподготовки по организации здравоохранения и общественному здоровью.

Четвертая группа участников телемедицинской деятельности представлена потребителями телемедицинских услуг - студентами вузов, врачами и средним медицинским персоналом. Их подготовка должна включать представления о возможностях телемедицины и навыки поиска информации в интернете, что соответствует уровню общей программы (24 учебных часа).

При построении учебных программ была разработана структурированная методическая база телемедицины и электронного здравоохранения как учебного предмета, что обеспечивалось разделением всего учебного материала на общую (обязательную базовую) часть, профильные блоки (взаимозаменяемые в соответствии с учебным планом для каждой целевой группы курсантов) и вариативные блоки информации.

Для возможности коррекции образовательных модулей в соответствии с изменяющимися потребностями различных групп курсантов и в целях регулярного обновления информации при построении учебных программ курсов была выбрана блок-модульная модель.

Поскольку электронное здравоохранение в значительной степени базируется на основах медицинской информатики и клинических дисциплин, при комплектации учебных программ исходили из преемственности преподавания с пропедевтикой внутренних болезней, медицинской информатикой, медицинской физикой, различными клиническими дисциплинами.

Полная программа учебного курса содержит следующие образовательные блоки информации:

- теоретические основы телемедицины, электронного здравоохранения;

- освоение аппаратуры ввода и обработки медицинской информации;

- практическая подготовка по работе с программами и приложениями;

- ознакомление с телекоммуникационными, информационными технологиями, специализированными телемедицинскими системами;

- изучение структуры, направлений деятельности и принципов организации работы телемедицинских центров и кабинетов;

- специальная (профильная) часть, формируется в соответствии с целью обучения и профессиональными интересами курсантов (рис. 2).

Общая программа подготовки (базовая часть) рассчитана на 24 часа, из которых 12 часов отведено на теоретическую часть (форма проведения - лекции и семинары) и 12 часов

на освоение практических навыков (форма проведения -практические занятия).

Профильные образовательные блоки построены с учетом:

- категории курсантов (специалисты телемедицинских кабинетов, организаторы здравоохранения, врачи, лаборанты, медсестры, преподаватели, студенты);

- клинического профиля специалистов (клинические специальности, диагностические службы, отделение санитарной авиации, отдел высокотехнологичной помощи и др.);

- ступени и цели обучения (первичная подготовка или переподготовка; общее знакомство, углубленное изучение, освоение общих навыков, специальных методов);

- уровня базовой компьютерной грамотности курсантов.

Теоретическая часть содержит лекции и семинары по терминологии телемедицины и электронного здравоохранения, истории, концепции развития телемедицинских систем, современным телемедицинским проектам, принципам построения региональных телемедицинских систем, правовым, экономическим, организационным основам электронного здравоохранения, стандартам оказания телемедицинских услуг, видам оборудования и программного обеспечения (включая различные медицинские информационные и РДСБ-системы), медицинским ресурсам и поисковым системам Интернет, ведению электронной истории болезни, методикам проведения дистанционной диагностики, мониторинга, отсроченных и синхронных телеконсультаций, телеконсилиумов, научных видеоконференций, видеолекций, видеосовещаний, дистанционных учебных курсов, а также по организации работы телемедицинских центров.

Для организаторов здравоохранения теоретический курс дополнен разделами по формированию региональных программ развития электронного здравоохранения, администрированию телемедицинских проектов, административноуправленческими аспектами применения телемедицинских технологий и интеграции методов электронного здравоохранения в работу функциональных подразделений медицинских учреждений.

Практические занятия предусмотрены как в рамках общей первичной подготовки, так и в блоках профильного специального обучения. В частности, навыки работы на компьютерной технике, использования программ обработки информации, использования телекоммуникационных технологий осваиваются в компьютерном классе или на базе телемедицинского центра.

Освоение аппаратуры и методик ввода и обработки медицинской информации включает изучение планшетных сканеров, документ-камер, цифровых видео- и фотокамер, микроскопов, а также получение навыков ввода электрокардиограмм, рентгенограмм, компьютерных и магнитнорезонансных томограмм, ультразвуковых и функциональных исследований, а также методик документирования телемедицинских мероприятий.

Изучение организации работы телемедицинских центров включает ознакомление с рабочей документацией, отчётами, должностными инструкциями, принципами взаимодействия с другими подразделениями и участие в проведении телеконсультаций и видеоконференций.

При проведении занятий среди курсантов-специалистов различного клинического профиля особое внимание уделяется конкретным методикам, технологиям и услугам, а также их организации. Так, для регистраторов детально изучаются

программное обеспечение и интерфейсы программы дистанционной записи. Врачи диагностических служб получают подробную информацию о системах, с которыми им предстоит работать, например, системах дистанционного анализа и внегоспитального мониторинга ЭКГ.

В программе подготовки данной целевой группы основной акцент должен быть поставлен на практической работе с осваиваемыми методиками, оборудованием, программным обеспечением, поэтому их обучение включает проведение реальных услуг с участием курсантов.

Для преподавателей вузов обучение направлено на освоение редактора подготовки электронных презентаций лекций, дистанционной демонстрации слайдов. Для проведения практических занятий используется специально разработанный учебный архив лекций, а также интерактивные формы дистанционного обучения - деловые игры, клинический разбор.

Врачи-консультанты должны освоить структуру оригинальной формализованной электронной выписки из истории болезни и бланка заключения по телеконсультации. При этом целесообразно использовать клинические разборы историй болезни из учебного электронного архива, самостоятельную подготовку материалов, а также заключений по клиническим случаям.

Профильные образовательные блоки предусматривают также освоение специализированных телемедицинских комплексов (например, систем дистанционного анализа ЭКГ, лабораторных, РДСБ-систем), изучение способов ввода медицинской информации с диагностического оборудования.

Учебная программа также предусматривает освоение части тем при помощи самостоятельной работы в форме:

- подготовки реферативных сообщений,

- приобретения навыков работы в сети Интернет,

- получения навыков ввода визуальной информации,

- подготовки учебной электронной истории болезни.

Тематика рефератов подбирается с учётом профессиональных интересов курсантов. Они готовят реферативные сообщения с использованием рекомендуемой литературы и при помощи самостоятельного поиска информации в интернете. Рефераты сдаются на печатных и электронных носителях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Самостоятельная работа по вводу визуальной информации проводится также и при подготовке учебной электронной истории болезни. Курсанты самостоятельно вводят данные электрокардиограмм (ЭКГ), рентгенограмм, ультразвуковых, функциональных исследований. Использование учебного архива позволяет создавать видеофрагменты операций, осмотра больных.

Подведение итогов по блокам практических навыков проводится в форме зачетного занятия по вводу визуальных изображений, обсуждения авторских (учебных) электронных историй болезни в аудитории.

Многолетняя практика подготовки специалистов позволила определить, что наиболее оптимальной формой обучения телемедицине является применение технологии дистанционного образования. Дистанционное обучение позволяет проводить интерактивное обсуждение подготавливаемых материалов (деловые игры, имитирующие телеконсультации, учебные видеоконференции) и к тому же сопровождается практическим применением телекоммуникационных

технологий (видеосеминары, видеозачёты).

Таким образом, уровень подготовки кадров выступает одним из определяющих факторов при широком внедрении технологий телемедицины и электронного здравоохранения.

Апробированная модель дифференцированной системы обучения медицинских кадров основам электронных технологий учитывает различные категории специалистов. В процессе обучения целесообразно использование методов дистанционного образования, поскольку они являются и предметом, и инструментом обучения.

На настоящем этапе в обучении кадров активное участие принимают телемедицинские центры, однако необходимо предусмотреть включение основ телемедицины и электрон-

ного здравоохранения как учебной дисциплины в программы пред- и последипломной подготовки врачей и среднего медицинского персонала.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гасников В.К. Состояние и проблемы развития информационнокомпьютерных технологий на различных иерархических уровнях управления здравоохранением. Медицинский альманах. 2009. № 4 (9). С. 9-14.

2. Зарубина Т.В. О перспективах развития ИТ-образования врачей. Врач и информационные технологии. 2008. № 5. С. 68-70.

3. Леванов В.М., Логинов В.А., Орлов О.И. Телемедицина как учебная дисциплина. Серия «Практическая телемедицина» /под общей ред. академика А.И. Григорьева. Выпуск 4. М.: Фирма «Слово», 2002. 64 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.