Научные сообщения
УДК 371.014 ББК 74.05
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНО-ДИСКРЕТНОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Ахмерова С. Г., Шамигулов Ф. Б., Мусина Ф. С.
г. Уфа, Башкирский государственный медицинский университет Росздрава
Ижбулатова Э. А.
г. Уфа, Башкирский институт развития образования
В данной статье рассматривается вопрос обучения преподавателей учреждений (институтов, академий) последипломного образования использованию концепций и технологий непрерывнодискретного повышения квалификации, которое разрабатывается на основе проектно-технологического подхода и творческого саморазвития преподавателя вуза.
В современных условиях кадровая политика определяется как один из приоритетов в управлении и развитии таких национальных систем, как образование, так и здравоохранение, поскольку именно кадровыми ресурсами обеспечивается их эффективное функционирование. Стратегия кадровой политики строится с учетом особенностей развития национального образования и здравоохранения, оптимальных мер по управлению персоналом и накопленного мирового опыта.
В число программных мероприятий по
управлению кадрами, которые на сегодняшний день характерны для мирового сообщества и являют собой приоритетные направления для национальных систем образования и здравоохранения на перспективу, входят совершенствование и поддержка непрерывного обучения всех категорий работников системы образования, здравоохранения, провизоров. Законодательно закреплено систематическое повышение профессиональных знаний и навыков специалистов, которое ежегодно должно обновляться, отражать различные проблемы, нюансы в об-
Ахмерова С Г., Шамигулов ф. Б, Мусина ф. С, Ижбулатова Э• А Методические аспекты реализации системы...
ласти реформирования и модернизации национального образования и здравоохранения. Поэтому от качества содержания и методики проведения курсов повышения квалификации зависит уровень подготовки и компетенции специалистов образования и здравоохранения, успешность развития национальной системы образования и здравоохранения в целом.
В современных условиях система дополнительного профессионального образования является тем социальным институтом, который обеспечивает развитие профессионализма управленческих, медицинских, провизорских, педагогических и прочих специалистов через повышение их квалификации и профессиональную переподготовку.
Перед системой повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов системы здравоохранения стоят непростые задачи по обновлению содержания образовательного процесса, поддержанию соответствующего уровня преподавания в целях достижения доступности, качества и эффективности дополнительного профессионального и постдипломного образования.
Анализируя проблемы повышения квалификации работников системы здравоохранения, необходимо отметить, что учебный процесс в структурах дополнительного профессионального образования медицинских работников осуществляют непрофессиональные педагоги. Профессорско-преподавательский состав формируется из числа наиболее компетентных в своей профессии специалистов, проводящих масштабные научные исследования, имеющих высокий уровень мотивации к саморазвитию и в ряде случаев обладающих определенной харизмой педагога.
Следовательно, для совершенствования процесса повышения квалификации специалистов системы здравоохранения необходима комплексная психолого-педагогическая, информационно-технологическая и методическая подготовка профессорско-преподавательского состава к педагогической деятельности в системе дополнительного профессионального образования. В основу подготовки специалистов должны быть положены принципы теории и практики обучения взрослых - андрагогики [1].
Соответственно, возникает необходимость обучения преподавателей системы дополнительного профессионального образования технологиям и методикам обучения взрослых.
Для совершенствования образовательного процесса в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов системы здравоохранения необходимо решить задачу объединения научных технологий, уже освоенных отечественной педагогикой.
Важным фактором является необходимость в процессе работы со слушателем курсов повышения квалификации или профессиональной переподготовки учета личного опыта обучающегося. При традиционном построении учебного процесса (даже в высшей школе) опора на опыт обучающегося весьма незначительна.
Обычно личный опыт специалиста учитывается лишь в качестве отправной точки обучения и оценивается по результатам входного контроля. При проведении занятий приоритетное значение имеет опыт самого преподавателя или автора учебника. Поэтому основными видами технологии обучения являются передаточные: лекции, рекомендуемая литература или аудио- и видеоматериалы, материалы на электронных носителях. В этом случае врачи на курсах повышения квалификации чувствуют себя психологически дискомфортно. Основными причинами здесь выступают игнорирование мотивационной сферы, рассогласование предпочитаемой стратегии преподаваемого учебного материала, навязываемой технологии обучения, отсутствие учета собственного профессионального и социокультурного опыта курсанта и многое другое.
С точки зрения андрагогической и личностно-ориентированной моделей обучения врачей и провизоров, преподаватель по мере своего профессионального роста приобретает опыт, который используется в качестве личностной концепции обучения. Кроме того, в условиях постоянно обновляющегося информационного поля в системе здравоохранения невозможно не учитывать личный опыт самих врачей, являющихся в данном случае обучаемыми. Функцией преподавателя в этом случае является помощь слушателям курсов повышения квалификации в ориентировании в постоянно меняющемся ин-
_ _ Научное обеспечение системы1
Научно-теоретический журнал Л
9 повышения квалификации кадров
формационном поле, адаптации к новым условиям осуществления профессиональной деятельности.
Таким образом, основными в системе повышения квалификации врачей и провизоров становятся те формы занятий, которые используют опыт самих обучающихся: проекты, решение ситуационных задач, деловых игр, дискуссии, конференции и т.п. Ближайшими перспективами развития повышения квалификации врачей являются проведение серьезных научнопрактических конференций, семинаров на актуальные медицинские темы, внедрение новейших технологий в обучение врачей.
В андрагогической модели и при личностно-ориентированном обучении готовность врачей и провизоров к обучению определяется их сегодняшней потребностью в повышении квалификации для дальнейшего совершенствования при выполнении своих профессиональных задач, а также, в ряде случаев, для решения их конкретных жизненных проблем. Считается, что сами обучающиеся участвуют в целепола-гании, в формировании мотивации и определении способов обучения. В этом случае задача преподавателя состоит в том, чтобы создать комфортную среду для обучения, снабдить его необходимыми методами и критериями оценки результатов обучения, которые помогли бы ему выяснить свои потребности в обучении и степень их достижения. Учебно-методические материалы строятся на основе их практического применения, формирования готовности обучающихся к дальнейшему обучению. При этом реально осуществляется индивидуализация обучения.
В андрагогической и личностноориентированной моделях весь процесс обучения строится на совместной деятельности слушателей повышения квалификации и профессиональной переподготовки и преподавателей системы последипломного образования. Без этой формы деятельности процесс обучения не может быть реализован эффективно. Преподаватель должен организовать совместную деятельность с группой обучающихся на всех основных этапах процесса обучения, при этом обучающийся активно участвует в этой дея-
ЧИППКРО
тельности.
Учитывая основные принципы андрагоги-ки, нами в условиях постоянно повышающегося спроса на квалифицированных медицинских и фармацевтических работников предложены новые пути повышения эффективности используемых средств в системе дополнительного профессионального образования.
На кафедре педагогики Башкирского института развития образования разрабатывается концепция и педагогические условия непрерывно-дискретного повышения квалификации на основе проектно-технологического подхода и творческого саморазвития преподавателя вуза [2]. Данный подход является новой формой образовательного дизайна, разрабатываемого Уральской научной школой (УРО РАО) (научный руководитель: профессор кафедры педагогики БИРО, д. пед. н. В. Э. Штейнберг).
Процесс самообразования учителя тесно связан с его поисково-проектной деятельностью. Поэтому в качестве реализационной базы новой модели последипломного образования нами предлагается новый и эффективный непрерывно-дискретный проектно-
технологический подход с использованием элементов инструментальной дидактики, предусматривающий не только традиционное составление планов, но и моделирование дидактических систем и процессов с помощью дидактических инструментов. Нами предложен адаптированный вариант данной концепции для использования в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки медицинских и провизорских кадров.
Непрерывно-дискретное повышение квалификации на основе проектно-
технологического подхода направлено на создание такого содержания, таких форм и методов дополнительного профессионального образования, которые обеспечат эффективное раскрытие индивидуальности педагога, его личностных качеств. При использовании данной технологии возможно создание таких условий, которые инициируют мотивацию профессионального роста, восприятие педагогического воздействия системы повышения квалификации, а не отталкивания его, инициирования познава-
Ахмерова С- Г., Шамигулов ф. Б, Мусина ф. С, Ижбулатова Э• А Методические аспекты реализации системы...
тельных и конструктивных проектных усилий.
Непрерывно-дискретное повышение квалификации, основанное на творческом самообразовании, включающем проектный подход и инструментальную дидактику, позволяет взрослому человеку:
- адаптироваться к новым педагогическим технологиям;
- выбрать для себя приоритеты в использовании форм обучения: традиционные, дистанционные, экстернатные;
- определить свою готовность вхождения в непрерывное образование;
- рефлексивно отнестись к оцениванию своего уровня профессионализма;
- определить индивидуальные программы собственного развития;
- сочетать систематическое обучение с различными формами самообразовательной деятельности;
- выстроить и реализовать гибкую последовательную систему обучения и развития с учетом личностных потребностей и индивидуальных способностей и возможностей.
Исследования, выполненные на кафедре педагогики, подтвердили, что процесс самообразования специалиста тесно связан с его поисковопроектной деятельностью. То есть в качестве реализационной базы новой модели дополнительного профессионального образования нами принят проектно-технологический подход с использованием элементов инструментальной дидактики, предусматривающий не только традиционное составление планов, но и моделирование дидактических систем и процессов с помощью дидактических инструментов.
Данный подход использовался при выполнении профессорско-преподавательским составом ИПО БГМУ Федеральной целевой программы «Безопасность дорожного движения на 2008-2012 гг.: Трассы Федерального значения, ЛПУ, прикрепленные к трассам», Республиканской целевой программы «План медицинского прикрытия дорог Федерального и республиканского значения» и Городской целевой межведомственной программы «О мерах по снижению предотвратимой смертности от дорожнотранспортного травматизма в городском округе
города Уфы на 2008-2010 гг.». В плане реализации указанных программ предусматривалось проведение курсов повышения квалификации по темам «Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при дорожнотранспортных происшествиях» и «Диагностика, лечение и реанимация при неотложных состояниях» для сотрудников дорожно-патрульной службы и врачей-интернов. Учебные планы курсовых мероприятий были разработаны на основе учебных планов для непрерывнодискретного повышения квалификации специалистов, предусматривали по 18-24 часа занятий ежемесячно, с закреплением практических навыков, с контролем знаний по теоретической части цикла и зачетом по практическим навыкам. В качестве самостоятельного задания и закрепления практических навыков сотрудники ДПС должны были разработать сценарий и отснять 20-минутный ролик по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП, который в настоящее время демонстрируется на телевидении, разработать и отснять материалы для социальной рекламы по профилактике ДТП, разработать сценарии деловых игр, викторин для школьников по безопасному поведению на дорогах и оказанию неотложной помощи, организовать проведение телемоста, подготовить материалы для научного издания (коллективной монографии).
Непрерывно-дискретное повышение квалификации предполагает интенсивное использование телекоммуникационных технологий. Педагогические технологии, основанные на использовании информационных и компьютерных средств обучения, в настоящее время признаны наиболее прогрессивными, поскольку информатизация является перспективной инновационной тенденцией в образовании и обучении, а компьютеризация - важной составляющей современного образовательного процесса.
Применение информационных технологий в системе непрерывно-дискретного повышения квалификации открывает принципиально новые возможности для познавательной и творческой самореализации как преподавателей, так и врачей - слушателей курсов повышения квалификации. При этом врачи получают возможность самостоятельно выбрать образовательную тра-
Научное обеспечение системы1 1 повышения квалификации кадров
екторию: последовательность тем, путь и темп их изучения, систему тренировочных заданий и обучающих задач, деловых игр, способы контроля знаний. Так реализуется важное требование современного непрерывного образования -выработка индивидуального стиля деятельности, культуры самоопределения, повышения мотивации к повышению квалификации.
Необходимо заметить, что, создавая подобную информационную систему, основанную на Интернет-технологии, ее инфраструктуру можно использовать для самого широкого спектра задач: от частной переписки и участия в инновационных проектах до создания и поддержания электронных каталогов в библиотеках учреждений образования и здравоохранения или дистанционного повышения квалификации, дистанционной поддержки управленческих решений. Принципиальным отличием дистанционного обучения на базе сетевых технологий от традиционного заочного обучения считается высокая интерактивность процесса обучения, выражающаяся в постоянных контактах между всеми участниками обучения.
Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что зарождается новое течение в педагогических исследованиях - телекоммуникационная педагогика, предметом которой станет система дидактических, методических, воспитательных, организационных, управленческих факторов повышения результативности обучения и саморазвития личности.
При использовании проектно-
технологического подхода с использованием элементов инструментальной дидактики удается реализовать методическую и технологическую поддержку проектной деятельности с использованием телекоммуникаций. Телекоммуникационный проект стимулирует интерес, позволяет использовать профессиональные знания, моделировать полученную информацию, благодаря проектам преподаватели и курсанты вырабатывают новые нетрадиционные подходы к выполнению своих профессиональных обязанностей.
Внедрение телекоммуникационных проектов в систему дополнительного образования позволит поддерживать знания специалистов в актуальном состоянии, способствовать удовлетворению потребности специалистов в непре-
ЧИППКРО
рывном образовании. Кроме того, следует отметить несомненный экономический эффект: более рациональное использование трудовых ресурсов, уменьшение финансовых расходов на повышение квалификации специалистов, их проезд к месту учебы, проживание, суточные и т.д. Но при этом необходимо решить ряд проблем, связанных с разработкой учебного плана, созданием качественных методических и проекционных материалов для курсовых мероприятий, материально-техническим обеспечением реализации телекоммуникационных технологий на местах.
Также использование дидактической многомерной технологии, важное место в которой занимают логико-смысловые модели, обучение методам организации самостоятельной работы, стимулирование у специалистов профессионального мышления и развитие их творческих способностей, приводит к улучшению коммуникативных способностей специалистов, дает возможность повысить антистрессовую устойчивость и улучшить адаптацию к новым условиям. Все это в целом позволяет предотвратить синдром профессионального выгорания.
Таким образом, в настоящее время система дополнительного профессионального образования специалистов системы здравоохранения должна основываться на андрагогических подходах. Одним из эффективных методов совершенствования процесса повышения квалификации является обучение преподавателей учреждений (институтов, академий) последипломного образования использованию концепций и технологий непрерывно-дискретного повышения квалификации, которое разрабатывается на основе проектно-технологического подхода и творческого саморазвития преподавателя вуза.
Список используемой и цитируемой литературы
1. Змеев, С. И. Андрагогика: Основы теории и технологии обучения взрослых [Текст] / С. И. Змеев. - М. : ПЕР СЭ, 2003. - 207 с.
2. Штейнберг, В. Э. Крылья профессии -введение в технологию проектирования образовательных систем и процессом [Текст] : монография / В. Э. Штейнберг. - Уфа, 1999. - 214 с.