Научная статья на тему 'Реализация проектно-технологического подхода в системе непрерывно-дискретного повышения квалификации специалистов'

Реализация проектно-технологического подхода в системе непрерывно-дискретного повышения квалификации специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ / АНДРАГОГИКА / НЕПРЕРЫВНО-ДИСКРЕТНОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ МНОГОМЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / ANDROGOGICS / CONTINUOUS-DISCRETE PROFESSIONAL DEVELOPMENT / DIDACTIC MULTIVARIATE TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмерова С. Г., Ижбулатова Э. А., Мугаллимова Ф. Ф.

В статье рассматриваются возможности совершенствования процесса повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников посредством использования принципов андрагогики, а также обучения преподавателей институтов последипломного образования использованию технологий непрерывно-дискретного повышения квалификации на основе проектно-технологического подхода, использования телекоммуникационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахмерова С. Г., Ижбулатова Э. А., Мугаллимова Ф. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REALIZATION OF THE PROJECT TECHNOLOGICAL METHOD IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS DISCRETE PROFESSIONAL DEVELOPMENT

The article deals with the possibility of improvement of medical staff and pharmaceutists professional development by using androgogic principles. It also stresses the importance of institute teachers' training to use telecommunication technologies and continuous-discrete professional development on the basis of the project-technological method.

Текст научной работы на тему «Реализация проектно-технологического подхода в системе непрерывно-дискретного повышения квалификации специалистов»

УДК 378

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНО-ДИСКРЕТНОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

©2010 С.Г.Ахмерова1, Э.А.Ижбулатова2, Ф.Ф.Мугаллимова3

1,2Башкирский государственный медицинский университет 3Башкирский институт развития образования

Статья поступила в редакцию 28.09.09.

В статье рассматриваются возможности совершенствования процесса повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников посредством использования принципов андрагогики, а также обучения преподавателей институтов последипломного образования использованию технологий непрерывно-дискретного повышения квалификации на основе проектно-технологического подхода, использования телекоммуникационных технологий.

Ключевые слова: повышение квалификации специалистов, андрагогика, непрерывно-дискретное повышение квалификации, дидактические многомерные технологии.

В условиях модернизации Российского образования, при становлении новой системы, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, актуальность приобретает новая продуманная и системная кадровая политика. В современных условиях система дополнительного профессионального образования является тем социальным институтом, который обеспечивает развитие профессионализма управленческих, медицинских, провизорских, педагогических и прочих специалистов через повышение их квалификации и профессиональную переподготовку. Перед системой повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов системы здравоохранения стоят непростые задачи по обновлению содержания образовательного процесса, поддержанию соответствующего уровня преподавания в целях достижения доступности, качества и эффективности дополнительного профессионального и постдипломного образования.

Анализируя проблемы повышения квалификации работников системы здравоохранения, необходимо отметить, что учебный процесс в структурах дополнительного профессионального образования осуществляют не профессиональные педагоги. Профессорско-преподавательский состав формируется из числа наиболее компетентных в своей профессии специалистов, прово-

Ахмерова Светлана Герценовна, доктор медицинских наук, профессор кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения ИПО. E-mail: ahm. 63@mail. ru

Ижбулатова Эльвира Альбертовна, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики. E-mail: ielv@mail. ru

Мугаллимова Фануза Фанусовна, методист кафедры педагогики. E-mail: [email protected]

дящих масштабные научные исследования, имеющих высокий уровень мотивации к саморазвитию и, в ряде случаев, обладающих определенной харизмой педагога. Следовательно, для совершенствования процесса повышения квалификации специалистов системы здравоохранения необходима комплексная психолого-педагогическая, информационно-технологическая и методическая подготовка профессорско-преподавательского состава к педагогической деятельности в системе дополнительного профессионального образования. В основу подготовки специалистов должны быть положены принципы теории и практики обучения взрослых -андрагогики1. Соответственно, возникает необходимость обучения преподавателей системы дополнительного профессионального образования технологиям и методикам обучения взрослых.

Для совершенствования образовательного процесса в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов системы здравоохранения необходимо решить задачу объединения научных технологий, уже освоенных отечественной педагогикой, с современными дидактическими технологиями. Важным фактором является необходимость работы со слушателем курсов повышения квалификации или профессиональной переподготовки учета личного опыта обучающегося. При традиционном построении учебного процесса (даже в высшей школе), опора на опыт обучающегося весьма незначительна.

Обычно личный опыт учитывается лишь в качестве отправной точки обучения по результатам входного контроля. Приоритетное значение имеет опыт самого преподавателя или

1 Змеев С.И. Андрагогика: Основы теории и технологии

обучения взрослых. - М.: 2003.

автора учебника. Поэтому основными видами технологии обучения являются передаточные: лекции, рекомендуемая литература или аудио- и видеоматериалы, материалы на электронных носителях. В этом случае врачи на курсах повышения квалификации чувствуют себя психологически дискомфортно. Основными причинами этому являются игнорирование мотива-ционной сферы, рассогласование предпочитаемой стратегии преподаваемого учебного материала, навязываемой технологии обучения, отсутствие учета его собственного профессионального и социокультурного опыта и многое другое.

С точки зрения андрагогической и личностно-ориентированной моделей обучения врачей и провизоров, преподаватель по мере своего профессионального роста приобретает опыт, который используется в качестве личностной концепции обучения. Кроме того, в условиях постоянно обновляющегося информационного поля в системе здравоохранения невозможно не учитывать личный опыт самих врачей, являющихся в данном случае обучаемыми. Функцией преподавателя в этом случае является помощь слушателям курсов повышения квалификации в ориентировании в постоянно меняющемся информационном поле, адаптации к новым условиям осуществления профессиональной деятельности.

Таким образом, основными в системе повышения квалификации врачей и провизоров становятся те формы занятий, которые используют опыт самих обучающихся: проекты, решение ситуационных задач, деловых игр, дискуссии, конференции и т.п. Ближайшими перспективами развития повышения квалификации врачей является проведение серьезных научно-практических конференций, семинаров на актуальные медицинские темы, внедрение новейших технологий в обучение врачей.

В андрагогической модели и при личностно-ориентированном обучении готовность врачей и провизоров к обучению определяется их сегодняшней потребностью в повышении квалификации для дальнейшего совершенствования при выполнении своих профессиональных задач, а также, в ряде случаев, для решения их конкретных жизненных проблем. Считается, что сами обучающиеся участвуют в целеполагании, в формировании мотивации и определении способов обучения. В этом случае задача преподавателя состоит в том, чтобы создать комфортную среду для обучения, снабдить его необходимыми методами и критериями оценки результатов обучения, которые помогли бы выяснить свои потребности в обучении и степень их достижения. Учебно-методические материалы

строятся на основе их практического применения, формирования готовности обучающихся к дальнейшему обучению. При этом достаточно реально осуществляется индивидуализация обучения.

В андрагогической и личностно-ориенти-рованной моделях весь процесс обучения строится на совместной деятельности слушателей повышения квалификации и профессиональной переподготовки и преподавателей системы последипломного образования. Без этой формы деятельности процесс обучения не может быть реализован эффективно. Преподаватель должен организовать совместную деятельность с группой обучающихся на всех основных этапах процесса обучения, при этом обучающийся активно участвует в этой деятельности.

Учитывая основные принципы андрагогики, нами в условиях постоянно повышающегося спроса на квалифицированных медицинских и фармацевтических работников предложены новые пути повышения эффективности используемых средств для обучения медицине. На кафедре педагогики Башкирского института развития образования разрабатывается концепция и педагогические условия непрерывно-дискретного повышения квалификации на основе проектно-технологического подхода и творческого саморазвития преподавателя ВУЗа2. Данный подход является новой формой образовательного дизайна, разрабатываемого Уральской научной школой (УРО РАО) (научный руководитель: профессор кафедры педагогики БИРО, д.п.н., В.Э. Штейнберг).

Процесс самообразования учителя тесно связан с его поисково-проектной деятельностью. Поэтому в качестве реализационной базы новой модели последипломного образования нами предлагается новый и эффективный непрерывно дискретный проектно-технологический подход с использованием элементов инструментальной дидактики, предусматривающий не только традиционное составление планов, но и моделирование дидактических систем и процессов с помощью дидактических инструментов. Нами предложен адаптированный вариант данной концепции для использования в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки медицинских и провизорских кадров.

Непрерывно-дискретное повышение квалификации на основе проектно-технологического подхода направлено на создание такого содержания, таких форм и методов дополнительного профессионального образования, которые обеспечат эффективное раскрытие индивидуальности

2Штейнберг В.Э. Крылья профессии - введение в технологию проектирования образовательных систем и процессов: Монография. - Уфа: 1999.

педагога, его личностных качеств. При использовании данной технологии возможно создание таких условий, которые инициируют мотивацию профессионального роста, восприятие педагогического воздействия системы повышения квалификации, а не отталкивания его, инициирования познавательных и конструктивных проектных усилий.

Исследования, выполненные на кафедре, подтвердили, что процесс самообразования специалиста тесно связан с его поисково-проектной деятельностью. То есть в качестве реализационной базы новой модели дополнительного профессионального образования нами принят проектно-технологический подход с использованием элементов инструментальной дидактики, предусматривающий не только традиционное составление планов, но и моделирование дидактических систем и процессов с помощью дидактических инструментов.

Непрерывно-дискретное повышение квалификации, основанное на творческом самообразовании, включающей проектный подход и инструментальную дидактику, позволяет взрослому человеку: 1) адаптироваться к новым педагогическим технологиям; 2) выбрать для себя приоритеты в использовании форм обучения: традиционные, дистанционные, экстернатные; 3) определить свою готовность вхождения в непрерывное образование; 4) рефлексивно отнестись к оцениванию своего уровня профессионализма; 5) определить индивидуальные программы собственного развития; 6) сочетать систематическое обучение с различными формами самообразовательной деятельности; 7) выстроить и реализовать гибкую последовательную систему обучения и развития с учетом личностных потребностей и индивидуальных способностей и возможностей.

Непрерывно-дискретное повышение квалификации предполагает интенсивное использование телекоммуникационных технологий. Педагогические технологии, основанные на использовании информационных и компьютерных средств обучения, в настоящее время признаны наиболее прогрессивными, поскольку информатизация является перспективной инновационной тенденцией в образовании и обучении, а компьютеризация - важной составляющей современного образовательного процесса.

Применение информационных технологий в системе непрерывно-дискретного повышения квалификации открывает принципиально новые возможности для познавательной и творческой самореализации как преподавателей, так и врачей - слушателей курсов повышения квалификации. При этом врачи получают

возможность самостоятельно выбрать образовательную траекторию: последовательность тем, путь и темп их изучения, систему тренировочных заданий и обучающих задач, деловых игр, способы контроля знаний. Так реализуется важное требование современного непрерывного образования - выработка индивидуального стиля деятельности, культуры самоопределения, повышения мотивации к повышению квалификации.

Необходимо заметить, что, создавая подобную информационную систему, основанную на интернет-технологии, ее инфраструктуру можно использовать для самого широкого спектра задач: от частной переписки и участия в инновационных проектах до создания и поддержания электронных каталогов в библиотеках учреждений образования и здравоохранения или дистанционного повышения квалификации, дистанционной поддержки управленческих решений. Принципиальным отличием дистанционного обучения на базе сетевых технологий от традиционного заочного обучения считается высокая интерактивность процесса обучения, выражающаяся в постоянных контактах между всеми участниками обучения.

Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что зарождается новое течение в педагогических исследованиях - телекоммуникационная педагогика, предметом которой станет система дидактических, методических, воспитательных, организационных, управленческих факторов повышения результативности обучения и саморазвития личности.

При использовании проектно-технологичес-кого подхода с применением элементов инструментальной дидактики удается реализовать методическую и технологическую поддержку проектной деятельности с использованием телекоммуникаций. Телекоммуникационный проект стимулирует интерес, позволяет использовать профессиональные знания, моделировать полученную информацию, благодаря проектам преподаватели и курсанты вырабатывают новые нетрадиционные подходы к выполнению своих профессиональных обязанностей.

Также использование дидактической многомерной технологии, важное место в которой занимают логико-смысловые модели, приводит к улучшению коммуникативных способностей специалистов, дает возможность повысить антистрессовую устойчивость и улучшить адаптацию к новым условиям, предотвратить синдром профессионального выгорания.

Таким образом, в настоящее время система дополнительного профессионального образования медицинских и фармацевтических кадров должна основываться на андрагогических под-

ходах. Одним из эффективных методов совершенствования процесса повышения квалификации является обучение преподавателей институтов последипломного образования ис-

пользованию концепции и технологий непрерывно-дискретного повышения квалификации на основе проектно-технологического подхода и творческого саморазвития преподавателя ВУЗа.

THE REALIZATION OF THE PROJECT - TECHNOLOGICAL METHOD IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS - DISCRETE PROFESSIONAL DEVELOPMENT

©2010 S.G.Ahmerova1, E.A.Izhbulatova2, Ph.Ph.Mugallimova3°

1,2Bashkir State Medical University 3Bashkir Institute of the Education's Development

The article deals with the possibility of improvement of medical staff and pharmaceutists professional development by using androgogic principles. It also stresses the importance of institute teachers' training to use telecommunication technologies and continuous-discrete professional development on the basis of the project-technological method.

Key words: professional development, androgogics, continuous-discrete professional development, didactic multivariate techniques.

Akhmerova Svetlana Gertzovna, Doctor of science (Medicine), professor of the chair of public health and organization of health care. E-mail: ahm. 63&mail. ru Izhbulatova Elvira Albertovna, Candidate of science (Pedagogics), head of the chair of pedagogics. E-mail: ielv&mail. ru

Mugallimova Phanuza Phanusovna, Methodist of the chair of pedagogics. E-mail: ielv&mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.