ный ресурс]. - Режим доступа: http:// liberte.newmail.ru/Books/Condorcet-0.html.
8. Овчинникова Е.А., МихайловаЛ.Б. Перипа-тические традиции в царскосельском Лицее [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// anthropology.ru/ru/texts/ovchinn/educdial_49.html.
9. Осипов А.И. Искажения христианства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// azbyka.ru/nravstvennost i duhovnost/2g1-
аИ^Ыт! (дата обращения 10.05.2009).
10. Сериков В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Логос, 1999. - 272 с.
11. Трескина О.В. Личностно ориентированная педагогическая технология как средство активизации духовно-нравственного потенциала студентов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Вологда, 2007. - 22 с.
УДК 371
Болотова Татьяна Николаевна
Вологодский педагогический колледж [email protected]
ПРОБЛЕМЫ И ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
Обобщен опыт организации классного руководства в системе средних специальных учебных заведений, определены приоритетные задачи, направления и принципы деятельности классного руководителя педагогического колледжа по профессиональному воспитанию студентов — будущих педагогов.
Ключевые слова: классное руководство, профессиональное воспитание, педагогический колледж, воспитательная работа.
Педагогический колледж традиционно отличается большим воспитательным потенциалом в подготовке будущих специалистов системы образования. В образовательно-воспитательном процессе колледжа заложены устойчивые традиции формирования активной жизненной позиции студентов, системы ценностей, мировоззрения. Серьезное внимание уделяется поиску и разработке инновационных подходов к социальному воспитанию обучающейся молодежи, отвечающим актуальным требованиям социальной среды.
Классное руководство занимает ведущее место в воспитательной системе педагогического колледжа. Классный руководитель - педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы со студентами колледжа. Деятельность классного руководителя в колледже является ключевым звеном воспитательной системы, основным механизмом реализации индивидуального подхода к студентам. Классный руководитель обеспечивает непрерывный педагогический процесс на учебных занятиях и во внеучебной деятельности, организует воспитательную, социально-значимую, досуговую работу с группой, осуществляет педагогическое со-
провождение студентов. Классный руководитель
- педагог-профессионал, духовный посредник между личностью студента и окружающим его социумом в освоении им духовной культуры, накопленной человечеством; педагог, организующий в студенческом коллективе систему гуманистических отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности и создающий условия для социализации и саморазвития, в том числе и профессионального, студенческой молодежи. Воспитательная деятельность классного руководителя во многом направлена на формирование и становление личности студента как будущего педагога, раскрытие его способностей и потенциальных возможностей, защите его интересов, формирование его ценностных ориентаций, культуры, духовности. Поэтому классному руководителю принадлежит ключевая роль в профессиональном воспитании студента - будущего педагога, - он организатор целенаправленного процесса, в котором будущий учитель выступает как субъект собственного саморазвития, самопознания, самовоспитания и самореализации, осуществляя присвоение духовно-нравственных и профессиональных ценностей, аккумулированных в культуре, литературе, психологии и педагогике».
102
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16
© Болотова Т.Н., 2010
Опыт организации классного руководства в колледже показывает, что, преимущественно, основными направлениями работы классного руководителя являются следующие:
- организация взаимодействия с преподавателями колледжа (посещение учебных занятий с согласия преподавателя, организация и проведение малых педсоветов);
- работа с родителями (индивидуальные консультации с родителями, выступление на родительских собраниях, информирование об успеваемости, учебных проблемах студента);
- взаимодействие с различными службами и отделами (социально-психологической службой, отделом внеучебной работы, отделом практики, учебной частью, взаимодействие с медицинской службой и т.д.).
Специфика деятельности классного руководителя заключается в координации внешних воздействий, оказываемых на конкретного студента и группы в целом, а также в организации воспитательной, образовательной, развивающей и внеучебной деятельности в группе. К сожалению, воспитательная деятельность классного руководителя во многом сводится к формальным воздействиям на студента и студенческую группу - контроль посещаемости, успеваемости, заполнение документации и т.д. На наш взгляд, преобладание такой стороны воспитательной деятельности классного руководителя будет малоэффективной. Кроме этого, серьезной проблемой на сегодняшний день для классного руководства в системе СПО становится и отсутствие административной поддержки, «вторичность» классного руководства, ограниченность времени для общения со студенческой группой в целом и индивидуально с каждым студентом. Это все приводит к формализации деятельности классного руководителя, отсутствию неформального общения с воспитанниками, совместной социально-значимой деятельности, реализации лишь контролирующей функции, когда воспитание, как главная составляющая деятельности классного руководителя отходит на второй план, первичным будет являться, как уже говорилось, контроль посещаемости и успеваемости, регламентация деятельности студентов, работа с текущей и отчетной документацией студентов: ведение личных дел студентов, ведение классного журнала, заполнение семестровых ведомостей по результатам экзаменацион-
ных сессий, ведение зачетных книжек, организация контроля за студенческими билетами.
Среди приоритетных направлений деятельности классного руководителя в педагогическом колледже мы выделяем следующие:
1. Организация работы по социальной защите студентов. Социальная защита как направление деятельности классного руководителя - это в первую очередь комплекс целенаправленных психологопедагогических мер, конкретных мероприятий экономического, правового, организационного характера, обеспечивающих оптимальное социальное развитие молодого человека и формирование его индивидуальности, адаптацию к существующим социально-экономическим условиям.
2. Организация работы по формированию студенческого самоуправления в группе. Работа классного руководителя по формированию самоуправления группы, развитию социальной инициативы студентов включает в себя совместную со студентами по решению актуальных социальных проблем, творческие мероприятия, формирование коллектива, взаимодействие с органами самоуправления колледжа, активом группы.
На первом курсе обучения (обычно в начале учебного года) классный руководитель формирует актив группы - совет группы: старосту и организаторов различных дел. Совет группы - исполнительный орган, обеспечивающий связь со всеми органами самоуправления колледжа, организует социально значимую деятельность студентов, и в целом, обеспечивает управление всей деятельностью группы. Развитию самоуправления в группе способствует продуманное содержание воспитательной работы классного руководителя, творческая направленность деятельности, инициативность, обеспечение возможности участия в разнообразных воспитательных мероприятиях, проводимых как на уровне студенческой группы и колледжа, так и на городском и областном уровнях.
3. Профессиональное воспитание студенческой молодежи. Воспитательная деятельность классного руководителя во многом направлена на формирование и становление личности студента как будущего педагога, раскрытие его способностей и потенциальных возможностей, защите его интересов, формирование его ценностных ориентаций, культуры, духовности. Поэтому классному руководителю принадлежит ключевая роль в профессиональном воспитании студента -
будущего педагога, - он - организатор целенаправленного процесса, в котором будущий учитель выступает как субъект собственного саморазвития, самопознания, самовоспитания и самореализации, осуществляя присвоение духовно-нравственных и профессиональных ценностей, аккумулированных в культуре, литературе, психологии и педагогике» (Е.П. Белозерцев, Е.В. Бон-даревская, Н.М. Борытко, М.А. Ларина) [2].
Классный руководитель, как педагог, имеющий большие возможности влияния на развитие личности студента, призван уделять особое внимание проблеме гуманистического воспитания, необходимости создания условий для формирования в нем высших духовных ценностей: человек, жизнь, природа, истина, добро, красота, счастье, свобода, труд и многие другие. И здесь главным является исходить из уже потенциально или актуально существующей человечности каждого человека, как наиболее перспективной и надежной точки отсчета, начала, в котором и с которого начинается формирование, раскрытие, функционирование и развитие духовно-нравственного чувства и мышления, обогащение мира нравственных ценностей и нравственного совершенствования человека. Неисчерпаемая область духовно-нравственного совершенствования складывается, прежде всего, из самосовершенствования и совершенствования социально-нравственных отношений. Формирование духовно-нравственной культуры студентов, как главная составляющая воспитательной деятельности классного руководителя может рассматриваться в двух аспектах: 1) формирование и развитие системы духовно-нравственных знаний и ценностей студентов; 2) реализация знаний, связанных с нормами нравственности и профессиональной этики в учебной, производственной и общественной деятельности.
Целью и результатом профессионального воспитания будущего учителя выступает ее профессиональная воспитанность. В ее основе, как отмечает А.В. Репринцев, лежит нравственно-эстетическое отношение личности будущего учителя к окружающей действительности, к реалиям повседневного профессионального бытия педагога. Нравственно-эстетическое отношение выражает меру духовного богатства будущего специалиста, степень его социальной активности, его установку на созидание красоты и добра, на принесение социальной пользы, отражает его спо-
собность тонко чувствовать и понимать мир, преобразовывать его «по законам красоты». С этой точки зрения, для будущего педагога чрезвычайно важна его устремленность к преобразованию, совершенствованию мира, и в первую очередь -человека будущего [3].
Кроме этого, в рамках профессионального воспитания студента - будущего педагога, как основой деятельности классного руководителя мы рассматриваем и формирование социально и профессионально-значимых качеств будущего педагога: социальная активность и мобильность, эмпатия, толерантность, конгруэнтность. Воспитательная деятельность классного руководителя во многом направлена на развитие умения у студентов управлять своим поведением, эмоциями, общением, и включает, прежде всего, когнитивный (осведомленность касательно вопросов толерантности, повышение психологической культуры), эмоционально-волевой (навыки эмоциональной саморегуляции, коммуникативные навыки, срессоустойчивость и конгруэнтность), поведенческий компоненты деятельности. Следовательно, задачи, которые стоят перед классным руководителем студенческой группы по формированию социально-значимых качеств, без которых невозможно осуществление педагогически целесообразной деятельности, можно определить следующим образом:
- формирование навыков ведения позитивного диалога;
- развитие способности к самоанализу и самопознанию;
- развитие эмоциональной устойчивости и гибкости;
- развитие способности к рефлексии;
- осознание многообразия мира и проявлений личности в этом мире;
- развитие социальной восприимчивости;
- обучение культуре толерантного поведения в гендерных отношениях;
- развитие чувства собственного достоинства;
- повышение социально-психологической компетентности.
К принципам воспитательной деятельности классного руководителя можно отнести следующие: высокий уровень духовно-нравственной культуры классного руководителя, отсутствие лишь формальной стороны его деятельности, способность классного руководителя к диалогу со студентами, а не монологу, наличие отноше-
104
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16
ний взаимоуважения и взаимоподдержки, социальная активность классного руководителя. И, кроме этого, необходимым принципом всей деятельности классного руководителя является включение студенческой молодежи в совместную социально-значимую деятельность, влияющая на формирование когнитивной и эмоциональной сфер студента:
- когнитивная сфера - формирование гражданских ценностей, обогащение духовно-нравственных, эстетических ориентаций и идеалов студенчества, расширение их историко-культурного кругозора и интересов;
- эмоциональная сфера - развитие эмоциональной отзывчивости, патриотических чувств, восприимчивости к нравственно-эстетическим явлениям окружающей действительности;
- деятельностно-практическая сфера - конкретный нравственный поступок, участие в социально-значимой деятельности.
Важным условием эффективной деятельности классного руководителя является разнообразие воспитательных форм и методов работы по профессиональному воспитанию студенческой молодежи. Традиционными формами воспитательной деятельности классного руководителя в педагогическом колледже являются: организация и проведение педагогических чтений («Семья в мире и мир в семье», «Мудрость семейного воспитания», «Культура родного края Вологодского», «В чем ценность труда учителя?»), классные часы (в форме диспутов, дискуссий, деловых и ролевых игр): «Я будущий педагог -каким я хочу быть?», «Мир спасется красотой», «Искусство быть учителем».
Неотъемлемой составляющей воспитательной деятельности классного руководителя является совместное со студентами посещение художественных выставок, филармонии, театра, музеев, творческих литературных вечеров, встреч с писателями и поэтами Вологодского края. Очень важно, чтобы такая работа классного руководителя не превратилась в назидание и чтение нотаций. Нравственный классный час и другие формы воспитательной деятельности классного руководителя - это время совместного со студентами поиска истины, смысла собственного существования и взрослого и ребёнка, извлечение
нравственных уроков, которые станут генеральной линией поведения во взрослой жизни.
Формы воспитательной деятельности классного руководителя с коллективом студентов могут быть достаточно гибки, вариативны, но, самое главное в этой деятельности должно стать профессиональное воспитание студентов на основе развития их духовно-нравственной культуры - основой толерантного поведения личности. Поэтому, говоря о воспитательной роли классного руководителя, мы имеем в виду не формальное классное руководство, ориентированное на учет посещаемости и успеваемости каждого студента, а о его окультуривающей миссии, направленности его на формирование гуманности и толерантности, культуры личности в целом. К сожалению, на сегодняшний день, существует не мало проблем, касающихся не только организации классного руководства, но и самой воспитательной деятельности классного руководителя.
Таким образом, классный руководитель - не просто организатор воспитательной работы в студенческой группе, а посредник, наставник в процессе профессионального и личностного самоопределения. Важной задачей его деятельности становится оказание помощи растущему человеку в процессе самосозидания, обретения подлинного призвания. Акцент в воспитательной практике классного руководителя постепенно смещается с деятельности по формированию социально типичного в сторону поддержки становления в растущем человеке ярко индивидуального, развития у него способности к самопознанию, самоопределению, самостроительству, самореализации, самоутверждению.
Библиографический список
1. Бредихин А.П. Профессиональное воспитание будущего учителя изобразительного искусства в воспитательной системе факультета: Дис. ... канд. пед. наук. - Курск, 2008.
2. Коротких М.Н. Формирование ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины в воспитательной системе класса: Дис. ... канд. пед. наук. - Курск, 2006.
3. РепринцевА.В. Теоретические основы профессионального воспитания будущего учителя: Дис. ... д-ра пед. наук. - Курск, 2001.