«закрепленной» лексической темы) - выбор наиболее интересных вопросов, связанных с решением проблемы (которые задавали после выступления другие студенты) - принятие обязательств (по выполнению каких-либо действий по решению проблемы). Применение этого метода позволяло сочетать индивидуальную и групповую формы работы, так как обучение проходило в групповой форме, но при этом работа велась с резервами каждого студента индивидуально.
Учебная тема «Виды делового общения. Письменное деловое общение в юридической деятельности» предполагала также выполнение и защита студентами групповых проектов «Служебный документ» по разработке различных видов служебных документов на немецком языке.
Определение сформированности культуры делового общения студентов определялась с помощью диагностического комплекса, включающего в себя: наблюдения за студентами; анализ процесса и результатов их учебной деятельности с целью определения сформированности культуры делового общения; анализа качества студенческих проектов «Служебный документ»; анализ
результатов контрольных работ. Результаты диагностики показали, что в экспериментальной группе наблюдается явная положительная динамика сформированности культуры делового общения студентов средствами иностранного языка
Результаты, полученные на каждом этапе опытно-экспериментальной работы, отражали определенную тенденцию к преимущественному преобладанию более высокого уровня сформированно-сти культуры делового общения будущих юристов средствами иностранного языка у студентов экспериментальной группы, что позволяет считать проведенное исследование успешным.
Библиографический список
1.АндрееваГ.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 375 с.
2. Кравченко А.И. Культурология. - 3-е изд. -М.: Академический проект, 2001. - 420 с
3. Кузин Ф.А. Культура делового общения. -6-е изд., перераб. и доп. - М.: Ось-89, 2002. - 320 с.
4. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. - СПб.: Общество «Знание», 2001. - 433 с.
УДК 371
Минаева Наталья Анатольевна
Московский государственный областной гуманитарный институт
nataliminaea@rambler.ru
ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ
Экологическое воспитание ребёнка не должно ограничиваться только рамками учебных занятий, а должно продолжаться во внеклассной и внешкольной работе. Субъектом этой педагогической деятельности является не только учитель, но и классный руководитель. Это усиливает внимание к процессу профессиональной подготовки будущего классного руководителя.
Ключевые слова: экологическое воспитание, классный руководитель, подросток.
Уровень развития общества определяется качеством образования подрастающего поколения. Каждое историческое время вносит свои коррективы в образовательный процесс. Разразившийся с середины ХХ века экологический кризис поставил человечество на грань выживания, тем самым, приведя к пониманию того, что сохранение равновесия в системе «природная среда - общество - человек» - одна из важнейших задач развития человеческого общества. Специфика нынешнего времени - увеличение внимания к экологической составляющей в образовании. Одних экологических знаний и умений школьников недостаточно, нуж-
на их активная социально-развивающая позиция, как гарант сохранения природной среды [3].
Перед современной системой образования остро стоит вопрос о приоритетном значении экологического и нравственного воспитания и становления личности, которая бы заботилась не только о своём собственном совершенствовании, саморазвитии, благополучии, но и прониклась бы заботой об окружающей природе, близких и родных людях, мире, человечестве [8]. Воспитанная личность формирует отношение к собственным экологически целесообразным действиям и решает для себя вопрос об их правомерности. Понятие доброты, жалости, отзывчи-
вости, человечности применительно к природе приобретает новое, более глубокое содержание. Поэтому задача педагогов состоит в том, чтобы разбудить эти чувства в каждом из учеников. Не случайно Н.А. Городецкая, Т.В. Денисова, А.А. Лось и др. отмечают, что человек будет готов и способен ответственно относиться к окружающей среде, будет вести себя нравственно по отношению к природе только в том случае, когда в процессе экологического воспитания научные знания сочетаются с личным участием в природоохранительной деятельности, и пропаганде современных идей по оптимизации отношений общества и природы.
Обращает на себя внимание философско-педагогическая позиция академика Н.Н. Моисеева, который определяя роль человека и его необходимые качества для продолжения жизни на Земле, отмечает, что новая цивилизация для того, чтобы она оказалась способной обеспечить дальнейшее существование на Земле человечества, должна опираться не только на новую технологическую силу производственной деятельности людей, но и на глубокое понимание места человека в окружающем мире. Без этого невозможно формирование нового экологически-направленного мировоззрения, нравственного поведения людей [4].
Осознание серьёзных проблем современной цивилизации выдвигает новые задачи перед образованием, поскольку именно оно является одним из решающих факторов, изменяющим сознание личности, стабилизирующим и гармонизирующим отношения человека и мира, развивающим чувство ответственности за всё живое, стремление к сознательной и планомерной деятельности по спасению и развитию природы, культуры, жизни. Как социально-педагогическая задача сегодня актуализируется формирование сознательного, ответственного отношения учащихся к природе, что должно пронизать все направления планирования, организации и контроля в работе школы: в общешкольных планах и документах классных руководителей, в системе идейно политической, трудовой, нравственной, эстетической и физической подготовки учащихся.
Формирование экологического воспитания ребёнка не должно ограничиваться только рамками учебных занятий, а должно продолжаться во внеклассной и внешкольной работе. Субъектом этой педагогической деятельности является не только учитель, но и классный руководитель.
Это усиливает внимание к процессу профессиональной подготовки будущего классного руководителя. Как показывает практика, учителя естественнонаучного профиля, являясь классными руководителями, больше подготовлены к экологическому воспитанию школьников, как в учебное, так и внеучебное время. При этом данные специалисты организуют разнообразные формы работы с детьми: «экологические тропы», экологические экскурсии, конференции, диспуты, клубы, факультативы и др. Учителя не естественнонаучного профиля при организации внеклассной работы применяют мероприятивный подход (уборка школьной территории, озеленение школьного участка и др.). Это показывает разный уровень подготовленности педагогов к организации экологического воспитания школьников. По утверждению исследователей С.И. Глазачева,
Н.С. Дежниковой, С.Г Добротворской и др. в настоящее время наблюдается недостаточное владение экологическими понятиями учителями и студентами небиологических специальностей, отсутствие у них экологически ценностных ориентаций, и слабая методологическая, теоретическая, и практическая подготовка к активной эколо-го-воспитывающей деятельности. Элементы экологического образования должны включаться в учебные программы по всем, а не только естественнонаучным дисциплинам [1]. Поэтому серьёзное внимание, сегодня должно быть уделено экологической подготовке и переподготовке педагогических кадров всех уровней образования; созданию целостной междисциплинарной системы образования в области экологии, природопользования, охраны окружающей среды и безопасности жизнедеятельности. Для реализации современных идей экологического воспитания и образования первоочередными представляются следующие задачи: подготовка педагогов, работа с семьёй, помощь педагогам в решении проблем, постепенный переход к непрерывному экологическому воспитанию, повышение экологического сознания народа [7]. Невозможно сформировать экологически ориентированную личность в стенах только учебного заведения, необходимо содействие семьи, местной администрации, учреждений культуры, спорта. В процессе обучения использоваться должны возможности всех предметов учебного плана, а не только естественнонаучных, как это имеет место в традиционной школе [2].
Между тем классный руководитель может более эффективно осуществлять социально-педагогическое сопровождение экологического воспитания ребёнка во внеурочное время. Классный руководитель может принести немалую пользу как организатор эколого-направленной деятельности учащихся, координатор взаимодействия школы с учреждениями дополнительного образования, учителя с родителями. Поэтому закономерно необходима подготовка будущих классных руководителей так же к решению задач экологического воспитания учащихся. В программу подготовки студента не естественнонаучного профиля целесообразно внести спецкурс, содержание которого будет обеспечивать целенаправленную социально-педагогическую деятельность, направленную на развитие экологической образованности и воспитанности детей, накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранительной работы. Такая работа школьного педагога позволит развивать экологическое сознание, мышление, экологическую культуру ребёнка [5].
Известно, что средний школьный возраст -переход от детства к юности. Этот переход связан с включением ребёнка в доступные ему формы общественной жизни. Вместе с тем меняется и реальное место, которое ребёнок занимает в повседневной жизни окружающих его взрослых, в жизни своей семьи. Теперь его физические силы, его знания и умения ставят его на равную ступень с взрослыми, а кое в чём он даже чувствует преимущество. Мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми руководствуется школьник в своём поведении, ещё не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни. Именно в этот период правильно организованному воспитанию принадлежит решающая роль. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность. В подростковом возрасте совершаются настолько глубокие изменения духовной жизни человека, что многие из фактов его познания, умственного труда, поведения, взаимоотношений с товарищами, эмоционального, эстетического и морального развития кажутся воспитателю непостижимыми и таинственными. Особенности данного возрас-
та позволяют включать подростка в качестве активного субъекта в деятельность, которая формирует созидательное отношение ребёнка к природе и формирует потребность в здоровом образе жизни, который предполагает рациональное питание, нормальные условия быта, рациональную организацию учебного процесса, труда и отдыха, сформированность устойчивого отрицательного отношения к вредным привычкам.
Школьник-подросток находится под постоянным разным влиянием учителей, сверстников, общественных организаций, а также семьи. Поэтому важной функцией классного руководителя является обеспечение единых требований к учащимся со стороны школы и семьи. Обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у подростка тех качеств и свойств, которые необходимы для формирования правильной экологической позиции. Поэтому надо отметить то, что сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы классного руководителя, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат экологического воспитания может быть успешным только тогда, когда учителя и родители станут союзниками на пути достижения намеченных результатов. Родительское собрание - это основная форма работы классных руководителей с родителями, где решаются проблемы жизни класса. Активными формами взаимодействия педагогов и родителей по экологическому воспитанию могут быть конференции по обмену опытом, вечера вопросов и ответов, диспуты, встречи с учителями, администрацией, специалистами (медиками, психологами, юристами и др.). Участие родителей в организации воспитательной работы, помощь в подготовке праздников, различных дел, в организации экскурсий, выходов в музеи в ведении кружков, просмотр документальных фильмов с экологическим содержанием. Родители привлекаются к созданию семейных клубов, организа-
ции кружков и других объединений по интересам, к совместной деятельности с детьми в коллективах клубного типа.
Классный руководитель может использовать инновационные подходы в экологическом воспитании:
- развитию ценностных ориентаций подростков способствует выполнение учащимися практических работ оценочного характера;
- работы на местности по оценке характера воздействия человека на окружающую среду. На их основе у школьников-подростков вырабатывается привычка правильно, критически оценивать свое поведение в природе, поступки других людей, выбрать линию поведения, соответствующую законам природы и общества.
Знание и соблюдение учащимися правил поведения в природе во время экскурсий, туристических и краеведческих походов свидетельствуют о степени сформированности их нравственно-экологического облика. Поэтому воспитатели должны чаще использовать новые, активные формы работы с учениками: защита рефератов, проектов экологически чистых предприятий, плакатов, конкурсы рассказов и стихов о природе, обсуждение кинофильмов, затрагивающих экологическую тематику, создание презентаций на экологические темы, организация и проведение экологических троп. Все это делает воспитательные мероприятия интересными, привлекательными для школьников, формирует образы территорий, различных объектов природы, развивающие у детей эмоциональную восприимчивость к красоте вообще, прекрасному в природе и эстетическое восприятие окружающей среды. Главное назначение классного руководителя - поддержка положительной инициативы учащихся, связанной с совершенствованием жизни региона, микросреды, школы и самих школьников. Иначе говоря, акцент классным руководителем делается не столько на организацию учащихся, сколько на помощь им в самоорганизации.
Большое педагогическое значение для развития экологического сознания школьников имеет целостность и гармоничность отношения к природе самого учителя, так как он организатор природоохранной деятельности школьников, выступает в роли лидера. Что подтверждает необходимость анализа когерентности отношения к природе у педагогов [6]. Поэтому будущий педагог -классный руководитель должен сам обладать эко-
логической культурой и в своей работе использовать знания о разнообразии природы, которое бесконечно и познание его возможно через искусство - живопись, музыку, поэзию.
Таким образом, в современной школе должна возрасти роль классного руководителя в поисках инновационных подходов к экологическому воспитанию учащихся - подростков. В профессиональной подготовке будущего учителя - классного руководителя возрастают требования к школе, ученикам, педагогам, поскольку система школьного образования нуждается в классном руководителе, способном реализовать инновационные подходы к организации процесса экологического воспитания учащихся, социально-педагогические технологии с привлечением других субъектов данного процесса (родителей, специалистов учреждений дополнительного образования и др.). Важнейшее ценностное основание каждого учителя -стремиться создать такую школу, где дети будут проживать в интересных и значительных делах, ведущих к росту их гражданского и экологического самосознания, нравственного совершенствования, эстетического роста, физического здоровья, уважения, толерантности. Классные руководители должны понимать, что для того, чтобы экологическое воспитание было эффективно, оно должно осуществляться не как временная кампания, затеянная одним человеком, а как целенаправленный систематический процесс, охватывающий все сферы деятельности школы. А результатом такой работы станет формирование школьника-подростка как активного субъекта в экологической деятельности, которая формирует созидательное отношение ребёнка к природе и формирует потребность в здоровом образе жизни.
Библиографический список
1. Бирюкова Н.А. Особенности экологического образования за рубежом // Педагогика. - 2005. -№7. - С. 89.
2. Дагбаева Н.Ж. Экологическая школа для устойчивого развития местного сообщества // Педагогика. - 2004. - №3. - С. 40.
3. Константинова Т.В. Подготовка будущего учителя географии к формированию экологической культуры школьников средствами краеведения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Калуга, 2004. - 22с.
4. Моисеев Н.Н. Логика динамических систем и развитие природы и общества // Вопросы фи-
лософии. - 1999. - №4. - С. 35.
5. Теплов Д.Л. Экологическое воспитание старшеклассников в системе дополнительного образования // Педагогика. - 2003. - №10.
6. Шаронова Е. Подготовка студентов к экологическому воспитанию школьников // Педагогика. - 2005. - №8. - С. 122-124.
7. Шульженко А.К. Украина, Беларусь: эколо-го-эстетическое воспитание молодёжи // Педагогика. - 2006. - №4. - С. 92-103.
8. Крупская И.И. Развитие экологических интересов у младших школьников во внеклассной работе: Учеб.-метод. пособие. - Брянск: Изд-во «Вершина», 2004. - 75 с.