История педагогической мысли И ОБРАЗОВАНИЯ
Е. В. Корябкина
(Владивосток)
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА КЛАССНОГО РУКОВОДСТВА В РОССИИ
В статье раскрываются этапы становления и развития в России института классного руководства, обозначается специфика профессиональной деятельности классного руководителя
Задача инновационного развития страны предполагает ряд коренных изменений в разных сферах общественной жизни России, среди которых образованию отводится особое место. В современной образовательной практике активно используется воспитательный опыт, вводятся новые должности педагогических работников, профессиональная деятельность которых связана с тьюторством, фаси-литацией, модерацией. В этом процессе изменений особенно важно понимание их необходимости и ответственности, поскольку изменения должны быть преемственны с теми педагогическими традициями, которыми богата отечественная наука и практика. В этой связи особенно актуальным для педагогов, занимающихся воспитанием, становится обращение к истории профессиональной деятельности классного руководителя, вопросам становления и развития уникального педагогического явления - института классного руководства.
В своем исследовании мы опирались на работы по истории дореволюционной, советской, постсоветской школы (Н. К. Гончаров [2, 3], М. И. Рожков, Л. В. Байбородова [10]); нормативные документы в области образования [8]; диссертационные исследования К. В. Де-мушкиной [4] и Т. В. Казаковой [5], изучавших генезис института классного руководства в советской школе и специфику деятельности классного руководителя в этот период; учебные пособия и методические рекомендации
деятельности классного руководителя [1, 6, 7,
9, 10].
Изучение историко-педагогических, научных и методических источников позволяет нам утверждать, что генезис института классного руководства прошел этап становления и продолжает развиваться.
Исследователи деятельности классного руководителя на разных этапах развития отечественного образования отмечают, что институт классного руководства в России берет свое начало с XIX века, когда в учебных заведениях вводится новая должность комнатного надзирателя. Министерство народного просвещения в 1813 году издает постановление об организации при пансионах института комнатных надзирателей, главной обязанностью которых становится «всяческое направление нравов и свойств детей и образование истинных и полезных сынов отечества» [4]. Требования к деятельности и личностным качествам комнатного надзирателя были достаточно высокими: определенная подготовка, владение иностранными языками (французским и немецким) и главное - необходимо быть «благовоспитанным», иметь нравственное поведение. Непосредственными обязанностями комнатных надзирателей были наблюдение за учащимися, пребывание с ними ночью, наблюдение за чистотой. Комнатные надзиратели имели общий с воспитанниками стол, ночевали по очереди в комнатах, где спали воспитанники, посещали занятия в классах. Целью наблюдения за воспи-
танниками было исправление ошибок «против языка, приличий и вкусов», ведь поведение учащихся должно было соответствовать нормам поведения русского дворянина [2, с. 121]. Надзирателю рекомендовалось не использовать «драконовские методы», а прежде всего тщательно изучать каждого воспитанника, его наклонности и способности, поведение и характер. Педагог должен был помогать учащимся в подготовке уроков, занимать свободное время воспитанников, следить за тем, чтобы учащиеся не поддавались дурному влиянию. Большое внимание комнатный надзиратель должен был уделять внеклассному чтению, тщательно проверяя книги, которые читали воспитанники [4].
Таким образом, можно зафиксировать главную функцию деятельности комнатного надзирателя - надзорно - контролирующую -контроль за соблюдением требований образовательного учреждения, надзор за учащимися в образовательном учреждении.
Несколько позже в гимназиях для осуществления внешнего надзора за воспитанниками вводится штат классных надзирателей (воспитателей). В «Замечаниях на проект общего плана устройства народных училищ» (1862 г.) большое внимание обращается на организацию и содержание воспитательной работы, проводимой классными надзирателями. Вместо названия «надзиратель» рекомендовано использовать «воспитатель» [3]. Классный надзиратель должен был вести преподавание, но не более 6 часов в неделю, «дабы он мог сохранить всю нужную свежесть сил для его главного дела в руково-дствовании воспитанием вне класса» [2, с. 123]. Деятельность классного надзирателя все еще носила надзорно-контролирующий характер и сводилась в основном к тому, чтобы гимназисты не курили и не гуляли в неположенных местах в неположенное время.
Дальнейшее изменение института классного руководства определено Уставом 1864 г., который вводит институт классных наставников (в женских гимназиях - классные дамы) [3]. Деятельность классных наставников становится не надзорного (эта функция переходит помощнику классного наставника), а воспитательного характера. Классный наставник был призван следить за развитием каждого ребенка, используя в своей деятельности индивидуальный подход. В этой связи в его обязанности входила тесная связь с
семьей, посещение уроков других преподавателей, организованная работа по выполнению домашних заданий, контроль за другими преподавателями по проверке всех письменных работ учащихся, работа с отстающими детьми [4].
Таким образом, к концу XIX века формируется главная функция профессионально-педагогической деятельности классного руководителя - воспитательная, содержащая задачу педагогического сопровождения развития ребенка и помощи родителям в деле воспитания.
Дальнейший период становления института классного руководства связан с деятельностью групповодов и происходит в условиях коренных изменений российского государства. Революционные преобразования в системе образования страны поставили перед школой не только учебные и воспитательные, но и идеологические задачи. В «Положении об единой трудовой школе РСФСР», в «Основных принципах единой трудовой школы» большое внимание уделялось развитию активности, самодеятельности учащихся, ставилась задача преодолеть муштру старой школы, разобщенность и противостояние ученических и педагогических коллективов [8]. Особое внимание уделялось социальной природе воспитания, подчеркивались огромные воспитательные возможности детского коллектива, создаются пионерская и комсомольская организации, которым передается главная функция воспитания учащихся. В школах к органам ученического самоуправления прикрепляются учителя, ставшие групповодами (хотя до 1923 г. в школе существовало оплачиваемое классное наставничество) [4, с. 68]. Ведущими задачами, стоящими перед групповодами, были организация ученического самоуправления, руководство учебной деятельностью, которое выражалось в борьбе с отсевом и второгодничеством, контроль за посещаемостью, работа с родителями учащихся, с помощью которой проводилась агитация «непролетарских слоев населения».
Таким образом, этап становления института классного руководства представлен периодами: дореволюционным (1813-1917 гг.) и послереволюционным (1917-1934 гг.), в которые устанавливаются особенности этой педагогической деятельности, формируются требования к профессионально - личност-
ным качествам педагога-воспитателя, закрепляются главные направления деятельности: взаимодействие с учащимися, с родителями, с педагогическими работниками.
Дальнейшее развитие института классного руководства связано непосредственно с профессиональной деятельностью классного руководителя - педагога, закрепленного за классом учащихся и призванного осуществлять педагогическое сопровождение развития ребенка в классном коллективе.
Довоенный период (1934-1941 гг.) характеризуется формированием новых функций классного руководителя, незначительно изменившихся в дальнейшем, сохранившихся до сегодняшнего времени : организация систематической воспитательной работы в классе, воспитание учащихся в «духе коммунизма», формирование сознательной дисциплины школьников, работа над высокой успеваемостью учащихся, сотрудничество с общественными организациями (пионерской и комсомольской), работа с родителями и учителями [8].
В военный период (1941-1945 гг.) роль классного руководителя как воспитателя боеспособного поколения возрастает, что проявляется в усилении военной подготовки и патриотического воспитания учащихся. Основными формами работы классных руководителей являются: организация помощи
фронту (работа в госпиталях, помощь в сельскохозяйственных работах, сбор металлолома, стеклянной посуды и т.д.), проведение политинформаций и агитаций. В приказе Нар-компроса «Об укреплении дисциплины в школе» отмечается необходимость «систематической воспитательной работы», актуальность патриотического воспитания, военной подготовки, общественно-полезного труда, высокой успеваемости и дисциплины [8]. Деятельность классных руководителей определялась положением школы в годы войны. В прифронтовых школах под руководством классных руководителей, пионервожатых, комсомольских организаций, учителей активно велась оборонная работа. Школьники проверяли светомаскировку, порядок в бомбоубежищах, большое количество учащихся и учителей работало на подступах к городам по созданию оборонительных сооружений [4, с. 104]. Школа, ее педагогический коллектив спасали ребят, кормили, одевали. По-другому развивалась ситуация в школах в тылу: реа-
лизовывалась воспитательная задача боеспособности молодого поколения, а также задача высокой успеваемости и дисциплины. Классный руководитель был организатором общественно-полезной деятельности учащихся по сбору металлолома, бутылок, шефской работы в госпиталях, тимуровского движения, тесно взаимодействовал с пионерской и комсомольской организациями. Одним из главных методов в воспитательной работе классного руководителя являлась организация социалистического соревнования [4, с. 107108]. Таким образом, содержание деятельности классного руководителя в этот период обусловлено задачами военного времени, появляются дополнительные функции, связанные с родительской поддержкой и защитой учащихся.
Активизация деятельности института классного руководства происходит в послевоенный период (1945-1958 гг.). В 1947 г. принимается Положение о классном руководителе, предписывающее в качестве основной задачи профессиональной деятельности «организацию учащихся класса в дружный, целеустремленный ученический коллектив» [4, с. 114]. Появляются новые обязанности: мобилизация внимания класса на вопросы учения и общественно-полезного труда, участия в заседаниях советов и сборах пионерского отряда (комсомольской группы), проведение с учащимися класса оборонно-спортивных мероприятий, систематическое наблюдение за здоровьем учащихся (постоянная связь по этим вопросам с военруком, физруком, школьным врачом) [4, с. 114]. Активизируется участие классного руководителя в деятельности пионерской и комсомольской организаций, в руководстве семейным воспитанием, постоянной помощи родителям. Основные формы работы классного руководителя -профориентационная работа, воспитание патриотизма, воспитание навыков культурного поведения дома и в общественных местах. Классный руководитель должен повышать свою квалификацию, обмениваться опытом, принимать активное участие в работе методических объединений классных руководителей, семинаров [5]. Получили распространение различные формы методической работы с классными руководителями: индивидуальные беседы с директором школы, совещания классных руководителей параллельных классов, взаимное посещение
классных воспитательных мероприятий, внутришкольные педагогические конференции по классному руководству [5]. Главным объектом воспитательной деятельности классного руководителя являлся классный коллектив. Следовательно, основная задача -организация класса в коллектив. Большое внимание классные руководители уделяли работе с родителями. Широкое распространение получили такие формы работы, как педагогическое просвещение, родительские конференции, обмен опытом между родителями, родительские собрания, работа с родительским активом [4, с. 116-117]. Таким образом, деятельность классного руководителя приобретает четкую направленность, которая сохраняется до сих пор и проявляется во взаимодействиях с каждым субъектом образовательного процесса. Получают распространение разные формы воспитательной деятельности, а также методическое сопровождение деятельности классного руководителя. Классный руководитель становится главным организатором воспитательного процесса в классе.
Творческая переориентация деятельности классного руководителя происходит в доперестроечный период (1958-1984 гг.), который характеризуется многообразием и вариативностью воспитательных форм работы классного руководителя, таких как: организация кружковой деятельности, общественной работы микрорайона, изучение символики СССР, интернациональное воспитание, краеведческая, экологическая и экономическая работа, работа по ориентации учащихся на рабочие профессии, общественно-полезный труд и профориентация, культурное развитие школьников, укрепление здоровья, воспитание идейной убежденности. Складывается система работы классного руководителя, содержащая разные направления деятельности: гражданско-патриотическое, нравственно-эстетическое, интернациональное, спортивно-оздоровительное, театрально-художественное, туристско-краеведческое и т.д. Активизируется система методической помощи и поддержки классного руководства, обобщается и распространяется передовой воспитательный опыт [5]. Таким образом, можно утверждать, что к концу данного периода деятельность классного руководителя полностью оформилась в определенную воспитательную систему, приобрела вариативный ха-
рактер, стала содержать не только традиционный, но и инновационный компоненты.
Перестроечный этап развития института классного руководства (1985-1991 гг.) можно охарактеризовать как ослабление воспитательной деятельности в школе, упрощение форм деятельности классного руководителя [9, с. 5-7]. Проблемы воспитания этого периода обусловлены экономическим и политическим реформированием всех сфер жизни России, изменением социокультурной жизни, социальным расслоением, снижением жизненного уровня большинства семей. Происходит дезорганизация жизни семей, разрушение сложившихся нравственно - этических норм и традиций семейного уклада. Все это сопровождается резким снижением воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации детей, и в результате - отчужденность детей от родителей, жестокость, насилие, рост социального сиротства, различные формы асоциального поведения. Педагогами, врачами, работниками правоохранительных органов отмечается широкий спектр психических аномалий и отклонений в поведении детей, ухудшение здоровья, неврозы, проявление агрессивности, рост числа безнадзорных и беспризорных детей, необучающихся и неработающих подростков и юношества [9]. Среди лиц, совершающих преступления, увеличивается доля детей младшего возраста и девочек-подростков, растет наркомания, детская проституция. В этих условиях классный руководитель порой оказывается единственным человеком, который может помочь ребенку. Поэтому нередко классные руководители берут на себя родительские функции, функцию социальной защиты и поддержки ребенка.
Подъем воспитательной деятельности, поиск новых форм деятельности классного руководителя, апробация деятельности классного воспитателя (освобожденного классного руководителя), поиск концепций развития всероссийской и региональных систем воспитания начинается в постперестроечный период (1991-2001 гг.). Возникает необходимость учета в воспитательной деятельности целого ряда изменившихся социальных условий: ан-тивоспитательного воздействия средств массовой информации, возрастания роли этнического фактора, формирования новой религиозной ситуации, распада пионерской и комсомольской организаций и др. Все эти измене-
ния объективно требовали переосмысления принципов, целей и задач, содержания и методов организации воспитания в школе. В 1998 г. Министерство образования России рекомендовало органам управления образованием включить в штатное расписание ОУ должности педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, классных руководителей и классных воспитателей (освобожденных классных руководителей) [1, 10]. Деятельность и содержание работы классного руководителя определяются разработанными в Министерстве образования России «Программой развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001 гг.», методическими рекомендациями, новой методологией воспитания. Классные руководители и классные воспитатели активно используют передовой воспитательный опыт. Одной из главных функций классного руководителя становится координационная, соединяющая воедино усилия педагогов-предметников, социальных и психолого-педагогических работников образовательного учреждения.
Модернизация отечественной системы образования обозначила воспитание приоритетным направлением развития образования [6]. В этот период (2001-2010 гг.), с одной стороны осуществляется четкое нормативное обеспечение воспитательного процесса в школе (каждое образовательное учреждение разработало должностные обязанности классного руководителя, положение о классном руководстве и др.), поддержка классного руководства в рамках Приоритетного национального проекта «Образование», методическое и программно-проектное сопровождение. С другой стороны в образовательных уч-
реждениях происходит сокращение штатов педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, освобожденных классных руководителей. Классный руководитель становится единственным педагогом, способным помочь ребенку и его родителям. В то же время к деятельности классного руководителя наблюдается повышение требований: системности воспитательного процесса в классе, проектно - программных механизмов деятельности, применения современных воспитательных технологий, результативности деятельности. Таким образом, период модернизации, с одной стороны, нормативно поддержал классного руководителя, с другой стороны поставил его в ситуацию персональной ответственности за результаты воспитания [7].
Современный этап развития института классного руководства связан с изменением деятельности классного руководителя в связи с переходом на новые стандарты образования. Особенностью ФГОС является фундаментальная воспитательная составляющая, которая отражена в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программе воспитания и социализации учащихся и других документах стандарта. Классный руководитель остается главным организатором воспитательной деятельности в классе, обеспечивающим развитие и воспитание личности каждого ребенка.
Таким образом, проведенное нами исследование позволяет утверждать: генезис института классного руководства представляет собой этапы становления и развития, обращение к которым позволяет увидеть совершенствование содержания, форм и технологии деятельности классного руководителя.
Литература
1. Борытко Н. М., Соловцова И. А., Байбаков А. М. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н. М. Борытко. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 496 с.
2. Гончаров Н. К. Из истории русской школы // Советская педагогика. - 1938. - № 6. - С. 120-137.
3. Гончаров Н. К. Роль классного руководителя в воспитательной работе школы // Сов. педагогика. - 1937. - №4. - С. 40-49.
4. Демушкина К. В. Развитие института классного руководства в советской школе (1917 - 1984) : дис. ... канд. пед. наук. -СПб., 2005. - 188 с.
5. Казакова Т. В. Повышение квалификации классного руководителя в системе непрерывного педагогического образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1992. - 16 с.
6. Концепция модернизации отечественного образования на период до 2010 года. - М.: АПКиППРО, 2002. - 26 с.
7. Корябкина Е. В. Проблемы классного руководства в современных условиях отечественного образования // Материалы Всероссийской научно - практической конференции «Педагог XXI века: профессиональное становление и развитие». - Кемерово, 2010. - С. 304 - 306.
8. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа : сб. докум. 1917 - 1973 гг. / сост.: А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. - М.: Педагогика, 1974. - 560 с.
9. Работа классного руководителя : методич. пособие / под ред. Е. А. Слепенковой. - М.: АРКТИ, 2005. - 168 с.
10. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2001. - 256 с.
---------^----------