Научная статья на тему 'Педагогическая поддержка студентов в системе среднего профессионального образования'

Педагогическая поддержка студентов в системе среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1555
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕ МА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ПРО ФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / PEDAGOGICAL SUPPORT / EDUCA TIONAL SYSTEM / PROFESSIONAL SOCIALIZATION / FUNCTION OF EDUCATIONAL SYSTEM / CONDITIONS OF REALIZING OF PEDAGOGICAL APPROVAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садовникова Светлана Михайловна

В статье представлен опыт учреждения среднего профессионального образования по включению педагогической поддержки в воспитательную систему и основные трудно сти на пути ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical support of students in the system of secondary vocational education

The article presents the experience of a se condary vocational institution on the question of including of pedagogical support into the college educational system, and defines main difficulties on the way of its realization.

Текст научной работы на тему «Педагогическая поддержка студентов в системе среднего профессионального образования»

ООП, включающая группы контроля (экспертные группы). Ежегодно проводится процедура самообследования в условиях реализации ООП.

В статье представлен опыт работы филиала ЮТИ ТПУ, результаты проектирования, согласования, реализации и мониторинга качества ООП в соответствии с требованиями ФГОС. Приведены критерии эффективности магистерской программы: соответствие потребностям рынка труда, уникальность профиля, универсальность для продолжения обучения в магистратуре выпускников других направлений подготовки, а также специалистов предприятий, занимающих должности, связанные с принятием решений и аналитикой в различных отраслях экономики, возможность закрепления студентов в научно-исследовательской среде филиала и др.

В целом опыт реализации магистерской подготовки по образовательной программе 230700 «Прикладная информатика» показывает положительную динамику качества образования за счет применения комплексной системы управления качеством образования.

1. Захарова А. А. Интегрированная инновационно-ориентированная траектория подготовки ИТ-специалиста // Качество. Инновации. Образование.—2010.—№ 1 (56) — С. 10—14.

2. ЗахароваА. А., Чернышева Т. Ю., МолнинаЕ. В. Интегрированная траектория формирования компетенций будущего 1Т-специалиста // Профессиональное образование в России и за рубежом.—2013 — №. 3 (11). — С. 92—99.

3. Панина Т. С., Дочкин С. А., Клецов Ю. В. Уровни информационно-коммуникационной компетентности педагогических работников [Электронный ресурс]. — Ш1_: www.kninpo.ru/etc.И1т?1(3=744 (дата обращения 08.05.13).

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 230700 Прикладная информатика (квалификация (степень) «магистр») : приказ Министерства образования и науки РФ от 21.12.2009 № 762.

5. Захарова А. А., Чернышева Т. Ю., Молнина Е. В. Реализация ООП магистратуры «Прикладная информатика в аналитической экономике» в ЮТИ ТПУ [Электронный ресурс] // Уровневая подготовка специалистов: государственные и международные стандарты инженерного образования: сб. тр. науч.-метод. конф. (Томск, 26—30 марта 2013).—Томск: ТПУ, 2013 — С. 81—83. — ия_: www.lib.tpu.rU/fuiitext/c/2013/C09/C09.pdf [8029—2013].

6. Стандарты и руководства по обеспечению качества основных образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов по приоритетным направлениям развития Национального исследовательского Томского политехнического университета (Стандарт ООП ТПУ) : сб. норм.-производ. мат-лов. / И. А. Абрашкина, О. В. Боев, Г. А. Воронова и др.; под ред. А. И. Чучалина. — 4-е изд. с изм. и доп. — Томск: Изд-во Томского политехн. ун-та, 2012. — 206 с.

7. Молнина Е. В., Молнин С. А., Картуков К. С. Реализация комплексной системы формирования информационно-коммуникационной компетентности обучающихся через 1Т-университет // В мире научных открытий. — 2013. — № 11.7 (47). — С. 120—124.

УДК / uDC 377 С. М. Садовникова

S. Sadovnikova

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ PEDAGOGICAL SuPPORT OF STuDENTS IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDuCATION

В статье представлен опыт учреждения среднего профессионального образования по включению педагогической поддержки в воспитательную систему и основные трудности на пути ее реализации.

The article presents the experience of a se condary vocational institution on the question of including of pedagogical support into the college educational system, and defines main difficulties on the way of its realization.

Ключевые слова: воспитательная система, психолого-педагогическая поддержка, профессиональная социализация.

Keywords: pedagogical support, educational system, professional socialization, function of educational system, conditions of realizing of pedagogical approval.

Современные реформы затронули все стороны общества, в том числе систему профес-

сионального образования. Вместе с позитивными переменами в образовании необходимо констатировать некоторые деструктивные явления: формальное отношение педагогов к своим обязанностям, низкий профессиональный статус, субъект-объектные отношения с обучающимися, работа на «показатели», приоритетное отношение к обучению и принижение значения воспитания в формировании личности обучающегося.

Стратегия педагогической поддержки выступает важным ориентиром современного образования, который связан с практическим воплощением положений о личностно ориентированном подходе в воспитании и обучении. Этим объясняется интерес к педагогической поддержке как необходимому компоненту образовательного процесса.

Первоначальные исследования в области педагогической поддержки замыкались на проблемах ребенка и возможности их самостоятельного решения при условии поддержки взрослого. В педагогической науке сложился ряд концептуальных подходов к проблеме педагогической поддержки ребенка в образовании. Так, О. С. Газ-ман определил поддержку как процесс совместной деятельности с ребенком; в русле оказания помощи человеку рассматривали педагогическую поддержку многие из соратников О. С. Газ-мана: Т. В. Фролова, Т. В. Анохина, Н. Н. Михайлова; в контексте личностно-ориентированного подхода к образованию определяет поддержку В. П. Бедерханова; в качестве принципа гуманистического образования феномен педагогической поддержки рассматривают Н. Н. Михайлова и С. М. Юсфин. Идее педагогической поддержки уделяется значительное внимание в современных исследованиях Е. А. Александровой, М. В. Алешиной, Г К. Париновой, И. Ю. Шустовой, С. А. Федоровой.

Постепенно содержание педагогической поддержки расширилось и стало признаваться одним из важнейших принципов образования. Проблемы (трудности) могут возникнуть при адаптации обучающегося к новым условиям, в процессе обучения, социализации, самоопределении, самореализации, при переходе на новый (профессиональный) уровень образования.

Студенты профессиональных учебных заведений вовлечены в сложный процесс профессиональной адаптации. Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в системе СПО, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее

возможность конфликта со средой. Студенты среднего профессионального образования могут иметь проблемы в обучении (неуспеваемость по одному или ряду предметов, напряженность в отношениях с педагогами и родителями вследствие неуспеваемости); трудности, обусловленные социальной дезадаптацией (если поведение студента не соответствует общепринятым нормам или студент «не вписался» в коммуникативную среду учебной группы); проблемы самореализации (в творчестве, общественной деятельности). Проблемы всегда вызывают определенные переживания. Приоритет зависит от актуальности и значимости.

«Несостоятельность» студента в решении собственных проблем можно объяснить рядом причин:

1. Отсутствие в опыте студента механизмов самопознания и самоопределения (анализа собственных трудностей и проблем, умения ставить цель, составить план действий).

2. Низкая активность в решении собственных проблем.

3. Отсутствие навыков взаимодействия с другими людьми при реализации собственных интересов.

4. Несформированность профессиональных умений в той или иной деятельности.

Под педагогической поддержкой как проблемой обучающегося в условиях учреждения СПО понимается процесс совместного определения со студентом его собственных интересов и путей решения проблем, мешающих сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в различных сферах деятельности [9, с. 53]. Сама поддержка может рассматриваться нами как особая деятельность, которая отлична от процессов обучения и воспитания [8]. Однако проблемы (трудности) не возникают сами по себе, а связаны с определенными процессами: обучением, воспитанием, развитием,социализацией, адаптацией. Промежуточные и конечные результаты педагогической поддержки будут обращены на эти процессы, и только по ним можно будет судить об эффективности деятельности педагога и обучающегося. Педагогическая поддержка не противостоит основным образовательным процессам, а дополняет их, находится внутри них, усиливает их. Если представить воспитательно-образовательный процесс в колледже схематично (рис.), то очевидно, что педагогическая поддержка — это не отдельный вид деятельности, а процесс, который гармонично включен в основные процессы образования.

Рис. Структура образовательного процесса

С точки зрения критериев эффективности нам наиболее близок процесс воспитания, т. к. в поддержке и воспитании результативность взаимозависима. Система воспитания — это «устойчивая социально-педагогическая целостность, определяющая характер отношений педагогов, учащихся, родителей и объединяющая все виды их совместной деятельности вокруг общих смыслов, ценностей и целей воспитания» [4, с. 227]. Педподдержка, несомненно, является главным условием эффективного воспитания. В свою очередь педподдержка не может быть реализована сама по себе, только через систему воспитания. Педагогическая поддержка является основной функцией воспитательной системы. Само понятие функции означает роль, которую выполняет носитель деятельности. Функция системы воспитания заключается в реализации функций воспитания [6]. В условиях нестабильности общества и неблагополучия социума функции системы воспитания имеют коррекционное направление, среди которых педагогическая поддержка имеет особое значение. С одной стороны, педподдержка как функция воспитательной системы предполагает выполнение действий по формированию соответствующих ей норм коллективной деятельности, созданию условий для адаптации и самореализации обучающихся, т. е. является целевой функцией. С другой стороны, педподдержка позволяет повысить показатели уровня воспитанности обучающихся, повысить эффективность самого процесса воспитания, успешность воспитательной системы в целом, т. е. является процедурной функцией воспитательной системы.

Включение педагогической поддержки в систему воспитания СПО представляется значимым и необходимым не только в связи с задачами повышения профессиональной подготовки специалистов, но и с решением приоритетной задачи воспитания молодежи — созданием условий для развития, саморазвития и самореализации личности. Безусловно, педагогическая поддержка является принципом воспитательной системы. Востребованность педагогической поддержки в рамках системы воспитания учреждения СПО выражается в повышении «вовлеченности» студентов в работу по осуществлению научно-исследовательской деятельности; в снижении конфликтности в образовательном процессе; в росте удовлетворенности общением, в общей тенденции снижения проблем, связанных с адаптацией студентов первых курсов к обучению в колледже и выпускных курсов к профессиональной деятельности в период прохождения психолого-педагогической практики,включенности в активную социальную жизнь.

Воспитательная система существует в конкретной ситуации и представляет собой комплекс компонентов, в которые органично проникла педагогическая поддержка. В образовательном учреждении педподдержка является одновременно и функцией, и принципом воспитательной системы.

Цель педподдержки через призму педагогической практики среднего профессионального образования определяется в создании условий для проявления обучающимися активности и самостоятельности в решении собственных проблем. Таким образом, объектом

педагогической поддержки являются студенты, рассматриваемые в контексте социальнообразовательной ситуации. Предметом педагогической поддержки является активность и самостоятельность студентов в решении собственных проблем. В ситуации педподдержки и педагог, и студент являются субъектами, т. к. каждый из них проявляет себя, свой характер, свое отношение к людям и проблеме.

В нашем педагогическом колледже реализация педагогической поддержки студентов в воспитательной системе осуществлялась поэтапно в течение нескольких лет. В качестве психолого-педагогических условий эффективности педподдержки студентов системы СПО были определены:

1) гуманизация отношений в воспитательной системе;

2) обеспечение социально-ценностной мотивации профессионально-личностного развития студентов;

3) профессионализм педагогов, осуществляющих педагогическую поддержку, овладение педагогами методикой педподдержки;

4) эффективная диагностика показателей эффективности педподдержки.

Так, гуманизация отношений в воспитательной системе предполагает, прежде всего, создание благоприятного морально-психологического климата, центральным компонентом которого является система отношений неавторитарного типа, на основе диалога. Диалог — это, прежде всего, признание субъектно-сти воспитуемого. Основу диалога составляют функционально-ролевые и межличностные связи и отношения, возникающие в системе «педагог — воспитанник». Диалог, по мнению Н. М. Борытко, — это «особый уровень общения, на котором достигается известная свобода от стереотипов при оценке «другого»; это особый вид общения, для которого характерно отношение к «другому» как к равнодостойной личности и стремление к достижению взаимопонимания» [3, с. 94]. Диалог имеет многоаспектное значение: это принцип педагогической деятельности; средство гуманистического воспитания; психологический механизм актуализации самосознания подростков; воспитательная технология. Диалоговая модель обеспечивает одновременное развитие, самосовершенствование, самореализацию как воспитанников, так и педагогов. Диалог предполагает высокую гуманистическую культуру всех участников воспитательной ситуации, что требует постоянной работы по само-

образованию и самовоспитанию и педагогов, и воспитанников.

Внутри воспитательной системы формируется сложная система межличностных, групповых, межгрупповых, межколлективных связей. В процессе деятельности и внедеятельностно-го, свободного общения складываются определенные деловые и просто человеческие отношения между педагогами и студентами, между студентами и различными общностями, между субъектами и объектами воспитания.

Субъектами воспитательной деятельности, как и педподдержки, являются структурные подразделения воспитательной системы — носители воспитательной деятельности. В воспитательной деятельности участвуют: студент, его родители и близкие, коллектив сверстников (учебная группа) и единомышленников (клуб, кружок), социальная группа (молодежный союз), общество, государство и специально обученные профессионалы — педагоги, им отводится особая роль в воспитании, а следовательно, и в педподдержке. При этом очевидно, что в колледже действуют и индивидуальные, и коллективные субъекты воспитания. Внутри системы педагогической поддержки формируются только индивидуальные отношения между педагогом, осуществляющим поддержку, и студентом, в ней нуждающимся, основанные на доверительном диалоге.

Для обеспечения социально-ценностной мотивации профессионально-личностного развития студентов необходимо предоставить каждому студенту возможность реализовать себя и проявить свою индивидуальность, исходя из его потребностей, интересов и способностей. Цель воспитательной системы—создание культурной среды, культурного пространства, условий для профессионального, творческого, духовно-нравственного развития личности студента, полноценного участника социальной жизни. Становление личности происходит в процессе решения четырех важных задач: самопознания, саморегуляции, самореализации и самоопределения.

Воспитательная деятельность представлена студенческим соуправлением, самоуправлением и организуется различными подразделениями: педагогическим советом, методическим советом, методическим объединением классных руководителей, советом по профилактике правонарушений несовершеннолетними студентами, молодежным творческим союзом, штабом МТС «Спектр»,

учебно-воспитательной комиссией (УВК), спортивно-массовой комиссией (СМК). Воспитательную деятельность осуществляют: педагог-организатор, педагог-психолог, социальные педагоги, классные руководители, молодежные студенческие объединения (клубы), спортивные секции и кружки по интересам.

К педагогам, осуществляющим педпод-держку, предъявляются особые требования, основными из которых являются доверительность и диалогичность. Кроме того, В. П. Бе-дерханова считает, что основным требованием к педагогу, осуществляющему поддержку, является наличие его личностной и профессиональной позиции. Под позицией автор понимает «устойчивую систему отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющуюся в соответствующем понимании и поступках» [2, с. 45]. Работа в педагогической поддержке требует от автора гуманистической позиции. Исследования В. П. Бедерхановой показали, что гуманистическая позиция зависит от установки педагога на личностные характеристики образовательной системы, при этом стержневым понятием являются личностные характеристики педагога.

Н. Б. Крылова считает, что педагог, осуществляющий поддержку, должен ограничить себя при оказании помощи конкретной позицией: педагогическое содержание проблемы (конкретизация представлений подростка о нормах понимания); психологические аспекты проблемы (совершенствование рефлексии и самоконтроля подростка); нравственные чувства (долг, эмпатия, доброта). Н. Б. Крылова указывает нормы поддержки, которые должны быть заложены в позиции педагога [5, с. 98]: любовь к ребенку, принятие его как личности; приверженность диалоговым формам общения; уважение достоинства и доверие; ожидание успеха в решении проблемы; признание права подростка на свободу поступка; поощрение и одобрение самостоятельности, независимости, уверенность в силах ребенка; умение быть товарищем, готовность ничего не требовать взамен; собственный анализ, постоянный самоконтроль. М. А. Аксиньева, определяя ведущие условия реализации педагогической поддержки в колледже, уделяет особое внимание профессиональным качествам педагога [1, с. 108].

Организуя процесс педподдержки юношей и девушек, необходимо учитывать их особые возрастные особенности. Опираясь

на психологическое описание периода юности В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева, следует отметить, что ведущее значение в этот период имеет общественный взрослый, «воплощенный в системе социальных ролей и частично персонифицированный в таких культурных позициях, как Учитель, Мастер, Наставник, а далее — Консультант, Эксперт» [10, с. 308]. Однако исследователи дополняют, что полноценное общение возможно только при условии диалогичности и доверительности взрослого.

Среди преподавателей Советского педагогического колледжа (с 2013 г. Советский социально-аграрный техникум) было проведено исследование по выявлению профессиональных установок к практике педагогической поддержки. В 2009/10 учебном году в исследовании приняли участие 35 педагогов, в т. ч. четверо мужчин и 31 женщина. Средний возраст респондентов составил 38 лет.

Для исследования была разработана анкета для преподавателей. В результате опроса было выявлено: 71 % педагогов (25 чел.] считают, что используют в своей практике гуманистические методы; 51 % педагогов (18 чел.) — что студенты нуждаются в педагогической поддержке, и ее необходимо оказывать. По мнению остальных преподавателей, студенты — взрослые и самостоятельные, т. е. не нуждаются в поддержке педагогов. По факту педагогическую поддержку студентам оказывают только 25 % педагогов (9 чел.). Остальные не считают педподдержку важным направлением профессиональной деятельности по причине недостатка времени, отсутствия желания работать со студентами во внеурочное время, по принципиальным соображениям (считают, что студенты должны самостоятельно решать свои проблемы). 57 % педагогов (20 чел.) отождествляют понятие «педагогическая поддержка» с понятием «помощь»; 11 % (4 чел.) считают, что поддержка выражается в одобрении; 5 % (2 чел.) — что достаточно сочувствия. 25 % (9 чел.) педагогов ответили, что не владеют теоретическими знаниями в области педагогической поддержки и затруднились ответить. Из опрошенных педагогов 85 % (30) отметили, что нуждаются в знаниях методики осуществления педагогической поддержки в колледже.

Таким образом, педагоги высказывают свою готовность к гуманистическим методам воспитания и внедрению педподдержки в собственную педагогическую практику, но нуждаются в знаниях методики осуществления пед-поддержки.

К важным вопросам организации педагогической поддержки относятся выявление и оценка ее эффективности. Критериями эффективности педподдержки являются внутренние предпосылки, которые могут быть рассмотрены в двух аспектах: субъектно-личностный критерий и критерий успешности.

Личностный аспект представлен развитием субъектности. Субъектность как критерий педподдержки в системе воспитания несет в себе нравственную составляющую. С точки зрения воспитания подрастающего поколения очевидно, что необходимо не просто научить подростка самостоятельно и ответственно «строить» свою жизнь, нужно учить его жить по нравственным законам, осуществляя нравственный выбор. На это указывают В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев, определяя нравственную составляющую понятия субъ-ектности: «Становление человека субъектом собственной жизнедеятельности — освоение норм и способов человеческой деятельности, правил общежития, основных смыслов и ценностей совместной жизни людей — есть предпосылка и предистория становления индивидуального духа человека» [Ю, с. 166].

Не стоит забывать, что сама педподдерж-ка не является целью воспитательной системы. Эффективность самой воспитательной системы рассматривается, прежде всего, с воспитательной позиции. Среди задач воспитания студентов колледжа ведущее место занимает социально-нравственное воспитание. Таким образом, социально-нравственные характеристики студентов могут стать критерием эффективности воспитательной системы, основу которой составляет педподдерж-ка. Показателями этого критерия могут стать выбор нравственного поведения, стремление к людям и приоритет духовно-нравственных ценностей.

Педагогическая поддержка студентов ценна тем, что позволяет студенту самостоятельно преодолевать собственные проблемы: в учебе, досуговой и других видах деятельности, в межличностном общении.

Определенные нами психолого-педагоги-ческие условия эффективности педподдерж-ки студентов в воспитательной системе СПО позволили сформулировать ряд задач, стоящих перед педагогическим коллективом техникума:

1) выявить, освоить и использовать в работе личностно ориентированные формы, методы и приемы воспитания студентов, ос-

воить методику педагогической поддержки. Содержание деятельности включает: созда-ниетворческих лабораторий преподавателей по разработке и апробации форм и способов организации индивидуально ориентированного педагогического взаимодействия; организация открытых внеучебных занятий, в процессе подготовки и проведения которых используются приемы педагогической поддержки; становление контактов с образовательными учреждениями и научно-методическими центрами, разрабатывающими аналогичные проблемы; изучение и обобщение передового педагогического опыта через организацию постоянно действующего внутриколледжного педагогического семинара, заседаний методического объединения классных руководителей, семинара с педагогами образовательных учреждений; включение системы педагогической поддержки в воспитательные и образовательные программы;

2) создать благоприятный морально-психологический климат, атмосферу культуры в колледже. Центральным компонентом воспитательного пространства является система отношений неавторитарного типа, на основе диалога и сотрудничества. Содержание деятельности: создать службу социально- и пси-холого-педагогического сопровождения студентов, включающую педагога-психолога, социального педагога, педагога-организатора, классных руководителей, заместителя директора по воспитательной работе, — которое направлено на диагностику, мониторинг, анализ отношений конфликтности в студенческих объединениях, создание комфортных условий обучения и развития обучающихся, обеспече-ниеих физического, психологического и социального благополучия; разработка технологии составления индивидуальных развивающих траекторий для студентов и преподавателей, решающих задачи самореализации в образовательном процессе;

3) предоставить каждому студенту возможность реализовать себя и проявить свою индивидуальность, исходя из его потребностей, интересов и способностей. Содержание деятельности: организовать и развивать работу кружков, клубов, секций различной творческой направленности на базе колледжа и его социальных партнеров; расширить культурно-образовательное пространство для развития студентов посредством интернет-общения, проведения совместных меро-

приятий. А также — участие в областных и федеральных акциях и программах; разработка годового цикла творческих дел и социально значимой деятельности, направленных на выявление и реализацию творческих и социальных способностей каждого студента;

4) выявить, освоить и использовать в работе личностно ориентированные формы, методы и приемы воспитания студентов, освоить методику педагогической поддержки (создание творческих лабораторий преподавателей по разработке и апробации форм и способов организации индивидуально ориентированного педагогического взаимодействия; организация открытых внеучебных занятий, в процессе подготовки и проведения которых используются приемы педагогической поддержки; становление контактов с образовательными учреждениями и научно-методическими центрами, включение системы педагогической поддержки в воспитательные и образовательные программы и др.).

Таким образом, педподдержка является функцией и условием воспитательной системы. Она направлена на формирование субъ-ектности студента, сохраняя при этом социально-нравственные приоритеты воспитания студента в целом. Реализация педподдержки

возможна только при соблюдении ряда психо-лого-педагогических условий.

1. Аксиньева М. А. Организация педагогической поддержки студентов в среднем профессиональном образовании : дис. ... канд. пед. наук. — Ростов н/Д, 2006. — 227 с.

2. Бедерханова В. П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка // Классный руководитель —

2000. — № 3. — С. 39—50.

3. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / под ред. Н. К. Сергеева. — Волгоград: Перемена, 2001. — 94 с.

4. Воспитательная деятельность педагога / под. ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. — М.: Академия, 2007. — 336 с.

5. Крылова Н. Б. Педагогическая, психологическая и нравственная поддержка как пространство личностных изменений ребенка и взрослого // Классный руководитель. — 2000. — № 3. — С. 92—112.

6. Любавская Л. И., Колесников Л. Ф. Эффективность воспитательных систем [Электронный ресурс]. — Ш1_: slavzso.nanod.rU/3/iub.htm.

7. Немов Р. С. Психология: 3 кн. — 4-е изд. — М.: ВЛАДОС,

2001. — Кн. 3. — 640 с.

8. Педагогическая поддержка ребенка в образовании /под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. — М., 2006.

9. Садовникова С. М. Теоретическая модель педагогической поддержки студентов в структуре воспитательной системы колледжа // Среднее профессиональное образование. — 2013. — № 8. — С. 53—55.

10. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека : Развитие субъективной реальности в онтогенезе. — М.: Школьная Пресса, 2000. — 416 с.

УДК / uDC 378.1:331.5(470.41) О. В. Козелков

O. Kozelkov

ОБЪЕМ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН SPECIALISTS TRAINING FOR ENTERPRISES IN THE ENERGY SECTOR OF THE REPuBLIC OF TATARSTAN TAKING INTO ACCOuNT The LABOuR MARKET DEMANDS

В статье предложена модель формирования контрольных цифр приема, учитывающая потребности отрасли энергетики региона в квалифицированных кадрах, рассматриваются пути обеспечения воспроизводства и инновационный потенциал экономики на основе анализа рынка труда и прогнозной потребности в специалистах на среднесрочную перспективу.

The paper proposes a model of the admission quotas based on the needs of the energy sector in

the region for qualified personnel to ensure the reproduction and development of innovative potential of the economy based on labor market analysis and forecasting the demand for specialists in the medium term.

Ключевые слова: кадры, подготовка кадров для предприятий энергетической отрасли; модель формирования контрольных цифр приема, прикладной бакалавриат, мониторинг эффективности деятельности вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.