Научная статья на тему 'Проблемы хранения, исследования и идентификации негативов на нитратной основе (по фотоматериалам К. И. Коссе 1902–1917 годов)'

Проблемы хранения, исследования и идентификации негативов на нитратной основе (по фотоматериалам К. И. Коссе 1902–1917 годов) Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Карл Коссе / архив / черно-белые негативы / стереопара / нитроцеллюлоза / ИК-спектроскопия / оптическая микроскопия / состояние сохранности / Karl Kosse / archive / black-and-white negatives / stereopair / nitrocellulose / IR spectroscopy / optical microscopy

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Лебедев Игорь Валерьевич, Поволоцкая Анастасия Валерьевна, Капуткина Светлана Юрьевна, Григорьева Ирина Андреевна, Пызиков Денис Дмитриевич

В коллекции Государственного музейно-выставочного центра РОСФОТО хранится фотографический архив семьи Коссе 1902–1917 гг., который состоит из 588 экспонатов, при этом 443 единицы хранения составляют негативы на пленочной основе. Художественная ценность и особое значение архива связаны с тем, что большая часть кадров сделана самим Карлом Ивановичем Коссе. Началом углубленного изучения сохранности уникальных материалов стали результаты планового осмотра в 2018 г., когда впервые был отмечен запах паров азотной кислоты, характерный для фотоматериалов на нитратной основе в начальной стадии деградации. Применение комплекса аналитических методов, включающего оптическую микроскопию и инфракрасную спектроскопию, позволило провести идентификацию основы пленочных негативов без нарушения целостности единиц хранения музейной коллекции и уйти от применения микрохимических методов, результаты которых не всегда являются однозначными и трудны в интерпретации. С помощью изучения выборки в количестве 100 черно-белых негативных фотодокументов с использованием ИК-спектроскопии в режиме отражения без предварительной пробоподготовки удалось однозначно установить, что все исследуемые негативы имеют нитроцеллюлозную основу и находятся на начальных стадиях деградации. Проведенное исследование дало возможность определить необходимую периодичность мониторинга фотоматериалов и своевременно изолировать опасные экспонаты в соответствии с требованиями нормативных документов. Детальное изучение состояния сохранности негативов К. И. Коссе также стало толчком к их углубленному изучению с точки зрения эстетической и исторической значимости коллекции. В процессе исследования были рассмотрены технические возможности фотографовлюбителей в конце XIX — начале XX в. в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Лебедев Игорь Валерьевич, Поволоцкая Анастасия Валерьевна, Капуткина Светлана Юрьевна, Григорьева Ирина Андреевна, Пызиков Денис Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Problem of Storage, Research and Identification of Nitrate Photographic Negatives (The Case of K. I. Kosse Photographic Archive, 1902–1917)

The State Museum and Exhibition Center ROSPHOTO owns the photographic archive of the Kosse family, dating back to 1902– 1917 and including 588 items, 443 of which are film negatives. Its artistic value and significance stem from the fact that most of the photographs were taken by Karl Ivanovich Kosse himself. The in-depth study of these unique materials began in 2018 after a scheduled examination, in the course of which the smell of nitric acid fumes typical for the initial stage of degradation of nitrate photographic negatives had been first detected. Through the use of complex analytical methods including optical microscopy and infrared spectroscopy, it became possible to identify the film negative backing without damaging the museum objects. No microchemical methods were used, since they could result in ambiguous findings that could be hard to interpret. The analysis of 100 randomly chosen black-and-white negatives by means of infrared spectroscopy in reflection mode without prior sample preparation unambiguously showed that all negatives had a nitrate base and were on initial stage of degradation at the moment. The study allowed for the researchers to determine how often these photographic materials should be monitored as well as to duly isolate the hazardous items according to the regulatory requirements. The detailed study of the preservation status of the Kosse negatives has given an impulse to an in-depth research of the aesthetical and historical value of the collection. In the course of the study, the technological capacities and limitations of amateur photography in the late 19th and early 20th century in Russia were also analyzed.

Текст научной работы на тему «Проблемы хранения, исследования и идентификации негативов на нитратной основе (по фотоматериалам К. И. Коссе 1902–1917 годов)»

УДК 77.026.33

И. В. Лебедев, А. В. Поволоцкая, С. Ю. Капуткина, И. А. Григорьева, Д. Д. Пызиков, Е. И. Носова

Проблемы хранения, исследования и идентификации негативов на нитратной основе (по фотоматериалам К. И. Коссе 1902-1917 годов)

Введение

Фотографический архив семьи Коссе был предложен в качестве дара в коллекцию Государственного музейно-выставочного центра РОСФОТО в 2013 г. В ходе предварительного изучения установлено, что архив состоит из 588 экспонатов. При подготовке к приему в музейную коллекцию был проведен визуальный осмотр, состояние предметов признано удовлетворительным, и в декабре 2013 г. архив был включен в коллекцию РОСФОТО под номером КП 381. Фотоматериалы были оцифрованы, цифровые копии размещены в Эйдотеке1

При очередном плановом осмотре архива в 2018 г. в целях профилактики впервые был обнаружен запах паров азотной кислоты, характерный для фотоматериалов на нитратной основе. Это послужило отправной точкой для углубленного изучения процессов деградации и их влияния на состояние изображений и одновременно актуализировало интерес к коллекции, как к уникальному материалу, хранящему информацию об истории развития фотоиндустрии и фотолюбительства конца XIX — начала XX в. Понимание этих процессов способствует сохранению музейных предметов, которые сами по себе являются артефактами технологического развития общества и, кроме того, хранят информацию, запечатленную в эмульсионном слое.

Целью комплексного исследования фотоматериалов являлась идентификация основы фотодокументов, определение степени их сохранности и условий безопасного хранения.

Историческая справка

Архив семьи Коссе

Архив негативных и позитивных изображений, изначально принадлежавший петербургскому ветеринарному врачу Карлу Ивановичу Коссе и его супруге Елизавете Густавовне Коссе, в 1930-2000-х гг., по-видимому, хранился у наследников. В начале 2010-х гг. архив поступил в один из антикварных магазинов, а затем, в 2013-м, был подарен Государственному музейно-выставочному центру РОСФОТО.

Архив состоит из 588 экспонатов, в их числе 5 стерео-негативов на стекле размером 4,5 х 10,7 см и 5 негативов на стекле формата от 12,0 х 15,5 см до 12,9 х 17,8 см. Основную часть архива составляют материалы на пленочной основе: 242 негатива и 201 стереонегатив с размером одиночного кадра 8,0 х 7,8 см. Дополняют собрание 50 позитивных стереопар на пленочной основе, 59 желатиносеребря-ных отпечатков с размерами кадров, соответствующими размерам одиночных негативов, и 22 позитивные стереопары, смонтированные на бумажной основе. Все сюжеты, запечатленные на фотоматериалах, неразрывно связаны

с историей семьи Карла Ивановича Коссе, который был не только успешным военным ветеринаром и состоятельным петербургским чиновником, но и классическим представителем увлеченного фотолюбителя начала ХХ в.

Карл Иванович Коссе родился 10 мая 1851 г. в семье Ивана Коссе (Jaan Kosse) и Марии (Mari Kosse) в поместье Ропко Лифляндской губернии. Учился в Дерптском ветеринарном институте и на ветеринарном отделении Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге. Служил ветеринарным врачом в лейб-гвардии Конном полку. В 1890 г. женился на Луизе Войнов (урожд. Louise Marie Arma Hedwig Woinoff), ставшей Елизаветой Густавовной Коссе (1872-1923). В первой половине 1890-х гг. был произведен в чин коллежского советника (соответствовал чину армейского полковника). В Санкт-Петербурге семья жила на 8-й линии Васильевского острова в доме № 37. В семье было четверо детей: дочь Мария Карловна, в замужестве Дорн (1891-1981), и три сына: Евгений Карлович (1893-1895), Николай Карлович (1896-?), Владимир Карлович (1897-1935). Вероятно, с конца 1890-х гг. семья Коссе владела дачей в Дудергофе, куда традиционно на маневры в летний военный лагерь выезжал лейб-гвардии Конный полк. После революции К. И. Коссе проживал в Петрограде по тому же адресу, продолжая работать ветеринарным врачом. В марте 1935 г. в возрасте 84 лет выслан в Тамбов, где и скончался в возрасте 85 лет [1, л. 443]. Художественная ценность и особое значение архива связаны с тем, что б0льшая часть кадров сделана самим Карлом Ивановичем Коссе. Доказательством этого являются часто встречающиеся изображения, на которых К. И. Коссе запечатлен в моменты нажатия на каучуковую грушу, приводящую в действие пневматический спуск затвора фотоаппарата. Примерами таких сюжетов в жанре автопортрета являются: КП 381/321, 381/322, 381/323, 381/383, 381/384, а также групповые постановочные снимки: КП 381/178, 381/ 211, 381/318, 381/347, 381/348, 381/391, 381/401, 381/403. Кроме того, на снимках запечатлены члены семьи и рода Коссе, знакомые и сослуживцы.

Стоит отметить тщательно обдуманное кадрирование большинства постановочных натурных стереоснимков, сделанных К. И. Коссе в соответствии с теорией построения перспективы в трехмерных стереоизображениях того времени. Г. Н. Буякович в своей книге «Стереоскопическая фотография» (1896) пишет: «Однако под перспективой мы будем в дальнейшем подразумевать последовательность предметов рядами или различно расположенных» [2, с. 34]; при этом под последовательностью предметов подразумевалась совокупность горизонтальной и вертикальной перспектив, из которых «...проистекает третье ощущение — воздушной перспективы. Под этим выражением артисты подразумевают чувство, ощущаемое глазом

Ил. 1. Карл Коссе. Участок Военно-Грузинской дороги на отрезке Пасанаури — Млеты. КП 381/049. Изображение со стереонегатива на пленке. 1903. © РОСФОТО

и не поддающееся точному определению. Она получается от взаимного воздействия светов и теней и от личной оценки» [2, с. 37].

Такая детальная проработка кадров свидетельствует об использовании фотографом во время съемок легкого складного штатива и устройства, позволяющего вносить временную задержку между нажатием на кнопку спуска затвора и его фактическим срабатыванием. В то же время для некоторых сюжетов, в которых К. И. Коссе выступает в качестве снимающегося, характерно наличие технических недостатков. Среди них: неправильное определение расстояния до объекта съемки, нерезкость изображения из-за неустойчивости фотокамеры, не вовремя нажатый спуск затвора, что свидетельствует о съемке «с рук» без применения автоспуска.

Следует отметить, что на подложке большинства негативов присутствуют надписи, нанесенные чернилами, включающие номер, место, год и, в некоторых случаях, указания на персонажей, на них изображенных. Например, в стереоматериалах архива, относящихся к 1904 г., встречаются такие надписи: «№ 185. В дер. Тойла у М. Сарапик 29.VI.1904», «№ 200. Семейство К. Коссе. 29.VIII.1904», «№ 205. Ив. Ив. и К. Ив. Коссе. 29.VIII.1904», «№ 194. Ив. Ив. Коссе. 28.VIII.1904», «№ 200. Семейство К. Коссе. 29.VIII.1904», «№ 222. Дом К. Ив. Коссе. 14.IX.1904», «№ 220. Все четыре лошади К. Коссе. 14.IX.1904».

Сопроводительные надписи позволили установить период создания негативов — 1902-1917 гг., а также места съемки: 1902 г. — Дудергоф; 1903 г. — Иматра; Кавказ (Кисловодск, Военно-Грузинская дорога, Тифлис); 1904 г. — Гельсингфорс, Нарва, Хутор Ольшаги Гдовского уезда Санкт-Петербургской губернии; станция Ермоловская Сестрорецкой дачной местности, Дудергоф; 1905 г. — Дудергоф, Волосово; 1906 г. — Санкт-Петербург, Висбаден, Дудергоф; 1907 г. — Крым (Севастополь, Балаклава, Алупка, Ялта, Гурзуф, Симеиз); 1908 г. — Сайменский канал, Иматра; 1909 г. — Крым (Бахчисарай,

Симеиз); 1910 и 1911 гг. — Гельсингфорс, Дудергоф; 1914 г. — Крым (Ливадия, Симферополь, Ялта, Алушта); 1917 г. — Санкт-Петербург.

Сюжеты снимков. Маршрут путешествия по Кавказу и Военно-Грузинской дороге, места остановок

Путешествие на Кавказ (1903 г.), по-видимому, первое предпринятое семьей с подросшими к этому времени детьми, детально запечатлено на стереонегативах. В то время подобные поездки становятся традиционными для жителей европейской части России. Маршруты путешествий описаны в многочисленных путеводителях, например в «Практическом путеводителе по Кавказу» Григория Москвича, настолько популярному, что к 1907 г. путеводитель был переиздан 11 раз. Возможно, К. И. Коссе использовал именно этот путеводитель в своем путешествии по Кавказу и Военно-Грузинской дороге (ил. 1).

Особенно подробно на негативах отражен путь по Военно-Грузинской дороге, целью которого стало посещение Тифлиса и Боржоми. Поездка началась во Владикавказе 22 августа 1903 г. и завершилась в начальном пункте 30 августа 1903 г. В ней участвовали четверо: Карл Иванович, Елизавета Густавовна, Мария Карловна и женщина, личность которой установить не удалось. Путешествие проходило с обязательными остановками на фотографирование. К. И. Коссе снимал своих спутников весьма разнообразно, не концентрируясь на портретах, а композиционно и гармонично вписывая их в окружающий пейзаж, будь то водопад у дороги, горный склон, живописный камень или горный поток. Часто вместе с членами семьи фотографируются кучера и деревенские жители. Заметно, что Карла Ивановича как фотографа больше всего привлекает пейзаж и раскрывающиеся перед ним панорамы горной местности завораживают его своей непрерывной изменчивостью. Особое значение для Коссе имеют фотографии лошадей. В таких сюжетах проявляются его профессиональные интересы, и он делает снимки

Ил. 2. Неизвестный автор. Карл Коссе на вершине горы Ай-Петри, Крым. КП 381/259. Изображение со стереонегатива на пленке. 1903 © РОСФОТО

в живом и динамичном жанре репортажа. Часть снимков по стилю схожи с экстерьерными фотографиями лошадей, сделанными им позже, в 1904 г., в Санкт-Петербурге у казарм лейб-гвардии Конного полка. Легкая, компактная фотокамера провоцирует на активные эксперименты съемки «с рук». В поездке по Кавказу К. И. Коссе пробует снимать и в движении, но максимальная скорость затвора часто не позволяет получить необходимую четкость изображения. Наряду с нерезкостью кадра и наклонным горизонтом из-за съемки без применения штатива, на негативах заметны следы засветок, возникавшие при перезарядке материала из-за неплотной намотки пленки, присутствует и наложение кадров — следствие неправильной перемотки пленки.

Экскурс в историю любительской стереофотографии в России. Основные ошибки при съемке и обработке

Первые исследования в области практической стереоскопии относятся к концу 1830-х гг. Их инициатором был англичанин Чарльз Уитстон, опубликовавший статью с изображениями зеркального стереоскопа, предназначенного для просмотра чертежей. После изобретения Дагером и Тальботом фотографических процессов возникла необходимость создания стереодагеротипов и калотипов. В 1849 г. Дэвид Брюстер создал линзовый стереоскоп, пригодный для просмотра дагеротипов. Один из таких стереоскопов был подарен королеве Виктории после

Всемирной выставки в Лондоне в 1851 г., что послужило началом увлечения трехмерными изображениями. Спустя год набор стереоскопов, представленных на выставке, был отправлен и русскому царю Николаю I. Первая стереоскопическая двухлинзовая камера Kinetoscope была запатентована в 1854 г. Затем в 1856 г. Джж. Б. Дансером была выпущена получившая коммерческий успех камера для мокрых и сухих пластин, и двухлинзовая система стала доминирующей. [3, p. 599]. В следующем десятилетии мода на стереоскопию пошла на спад. Однако в 1890-х гг. интерес к стереоскопии в среде фотолюбителей вновь возрос. В 1893 г. была выпущена камера Richard's Verascope, ставшая фаворитом среди состоятельных фотолюбителей, в том числе и в России [3, p. 601]. Стеклянные негативы из собрания Коссе могли быть сделаны такой камерой.

Один из фотоаппаратов, которым выполнено большинство стереоснимков, вероятно, был приобретен Коссе в начале 1900-х гг., поскольку существующая сквозная нумерация начинается 1902 г. На стереопаре КП 38У259 «№ 336. Крымъ. Видъ съ «Ай-Петри». 21.VIII.1907 г.» изображен мужчина в фуражке и кителе, сидящий на каменном склоне горы, в котором узнается повернувшийся к камере К. И. Коссе. На длинном ремне фотографа висит перекинутый через плечо вытянутый, похожий на футляр фотокамеры пенал с замком (ил. 2).

Фотокамера для получения стереоснимков заряжалась фотопленкой с шириной кадра 8,4 см и размером изображений 8,0 х 8,0 см. Большая часть негативов имеет ширину 8,4 см. Вариации длины негативной стереопары значительны и составляют от 16,0 до 22,3 см. Встречаются негативы длиной 16,5, 16,7, 17,5, 17,7, 17,9, 18,0 и 21,0 см. Этот факт позволяет предположить, что в камере использовалась не листовая пленка в кассетах, а роликовая с защитным бумажным ракордом, что косвенно подтверждается наличием полукруглых и конических пятен засветки по краям некоторых пленок. Неплотно намотанный на катушку отснятый фотоматериал, вынутый на свету из камеры для замены пленки, сразу же подвергался паразитной засветке через щели между пленкой и ракордом.

Примером стереокамеры с роликовой пленкой типа 101 (3 1/4 дюйма или 8,3 см) является модель Stereo Weno, сконструированная фирмой Blair Camera Company в Рочестере (США). В 1902 г. расположенное в Санкт-Петербурге на Малой Конюшенной представительство фирмы «Кодак» разместило в двух номерах (№ 2 и 3) ежемесячного журнала «Фотограф-любитель» рекламные сведения о поступлении в продажу новой модели стереокамеры. Реклама извещала: «Stereo Weno компактна и портативна. Она легко переносится в руках или же помещается в карман пальто, притом она имеет специальный удобный размер и формат для переноски на велосипеде. Она снабжена парными лучшего качества быстрорабо-тающими апланатическими объективами с ирисовой диафрагмой, которые урегулировываются рычагом. Оба затвора всегда заведены и приводятся одновременно в действие посредством пневматической груши или рычага... <...> Аппарат заряжается обыкновенной пленкой складного карманного Кодака № 3 на 12, 6 или 4 (двойные по два) снимка. Цена только 54 руб.» (ил. 3).

Известный писатель, член Петербургского фотографического общества Николай Евграфович Ермилов в 1906 г. в предисловии к «Практическому руководству к стереоскопической фотографии для любителей» пишет о развитии любительской фотографии: «Широкое и быстрое развитие любительской фотографии за последние два десятилетия объясняется не только тем, что приемы

Удивительно эффектно!-Чрезвычайно рельефно?

Stereo Weno

камера, заряжающаяся при дневномъ евЪтЁ пленкой КОДАКЪ и дающая стереоскопические снимки.

S tan» W«iHt коатанпа в портативна. Она дета подносится въ рукаяь пли же вон+.-щ4стся oí Ktpuaot пщ притоигъ ora mrien ыицйиьпый добвый рззмйръ и формап. для переносив па велосипед*. Она свдбжев* парныия лучимго качества бнстодабоодщинц апла-ваттесквви оСъективамв съ врииовой д1афрагмра, которые уp«yiнроввв*ЮТйа рычагмгь. Oía аатвор» всегда гаведвиы и приводятся одновременно въ дЬйктв!е иосрсдствош пнйшатнческой груши ял и рычаги. Снвмкн устляавллвлюгся па фокусъ оть (» футовг до ^езконсшмти но тщательно выверенной taxait. Аиплратъ IV ni о заряжается обыкновенной шейкой СКЛАДНОГО КАРМАННАГО КОДАКА Л 3 на 12, С или 4 («двойныя по два.) снимка.

Цъна только 54 руб.

У всЬх'ь торговцев^ какъ u у

Акщонерной жтш [KIJi Fil [1И въ Лондон^

С.-Птрбдогъ, Бмыщя Кошюши. L (Носова, Петрова, д, (Чихолцовыхъ.

Ил. 3. Реклама в журнале «Фотограф-любитель» № 2, 1902 г. [без номера страницы]

фотографического дела и фотографические аппараты упрощены, а последние и удешевлены, так что фотографическое дело сделалось общедоступным спортом; оно объясняется главным образом тем, что результаты этого спорта — фотографические снимки — легко достижимы и представляют для фотографа-любителя большой интерес, так как оставляют на долгие годы, если не навсегда, точный и часто художественный мотив для воспоминаний как о близких и знакомых лицах, так и о тех или иных местностях, которые почему-либо привлекли внимание фотографа-любителя» [4, с. 3]. К этому времени Карл Иванович Коссе уже делает от 200 до 350 стереонегативов в год, став настоящим профессионалом.

История изобретения и применения нитратных материалов в фотографии

Изучение и сопоставление стереопар 1902 г., с которых хронологически начинается архив, позволило рассортировать негативы, отличающиеся по толщине, контрастности, оптической плотности и наличию дефектов эмульсионного слоя, на две группы. Материалы первой группы не имеют видимых изменений — кадры, полученные с использованием тонких пленок, смазаны и имеют низкий контраст. Более толстые негативы — контрастные, оптически плотные, отличаются хорошей резкостью, на них заметны неровности поверхности пленки, а на эмульсии присутствуют области металлизации. Вероятнее всего, отличия связаны с технологией производства и чувствительностью пленки. Толщина

пленки зависит от количества слоев и их толщины, на ил. 4 представлено строение типичной черно-белой негативной фотопленки.

Основа (подложка) негативной фотопленки различается по типу используемого материала — нитрата целлюлозы, ацетата целлюлозы или полиэфирных соединений. С одной стороны (матовой) расположен внешний эмульсионный слой (фотоэмульсия) — коллоидная смесь микрокристаллов серебра в желатине, образующая светочувствительный слой. Под ним находится подслой, состоящий из задубленной желатины, инертный по отношению ко всем компонентам эмульсионного слоя и необходимый для обеспечения хорошей адгезии эмульсии с подложкой. С противоположной (глянцевой) стороны находится противоскручивающий желатиновый слой (контрслой) [5, с. 380-382; 6, с. 62].

В качестве основы с 1889 по 1920 г. использовался исключительно целлулоид (нитрат целлюлозы, содержащий пластификаторы). Позднее, в 1920 г., был изобретен ацетат целлюлозы, в 1930-м — диацетат целлюлозы, в 1947-м — триацетат целлюлозы, а с 1955 г. по настоящее время используются полиэфиры.

Промышленное производство целлулоида началось в первой половине 1870-х гг., когда Джон Уэсли Хайат предложил использовать твердую смесь пероксилина с камфорой, спрессованной в лист и дополнительно обработанной эфиром (Patent No. 50,359, US). В 1902 г. журнал «Фотограф-любитель» размещает статью под названием «Целлулоид и его свойство» переведенную из французского журнала Le Moniteur de la photographie. В статье подробно описывается технология изготовления целлулоида и способы его адаптации для производства фотопленок: «Фабрика выпускает целлулоид в виде пластин толщиною в 12 до 15 см; листы же получаются от него уже последующей обработкой. Целлулоид растворяется в смеси алкоголя с серным эфиром или уксуснокислом амиле, давая сиропообразный раствор, годный для склейки целлоидиновых предметов. Эта, вторая именно, обработка его в листах и дает то, что имеется в торговле, для изготовления из него пленок и предметов» [7, с. 448]. Для предупреждения несчастных случаев при работе с огнеопасным материалом в статье описываются особые свойства целлулоида: «...при + 80 °C он размягчается и разлагается, при + 130 °C, на воздухе, он легко зажигается и, сгорая, оставляет осадок угля; доведенный до высокой температуры, но не зажженный, он взрывается от удара или толчка» [Там же].

Американский профессор и фотограф Кэрролл Неблит также пишет в пятом издании книги «Фотография ее материалы и процессы», базовой для научной фотографии СССР, вышедшей в 1958 г: «Нитроцеллюлоза в течение многих лет была наиболее подходящим материалом для основы пленки, но она обладает сравнительно малой химической стабильностью и легко воспламеняется. По этим причинам она постепенно заменяется так называемой негорючей основой, изготавливаемой из трудно воспламеняемых и медленно горящих эфиров целлюлозы» [8, с. 207-226]. Это высказывание констатировало не только завершение длительного периода использования нитроцеллюлозы в фотографии, но и начало нового периода борьбы за сохранение и консервацию оставшихся нам в наследство уникальных фотоматериалов на нитратной основе. Со временем количество новых исследований и публикаций, связанных с этим типом основы, уменьшается, особенно в России, и, как правило, носит упрощенный, рекомендательный характер. В качестве главной цели на первый план выходит сохранение информации в цифровом виде.

Ил. 4. Схематическое изображение многослойной черно-белой негативной фотопленки

Методы исследования

Нормативные документы и требования к условиям хранения пленок, методики определения степени стабильности нитропленок

Как правило, все фотодокументы отличает повышенная чувствительность к свету, экстремальным колебаниям температуры и влажности. Поэтому к способам консервации и реставрации фотодокументов, а также к условиям их хранения предъявляются особые требования. Наиболее важным и первоочередным этапом исследования является определение основы материала.

В 1983 г. Научно-исследовательским центром технической документации СССР (РГАНТД с 1996 г.) была разработана «Инструкция по обеспечению сохранности кинофотофонодокументов на нитрооснове в государственных архивах», которая включала методику определения стабильности нитроосновы (по РТМ 19-8780) [9]. Согласно инструкции, определение типа подложки (основы) документа может быть выполнено следующими двумя методами:

1. По растворимости в органических растворителях, таких как хлороформ (СНС13) и метиленхлорид (СН2С12). Нитроцеллюлоза не изменяется под действием растворителя, в отличие от ацетата целлюлозы, на поверхности которого под действием растворителя остается матовое пятно.

2. По характеру горения. Нитрат целлюлозы легко воспламеняется, быстро сгорает и имеет характерное пламя желтого цвета. Кроме приведенных в инструкции тестов, на практике широко применяются и другие методы определения основы, каждый из которых имеет свои

требования и ограничения. Наиболее часто используют следующие два метода: поплавковый тест и микрохимический тест с дифениламином [10].

Поплавковый тест основан на различии в плотностях материалов основы. Нитрат целлюлозы имеет более высокую плотность по сравнению с полиэфиром и ацетатом целлюлозы, поэтому эти полимеры по-разному ведут себя в растворах. Результаты теста трудно интерпретировать, требуется наличие референтной базы материалов различной степени сохранности. Существенно, что данный тест является разрушающим для исследуемых единиц хранения [10].

Микрохимический тест проводится с раствором 0,5 % дифениламина в 90 %-ной серной кислоте. Появление сине-фиолетового окрашивания свидетельствует о присутствии нитрата целлюлозы. Для проведения теста требуется нарушение целостности исследуемого объекта и соблюдение повышенных мер безопасности [11].

Важным аспектом исследования является изучение стабильности негативных фотодокументов. Метод определения стабильности негативных фотодокументов в соответствии с РТМ 19-87-80 изложен в «Инструкции по обеспечению сохранности кинофотофонодокументов на нитрооснове в государственных архивах» [9]. Метод является разрушающим, имеет высокую трудоемкость и требует отдельного помещения, оборудованного вытяжкой.

В 2007 г. РГАНТД был разработан и внедрен в практику работы архивов России и стран СНГ неразрушающий метод исследования стабильности нитроосновы негативных фотодокументов, который позволяет по величине диэлектрических потерь без нарушения целостности образца характеризовать состояние сохранности единиц хранения.

Определение состояния нитроцеллюлозной основы при помощи индикаторного экспресс-метода

Состояние нитроцеллюлозной основы Цвет индикаторных полосок «АГФ-нитро Ц» Периодичность контроля

Стабильное Ярко-желтый, не отличимый от цвета исходных полосок Повторный контроль с применением экспресс-метода через 2 года

Начало деструкции Желто-оранжевый Повторный контроль с применением экспресс-метода через 1 год

Деструкция Красный или лиловый Визуальный контроль на световом столе для реставрации

Однако в ходе практического применения был выявлен ряд недостатков, таких как необходимость длительного (до 10 суток) кондиционирования и неустойчивость работы установки, что не позволяло достоверно определять стабильность единиц хранения и вовремя удалять (изолировать) взрывоопасные объекты из хранилища.

Поэтому в дальнейшем были разработаны «Рекомендации по условиям хранения и применению индикаторного экспресс-метода оценки стабильности кинодокументов на нитроцеллюлозной основе в государственных архивах» [12].

В «Рекомендациях» приведены требования к организации и условиям хранения документов, порядку и содержанию контроля за их состоянием. Представлена методика экспресс-контроля стабильности нитроцеллюлозы, основанная на использовании индикаторных полосок «АГФ-нитро Ц», которая позволяет судить об общем количестве выделяющихся оксидов азота. Периодичность контрольного осмотра состояния сохранности регулируется «Рекомендациями» [12] (табл).

Возможные стадии деградации пленок нитроцеллюлозы и состояние сохранности описаны в различных литературных источниках. Например, предложена следующая классификация [13]:

Стадия деградации 1: цвет основы пленки может изменяться до светло-янтарного; присутствуют признаки угасания изображения; может ощущаться неопределенный запах по ГОСТ 22387.5-77; наблюдаются участки металлизации поверхности (реакция серебряного зеркала).

Стадия деградации 2: насыщенный янтарный цвет негатива, размягчение эмульсии, вследствие чего негатив может стать липким; основа пленки теряет пластичность и становится хрупкой; слабый запах паров азотной кислоты.

Стадия деградации 3: негатив темно-янтарного цвета, обширная металлизация поверхности, часто с радужным эффектом, расслоение, появление пузырьков, содержащих соединения азота между пленочной основой и эмульсией; основа пленки очень хрупкая, умеренный запах паров азотной кислоты.

Стадия деградации 4: растекание эмульсии по поверхности подложки, возможно склеивание слоев или соседних негативов, поверхность изображения легко повреждается, сильный запах азотной кислоты.

Стадия деградации 5: деградация эмульсионного слоя с образованием желто-коричневого порошка, потеря эластичности вплоть до разрушения пленки и ее распада на отдельные фрагменты, очень сильный запах азотной кислоты.

На последних стадиях деградации пленка может самовоспламениться при повышенных температурах или вблизи источников тепла.

Следует отметить, что все перечисленные методы идентификации типа пленок и определения их состояния, за исключением индикаторных тестов, нарушают целостность негативных фотоматериалов, что нежелательно при исследовании музейных фондов. Кроме того, для получения достоверных результатов о стабильности материалов с помощью экспресс-контроля требуется одновременно исследовать большой массив документов из-за низкого предела чувствительности метода, и в этом случае трудно оценить сохранность каждой пленки в отдельности. Поэтому необходим поиск альтернативных возможностей исследования основы негативных фотопленок и определения их состояния сохранности.

3500 3000 2500 2000 1500 1000

Волновое число, см"1

Ил. 5. Инфракрасные спектры поглощения: а — спектр поглощения нитроцеллюлозы, б — исходный спектр отражения негатива КП 381/076, в — спектр поглощения негатива КП 381/008 после применения преобразования Крамерса — Кронига (ККТ)

Определение типа основы и состояния сохранности фотодокументов

Материалом для лабораторного исследования стала выборка из loo стереонегативов из архива семьи Коссе (КП 381/001-381/100).

Инфракрасная спектроскопия широко применяется для исследования полимерных материалов, является перспективным методом для изучения сохранности фотографических пленок и может быть использована в качестве неразрушающего и бесконтактного метода для достоверного определения типа основы негативов [14].

Инфракрасные спектры были получены на ИК-микроскопе Lumos-II (Bruker), в режиме отражения, на детекторе TE-MCT (Thermo electrically Cooled Photoconductive HgCdTe), в области от 4 000 до 650 см1, с разрешением 4 см-1, усреднение спектров проводилось по 256 сканированиям. Спектры негативных фотопленок регистрировались без предварительной подготовки образцов. В ходе экспериментов установлено, что наилучшие результаты были получены при регистрации спектров со стороны контрслоя в режиме зеркального отражения.

По данным ИК-спектроскопии, все исследуемые негативные фотодокументы изготовлены с использованием нитроцеллюлозы. Для примера на ил. 5 приведен спектр отражения негатива 381/008/19475.

Спектры, полученные в режиме зеркального отражения, обработаны с использованием программного обеспечения OPUS 8.5.29 (Bruker), с применением преобразования Крамерса — Кронига по оптической плотности. На ил. 5 приведен эталонный спектр поглощения

Ил. 6. Примеры негативов, находящихся на различных стадиях деградации: а) КП 381/008, б) КП 381/032, в) КП 381/020, г) КП 381/007 © РОСФОТО

в области 1282 см1. Для идентификации основы в виде нитрата целлюлозы в спектрах отражения используется полоса 843 см-1 [14].

Определение типа основы негативного фотодокумента позволило изучить состояние сохранности с использованием индикаторных полосок согласно рекомендациям [12]. Исходя из полученных результатов, можно утверждать, что все исследованные негативы не имеют характерного едкого запаха паров азота и находятся в начальных стадиях деградации, о чем свидетельствует желто-оранжевый цвет тестовой индикаторной полоски.

Сохранность пленок также изучалась визуально с исследованием негативных фотодокументов в отраженном и проходящем свете на световом столе, а кроме того, с использованием методов оптической микроскопии.

Стоит отметить, что в 2013 г. все негативы были оцифрованы в формате черно-белого позитивного изображения, что привело к потере отправной точки визуального мониторинга процессов, непрерывно происходящих в нитратной основе и влияющих на состояние эмульсионного слоя.

Примеры негативов, находящихся на различных стадиях деградации, представлены на ил. 6.

Изучение морфологических характеристик негативов проводилось с использованием микроскопа MZ16 (Leica).

В качестве морфологических признаков исследовались:

— пятна и царапины, отпечатки пальцев, дефекты и повреждения, в том числе нарушение сохранности эмульсионного слоя (ил. 7а-7г);

— изменение тональности — наличие участков, различающихся по яркости/контрастности, изменение распределения яркости (оптических плотностей), связанное с угасанием негативов (ил. 7Э);

— изменение цветовой гаммы — наличие пожелтевших участков (ил. 7е);

— наличие металлизации со стороны эмульсионного слоя, так называемая реакция серебряного зеркала (ил. 7^);

— наличие ретикуляции участков с отслоением фотографической эмульсии и деформации (растрескивания) эмульсионного слоя, образование пузырей (ил. 73-7К).

Следует подчеркнуть, что даже самые хорошо сохранившиеся пленки на основе нитроцеллюлозы сейчас находятся как минимум на первой стадии деградации. Исходя из совокупности полученных признаков и характеристик, перечисленных выше, исследованные пленки были разбиты на группы в соответствии с их состоянием сохранности, например: 381/008 (ил. 6а) — стадия деградации 1; 381/032 (ил. 6б) — стадия деградации 2; 381/020 (ил. 6s) и 381/007 (ил. 6г) — стадия деградации 3 (рекомендуется отдельное хранение).

г

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нитроцеллюлозы (я), исходный спектр отражения негатива 381/076/19475 (б) и спектр поглощения после применения преобразования ККТ (в).

Полосы поглощения в области 1654, 1282 и 843 см-1 относятся к колебаниям нитрата целлюлозы vas(NO2), vs(NO2) и v(NO) соответственно [15; 16]. Кроме того, полосы поглощения в области 1654 см-1 и 1554 см-1 (Амид I и Амид II соответственно) связаны с наличием желатины в составе контрслоя, подслоя и эмульсионного слоя. Стоит отметить, что типичные полосы поглощения для желатины не только доминируют в спектре, но и перекрывают характеристическую полосу поглощения нитрата целлюлозы в области 1654 см-1. Другой отличительной особенностью является отсутствие полосы поглощения

Заключение

Детальное изучение негативов К. И. Коссе стало толчком к их углубленному изучению с точки зрения эстетической и исторической значимости коллекции. В процессе исследования были рассмотрены технические возможности фотографов-любителей конца XIX — начала XX в. в России.Следует отметить, что оцифровка фотоматериалов даже при соблюдении требований к передаче высочайшей четкости, градаций серого и глубины цвета сканируемого изображения, позволила переосмыслить потенциал цветного изображения как основы для подготовки научно-популярных экспозиций, представляющих весь спектр фотографических процессов в их историческом и современном развитии.

и

Ил. 7. Микрофотографии дефектов негативов: отпечатки пальцев (а), царапины (б), пятна и дефекты эмульсионного слоя (а), нарушение сохранности эмульсионного слоя (г), изменение тональности, угасание (3), изменение цветовой гаммы (е), наличие металлизации со стороны эмульсионного слоя (ж), отслоение эмульсионного слоя (з), растрескивание эмульсионного слоя (и), образование пузырей (к)

з

к

Комплексные исследования, проведенные с помощью современных аналитических методов, включающих оптическую микроскопию и инфракрасную спектроскопию, дали возможность провести идентификацию основы без нарушения целостности единиц хранения музейной коллекции и уйти от применения микрохимических методов, результаты которых к тому же не являются однозначными и трудны в интерпретации.

Изучение 100 единиц хранения 1903 г. — черно-белых негативных фотодокументов из собрания К. И. Коссе — без проведения какой-либо пробоподготовки привело к следующим выводам:

— однозначно уставлено, что все исследуемые негативы имеют нитроцеллюлозную основу и находятся на начальных стадиях деградации (от первой до третьей), о чем свидетельствует цвет индикаторных полосок. Состояние сохранности оценивалось в соответствии с «Рекомендациями по условиям хранения и применению индикаторного экспресс-метода оценки стабильности кинодокументов на нитроцеллюлозной основе в государственных архивах», что невозможно было сделать без предварительного определения типа основы негативного фотодокумента;

— по результатам исследования можно рекомендовать оптимальные условия хранения фотоматериалов, установить периодичность проведения обязательного мониторинга с целью своевременного изолирования опасных экспонатов в соответствии с требованиями нормативных документов.

Литература

1. Алфавитный указатель жителей Петрограда на 1917 год. ГАРФ. Ф. Р-8409. Оп. 1. Д. 1447.

2. Буякович Г. Н. Стереоскопическая фотография: сост. по Donnadieu Г. Н. Буякович. СПб.: Эггерс и К°, 1896. 111 с. (Фотографическая библиотека; 5).

3. Lenman, R. Oxford Companion to the Photograph. New York: Oxford University Press, 2005. 769 p.

4. Ермилов Н. Е. Практическое руководство стереоскопической фотографии для любителей. СПб.: тип. Ц. Крайз, 1906. Вып. 3. 45 с.

5. Иофис Е. А. Фотокинотехника. М.: Советская энциклопедия, 1981. 449 с.

6. Редько А. В. Основы фотографических процессов. СПб.: Лань, 1999. 512 с.

7. Целлулоид и его свойство // Фотограф-любитель. СПб.: тип. товарищества «Общественная польза», 1902. № 12. С. 448-450.

8. Неблит К. Б. Фотография ее материалы и процессы. М.: Искусство, 1958. 673 с.

9. Главное архивное управление при Совете министров СССР. Научно-исследовательский центр технической документации СССР. Инструкция по обеспечению сохранности кинофотодокументов на нитрооснове в государственных архивах СССР. 1983. URL: https:// gosthelp.ru/text/Instrukciyapoobespecheniy.html (дата обращения: 08.08.2022).

10. Fischer, M, Robb, A. Guidelines for Care and Identification of Film Base Photographic Materials // Topics in Photographic Preservation. 1993. Vol. 6. P. 134-135. URL: https://resources.culturalheritage.org/pmgtopics/1995-volume-six/06_14_Robb.html (accessed 08.08.2022).

11. Scott Williams, R. The diphenylamine spot test for cellulose nitrate in museum objects // Canadian Conservation Institute Notes 17/2. 1994. URL: https://www.canada.ca/en/conservation-institute/ services/conservation-preservationpublications/ canadian-conservationinstitute-notes/diphenylamine-test-cellulose-nitrate.html (accessed 08.08.2022).

12. Росархив, РГАНТД, РГАКФД. Рекомендации по условиям хранения и применению индикаторного экспресс-метода оценки стабильности кинодокументов на нитроцеллюлозной основе в государственных архивах. 2007. URL: https://rusarchives.ru/met-rekomendacii/rekomendacii-po-usloviyam-hraneniya-i-primeneniyu-indikatornogo-ekspress-metoda-ocenki-stabilnosti-kinodokumentov#razd-6 (дата обращения: 08.08.2022).

13. NPS Museum Handbook, Part 1: Museum Collections. US Department of the Interior. National Park Service. 1999. URL: https://www.nps.gov/museum/publications/MHI/ mushbkI.html (accessed 08.08.2022).

14. Carter, E, Swarbrick, B, Harrison, T, Ronai, L. Rapid identification of cellulose nitrate and cellulose acetate film in historic photograph collections // Heritage Science. 2020. Vol. 8 (51). URL: https://heritagesciencejournal. springeropen.com/articles/10.1186/s40494-020-00395-y (accessed 22.08.2022).

15. Quye, A., Littlejohn, D., Pethrick, R.A., Stewart, R.A. Investigation of inherent degradation in cellulosenitrate museum artefacts // Polymer Degradation and Stability. 2011. Vol. 96. P. 1369-1376.

16. Pereira, A., Candeias, A., Cardoso, A., Rodrigues, D., Vandenabeele, P., Caldeira, A. T. Non-invasive methodology for the identification of plastic pieces in museum environment — a novel approach // Microchemical Journal. 2016. Vol. 124. P. 846-855.

1 Уникальная система хранения цифровых музейных объектов и другого мультимедийного контента, разработанная сотрудниками РОСФОТО. URL: https://rosphoto.org/science-department/eidotheque/ (дата обращения 03.08.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.