УДК 77 + 930
А. В. Дунаева
Краткий обзор коллекции фотографий скульптора Н. А. Андреева из собрания Н. Н. Померанцева (из архива ВХНРЦ имени академика И. Э. Грабаря)
Осенью 2019 г. в ходе научно-технической обработки архивных документов из личного фонда Н. Н. Померанцева, хранящихся в архиве Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря (ВХНРЦ), была выявлена уникальная коллекция негативов и диапозитивов скульптора Н. А. Андреева. Фотоматериалы поступили на хранение в архив ВХНРЦ в 1986 г. в составе личного архива заслуженного деятеля искусств РСФСР Николая Николаевича Померанцева (1891-1986) и до настоящего времени не были атрибутированы. В результате изучения данной коллекции определено, что автором фотоснимков является известный скульптор Николай Андреевич Андреев (1873-1932). Коллекция фотоматериалов скульптора Н. А. Андреева из собрания Н. Н. Померанцева насчитывает 234 экспоната (188 единиц хранения и 46 приложений). В состав коллекции входят черно-белые стереопары (диапозитивы, негативы и фотоотпечатки на стекле) в количестве 71 шт., выполненные в 1909 — начале 1910-х гг. и в 1920-е гг.; цветные диапозитивы на автохромных пластинах 1910-х гг. в количестве 103 шт. (в основном это стереопары, из них 4 шт. с утраченным изображением); негативы на стекле 1900-х гг. и 1920-х гг. в количестве 9 шт.; негативы на пленке 1920-1932 гг. в количестве 5 шт. и 46 коробок от фотопластин начала XX в. (из них большая часть с авторскими аннотациями).
До начала обработки материалов негативы и диапозитивы хранились в разрозненном виде в коробках от фотопластин фирм Ilford, A. Lumiere & Ses Fils, Lumiere &
)оид1а, Societe Ьит1еге. На 40 коробках сохранились аннотации Н. А. Андреева к снимкам 1909 — начала 1910-х гг. и пометы в виде полос и крестов. Большая часть авторских надписей выполнена чернилами и графитным карандашом на бумажных листах, приклеенных к нижней стороне коробки, а также уточняющие надписи нанесены графитным карандашом на самой коробке. В аннотациях Н. А. Андреева указаны сюжеты снимков и инициалы изображенных моделей, например «К. К.», «Е. А. К.», «М. К.» и др.,1 на нескольких коробках записаны фамилии моделей: «Лена Маршева», «Савинская». Место и время съемки обозначены на 8 коробках: «Волнянки 1909-10», «Волнянки 1912», «Волн. 1912», «Волнянки», «у мастерской», «в Дарьине», «в Михалкове», «аллея в Дарьине».
В процессе обработки материалов фотографии Н. А. Андреева были атрибутированы, разобраны по видам фотодокументов, систематизированы по хронологическому принципу и описаны в 3 описях. В первую опись вошли негативы на стекле 1900-х гг. и 1920-х гг., негативы на пленке 1920-1932 гг. и фрагмент коробки от фотопластин [1]. Во вторую опись включены черно-белые стереоскопические фотопластины 1909 — начала 1910-х гг., 1920-х гг. [2], в третью опись вошли цветные диапозитивы на автохромных пластинах 1910-х гг. [3]. К описям составлены именной и тематический указатели. Основную часть собрания фотоматериалов Н. А. Андреева составляют стереопары (черно-белые и цветные), которые на основании авторских надписей на коробках («1909-10», «1912») и письменных архивных документов, хранящихся в Отделе
Ил. 1. Н. А. Андреев. Имение Волнянки в Тверской губернии. Групповой портрет. В 1-м ряду, справа налево: 1 — И. А. Кузнецова; 2 — Т. П. Балавинская; 3 — Е. А. Кост; 4 — Л. А. Андреева. Во 2-м ряду, справа налево: 1 — М. П. Гортынская; 5 — М.А.Кост. 1909 — нач. 1910-х. Диапозитив ч/б на стекле. Стереопара. 4,4 х 10,5 х 0,05. Архив ВХНРЦ. Ф. 2. Оп. А-2. Ед. хр. 2. © ФГБУК «ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря»
Ил. 2. Н. А. Андреев. Портрет М. П.Гортынской в лесу близ имения Волнянки. Нач. 1910-х. Цветной диапозитив на автохромной пластине. Фрагмент стереопары. 4,5 х 4,3 х 0,12. Архив ВХНРЦ. Ф. 2. Оп. А-3. Ед. хр. 8. © ФГБУК «ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря»
рукописей Государственной Третьяковской галереи, можно датировать 1909 — началом 1910-х гг. Черно-белые стереопары представлены в коллекции в двух форматах: это пластины размерами 4,4 х 10,7 и 5,8 х 12,9. Цветные диапозитивы на автохромных пластинах представляют собой в основном стереопары в авторской обклейке размерами 4,4 х 10,7 и 5,9 х 12,9. Они состоят из автохромных пластин (из двух квадратных пластин с изображением и средника) и защитного стекла, скрепленных бумажными полосами. На некоторых цветных диапозитивах имеются авторские аннотации, содержащие сведения о параметрах фотосъемки с указанием числа, месяца, времени суток и значения диафрагмы объектива. На 13 цветных диапозитивах авторские надписи выполнены на бумажных листах, приклеенных к фотопластине, на 4 фотопластинах надписи нанесены путем процарапывания эмульсионного слоя.
Самые ранние стереофотографии Н. А. Андреева — черно-белые, выполненные в 1909 г. Из письма Н. А. Андреева от 1909 г. и воспоминаний его жены, Марии Петровны Гортынской (1883-1973), известно, что стереоскопический фотоаппарат вераскоп скульптор приобрел в 1909 г. во время летнего отпуска в Париже. О покупке стереофотоаппарата Н. А. Андреев сообщил И. С. Остроухову в письме, отправленном в июне 1909 г. из Парижа: «Купилъ у Ришара вераскопъ, искушался купить приспособлеше // къ нему для цветных снимковъ — раздумалъ. Не хочу цветной фотографiей увлечься — а занятно, жаль только что очень на трехцветную литографш похоже.» [4, л. 1— 1 об.]. По возвращении в Москву из европейской поездки Н. А. Андреев приобрел стереоскоп, о чем он написал в письме М. П. Гортынской в конце июля 1909 г.: «Сижу безвыходно въ красном свете — проявляю и печатаю. Пожелтелъ (по крайней мере концы пальцев оранжевые). Вчера соблазнился и купилъ аппаратикъ для "смотренiя" для позитивов на 24 штуки. Очень смешно выходит. — Передъ мной проходятъ дней ряд...» [5, л. 4].
Цветной фотографией Н. А. Андреев начал заниматься в 1910 г. Из письма Н. А. Андреева к М. П. Гортынской: «Снимаю много цветною фотогр. есть удачныя. Показывалъ Остроухову - в восторге. Хочетъ завести себе. Пусть похо-дитъ съ черными пальцами. Чертъ. Иногда по вечерам
мой ангел хранитель кротко и счастливо // улыбается: — я сижу один. — въ руках бумажная ленточка и стеклышки, я их склеиваю а потомъ смотрю на огонекъ.» [6, л. 1 об. — 2]. Из письма Н. А. Андреева к И. С. Остроухову, датированного 26.09.1911: «А я все лето цветной фотографiей — есть очень удачные.» [7, л. 2].
Ценным источником сведений для изучения фотографий Н. А. Андреева являются мемуары М. П. Гортынской, хранящиеся в Отделе рукописей Государственной Третьяковской галереи [8; 9]. Составленные на основании ее личных наблюдений и воспоминаний, они содержат биографические подробности, связанные с творчеством скульптора, описание многих событий и людей, запечатленных на его фотоснимках.
По сюжетам фотосъемки фотоматериалы Н. А. Андреева из собрания Н. Н. Померанцева образуют следующие тематические группы.
1. Семейные фотоснимки с портретами родственников, друзей Н. А. Андреева и его супруги М. П. Гортынской, выполненные в имении Т. П. Балавинской Волнянки, расположенном близ Торжка (черно-белые и цветные диапозитивы 1909 — начала 1910-х гг.). На фотопластинах можно видеть главный дом имения, построенный в год рождения М. П. Гортынской — в 1883 г.2, портреты сестры Н. А. Андреева — Лидии Андреевны Андреевой, портреты двоюродной бабушки М. П. Гортынской — Татьяны Петровны Балавинской, урожденной Олениной, портреты няни М. П. Гортынской — Ирины Алексеевны Кузнецовой (ил. 1). На фотографиях запечатлены сцены из жизни в усадьбе Волнянки, описанные в мемуарах М. П. Гортынской, в частности, игра в «итальянскую лапту» на площадке перед главным домом (ил. 3), собирание грибов и ягод в окрестных лесах (ил. 2) и др.
2. Портреты родственников, друзей, знакомых М. П. Гортынской и Н. А. Андреева (негативы на стекле 1900-х гг., черно-белые и цветные диапозитивы 1909 — начала 1910-х гг.). Среди них портреты артистов театра-кабаре «Летучая мышь» на железнодорожной платформе Тарасовская Ярославского направления (ил. 4) и в мастерской скульптора, портреты Марии Александровны
Фотография. Изображение. Документ. Вып. 12 (12)
Ил. 3. Н. А. Андреев. Имение Волнянки в Тверской губернии. Игра в «итальянскую лапту» на площадке перед домом. 1909 — нач. 1910-х. Диапозитив ч/б на стекле. Фрагмент стереопары. Архив ВХНРЦ. Ф. 2. Оп. А-2. Ед. хр. 6. © ФГБУК «ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря»
Кеворковой-Тарасовой, Марии Петровны Гортынской, Клавдии Михайловны Закхеевой, Марии Андреевны и Екатерины Андреевны Кост и др. В коллекции есть серия портретных снимков, сделанных во дворе мастерской скульптора Н. А. Андреева в Москве в Б. Афанасьевском пер., в том числе и портрет самого скульптора (цветные диапозитивы на автохромных пластинах 1910-х гг.).
3. Лесные пейзажи в окрестностях имения Т. П. Балавинской Волнянки в Тверской губ. (черно-белые стереопары и цветные диапозитивы 1909 — начала 1910-х гг.).
4. Постановочные снимки с обнаженными моделями на фоне природы. Этюды на темы: «Вакханка», «Купание девушек в ручье», «Девушки на лесной поляне». Этюд к работе Н. А. Андреева «Девушка в мордовском костюме». Этюды с натурщицами в туниках на фоне природы. Среди этих снимков отдельную серию составляют этюды с обнаженными натурщицами в лесу близ имения Волнянки, где моделями служили М. П. Гортынская, М. А. и Е. А. Кост и др. (черно-белые и цветные диапозитивы 1909 — начала 1910-х гг.). Значительную часть коллекции составляют цветные диапозитивы 1910-х гг. с постановочными снимками на тему «Девушка в лесу», на которых изображена обнаженная М. П. Гортынская.
5. Постановочные снимки с танцовщицами в туниках (черно-белые стереопары 1909 — начала 1910-х гг.). В этой группе черно-белых стереопар отдельную серию составляют снимки с танцующей Е. А. Маршевой3.
6. Постановочные снимки с обнаженными натурщицами (черно-белые стереопары 1909 — начала 1910-х гг.).
7. Негативы на стекле и пленке 1920-1932 г. с изображением скульптурных работ Н. А. Андреева. В коллекции представлены один стереонегатив на стекле размерами 5,8 х 12,9 х 0,1 см с видом на модель скульптуры А. Н. Островского для памятника в Москве, который можно датировать 1920-ми гг., и 12 негативов с изображением моделей скульптур и бюстов В. И. Ленина.
Ил. 4. Н. А. Андреев. Артисты театра-кабаре «Летучая мышь» на платформе «Тарасовская». Слева — Е. А. Кост, в центре — неизвестная, справа — Т. Х. Дейкарханова (?). 1909 — нач. 1910-х. Диапозитив ч/б на стекле. Фрагмент стереопары. Архив ВХНРЦ. Ф. 2. Оп. А-2. Ед. хр. 15. © ФГБУК «ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря»
Большинство фотографий Н. А. Андреева из собрания Н. Н. Померанцева были сделаны в имении Волнянки и его окрестностях. Из воспоминаний М. П. Гортынской мы знаем, что Н. А. Андреев на несколько дней приезжал в Волнянки летом 1909 г. и в последующие годы приезжал туда каждое лето. Вместе они часто ходили на этюды в лес рядом с усадьбой. Особенно супругам нравился сосновый лес, стоящий в болоте, названный ими «Таинственный лес» [10, л. 25]. Из мемуаров М. П. Гортынской известно, что они «каждый день рано утром отправлялись на этюды в лес, причем вид являл собою самый невероятный» [10, л. 26]. Н. А. Андреев любил в Волнянках «березовые перелесочки в тихий, серенький денек /в солнце он вообще избегал выходить и в деревне выбирал комнату на север/. ...Он часто писал акварелью подножные пейзажи с моховыми кочками, покрытыми брусникой или морошкой, стволы деревьев, доводя эти рисунки до чисто китайской тонкости» [10, л. 27]. В гости в Волнянки летом нередко приезжали московские друзья Н. А. Андреева и М. П. Гортынской — Клавдия Михайловна Закхеева, сестры Екатерина и Мария Кост и др. После поездки в 1910 г. в Орловскую и Тульские губернии, в Мордву Н. А. Андреев привез в Волнянки комплекты местных народных костюмов, одевал в них своих друзей и родственников, делал зарисовки и фотографировал. Все это можно видеть на черно-белых и цветных снимках Н. А. Андреева. Коллекция фотоматериалов Н. А. Андреева из собрания Н. Н. Померанцева уникальна. Среди сохранившихся цветных диапозитивов на автохромных пластинах, выполненных в начале 1910-х гг., особую ценность представляет фотопортрет самого скульптора (ил. 5). В настоящее время это его единственный цветной портрет, на котором он запечатлен именно таким, как его описала М. П. Гортынская: «.Небольшая рыжая борода, как-бы сделанная. из одного куска какой-то плотной массы, напоминает бороды ассирийских владык, густой бобрик (уже менее рыжий, скорее каштановый), такой же плотной массой облегает высокий выпуклый лоб. Лицо
Ил. 5. Портрет скульптора Николая Андреевича Андреева во дворе своей мастерской в Москве. Нач. 1910-х. Цветной диапозитив на автохромной пластине. 4,4 х 4,3 х 0,12. Архив ВХНРЦ. Ф. 2. Оп. А-3. Ед. хр. 1. © ФГБУК «ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря»
оживляют темные, внимательные, часто загорающиеся насмешкой глаза...» [8, л. 1]. Личная коллекция негативов и стереопар Н. А. Андреева также хранится в фототеке Государственной Третьяковской галереи и подробно описана в статье Т. Р. Палицкой, опубликованной в альбоме к выставке «Скульптор Николай Андреев. „Кем вы были до 1917 года?"» [11, с. 132-145].
Литература
1. Архив ВХНРЦ имени академика И. Э. Грабаря. Ф. 2. Оп. А-1. Фотоматериалы [скульптора Н. А. Андреева] из собрания Н. Н. Померанцева. Негативы на стекле и негативы на пленке. [1900-е гг.] — [1920-1932 гг.].
2. Там же. Оп. А-2. Фотоматериалы [скульптора Н. А. Андреева] из собрания Н. Н. Померанцева. Стереопары ч/б (диапозитивы, негативы и фотоотпечатки на стекле). [1909 — 1910-е гг.], [1920-е гг.].
3. Там же. Оп. А-3. Фотоматериалы [скульптора Н. А. Андреева] из собрания Н. Н. Померанцева. Стереопары на автохромных пластинах (цветные диапозитивы). Коробки от фотопластин с авторскими аннотациями. [1910-е гг.].
4. ОР ГТГ. Ф. 10. Ед. хр. 916. Письмо Н. А. Андреева из Парижа к И. С. Остроухову в Москву. Июнь 1909 г.
5. Там же. Ф. 86. Ед. хр. 20. Письмо Н. А. Андреева к М. П. Гортынской. Из Москвы в Торжок. Июль [27.07] 1909 г.
6. Там же. Ед. хр. 21. Письмо Н. А. Андреева к М. П. Гортынской. [1910 г.].
7. Там же. Ф. 10. Ед. хр. 921. Письмо Н. А. Андреева к И.С.Остроухову. Осень 1911 г.
8. Там же. Ф. 86. Ед. хр. 226. Воспоминания М. П. Гортынской. [1959 г.].
9. Там же. Ед. хр. 228. Воспоминания М. П. Гортынской: «Бабушка», «Бабушка-баронесса», «Волнянки», «Институт». [1959 г.].
10. Там же. Ед. хр. 718. Воспоминания М. П. Гортынской о скульпторе Н. А. Андрееве. [1950-1960-е гг.].
11. Палицкая Т. Р. «Сижу в красном свете — проявляю и печатаю». Фотограф Николай Андреев // Скульптор Николай Андреев. «Кем вы были до 1917 года?»: [альбом]. М.: Гос. Третьяковская галерея, 2017. С. 132-145.
12. ОР ГТГ. Ф. 86. Ед. хр. 396. Фотографии Н. А. Андреева, М. П. Гортынской в группе актеров. Б/д. [1908 г.].
1 На коробках перечислены следующие инициалы: «К. К.», «Е. А. К.», «М. К.», «М. Г.», «МП», «МПГ», «А. Б.», «З. З», «Т Д.», «Л.М», «З.Д.». В ходе исследования удалось расшифровать большую часть имен. Таким образом, «К. К.», «Е. А. К.» — Екатерина Андреевна Кост. «М. К.» — Мария Кост. «М. Г.», «МП», «МПГ» — Мария Петровна Гортынская. «Т. Д.» — Тамара Дейкарханова. «Л. М.» — Лена Маршева.
2 Из воспоминаний М. П. Гортынской о главном доме усадьбы Волнянки: «Дом на Волнянках вывезен соседними крестьянами в деревню Борисцево — под клуб» [8, л. 46]; «Дом на Волнянках строился в год моего рождения - мы с ним ровесники. К сожалению, его на свете больше нет.» [9, л. 16].
3 Из воспоминаний М. П. Гортынской о скульптуре Н.А. Андрееве: «Его очень заинтересовало выступление в Москве Айседоры Дункан и он все время не терял связи со студией ее последовательницы Элли Ив. Рабенек. Особенно часто позировала ему одна из студиек и одновременно артистка "Летучей мыши" Елена Маршева. Николай Андреевич писал ее во весь рост, в зеленой тунике, в танцующей позе вместе с обезьянкой "Агашкой", которая жила у нас в мастерской» [10, л. 36].