УДК 77.026.3
Н. А. Станулевич
Определение состояния сохранности негативов: к историографии вопроса
Введение
Проверка физического состояния фотографических материалов проводится для выяснения общей картины состояния фондов музея, архива и библиотеки, выявления конкретных повреждений, нуждающихся в срочной или плановой специальной обработке. Сведения о состоянии фондов позволяют организациям прогнозировать дальнейшее развитие дефектов фотодокументов, планировать работу по стабилизации состояний коллекций, устанавливать приоритеты в этой работе с учетом отраслевой концепции сохранения наследия, развития технических средств и конкретных возможностей учреждения.
Основой методики выявления поврежденных документов является правильное определение характера (вида) повреждения [1, с. 36]. Приступая к выполнению работы по оценке состояния сохранности, работнику учреждения, по мнению специалистов ВНИИДАД, полезно получить первичные навыки «опознавания» дефектов на тематических занятиях по диагностике, пользуясь примерами фотоматериалов с подобранными типовыми повреждениями [2, с. 79].
Проверка и оценка состояния фотодокументов связана с выявлением качественных признаков (степень повреждений, техника изготовления, целостность документа), а не количественных показателей (вес, длина, число и т. п.). Это предопределяет некоторую субъективность оценок, зависящих от жесткости суждений эксперта, его знаний [2, с. 87].
Основными отраслевыми проблемами в области определения сохранности фотографического наследия можно назвать следующее:
— малое число специалистов по профилю реставрации и истории фотографических техник (во втором случае ключевую роль играет отсутствие нужного объема образовательных программ);
— низкая доступность специальной литературы, несмотря на наличие международных и государственных стандартов по хранению фотографических материалов;
— составление рекомендаций по определению состояния сохранности фотоматериалов остаются на усмотрение учреждений;
— низкая степень разработки и внедрения отдельных методических руководств по определению состояния сохранности фотографических материалов;
— отсутствие повсеместной практики применения единых стандартов при описании состояния сохранности фотоматериалов не только отдельными музеями, архивами и библиотеками, но и отраслью в целом.
При этом с проблемой терминологии в области хранения фотодокументов сталкиваются и зарубежные коллеги. В одном из руководств по сохранению фотографии можно встретить обтекаемые формулировки дефектов фотографических материалов [3, р. 15], что свидетельствует о неустоявшейся терминологии1. Сравнительно недавно,
в мае 2021 г., исследователи и кураторы из Нидерландов сообщили о ходе работы по созданию стандартизованных названий и описаний фотографических материалов [4]. Доклад состоялся на конференции, посвященной анализу, сохранению, консервации и оцифровке цветных фотографий и фильмов, и включал описание задач, проблем и планов рабочей группы. По мнению исследователей, новая стандартизированная терминология может улучшить понимание фотографических объектов в коллекциях, уточнить потребности в их хранении и будет способствовать профессионализации коммуникации в сфере работы с фотографическими материалами в Нидерландах [4, р. 46].
Несмотря на наличие литературы и ресурсов на разных языках по работе с фотографическими коллекциями, чаще крупные музеи и организации могут позволить себе технико-технологический анализ фотоматериалов, способный выявить структурные изменения. Малые же учреждения в большинстве случаев довольствуются внешним осмотром. Об этом можно судить по коллекционной принадлежности изображений, которые представлены в различных руководствах и методических ресурсах. В качестве иллюстраций к изучению предлагаются фотоматериалы крупных организаций.
Решение сложившихся проблем видится в изучении профессиональной литературы с целью выявления типологий описаний, основных терминов для иллюстрации дефектов фотоматериалов и признаков, определяющих их. Используя научные публикации различных хронологических периодов, мы стремимся собрать воедино разрозненную информацию о дефектах фотографических материалов. В данной статье основное внимание уделено вопросам состояния сохранности негативных материалов, как первичных источников фотографической информации, и устранения наиболее сложных по вариациям дефектов.
Данная статья структурирована следующим образом. Во-первых, мы рассмотрим научные публикации, методические указания и руководства на предмет наличия в них принципов описания сохранности, перечисления основных дефектов и примеров описаний. Во-вторых, интересующие нас публикации в большинстве случаев будут представлены в хронологическом порядке их создания, что позволит отследить изменение текстов в отрасли и выявить наиболее удачные примеры. Таким образом, мы покажем наличие исторически сложившихся формулировок, отраслевых ошибок и сделаем выводы о наиболее удачных классификациях и примерах описаний сохранности фотографических негативов.
Метод и объекты исследования
Анализ, систематизация литературы по вопросам описания дефектов негативов на различных основах является важным этапом в определении разработанности вопроса
с точки зрения используемой терминологии, последовательности операций, принципов документирования состояния сохранности.
Для изучения в основном были отобраны русскоязычные государственные стандарты и методические указания, научные публикации по реставрации фотографических материалов, переводные издания, а также некоторые англоязычные электронные ресурсы по принципу их доступности при размещении в сети Интернет. Потенциальным ограничением нашего исследования в выводах может стать использование только интернет-ресурсов при оценке иностранного опыта в плане методических разработок.
Результаты исследования
Иностранная литература относительно хронологии публикаций равномерно насыщена техническими деталями, схемами, дополнительной информацией справочного характера. Русскоязычные издания имеют следующие особенности содержания в зависимости от периода их публикации. Дореволюционные статьи в фотографической периодике [5] в основном носили справочный характер — освещали способы сохранения негативов и отснятых материалов и были предназначены для фотографов. Подобные материалы долгое время публиковались в советской научно-популярной литературе для фотографов, особенно в период становления фотографической промышленности, когда качество негатива во многом зависело от человека, обрабатывающего его. Параллельно с этим развивались специализированные издания, выходившие под грифом министерств и научных институций. С формированием новой доку-ментационной ветви — фото- и кинодокументы, а позже микрофильмы и микрофиши [2, с. 96] — архивы, музеи и библиотеки начали разработку методических указаний по сохранению этих типов документов. Доступность таких регламентирующих текстов крайне важна и по сей день в условиях отсутствия в учреждениях реставраторов нужной квалификации. Со временем тексты справочников для фотографов упрощались, из обихода уходила специализированная лексика, и ее использование в отрасли по сохранению фотодокументов зависела только от специалистов. Наибольшее количество доступных на сегодняшний день специализированных изданий по сохранению фотографического наследия относятся к 1980-м гг. Экономическая ситуация 1990-х гг. привела к резкому снижению тиражей изданий, уничтожению частных библиотек, потере интереса к аналоговым фотографическим процессам, что снизило доступность для исследователей научно-популярной и специализированной литературы. Издаваемые с 2000-х гг. русскоязычные методические руководства отличает краткость формулировок, вызванная необходимостью вместить наибольшее количество разнообразной информации по условиям хранения, в ущерб описанию регламентов работы, стратегий описания сохранности и использования стандартизованных терминов при работе с фотографическими коллекциями.
Базовым для научно-популярных публикаций нескольких десятилетий стало издание Ю. К. Лауберта, собравшее фотографические рецепты, ошибки и неудачи при изготовлении негативов [6]. Из публикаций первой половины XX в. становится ясно, что большее число дефектов негативов связано с нарушением технологического процесса при работе с ними на всех этапах получения
изображения, нежели с условиями их хранения. При этом из описаний недостатков, встречающихся при изготовлении, использовании негативов, выделяются термины, которые можно применять при описании состояния сохранности негативов, являющихся частью музейных, библиотечных и архивных коллекций. В фотографических справочниках были отмечены следующие формулировки: отставание эмульсионного слоя, пожелтение/потемнение негатива [6, с. 76]; желтая окраска негатива при усилении его сулемой [6, с. 77]; «на негативе заметны при рассматривании его на просвет или с поверхности желтые, зеленые или серебристые пятна» [7, с. 271]; «подтеки в виде неравномерных волнистых линий» [7, с. 272]; «прозрачные точки в виде игольчатых уколов» [8, с. 62].
Среди специализированных изданий советского времени необходимо выделить «Руководство по распознаванию и устранению дефектов на фотокинодокументах и микрофильмах» [9], описывающее наибольшее число дефектов с пояснениями причин их возникновения, представлением химических формул и отдельным разделом, посвященным способам устранения дефектов. Подобная фундаментальность характерна для публикаций советского периода. Согласно проведенному анализу содержания работы, составители руководства предлагали использовать для описания большого числа дефектов термин «пятно» в сочетании с определяющим его прилагательным, характеризующим цвет дефектного фрагмента. Например, желтые и желто-коричневые пятна как признаки «выцветания» изображения [9, с. 6], возникшего при ошибках в процессе фиксирования фотографического изображения; желтые и темно-коричневые местные и общие пятна [9, с. 11], темно-коричневые или бурые пятна и небольшие темные круглые пятна [9, с. 13] — при ошибках в процессе проявления изображения; синие пятна, точки и вуаль [9, с. 13], серо-зеленые и ржавые пятна (кирпично-красные или бурые образования) [9, с. 14] — как дефекты различной природы. В большей степени специальными являются термины «вуаль» и «налет». Так белый порошкообразный налет, желтовато-белый налет (иначе «опаловое стекло»), двухцветная вуаль (местные пятна или общая желтизна) характерны для мелкозернистого материала [9, с. 8-9]; серая вуаль [9, с. 10] и кальциевая сетка, которая видна на просвет [9, с. 11], являются следствием неверного фиксирования фотографического изображения.
В руководстве по распознаванию дефектов на фотокинодокументах также подробно классифицированы отпечатки пальцев, возникающие на отдельных этапах создания фотографических негативов [9, с. 18]. Разбитым негативам дана классификация по степени разрушения стеклянной основы: одна или несколько трещин на негативе; разбитый негатив с сохранившимся эмульсионным слоем; разбитый негатив, распавшийся на части [9, с. 20]. К терминологическим недостаткам руководства мы могли бы отнести употребление слова «гидролиз» [9, с. 5] без уточнения вещества, вступившего в реакцию с водой, в результате чего происходит химическая реакция, именуемая гидролизом.
Для описания дефектов фотографических негативов не на стеклянной основе может быть полезным другое руководство, изданное ВНИИДАД, — «Выявление документов с повреждениями носителя и текста в государственных архивах» [10]. Составители справедливо отмечают, что «механические повреждения легко идентифицируются, так как для них типичны четкие границы, отсутствие
протяженных переходных зон от целого к разрушенному» [10, с. 15]. К подходящим для рассматриваемого случая терминам можно отнести: «разрывы», «изломы в местах сгибов», «проколы» и «порезы основы», «химическое повреждение негатива клеем», например силикатным.
Методические пособия по идентификации фотографических техник в определенной мере содержат описания дефектов фотоматериалов. Это касается чаще всего тех повреждений, которые являются признаками того или иного способа получения фотографического изображения. Цель авторов таких руководств — в доступной форме донести до читателей историю фотографии и способы идентификации материалов. В случае изучения принципов описания сохранности фотографических негативов, термины и подробные формулировки были выявлены не во всех публикациях, касающихся идентификации и специфики хранения фотодокументов. Тем не менее полезными могут быть формулировки Н. В. Черновой из пособия, изданного в Государственном музейно-выставоч-ном центре РОСФОТО, а именно: «выцветание негатива», «желтизна негатива» [11, с. 22]; «механическое повреждение стекла», «отставание эмульсионного слоя от стеклянной основы» [11, с. 23]. В следующей своей публикации, изданной Санкт-Петербургским филиалом Архива РАН, Н. В. Чернова дополнила материалы иллюстрированными примерами, которые могут быть полезны в процессе обучения описанию сохранности предметов. Так, приведены наглядные примеры эффекта серебряного зеркала в сочетании с пятнами [12, с. 71-73], скрученных нитратных негативов [12, с. 75].
В некоторых случаях редактура текстов при переиздании приводит к утрате полезной информации. Так, по сравнению с изданием 1990 г., отдельно посвященного фотонегативным материалам, в примерах описания сохранности фотографических документов в издании Политехнического музея 2004 г. описание2 их отсутствует. Несмотря на краткость описания, этот пример является намного удачнее, чем формулировка «без видимых повреждений», рекомендуемая в более поздней версии [14, с. 9].
Одним из наиболее полных источников практической информации в области сохранения фотографических материалов сегодня считается двухтомник Бертана Лаведрина (Bertrand Lavédrine) 2008 г. издания, который был переведен на русский язык и выпущен РОСФОТО в 2013 г. [15]. Первая часть издания содержит некоторые интересные для нашего исследования наработки. Например, разделение повреждений на три группы: повреждения изображения, повреждения связующего компонента, повреждения основы. Автор не подразделяет отдельно фотоотпечатки и негативы, но в первом типе повреждений можно отыскать описание эффекта серебряного зеркала [15, с. 18-19]; во втором — биологические повреждения органических связующих элементов, таких как желатин или коллодий (нитроцеллюлоза) [15, с. 23-24]; и в третьем — разрушения прозрачной основы (стекла, сложных эфиров целлюлозы и полиэфира) [15, с. 24]. Как и в случае с фотоотпечатками, отдельные повреждения основы негативов могут служить признаками для определения типа этой основы, что французским исследователем было собрано в специальную таблицу с методами и перечислением основных признаков [15, с. 27]. Издание сопровождают также иллюстрации фрагментов негативов, рассматриваемых под микроскопом [15, с. 18]. Чаще всего такие материалы характерны для специальных публикаций по реставрации либо для
электронных ресурсов, которые позволяют вместить в себя большее число изображений, нежели печатные издания. Рассмотрим ниже некоторые русскоязычные примеры работ технической направленности.
Публикации по результатам научных исследований, выполненных реставраторами, являются важными также с точки зрения формирования терминологии. Так, в работе Н. В. Черновой приведена не только типология повреждений фотодокументов, но с четкими формулировками перечислены основные из них [16, с. 424]. В данной публикации особую ценность представляет таблица [16, с. 427-428] идентификации повреждений, включающая механизмы образования и способы устранения дефектов, с краткими и ясными описаниями. Так часто использовавшийся в советской литературе термин «гидролиз» уточнен до корректного «гидролиз желатины»3.
Электронные ресурсы в силу своей доступности и различных форм подачи информации заслуживают отдельного внимания. К русскоязычным ресурсам можно отнести разделы сайта Государственного музейно-выставочного центра РОСФОТО, которые включают электронные копии методических рекомендаций по идентификации фотодокументов. Иностранные электронные ресурсы отличает простота представления материалов, компоновки сайтов с точки зрения дизайн-кода, публикация различных характеристик изучаемых изображений, наличие дополнительной информации. Примером для нашего исследования могут стать сайты исследовательской лаборатории The Image Permanence Institute и одного из ее проектов — Graphics Atlas [17]. На официальной странице лаборатория размещает записи обучающих семинаров, конспекты лекций [18], которые позволяют ознакомиться с идентификацией фотографических техник и описанием сохранности на более глубоком уровне, но с использованием доступного инструментария. При этом в случае с русскоязычными пользователями ограничивающими факторами могут стать язык представления материалов — английский — и доступность ресурсов с точки зрения обмена электронными данными. На страницах Graphics Atlas можно найти описания и изображения примеров дефектов лакового покрытия негативов, различных царапин, эффекта серебряного зеркала и качества стекла как основы для негативов [19], а также примеры ретуши по негативам [20]. Еще одним примером, но с более простым дизайном сайта является подраздел портала правительства Канады, посвященный профилактической консервации коллекций [21]. Ресурс содержит краткую историческую справку о фотографических материалах, разъяснения причин развития тех или иных дефектов, иллюстрации, демонстрирующие отпечатки и негативы на просвет, что упрощает усвоение текста и дает возможность соотнести ту картину повреждений, которую мы видим при визуальном осмотре коллекций без использования дополнительных технических средств. Таблицы с основными типами фотоматериалов, датировками их использования и перечислением специфических повреждений для каждого вида материалов, представленные на сайте, могут способствовать ускорению проведения работ по описанию сохранности и регламентируют порядок составления такого описания.
В ситуации, когда читатель более восприимчив к визуальной подаче материала, составители методических указаний могут прибегнуть к использованию блок-схем [14, с. 72-76], фотографий и иллюстраций
с увеличением отдельных фрагментов исследуемых материалов. Подготовка таких публикаций требует привлечения дополнительных технических ресурсов: фотоаппаратов, сканеров, микроскопов, программного обеспечения для подготовки изображений к печати. Часто тексты с подобными данными являются отчетными по результатам грантовых исследований, которые предполагают возможность работы с фотоматериалами не только путем визуального осмотра.
К таким научным публикациям можно отнести электронный ресурс [22], созданный по материалам исследования4 коллекции стеклянных негативов С. М. Прокудина-Горского из собрания Библиотеки Конгресса США. Классификация локальных дефектов на негативных пластинах была выполнена по их цифровым копиям, размещенным на официальном сайте Библиотеки, что делает невозможным, по мнению Д. М. Мурашова, анализ характера и механизмов появления дефектов. При этом автор емко представил основные типы повреждений, используя техническую терминологию, наиболее близкую к специфике описания фотографических материалов. Определение и описание дефектов, их форм, размеров и местоположения на негативах являются значимыми наработками с практической точки зрения. Необходимо учесть, что используемые изображения и их фрагменты, приведенные на страницах ресурса, отличаются от картины повреждений, которую мы можем видеть при реальном визуальном осмотре предмета.
Анализируя вышеописанные электронные ресурсы, мы столкнулись с невозможностью обращения к информации, размещенной в сети Интернет по устаревшим ссылкам. На первоначальном этапе нашего исследования, направленного на сбор литературы по описанию сохранности негативов, указанный ресурс был найден через портал Библиотеки Конгресса США [23], которая занимается в том числе и архивированием электронных ресурсов. Версия сайта от 2 марта 2021 г. содержала раздел «Классификация локальных дефектов», который-был распечатан нами для подробного изучения. При подготовке текста данной статьи весной 2022 г. вышеназванный раздел оказался недоступным, что подтвердила проверка электронного архива Библиотеки Конгресса США [24]. При этом поиск в сети Интернет по ключевым словам, присутствующим в описываемом разделе, привел нас к сайту 2022 г. [25] без указания авторства, на котором был опубликован упрощенный текст «Классификации локальных дефектов» и использовались исходные иллюстрации. Нами было принято решение включить текст этого раздела в приложение к статье, так как схожих по уровню описания материалов на русском языке нами не было найдено. Текст приводится без изменений и правок.
Позднее в деловой переписке Д. М. Мурашов предоставил нам для изучения статью на английском языке об исследованиях локальных дефектов негативов на стеклянной основе [26]. В отличие от перечня локальных дефектов на сайте [22], список в научной публикации содержит большое число видов дефектов, представлен в виде таблицы с указанием описания дефекта, его характеристик, иллюстраций и размеров дефектов в миллиметрах. Наиболее интересными для нашего исследования являются следующие формулировки5: «утраты эмульсии»; «деградационное гнездо эмульсии» — пятно с яркой центральной областью, неоднородной прозрачной серой средней областью и темной периферической областью [26, с. 146]; «следы высыхания капель жидкости»
[26, с. 147]; «истирание эмульсии» — ориентированные четкие светлые области на просвет с частичной утратой эмульсии [26, с. 148].
Выводы
Анализ научной и профессиональной литературы по описанию сохранности фотографических негативов позволил выделить наиболее удачные формулировки для дефектов, которые необходимо описывать при работе с фотографическими коллекциями. Основными признаками классификации дефектов являются приведшие к ним причины либо местоположение дефектов в структуре фотографических материалов. Отдельного руководства, содержащего методику описания, регламент работ и примеры текстов, в ходе исследования не было выявлено. При этом современные документы так и не регламентируют строго порядок описания сохранности: «При обнаружении физико-химических и технических дефектов, биологического поражения архивных документов архив и организация — источник комплектования составляют акт в произвольной форме, отражающий выявленные недостатки и меры по их устранению» [27, с. 74].
После сбора информации о вариантах описания сохранности логичным представляется классификация дефектов, их стандартизация, возможно индексация по аналогии с описанием сохранности архивных документов, так как «единая система индексации дефектов позволяет вести учет поврежденных материалов традиционным или компьютерным способом, обеспечивать преемственность накопления данных независимо от временных рамок этой работы и использовать полученный банк данных для решения конкретных аналитических задач» [2, с. 78].
При этом важнейшим остается вопрос подготовки кадров, и предлагаемые архивистами стратегии могут помочь и музеям, и библиотекам. Сотрудник, производящий описание сохранности фотографического материала, не только должен иметь минимум необходимых знаний, но и пройти предварительное обучение и отработать технику экспертизы на моделях. «Специальные альбомы с разными видами дефектов позволяют „визуализировать образ" дефектов, закрепить принципы их узнавания, отработать унифицированный почерк экспертизы» [2, с. 87]. Главное требование к сотруднику-эксперту — профессиональное качество оценок [2, с. 88], что может быть достигнуто только на практике с применением перечисленных в тексте исследования руководств.
Приложение
«Компенсация локальных дефектов изображений, созданных в технике тройной цветной фотографии. Классификация локальных дефектов. Дефекты стеклянных тройных негативов: свойства, классификация, описание. Дефекты сгруппированы по их внешним проявлениям. 1. Разложение (деструкция) фотоэмульсионного слоя — процессы различные по этиологии, пусковым механизмам, химизму, физике и биологии, приводящие в итоге к частичной или полной (с утратами) деструкции эмульсионного слоя (в нашем случае желатиновой бромосеребряной эмульсии), а также появлению пятен высолов (налетов солей на поверхности эмульсионного слоя: тиосульфата натрия, сернистого серебра, сульфита алюминия, и т. д). Форма деструкции эмульсии обычно самая разнообразная на разных этапах развития. Наиболее характерны пятна «пена вокруг пузыря», размер может быть любой, вплоть
до полнокадрового. Обычно они сочетаются с отслойками и утратами фотоэмульсии (трещины возникают «радиальные», «крыло бабочки», «спираль с волнами» и др.). Гнезда начального разложения фотоэмульсионного слоя — малоразмерные (диаметром от 0,5 до 3 мм), обычно правильной округлой форма с колоколообразным или «М»-образным яркостным профилем и темным или светлым ореолом. Пятно высола может быть составной частью разложения фотоэмульсионного слоя с появлением на поверхности эмульсии продуктов распада в виде порошкообразных налетов различного цвета и консистенции.
2. Ретикуляции — нарушения целостности эмульсионного слоя в виде его сморщивания и растрескивания. В дальнейшем, по мере старения негатива, на этих местах образуются отслойки эмульсии в виде ветвистых разрывов («листья папоротника», «морозные узоры», а также другие варианты разрывов в виде ветвистых рисунков, отходящих от центральной утраты эмульсии). Чаще всего ретикуляции образуются в результате жировых загрязнений растворов фотографической обработки или действия влаги на плохо задубленные эмульсии. Могут возникать ретикуляции и в результате повторного дубящего воздействия на ранее задубленные эмульсии, а также в результате высокотемпературного или химического воздействия. Обычно на начальной стадии ретикуляции могут выглядеть как множественные пятна неправильной, чаще извитой формы размером от 4-5 мм.
3. Отслойка фотоэмульсии. В процессе старения негатива значительно снижаются адгезионные свойства подслоя, что становится причиной отслаивания эмульсионного слоя от носителя (стекла). Пересыхание эмульсии в ходе старения приводит к повышению ее ломкости, образованию трещин и утрат. Варьируются отслойки от набуханий, пузырей и деформаций, дающих небольшой оптический шум на малых площадях диаметром 0,5-3 мм, до отслоек с утратами фотоэмульсии, занимающими весь кадр (разрывы эмульсии и их рисунки самые разнообразные, но чаще всего «зигзагообразные радиальные», «крыло бабочки», «спираль с волнами»). Часто отслойки эмульсии сочетаются с ретикуляцией.
4. Царапины по эмульсии (обычно на негативе выглядят светлыми полосами): царапины смешанные — по эмульсии и по стеклу (обычно есть темные элементы в светлой полосе царапины), царапины по стеклу (обычно темные полосы на негативе). Размер: от очень тонких, «волосяных» до глубоких, толщина которых не превышает 0,1-0,2 мм, а длина может достигать полнокадровой. Формы чаще всего прямолинейные, дугообразные, зигзагообразные, концентрические.
5. Абразивные повреждения, или «потертости», состоят из конгломератов мелких множественных «волосяных» царапин, имеющих сетчатую, концентрическую или хаотическую структуру, либо представляют собой матирование самого верхнего слоя эмульсии или носителя с появлением избыточного оптического шума. Размеры повреждений — от минимальных до полнокадровых.
6. Физические дефекты «мокрого процесса»: утраты, пузыри, сползание фотоэмульсии. Для них характерно «волнообразное размазывание» краев дефекта. Наиболее распространенный размер — от 3 до 15 мм — размер контакта пальца или пинцета с эмульсией с разными степенями давления и направления движения. К дефектам «мокрого процесса» относят следы пузырей воздуха на эмульсии и залипаний поверхностей в растворах при неравномерном воздействии их на эмульсионный слой.
В результате появляются округлые пятна от воздушных пузырьков и неправильные пятна по форме залипа-ния поверхностей.
7. Загрязнения: жировые пятна, желатиновые загрязнения и другая грязь, оттиски пальцев, пыль, попавшая до экспонирования на фотоэмульсию и экранировавшая ее при съемке, текстильные волокна, клей, красители, залипы бумаги, частицы пыли, любые инородные предметы и красители, зафиксированные на носителе или эмульсии.
8. Биоповреждения — это чаще всего заражение микроми-цетами (пятна плесени на эмульсионном слое до начала этапа деструкции эмульсии).
9. Оптика: нерезкость негативного изображения в результате неточного фокусирования или недостаточной глубины резкости, смазанное изображение движущихся объектов, сдвиг контуров (сдвоенность) изображения из-за сотрясения фотоаппарата; рефлексы при съемке блестящих объектов, паразитарные засветки, блики внутренних поверхностей объектива, тени от лепестков держателей пластин в кассетах и т. д. Для бликов и засветок обычно характерны овальные, расходящиеся пирамидальные, дугообразные формы. Размеры — от минимальных до полнокадровых.
10. Вуали — пленки на поверхности эмульсии, меняющие оптические свойства изображения (пленки коллодионного серебра, дихроическая вуаль, краевая вуаль).
11. Механические повреждения целостности носителя и эмульсии: сколы, трещины, фрагментирование» [22].
Литература
1. Выявление документов с повреждениями носителя и текста в государственных архивах: метод. пособие / сост. В. Ф. Привалов, Э. В. Колосова. М.: Главархив СССР, ВНИИДАД, 1989. 50 с.
2. Привалов В. Ф. Обеспечение сохранности архивных документов на бумажной основе: метод. пособие. М.: Росархив, ВНИИДАД, 2003. 112 с.
3. Clark, S, Frey, F. Care of photographs. Amsterdam: European Commission on Preservation and Access, 2003. 39 p.
4. Van der Gulik, K., Pilko, M., Jürgens, M, Stigter, S. Von Waldthausen, C. Towards a Standardised Terminology for Photographic Materials in The Netherlands // Colour Photography and Film: Sharing knowledge of analysis, preservation, conservation, migration of analogue and digital materials: Conference Proceedings. Milano: Gruppo del Colore — Associazione Italiana Colore, 2021. P. 46-49. URL: https://www.gruppodelcolore.org/wp-content/uploads/2021/07/ PhotoFilm2021_Proceedings_final.pdf (accessed 10.05.2022).
5. Прокудин-Горский С. М. Сохранение экспонированных пластин // Фотограф-любитель. 1908. №10. С. 313-314.
6. Лауберт Ю. К. Фотографические рецепты и таблицы: сборник испытанных рецептов по всем фотографическим процессам. М.; Л.: Госиздат, 1927. 335 с.
7. Фогель Э. Карманный справочник по фотографии: руководство для фотографов-любителей. М.: Государственное издательство легкой промышленности, 1934. 368 с.
8. Лауберт Ю. К. Рецепты и таблицы по фотомеханике и фотографии. Фотографические рецепты и таблицы: сборник испытанных рецептов по всем фотографическим процессам. М.; Л.: Государственное издательство легкой промышленности, 1941. 256 с.
9. Руководство по распознаванию и устранению дефектов на фотокинодокументах и микрофильмах / сост. Н. П. Арванцова, М. А. Попов. М: ВНИИДАД, 1973. 61с.
10. Выявление документов с повреждениями носителя и текста в государственных архивах: метод. пособие / сост. В. Ф. Привалов, Э. В. Колосова. М.: Главархив СССР, ВНИИДАД, 1989. 50 с.
11. Идентификация фотодокументов и специфика их хранения: метод. пособие / сост. Н. В. Чернова. СПб.: РОСФОТО, 2005. 51 с.
12. Чернова Н. В. Идентификация фотодокументов и специфика их хранения: метод. пособие / Санкт-Петербургский филиал Архива РАН, Лаборатория консервации и реставрации документов. СПб.: ООО «Реноме», 2016. 120 с. (Труды Лаборатории консервации и реставрации документов Санкт-Петербургского филиала Архива РАН; вып. 3).
13. Методические рекомендации по научному описанию фотонегативных документов / сост. Л. Б. Уварова. М.: Политехнический музей, 1990. 34 с.
14. Научное описание фотографических материалов: метод. рекомендации / сост. И. Д. Иванова, А. П. Попов; науч. ред. Г. Г. Григорян. М.: Политехнический музей, 2004. 80 с.
15. Лаведрин Б. Руководство по профилактической консервации фотографических коллекций: в 2 т. СПб.: РОСФОТО, 2013. Т. 1. 188 с.
16. Чернова Н. В. Идентификация повреждений архивных фотодокументов — необходимое условие для их правильного хранения и успешной реставрации // Миллеровские чтения: К 285-летию Архива Российской академии наук = Müller's conference: to the 285-th Anniversary of the Archive of the Russian Academy of Sciences: сб. науч. статей по материалам Междунар. науч. конф., 23-25 апреля 2013 г., Санкт-Петербург / Санкт-Петербургский науч. центр РАН, Объед. науч. совет по общественным и гуманитарным наукам [и др.]. СПб.: Нестор-История, 2013. С. 423-428.
17. Graphic Atlas. URL: http://www.graphicsatlas.org/ (accessed 10.05.2022).
18. Image Permanence Institute: Webinars. URL: https://www. imagepermanenceinstitute.org/education/webinars.html (accessed 30.05.2022).
19. Graphic Atlas: Wet Plate Collodion (Negative, Stereoview). URL: http://www.graphicsatlas.org/guidedtour/?process_id=352 (accessed 10.05.2022).
20. Graphic Atlas: Wet Plate Collodion (Negative, Warm Brown). URL: http://www.graphicsatlas.org/guidedtour/?process_id=354 (accessed 10.05.2022).
21. Hill, G. Caring for photographic materials // Preventive conservation guidelines for collections. URL: https://www.canada. ca/en/conservation-institute/services/preventiveconservation/ guidelines-collections/photographic-materials.html#a4 (accessed 30.07.2022).
22. Мурашов Д. М. Компенсация локальных дефектов изображений, созданных в технике тройной цветной фотографии. Классификация локальных дефектов. URL: www.ccas.ru/dmmur/Russian/classification.html (дата обращения: 02.03.2021).
23. SM Prokudin-Gorsky: Web Archive. URL: https://www.loc. gov/item/lcwaN0004527/ (accessed 02.03.2021).
24. Library of Congress Web Archive: URL: http://www. prokudin-gorsky.ru/; https://webarchive.loc.gov/all/*/http:// www.prokudin-gorsky.ru/ (accessed 30.05.2022).
25. Прокудин-Горский: Стеклянные тройные негативы и их дефекты. URL: http://www.photoages.ru/stekljannye-trojjnye-negativy.html (дата обращения: 30.05.2022).
26. Minakhin, V, Murashov, D., Davidov, Yu., Dimentman, D. Compensation for local defects in an image created using a triple-color photo technique // Pattern Recognition and Image Analysis. 2009. Vol. 19, no. 1. P. 137-158. https://doi. org/10.1134/S1054661809010246.
27. Методические рекомендации к Правилам организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, научных организациях. М.: ВНИИДАД, 2021. 330 с. URL: https:// vniidad.ru/downloads/metodich-literatura/mr.pdf (дата обращения: 30.05.2022).
1 Окислительная реакция, иногда называемая «зеркальным эффектом» (пер. автора с англ.: tarnishing (sometimes called «mirroring»)).
2 «Сохранность: на негативе имеются царапины, в левом верхнем углу отслоение эмульсии» [13, с. 18].
3 Химическая реакция взаимодействия желатины с водой (необязательно в чистом виде), при этом речь идет о реакции на фотографических материалах, которые уже были отсняты.
4 Проект был выполнен при частичной поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, грант № 06-07-89282. Мурашов Д. М. Интернет-коллекция исторических цветных фотографий России 1905-1916 гг. С. М. Прокудина-Горского.
5 Перевод с англ. Н. А. Станулевич.