Реставрация и консервация исторических документов
УДК 77.02+771.4
Н. И. Митраков, А. А. Фомина
Жизнь стеклянного негатива в музее: от хранения до выставочного проекта
В отделе рукописей Третьяковской галереи хранятся редкие фотоматериалы середины XIX — начала XXI в. Это не только фотографические отпечатки, но и дагеротипы, а также негативы и позитивы, представленные как на пленке, так и на фотопластинках. Сохранившиеся стеклянные пластины составляют уникальное собрание носителей информации, ценный источник сведений о художественной и повседневной жизни прошедших веков.
Фотопластинка — это плоская тонкая стеклянная пластина с нанесенным с одной стороны светочувствительным слоем. Впервые стеклянные носители были использованы при изготовлении фотографий еще в 1851 г., когда изобрели амбротипию, однако первый негатив на бумаге получен еще раньше, в 1835 г., Уильямом Генри Фоксом Тальботом (William Henry Fox Talbot) [1, с. 15].
В силу особенностей основы (больший вес по сравнению с бумажными фотоносителями и более поздними целлулоидными и прочими синтетическими материалами подложек, хрупкость) стеклянные негативы и позитивы требуют особых условий хранения — не только специальных упаковок и коробов, позволяющих держать пластины вертикально отдельно друг от друга, но и ограничения выдачи для изучения. До недавнего времени фотоматериалы из собрания рукописного отдела были практически недоступны никому, кроме ограниченного круга исследователей, поскольку отсутствовали технические возможности и условия для какой бы то ни было многократной демонстрации. Положение изменилось после того, как появилась возможность оцифровки фотопластинок.
Существуют различные способы оцифровать изображение на прозрачной основе, но в их основе лежат два метода.
Первый метод — пересъемка изображений путем фотографирования объекта на цифровую камеру. Для реализации данного метода необходимо воспользоваться дополнительным приспособлением. Изображение на прозрачной основе требуется равномерно подсвечивать на просвет с помощью негатоскопа, который для этих целей ничем не отличается от медицинского, используемого врачами для изучения рентгеновских снимков. Однако существует важное требование: негатоскоп должен иметь одинаковый уровень подсветки и равномерно белый фон, что позволяет избавиться от артефактов во время съемки. Фотокамера устанавливается напротив подсвеченного изображения, затем производится съемка.
Второй метод — сканирование изображений, являющееся наиболее удобным способом оцифровки. Для выполнения необходим сканер (планшетный,
слайд-сканер, барабанный) с дополнительной функцией подсветки на просвет. При необходимости прозрачные изображения помещаются в специальные держатели.
У каждого метода существуют как достоинства, так и недостатки. Покупка специальных сканеров, необходимых для осуществления процесса оцифровки, требует значительных финансовых вложений. Приобретение фотоаппарата и негатоскопа в зависимости от модели фотоаппарата может обойтись дешевле, однако в обоих случаях нужно иметь навыки съемки, сканирования и обработки изображений. Вместе с тем во время пересъемки ухудшается детализация снимка. При сканировании, в отличие от пересъемки с негатоскопа, происходит влияние сильного света на объект (требуется доказательное подтверждение этого воздействия), что не вполне благоприятно для любого музейного предмета.
Оцифровка изображений на прозрачных носителях началась в двух отделах Третьяковской галереи — отделе фототехнического информирования и отделе научной экспертизы — практически одновременно.
В отделе фототехнического информирования в 2000 г. закупили современное оборудование — слайд-сканер Imacon, и стало возможным производить оцифровку изображений на пленочном носителе. Спрос на оцифровку рос, и с 2010 г., после приобретения планшетного сканера Phase One, началась оцифровка изображений на стеклянном носителе. После неоднократных переименований нынешний отдел цифровых изображений продолжает сканировать изображения на прозрачном носителе. Сейчас процесс оцифровки осуществляется на планшетном сканере Epson Perfection V750 pro.
В отделе научной экспертизы с 2005 г. происходила оцифровка рентгеновских снимков методом фотофиксации на негатоскопе. В 2016 г. отдел реорганизовали, сформировав новый отдел комплексных исследований. С улучшением технического оснащения в 2017 г. появилась возможность сканировать большеформатные изображения на прозрачной основе на сканере Epson expression 11000xl pro. На данный момент отдел комплексных исследований занимается оцифровкой рентгеновских снимков1, пленки и стеклянных фотопластин.
В общей сложности за всю историю отдела цифровых изображений и отдела комплексных исследований произведена оцифровка свыше 30 тыс. изображений.
Для дальнейшего хранения и использования оцифрованных изображений (анализа, изучения и сопоставления, научной работы, публикаций и т. д.) необходимо определиться, в каком виде и формате хранить отсканированные
Фотография. Изображение. Документ. Вып. 10 (10)
файлы. Негативно-позитивный фотопроцесс состоит из двух этапов. В результате негативного процесса аналоговой рентгенофотосъемки образуется негативное изображение, яркость которого обратна яркости снимаемого объекта. На цветном негативе цвета отображаются дополнительными к ним цветами. При позитивном процессе аналоговой рентгенофотосъемки изготовление из негатива позитива происходит вследствие фотохимического процесса и получается изображение, в котором цвета и полутона соответствуют снятому объекту.
Современные цифровые фотоаппараты можно настраивать, выбирая, какой тип изображения нужно получить в результате съемки. В рентгенографии до сих пор традиционно используют негативное изображение.
Для публикаций или экспонирования негативные изображения переводят в позитивные. Этот процесс называется инвертированием цветов, т. е. переводом цветов изображения в противоположные.
При необходимости инвертирование изображения можно провести на разных этапах: при оцифровке в программном обеспечении сканера либо (в случае пересъемки) в настройках фотокамеры, а также в графическом редакторе. Многие графические редакторы позволяют инвертировать цвета, например в самом распространенном графическом редакторе Adobe Photoshop есть функция инверсии, которая помогает трансформировать негатив в позитив.
Во время оцифровки в настройках программного обеспечения сканера или фотокамеры можно задать параметры, необходимые для итогового изображения, выбрать расширение, разрешение, цветовую модель (как правило, это зависит только от производственной необходимости). При работе с архивным фотоматериалом нужно учитывать условия хранения. Стеклянные фотопластины могут разбиваться, пленка царапается, предметы поддаются процессу старения. Чем меньше мы влияем на фотоматериал, тем дольше он проживет. Следовательно, архивные фотоматериалы желательно сканировать единственный раз.
Оцифровка уникальных негативов из собрания отдела рукописей Третьяковской галереи началась в 2019 г. благодаря высококвалифицированной работе сотрудников отдела комплексных исследований. В первую очередь это дало возможность создать страховой фонд изображений, находящихся на стеклянных носителях. Цифровые копии, переведенные при необходимости в позитивы, находятся в облачном онлайн-хранилище отдела рукописей, расположенном на серверах Третьяковской галереи. Также изображения стали доступны для исследователей, которые могут просматривать отсканированные фотоматериалы, зачастую с улучшенным качеством изображения, на компьютерах в читальном зале архива. Это позволяет не нарушать условия хранения хрупких пластин и свести к минимуму риски необратимых повреждений эмульсионного слоя или основы фотодокумента. Кроме того, благодаря развитию технологий началась новая жизнь изображений на стеклянных носителях — появилась возможность публикации, экспонирования и включения в медиапроекты.
Оцифровка, цвето- и светокоррекция изображений позволяют вывести на новый уровень научно-исследовательскую деятельность, в том числе атрибуцию фотопластинок и других документов из разных фондов, благодаря возможности детально рассмотреть изображения, определить личности запечатленных на снимках и т. д.
В течение трех лет в сотрудничестве с коллегами из отдела комплексных исследований удалось оцифровать более 750 негативов на стеклянной и пленочной основе, а
также позитивные изображения на стеклянных пластинах из собрания отдела рукописей Третьяковской галереи. Эта работа была выполнена в рамках трех проектов.
В 2019 г. в Музее русского импрессионизма открылась выставка «Николай Мещерин. Выход из суеты». Архив Третьяковской галереи в этом проекте представил впервые экспонировавшиеся авторские пейзажные фотографии Н. В. Мещерина 1880-х гг. и медиапроект — цифровой альбомом зарисовок и записей Мещерина. В каталоге выставки опубликована статья Е. А. Теркель [3], иллюстрациями к которой стали не только оригинальные отпечатки, сделанные автором в XIX в., но и оцифрованные негативы на пленочных и стеклянных носителях2. Несмотря на то что сам Мещерин всю жизнь занимался фотографией, подлинных негативов его работ в Третьяковской галерее сохранилось всего шесть: четыре стеклянные пластинки с изображениями И. Э. Грабаря на этюдах и две с видами природы. Негативы на пленке — это результат пересъемки фотоотпечатков с изображениями работ Мещерина и пейзажей вокруг его имения.
В 2020 г. в Третьяковской галерее открылась выставка произведений Марии Васильевны Якунчиковой-Вебер. В рамках этого проекта впервые в музее был освоен опыт экспонирования уникальных стеклянных фотопластин — выставлены негативы и позитивы на стеклянных фотопластинах из фонда художницы3. Чудом сохранившиеся пластинки до поступления в музей хранились в Швейцарии, в Шен-Бужери, у потомков Марии Васильевны. Третьяковская галерея получила бесценные негативы и позитивы благодаря усилиям Александра Александровича Ляпина, внучатого племянника художницы. Эти фотопластины, а также отпечатки были сделаны мужем Якунчиковой, Львом Вебером, в 1897 — начале 1900-х гг. Все негативы и позитивы — 111 стеклянных пластин размерами 13x18, 9x12, 17x24, 6x9 см и более 150 негативов на пленке — оцифрованы в процессе подготовки выставки, негативы переведены в позитивные изображения; в местах, где существуют утраты эмульсионного слоя, сколы и царапины, цифровые изображения отреставрированы.
Показать подлинные пластины в выставочном зале удалось благодаря зарубежному опыту экспонирования подобных материалов, который сотрудники отдела рукописей4 изучили в музее Помпиду (Франция), Музее Виктории и Альберта (Англия), музейной ассоциации Саскачевана (Канада), а также в Национальном музее Австралии и библиотеке университета Иллинойса (США) [4-6]. Также была использована идея, реализованная на выставке «Дагеротип. Автохром. Поляроид. 1/1» в ГМИИ им. А. С. Пушкина в 2019-2020 гг., с участниками этого проекта проведены консультации. Представленные на выставке автохромы из собрания Французского фотографического общества (Париж) экспонировались с подсветкой и индивидуальными выключателями, позволяющими нажатием кнопки «проявлять» изображение за счет идущего из-за пластины света.
На основании всех доступных материалов проведена комплексная работа с архитектором и дизайнером выставки Н. А. Егеревой, а также с реставраторами сектора реставрации архивных документов и фотографий отдела научной реставрации графики XVIII — начала XX в. Третьяковской галереи Л. В. Муратовой, А. А. Кушаевой, М. А. Малышевой и А. И. Муратовой. Для каждой стеклянной пластины по индивидуальным меркам изготовлены специальные упаковки и боксы. При содействии сотрудников отдела реставрации библиотечных фондов Российской государственной библиотеки — заместителя начальника отдела А. А. Новикова и О. С. Черенковой, а также А. А. Сошнина
Реставрация и консервация исторических документов
(начальника управления обеспечения сохранности фондов РГБ) и О. А. Саломатиной (начальника отдела комплексных проектов по сохранности) — изготовлены упаковки из полиэфирной пленки Melinex, защищающей стекло и эмульсию от внешних воздействий и в то же время не несущей угрозы для сохранности эмульсионного слоя. Пленочные упаковки с фотопластинками в дальнейшем монтировались в индивидуальные боксы, изготовленные с использованием плотного бескислотного картона, лицевого картона для паспарту, экструзионного акрилового оргстекла Plexiglas и музейного безбликового стекла, блокирующего 90 % ультрафиолетового излучения дневного света. Все боксы в результате монтажа были встроены в единый стенд с возможностью включать и выключать подсветку каждой пластины отдельно, чтобы увидеть изображение на просвет и в то же время обезопасить эмульсионный слой от постоянного воздействия света.
Небольшой обзор коллекции фотопластин, а также некоторые оцифрованные изображения со стеклянных негативов представлены в статье Е. А. Теркель «Фотография как зеркало жизни» [7, с. 224-241] в каталоге выставки М. В. Якунчиковой-Вебер. Оцифрованные и отреставрированные изображения опубликованы в специальном фоторазделе каталога [7, с. 242-265] наряду с подлинными отпечатками конца XIX — начала XX в. Удалось не только сделать доступными для просмотра изобра-жжения с пластин с хорошей сохранностью, но и создать страховые копии пострадавших от времени пластин — разбитых на две части, сколотых, с осыпающимся чешуйками эмульсионным слоем.
Третий проект, в рамках которого в настоящее время ведется сканирование негативов, — это оцифровка поступивших в отдел рукописей в 2019 г. архивных материалов младшей дочери основателя музея П. М. Третьякова Марии — семейного архива А. С. и М. П. Боткиных5. Уже оцифрованы 276 единиц хранения, в основном стеклянные пластины — слайды для фотопроектора (в конце XIX — начале ХХ в. известного под названием «волшебный фонарь») и несколько негативов на стекле. Муж Марии Павловны, Александр Сергеевич Боткин, был военно-морским врачом, гидрографом, путешественником, изобретателем, и многие изображения на фотопластинах сделаны во время путешествий семейной пары [приводится по: 8; 9]. Оцифровка архива Боткиных упрощает работу научных сотрудников по описанию и инвентаризации документов фонда, позволяя уже сейчас работать над медиапроектами с использованием материалов нового поступления.
Ведущиеся в Третьяковской галерее работы по изучению, оцифровке, сохранению и популяризации изображений на старинных фотопластинах являются важным направлением деятельности музея. Они дают
возможность знакомить с уникальными фотоматериалами широкий круг исследователей и заинтересованных лиц, экспонировать не только фотографии, но и стеклянные пластины (негативы и позитивы), публиковать изображения в каталогах выставок и других изданиях. Оцифровка подобных фотоматериалов и бережная цифровая реставрация полученных изображений позволяют сохранить хрупкие фотопластины, используя при исследовательской работе компьютерные копии, показать широкой публике неизвестные фотоизображения, зачастую существующие в единственном экземпляре. Жизнь музейного экспоната становится полноценной благодаря техническому прогрессу, заинтересованности и сотрудничеству различных служб Третьяковской галереи.
Литература
1. Максимова А. В., Мисюра-Аладова К. А., Богданова Ю. А. Идентификация, хранение и консервация фотоотпечатков, выполненных в различных техниках / под ред. Е. А. Васильевой. СПб.: Государственный музейно-выста-вочный центр РОСФОТО, 2013. 47 с.
2. Касаткина И. А., Митраков Н. И. Использование панорамной рентгенографии в музейной практике // Научно-практическая конференция им. А. П. Ковалева. 2019. М.: Гос. Третьяковская галерея, 2021. С. 159-168.
3. Теркель Е. А. Пейзаж как состояние души. Фотография и живопись Николая Мещерина // Николай Мещерин. Выход из суеты: каталог выставки. М.: Музей русского импрессионизма, 2019. С. 28-48.
4. Ashley-Irvine, L. Mounting photographic negatives: the challenges of display. URL: https://iconphmgblog.wordpress. com/2018/01/18/mounting-photographic-negatives-the-challenges-of-display (дата обращения: 22.04.2021).
5. Watkin, K. Glass Plate Negatives in the Collection. URL: http://saskmuseums.org/blog/entry/glass-plate-negatives-in-the-collection-by-kathleen-watkin-mas-museum-advis (дата обращения: 22.04.2021).
6. Preservation Self-Assessment Program. Glass Negatives. Risks of Handling/Use. URL: https://psap.library.illinois.edu/advanced-help/negative-glass (дата обращения: 22.04.2021).
7. Мария Якунчикова-Вебер: каталог выставки. М.: Гос. Третьяковская галерея, 2020. 344 с.
8. Юденкова Т. В. Об итальянском архиве М. П. и А. С. Боткиных // Третьяковские чтения. 2009: материалы отчетной научной конференции / науч. ред. Л. И. Иовлева; ред. колл. Н. В. Толстая, Т. В. Юденкова. М.: Гос. Третьяковская галерея, 2010. С. 157-171.
9. Ментюкова О. К. Кругосветное путешествие А. С. и М. П. Боткиных 1900-1901 годов (по архивным материалам, поступившим в ОР ГТГ в 2019 г.) // Исторические Боткинские чтения: Вып. IV. СПб.: Издание СПбГМИСР, 2021. С. 149-163.
1 Подробнее об оцифровке и обработке рентгеновских снимков см. [2].
2 Отдел рукописей ГТГ. Ф. 234. Ед. хр. 72-75.
3 Там же. Ф. 205. Ед. хр. 1546-1664.
4 В 2019 г. в ГТГ на круглом столе «Экспонирование архивных материалов: традиции и новаторство» М. М. Галкина прочла доклад «К вопросу о международном опыте экспонирования архивных документов».
5 ОР ГТГ. Ф. 278. Материалы находятся в процессе подготовки к инвентаризации.