МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X
единиц (по условию все xi >0). При этом следует выпускать 12 единиц изделий А и 18 единиц изделий В, станок С2 и С3 загружены полностью, а у станка С1 имеется резерв времени 84 единицы. Список использованной литературы:
1. Математическое обеспечение САПР [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bourabai.ru/cm/cad5.html - (Дата обращения 21.04.16)
2. Орлов А.И. Организационно-экономическое моделирование: теория принятия решений: учебник / А.И. Орлов. - М.: КНОРУСЮ 2011. - 568 с.
© Сиргалина Р.Р., Семашко М.А., 2016
УДК 338.24
Скаринский Константин Олегович
Магистрант программы «Управление развитием организаций», Санкт-Петербургский государственный университет
г. Санкт-Петербург, РФ [email protected] Сидоренко Екатерина Николаевна Студент VI курса,
Санкт-Петербургский государственный экономический университет,
г. Санкт-Петербург, РФ [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ
Аннотация
В данной статье освещаются проблемы, связанные с формированием и реализацией проектов государственно-частного партнерства в России. Рассматриваются возможные пути улучшения ситуации с реализацией инвестиционных проектов в формате государственно-частного партнерства.
Ключевые слова Инвестиции, инфраструктура, инвестиционные проекты, ГЧП.
Минимальный показатель потребности в инфраструктурных инвестициях в мире для удержания показателя ВВП не должен быть ниже 3,5%. В настоящее время в России из-за сложных экономических условий возник недостаток денежных средств для осуществления инфраструктурных проектов [1]. Инвестиции в инфраструктуру составляют 3% от ВВП. Из этого следует, что важным становятся инструменты реализации государственно-частного партнерства (ГЧП), предполагающие вовлечение в строительство частного бизнеса. Существует два подхода к рассмотрению понятия "государственно-частное партнерство". Так, в теоретическом аспекте - это форма взаимодействий между государством и частным бизнесом в отношении объектов государственной собственности, используемая как инструмент социально-экономического развития [2]. С практической точки зрения - это реальные проекты, реализуемые различными государственными органами и бизнесом совместно на объектах государственной и муниципальной собственности [3].
Важными для развития и реализации государственно-частного партнерства являются принципы предпринимательской деятельности, обозначенные в Гражданском Кодексе РФ. Первый принцип -равенства и свободы включает в себя два аспекта: равенство для всех участников в доступе к услугам, оказываемым в сфере государственных служб, а также равенство всех частных организаций в праве
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X_
заключения контрактов ГЧП. Данный принцип обеспечивает выбор участниками ГЧП вариантов поведения, независимо от того, кто является инициатором реализации проекта ГЧП государство или частный бизнес [4]. При этом обе стороны по своему усмотрению и с учетом своих интересов решают, реализовывать проект в сфере партнерства или нет, присоединяться или нет к проекту, требовать или не требовать исполнения обязательств другим участником ГЧП, обращаться за судебной защитой своих прав или нет.
Следующий принцип возмездности означает, что государство должно вернуть представителям частного бизнеса их инвестиции и компенсировать недополученный доход в случае досрочного прекращения договорных отношений. Важен и принцип невмешательства в частные дела - государство после подписания контракта не должно вмешиваться в деятельность предприятий частного бизнеса, которые самостоятельно принимают решения [5].
Принцип конкурсности подразумевает под собой отбор предприятий на участие в проектах ГЧП на основе конкурсов, аукционов или тендеров. В отличие от административно-властных отношений, партнерство государства в лице федеральных или региональных органов государственной власти и частного бизнеса подразумевает особенную конфигурацию интересов, правомочий и ответственности сторон [6].
К сожалению, развитие механизма функционирования ГЧП недостаточно для эффективного инфраструктурного обеспечения страны. Для полноценного развития и эффективного использования механизма ГЧП в пределах реализации инвестиционных проектов в России необходимо преодолеть достаточно большое количество проблем [7]. Перечислим проблемы, которые сдерживают развитие ГЧП. К ним относятся: отсутствие необходимой и достаточной нормативно-правовой базы; недостаток «работающих» принципов практического осуществления партнерства между государством и бизнесом в России; отсутствие комплексного подхода к организации подготовки специалистов, занятых в сфере ГЧП. Важно отметить, что нормативные документы для реализации ГЧП существуют, но в недостаточном количестве. Например, в ряде регионов приняты законы о ГЧП [8]. Это такие регионы, как Санкт-Петербург, республика Дагестан, Томской, Пензенской и Мурманской областях. Остальные регионы, к сожалению, вынуждены (или вообще не практикуют) работать по схеме ГЧП практически «вслепую».
В условиях современной действительности в России частный бизнес и власть, в большинстве случаев не умеют эффективно взаимодействовать даже на самом простом уровне [9]. Помимо этого, следует отметить недостаточность инструментов для взаимодействия государства и частного бизнеса. Для большинства предприятий выход на рынок проектов ГЧП изначально закрыт, либо коммерчески непривлекателен [10]. К тому же в условиях нестабильной ситуации на рынке в первую очередь под сокращение попадают инвестиционные программы, а средства перераспределяются по другим статьям расходов, которые кажутся наиболее важными для региональных властей.
В заключение отметим, что государственно-частное партнерство имеет огромные возможности и перспективы для работы на благо общества, но вследствие неправильной мотивации и сложной экономической ситуации не всегда находит применение на практике. Список использованной литературы:
1. Бережнюк И.К. Экономический механизм инвестирования хозяйствующего субъекта // Инновационная наука. 2015. № 9. С. 137-139.
2. Сазонов А.С. Государственно-частное партнерство и его роль в современной российской экономике // Проблемы экономики и менеджмента. 2015. № 6 (46). С. 100-102.
3. Селютина Л.Г. Организация строительного производства. Учебник: Изд-во СПбГИЭУ. СПб. 2012. 534 с.
4. Егорова М.А. Селютина Л.Г. Финансовый аспект теории эффективного управления // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2009. № 3. С. 11-17.
5. Горюшко H.C. Государственная поддержка бизнеса в субъектах РФ // Инновационная наука. 2016. № 4-1. С. 132-134.
6. Песоцкая Е.В., Селютина Л.Г. Управление инновационно-инвестиционными процессами в строительстве. СПб.: СПбГИЭУ, 2011. 227 с.
7. Плохутина А.Д. Развитие и реализация государственно-частного партнерства в России // Приволжский научный вестник. 2015. № 5-2 (45). С. 32-34.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X_
8. Государство и бизнес: институциональные аспекты. М.: ИМЭМО РАН, 2009.
9. Селютина Л.Г. Системный подход к решению задач в сфере проектирования и управления строительством // Kant. 2015. № 2 (15). С. 71-72.
10.Селютина Л.Г. Формирование маркетинговых инвестиционных решений в системе управления жилищным строительством и реконструкцией жилой застройки // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2009. Т. 28. № 1. С. 5-10.
© Скаринский К.О., Сидоренко Е.Н., 2016
УДК 338.2
Смирнова Ирина Викторовна,
д.э.н., профессор СПбГЭУ Санкт-Петербург, РФ E-mail: [email protected]
ПРИВАТИЗАЦИЯ: НЕНОВЫЕ ПРИНЦИПЫ Аннотация
В статье рассматриваются этапы приватизации государственного и муниципального имущества в Российской Федерации, приводится характеристика современного этапа преобразования государственной собственности в крупные интегрированные бизнес-группы. Обосновывается противоречивость предлагаемых новых принципов приватизации действующему законодательству в вопросе принадлежности новых собственников приватизируемых активов российской юрисдикции.
Ключевые слова
Приватизация государственного и муниципального имущества, этапы приватизации, цели приватизации.
Приватизация как специальное основание прекращения права государственной или муниципальной собственности, наступающее по решению собственника о возмездной передаче принадлежащего ему имущества в собственность физических и юридических лиц [12], развивалась в России по этапам.
Первая программа приватизации государственных и муниципальных предприятий была утверждена 26 декабря 1991 года указом Президента Российской Федерации «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий». Этой программой приватизации на 1992 год было предусмотрено четыре способа приватизации: аукцион, коммерческий конкурс, аренда с правом выкупа, акционирование.
На первом этапе приватизации (1992-1994 гг.), величина уставного капитала предприятий устанавливалась на основе балансовой стоимости основных средств по состоянию на 1 июля 1992 г [2]. Например, стоимость основных фондов (с учетом износа) РАО "ГАЗПРОМ" была определена в 237 млн. рублей, АО "Магнитогорский металлургический комбинат", составила 48,3 млн. руб., АО "Красноярский алюминиевый завод" - 25,1 млн. руб.[4].
В соответствии с реальной целью приватизации на ее первом этапе гражданам РФ были выданы приватизационные чеки, так называемые ваучеры, имеющие смысл свидетельства прав собственности. По действующему положению их надо было обменять на акции предприятий или вложить в чековые инвестиционные фонды до 1 июля 1994 г. Акции приватизированных предприятий были недооценены в десятки, а иногда и в сотни раз. Ведь балансовая стоимость основного капитала была прочно заперта номиналом ваучера в пределах 10 тыс. рублей при имевшей место в то время гиперинфляции.
По результатам первого этапа разгосударствления основная масса приватизируемых предприятий перешла их трудовым коллективам и чековым инвестиционным фондам, заинтересованным не в развитии производства, а в получении сиюминутных выгод. Приобретение крупных пакетов акций осуществлялось и