Проблемы экономики и менеджмента
УДК 330.342
А. С. Сазонов
студент,
кафедра организации и управления в строительстве, ФГБОУВО «Санкт-Петербургский государственный
экономический университет »,
г. Санкт-Петербург
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО И ЕГО РОЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
Аннотация. Статья посвящена актуальной теме взаимодействия государства и частного бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Подчеркивается важность формирования и развития государственно-частного партнерства в условиях становления инновационной экономики в России. Рассматриваются особенности форм российского государственно-частного партнерства и факторы, сдерживающие его развитие.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, строительство, инновации, концессия, инфраструктура.
A.S. Sazonov, Saint-Petersburg State University of Economics, Saint-Petersburg
PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AND ITS ROLE IN THE MODERN RUSSIAN ECONOMY
Abstract. The article is devoted to the theme of public-private partnership. Necessity of formation and development of public-private partnership in the formation of innovative economy in Russia. Peculiarities of Russian forms of public-private partnership, contemporary problems and the factors constraining its development. Identifies the main directions of improving the effectiveness of partnerships in Russia.
Keywords: public-private partnership, construction, innovations, concession, infrastructure.
Во многих развитых странах происходят важные изменения в отраслях, ранее находившихся под управленческим контролем государства или в его собственности: электроэнергетике, строительстве, коммунальном хозяйстве и др. Государство передает объекты инфраструктуры во временное пользование, осуществляя функции контроля и регулирования их деятельности. Объекты таких инфраструктурных отраслей не могут быть переданы из государственной собственности в частную из-за их экономической и стратегической значимости. Однако в бюджете государства не хватает необходимого количества средств, для воспроизводства таких объектов. Поэтому, для реализации таких важных инфраструктурных объектов в ряде других зарубежных стран получила свое широкое распространение концепция государственно-частного партнерства (Public-Private Partnership), при которой решается сразу два вопроса: во-первых, исключена необходимость приватизации важных объектов, имеющих огромное стратегическое значение для их реализации, во-вторых, за счет частных специализированных организаций и их капитала становится возможно строительство таких важных объектов высокого качества и по минимальной цене благодаря проведению отбора среди таких специализированных звеньев [1].
Государственно-частное партнерство (ГЧП) - это документально подтвержденное соглашение между государством и предприятием для реализации национальных и международных, масштабных и локальных, общественно значимых проектов: от разви-
100
№ 6 (46) - 2015
Проблемы экономики и менеджмента
тия стратегически важных отраслей промышленности и научно-исследовательских конструкторских работ до обеспечения общественных услуг [2]. Обычно, такое партнерство носит временный характер, так как оно создается на заранее определенный в договоре срок в целях реализации конкретного проекта и заканчивается после реализации предмета контракта.
ГЧП имеет различные формы.
Первой формой являются краткосрочные контракты: на выполнение работ и оказание услуг, на поставку продукции для нужд государства, на оказание технической поддержки и т. д.
Второй формой - арендные (лизинговые) отношения.
Третьей формой является договор (соглашение о разделе продукции), при котором произведенная продукция разделяется между государством и частной организацией.
В российской практике существует еще одна форма ГЧП - государственночастные предприятия, то есть создается общее предприятие и проводится совместное акционирование. Доля в акционерном капитале определяет величину ответственности и возможности принятия административно-хозяйственных решений частным предприятием. Если доля частного сектора меньше доли государства, то тем меньший комплекс решений они могут принимать самостоятельно без вмешательства государства или учета его мнения [3].
В нашей стране находят свое применение все формы ГЧП, кроме концессий. Концессии являются очень перспективной и развитой формой сотрудничества, так как их заключают на длительный срок для возможности реализовать стратегическое планирование своей деятельности обоим сторонам [4]. Сегодня в России производятся только концептуальные разработки понятия и основы концессий. В данном случае, в стране не существует законодательства, способного регулировать отношения между субъектами в этой области, нет четкого представления о том, как применить концессию на практике. Основными перспективными направлениями концессий в России являются объекты производственной, социальной и транспортной инфраструктуры [5].
ГЧП является эффективным способом привлечения инвестиций в любую сферу деятельности, позволяющим совершенствовать отношения бизнеса и государства, а объединение усилий и ресурсов бизнеса и государства в условиях определенных проектов создает их дополнительные конкурентные преимущества. В современной России ГЧП - механизм, способный стать базисом для создания высокотехнологичных корпоративных организаций, способных обеспечить возможность бизнеса решить задач, связанные с выходом реального сектора экономики из кризисного состояния [6].
Относительно российской практики в настоящее время применимы следующие формы ГЧП:
- средства Инвестиционного фонда Российской Федерации и использование иных источников финансирования со стороны государства для поддержки частного предпринимательства при выполнении стратегических проектов;
- создание особых экономических зон (производственных, портовых, опытно-
№ 6 (46) - 2015
101
Проблемы экономики и менеджмента
внедренческих, туристско-рекреационных) и предоставление льгот частным компаниям при реализации проектов на данной территории;
- заключение договоров о реализации проектов;
- создание корпораций со смешанным капиталом для поддержания и развития определенных отраслей;
- сотрудничество государственного и частного капитала для развития технологий и техники, науки.
- взаимодействие государства и частного бизнеса в развитии социальной сферы [7].
Таким образом, исходя из вышеотмеченного, ясно, что в Российской Федерации
складывается уникальное понимание форм и методов реализации ГЧП. Заинтересованность государства, бизнеса и гражданского общества в развитии социальноэкономического комплекса страны создают хорошие перспективы для разработки требуемого законодательства, которое может быть создано при взаимодействии региональных и муниципальных органов законодательной и исполнительной власти, частного бизнеса и гражданского общества.
Список литературы:
1. Селютина Л.Г. Управление инновационно-инвестиционными процессами в строительстве / Л.Г. Селютина, Е.В. Песоцкая. СПб.: СПбГИЭУ, 2011. 227 с.
2. Селютина Л.Г. Конкурентные процессы в современном строительстве // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2013. № 1 (60). С.101-106.
3. Государство и бизнес: институциональные аспекты. М.: ИМЭМО РАН, 2009.
4. Егорова М.А. Финансовый аспект теории эффективного управления / М.А. Егорова, Л.Г. Селютина // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2009. № 3.
С. 11-17.
5. Селютина Л.Г. Моделирование процесса аккумуляции инвестиционных ресурсов в жилищную сферу // Экономика строительства. 2002. № 12. С. 25-33.
6. Селютина Л.Г. Организация строительного производства: учебник. СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2012. 534 с.
7. Плохутина А.Д. Развитие и реализация государственно-частного партнерства в России // Приволжский научный вестник. 2015. № 5-2 (45). С. 32-34.
102
№ 6 (46) - 2015