«Гуманитарный научный журнал» Электронный научный журнал
2022, №2 ISSN 2078-9661
УДК 101
Исакова К.В.
ПКИУПТ филиал ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)», Димитровград, Россия
Проблемы философии искусственного интелекта
Аннотация. Целью автора данной статьи является изучение проблемы искусственного интеллекта с философской точки зрения, особое внимание уделяется гносеологическому аспекту. В статье рассматриваются такие характеристики искусственного интеллекта, как способность к адаптации, субъективность в оценки ситуации и другие. Автор предпринимает попытку проанализировать вопрос: может ли машина мыслить, как человек; обладает ли искусственный интеллект тем же уровнем знаний, как человеческий разум. Ключевые слова: Искусственный интеллект, познавательная деятельность, знания, сознание, кибернетика.
Образец цитирования: Исакова К.В. Проблемы философии искусственного интелекта // Гуманитарный научный журнал. 2022. №2. C 125-128.
Современное общество — это мир информационных технологий, и сегодня невозможно быть полноценным членом общества, если не использовать текущие и новейшие достижения. Одним из последних вызовов XXI века - это технологии, оснащенные искусственным интеллектом. На данный момент проблема искусственного интеллекта одна из самых злободневных. Ученые всего мира и абсолютно разных специальностей, профессий, направлений: кибернетики, лингвисты, психологи, философы, инженеры пытаются решить, необходимо ли человечеству это на данный момент.
Следует отметить, что искусственный интеллект является довольно молодой областью исследований, начало которой было положено в середине ХХ столетия. Хотя предпосылки возникновения этой новой научной области появлялись еще в древние времена. Так, родоначальником искусственного интеллекта считается средневековый испанский философ, математик и поэт Р. Луллий, который в XIV веке пытался создать машину для решения различных задач на основе всеобщей классификации понятий. В XVII в. немецкий мыслитель и математик Г. Лейбниц и французский философ Р. Декарт независимо друг от друга развили эту идею, предложив универсальные языки классификации всех наук. Эти идеи легли в основу теоретических разработок в области создания искусственного интеллекта. Однако развитие искусственного интеллекта как научного направления стало возможным только после создания ЭВМ (40-е гг. XX в.). Сам термин «искусственный интеллект» («artificial intelligence») был предложен изобретателем Джоном МакКарти в 1956 году на Дармутском семинаре (США). С этого времени учеными различных стран и наук ведутся интенсивные поиски моделей и алгоритма человеческого мышления и разработки первых программ.
Хотелось бы подчеркнуть, что в теории искусственного интеллекта особое внимание уделяется аспекту представления:
«знать» должно стать активной операцией, позволяющей
не только запоминать, но и извлекать воспринятые (приобретенные, усвоенные) знания для рассуждений на их основе. Следовательно, истоки представления знаний в науке о познании, а его конечная цель -программные средства информатики.
Вместе с тем вопрос, что такое знание, каковы его основные свойства и способы получения — это исконно философский вопрос. Закономерно поэтому стремление дать философское осмысление вопросов компьютерного представления и знаний, выявляя, прежде всего, их гносеологические и философско-логические аспекты.
На первый взгляд, ЭВМ рассматривается как предмет, соединяющий человеческую познавательную деятельность и компьютерную систему. Но есть и другое мнение, ЭВМ является посредником (инструментом, прибором и т.д.), играет существенную роль в познании, является средством объединения и воплощения знаний и практики.
Как отмечает академик Г.С. Поспелов, «ЭВМ — это деталь для интеллектуальной деятельности», а с точки зрения науки, «искусственный интеллект» вносит новые качества, обеспечивает более актуальные варианты использования. Исходя из выше сказанного, диспут между сторонниками и противниками искусственного интеллекта становиться абсолютно беспочвенным.
Что изменяется в компьютерном моделировании с переходом от предс тавления данных к представлению знаний? Каков гносеологический смысл этих изменений? Известный американский ученый в области искусственного интеллекта, А. Ньюэлл полагает, что проблематика представления знаний имеет интересные точки соприкосновения с философией, ибо природа разума и природа знания всегда являлись одним из центральных философских вопросов. Однако, по мнению Ньюэлла «... интерес философии к знанию всегда концентрировался на проблеме достоверности... Это нашло отражение в том различении между знанием и верой, которое проводится в философии. Искусственный интеллект, рассматривая все знание как содержащие ошибки, называет все-таки свои системы системами знаний.» Поэтому, с точки зрения философии искусственный интеллект имеет дело только с системами веры [1].
Анализ теорий ИИ позволяет выделить следующие характеристики искусственного интеллекта: во-первых, это наличие собственных моделей внешнего мира и баз данных, выявляет нестандартность любого предмета при его реализации, но это происходит не со стороны «индивидуальности личности», а со стороны однозначности заложенных алгоритмов
функционирования и решаемых устройством задач, что является отличием от интеллекта.
Во-вторых, способность к адаптации. Искусственный интеллект - это пластичная система, хотя только по запрограммированным аспектам.
В-третьих, это субъективность в оценке ситуации. Данное качество ИИ включает возможность работы в неоднозначных ситуациях, которые связанны с неполнотой поступающих или имеющихся данных, что также обеспечивается заданным программным обеспечением. Отсюда можно сделать вывод, что «относительной самостоятельности» в искусственном интеллекте нет.
Наконец, можно выделить такие характеристики, как новые информационные структуры, распознание языков ввода информации, а также способность к взаимодействию.
С философской точки зрения, в системе "машина-человек" мышлением обладает только человек, все проявления сознания у машины - это проявление мыслительной деятельности человека, её создателя. В искусственно созданных машинами "виртуальных" мирах, скупых на свойственные для реальной жизни чувства, этические и культурные характерности, всё равно преобладает сознание человека, создающего и находящегося в этом мире, и поэтому "сознание" виртуальной реальности является прямым, и в некоторой мере примитивным, отражением истинной жизни. Так как сознание машин - это сознание человека им управляющего, то соответственно все изменения в человеческом мышлении, переоценка ценностей и т.д. будут отражаться и на проявлениях сервисно-технологической части нашей жизни. Поэтому основными проблемами философии остаётся потеря целостности, высшего смысла человеческого существования на земле, а вопрос о том, где и каким образом будут применяться кибернетические устройства - это вопрос, прежде всего, практики и специальных наук. Поэтому не следует понятие кибернетики возводить в ранг философских и на основе их абсолютизации делать далеко идущие философские выводы.
Можно попытаться объяснить, что, так как кибернетика позволяет моделировать некоторые функции мозга, то сознание или разум имеет чисто материальную основу. Однако данная область может считаться слабо изученной, несмотря на труд не одного поколения ученых, и делать подобные выводы еще более чем рано.
В наши дни, идущие под знаком ускорения научно-технического прогресса, автоматизация интеллектуальной деятельности становится насущной проблемой.
Развитие информационной техники позволило компенсировать человеку психофизиологическую ограниченность своего организма в ряде направлений. «Внешняя нервная система», создаваемая и расширяемая
2022, №2
«Гуманитарный научный журнал»
Электронный научный журнал
ISSN 2078-9661
человеком, уже дала ему возможность вырабатывать теории, открывать количественные закономерности, раздвигать пределы познания сложных систем. Искусственный интеллект и его совершенствование превращают границы сложности, доступные человеку, в систематически раздвигаемые. Это особенно важно в современную эпоху, когда общество не может успешно развиваться без рационального управления сложными и сверхсложными системами. Разработка проблем искусственного интеллекта является существенным вкладом в осознание человеком закономерностей внешнего и внутреннего мира, в их использование в интересах общества и тем самым в развитие свободы человека.
1. Проблемы философии искусственного интеллекта [Электронный источник]// URL: https://www.myunivercity.ru (дата обращения:15.01.2022)
2. Проблема «искусственного интеллекта» в современной философии и науке. [Электронный источник]// URL: https://www.stud24.ru (дата обращения:15.01.2022)
3. Проблема искусственного интеллекта. [Электронный источник]// Студенческие материалы: Философия. URL: https://xstud.ru (дата обращения:15.01.2022)
4. Человеческий и искусственный интеллект. [Электронный источник]// Научные работы: Философия. URL: https://ronl.org (дата обращения:15.01.2022)
5. Языковые и неязыковые проблемы искусственного интеллекта. [Электронный источник]// Информационный источник: Философия. URL: https://lektsii.net (дата обращения:15.01.2022)
6. Диалектика [Электронный ресурс] / Диалектическая философия и диалектические науки. Прoблeмы искусствeннoгo интeллeктa; автор д.ф.н. Молчанов К.В.; Москва: Россия рег. 31.03.06 г. URL: https://dialectics.ru. (дата обращения:15.01.2022)
Информация об авторе:
Исакова К.В. - студент,Поволжский казачий институт управления и пищевых технологий (филиал) ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)», Димитровград, Россия Научный руководитель: Алейникова О.С., к.ф.н. - ПКИУПТ филиал ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)», Димитровград, Россия
Библиографический список