Научная статья на тему 'Проблемы эффективности аспирантуры в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации'

Проблемы эффективности аспирантуры в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСПИРАНТУРА / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ АСПИРАНТУРЫ / ПОДГОТОВКА АСПИРАНТОВ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АСПИРАНТУРЫ / NORMATIVE REGULATION OF POSTGRADUATE COURSE / POSTGRADUATE COURSE / EFFICIENCY OF POSTGRADUATE COURSE / POSTGRADUATE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грачева Татьяна Владимировна

Статья посвящена проблемам эффективности аспирантуры, также рассматриваются вопросы государственного стимулирования научной деятельности в системе послевузовского профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues of efficiency of postgraduate study in the system of postgraduate professional education in the Russian Federation

The article deals with the problem of efficiency of postgraduate study, also examines issues of state encouragement of research activities in the system of postgraduate professional education.

Текст научной работы на тему «Проблемы эффективности аспирантуры в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2010. № 5

ПРОБЛЕМЫ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Т.В. Грачева, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Лаборатории социологических исследований юридического факультета МГУ*

ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ АСПИРАНТУРЫ В СИСТЕМЕ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья посвящена проблемам эффективности аспирантуры, также рассматриваются вопросы государственного стимулирования научной деятельности в системе послевузовского профессионального образования.

Ключевые слова: аспирантура; показатели эффективности аспирантуры; подготовка аспирантов; нормативно-правовое регулирование деятельности аспирантуры.

The article deals with the problem of efficiency of postgraduate study, also examines issues of state encouragement of research activities in the system of postgraduate professional education.

Keywords: postgraduate course; efficiency of postgraduate course; postgraduate training; normative regulation of postgraduate course.

В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»1 аспирантом является лицо, имеющее высшее профессиональное образование и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук.

Согласно п. 44 Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации2, аспирант за время обучения в аспирантуре обязан: полностью выполнить индивидуальный план; сдать кандидатские экзамены по философии, иностранному языку и специальной дисциплине; завершить работу над диссертацией и представить ее на кафедру (научный совет, отдел, лабораторию, сектор) для получения соответствующего заключения.

Таким образом, аспирантура включает в себя две составляющие освоения соискателем ученой степени кандидата наук — образователь-

* Gracheva@mon.gov.ru Грачева Татьяна Владимировна — зам. начальника отдела Департамента государственной научно-технической политики и инноваций Минобрнауки России.

1СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4135.

2 Утв. приказом Минобразования России 27 марта 1998 г. № 814 // Бюл. нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. № 20.

ную и научную. Поскольку образование — это передача знаний, а наука — создание нового знания, то если подготовка и сдача кандидатских экзаменов, как правило, сложностей не вызывает, то при выборе темы и написании диссертационного исследования у аспиранта возникают значительные проблемы. Однако именно процент защит диссертаций аспирантами и соискателями является одним из важнейших показателей эффективности работы аспирантуры.

По данным Рособразования, на начало 2010 г. численность аспирантов в подведомственных Рособразованию образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования составляла 89379 человек, т.е. примерно 60,5% от общей численности аспирантов в Российской Федерации: из них по очной форме обучения — 57935 человек.

Эффективность выпуска аспирантов в системе Рособразования составляет 34,8% , что несколько выше эффективности аспирантур в целом по Российской Федерации (26,2%)3. При этом очевидно, что и в том и другом случае процент защит диссертаций аспирантами далек от идеала.

Данный результат является следствием нескольких причин. Согласно данным социологических исследований, среди поступающих в аспирантуру велика доля молодых людей, не готовых заниматься научно-педагогической работой, но поступающих в аспирантуру в целях легального уклонения от службы в армии.

Однако и в самой аспирантуре будущий научный работник не знакомится даже с основами исследовательской и преподавательской деятельности. Попытки подготавливать в рамках аспирантуры специалистов-исследователей и преподавателей высшей школы сегодня сведены к нулю, а ведь это непосредственно связано с проблемой формирования в будущем новых научных школ или как минимум сохранения существующих.

Много говорится о том, что без стимулирования научной деятельности со стороны государства невозможно полноценное и поступательное развитие современного общества, однако проблема недофинансирования государственных образовательных учреждений по-прежнему актуальна. Материальное стимулирование научной работы может включать в себя государственный заказ тем исследований; заказ на проведение конференций по наиболее актуальным проблемам; заказ на коллективные научные труды и т.д., тем самым помогая научным руководителям аспирантов заниматься основной деятельностью, а не поиском средств существования. О многих молодых ученых — кандидатах наук никто не знает не только за рубежом и в России, но даже за пределами вуза, где они работают: у них сегодня нет

3 Табл. № 1 и 4 отчета ГМЦ Росстата (Работа аспирантуры и докторантуры. М., 2009. Т. 1).

стремления знать иностранные языки (для них международный индекс цитирования — лишь отвлеченное понятие), увеличивать количество новых публикаций.

Важный аспект — квалификационная характеристика самого научного руководителя. Несомненно, научному руководству также необходимо обучать, в частности, тому, как работать индивидуально с каждым аспирантом: в идеале научным руководителем аспирантов должен быть доктор наук, научно-педагогический стаж которого составляет не менее 10 лет.

Все сказанное имеет непосредственное значение и для юридического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. В 2008 г. аспирантуру факультета (очная форма обучения) закончили 37 человек, из них без защиты диссертации — 37 (100%); в 2007 г. — 29 и 24 (82,8) соответственно; в 2006 г. — 42 и 36 (87,8%); в 2005 г. — 26 и 22 (84,6%); в 2004 г. — 28 и 24 (85,7%); в 2003 г. — 18 и 18 человек (100%).

Данные по защите аспирантов, обучающихся в аспирантуре по заочной форме, также свидетельствуют о недостаточной эффективности работы аспирантуры. Так, в 2008 г. заочную аспирантуру юридического факультета закончили 18 человек, из них без защиты диссертации — 18 (100 %); в 2006 г. — 9 и 8 (88,9%); в 2005 г. — 16 и 15 (93,8%), в 2004 г. — 7 и 5 (71,4%); в 2003 г. — 12 и 9 (75%); в 2002 г. — 15 и 15 человек (100%).

С другой стороны, надо помнить о том, что на практике подготовка аспирантов (с защитой диссертации) является одним из главных аккредитационных показателей. Однако стремление увеличить количество защит не должно влиять на их качество.

Согласно установленным критериям, диссертация на соискание ученой степени кандидата наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические разработки, имеющие существенное значение для экономики или обеспечения обороноспособности страны4.

Однако защищаемые сегодня диссертации реально не решают актуальные задачи и не могут быть применимы при реализации особо значимых проектов: в настоящее время более 50% защищаемых аспирантами диссертаций приходится на гуманитарные отрасли наук.

В целях изменения сложившейся ситуации Минобрнауки России внесены некоторые коррективы в установление контрольных цифр приема в аспирантуру и докторантуру. Установление контрольных

4 П. 8 Положения о порядке присуждения ученых степеней, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. № 74 (СЗ РФ. 2002. № 6. Ст. 580; 2003. № 33. Ст. 3278; 2006. № 18. Ст. 1997; 2008. № 19. Ст. 2170; № 23. Ст. 2714; 2009. № 14. Ст. 1663).

цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета, федеральным органом исполнительной власти, другим распорядителем средств федерального бюджета, имеющим в ведении образовательные учреждения профессионального образования, проводится прежде всего с учетом их предложений о потребности в кадрах высшей квалификации высокотехнологичных и оборонных отраслей промышленности.

Увеличен общий объем контрольных цифр приема в 2010 г. по сравнению с объемом 2009 г.: по аспирантам — на 4,3% и по докторантам — на 5,5%, что составляет 29574 и 1469 мест соответственно. В целом рост численности аспирантов и докторантов по отраслям наук в 2010 г. приходится на естественные, технические, сельскохозяйственные и медицинские отрасли наук. Минобрнауки России разработан проект федерального закона «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"», в соответствии с которым срок обучения в аспирантуре (адъюнктуре) увеличивается на один год по специальностям технических и естественных отраслей наук, что позволит повысить эффективность подготовки аспирантов (адъюнктов) и качество диссертационных исследований, выполненных по данным специальностям5.

Законопроектом вносится дополнение в п. 4 ст. 11 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», согласно которому по отдельным специальностям научных работников технических и естественных отраслей наук срок обучения в очной форме может составлять четыре года, а в заочной форме — пять лет.

Перечень специальностей научных работников, сроки обучения по которым могут быть увеличены, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, при котором в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»5 создается Высшая аттестационная комиссия.

В настоящее время срок обучения в аспирантуре государственных и муниципальных высших учебных заведений, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, научных организаций не может превышать три года в очной форме и четыре года в заочной форме.

Увеличение срока обучения на один год по отдельным специальностям технических и естественных отраслей наук позволит повысить эффективность подготовки аспирантов и качество диссертационных исследований, выполненных по данным специальностям. Кроме того, увеличение сроков обучения повысит эффективность ас-

5 Соответствующий проект федерального закона внесен в Государственную Думу РФ (распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 1296-р // СЗ РФ. 2010. № 32. Ст. 4370).

6 СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4137.

пирантуры в целом, поскольку около 36% от фактического выпуска аспирантов приходится на специальности технических и естественных отраслей наук.

Анализ статистических данных показывает, что эффективность выпуска аспирантов, т.е. окончание аспирантуры с защитой диссертации, по специальностям технических и естественных отраслей наук, как правило, ниже, чем по специальностям гуманитарного профиля, и составляет ежегодно не более 25%.

Более низкий процент защит диссертаций аспирантами по данным специальностям в пределах нормативно установленных сроков обучения объясняется существенными различиями в содержании и трудоемкости диссертационных исследований по специальностям технических и естественных отраслей наук по сравнению с гуманитарными, а также объективными причинами, связанными с современными подходами к организации научных исследований. Так, по специальностям технических и естественных отраслей наук требуется обязательное экспериментальное подтверждение достоверности полученных результатов. Нередко для проведения эксперимента необходимо не только наличие дорогостоящего оборудования, но разработка и создание самим исследователем уникального экспериментального оборудования.

При этом результаты диссертационных исследований, выполненных по данным специальностям, должны быть апробированы и внедрены в производственную практику, что также требует увеличения сроков обучения в аспирантуре. При невозможности провести эксперимент в нормативно установленный срок диссертационное исследование нередко утрачивает свою перспективность.

Повышению эффективности работы аспирантуры в условиях двухуровнего высшего профессионального образования может способствовать закрепление требования сдать кандидатские экзамены в магистратуре для выпускников, планирующих поступление в аспирантуру. Но в этом случае предварительно должна быть решена другая проблема — несоответствие специальностей высшего профессионального образования номенклатуре специальностей научных работников.

В случае если кандидатские экзамены будут сдаваться в магистратуре, за аспирантурой останется только научная составляющая (требование к аспиранту подготовить и представить к защите диссертационное исследование), а у самого аспиранта существенно увеличится время на написание диссертации. Следовательно, такое изменение будет способствовать достижению основной цели аспирантуры — качественной подготовке научных и научно-педагогических кадров.

Одним из направлений повышения эффективности работы аспирантуры выступает стимулирование государством научно-исследовательской деятельности аспирантов, в том числе и материальное. В настоящее время стипендии назначаются аспирантам, обучающимся

по очной форме, и докторантам образовательных учреждений и научных организаций, являясь важной формой государственной социальной поддержки.

Для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»7 следует руководствоваться прожиточным минимумом в целом по России. В последний раз прожиточный минимум для трудоспособного населения был установлен постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. № 529 за первый квартал 2010 г. и составляет 5956 р.8

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2005 г. № 436 «О стипендиях аспирантам и докторантам государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных организаций»9 размер стипендий для аспирантов и докторантов федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных организаций с 1 января 2006 г. составляет 1500 р. для аспирантов и 3000 р. для докторантов. Таким образом, соотношение размера стипендии к размеру прожиточного минимума в настоящее время выглядит так: для аспирантов — 26,7%, для докторантов — 53,3%. Данная ситуация не может быть признана удовлетворительной.

В целях усиления социальной поддержки аспирантов и докторантов Президентом Российской Федерации дано поручение заинтересованным федеральным органам исполнительной власти рассмотреть вопрос о возможности повышения стипендий аспирантам и докторантам государственных научных организаций и государственных образовательных учреждений.

Таким образом, только комплексное решение перечисленных проблем будет способствовать достижению желаемого результата — повышению эффективности работы аспирантуры в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации.

Список литературы

1. Балабанов С.С., Бедный Б.И., Миронос А.А. Подготовка научных кадров социогуманитарного профиля в аспирантуре // СоцИс. 2008. № 3.

2. Бедный Б.И., Гурбатов С.Н., Миронос А.А. Индикаторы эффективности аспирантских программ в области точных и естественных наук // Высшее образование в России. 2009. № 9.

3. Работа аспирантуры и докторантуры: Стат. сб. М., 2009.

7 СЗ РФ. 1997. № 43. Ст. 4904.

8 СЗ РФ. 2010. № 30. Ст. 4102.

9 СЗ РФ. 2005. № 30. Ст. 3170.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.