ВестникКрасГАУ. 2015. № 4
адресуется к другому человеку, вступает во взаимодействие с информацией, наличествующей в голове этого другого человека, и в результате этого «обмена информацией», в результате их взаимодействия рождается мысль. То есть мысль не «актуализируется» в процессе речевого общения, она рождается в нем, обретая декодированную форму психического образа...» [1].
В свете данной закономерности мыслительного процесса и следует оценить новации, которые были привнесены в учебный процесс «инноваторами» от образования: тестирование, так называемую самостоятельную работу студентов, то есть перевод образования фактически на полузаочную форму обучения, и т.д. Очевидно, что отмеченные нововведения направлены на блокирование мыслительного процесса. Их апологеты рассматривают сознание учащегося как компьютер, который в процессе обучения необходимо загрузить некоторым количеством информации, а в процессе «проверки качества знаний» эту информацию извлечь с помощью тестирования. С точки зрения реформаторов, система образования должна прежде всего обслуживать бизнес, которому «.не нужна личность, не нужен человек самостоятельный, творчески мыслящий. Ему нужен робот, человек-функция, .способный совершать лишь ту или иную производственную операцию» [1], покорный объект манипуляций, неважно - со стороны политической элиты или «большого бизнеса».
Новации, административно насаждаемые в учебный процесс, находятся в неразрешимом противоречии с законами мыслительной деятельности и, соответственно, с реальными потребностями полноценного общественного развития. Реформа образования - в том виде, в каком она предлагается обществу ныне действующей в России властью, - направлена на демонтаж сложившегося в нашей стране цивилизационно-культурного типа с соответствующим ему комплексом общественных отношений.
Литература
1. Акулов В.Л. Реформа образования как орудие колонизации. - URL: http://rys-arhipelag.ucoz.ru/news/2009-03-09-361 (дата обращения: 13.12.2009).
2. Зенько А.А. Понятие социальности // Теория и история. - 2003. - № 2. - С. 34-45.
3. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М.: ЭКСМО «Алгоритм», 2008. - 864 с.
4. Кара-Мурза С.Г. Матрица «Россия». - М.: Алгоритм, 2007. - 320 с.
5. Чуринов Н.М. Совершенство и свобода: филос. очерки. - Новосибирск: Изд-во СО АН, 2006. - 712 с.
УДК 378.0 Н.И. Пыжикова, С.С. Бакшеева, Н.И. Калашникова
ПОДГОТОВКА КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
Статья посвящена изменениям в структуре подготовки кадров высшей квалификации после принятия нового закона «Об образовании в Российской Федерации».
Ключевые слова: кадры высшей квалификации, аспирантура, закон об образовании, диссертация.
N.I. Pyzhikova, S.S. Baksheeva, N.I. Kalashnikova
TRAINING THE PERSONNEL WITH THE HIGHEST LEVEL OF PROFICIENCY: YESTERDAY AND TODAY
The article is devoted to the changes in the trainingstructure of the personnel with the highest level of proficiency after the adoption of the new law "About Education in the RussianFederation".
Key words: personnel with the highest level of proficiency, postgraduate course, law oneducation, dissertation.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» [1], подготовка кадров высшей квалификации - это третий уровень высшего образования. Таким образом, аспирантура, наряду с бакалавриатом, магистратурой и специалитетом, становится образовательной программой высшего образования. До принятия Закона «Об образовании в Российской Федерации» также подразумевалось, что аспирантура - это образовательная программа, но при этом она имела особый статус - статус послевузовского образования, что позволяло время обучения в аспирантуре практически полностью (за исключением времени на подготовку и сдачу кандидатских экзаменов, а также на прохождение педагогической практики) использовать для подготовки и защиты диссертации. Теперь же понятие послевузовского профессионального обра-
зования исключено из официальной образовательной лексики [2]. Как следствие произошедших изменений, соотношение образовательной и научно-исследовательской составляющих аспирантских программ изменилось. Для аспирантуры, как и для основных образовательных программ предшествующих уровней высшего образования, согласно образовательному законодательству, разработаны федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования третьего уровня. Следуя европейскому опыту, время на освоение образовательной составляющей значительно увеличилось.
В данной работе мы попытались проанализировать основные моменты подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре до принятия нового Закона «Об образовании в Российской Федерации» и после. Результаты представлены в таблице.
Изменения в образовательном процессе Уровень - подготовка кадров высшей квалификации
ФГТ ФГОС
1 2
Нормативно-правовые документы
- ФЗ «О высшем и послевузовском образовании» Специальные для аспирантуры - Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в РФ - Федеральные государственные требования к структуре ООП аспирантуры Общие для всех уровней ВО Не было - ФЗ «Об образовании в РФ» Специальные для аспирантуры - Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) (19.11.2013, № 1259) - Порядок ИГА по программам аспирантуры (не утвержден) - ФГОС по каждому направлению Общие для всех уровней ВО - Порядок и случаи перехода лиц с платного обучения на бесплатное (06.06.2013, № 443) - Порядок и основания предоставления академического отпуска обучающимся (13.06.2013, № 455) - Порядок назначения гос. академической стипендии... аспирантам (28.08.2013, № 1000) - Об утверждении образцов и описаний документов о высшем образовании и о квалификации и приложений к ним (01.10.2013, № 1100) - Порядок и условия осуществления перевода лиц. в другие организации (07.10.2013, № 1122) Другие нормативные документы, относящиеся ко всем уровням высшего образования
Прием на обучение
Вузы самостоятельно формировали правила приема, включая критерии конкурсного отбора, сроки проведения вступительных экзаменов Правила приема четко регламентированы, при конкурсном отборе вузы имеют право использовать самостоятельно разработанные критерии только при равенстве баллов; сроки проведения вступительных экзаменов определяются вузом, но с учетом начала учебного года с 1 сентября
Документация только в вузе Все данные поступающих, оценки, приказы вводятся в информационную систему 1С: университет и в ФИС
Продолжение табл.
1 2
Документация только на бумажных носителях На сайте организации размещается: - перечень направлений подготовки - план приема (бюджет и внебюджет) - правила приема - информация ... (по Правилам приема) - список лиц, подавших документы - результаты вступительных испытаний - списки успешно прошедших вст.испытания -приказ(ы) о зачислении
Цель п рограммы
Подготовка и защита диссертации на соискание степени кандидата наук Подготовка к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук и обеспечение выпускнику требуемых компетенций
Документ об образовании
Программа послевузовского образования не содержала ГИА, документ о получении образования в аспирантуре не выдавался Программа третьего уровня высшего образования завершается ГИА, выдается диплом об окончании аспирантуры
Квалификация
Квалификация по окончании аспирантуры не присваивалась По окончании аспирантуры будет присвоена квалификация «Исследователь. Преподаватель-исследователь»
Документ у аспиранта после окончания обучения в аспирантуре
Удостоверение о сдаче канд.экзаменов В случае защиты диссертации - диплом кандидата наук Диплом об окончании аспирантуры, с квалификацией «Исследователь. Преподаватель-исследователь»
Обучение
Обучение по научным специальностям Обучение по направлениям подготовки. В рамках направлений выделяются направленности (=научным специальностям)
Федеральные государственные требования к структуре ООП Федеральные государственные образовательные стандарты по каждому направлению подготовки
Компетенции не использовались Компетентностный подход
Объем программы 210 з.е. (3 года) Объем программы 180 з.е. (3 года); 240 з.е. (4 года)
Структура программы: Обязательные дисциплины (6 з.е.): - иностранный язык - история и философия наук - специальная дисциплина Дисциплины по выбору (5 з.е.) Факультативные дисциплины (13 з.е.): Педагогические дисциплины Педагогическая практика (3 з.е.) Научно-исследовательская работа (165 з.е) Кандидатские экзамены (3 з.е.) Структура программы: Дисциплины (базовая часть) (9 з.е.): - иностранный язык - история и философия наук Дисциплины (вариативная часть) (21 з.е.): - специальная дисциплина - педагогические дисциплины Практики (3 з.е.) Педагогическая практика Научно-исследовательская работа (138 з.е) ИГА (9 з.е.)
Кандидатские экзамены - отдельный элемент ООП Кандидатские экзамены - форма промежуточной аттестации
Педагогические дисциплины были факультативными (необязательными) - изучали 25-30 % аспирантов Педагогические дисциплины становятся обязательными для всех аспирантов
Окончание табл.
1 2
Кандидатский экзамен по истории и философии науки: требовалось повышение квалификации по иФн (в связи с переходом от кандидатского экзамена «философия к «история и философия науки»); самостоятельная кафедра философии; 1 доктор филос. наук + 1 канд.филос. наук Кандидатский экзамен по истории и философии науки: повышение квалификации не требуется; 1 д-р филос. (или ист., или полит.) наук + 1 канд.филос. наук + 1 специалист по профилю
Кандидатский экзамен по иностранному языку: требований не было Кандидатский экзамен по иностранному языку: 1 канд.филол.наук + 1 с высшим образование в области языкознания + 1 специалист по профилю со знанием языка
Кандидатский экзамен по специальной дисциплине: наличие аспирантуры по данной специальности Кандидатский экзамен по специальной дисциплине: 1 д-р наук, защитившийся по данной специальности+ 2 канд. наук, защитившиеся по данной специальности
Аттестация 1 раз в год Промежуточная аттестация 2 раза в год
Стипендия выплачивается всем аспирантам очного обучения бюджетной основы обучения Стипендия выплачивается аспирантам очного обучения бюджетной основы обучения, не имеющим академической задолженности и оценок «удовлетворительно»
ФОС не требовались Необходимо формировать ФОС
Итоговая аттестация
Нет Государственный экзамен
Предзащита диссертации на кафедре, по мере готовности диссертации Защита выпускной квалификационной работы перед специально собираемой комиссией с приглашенным внешним председателем; сроки определяются учебным планом
Помимо обучения в аспирантуре, сохраняется возможность подготовки кандидатских диссертаций без освоения программы аспирантуры - путем прикрепления для подготовки кандидатских диссертаций. Однако если ранее организации могли прикреплять соискателей при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности по соответствующей научной специальности, то теперь прикрепление для подготовки кандидатских диссертаций возможно в организациях, в которых действуют соответствующие диссертационные советы.
После вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» докторантура как форма подготовки научных кадров перестала быть уровнем послевузовского образования и полностью отнесена к сфере науки. Положения о подготовке диссертации на соискание ученой степени доктора наук включены в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», Постановление Правительства РФ «Об утверждении «Положения о докторантуре».
Одним из ключевых моментов функционирования докторантуры теперь является наличие в организации действующего диссертационного совета по соответствующей научной специальности, а также осуществление в организации научно-исследовательской работы по профилю докторантуры.
Положение включает ряд новаций по отношению к действовавшим ранее нормативным документам, среди которых:
- решение о направлении работника в докторантуру принимается руководителем направляющей организации с учетом рекомендации ученого (научного, научно-технического) совета этой организации на основании заявления работника;
- принимающая организация проводит конкурсный отбор лиц для подготовки ими докторских диссертаций, по результатам которого дает заключение о возможности подготовки диссертаций лицами, участвовавшими в конкурсном отборе;
- подготовка диссертации на соискание ученой степени доктора наук в докторантуре производится на основании договора между направляющей организацией, принимающей организацией и докторантом;
- направляющая организация осуществляет докторанту ежемесячные выплаты в размере, равном однократному минимальному размеру оплаты труда, в случае увольнения работника из направляющей организации осуществление ему ежемесячных выплат прекращается [3].
Таким образом, с учетом традиционной системы образования в России и изменений в сфере подготовки и аттестации научно-педагогических кадров может быть выстроена многовариантная траектория подготовки кадров высшей квалификации (рис.).
Ч -
Диплом доктора наук
\ Защита докторской диссертации в диссертационном совете
I
+ J 4 п - и
Форма подготовки научных кадров 1 1 1 ' ! Самостоятель- ! | 1 \ ная подготовка докторской диссертации
Докторантура
1 1 А
Диплом кандидата наук
Защита кандидатской диссертации в диссертационном совете
т
_1_
Диплом об окончании аспирантуры
Высшее
образование -3-й уровень Аспирантура (адъюнктура)
Л 4,
Ординатура (в области медицины) Ассистентура-стажировка (в области искусств)
Самостоятельная подготовка кандидатской диссертации -прикрепление для подготовки кандидатской диссертации
I I
1 >
Аттестат о среднем образовании
Современная система подготовки кадров высшей квалификации в Российской Федерации
Таким образом, все изменения, происходящие в системе подготовки научно-педагогических кадров
направлены на повышение качества обучения (подготовки) аспирантов и докторантов.
Литература
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». -URL: http://base.garant.ru/70291362/.
2. Сенашенко В.С. О некоторых проблемах подготовки кадров высшей квалификации // Высшее образование в России. - 2013. - № 4. - С. 54-58.
3. Калашникова Н.И., Янова М.А. Изменения в системе подготовки и аттестации научно-педагогических кадров в Российской Федерации // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. - Красноярск: Изд-во КрасГАУ, 2014.