Научная статья на тему 'Система подготовки и аттестации научных кадров'

Система подготовки и аттестации научных кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3816
397
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕНЫЙ / ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ КАДРОВ / АСПИРАНТУРА / ДОКТОРАНТУРА / МАГИСТРАТУРА / ДИССЕРТАЦИОННЫЙ СОВЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Едронова В. Н., Овчаров А. О.

Квалификация ученого зависит не только от его личностных качеств, но и от эффективности системы подготовки и аттестации научных кадров. В статье дана характеристика системы подготовки и аттестации научных кадров в России в сравнении с зарубежным опытом, обозначены проблемные вопросы в сфере аспирантуры и докторантуры, раскрыты особенности и роль магистратуры как новой формы подготовки научных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Едронова В. Н., Овчаров А. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система подготовки и аттестации научных кадров»

8(311) - 2013

Наука каКоОсобый вид деятельности

УДК 378.046.4

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ И АТТЕСТАЦИИ НАУЧНЫх КАДРОВ

В. Н. ЕДРОНОВА,

доктор экономических наук, профессор кафедры компьютерных информационных систем финансовых расчетов E-mail: v. n. edronova@mail. ru

А. О. ОВЧАРОВ,

доктор экономических наук, профессор кафедры компьютерных информационных систем финансовых расчетов E-mail: anton19742006@yandex. ru Нижегородский государственный университет

имени Н. И. Лобачевского -Национальный исследовательский университет

Квалификация ученого зависит не только от его личностных качеств, но и от эффективности системы подготовки и аттестации научных кадров. В статье дана характеристика системы подготовки и аттестации научных кадров в России в сравнении с зарубежным опытом, обозначены проблемные вопросы в сфере аспирантуры и докторантуры, раскрыты особенности и роль магистратуры как новой формы подготовки научных кадров.

Ключевые слова: ученый, подготовка научных кадров, аспирантура, докторантура, магистратура, диссертационный совет.

Эффективность научного исследования определяется не только содержанием и способами проведения и внедрения результатов этого исследования, но и квалификацией ученого. Квалификация ученого в свою очередь зависит как от его личностных качеств

(таланта, работоспособности, целеустремленности), так и от эффективности системы подготовки и аттестации научных кадров.

Классическая система подготовки научных кадров в нашей стране включала две ступени: аспирантуру и докторантуру.

Аспирантура (адъюнктура, клиническая ординатура) - форма повышения квалификации лиц путем проведения инициативных научных исследований для подготовки этих лиц к соисканию ученой степени кандидата наук. Адъюнктура - аспирантура вузов Вооруженных сил, клиническая ординатура -аспирантура при медицинских вузах, институтах усовершенствования и научно-исследовательских учреждениях медицинского профиля.

Обучение в аспирантуре, как правило, продолжается в течение трех лет (при заочной форме -четыре года). Для поступления необходимо иметь

высшее образование, получить согласие будущего научного руководителя и сдать вступительные экзамены (специальность, иностранный язык, философия). Для успешного окончания аспирантуры аспирант должен подготовить рукопись диссертации, а также сдать кандидатский минимум - три экзамена (специальность, иностранный язык, история и философия науки). Во время обучения аспирант должен пройти педагогическую практику, а также посещать дополнительные занятия по иностранному языку и философии, которые обычно проходят на первом году обучения.

Российское законодательство предусматривает определенные социальные гарантии аспирантам:

- аспиранты, обучающиеся по очной форме за счет средств бюджета, обеспечиваются государственными стипендиями и пользуются ежегодно каникулами продолжительностью два месяца. С 01.09.2011 ежемесячная стипендия для аспирантов установлена в размере 2 500 руб. С 01.09.2012 она увеличена до 6 000 руб., но только для тех аспирантов, которые подготавливают диссертации по специальностям научных работников технических и естественных отраслей наук, перечень которых устанавливается Минобрнауки России;

- аспиранты, обучающиеся в аспирантуре по заочной форме, имеют право на ежегодные дополнительные отпуска по месту работы продолжительностью тридцать календарных дней с сохранением средней заработной платы. К ежегодному дополнительному отпуску аспиранта добавляется время, затраченное на проезд от места работы до места нахождения аспирантуры и обратно, с сохранением средней заработной платы;

- аспиранты пользуются бесплатно оборудованием, лабораториями, учебно-методическими кабинетами, библиотеками, а также правом на командировки (в том числе в вузы и научные центры иностранных государств), на участие в экспедициях для проведения работ по избранным темам научных исследований наравне с научно-педагогическими работниками вузов и научно-исследовательских учреждений;

- для завершения диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук работникам предприятий, учреждений и организаций по месту работы предоставляются отпуска с сохранением заработной платы продолжительностью три месяца.

Докторантура - форма повышения квалификации лиц, имеющих степень кандидата наук, путем проведения инициативных научных исследований для подготовки этих лиц к соисканию ученой степени доктора наук. Докторантуру можно определить как форму подготовки научной элиты, т. е. специалистов высшей квалификации для научной, научно-педагогической, производственной и инновационной сфер деятельности. Как правило, в докторантуру принимаются кандидаты наук, работающие в вузах РФ, имеющие опубликованную монографию по теме будущей докторской диссертации, а также статьи в научных журналах, публикации в сборниках научных трудов, участие в научных мероприятиях (конференциях, семинарах и т. д.). Докторант должен вести активную научную и педагогическую деятельность, работать на принципах углубленного самообразования в сочетании с высокой академической мобильностью.

Российское законодательство гарантирует докторантам те же социальные льготы, что и аспирантам. Кроме того, за докторантами сохраняются все права по месту работы, которые они имели до поступления в докторантуру (права на получение жилой площади, на присвоение ученого звания и т. д.), а также право на возвращение на прежнее место работы. С 01.09.2011 ежемесячная стипендия для докторантов установлена в размере 4 000 руб., а с 01.09.2012 для докторантов, обучающихся по техническим и естественным специальностям, она увеличена до 10 000 руб.

Статистические данные по числу аспирантов и докторантов свидетельствуют о неоднозначной динамике этих форм послевузовской подготовки научных кадров (см. таблицу). За десятилетний период (2000-2009 гг.) численность аспирантов выросла на 31,2 %, докторантов - на 1,9 %. При этом наибольший рост наблюдается в таких отраслях науки, как экономика, право, педагогика. Отдельные естественные и технические науки в разные годы также показывали рост по числу, приему и выпуску аспирантов и докторантов, но в целом динамику по этим наукам можно оценить как относительно стабильную.

Анализируя деятельность аспирантуры и докторантуры как важнейших институтов системы подготовки научных кадров, можно утверждать, что в последние два десятилетия произошли заметные перемены и накопились серьезные проблемы. Несмотря на падение престижа научно-исследователь-

Динамика численности, приема и выпуска аспирантов и докторантов

в РФ в 2003-2010 гг., чел.

Показатель 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Численность аспирантов на конец года 140 741 142 662 142 899 146 111 147 719 147 674 154 470 157 437

Численность докторантов на конец года 4 567 4 466 4 282 4 189 4 109 4 242 4 294 4 418

Прием в аспирантуру 47 803 47 687 46 896 50 462 51 633 49 638 55 540 54 558

Прием в докторантуру 1 611 1 567 1 457 1 499 1 520 1 517 1 569 1 650

Выпуск из аспирантуры, всего 30 799 32 595 33 561 35 530 35 747 33 670 34 235 33 763

Выпуск из аспирантуры с защитой 8 378 10 256 10 650 11 893 10 970 8 831 10 770 9 611

диссертации

Выпуск из докторантуры, всего 1 385 1 451 1 417 1 383 1 320 1 216 1 302 1 259

Выпуск из докторантуры с защитой 414 505 516 450 429 297 435 336

диссертации

ской и преподавательской деятельности, отмечается возрастание спроса на ученые степени и звания, особенно у лиц, не занимающихся этими видами деятельности. Появилась новая мотивация к получению ученых степеней и званий, ставших своего рода символом успеха, статуса и престижа, особенно для тех, кто делает карьеру в области государственного управления и бизнеса. Это повлекло расширение платности обучения в аспирантуре, увеличение числа защит на фоне понижения качества и ослабления исследовательской компоненты диссертационных работ, возникновение диспропорций в подготовке специалистов разных профессий и т. д.

В отличие от международной практики, в которой докторантура (аналог отечественной аспирантуры) функционирует на базе университетов, специфика России состоит в том, что аспирантура и докторантура осуществляют свою деятельность в научно-исследовательских институтах (НИИ) и высших учебных заведениях нашей страны. Число научно-исследовательских институтов, занимающихся подготовкой аспирантов, превышает число соответствующих вузов: в 2010 г. аспирантура существовала в 809 НИИ и в 748 вузах. Для докторантуры наблюдается обратная ситуация. Данная форма подготовки специалистов в 2010 г. присутствовала в 192 НИИ и 407 вузах. Наблюдается постепенное перераспределение аспирантов между НИИ и вузами, имеющими аспирантуру. Если в 1986 г. на НИИ приходилось 67 % от общего числа организаций, ведущих подготовку аспирантов, то в 2000 г. эта доля сократилась до 59 %, а в 2009 г. достигла 52 %. При этом численность и аспирантов, и докторантов значительно выше в вузах. В 2009 г. в них проходили подготовку 88,7 % всех аспирантов и 92,3 % всех докторантов.

С появлением рыночных отношений в аспирантурах и докторантурах расширяются платные

формы обучения. Подготовка аспирантов и докторантов в пределах установленных контрольных цифр приема осуществляется за счет средств государственного бюджета, а сверх контрольных цифр - по прямым договорам с физическими или юридическими лицами на условиях возмещения затрат по обучению.

Расширение платности обучения стало реакцией на низкий уровень финансирования системы образования и науки. В 2008 г. численность аспирантов, обучающихся на платной основе, составила 47,3 тыс. чел., и эта форма обучения становится все более представительной. Наблюдается рост общей численности и выпуска из аспирантуры платной категории аспирантов. В 2008 г. по сравнению с 2000 г. их доля в общей численности аспирантов возросла с 12 до 32 %.

Сегодня механизмы оказания платных образовательных услуг, предоставляемых аспирантурой и докторантурой, особенно хорошо отлажены в вузах. Спрос на платные услуги высокий, и бюджеты вузов все в большей степени формируются за счет оплаты за обучение. Если в 2000 г. доля аспирантов вузов, обучающихся на платной основе, составляла 10 % от общей численности аспирантов вузов, то к 2008 г. этот показатель достиг 35 %.

Перечень платных услуг, оказываемых аспирантурами и докторантурами вузов, постоянно расширяется. В настоящее время многие вузы предоставляют возможность сторонним аспирантам сдавать кандидатские экзамены, а также защищать кандидатские и докторские диссертации без обучения в аспирантуре и докторантуре вуза путем формального прикрепления в качестве соискателей.

Стоимость обучения в аспирантуре и докторантуре зависит от престижности вуза, а также от выбираемой специальности и заметно варьируется. При этом стоимость обучения по техническим

и естественным специальностям ниже, чем по специальностям гуманитарного, общественного и медицинского профилей. Однако определяющим фактором является престижность вуза. Например, стоимость года обучения в очной аспирантуре и докторантуре Финансового университета при Правительстве Российской Федерации в 2011 г. для экономических специальностей составляла 360 тыс. руб. (для граждан России), для иностранных граждан - 450 тыс. руб. 1 Практически все вузы ежегодно повышают стоимость обучения в аспирантуре и докторантуре . За последние два года она увеличилась в среднем на 25-35 %.

Подготовка аспирантов на платной основе, как правило, оценивается представителями научного сообщества негативно. Многими экспертами считается, что расширение платной формы обучения в аспирантуре ведет к снижению требований к аспирантам. В некоторых вузах для поступления в платную аспирантуру вместо вступительных экзаменов достаточно пройти только собеседование по специальности. На многих сайтах обсуждаются возможности использования платной аспирантуры в качестве законного способа получения отсрочки от армии, а также дается информация о стоимости услуг по обучению и по написанию самой диссертации. Авторский анализ подобных сайтов показывает, что средняя стоимость услуг по написанию кандидатских диссертаций составляет 2 500-7 000 долл., докторских - 6 000-15 000 долл.

Эффективность института аспирантуры и докторантуры определяется качеством подготовленных и количеством защищенных диссертаций в пределах срока обучения в аспирантуре и докторантуре. В 2010 г. 9,6 тыс. чел. защитили кандидатские и 336 чел. - докторские диссертации в положенный срок (см. табл. 1), из них подавляющее большинство - это выпускники аспирантуры и докторантуры вузов. Динамика численности выпускников с защитой диссертации в 2001-2009 гг. неравномерна: общий рост этого показателя до 2005-2006 гг. сменился его спадом в последующие два года. Однако уже в 2009 г. произошел резкий всплеск этого показателя.

1 Интересно отметить, что на момент подготовки данной статьи (ноябрь 2012 г.) на сайте Финансового университета при Правительстве Российской Федерации были другие цифры: стоимость года обучения в очной аспирантуре и докторантуре по основным экономическим специальностям для российских граждан равна 120 тыс. руб., для иностранных граждан -150 тыс. руб.

Произошедшие изменения связаны с реформированием системы аттестации научных кадров. Оно было сделано ВАК для наведения порядка, который вследствие «либерализации» науки практически отсутствовал в течение 15 лет. Были реструктурированы диссертационные советы: часть советов, имеющих замечания и предупреждения со стороны ВАК, прекратили свое существование, а к функционирующим советам в настоящее время предъявляются более жесткие требования. Стала невозможной деятельность так называемых разовых советов, создававшихся под чью-то конкретную защиту, а также резервной сети диссертационных советов.

Принятые меры позитивно сказались на деятельности института аспирантуры и докторантуры, но всех проблем решить не смогли. Так, пока фактически легализован рынок заказных диссертаций. По разным оценкам, 20-30 % от общего количества защищаемых в год диссертаций - это работы, написанные за деньги. К настоящему времени сложились разнообразные схемы получения ученых степеней, особенно распространена практика заказных диссертационных работ лицами, не имеющими отношения к науке. Среди них достаточно высок спрос на диссертации «под ключ» и «сопровождения» защиты. Все это обесценивает ученые степени и звания в обществе.

Выявить случаи защиты заказных диссертаций достаточно сложно, особенно в ситуации, когда такие защиты явно или неявно проходят под покровительством председателя, ученого секретаря или членов диссертационного совета, а также иных, как правило, материально заинтересованных лиц. При этом сделать процедуру защиты более прозрачной можно на основе более широкого использования информационных технологий в процессе защиты диссертаций, в частности с помощью трансляции по Интернету. Опыт таких защит уже есть. Например, веб-трансляции защит проводятся на многих факультетах Санкт-Петербургского государственного университета. Это позволяет заинтересованным специалистам, находящимся на расстоянии, участвовать в процессе защиты и оперативно оценивать новизну исследования и личный вклад диссертанта. В новом Положении о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, утвержденном приказом Минобрнауки России от 12.12.2011 № 2817, имеется норма, согласно которой должны

быть созданы условия для проведения заседаний диссертационных советов в режиме он-лайн, а соискатели ученых степеней обязаны включать в свои аттестационные дела аудиовидеозапись, фиксирующую ход заседания диссертационного совета.

Во многих странах ученую степень или звание присваивает конкретный университет, и ответственность за качество диссертации полностью берет на себя научное сообщество. Возможность этого признают и в ВАКе, но для этого должен быть снижен уровень коррупции, который в российских условиях очень высок. Как считает председатель ВАК, если сегодня отменить государственную систему аттестации и отдать это в университеты, получим не тридцать тысяч, как сейчас, а триста тысяч кандидатов в год.

Аспирантура и докторантура - основные формы подготовки научных кадров высшей квалификации. Однако в современных условиях к этим формам добавляется еще одна форма, находящаяся на промежуточном уровне между бакалавриатом и аспирантурой. Речь идет о магистратуре - такой форме получения академической степени (в некоторых странах - начальной ученой степени), которая приобретается студентом после окончания соответствующего курса (освоения специальной программы обучения). Традиционно считается, что магистратура - ступень высшего профессионального образования, следующая после бакалавриата, позволяющая углубить специализацию по определенному профессиональному направлению.

Положение магистратуры в современной российской системе образования двойственное. С одной стороны, это система повышения квалификации бакалавров и специалистов, а с другой стороны, квалификация «магистр» приравнивается к квалификациям выпускников вузов. Активное использование данной формы связано с присоединением нашей страны к Болонскому процессу (это произошло в сентябре 2003 г. на берлинской встрече министров образования европейских стран) - проекту сближения и гармонизации систем образования европейских стран в рамках Болонской декларации. Главная цель - создание единого европейского пространства высшего образования. Декларация содержит семь ключевых положений: 1) принятие системы сопоставимых степеней, в том числе через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения

международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования;

2) введение двухуровневого обучения: предварительного (pregraduate) и выпускного (graduate). Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора;

3) внедрение европейской системы зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции обучения в течение всей жизни;

4) развитие мобильности учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширение мобильности преподавательского, научного и иного персонала достигается путем зачета периода времени, затраченного на работу в европейском регионе;

5) содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий;

6) внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей;

7) содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

Из положений видно, что унификация системы подготовки научных кадров является одной из важнейших целей Болонского процесса. Магистратура в этой системе должна занимать заметное место. В структуре федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, на которые РФ полностью перешла в 2011 г., магистерские стандарты образуют верхний уровень высшего профессионального образования. Согласно этим стандартам основным видом профессиональной деятельности выпускника-магистра должна быть научно-исследовательская деятельность. Например, магистр по направлению подготовки 080100

«экономика» должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в сфере научно-исследовательской деятельности:

- разработка рабочих планов и программ проведения научных исследований и разработок, подготовка заданий для групп и отдельных исполнителей;

- разработка инструментария проводимых иссле -дований, анализ их результатов;

- подготовка данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций;

- сбор, обработка, анализ и систематизация информации по теме исследования, выбор методов и средств решения задач исследования;

- организация и проведение научных исследований, в том числе статистических обследований и опросов;

- разработка теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к сфере профессиональной деятельности, оценка и интерпретация полученных результатов.

Особое место в системе аттестации научных кадров занимает Высшая аттестационная комиссия -федеральный орган государственной власти, подведомственный Минобрнауки России, созданный для обеспечения единой государственной политики в области государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров.

Высшая аттестационная комиссия была учреждена в СССР еще в 1932 г., а фактически начала работу в 1934 г. До этого времени ученые степени присуждались непосредственно в институтах и университетах, и создание единого аттестационного органа было вызвано общим дефицитом квалифицированных и одновременно идеологически выдержанных ученых, способных адекватно оценивать диссертационные работы. В настоящее время ВАК функционирует на основе ряда нормативных актов, в частности руководствуется Положением о Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации, в котором регламентированы полномочия данного органа. Основными функциями ВАК являются: 1) подготовка заключений Министерству образования и науки РФ:

- на создание советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук, установление и изменение состава этих советов, установление полно-

мочий советов, приостановление, возобновление и прекращение деятельности таких советов;

- о результатах экспертизы диссертаций соискателей ученой степени доктора наук;

- о присвоении ученых званий профессора по специальности и доцента по специальности, профессора по кафедре и доцента по кафедре;

- о признании и установлении эквивалентности документов иностранных государств об ученых степенях и ученых званиях на территории РФ;

- по апелляциям, поданным на решения диссертационных советов;

2) выработка рекомендаций Министерству образования и науки РФ о перечне кандидатских экзаменов, о перечне рецензируемых научных журналов и изданий для опубликования основных научных результатов диссертаций и о программах кандидатских экзаменов;

3) принятие решений о продлении сроков проведения экспертизы аттестационных дел и диссертаций на соискание ученой степени доктора наук экспертными советами;

4) проведение анализа аттестационных дел, представление заинтересованным федеральным органам государственной власти и организациям, в которые представляется обязательный экземпляр диссертации, соответствующей информации;

5) участие в разработке проектов актов по вопросам присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий;

6) разработка рекомендаций по вопросам установления требований к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ послевузовского профессионального образования, номенклатуры специальностей научных работников;

7) проверка деятельности диссертационных советов.

Следует отметить, что в упомянутом Положении по сравнению с предыдущим появилось существенное изменение, касающееся полномочий ВАК: теперь ВАК не сама принимает решения о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий, а лишь дает по этим вопросам заключения Министерству образования и науки РФ.

Для оперативного решения текущих вопросов аттестации научных кадров из числа членов

ВАК формируется президиум ВАК. Его состав утверждается приказом Минобрнауки России по представлению председателя ВАК. В настоящее время в президиум включены более пятидесяти членов, среди которых ученые с мировым именем в разных сферах науки и техники. Отметим, что президиум ВАК широко представлен учеными-экономистами.

Для осуществления экспертизы соответствия диссертаций установленным критериям, а также для подготовки рекомендаций по присуждению ученых степеней и присвоению ученых званий профессора и доцента по научным специальностям ВАК создает экспертные советы из числа ведущих ученых и специалистов в области науки, техники, образования и культуры. Экспертные советы формируются с учетом рекомендаций академий наук, имеющих государственный статус, ведущих высших учебных заведений, научных организаций. В настоящее время действуют свыше трех десятков экспертных советов, численный состав которых утверждается Минобрнауки России.

В рамках реализации Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года государством ведется мониторинг и анализ состояния научно-экспертного сообщества России, основу которого составляют ведущие специалисты в сфере подготовки и государственной аттестации кадров высшей научной квалификации. Именно из персоналий научно-экспертного сообщества формируются составы экспертных советов ВАК. В рамках этой деятельности в 2010 г. была проведена актуализация базы данных этих персоналий. Для этого в интерактивном режиме были заполнены электронные формы анкет экспертов по всем членам действующих диссертационных советов. Так была создана современная база данных экспертного сообщества.

Анализ деятельности аспирантуры и докторантуры показывает, что в последние годы накопились серьезные проблемы: падение престижа научной и педагогической деятельности, расширение платности обучения, увеличение числа защит и снижение качества диссертаций, возникновение диспропорций в подготовке специалистов разных

профессий. Решать эти проблемы призван главный государственный орган аттестации научных кадров -Высшая аттестационная комиссия, созданная для обеспечения единой государственной политики в области государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров.

Список литературы

1. Аспирантура // Википедия. URL: http://ru. wikipedia. org/wiki/ %C0 %F1 %EF %E8 %F0 -E0 %ED %F2 %F3 %F0 %E0.

2. Болонский процесс // Вики -педия. URL: http://ru. wikipedia. org/ wiki/ %C1 %EE %EB %EE %ED %F1 %EA %E8 -E9_ %EF %F0 %EE %F6 %E5 %F1 %F1.

3. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «магистр»): приказ Министерства образования и науки РФ от 20.05.2010 № 543.

4. Об утверждении положения о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук: приказ Министерства образования и науки РФ от 12.12.2011 № 2817.

5. Основные показатели деятельности аспирантуры и докторантуры // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www. gks. ru/free_doc/new_site/business/nauka/nayka5.htm.

6. Положение о Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 20.06.2011 № 474.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года: протокол Межведомственной комиссии по научно-инновационной политике от 15.02.2006 № 1.

8. Управление подготовки и аттестации научно-педагогических кадров // Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. URL: http://www. fa. ru/dep/upanpk/undergraduate/ aspirantura/Pages/default. aspx.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.