Сания Исааковна Бояркинл
кандидат социологических наук, старший научный сотрудник,
Социологический институт РАН; Санкт-Петербург, Россия; e-mail: [email protected]
Елена Александровна Иванова
кандидат исторических наук, заведующая сектором социологии науки
и инноваций Социологического института РАН, начальник Научно-исследовательского отдела Санкт-Петербургского научного центра РАН, Санкт-Петербург, Россия; e-mail: [email protected]
Проблемы аспирантов Санкт-Петербурга технических, естественнонаучных и гуманитарных специальностей1
Рассматриваются проблемы современной российской аспирантуры, приводятся данные социологического исследования, проведенного авторами на материалах научных и образовательных учреждений Санкт-Петербурга. Описываются основные взаимосвязи социально-демографической структуры аспирантов и их субъективных оценок проблем научно-исследовательской деятельности. обосновывается важность модернизации государственной политики в отношении науки.
Ключевые слова: аспирантура, проблемы аспирантуры и научно-исследовательской деятельности, виртуальное сетевое сообщество.
Введение. Реформа образования, проводимая правительством и ознаменовавшаяся принятием Закона «Об образовании» (№ 279-ФЗ от 29 декабря 2012 г.) вызывает немало дискуссий, в частности и по вопросам, связанным с подготовкой кадров высшей квалификации. Изменяется идеология аспирантуры. Приоритетным направлением становится образовательный процесс, предполагающий обязательное освоение более широкого спектра дисциплин, чем ранее. Если предшественники изучали только дисциплины, необходимые для сдачи кандидатских экзаменов, то теперь аспиранты будут осваивать и смежные. Кроме того, подготовка и защита диссертации становится не обязательным условием успешного окончания аспирантуры. Вероятно, что доля самостоятельной научно-исследовательской работы аспиранта будет уменьшаться, равно, как и количество защит диссертаций, поэтому возникает вопрос оптимизации работы аспирантов, с тем, чтобы как можно большее их число получало возможность построения научной карьеры. По этой причине мы считаем необходимым проанализировать существующие проблемы, связанные с обучением в аспирантуре, полагая, что культурные и инфраструктурные аспек-
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, грант № 14-06-00414.
ты функционирования фрагментарной сети оказывают непосредственное влияние на развитие сетевой структуры научного сообщества, научную и инновационную деятельность в целом.
В настоящий момент, помимо внешних факторов, влияющих на институт аспирантуры и его функционирование, нужно учитывать тот факт, что молодежь не стремится попасть в сферу науки, не мечтает заниматься исследованиями, получением нового знания. В научных изданиях приводятся различные объяснения подобной антиориентации. Ссылаются при этом на причины экономического, социального и этического порядка. Выводы сводятся к тому, что молодежь в слабой степени ориентирована на работу в науке. Лишь небольшая часть студентов намеревается заниматься после окончания учебы наукой. Более того, далеко не все аспиранты, заканчивающие обучение в аспирантуре защитой диссертации, оказываются в научных учреждениях.
Аспирантура за последние почти 10 лет демонстрирует рост числа аспирантов в научных и учебных организациях страны. С 1996 по 2013 год она увеличилось в 3 раза — с 60 тыс. до 132 тыс. Аспирантура обрела массовый характер, превратившись в часть рыночной системы. Но наряду с увеличением числа аспирантов, особенно в вузах, количество защит в 2013 году сократилось по сравнению с 2010 годом на 7% и составило 8979. (Федеральная служба... http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/m/statistics/science_and_innovations/science/#). Ежегодно значительная часть аспирантов не укладываются в сроки подготовки диссертации. Они либо уходят из аспирантуры, не защитив диссертацию, либо откладывают защиту на неопределенный срок (Кирпичников, 2010). Существует мнение, что трехлетний срок для подготовки диссертации слишком мал (Бедный, Миронос, 2008). Это заявление особенно актуально в последние несколько лет, когда одним из требований, предъявляемых к аспирантам, является необходимость опубликования не менее трех статей в рецензируемых журналах, входящих в Перечень изданий, рекомендуемых ВАК РФ.
однако может быть дано и другое объяснение: в последние годы государственная образовательная политика направлена на общую экономию средств, в том числе и за счет сокращения вузов, научных учреждений. Эти процессы сопровождаются и соответствующим сокращением аспирантур, закрытием диссертационных советов. И то и другое приводит к негативным последствиям как в плане подготовки аспирантов, так и сокращения рынка научного труда. Поэтому аспиранты, понимая, что карьера ученого или преподавателя оказывается недоступной, прерывают обучение. При этом в аспирантуре (по крайней мере, в том ее варианте, который существовал до принятия нового ФЗ), в силу ее ориентированности на научно-исследовательскую работу, учащиеся овладевают аналитическими, исследовательскими, коммуникативными навыками, учатся ораторскому мастерству. Все эти компетенции являются универсальными и могут применяться в любой другой профессиональной сфере, предоставляя обладателю конкурентные преимущества на рынке труда, поэтому, даже не защитив работу, аспирант оказывается «в выигрыше». Складывающаяся ситуация способствует тому, что после трех-четырех лет научно мало значимой деятельности и бесполезно затраченных материальных средств аспиранты уходят в бизнес, где ученая степень выполняет репутационную функцию, открывая доступ к определенным ролям и статусам.
Становясь признаком статуса, ученая степень (как ни парадоксально это звучит) может уже не являться признаком «учености». Она становится самоцелью и ценностью инструментального характера. Подобные социальные трансформации, упомянутая массовость, а также рыночный характер отношений в системе образования являются причинами снижения качества защищаемых работ. Развиваются специфические «диссеродельные» сети или их фрагменты (коммерческие журналы-однодневки, заочные конференции, на которых никто и никогда ничего не докладывает, но некий виртуальный сборник помещается в РИНЦ и т.п.). В результате происходит девальвация ценности научной деятельности, стагнация научного потенциала в целом.
все сказанное свидетельствует о неблагополучии в системе подготовки кадров для науки, ее несоответствии потребностям страны в модернизации научной, педагогической и социально-экономической деятельности.
Социологи не располагают достаточно полными данными о процессе подготовки аспирантов, являющихся одним из акторов специфической научно-исследовательской сети. недостаточное внимание уделяется их оценкам образовательного процесса, организации занятий в аспирантуре, собственных перспектив, целей и проблем, в том числе с «проводником» в научном мире — научным руководителем. Отсутствует информация о том, как складывается материальное и бытовое обеспечение аспиранта, какое количество своего рабочего времени он вынужден отдавать заработкам на жизнь и как это сказывается на его учебе. Хорошо известно, что величина стипендии, которая выплачивается аспирантам в настоящее время, не соответствует прожиточному минимуму и предполагает поиск дополнительных источников дохода. Сейчас в Минобрнауке решается вопрос о возможности выплаты аспирантам зарплаты, как научным работникам, вместо стипендии. но пока суд да дело, значительная часть аспирантов из «очников» практически превращаются в «заочников» — их работа над диссертацией начинает носить характер дополни -тельной, а не основной деятельности. наглядной иллюстрацией служат слова ректора ГУ — Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, который, сравнивая аспирантуру советского времени и нынешнего, говорит: «Сегодня аспирант имеет порядка полутора тысяч рублей. Предполагать, что люди могут где-либо, не только в Москве, но и в отдаленных городах, на эти деньги прожить, наверное, никто из нас не будет. Следовательно, если называть вещи своими именами, очная аспирантура фактически государством уничтожена. У нас просто ее нет. В результате мы имеем ситуацию, когда в аспирантуру идут люди, которые и не планируют заниматься научной работой или планируют заниматься научной работой вечерами, как получится. Но самое главное, они, в общем, должны зарабатывать. Они идут и работают. У нас пропала разница между очной и заочной аспирантурой» (Кузьминов, http:// www.svoboda.org/content/transcript/2110673.html).
Проблема, связанная с вынужденным самофинансированием аспирантов, поднимается и в публикации А. Г. Аллахвердяна, где упоминается Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2010 г. № 436 «О стипендиях аспирантам и докторантам федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования и научных организаций». В нем утверждены разные размеры стипендий для аспирантов и докторантов технических и естественнонаучных специальностей (6330 рублей) и для аспирантов и докторантов гума-
нитарных специальностей (2637 рублей). Автор пишет: «...тенденции развития аспирантуры в социальных и иных науках во многом совпадают. И, тем не менее, есть проблема, которая стала в последние годы особенно острой именно в социальных науках. Это проблема размеров государственной стипендии для очных аспирантов, обучающих в научно-образовательных учреждениях социального профиля» (Аллахвердян, 2014: 115).
Мы проанализируем некоторые результаты нашего исследования, которые позволят выявить причины, препятствующие успешной деятельности аспирантов различных специальностей, и попытаемся сформулировать рекомендации по изменению действующей организационной культуры этой жизненно важной научно-педагогической сферы.
Результаты. Полевая часть исследования осуществлялась в научных учреждениях и университетах, расположенных на территории Санкт-Петербурга.
Санкт-Петербург представляет собой второй по масштабам центр российской науки и высшего образования с общей численностью аспирантов 13 290 человек (Федеральная служба ...,_http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ ГО881а1/т/81ай8йс8/8с1епсе_апё_тпоуа1юп8/8с1епсе/#). Основная их часть проходит подготовку в вузах города. По ведомству РАН в Санкт-Петербурге функционирует 27 аспирантур, в которых проходят подготовку по основному финансированию 425 человек — молодых ученых. Наряду с этим в этом же ведомстве действует и договорная программа, по которой занимаются 33 человека.
Летом 2014 года нами было проведено пилотажное исследование, в ходе которого были разосланы и получены 104 анкеты из петербургских академических институтов, обучающих по тринадцати специальностям технического, естественнонаучного и гуманитарного профилям. Осенью 2014 были получены еще 50 анкет из следующих вузов: Санкт-Петербургский политехнический университет, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И. П. Павлова и Санкт-Петербургский государственный экономический университет. Несколько анкет было удалено из выборки по причине некорректного заполнения, в результате общее число анкет — 151.
Объектом исследования на данном этапе выступали проблемы последипломной подготовки кадров, предметом — субъективная оценка проблем научно-исследовательской деятельности. Специфика данных позволила выделить по критерию принадлежности к определенной специальности три соразмерные подгруппы. В первую подгруппу включены аспиранты, проходящие подготовку по техническим специальностям (п=50). Во вторую подгруппу вошли аспиранты, проходящие подготовку по естественнонаучным специальностям (п=48). В третью — аспиранты, проходящие подготовку по гуманитарным специальностям (п=53).
Гендерное распределение в подгруппах оказалось вполне ожидаемым. Технические специальности, как правило, представлены мужчинами, гуманитарные — женщинами, естественнонаучные — практически в равных количествах, с некоторым преобладанием мужчин за счет того, что в группу вошли физики и химики, среди которых подавляющее большинство — мужчины (рис. 1, 2, 3).
Распределение по возрастным группам (табл. 1) несколько не согласуется с данными Росстата, представленными в табл. 2 (Федеральная служба. http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/ science/#), где основная масса аспирантов распределена в группах до 24 лет и 25—27 лет с численным превосходством первой группы.
Таблица 1
Распределение аспирантов по возрасту и специальностям
(в процентах по столбцу)
Возраст Технические специальности Естественнонаучные специальности Гуманитарные специальности
До 24 лет 26,0 27,1 26,4
25—27 лет 48,0 54,2 45,2
28-30 лет 18,0 6,2 7,6
Старше 30 лет 2,0 6,2 1,9
Нет ответа 6,0 6,2 18,9
Таблица 2
Численность исследователей по возрастным группам по Российской Федерации
(человек)
2010 2011 2012 2013
Возраст всего из них женщины всего из них женщины всего из них женщины всего из них женщины
Всего
по Российской 157437 72 765 156279 71 658 146754 67 043 132002 61 632
Федерации
в том числе
в возрасте, лет:
до 22
(включит.) 19 006 7686 16 557 6644 13 563 5484 10 277 4224
23 29 863 11 573 27 438 10 529 23 772 9223 19 992 7919
24 29 842 11 807 31 374 12 368 28 275 11 041 24 197 9628
25 21 971 9611 22826 9652 22 653 9591 19 968 8688
26 13 512 6582 13638 6587 14 193 6641 13 448 6366
27 8904 4861 9002 4849 8897 4714 8854 4747
28 6045 3519 6481 3702 6239 3529 5945 3299
29 4373 2591 4802 2806 5089 2920 4646 2621
30-34 10 752 6657 11 112 6753 11 211 6516 11 637 6735
35-39 6131 3798 6176 3715 6172 3569 6223 3549
40 и старше 7038 4080 6873 4053 6690 3815 6815 3856
Источник: Федеральная служба государственной статистики.
Однако если обратить внимание на год обучения (табл. 3), станет очевидно, что в подвыборках в наименьшем количестве представлены аспиранты первого года обучения, те, кто поступил в аспирантуру в возрасте 22—23 лет, поэтому большинство респондентов — это молодежь в возрасте 25—27 лет.
Таблица 3
Распределение аспирантов по группам специальностей и годам обучения
(в процентах по столбцу)
Год обучения Технические специальности Естественнонаучные специальности Гуманитарные специальности
1 22,0 31,3 32,1
2 32,0 33,3 22,6
3 24,0 33,3 35,8
4 14,0 2,1 9,4
Нет ответа 8,0 0 0
Мы предположили, что проблемы, которые могут влиять на процесс обучения и подготовку диссертации, связаны с семейным положением аспирантов, среди которых около трети (по всем подгруппам) имеют семью (табл. 4). Семья требует определенных финансовых ресурсов, поэтому чем выше доля женатых, замужних или проживающих в гражданском браке аспирантов, тем должна быть выше вероятность того, что в их структуре ценностей на одном из первых мест будет заработок, а их деятельность будет связана не только с обучением, но и с работой, что может стать препятствием к успешному обучению (так называемый феномен работающего студента)2.
Таблица 4
Распределение аспирантов по группам специальностей и семейному положению
(в процентах по столбцу)
Семейное положение Технические специальности Естественнонаучные специальности Гуманитарные специальности
Не женат/не замужем 48,0 68,8 54,7
Женат/Замужем 24,0 20,8 24,5
Гражданский брак 6,0 8,3 3,8
Нет ответа 22,0 2,1 17,0
2 Хотелось бы отметить, что если в публикациях десятилетней давности трудовая занятость студентов рассматривалась как проблема (см., например, Е. Д. Вознесенская, Д. Л. Кон-стантиновский, Г. А. Чередниченко «Кончить курс и место достать.» Исследование вторичной занятости студентов // Социологический журнал. 2001. № 3), то многие современные исследования посвящены анализу возможностей (компетентностных, адаптивных, ресурсных), обретаемых в рамках трудовой деятельности. Однако, при всех плюсах трудовой деятельности, мы полагаем, что ее негативное влияние на учебный процесс может сохраняться в случае, если работа осуществляется не по специальности, получаемой в аспирантуре.
Однако занятость по специальности, получаемой в аспирантуре, может не только не вредить, но и, напротив, способствовать включению аспиранта в научное сообщество. Поэтому было важно понять специфику фактической занятости опрошенных. Как выяснилось, среди «технарей» и «естественников» процент работающих по специальности выше, чем среди гуманитариев. В этих же группах общий процент превышает 100,0, что объясняется наличием аспирантов, совмещающих два места работы — одно из них соответствует специальности, получаемой в аспирантуре, а другое — нет. При этом встречались комментарии: «работаю в лаборатории м.н.с., а в фирме зарабатываю деньги», «обучаюсь в аспирантуре по очной форме обучения, преподаю на кафедре, по совместительству работаю по специальности, получаемой в аспирантуре».
Таблица 5
Распределение аспирантов по группам специальностей и фактическим видам деятельности (в процентах по столбцу)
Вид деятельности Технические специальности Естественнонаучные специальности Гуманитарные специальности
Только обучаются в аспирантуре 24,0 14,6 15,1
Работают по специальности, получаемой в аспирантуре 56,0 64,6 35,8
Работают не по специальности, получаемой в аспирантуре 22,0 22,9 37,7
Однако если проанализировать данные в таблицах сопряженности (табл. 6, 7, 8), окажется, что «работающие аспиранты» — это скорее неженатые и незамужние люди, то есть наличие семьи не влияет на желание обеспечивать себя финансово, что подтверждает сказанное выше о структуре ценностей современной молодежи России.
Таблица 6
Распределение аспирантов технических специальностей
(в абсолютных значениях)
Фактическая деятельность Не женат / не замужем Женат / замужем Гражданский брак
Только обучаюсь в аспирантуре 2 - -
Работаю по специальности, получаемой в аспирантуре 20 9 2
Работаю не по специальности, получаемой в аспирантуре 5 5 1
Таблица 7
Распределение аспирантов естественнонаучных специальностей
(в абсолютных значениях)
Фактическая деятельность Не женат / не замужем Женат / замужем Гражданский брак
Только обучаюсь в аспирантуре 5 1 1
Работаю по специальности, получаемой в аспирантуре 23 6 1
Работаю не по специальности, получаемой в аспирантуре 6 3 2
Таблица 8
Распределение аспирантов гуманитарных специальностей
(в абсолютных значениях)
Фактическая деятельность Не женат / не замужем Женат / замужем Гражданский брак
Только обучаюсь в аспирантуре 6 2 -
Работаю по специальности, получаемой в аспирантуре 10 7 2
Работаю не по специальности, получаемой в аспирантуре 14 5 1
В результате аспиранты достигают определенного уровня личного дохода, который сопряжен со специальностью (табл. 9). Самыми «богатыми» оказались аспиранты технических специальностей, а самыми «бедными» — гуманитарных, среди которых наименьшее число работающих по специальности (табл. 6, 7, 8). Это отражает тенденции современного рынка труда, на котором в настоящее время наиболее востребованы обладатели технических специальностей, поэтому, оставаясь в той сфере, в которой эти аспиранты получают образование, они получают возможность не только зарабатывать, но и расширять сеть своих профессиональных контактов, возможно выступать в качестве связующего звена между организациями в случае, если работа осуществляется в одной организации, а обучение проходит в другой.
Таблица 9
Распределение аспирантов по группам специальностей и уровню личного дохода
(в процентах по столбцу)
Уровень личного дохода Технические специальности Естественнонаучные специальности Гуманитарные специальности
Отсутствует 1,9
До 9 тыс. руб. 4,0 10,4 13,2
10—14 тыс. руб. 2,0 22,9 18,9
15-19 тыс. руб. 6,0 25,0 11,3
20-24 тыс. руб. 10,0 14,6 13,2
25-29 тыс. руб. 20,0 2,1 5,7
30-39 тыс. руб. 24,0 8,3 9,4
40 тыс. руб. и более 26,0 10,4 5,7
Для определения спектра проблем, с которыми приходится сталкиваться в процессе обучения, мы провели предварительный анализ качественных данных — текстов, анонимно размещаемых самими аспирантами на форуме в Интернете. Для исследования был выбран крупнейший в России информационно-образовательный сайт «Аспирантура. Портал аспирантов», существующий с 30 июля 2001 года (дата регистрации на форуме первого участника). Основателем портала являлась Карина Казак (ник на форуме — lynx), кандидат биологических наук, доцент. Первоначально портал имел адрес www.aspirantura.f2s.com, адрес www.aspirantura.spb.ru ресурс получил 20 декабря 2001 года. Ежедневно портал посещают до 5000 пользователей, месячная аудитория сайта достигает 48,1 тыс. посетителей (статистика Рейтинг@ Mail.ru). Сайт используется посетителями в качестве площадки по обмену опытом, так как содержит материалы и рекомендации по написанию и защите диссертаций, а также предоставляет возможность получить ответы на интересующие вопросы. Наполнение сайта формируется, в том числе, его посетителями. Таким образом, портал является социальной сетью для аспирантов. По состоянию на 1 мая 2015 года на форуме зарегистрированы 167 участников с ученой степенью, из них 140 человек (84%) — кандидаты наук и 27 человек (16%) — доктора наук.
Научная специализация участников форума охватывает 19 научных отраслей (83%) из имеющихся 23, не охвачено — 4 отрасли (17%). Пока на форуме нет «остепененных» специалистов 1) по ветеринарным и 2) военным наукам, а также 3) по архитектуре и 4) культурологии. Как видно из табл. 10, наибольшее количество кандидатов наук в технических (39 человек), экономических (26 человек), физико-математических (12 человек) специальностях; докторов наук — в технических (7 человек), экономических (5 человек) и исторических (5 человек) специальностях.
Таблица 10
Распределение активных участников форума на портале аспирантов по специальностям и ученым степеням
Отрасли Кандидаты наук Доктора наук PhD
Архитектура - - -
Биологические caty-zharr, Veronika, Konstantin, defenson, ArinaG, Aspirant27, schurrrik Lilia
Ветеринарные - - -
Военные - - -
Географические Alextiger - -
Геолого- минералогические Ant-kir, Uluru секретарь -
Искусствоведение Watteau - -
Исторические Марвас, hasova, maksym Лучник, докторенок, старший докторенок, д-р ВАД, -
Культурология - - -
Медицинские Higet Юнгелина, fazotron Dr SG
Педагогические Vica3, Lu4, _Tatyana_, irena-irena, laima77, Ежка, Заноза, Angels, окс, Копикуз Ученица -
Политические Hulio, Longtail, dimla, Stepa - -
Психологические bugo, LeoChpr, IRA2001, Vasena olovs -
Сельскохозяйственные Avis666, booyaka619, Дмитрий ну когда же-же - -
Социологические Димитриадис, natnes, Sociolog - -
Технические nauczytiel, Dikoy, PaulKellerman, MeLady, Priest, Zavas, cmom, Alarmod, Bronepoezd, Полищук Андрей, Nelly, intell, Анна A., badalek, sana, Beaver, Hogfather, mixalt, hammer68, xalexx, @.n.g.e.r, Lexander, osmos, ComplexInfinity, Riper, saovu, ich, VAR, evil_scientist, AlexG, bober, Cobra, b70, Voliant, Дмитрий Иванов, Бафий, phoenix367, inisal avz, kravets, Lutatovsky, kap248, 2260800, Rainbow, Carro -
Фармацевтические Илья226 - -
Физико-математические Olafson, mbk, ptrvc, Uzanka, Martusya, ККК, VesterBro, Romeo, Варвара, lilly-marlene, *Maria*, Zaika1965 Dr.X, phys2010, V_V_V -
Филологические Courtney Love, Feeleen, Tortoise Cat, Дмитрий В., Lazialle, Alyna, Chat, guzelique, VB, nats, Rezus -
Философские П. Камушкин, Evol, ThrashGirl, Юрген, — Соискатель- - -
Химические 4gost, Yury, Kayra, - -
Экономические IvanSpbRu, Andriy, DImich, Hogfather, Yura, NeboLondona, Seta, МЮрий, Оппонент, Степан Капуста, неуч, ASaf, Photonic, Ivanoff, Twuk, Валерий2012, Fike, MeLissa, Jasmin, Kirika, Svety, ALilya, The Beast, Толич, Меля, finik, Team_Leader, fazotron, Алек, Домохозяйка, Надин -
Юридические Фагот, Dmitr678, Ulenschpiegel, law1909, Silence Михайло -
итого 140 27 1
Наиболее актуальными направлениями дискуссии с наибольшим числом ответов и просмотров являются разделы «Обучение» (1493 темы и 24 535 сообщений) и «Диссертация» (1241 темы и 25 863 сообщений). Последний посвящен проблемам, связанным не с процессом обучения, а с этапами подготовки диссертации, поэтому наше внимание в первую очередь было направлено на первый раздел — «Обучение». Анализ 29 тем с числом сообщений более 100 продемонстрировал наличие следующих проблем.
Таблица 11
Распределение ответов и просмотров тем в разделе «Обучение»
(в абсолютных значениях)
Тема Количество ответов Количество просмотров
Финансовые трудности, необходимость совмещать работу с учебой
Ребята, кто защитился, расскажите, сколько ушло денег и куда? 800 258,222
Повышение стипендии аспирантам (2011-2014) 438 106,582
Совмещение аспирантуры и работы 318 74,431
Проблемы с руководителем
Нужен научный руководитель 99 7,423
Смена научного руководителя перед защитой 105 20,122
Что делать? Руководитель препятствует защите! 110 18,952
Бесперспективность 166 8,904
Семейные трудности, перемены (женитьба/замужество, рождение ребенка, болезнь близких и проч.)
Являюсь соикателем МГИУ и молодой мамой 131 12,681
Проблемы, связанные с организационными преобразованиями научных и образовательных учреждений
Сроки «годности» кандидатских экзаменов 379 146,207
Закрытие советов. Что известно? Надолго и сильно ли страшно будет потом? 112 13,052
Проблемы, связанные с поиском информации по теме диссертации
Библиотеки, Книги для аспирантов 239 281,529
Источники для кандидатского экзамена по английскому языку 645 286,210
Проблемы со здоровьем (частые заболевания, наличие хронических заболеваний)
Как попасть хотя бы на соискательство по состоянию здоровья 165 6,905
Таким образом, наибольшее внимание аспиранты уделяют обсуждению проблем, связанных с поиском информации, необходимой для сдачи экзаменов и написания диссертации, проблем с руководителем, своих личных проблем, проблем, связанных с организационными преобразованиями научных и образовательных учреждений, проблем со здоровьем (частые заболевания, наличие хронических заболеваний) и ряду других, менее обсуждаемых, но не менее важных.
Анализ публикаций, посвященных проблемам аспирантов, отчасти подтвердил сформированный перечень, отчасти его пополнил. В результате мы сформировали список из 8 наиболее значимых проблем, которые могут оказывать влияние на выполнение диссертационной работы в заданный срок. По значимости проблем в группах специальностей на первом месте оказываются финансовые, за ними — семейные, далее — в двух группах — проблемы с руководителем и в одной группе — проблемы, связанные с объемом исследовательской нагрузки (табл. 12).
Таблица 12
Распределение аспирантов по группам специальностей и проблемам, влияющим на подготовку диссертационной работы в заданный срок
(в процентах по столбцу)
Проблемы Технические специальности Естественнонаучные специальности Гуманитарные специальности
Финансовые трудности, необходимость совмещать работу с учебой 66,0 52,1 71,7
Семейные трудности, перемены (женитьба/замужество, рождение ребенка, болезнь близких и проч.) 18,0 12,5 18,9
Большой объем исследовательской нагрузки, с которым трудно справиться 12,0 14,6 11,3
Проблемы со здоровьем (частые заболевания, наличие хронических заболеваний) 10,0 8,3 5,7
Проблемы, связанные с научным руководителем (не всегда можно связаться, встречи не дают ожидаемых результатов и проч.) 16,0 6,3 15,1
Проблемы, связанные с поиском информации по теме диссертации - 2,1 13,2
Проблемы, связанные с недостаточностью личных материально-технических средств (нет компьютера, нет Интернета и проч.) 6,0 - -
Проблемы, связанные с организационными преобразованиями научных и образовательных учреждений 10,0 10,4 3,8
Таким образом, финансовые трудности являются самыми актуальными, остальные проблемы влияют, по мнению респондентов, на подготовку диссертации в меньшей степени. Интересно, что наименьшее число проблем с руководителем наблюдается среди представителей естественнонаучных специальностей, однако на данном этапе нашего исследования мы не можем с уверенностью говорить о наличии закономерности.
Выводы. Проблемы аспирантуры имеют как экзо- так и эндогенный характер. Поэтому необходимо комплексное воздействие на все элементы сети. С одной стороны, изменение социально-экономических условий требует пересмотра роли науки и аспирантуры в формировании моделей социально-экономического и инновационного развития страны, что предполагает модернизацию механизмов государственного управления наукой, изменение принципов финансирования научных организаций и исследований, взаимосвязь финансирования аспирантуры и науки. В частности, становится необходимостью укрупнение тем и объемов НИР, что позволит сконцентрировать ресурсы в наиболее дееспособных организациях, как правило, интегрированных с РАН и ведущими отраслевыми НИИ (Бедный, Миронос, 2008: 44). С другой стороны, необходимо понимать, что для решения проблем аспирантов важно не только то, какие условия создаются извне, но и то, какими индивидуальными ресурсами обладают они сами. Понятно, что постоянное появление новых возможностей
и потенциальных объектов потребления в обыденной жизни будет вызывать постоянное желание их реализовать, но это означает, что человек, решивший посвятить себя науке, должен обладать специфическими чертами. В условиях, когда «...рост стипендий носит символический характер, ибо не решает главную проблему — дать возможность аспиранту полноценно заниматься наукой, а не вынуждать его зарабатывать на жизнь, делать и то и другое одновременно удается в немногих случаях только весьма способному и упорному молодому исследователю» (Аллахвердян, 2014: 117).
Это предполагает изменение условий отбора поступающих в аспирантуру, о чем уже довольно давно и неоднократно писали отечественные исследователи (Винер, Марков, 2002), требует их постоянного сопровождения и контроля. При этом важны не только знания и навыки, приобретенные потенциальными аспирантами в процессе получения высшего образования, но и общекультурный уровень, ценностные ориентации, адаптивные возможности, организационные, коммуникативные и креативные способности (и вектор их направленности — в первую очередь на собственные научно-исследовательские траектории), определенная техническая подготовка (знание компьютерных технологий). Новые условия работы в науке требуют появления нового типа личности, способного эффективно использовать имеющиеся возможности, расширить сеть контактов не только на межличностном, но и на организационном уровне, создать необходимые информационные потоки и в итоге стать ресурсным центром созданной сети, при этом оставаясь активным участником других сетевых структур, соответствующих исполняемым в обществе ролям.
Наука вынуждена встраиваться в общую систему, определяемую не только государством, но и международными политическими и экономическими реалиями, и те некоторые качества, которые мы отметили как необходимые для эффективной деятельности аспиранта, являются весьма распространенными и востребованными на рынке труда в целом. Элементарные управленческие навыки, умение организовать себя, свое время, свое жизненное пространство требуются для получения любой оплачиваемой вакансии, работа в науке требует того же.
литература
Аллахвердян А. Г. (2014). Государственная политика подготовки аспирантов в советской и постсоветской науке: сравнительно-науковедческий анализ // Вопросы истории естествознания и техники. № 1. С. 111—118 [Allakhverdyan A. G. (2014). Gosudarstvennaya politika podgotovki aspirantov v sovetskoy i postsovetskoy nauke: sravnitel'no-naukovedcheskiy analiz // Voprosy istorii yestestvoznaniya i tekhniki. № 1. S. 111-118].
Бедный Б. И., Миронос А.А., (2008). Подготовка научных кадров в высшей школе. Состояние и тенденции развития аспирантуры. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ [Bednyy B. I., MironosA.A. (2008). Podgotovka nauchnykh kadrov v vysshey shkole. Sostoyaniye i tendentsii razvitiya aspirantury. Nizhniy Novgorod: Izd-vo NNGU].
Винер Б. Е., Марков А. Р. (2002). Проблемы российской аспирантуры по социальным и гуманитарным наукам // Журнал социологии и социальной антропологии. Т. № 2. С. 148-164 [Viner B. Ye., Markov A. R. (2002). Problemy rossiyskoy aspirantury po sotsial'nym i gumanitarnym naukam // Zhurnal sotsiologii i sotsial'noy antropologii. T. № 2. S. 148-164].
Интервью академика M. Кирпичникова // Троицкий вариант. 2010. № 4 (48). С. 4 [Interv'yu akademika M. Kirpichnikova // Troitskiy variant. 2010. № 4 (48). S. 4].
Кому и зачем нужна современная российская аспирантура. Интервью с ректором ГУ-ВШЭ Кузьминовым Я. И. Радио «Свобода». URL: http://www.svoboda.org/content/ transcript/2110673.html (дата обращения: 10.05.2015) [Komu i zachem nuzhna sovremennaya rossiyskaya aspirantura. Interv'yu s rektorom GU-VSHE Kuz'minovym Ya. I. Radio «Svoboda». URL: http://www.svoboda.org/content/transcript/2110673.html (data obrashcheniya: 10.05.2015)].
Федеральная служба государственной статистики. Численность, прием и выпуск аспирантов по отраслям науки и типам организаций (по Российской Федерации). URL: http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/# (дата обращения: 10.05.2015) [Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki. Chislennost', priyem i vypusk aspirantov po otraslyam nauki i tipam organizatsiy (po Rossiyskoy Federatsii). URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/ science/# (data obrashcheniya: 10.05.2015).
St Petersburg Postgraduates: A Comparative Analysis of Scientific Specialities
Saniya I. Boyarkina
Senior Researcher, Sociological Institute Russian Academy of Sciences, St Petersburg, Russia; e-mail: [email protected]
Elena A. Ivanova
Head of the Sociology of Science and Innovation Department Sociological Institute Russian Academy of Sciences; Head of the Scientific Research Department St Petersburg Scientific Center, Russian Academy of Sciences, St Petersburg, Russia; e-mail: [email protected]
Contemporary postgraduate Russian education problems are actualized by this article. The data of the author investigation, which was carried out of scientific and educational organizations in St Petersburg are presented. The importance of state scientific policy modernization is demonstrated. Relationships between demographic structure of postgraduates and there's subjective evaluations of scientific activities problems are described.
Keywords: postgraduate education problems, scientific activities, scientific networks.