логопсихотерапии является влияние терапевтической групповой динамики, в основе которой смена ведущего контекста самосознания. Иначе говоря, личностный рост участников групп семейной логопсихотерапии находится в прямой зависимости от осознавания ими самих себя и своих проблем (речевых и личностных), собственных достижений, осуществляемых в конкретных индивидуальных и групповых поступках, сквозь призму групповых межличностных отношений. В контексте логопсихотерапевтического процесса личностный рост предстает как путь личности к самой себе и к другим людям через большее принятие себя и других, осознание целостности своей личности и укрепление собственной субъектности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Карпова Н.Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии: Учебное пособие. 2-е изд. М.: МПСИ: Флинта, 2003.
2. Кругликова А.Ю. Психологические особенности личностного роста младших подростков в условиях разновозрастного коллектива (на примере групп семейной логопсихотерапии). Автореф. дисс. канд. психол. наук.-Ростов н/Д., 2006.
3. Некрасова Ю.Б. Психологические основы процесса социореабилитации заикающихся. Автореф. дисс. в форме научн. докл. докт. психол. наук.- М., 1992.
4. Немиринский О.В. Терапевтическая динамика группы как развертывание процесса личностного роста. Автореф. дисс.канд. психол. наук.-М., 1995.
И.В.Янченко
ПРОБЛЕМЫ ДИАЛОГОВОГО ОБЩЕНИЯ В ЧЕЛОВЕКООПЕРАТОРСКОЙ СРЕДЕ
Методологической основой нашего исследования является теория Б.Г.Ананьева - В.Н.Мясищева - А.А.Бодалева о трехкомпонентной структуре общения - единстве отражения (познания людьми друг друга), отношения (эмоционального отклика друг на друга) и обращения (поступков, поведения при контактах друг с другом).
В школе А.А.Бодалева, к которой мы принадлежим, диалогическое общение понимается как подлинное межличностное общение, которое характеризуется взаимным устойчивым интересом людей друг к другу, стремлением глубоко постичь личностную суть каждого из них, творческим выстраиванием контактов. Такое общение называется психологически оптимальным, поскольку здесь осуществляются цели участников в соответствии с мотивами, обусловливающими эти цели, и с помощью способов, не вызывающих у партнеров чувства неудовлетворения. При этом А.А.Бодалев подчеркивает, что диалогическое общение не обязательно предполагает слияние умов, воли и чувств участников, - оно может быть и при сохранении желаемой для каждого партнера субъективной дистанции, но обязательно - при условии взаимодействия партнеров на равных, когда постоянно делается поправка на своеобразие друг друга и не допускается ущемление достоинства каждого. Эффективность общения способствует развитию такого образования личности, как «коммуникативное ядро», в содержание которого входят все психологические свойства, которые успели развиться у данной личности и которые дают о себе знать, когда она вступает в общение».
Утверждая значение диалогического общения для развития психики и личности человека, А.А.Бодалев определяет причины, по которым оно выполняет личностно - формирующую функцию. Во-первых, интенсивное использование диалогической формы общения побуждает человека активно соучаствовать в рождении новых мыслей. Во-вторых, такое общение намного сильнее, чем монологическое, задевает эмоциональную сферу, производя в чувствах динамические изменения. В-третьих, диалогическое общение обязательно влияет на волю, развивает настойчивость в отстаивании своего мнения или побуждает к признанию своей ошибки. А.А.Бодалев, называя диалогическое общение высшей формой межличностного общения, подчеркивает, что его утрата или несформированность ведут к ущербности или тяжелым личностным расстройствам [А.А.Бодалев, 2002].
Для нас особенно важна концепция Т.А.Флоренской, которая подчеркивала, что диалогическое общение - это не особая одаренность, присущая выдающимся мастерам общения; по ее мнению, диалогичность потенциально присуща каждому человеку, она является условием и способом развития личностной индивидуальности, поскольку диалогична сама природа сознания человека. Но сознательное духовно-личностное развитие предполагает у человека доминирующую направленность на другого человека, что, как правило, требует от него усилий, целенаправленной психической деятельности - недостаточно желания и стремления к диалогическому общению, нужно активное продвижение в этом направлении [Т.А.Флоренская, 2001].
В контексте нашего исследования особенно важно, что межличностное пространство диалогического общения иначе как в единстве с внутриличностным содержанием существовать не может. По данным Л.И.Габдулиной «диалогичные» субъекты общения отличаются более высокой степенью осмысленности своей жизни в целом, своего будущего, более гармоничной самооценкой; доминирование диалогической направленности в общении связано с высокой степенью выраженности самопринятия, самоценности, и сводит к минимуму связанные между собой самообвинение и внутреннюю конфликтность. Иерархия ценностных ориентаций данных субъектов отличается преобладанием субъектной ориентации ценностных предпочтений над объектной [Л.И.Габдулина, 2003].
На основе данных разработок мы выделили понятие диалогичности как свойство «диалогичных субъектов». Диалогичность - интегральное и объемное свойство личности, которое характеризует ее способность (интеллектуальную, эмоциональную, поведенческую) к диалогическому общению. Психологическая структура феномена диалогичности включает в себя три компонента: отношение, отражение, обращение, которые объединяются в «коммуникативном ядре», являясь его составной частью. Это можно утверждать, следуя учению о «коммуникативном ядре» А.А.Бодалева. Другими словами, диалогичность - это не только направленность субъекта общения на познание другого человека, но и показатель конкретной реализации диалогической программы данного субъекта и его эмоционального состояния в общении.
Рассмотрим каждый из компонентов феномена диалогичности. Первый -отношение. В качестве ведущей характеристики личности, определяющей ее психологический склад, выступает ее направленность, которая раскрывается как «доминирующее отношение». С.Л.Братченко выделил в качестве отдельной категории «направленность личности в общении». Это «совокупность более или менее осознанных смысловых установок и ценностных ориентаций в сфере межличностного общения, как индивидуальная «коммуникативная парадигма», включающая представления о смысле общения, его целях, средствах, желательных
и допустимых способах поведения в общении» [С.Л.Братченко, 1997]. Диалогическая направленность личности в общении выражается в ориентации на равноправное общение, основанное на взаимном уважении и доверии, ориентации на взаимопонимание, взаимную открытость и коммуникативное сотрудничество, стремлении к взаимному самовыражению, развитию. Диалогическую направленность мы в своем исследовании принимаем за ключевое свойство диалогичности.
Диалогическая направленность соотносится с понятием «доминанта на собеседнике», которое было введено физиологом А.А.Ухтомским. «Человек видит реальность такою, каковы его доминанты, то есть главенствующие направления его деятельности». Исходя из представлений А.А.Ухтомского о триаде - «человек» - «другой как двойник» - «другой как лицо (собеседник)», - можно сделать вывод: чтобы в общении увидеть «Лицо», а не своего «Двойника», человеку необходимо освободиться от эгоцентрической доминанты и воспитать в себе «доминанту на Собеседнике». Для этого надо свое «Я» отодвинуть на второй план, чтобы на первом месте был другой человек, с пониманием, что этот другой именно другой, с видением «другости» этого другого: «лишь тогда, когда человек пробьет скорлупу и поставит центр тяготения на лице другого, он получает впервые собеседника.. .нужно неусыпное и тщательнейшее изо дня в день воспитание в себе драгоценной доминанты безраздельного внимания к другому.» [А.А.Ухтомский, 1966].
Мы представляем диалогическую направленность как систему психических свойств и состояний личности: потребностей, интересов, эмоционального и оценочного отношения, отношения к другому и к себе как к ценности. Исследования Ю.В.Александровой показали, что каждая из вышеназванных составляющих двухкомпонентна: это отношение к себе и отношение к другому человеку [Ю.В.Александрова, 1999]. Потребность в общении означает совокупность потребности во внутреннем диалоге и потребность в совместной деятельности. Интерес определяется как положительное познавательное отношение; в плане отношения к другому он выражается в активности познания человеком других людей, в плане отношения к себе - в рефлексии, через которую человек приходит к определенному знанию о себе как о субъекте, отличном от других.
Эмоциональная составляющая является одной из наиболее важных характеристик в структуре отношения, поэтому знак и интенсивность эмоций, которые несут в себе отношения, всегда влияют на то, как «запечатлевается» (А.А.Бодалев) субъектом отношения «другой» человек и на какие поведенческие реакции побуждается этот субъект в отношении человека, с которым он взаимодействует. Эмоциональное отношение к себе включается в процессы самопознания и саморегулирования, направляет и уточняет их. Специфическая чувственная окраска отношений в диалогическом общении может быть определена как искренность, откровенность, доброжелательность и естественность. То есть эмоциональные переживания не остаются внутренней принадлежностью участников общения, они пронизывают всю его атмосферу, иррадиируют вовне, передаются от одного человека к другому.
Второй компонент диалогичности - отражение. Как отмечает А.А.Бодалев, восприятие человека человеком - это непосредственное наглядно-образное отражение одним человеком другого. Достижение положительного результата в диалогическом общении связано с адекватным чувственным отражением, накоплением и правильным обобщением информации друг о друге. Одной их
характеристик познания партнеров в диалогическом общении является несводимость результатов общения к оцениванию. Отход от категоричного оценивания строится, с одной стороны, на признании развития, а значит, на бесконечности процесса познания человека человеком, с другой стороны - он базируется не на фиксации проступков или недостатков, а на усилении всех положительных качеств и устремлений. Минимальная оценочность предполагает не устранение оценочного суждения, а изменение его авторства - появление самооценочных суждений.
Третий компонент - взаимодействие - является обязательной стороной познания людьми самих себя и друг друга. Успешным фактором функционирования человека как «диалогичного» субъекта познания и поведения является здоровая рефлексия, которая проявляется у человека как потребность и способность на оптимальном уровне отражать и оценивать и интегрально, и поэлементно отклик своего собственного внутреннего мира на происходящее, и тем самым целостно и осознанно регулировать процессы обращения с другими людьми.
Таким образом, рассматривая общение, как его понимают в школе Б.Г.Ананьева - В.Н.Мясищева - А.А.Бодалева, мы будем трактовать диалогическое общение как особый вид ценностно-смысловых, равноправных и доверительных взаимоотношений, в ходе которых возникает личностное взаимоотражение и творческое, конструктивное, духовно развивающее взаимообращение.
Основными признаками диалогического общения являются:
1. Установление особых отношений: взаимное принятие друг друга как неповторимых и ценных личностей; наличие в общении ценностного, духовно -развивающего смысла; уникальность и равенство сущностных позиций общающихся; доверительная взаимная открытость обеих сторон.
2. Отражение собеседниками друг друга: отсутствие оценочного,
«измеряющего» суждения к различным сторонам индивидуальности каждого; взаимное проникновение в мир чувств и переживаний друг друга; стремление создать целостный образ другого человека.
3. Обращение друг с другом: субъект - субъектный характер взаимодействия; взаимная дополняемость личностных смыслов участников общения (пересечение «со-бытия и само-бытия»); появление в результате этого пересечения некоего нового смысла, отношения, обогащения («ино-бытия»); наличие «обратной связи»; взаимная помощь и поддержка.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что диалогическое общение является естественной и оптимальной средой развития личности, одной из основополагающих форм проявления человеческой индивидуальности. Следовательно, как форма общения, оно может быть не только средством достижения тех или иных целей, решения задач, но представляет собой самостоятельную ценность человеческой жизни. В свою очередь, введение и теоретическое обоснование понятия диалогичности, определение ее структуры и принципов формирования «диалогического коммуникативного ядра личности» раскрывают возможности дальнейшего эмпирического исследования диалогического общения.