Научная статья на тему 'Основные тенденции и механизмы творческой направленности личности'

Основные тенденции и механизмы творческой направленности личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
754
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПРАКТИКА / ПСИХОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Калимуллина О. А.

В статье дается анализ теоретических работ в области изучения творческой направленности личности. Выделяются два подхода к изучению данной проблемы, которые предлагаются учеными-психологами. Также пре6длагается разработанная автором структура творческой направленности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Major trends and mechanisms of creative orientation of the individual

This paper analyzes the theoretical work in the field of creative orientation of the individual. There are two approaches to the study of the problem, offered scientists and psychologists. Also the author's structure pre6dlagaetsya creative orientation of the individual

Текст научной работы на тему «Основные тенденции и механизмы творческой направленности личности»

УДК 374.7

О.А.Калимуллина

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И МЕХАНИЗМЫ ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ.

В статье дается анализ теоретических работ в области изучения творческой направленности личности. Выделяются два подхода к изучению данной проблемы, которые предлагаются учеными-психологами. Также пребдлагается разработанная автором структура творческой направленности личности.

Ключевые слова: личность, творчество, творческая направленность, творческое развитие, практика, психология.

O.A.KALIMULLINA MAJOR TRENDS AND MECHANISMS OF CREATIVE ORIENTATION OF THE INDIVIDUAL

This paper analyzes the theoretical work in the field of creative orientation of the individual. There are two approaches to the study of the problem, offered scientists and psychologists. Also the author's structure pre6dlagaetsya creative orientation of the individual.

Keywords: Personality, creativity, creative direction, creative development, practice and psychology.

Творчество - непременное условие развития и формирования современной личности, направленной на познание нового, уникального, креативного и позитивного в мировосприятии. Творческая личность, обладающая мобильностью мышления, гибкостью познания, оригинальностью и критичностью, высокой общительностью и положительным эмоциональным настроем, способна предвидеть результаты своей деятельности, прогнозировать будущее, быть востребованной во многих профессиональных сферах, обладать способностью комбинировать собственную деятельность в нестандартном ключе.

Постиндустриальное общество предъявляет новые требования к современному человеку, связанные с решением вопросов успешной социализации, вхождения в общество с определенным новым социальным набором качеств, проявления избирательного отношения к потокам социальной информации, умения разбираться в современных реалиях культурной жизни. Сегодня востребованы люди, постоянно стремящиеся к обновлению своих знаний, к приобретению новых возможностей, к самореализации своей творческой направленности.

Общее понимание творческой направленности требует учета следующих основных характеристик: это процесс, связанный с умением реализовывать свои творческие возможности, определяющийся устойчивым интересом к музыкально-творческой деятельности; это умение адаптироваться к изменяющимся условиям, связанным с рефлексией собственного творческого поведения; это целенаправленный процесс раскрытия личностью своих творческих качеств, в соответствии с потребностями и творческой мотивацией, сопровождающийся реализацией ценностных ориентаций в поведении и общении; это процесс, связанный с реализацией устойчивой потребности в творческом саморазвитии, высокой познавательной активности, стремлением к новизне в музыкально-творческой деятельности.

Творческая направленность личности, ее мотивационно-потребностная направленность реализуется, прежде всего, с учетом эффективных социально-педагогических и социально-культурных условий. Такие условия обеспечивают не только развитие базовых качеств личности, но и позволяют развивать высокую социальную востребованность человеку, связанному с творческой деятельностью. Адаптация личности в обществе напрямую связана с уровнем ее творческой направленности, так как условия ее проявления связаны с высокой социальной активностью, расширением мировоззрения и кругозора, умением избирательно оценивать многие общественные явления.

Решение проблемы развития творческой направленности в настоящее время обусловлено и тем, что в условиях обновления всех сфер общественной жизни объективно возрос спрос на социально-активную, творческую, смелую, гармонично развитую личность, способную самостоятельно принимать решения и лично отвечать за их реализацию. Усиленное внимание именно к проблеме творческой направленности связано, прежде всего, с тенденцией современной науки воспитывать у личности творческое отношение к окружающей действительности, понимания современного мира и его законов. Поэтому особое место в системе дополнительного образования занимает проблема творческого развития личности.

Проблема формирования творческой направленности личности в условиях дополнительного музыкального образования получила многосторонне освещение.

Вопросами построения теорий, посвященных общему представлению о личности занимались В.М.Бехтерев, А.Ф.Лазурский, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, В.Н.Мясищев, А.Н.Леонтьев, Б.ГАнаньев, Б.В.Зейгарник, Б.В.Ломов, А.В.Петровский. Структура личности изучалась А.А.Бодалевым, Д.Н. Узнадзе, Б.ГАнаньевым, В.Н.Мясищевым, Б.И.Додоновым, К.К.Платоновым, Б.С.Братусь, Г.Е.Залесским и др. Вопросы формирования личности рассматривали А.ГАсмолов, Л.И.Анцыферова, Б.ГАнаньев, К.А. Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, В.Н.Мясищев, Л.И.Божович, П.М.Якобсон, И.С.Кон и др.

Психологические основы творческой деятельности разработаны в трудах Л.ИБожович, Д.Б. Богоявленской, А.А.Бодалева, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, И.В.Дубровиной, П.Я.Гальперина, А.В. Запорожца,

И.С.Кона, А.Н.Леонтьева, А.М.Матюшкина, В.Н.Мясищева, В.А.Петровского, Я.А.Пономарева, В.Н. Пушкина, И.М.Розет, С.Л.Рубинштейна, В.В.Рубцова, ВАСластенина, О.К.Тихомирова, М.Г. Ярошевского, Д.Б.Эльконина, Д.И.Фельдштейна, М.Я.Якиманской, П.МЯкобсона. В них определены подходы к выявлению сути творческой самореализации личности в детском и юношеском возрасте.

Проблемой развития творческой направленности личности занимались В.ВАбраухова (Развитие творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования), В.В.Ерин (Творческая направленность личности руководителя как условие инновационного подхода к организации образовательного процесса в профессиональном колледже), С.В.Евтушенко (Педагогическая система воспитания творческой направленности личности школьников в условиях коллективной деятельности), А.В.Никитина (Развитие творческой направленности личности будущего учителя средствами предметов эстетического цикла), Л.П.Мингазова (Развитие творческой направленности личности участника студенческого самодеятельного вокально-хорового коллектива), Наурызбаева Р.Н. (Преемственность в развитии творческой направленности личности средствами искусства в системе «дошкольное учреждение школа - вуз»), Т.В.Панченко (Воспитание творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста в процессе речевой деятельности), Е.И.Юдина (Формирование творческой направленности личности будущих учителей начальных классов в процессе изучения учебных дисциплин эстетического цикла).

Проблеме творческого развития личности средствами музыки посвящены диссертационные исследования Н.В.Кипрушевой, Г.Н.Комаровой, Л.П.Мингазовой, Л.Э.Муртазиной, О.В.Слуевой, И.И. Шигаповой и др. Возможности и развитие творческих способностей личности в условиях социально-культурной среды и дополнительного образования рассмотрены в диссертационных исследованиях Ж.С.Валеевой, Р.С.Гарифуллиной, В.И.Гладилиной, С.Л.Глебовой, Л.А.Любимовой, А.Ю.Любомудровой, С.М.Малацкой, Ю.Д.Сергина, Р.И.Турхановой, К.И.Чижовой и др.

Теме направленности личности, её содержанию и структуре посвящено немало научных исследований в отечественной и зарубежной психологии. При этом однозначного толкования данного феномена не существует, что, вероятно, обусловлено разносторонностью подходов к пониманию сущности личности в целом (как субъекта жизни, деятельности или отношений и т.д.). Б.ГАнаньев, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев, А.Маслоу, Ж.Пиаже, В.Э.Чудновский и др. отмечают, что мотивационно - потребностная сфера личности имеет иерархическую структуру, одни мотивы занимают относительно устойчивое доминирующее, другие -подчиненное положение. Это явление и именуется направленностью личности. Теорией направленности личности занимались известные психологи Л.И. Божович, Б.И.Додонов, Е.П.Ильин, Б.Ф.Ломов, С.Л.Рубинштейн, В.Н.Мясищев, А.С.Прангишвили, А.Н. Леонтьев, Д.НУзнадзе, и др. По мнению большинства ученых-психологов, направленность личности является сложным мотивационным образованием. Несмотря на схожесть трактовок направленности личности, в разных концепциях эта характеристика раскрывается по - разному: в основе понимания направленности личности лежит динамическая тенденция (С.Л.Рубинштейн); направленность личности трактуется как смыслообразующий мотив (А.Н.Леонтьев); направленность личности рассматривается как доминирующие отношения (В.Н.Мясищев); направленность личности анализируется как основная жизненная направленность (Б.Г.Ананьев); направленность личности рассматривается как динамическая организация сущностных сил человека (А.С.Прангишвили); направленность личности - это система потребностей (Б.И.Додонов); направленность личности рассматривается как совокупность влечений, желаний, интересов, склонностей, системы мотивационных образований (К.К. Платонов); направленность личности - это устойчиво доминирующая система мотивов (Р.С.Немов, Л.И.Божович); направленность личности - тенденции поведения и деятельности (В.С. Мерлин); направленность личности - это доминанта, становящаяся вектором поведения (А.А.Ухтомский); направленность личности - это типы личностной направленности (Д.И.Фельдштейн, И.Д.Егорычева).

В понимании направленности личности ученые-психологи выделяют два подхода: направленность личности как совокупность или система каких-либо мотивационных образований, явлений (Л.И.Божович, Б.И.Додонов, К.К.Платонов, Р.С.Немов и др.); направленность личности как система, которая определяет направление поведения и деятельности человека, ориентирует его, определяет его тенденции поведения и действий, и, в конечном итоге, определяет облик человека в социальном плане (В.С.Мерлин, А.А.Ухтомский, Е.П.Ильин и др.). В диссертации В.В.Абрауховой (Развитие творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования) выделены следующие подходы формирования творческой направленности в учреждениях дополнительного образования: личностно-ориентированный, системный, деятельностный, культуротворческий, вариативный, предложенных в организации работы с воспитанниками при доминанте коллективной творческой деятельности.

Анализируя вышерассмотренные научные источники по проблеме формирования направ-ленности личности, можно отметить, что направленность личности - сложное, полипараметральное, многокомпонентное понятие, включающее в себя несколько психологических образований. Данные

образования, обеспечиваются на наш взгляд, мировоззренческой позицией личности и ярко выраженной установкой на какой-либо вид деятельности.

В проведенном исследовании, можно выделить следующие структурные компоненты направленности личности: интересы, цели, мотивы, мотивация, динамические тенденции, отношения личности, ценностные ориентации, установки, потребности, мировоззрение.

Анализируя понятие «направленность личности» можно отметить, что системообразующими компонентами направленности личности необходимо считать: потребности и интересы личности в изменяющихся и развивающихся взаимоотношений человека с окружающим его миром; субъективные отношения к различным сторонам действительности; убеждения и мировоззрение; мотивы, потребности, цели, интересы, эмоции; регуляция действий в форме целенаправленной активности; потребностно -мотивированная деятельность, направленная на достижение конкретной цели (рис.1).

рис.1 Структура направленности личности Литература

1. Абраухова В.В. Развитие творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования: автореф.дисс...докт.пед.наук / Абраухова В.В. - Пятигорск, 2012 - с.

2. Ариарский М.А. Прикладная культурология / Ариарский М.А - 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Издательство «Эго», 2001. - 288 с.

3. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / Андреев В.И. - Казань: центр инновационных технологий, 2004. - 608 с.

4. Алиева З.А Взаимосвязь направленности личности и межличностных отношений старшеклассников: Дисс...канд.псих.наук / Алиева З.А. -Москва, 2001. -139 с.

5. Евтушенко С.В. Педагогическая система воспитания творческой направленности личности школьников в условиях коллективной деятельности: Дисс...канд.пед.наук / Евтушенко С.В. - Москва, 2001 - 301 с.

6. Ерин В.В. Творческая направленность личности руководителя как условие инновационного подхода к организации образовательного процесса в профессиональном колледже: Дисс...канд.пед.наук / Ерин В.В. - Ставрополь, 2004. -175 с.

7. Ильин А.Л. Направленность личности: Дисс.канд.фил.наук / Ильин АЛ.- Свердловск, 1984.-152 с.

8. Зайцева Ж.А. Развитие творческой активности учащихся в педагогическом процессе: Автореф. дис. канд.

1. Abrauhova V.V. Razvitie tvorcheskoj napravlennosti lichnosti vospitannikov uchrezhdenij dopolnitel'nogo obrazovanija: avtoref.diss...dokt.ped.nauk / Abrauhova V.V. -Pjatigorsk, 2012 - s.

2. Ariarskij M.A. Prikladnaja kul'turologija / Ariarskij M.A. - 2-e izd., ispr. i dop. SPb.: Izdatel'stvo «Jego», 2001. -288 s.

3. Andreev V.I. Pedagogika: uchebnyj kurs dlja tvorcheskogo samorazvitija / Andreev V.I. - Kazan': centr innovacionnyh tehnologij, 2004. - 608 s.

4. Alieva Z.A. Vzaimosvjaz' napravlennosti lichnosti i mezhlichnostnyh otnoshenij starsheklassnikov: Diss.kand.psih.nauk / Alieva Z.A. - Moskva, 2001. -139 s.

5. Evtushenko S.V. Pedagogicheskaja sistema vospitanija tvorcheskoj napravlennosti lichnosti shkol'nikov v uslovijah kollektivnoj dejatel'nosti: Diss.kand.ped.nauk / Evtushenko

5.V. - Moskva, 2001 - 301 s.

6. Erin V.V. Tvorcheskaja napravlennost' lichnosti rukovoditelja kak uslovie innovacionnogo podhoda k organizacii obrazovatel'nogo processa v professional'nom kolledzhe: Diss.kand.ped.nauk / Erin V.V. - Stavropol', 2004. -175 s.

7. Il'in A.L. Napravlennost' lichnosti: Diss.kand.fil.nauk / Il'in A.L.- Sverdlovsk, 1984.-152 s.

8. Zajceva Zh.A. Razvitie tvorcheskoj aktivnosti uchashhihsja v pedagogicheskom processe: Avtoref. dis. kand. ped. nauk./ Zajceva Zh.A. - Kazan',1994. - 16 s.

пед. наук./ Зайцева ЖА - Казань,1994. - 16 с.

9. Матюшкин A.M. Психологические предпосылки творческого мышления (По автобиографическим материалам П.А Флоренского) // Матюшкин A.M. - Мир психологии. Москва-Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - № 1. -С. 128-141.

10. Мингазова Л.П. Развитие творческой направленности личности участника студенческого самодеятельного вокально-хорового коллектива: автореф...канд.пед.наук / Мингазова Л.П. -Казань, 2006 -18 с.

11. Наурызбаева Р. Н. Преемственность в развитии творческой направленности личности средствами искусства в системе «дошкольное учреждение школа - вуз»: Дис. канд. пед. наук. - / Наурызбаева Р. Н. - Казань,1997. -176 с.

12. Никитина А.В. Развитие творческой направленности личности будущего учителя средствами предметов эстетического цикла: Дисс...канд.пед.наук / Никитина А.В. - Казань, 2002. - 220 с.

13. Панченко Т.В. Воспитание творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста в процессе речевой деятельности: автореф...канд.пед.наук / Панченко Т.В. - Москва, 2005. - 21 с.

14. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества / Шумилин А.Т. - М.: Высш. Школа, 1989. - 143 с.

15. Щетинская А. И. Теория и практика развития творческого потенциала педагога в условиях мониторинга качества дополнительного образования детей: Дисс... докт. пед. наук. / Щетинская А. И. Казань,1998. - 313 с.

16. Юдина Е.И. Формирование творческой направленности личности будущих учителей начальных классов в процессе изучения учебных дисциплин эстетического цикла: Дисс..канд.пед. наук / Юдина Е.И. -Москва, 1984. -219 с.

9. Matjushkin A.M. Psihologicheskie predposylki tvorcheskogo myshlenija (Po avtobiograficheskim materialam P.A. Florenskogo) // Matjushkin A.M. - Mir psihologii. Moskva-Voronezh: NPO «MODJeK», 2001. - № 1. - S. 128141.

10. Mingazova L.P. Razvitie tvorcheskoj napravlennosti lichnosti uchastnika studencheskogo samodejatel'nogo vokal'no-horovogo kollektiva: avtoref.. .kand.ped.nauk / Mingazova L.P. -Kazan', 2006 -18 s.

11. Nauryzbaeva R. N. Preemstvennost' v razvitii tvorcheskoj napravlennosti lichnosti sredstvami iskusstva v sisteme «doshkol'noe uchrezhdenie shkola - vuz»: Dis. kand. ped. nauk. - / Nauryzbaeva R. N. - Kazan',1997. - 176 s.

12. Nikitina A.V. Razvitie tvorcheskoj napravlennosti lichnosti budushhego uchitelja sredstvami predmetov jesteticheskogo cikla: Diss.kand.ped.nauk / Nikitina A.V. -Kazan', 2002. - 220 s.

13. Panchenko T.V. Vospitanie tvorcheskoj napravlennosti lichnosti detej starshego doshkol'nogo vozrasta v processe rechevoj dejatel'nosti: avtoref.kand.ped.nauk / Panchenko T.V. - Moskva, 2005. - 21 s.

14. Shumilin A.T. Problemy teorii tvorchestva / Shumilin A.T. - M.: Vyssh. Shkola, 1989. - 143 s.

15. Shhetinskaja A. I. Teorija i praktika razvitija tvorcheskogo potenciala pedagoga v uslovijah monitoringa kachestva dopolnitel'nogo obrazovanija detej: Diss. dokt. ped. nauk. / Shhetinskaja A. I. Kazan',1998. - 313 s.

16. Judina E.I. Formirovanie tvorcheskoj napravlennosti lichnosti budushhih uchitelej nachal'nyh klassov v processe izuchenija uchebnyh disciplin jesteticheskogo cikla: Diss..kand.ped. nauk / Judina E.I. -Moskva, 1984. -219 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.