Научная статья на тему 'Личностный рост как метод повышения эффективности работы человека-оператора'

Личностный рост как метод повышения эффективности работы человека-оператора Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
334
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностный рост как метод повышения эффективности работы человека-оператора»

практиками, говорит именно о таком застреваннии и о подходе социума в своем развитии к этому энергетическому барьеру.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Сандомирский М.Е., Белогородский Л.С., Еникеев Д.А. Периодизация психического развития с точки зрения онтогенеза функциональной асимметрии полушарий // Современные проблемы физиологии и медицины. - Уфа: Башкирский гос.мед.университет, 1997.

2. К. Уилбер Проект Атман: Трансперсональный взгляд на человеческое развитие М: ООО «Издательство ACT» и др., 2004.

3. http://www.ipd.ru/articles/index.shtml.

А.Ю.Кругликова

ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ КАК МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА

Анализ групповой психологической и психотерапевтической практики, построенной на моделях энкаунтер-групп (К.Роджерс), гештальт-групп (Ф.Перлз, П.Гудмен), зарубежных групп личностного роста (К.Рудестам), российских терапевтических групп (А.Е.Алексейчик, Г.Л.Исурина, О.В.Немиринский) дают ключ к пониманию механизмов личностного роста в группах социореабилитации, являющих собой вариант групп личностного роста. Многолетний опыт практической работы с подростково-взрослыми группами семейной логопсихотерапии для страдающих логоневрозом (невротическая форма заикания), убеждает в том, что результативность восстановления нарушенного речевого общения во многом зависит от возвращения человеку возможности личностного роста (Ю.Б.Некрасова, 1992; Н.Л.Карпова, 1997; Кругликова А.Ю.; 2006). Основой личностного роста при этом становится развитие «способности к саморазвитию и самосовершенствованию в плане саморегуляции психических и психосоматических процессов» [1;134].

Важное место в исследовании процесса личностного роста в ходе групповой логопсихотерапии является изучение его механизмов. В указанном аспекте практический интерес имеет исследование терапевтической динамики группы О.В.Немиринским (1995). По мнению автора, терапевтическая динамика группы «представляет собой развертывание процесса личностного роста в условиях жизни группы, в условиях постоянно развивающего взаимодействия с другими». Анализ динамики группы О.В.Немиринский осуществляет посредством введенного им понятия ведущего контекста самосознания. Под контекстом самосознания каждого участника группы автор имеет в виду «представленные в форме оппозиции (Я - Ты, Мы - Они и т.п.) рамки осмысления своего поведения» [4; 87]. Различным стадиям терапевтической динамики группы соответствует различный ведущий контекст осознания собственных индивидуальных изменений. Исходя из концепции О.В.Немиринского, мы полагаем, что именно смена ведущего контекста самосознания может выступать механизмом осуществляемого в процессе семейной логопсихотерапии личностного роста каждого его участника. Предлагаемый автором подход к фиксации и осознаванию индивидуальноличностных изменений был использован нами для обоснования как самого механизма личностного роста, так и его критериев, обусловленных

терапевтической динамикой логопсихотерапевтического процесса, в основе которой восстановление нарушенного речевого общения посредством развивающего диалога.

Анализ динамики терапевтических изменений в группе, осуществляемой на фоне становления и развития диалогических межличностных отношений позволяет выделить направления личностного роста и то актуальное содержание, которое ему сопутствует в зависимости от конкретных задач, стоящих перед группой на каждом из этапов прохождения методики семейной групповой логопсихотерапии.

I стадия - стадия идентификации с группой, где ведущим контекстом самосознания, согласно О.В.Немиринскому, выступает оппозиция «Мы - Они», -в семейной групповой логопсихотерапии может быть соотнесена с пропедевтическим этапом и сеансом эмоционально-стрессовой психотерапии (ЭСПТ). На пропедевтическом этапе (проведение динамической психотерапевтической диагностики с использованием библиотерапии) группа фактически отсутствует как единый коллектив. Наши клиенты (заикающиеся), привыкшие к индивидуальным формам лечения, к письменной речи попадают в щадящие условия речевой коммуникации. Их письменные отклики на предложенные произведения адресованы не к группе как таковой, а к социуму вообще. Благодаря чтению произведений, общих для всех, каждый из участников логопсихотерапии начинает идентифицировать себя с пока еще незнакомыми членами будущей группы - позиция «Мы». «Мы» - означает принадлежность к будущей группе на основе осознавания общей проблематики и общего пути предстоящих личностных преобразований. Позиция «Они» - обозначает всех других, относящихся ко внегрупповому пространству. Впоследствии данная позиция особенно ярко проявляется на сеансе ЭСПТ, когда «Мы» и «Они» находятся в четко разделенных пространствах: «Мы» - на сцене, «Они» - в зале. Специфика логопсихотерапевтического процесса, включающего родителей и родственников клиента, обусловливает смягчение жесткой полярности позиций, поскольку в зале, наряду с посторонними людьми, находятся лица ближайшего окружения.

II стадия терапевтической динамики - стадия автономии и обретения личной ответственности - соотносится нами с началом интенсивного процесса активной групповой логопсихотерапии (III этап методики). Здесь, согласно О.В.Немиринскому, акцент смещается на оппозицию «Я - ОНИ». В самом начале этой стадии каждый из участников группы попадает в состояние временной дезадаптации, кардинальной смены отношения к себе, к своему дефекту и к своим близким. Группа впервые начинает функционировать как полноценное сообщество. Фактически в начале этой стадии происходит окончательное оформление группового «Мы». И только по окончании процесса адаптации каждого участника к условиям группового общения и взаимодействия происходит его индивидуализация - на первый план начинает выступать «Я» каждого как индивидуальность. Самовыражение индивидуальности каждого члена группы проявляется в оппозиции к «Они» - другим членам группы.

Благодаря глубине влияния заданного, посредством внушения на сеансе ЭСПТ «портрета неповторимости» и энергетике первого успешного преодоления себя во «вводе в речь» (первая речевая победа), каждый участник группы обретает необходимую автономию для последующего выбора: принять на себя

ответственность за излечение, личностно расти или ограничиться приобретением одной лишь «речевой вооруженности», тем самым, ограничивая себя в личностном росте. Участники группы разделяются на тех, кто выбрал путь не только речевых,

но и личностных изменений, и тех, кто с трудом избавляется от прошлых стереотипов.

Таким образом, на этой стадии акценты групповой динамики выражаются в оппозиции «Я - Они» (Я и другие члены группы). На данном этапе самооценка каждого подвергается колебаниям, что впоследствии благодаря стимуляции рефлексивной способности дает импульс к процессам самопознания, а далее к формированию более дифференцированной самооценки. Вследствие этого растет уровень самопринятия и целостности представления о себе (понятия «речь» и «личность» уже не противопоставляются между собой).

III стадия динамики группы - стадия близости - отражает отношения «Я -Ты», формируемые на активном этапе семейной логопсихотерапии после того, как группа обретает черты единого «гомфотерного» (Ю.Б.Некрасова) коллектива, выступающего как «коллективный психотерапевт» [3; 37]. Общность работы, переживаний, успехов, достижений вызывает у членов группы, в том числе и у подростков, позитивные психические состояния, которые создают психологическую основу для дальнейшего личностного роста. Возрастает мотивационная включенность каждого в процесс собственных изменений. Члены группы испытывают друг к другу чувство близости, любви, взаимного принятия. «Я» каждого реализуется во взаимодействии с другими через оказание помощи и поддержки. Растет способность к эмпатийному реагированию, к взаимопониманию, что стимулирует и процесс самопонимания, рост которого отражается в дневниковых записях, озвучивается в психотерапевтических беседах. Содержательной стороной личностного роста каждого члена группы выступает творческая направленность не только в выполнении различных заданий и упражнений, но в значительной степени в межличностных взаимодействиях. Личностный рост становится общей задачей и заботой каждого о себе и о другом и превращается в смысложизненную ориентацию группы. Обсуждения после выполнения речевых, психологических, творческих заданий становятся пространством обмена «личностными вкладами» друг в друга.

Однако у некоторых членов группы стремление к социальному доминированию оказывается барьером на пути сплочения с группой и достижения близости, что, как правило, связано с недостаточно окрепшей ответственностью или отказом от нее.

IV стадия групповой динамики - стадия самоинтеграции, по

О.В.Немиринскому, - соответствует последней трети активного этапа логопсихотерапии и контрольно-поддерживающему этапу (III-IV этап семейной групповой логопсихотерапии). На этой стадии ведущий контекст самосознания определяется как «Я - Я»: человек обращается к своей уникальности и неповторимости. Изменения в личностном росте на этой стадии подготавливаются не только общегрупповым опытом проживания и совместных достижений (экзамены, творческие задания, самостоятельные формы проведения отдельных упражнений), но и внутренней работой каждого с самим собой (самоанализ выполнения заданий, написание самохарактеристики, повторная психодиагностика, дневниковые записи, самоотчеты и пр.). Благодаря этому каждый член группы раскрывает свою индивидуальность, ощущает собственный личностный рост, обретает готовность к дальнейшему личностному продвижению после завершения социореабилитационного процесса. На этой стадии самосознание замыкается на своем внутреннем мире и отражает встречу «Я - Я».

Таким образом, можно заключить, что одним из механизмов личностного роста в процессе социореабилитации по методике семейной групповой

логопсихотерапии является влияние терапевтической групповой динамики, в основе которой смена ведущего контекста самосознания. Иначе говоря, личностный рост участников групп семейной логопсихотерапии находится в прямой зависимости от осознавания ими самих себя и своих проблем (речевых и личностных), собственных достижений, осуществляемых в конкретных индивидуальных и групповых поступках, сквозь призму групповых межличностных отношений. В контексте логопсихотерапевтического процесса личностный рост предстает как путь личности к самой себе и к другим людям через большее принятие себя и других, осознание целостности своей личности и укрепление собственной субъектности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Карпова Н.Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии: Учебное пособие. 2-е изд. М.: МПСИ: Флинта, 2003.

2. Кругликова А.Ю. Психологические особенности личностного роста младших подростков в условиях разновозрастного коллектива (на примере групп семейной логопсихотерапии). Автореф. дисс. канд. психол. наук.-Ростов н/Д., 2006.

3. Некрасова Ю.Б. Психологические основы процесса социореабилитации заикающихся. Автореф. дисс. в форме научн. докл. докт. психол. наук.- М., 1992.

4. Немиринский О.В. Терапевтическая динамика группы как развертывание процесса личностного роста. Автореф. дисс.канд. психол. наук.-М., 1995.

И.В.Янченко ПРОБЛЕМЫ ДИАЛОГОВОГО ОБЩЕНИЯ В ЧЕЛОВЕКООПЕРАТОРСКОЙ СРЕДЕ

Методологической основой нашего исследования является теория Б.Г.Ананьева - В.Н.Мясищева - А.А.Бодалева о трехкомпонентной структуре общения - единстве отражения (познания людьми друг друга), отношения (эмоционального отклика друг на друга) и обращения (поступков, поведения при контактах друг с другом).

В школе А.А.Бодалева, к которой мы принадлежим, диалогическое общение понимается как подлинное межличностное общение, которое характеризуется взаимным устойчивым интересом людей друг к другу, стремлением глубоко постичь личностную суть каждого из них, творческим выстраиванием контактов. Такое общение называется психологически оптимальным, поскольку здесь осуществляются цели участников в соответствии с мотивами, обусловливающими эти цели, и с помощью способов, не вызывающих у партнеров чувства неудовлетворения. При этом А.А.Бодалев подчеркивает, что диалогическое общение не обязательно предполагает слияние умов, воли и чувств участников, - оно может быть и при сохранении желаемой для каждого партнера субъективной дистанции, но обязательно - при условии взаимодействия партнеров на равных, когда постоянно делается поправка на своеобразие друг друга и не допускается ущемление достоинства каждого. Эффективность общения способствует развитию такого образования личности, как «коммуникативное ядро», в содержание которого входят все психологические свойства, которые успели развиться у данной личности и которые дают о себе знать, когда она вступает в общение».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.