Научная статья на тему 'Особенности динамики личностных и речевых характеристик заикающихся в процессе социореабилитации (на примере семейной групповой логопсихотерапии)'

Особенности динамики личностных и речевых характеристик заикающихся в процессе социореабилитации (на примере семейной групповой логопсихотерапии) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
595
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Яковистенко А. Д.

The purpose of this research is to find out the ratio of the speech and person characteristics, which are connected with communicative activity of the stammering people in the process of socio rehabilitation (on the example of the family logopsychotherapy groups of people of different ages). In this article dynamics(changes) of the speech and of person changes of the stammering teenagers and adults before and after process of logopsychotherapy are analyzed, the interrelation and interconditionality of the speech and person changes are shown.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности динамики личностных и речевых характеристик заикающихся в процессе социореабилитации (на примере семейной групповой логопсихотерапии)»

ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИ ЛИЧНОСТНЫХ И РЕЧЕВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЗАИКАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИОРЕАБИЛИТАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ СЕМЕЙНОЙ ГРУППОВОЙ ЛОГОПСИХОТЕРАПИИ)

А.Д.Яковистенко, Самарский филиал Московского городского педагогического

университета

В отечественной науке фундаментально исследованы и разработаны такие психологические категории, как общение, личность, речь. В трудах Б.Г.Ананьева, В.Н.Мясище-ва, А.А.Бодалева рассматривается трехкомпонентная структура общения: единство отражения (познание людьми друг друга), отношения (эмоциональный отклик друг на друга) и обращения (поступки, поведение в контакте с другим человеком). В своем исследовании мы понимаем под общением коммуникативную деятельность (А.А.Бода-лев, М.И.Лисина), а именно взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Общение является одним из ведущих факторов развития личности, что отражено в работах Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, М.И.Лисиной, В.Н.Мясищева, А.А.Бодале-ва. В рамках деятельностного подхода (К.А. Абульханова-Славская, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.) личность рассматривается, как активное начало, субъект сознательной деятельности, реализующий свое отношение к миру в деятельности. Мы опираемся на определение личности, данное В.Н. Мясищевым - это «общественно-исторически обусловленное, высшее, интегральное психическое образование, свойственное только человеку, это целостная организованная система активных, избирательных и сознательных связей индивида с реальной действительностью». Личность не только сознательно преобразует действительность, но и сознательно относится к ней.

Подлинное человеческое общение осу-

ществляется посредством речи (языка). Анализируя проблему культурного развития человека, Л.С.Выготский отмечал, что развитие той или иной психической функции (в частности, речи) всегда производно от развития личности в целом и обусловлено им: личность как бы незримо присутствует в процессе овладения человеком своими реакциями на протяжении всей жизни. В отечественной психологии речь рассматривают как своеобразную речевую, речемыслительную или текстовую деятельность (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.А.Зим-няя). Динамика речевой деятельности, ее успешность во многом определяются индивидуально-психологическими особенностями личности. Все психологическое содержание деятельности говорения, все условия ее протекания, особенности самого субъекта говорения объективируются, воплощаются, материализуются в высказывании или тексте.

Несмотря на понимание учеными взаимообусловленности личности и речи в общении, до определенного времени предпочтение отдавалось изучению влияния общения на личность, а вопросы, связанные с влиянием личности на речевое общение до настоящего времени остаются открытыми.

Нарушение соотношения (дисбаланс) «личность-речь-общение» особо ярко проявляется в таком невротическом расстройстве, как логоневроз (в частности, нарушение речи в форме заикания, которым страдает 2,5-3% населения). В рамках психологического аспекта изучения логоневро-за, по данным Н.И.Жинкина и В.Н.Мясищева, заикание определяется, как нарушение системы речевого общения, приводящее к изменениям личности заикающегося чело-

века. В работах И. Ю. Абелевой,

В.М.Шкловского, Ж.М.Глозман, Т.А.Бол-дыревой, Ю.Б.Некрасовой, Н.Л.Карповой показано, что логоневроз создает препятствия не только для плавного свободного речеговорения, но ведет к невротическим расстройствам личности, нарушает коммуникативную деятельность на всех уровнях.

Вопрос о взаимосвязи личностных и речевых изменений субъекта при логоневрозе является актуальным аспектом общей, возрастной и педагогической психологии, психологии личности, а также психотерапии и социореабилитации. Как утверждал А.Н.Ле-онтьев, нет никаких психологических механизмов, специфических для патологии, и как отмечал Э.В.Ильенков, работая со слепоглухими, нет специальных дефектологических проблем, - есть проблемы личности, обостренные в крайних точках ее развития.

Для исследования логоневроза, как «пограничного состояния», о котором говорил Б.С.Братусь, необходим анализ общепсихологических механизмов и комплексный подход к решению вопросов нарушения речи и личности заикающегося. Именно данный подход характерен для системы семейной групповой логопсихотерапии (Н.Л. Карпова), основанной на методе групповой логоп-сихотерапии Ю.Б.Некрасовой. Данную систему можно рассматривать, как модель процесса социореабилитации в целом, модель восстановления полноценного межличностного общения и перестройки личности из «больной», неуверенной в себе, коммуникативно ограниченной, - в здоровую, наделенную новыми чертами, позволяющими ей стать коммуникабельной, стрессоустойчивой, социально активной, что особо актуально для современного общества.

Начатые Ю.Б.Некрасовой исследования психолого-педагогических основ системы социореабилитации нашли продолжение в работах Н.Л.Карповой, посвященных изучению мотивационного аспекта социореабилитации. Отдельные аспекты системы семейной групповой логопсихотерапии изучались

Н.Н.Скуратовской (роль психических состо-

яний успеха в восстановлении нарушенного речевого общения), Н.В.Волковой (проявления психологической неустойчивости личности заикающихся при преодолении критических ситуаций), И.В.Янченко (формирование диалогического общения в процессе социореабилитации), А.Ю.Круглико-вой (психологические особенности личностного роста младших подростков в условиях семейной групповой логопсихоте-рапии). Наше исследование нацелено на изучение динамики личностных и речевых характеристик коммуникативно-речевой деятельности заикающихся в процессе логоп-сихотерапии.

Система семейной групповой логопсихо-терапии состоит из 4-х основных этапов: I -пропедевтический (диагностико-подготови-тельный), проводится с использованием специально подобранных художественных произведений «в связке» с определенными тестами и опросниками (длится не менее 36 месяцев); II - сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии, где за 1,5 часа «снимается» симптомокомплекс заикание; III -активная семейная групповая логопсихоте-рапия (1,5 месяца ежедневных 7-9-часовых занятий); IV - контрольно-поддерживающая групповая логопсихотерапия (2 недели ежедневных 7-9-часовых занятий).

В исследовании участвовали подростки и взрослые от 8 до 45 лет с нарушенным речевым общением в форме логоневроза (37 человек), их родители и родственники (75 человек).

Основным критерием личностно-речевой динамики заикающихся в ходе социореабилитации выступала степень тяжести лого-невроза, где выделяется невротическая составляющая (личностные нарушения) и функциональная (собственно нарушение речи), которые по тяжести не всегда коррелируют. Для исследования речевой и личностной динамики нами была разработана методика «Определение степени тяжести ло-гоневроза».

Динамика речевых, изменений в процессе логопсихотерапии отслеживалась по изме-

нениям коммуникативно-речевой деятельности (КРД) заикающихся: был определен уровень КРД участников до и после прохождения лечебно-обучащего курса. Уровни КРД определялись по параметрам: 1) речевая готовность (речевая установка); 2) особенности функциональной стороны КРД - степень проявления заикания на исполнительской фазе; 3) анализ результатов коммуникативно-речевой деятельности (степень удовлетворенности; самооценка, самоконтроль и саморегуляция). Методом экспертных оценок было выделено 3 уровня коммуникативно-речевой деятельности заикающихся - высокий, средний и низкий, что соответствует степеням тяжести функционального заикания - легкая, средняя и высокая.

Низкий уровень КРД (высокая степень тяжести функционального заикания): «запуск» и реализация речи заикающихся определяется актуальными (а именно - отрицательными) психическими состояниями в момент речевого общения, которые создают низкую психоречевую готовность в ситуации значимой коммуникации, формируют установку на отрицательный исход КРД, нарушают реализацию коммуникативно-речевой деятельности в целом, что определяет низкую оценку результатов и речевую саморегуляцию; речевой контроль нарушен (низкий или чрезмерно завышенный); неудовлетворенность процессом общения высокая.

Средний уровень КРД (средняя степень тяжести функционального заикания): готовность к речи средняя; речевая установка неустойчивая, зависит от ситуации, отмечаются сомнения в реализации своих речевых возможностей. Самооценка и саморегуляция КРД также неустойчивые, речевой самоконтроль средний.

Высокий уровень КРД (легкая степень тяжести функционального заикания): высокая речевая готовность, установка на успешное речевое общение, уверенность в своих речевых возможностях; функциональная сторона КРД может иметь незначительные

нарушения, которые легко преодолеваются и не влияют на успешность речевого общения; оценка КРД адекватная, контроль, саморегуляция и удовлетворенность речевым общением высокие.

Динамика личностных изменений, в процессе логопсихотерапии определялась по степени тяжести личностных проблем на основе следующих критериев: 1. Эмоциональная сфера: а) отношение к речевому общению (степень удовлетворенности речевым общением); б) уровень логофобии (наличие страхов, связанных с речевым общением). 2. Когнитивная сфера: а) осознание речевого дефекта и роли собственной личности в его возникновении и развитии; б) степень фиксации на дефекте. 3. Сфера деятельности: особенности речевого общения и социальной активности.

Методом экспертных оценок было выделено 3 степени тяжести личностных проблем - легкая, средняя и высокая.

Высокая степень тяжести личностных проблем, связанных речевой деятельностью: высокая неудовлетворенность процессом речевого общения вплоть до чувства собственной неполноценности, отмечаются опасения за качество речевой коммуникации; чрезмерная фиксация на речи; страх речевого общения навязчивый (тяжелая степень логофобии). Социальная активность низкая, вплоть до отказа от речевого общения и полной изоляции.

Средняя степень тяжести личностных проблем, связанных с речевой деятельностью: частичная (ситуативная) удовлетворенность процессом общения; отмечается стеснение, стыд за качество речи; страх речевого общения выражен, но носит избирательный характер; речевой дефект осознается и является значимым (средняя степень фиксации на дефекте); имеются трудности в установлении и поддержании социальных контактов, частично снижена социальная активность

Легкая степень тяжести личностных проблем, связанных с речевой деятельностью: удовлетворенность процессом обще-

ния; страх речевого общения незначителен, имеет характер неуверенности и носит избирательный характер, легко преодолевается и не ведет к нарушению речевого общения и снижению социальной активности.

В результате исследования по методике «Определение степени тяжести логоневро-за» до начала курса социореабилитации было выявлено, что основной контингент логопсихотерапевтических групп - это заикающиеся с низким (49%) и средним (35%) уровнем коммуникативно-речевой деятельности.

Высокая степень тяжести личностных проблем, связанных с речевым общением, выявлена у 54% заикающихся, причем у 14% младших подростков и у 80% взрослых. Средняя степень тяжести личностных проблем отмечена у 35% испытуемых, в том числе у 43% младших подростков и 20% взрослых испытуемых. Это говорит о том, что с возрастом невротическая составляющая логоневроза «утяжеляется»: чем старше человек, тем больше он включается в разнообразные социальные отношения, что усиливает его отрицательный коммуникативный опыт. Многократные неудачи и попытки лечения, социальная, личностная, профессиональная нереализованность формируют у многих заикающихся тяжелую невротическую надстройку, побуждая расценивать жизненные события через призму речевой несостоятельности.

Степень тяжести личностных проблем, связанных с речевым общением также была соотнесена с результатами дополнительной психодиагностики до начала курса. У заикающихся всех возрастных категорий выявлено: а) высокий уровень тревожности (у 94%) (по тесту Д.Тейлор); высокий (у 50%) и средний (у 35%) уровень ригидности (по тесту Н.Д.Левитова); алекситимический тип личности (у 68%) (Торонтская алекситими-ческая шкала, адаптированная в институте им. В.М. Бехтерева); средние (у 35%) показатели мотивации общения и низкие (у 38%) мотивации достижения (тесты Ю.М.Орло-ва с соавторами); средние (у 72%) и ниже

среднего (у 23%) показатели самооценки (тест С.А.Будасси); повышенная фрустриро-ванность по типу «застревание на препятствии» (у 54%), либо «фиксация на самозащите» (у 30%) (по тесту Д.Розенцвейга).

Проведенное комплексное исследование до курса социореабилитации позволило выявить: 1) взаимовлияние психических (эмоциональных) состояний и качества речевой деятельности в процессе общения; 2) анализ результатов коммуникативно-речевой деятельности осуществляется заикающимися в основном только по речевому (функциональному) компоненту (как сказать), а содержательная сторона (что сказать) ими практически не учитывается; 3) трудности в отслеживании, обозначении и описании эмоциональных состояний, а также в проведении отличия между состояниями, связанными с речевой деятельностью и состояниями, не связанными с нею; 4) искаженное представление о себе, как субъекте деятельности, общения; 5) зависимость личностной самооценки от качества функциональной стороны речевой деятельности; 6) низкое стремление самостоятельного разрешения ситуации и преобладание пассивно-выжидательных стратегий поведения.

Изучение личностно-речевых особенностей заикающихся до начала курса социореабилитации показало, что тяжесть личностной и речевой (функциональной) составляющих логоневроза не всегда коррелируют между собой. По соотношению функциональной и личностной составляющей логоневроза были выделены следующие группы: 1) заикающиеся с высокой тяжестью речевых и личностных проблем (43%); 2) заикающиеся со средней тяжестью речевых и личностных проблем (22%); 3) заикающиеся с легкой тяжестью речевых и личностных проблем (5%); 4) заикающиеся, у которых тяжесть речевых проблем превышает тяжесть личностных проблем (11%); 5) заикающиеся, у которых тяжесть личностных проблем выше тяжести речевых проблем (19 %).

1, 2 и 3 группы можно объединить по при-

знаку равнозначности соотношения речевых и личностных нарушений, 4 и 5 группы - по признаку неравнозначности соотношения речевых и личностных особенностей.

Результаты исследования после курса семейной групповой логопсихотерапии свидетельствуют о положительной речевой динамике в целом по группе испытуемых: низкий уровень КРД был выявлен у 5%; средний -у 27%, высокий - у 68% испытуемых, в том числе у 86% младших подростков и 60% взрослых. Различия в оценке степени тяжести функционального заикания в целом по группе испытуемых до и после курса социореабилитации установлены с помощью метода Уилкоксона на уровне достоверности р<0,01 (г=-5,324).

После завершения курса логопсихотера-пии высокая степень тяжести личностных проблем, связанных с речевым общением, не выявлена; средняя степень отмечается у 35% (14% младших подростков и 60% взрослых), легкая - у 65% (86% младших подростков и 40% взрослых) заикающихся. Различия в оценке степени тяжести личностного заикания до и после курса социореабилитации установлены на уровне достоверности р<0,01 (г=-5,350).

Результаты исследования после прохождения курса свидетельствуют о снижении невротической составляющей логоневроза у подавляющего большинства заикавшихся: уровень тревожности снизился до среднего (у 94%) (2=-4,624; р<0,01); уровень ригидности снизился до среднего (у 36%) и низкого (у 64%) (2=-5,082; р<0,01); выявлен не-алекситимический тип личности (у 75%) (2=-4,949; р<0,01); у всех участников групп повысилась потребность в общении (2=-5,333; р<0,01) и потребность в достижении (2=-5,297; р<0,01); также повысилась самооценка до уровня выше среднего (у 45%) и высокого (у 35%) (2=-3,660; р<0,01); у всех выпускников логопсихотерапевтических групп выявлена тенденция перехода от ми-ронаказующего-себянаказующего поведения к активным действиям, направленным на разрешение проблемной ситуации (2=-

5,161; р<0,01), что свидетельствует о формировании психологически более здорового паттерна поведения в ситуациях фрустрации.

По соотношению динамики речевых и личностных изменений были выделены следующие группы выпускников:

I. Успешные выпускники: 1.1. Заикавшиеся с положительной личностно-речевой динамикой в целом (57%). В эту группу вошли испытуемые, у которых после прохождения социореабилитационного курса выявлена легкая степень речевых и легкая степень личностных проблем (86% младших подростков и 30% взрослых).

1.2. Заикавшиеся, у которых динамика личностных изменений превосходит речевые успехи (16%). Это пациенты, у которых снимается невротическая составляющая заикания, улучшается речь, но речевые результаты не соответствуют высокой личностной динамике. Все 16% участников, вошедшие в эту группу имеют неврозоподобное заикание (что подтверждается справками от психоневрологов и логопедов). Мы относим данную группу пациентов к успешным, поскольку их сильная личностная составляющая компенсирует некоторые речевые погрешности.

II. Малоуспешные выпускники:

11.1. Заикавшиеся, у которых динамика речевых достижений превосходит личностные изменения (14%). Такие выпускники демонстрируют высокие речевые результаты в основном только в рамках группы, а за ее пределами «срываются», поскольку они не подкрепляются личностными достижениями.

II. 2. Участники с низкой динамикой как личностных, так и речевых достижений (13%). Положительная личностно-речевая динамика отмечается, но она низкая. Слабую динамику у этой группы заикающихся мы связываем: во-первых, с низкой мотивационной включенностью в логопсихотерапевтический процесс как самих пациентов, так и их родственников (слабая поддержка родственников); во-вторых, осложнением лого-невроза сопутствующими «вторыми» диаг-

нозами (детский церебральный паралич, черепно-мозговые травмы и др.).

Положительная личностно-речевая динамика в ходе семейной групповой логопси-хотерапии объясняется следующими факторами:

1) Рост самосознания личности в целом и личностный рост в частности способствуют нормализации представлений о себе, как субъекте активности в преодолении имеющихся проблем.

2) Вызывание и закрепление саногенных психических состояний (состояния успеха коммуникации, творчества и сотворчества, настроенность на саморазвитие) восстанавливает нарушенное речевое общение: формируется высокая речевая готовность и установка на положительный исход КРД, что приводит к таким личностным новообразованиям, как уверенность, общительность, активность, стрессоустойчивость.

3) Овладение речевой саморегуляцей позволяет сознательно управлять коммуникативно-речевой деятельностью в различных ситуациях и восстанавливаться после речевых срывов. Успешный речевой навык, в свою очередь, способствует росту социальной активности и нормализует речевое общение, повышает самооценку говорящего.

Таким образом, анализ полученных результатов свидетельствует о положительной динамике как в речевой, так и в личностной сфере у заикавшихся, прошедших курс социореабилитации. Установлено, что личностные и речевые изменения взаимообусловлены: положительная речевая динамика стимулирует процессы личностного преобразования, но в то же время без подкрепления личностными изменениями речевые достижения нестойки и непродолжительны. Личностные изменения закономерно обуславливают позитивную динамику речи: чем выше личностная динамика, тем выше речевые достижения (Я=0,628; р<0,01).

ЛИТЕРАТУРА:

1. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / НИИ общ. и пед. Психологии АПН СССР. -М.: Педагогика, 1986. С.9

2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. - М.: 1980. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти Т. М., 1983 г. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А.Бодалева / Вступ. Статья А.А.Бодалева. М.: Изд-во «Институт практич. психологии»; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995. Бодалев А.А. Психология общения. М. - Воронеж, 1996.

3. Мясищев В.Н. Психология отношений... С. 347.

4. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти Т. М., Т. 3. 1983 г.

5. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.: Московский психолого-соци-альный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. С. 167.

6. Карпова Н.Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии: Учебное пособие.- 2-е изд., испр. и доп. - М., 2003. С. 7.

7. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М., 1956.

8. Абелева И.Ю. Психологические аспекты заикания. - Дисс. ...канд.психол.наук. М., 1976. Болдырева Т.А. Психологическое исследование и коррекционная работа в системе медико-педагогического лечения затяжных форм заикания. -Дисс. .канд.психол.наук. М., 1989. Глозман Ж.М. Личность и нарушения общения. М., 1987. Карпова Н.Л. Мотивационная включенность в деятельность: структура, механизмы, условия формирования. Дисс. .д. психол. н. - М., 1997. Некрасова Ю.Б. Психологические основы процесса социореабилитации заикающихся. Дисс. в форме научн. докл.д. психол. н. М., 1992. Шкловский В.М. Экспериментальное и клинико-психологическое исследование больных с заиканием в связи с задачами комплексного лечения. Дисс. ... канд. мед.наук. Л., 1976.

9. Карпова Н.Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии: Учебное пособие.- 2-е изд., испр. и доп. - М., 2003. С 7.

10. Волкова Н.В. Особенности проявления психологической неустойчивости личности при преодолении критических ситуаций. - Дисс. ...канд.психол.н. М., 2005. Кругликова А.Ю. Психологические особенности личностного роста младших подростков в условиях разновозрастного коллектива (на примере групп семейной логопсихотерапии). - Дисс. ... канд.психол.н., Ростов-на-Дону, 2006. Скуратовская Н.Н. Психические состояние успеха и их роль в восстановлении нарушенной коммуникации: Дисс. ... канд. психол.наук. М., 1993. Янченко И.В. Формирование диалогического общения в психотерапевтическом процессе (на примере разновозрастных групп семейной логопсихотерапии). - Дисс. . канд. психол.н., Ростов-на-Дону, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.