ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИ ЛИЧНОСТНЫХ И РЕЧЕВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЗАИКАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИОРЕАБИЛИТАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ СЕМЕЙНОЙ ГРУППОВОЙ ЛОГОПСИХОТЕРАПИИ)
А.Д.Яковистенко, Самарский филиал Московского городского педагогического
университета
В отечественной науке фундаментально исследованы и разработаны такие психологические категории, как общение, личность, речь. В трудах Б.Г.Ананьева, В.Н.Мясище-ва, А.А.Бодалева рассматривается трехкомпонентная структура общения: единство отражения (познание людьми друг друга), отношения (эмоциональный отклик друг на друга) и обращения (поступки, поведение в контакте с другим человеком). В своем исследовании мы понимаем под общением коммуникативную деятельность (А.А.Бода-лев, М.И.Лисина), а именно взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Общение является одним из ведущих факторов развития личности, что отражено в работах Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, М.И.Лисиной, В.Н.Мясищева, А.А.Бодале-ва. В рамках деятельностного подхода (К.А. Абульханова-Славская, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.) личность рассматривается, как активное начало, субъект сознательной деятельности, реализующий свое отношение к миру в деятельности. Мы опираемся на определение личности, данное В.Н. Мясищевым - это «общественно-исторически обусловленное, высшее, интегральное психическое образование, свойственное только человеку, это целостная организованная система активных, избирательных и сознательных связей индивида с реальной действительностью». Личность не только сознательно преобразует действительность, но и сознательно относится к ней.
Подлинное человеческое общение осу-
ществляется посредством речи (языка). Анализируя проблему культурного развития человека, Л.С.Выготский отмечал, что развитие той или иной психической функции (в частности, речи) всегда производно от развития личности в целом и обусловлено им: личность как бы незримо присутствует в процессе овладения человеком своими реакциями на протяжении всей жизни. В отечественной психологии речь рассматривают как своеобразную речевую, речемыслительную или текстовую деятельность (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.А.Зим-няя). Динамика речевой деятельности, ее успешность во многом определяются индивидуально-психологическими особенностями личности. Все психологическое содержание деятельности говорения, все условия ее протекания, особенности самого субъекта говорения объективируются, воплощаются, материализуются в высказывании или тексте.
Несмотря на понимание учеными взаимообусловленности личности и речи в общении, до определенного времени предпочтение отдавалось изучению влияния общения на личность, а вопросы, связанные с влиянием личности на речевое общение до настоящего времени остаются открытыми.
Нарушение соотношения (дисбаланс) «личность-речь-общение» особо ярко проявляется в таком невротическом расстройстве, как логоневроз (в частности, нарушение речи в форме заикания, которым страдает 2,5-3% населения). В рамках психологического аспекта изучения логоневро-за, по данным Н.И.Жинкина и В.Н.Мясищева, заикание определяется, как нарушение системы речевого общения, приводящее к изменениям личности заикающегося чело-
века. В работах И. Ю. Абелевой,
В.М.Шкловского, Ж.М.Глозман, Т.А.Бол-дыревой, Ю.Б.Некрасовой, Н.Л.Карповой показано, что логоневроз создает препятствия не только для плавного свободного речеговорения, но ведет к невротическим расстройствам личности, нарушает коммуникативную деятельность на всех уровнях.
Вопрос о взаимосвязи личностных и речевых изменений субъекта при логоневрозе является актуальным аспектом общей, возрастной и педагогической психологии, психологии личности, а также психотерапии и социореабилитации. Как утверждал А.Н.Ле-онтьев, нет никаких психологических механизмов, специфических для патологии, и как отмечал Э.В.Ильенков, работая со слепоглухими, нет специальных дефектологических проблем, - есть проблемы личности, обостренные в крайних точках ее развития.
Для исследования логоневроза, как «пограничного состояния», о котором говорил Б.С.Братусь, необходим анализ общепсихологических механизмов и комплексный подход к решению вопросов нарушения речи и личности заикающегося. Именно данный подход характерен для системы семейной групповой логопсихотерапии (Н.Л. Карпова), основанной на методе групповой логоп-сихотерапии Ю.Б.Некрасовой. Данную систему можно рассматривать, как модель процесса социореабилитации в целом, модель восстановления полноценного межличностного общения и перестройки личности из «больной», неуверенной в себе, коммуникативно ограниченной, - в здоровую, наделенную новыми чертами, позволяющими ей стать коммуникабельной, стрессоустойчивой, социально активной, что особо актуально для современного общества.
Начатые Ю.Б.Некрасовой исследования психолого-педагогических основ системы социореабилитации нашли продолжение в работах Н.Л.Карповой, посвященных изучению мотивационного аспекта социореабилитации. Отдельные аспекты системы семейной групповой логопсихотерапии изучались
Н.Н.Скуратовской (роль психических состо-
яний успеха в восстановлении нарушенного речевого общения), Н.В.Волковой (проявления психологической неустойчивости личности заикающихся при преодолении критических ситуаций), И.В.Янченко (формирование диалогического общения в процессе социореабилитации), А.Ю.Круглико-вой (психологические особенности личностного роста младших подростков в условиях семейной групповой логопсихоте-рапии). Наше исследование нацелено на изучение динамики личностных и речевых характеристик коммуникативно-речевой деятельности заикающихся в процессе логоп-сихотерапии.
Система семейной групповой логопсихо-терапии состоит из 4-х основных этапов: I -пропедевтический (диагностико-подготови-тельный), проводится с использованием специально подобранных художественных произведений «в связке» с определенными тестами и опросниками (длится не менее 36 месяцев); II - сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии, где за 1,5 часа «снимается» симптомокомплекс заикание; III -активная семейная групповая логопсихоте-рапия (1,5 месяца ежедневных 7-9-часовых занятий); IV - контрольно-поддерживающая групповая логопсихотерапия (2 недели ежедневных 7-9-часовых занятий).
В исследовании участвовали подростки и взрослые от 8 до 45 лет с нарушенным речевым общением в форме логоневроза (37 человек), их родители и родственники (75 человек).
Основным критерием личностно-речевой динамики заикающихся в ходе социореабилитации выступала степень тяжести лого-невроза, где выделяется невротическая составляющая (личностные нарушения) и функциональная (собственно нарушение речи), которые по тяжести не всегда коррелируют. Для исследования речевой и личностной динамики нами была разработана методика «Определение степени тяжести ло-гоневроза».
Динамика речевых, изменений в процессе логопсихотерапии отслеживалась по изме-
нениям коммуникативно-речевой деятельности (КРД) заикающихся: был определен уровень КРД участников до и после прохождения лечебно-обучащего курса. Уровни КРД определялись по параметрам: 1) речевая готовность (речевая установка); 2) особенности функциональной стороны КРД - степень проявления заикания на исполнительской фазе; 3) анализ результатов коммуникативно-речевой деятельности (степень удовлетворенности; самооценка, самоконтроль и саморегуляция). Методом экспертных оценок было выделено 3 уровня коммуникативно-речевой деятельности заикающихся - высокий, средний и низкий, что соответствует степеням тяжести функционального заикания - легкая, средняя и высокая.
Низкий уровень КРД (высокая степень тяжести функционального заикания): «запуск» и реализация речи заикающихся определяется актуальными (а именно - отрицательными) психическими состояниями в момент речевого общения, которые создают низкую психоречевую готовность в ситуации значимой коммуникации, формируют установку на отрицательный исход КРД, нарушают реализацию коммуникативно-речевой деятельности в целом, что определяет низкую оценку результатов и речевую саморегуляцию; речевой контроль нарушен (низкий или чрезмерно завышенный); неудовлетворенность процессом общения высокая.
Средний уровень КРД (средняя степень тяжести функционального заикания): готовность к речи средняя; речевая установка неустойчивая, зависит от ситуации, отмечаются сомнения в реализации своих речевых возможностей. Самооценка и саморегуляция КРД также неустойчивые, речевой самоконтроль средний.
Высокий уровень КРД (легкая степень тяжести функционального заикания): высокая речевая готовность, установка на успешное речевое общение, уверенность в своих речевых возможностях; функциональная сторона КРД может иметь незначительные
нарушения, которые легко преодолеваются и не влияют на успешность речевого общения; оценка КРД адекватная, контроль, саморегуляция и удовлетворенность речевым общением высокие.
Динамика личностных изменений, в процессе логопсихотерапии определялась по степени тяжести личностных проблем на основе следующих критериев: 1. Эмоциональная сфера: а) отношение к речевому общению (степень удовлетворенности речевым общением); б) уровень логофобии (наличие страхов, связанных с речевым общением). 2. Когнитивная сфера: а) осознание речевого дефекта и роли собственной личности в его возникновении и развитии; б) степень фиксации на дефекте. 3. Сфера деятельности: особенности речевого общения и социальной активности.
Методом экспертных оценок было выделено 3 степени тяжести личностных проблем - легкая, средняя и высокая.
Высокая степень тяжести личностных проблем, связанных речевой деятельностью: высокая неудовлетворенность процессом речевого общения вплоть до чувства собственной неполноценности, отмечаются опасения за качество речевой коммуникации; чрезмерная фиксация на речи; страх речевого общения навязчивый (тяжелая степень логофобии). Социальная активность низкая, вплоть до отказа от речевого общения и полной изоляции.
Средняя степень тяжести личностных проблем, связанных с речевой деятельностью: частичная (ситуативная) удовлетворенность процессом общения; отмечается стеснение, стыд за качество речи; страх речевого общения выражен, но носит избирательный характер; речевой дефект осознается и является значимым (средняя степень фиксации на дефекте); имеются трудности в установлении и поддержании социальных контактов, частично снижена социальная активность
Легкая степень тяжести личностных проблем, связанных с речевой деятельностью: удовлетворенность процессом обще-
ния; страх речевого общения незначителен, имеет характер неуверенности и носит избирательный характер, легко преодолевается и не ведет к нарушению речевого общения и снижению социальной активности.
В результате исследования по методике «Определение степени тяжести логоневро-за» до начала курса социореабилитации было выявлено, что основной контингент логопсихотерапевтических групп - это заикающиеся с низким (49%) и средним (35%) уровнем коммуникативно-речевой деятельности.
Высокая степень тяжести личностных проблем, связанных с речевым общением, выявлена у 54% заикающихся, причем у 14% младших подростков и у 80% взрослых. Средняя степень тяжести личностных проблем отмечена у 35% испытуемых, в том числе у 43% младших подростков и 20% взрослых испытуемых. Это говорит о том, что с возрастом невротическая составляющая логоневроза «утяжеляется»: чем старше человек, тем больше он включается в разнообразные социальные отношения, что усиливает его отрицательный коммуникативный опыт. Многократные неудачи и попытки лечения, социальная, личностная, профессиональная нереализованность формируют у многих заикающихся тяжелую невротическую надстройку, побуждая расценивать жизненные события через призму речевой несостоятельности.
Степень тяжести личностных проблем, связанных с речевым общением также была соотнесена с результатами дополнительной психодиагностики до начала курса. У заикающихся всех возрастных категорий выявлено: а) высокий уровень тревожности (у 94%) (по тесту Д.Тейлор); высокий (у 50%) и средний (у 35%) уровень ригидности (по тесту Н.Д.Левитова); алекситимический тип личности (у 68%) (Торонтская алекситими-ческая шкала, адаптированная в институте им. В.М. Бехтерева); средние (у 35%) показатели мотивации общения и низкие (у 38%) мотивации достижения (тесты Ю.М.Орло-ва с соавторами); средние (у 72%) и ниже
среднего (у 23%) показатели самооценки (тест С.А.Будасси); повышенная фрустриро-ванность по типу «застревание на препятствии» (у 54%), либо «фиксация на самозащите» (у 30%) (по тесту Д.Розенцвейга).
Проведенное комплексное исследование до курса социореабилитации позволило выявить: 1) взаимовлияние психических (эмоциональных) состояний и качества речевой деятельности в процессе общения; 2) анализ результатов коммуникативно-речевой деятельности осуществляется заикающимися в основном только по речевому (функциональному) компоненту (как сказать), а содержательная сторона (что сказать) ими практически не учитывается; 3) трудности в отслеживании, обозначении и описании эмоциональных состояний, а также в проведении отличия между состояниями, связанными с речевой деятельностью и состояниями, не связанными с нею; 4) искаженное представление о себе, как субъекте деятельности, общения; 5) зависимость личностной самооценки от качества функциональной стороны речевой деятельности; 6) низкое стремление самостоятельного разрешения ситуации и преобладание пассивно-выжидательных стратегий поведения.
Изучение личностно-речевых особенностей заикающихся до начала курса социореабилитации показало, что тяжесть личностной и речевой (функциональной) составляющих логоневроза не всегда коррелируют между собой. По соотношению функциональной и личностной составляющей логоневроза были выделены следующие группы: 1) заикающиеся с высокой тяжестью речевых и личностных проблем (43%); 2) заикающиеся со средней тяжестью речевых и личностных проблем (22%); 3) заикающиеся с легкой тяжестью речевых и личностных проблем (5%); 4) заикающиеся, у которых тяжесть речевых проблем превышает тяжесть личностных проблем (11%); 5) заикающиеся, у которых тяжесть личностных проблем выше тяжести речевых проблем (19 %).
1, 2 и 3 группы можно объединить по при-
знаку равнозначности соотношения речевых и личностных нарушений, 4 и 5 группы - по признаку неравнозначности соотношения речевых и личностных особенностей.
Результаты исследования после курса семейной групповой логопсихотерапии свидетельствуют о положительной речевой динамике в целом по группе испытуемых: низкий уровень КРД был выявлен у 5%; средний -у 27%, высокий - у 68% испытуемых, в том числе у 86% младших подростков и 60% взрослых. Различия в оценке степени тяжести функционального заикания в целом по группе испытуемых до и после курса социореабилитации установлены с помощью метода Уилкоксона на уровне достоверности р<0,01 (г=-5,324).
После завершения курса логопсихотера-пии высокая степень тяжести личностных проблем, связанных с речевым общением, не выявлена; средняя степень отмечается у 35% (14% младших подростков и 60% взрослых), легкая - у 65% (86% младших подростков и 40% взрослых) заикающихся. Различия в оценке степени тяжести личностного заикания до и после курса социореабилитации установлены на уровне достоверности р<0,01 (г=-5,350).
Результаты исследования после прохождения курса свидетельствуют о снижении невротической составляющей логоневроза у подавляющего большинства заикавшихся: уровень тревожности снизился до среднего (у 94%) (2=-4,624; р<0,01); уровень ригидности снизился до среднего (у 36%) и низкого (у 64%) (2=-5,082; р<0,01); выявлен не-алекситимический тип личности (у 75%) (2=-4,949; р<0,01); у всех участников групп повысилась потребность в общении (2=-5,333; р<0,01) и потребность в достижении (2=-5,297; р<0,01); также повысилась самооценка до уровня выше среднего (у 45%) и высокого (у 35%) (2=-3,660; р<0,01); у всех выпускников логопсихотерапевтических групп выявлена тенденция перехода от ми-ронаказующего-себянаказующего поведения к активным действиям, направленным на разрешение проблемной ситуации (2=-
5,161; р<0,01), что свидетельствует о формировании психологически более здорового паттерна поведения в ситуациях фрустрации.
По соотношению динамики речевых и личностных изменений были выделены следующие группы выпускников:
I. Успешные выпускники: 1.1. Заикавшиеся с положительной личностно-речевой динамикой в целом (57%). В эту группу вошли испытуемые, у которых после прохождения социореабилитационного курса выявлена легкая степень речевых и легкая степень личностных проблем (86% младших подростков и 30% взрослых).
1.2. Заикавшиеся, у которых динамика личностных изменений превосходит речевые успехи (16%). Это пациенты, у которых снимается невротическая составляющая заикания, улучшается речь, но речевые результаты не соответствуют высокой личностной динамике. Все 16% участников, вошедшие в эту группу имеют неврозоподобное заикание (что подтверждается справками от психоневрологов и логопедов). Мы относим данную группу пациентов к успешным, поскольку их сильная личностная составляющая компенсирует некоторые речевые погрешности.
II. Малоуспешные выпускники:
11.1. Заикавшиеся, у которых динамика речевых достижений превосходит личностные изменения (14%). Такие выпускники демонстрируют высокие речевые результаты в основном только в рамках группы, а за ее пределами «срываются», поскольку они не подкрепляются личностными достижениями.
II. 2. Участники с низкой динамикой как личностных, так и речевых достижений (13%). Положительная личностно-речевая динамика отмечается, но она низкая. Слабую динамику у этой группы заикающихся мы связываем: во-первых, с низкой мотивационной включенностью в логопсихотерапевтический процесс как самих пациентов, так и их родственников (слабая поддержка родственников); во-вторых, осложнением лого-невроза сопутствующими «вторыми» диаг-
нозами (детский церебральный паралич, черепно-мозговые травмы и др.).
Положительная личностно-речевая динамика в ходе семейной групповой логопси-хотерапии объясняется следующими факторами:
1) Рост самосознания личности в целом и личностный рост в частности способствуют нормализации представлений о себе, как субъекте активности в преодолении имеющихся проблем.
2) Вызывание и закрепление саногенных психических состояний (состояния успеха коммуникации, творчества и сотворчества, настроенность на саморазвитие) восстанавливает нарушенное речевое общение: формируется высокая речевая готовность и установка на положительный исход КРД, что приводит к таким личностным новообразованиям, как уверенность, общительность, активность, стрессоустойчивость.
3) Овладение речевой саморегуляцей позволяет сознательно управлять коммуникативно-речевой деятельностью в различных ситуациях и восстанавливаться после речевых срывов. Успешный речевой навык, в свою очередь, способствует росту социальной активности и нормализует речевое общение, повышает самооценку говорящего.
Таким образом, анализ полученных результатов свидетельствует о положительной динамике как в речевой, так и в личностной сфере у заикавшихся, прошедших курс социореабилитации. Установлено, что личностные и речевые изменения взаимообусловлены: положительная речевая динамика стимулирует процессы личностного преобразования, но в то же время без подкрепления личностными изменениями речевые достижения нестойки и непродолжительны. Личностные изменения закономерно обуславливают позитивную динамику речи: чем выше личностная динамика, тем выше речевые достижения (Я=0,628; р<0,01).
ЛИТЕРАТУРА:
1. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / НИИ общ. и пед. Психологии АПН СССР. -М.: Педагогика, 1986. С.9
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. - М.: 1980. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти Т. М., 1983 г. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А.Бодалева / Вступ. Статья А.А.Бодалева. М.: Изд-во «Институт практич. психологии»; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995. Бодалев А.А. Психология общения. М. - Воронеж, 1996.
3. Мясищев В.Н. Психология отношений... С. 347.
4. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти Т. М., Т. 3. 1983 г.
5. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.: Московский психолого-соци-альный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. С. 167.
6. Карпова Н.Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии: Учебное пособие.- 2-е изд., испр. и доп. - М., 2003. С. 7.
7. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М., 1956.
8. Абелева И.Ю. Психологические аспекты заикания. - Дисс. ...канд.психол.наук. М., 1976. Болдырева Т.А. Психологическое исследование и коррекционная работа в системе медико-педагогического лечения затяжных форм заикания. -Дисс. .канд.психол.наук. М., 1989. Глозман Ж.М. Личность и нарушения общения. М., 1987. Карпова Н.Л. Мотивационная включенность в деятельность: структура, механизмы, условия формирования. Дисс. .д. психол. н. - М., 1997. Некрасова Ю.Б. Психологические основы процесса социореабилитации заикающихся. Дисс. в форме научн. докл.д. психол. н. М., 1992. Шкловский В.М. Экспериментальное и клинико-психологическое исследование больных с заиканием в связи с задачами комплексного лечения. Дисс. ... канд. мед.наук. Л., 1976.
9. Карпова Н.Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии: Учебное пособие.- 2-е изд., испр. и доп. - М., 2003. С 7.
10. Волкова Н.В. Особенности проявления психологической неустойчивости личности при преодолении критических ситуаций. - Дисс. ...канд.психол.н. М., 2005. Кругликова А.Ю. Психологические особенности личностного роста младших подростков в условиях разновозрастного коллектива (на примере групп семейной логопсихотерапии). - Дисс. ... канд.психол.н., Ростов-на-Дону, 2006. Скуратовская Н.Н. Психические состояние успеха и их роль в восстановлении нарушенной коммуникации: Дисс. ... канд. психол.наук. М., 1993. Янченко И.В. Формирование диалогического общения в психотерапевтическом процессе (на примере разновозрастных групп семейной логопсихотерапии). - Дисс. . канд. психол.н., Ростов-на-Дону, 2006.