Научная статья на тему 'Проблемы атрибуции альбуминизированных отпечатков на соленой бумаге и альбуминовых фотографий на примере светописных работ И. Робийяра'

Проблемы атрибуции альбуминизированных отпечатков на соленой бумаге и альбуминовых фотографий на примере светописных работ И. Робийяра Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Робийяр / соленая печать / альбуминовый отпечаток / альбуминизированная соль / неразрушающие методы / Robillard / salt print / albumen photograph / albumenized salt / non-destructive methods

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Асеева Анна Владимировна, Поволоцкая Анастасия Валерьевна, Борисов Евгений Вадимович, Капуткина Светлана Юрьевна, Григорьева Ирина Андреевна

Данная статья посвящена изучению серии работ портретного фотографа середины XIX в. Ипполита Робийяра, находящихся в коллекции РОСФОТО, а также и в частной коллекции, на предмет определения техники фотографической печати, которая является в данном случае спорной. Работа выполнена совместно с НИЦ «Курчатовский институт». Ипполит Робийяр был активно экспериментирующим фотографом. Вопрос о применяемой технике печати, способах тонирования и вирирования, которые использовал в своей работе И. Робийяр, остается для исследователей на сегодняшний день открытым и требует глубокого и детального изучения. Согласно литературным источникам, фотограф при создании своих портретов отдавал предпочтение технике соленой печати. Процесс печати на соленой бумаге продолжался вплоть до 1860-х гг. и какое-то время пересекался с методом альбуминовой печати. В период использования оба процесса включали множество вариаций, отпечатки могли быть похожи по внешнему виду. В результате возможна неопределенность при идентификации отпечатков на соленой бумаге и альбуминовых фотографий. На сегодняшний день проведение технико-технологического исследования с применением естественно-научных методов также оставляет открытым вопрос о том, какой конкретной техникой пользовался Ипполит Робийяр в своих работах. Сложность интерпретации результатов обусловлена и тем, что по составу материалов альбуминизированная соль и альбуминовые отпечатки идентичны (бумага, серебро, альбумин). В процессе производства альбуминизированного соленого отпечатка возможна миграция частиц серебра из волокон бумаги в альбуминовое покрытие, что заметно усложняет процесс идентификации. Следовательно, неразрушающие методы на данный момент не позволяют выявить четкие критерии разделения указанных фотографических техник. Для того чтобы сделать более достоверные и точные выводы о технологических особенностях работ Ипполита Робийяра, необходимо провести обследование большего количества фотографических произведений автора. Составленная по результатам исследований база визуальных и информативных данных сможет стать дополнительным и важным источником при изучении спорных объектов из других фотографических коллекций и подтвердить или оспорить их историческую принадлежность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Асеева Анна Владимировна, Поволоцкая Анастасия Валерьевна, Борисов Евгений Вадимович, Капуткина Светлана Юрьевна, Григорьева Ирина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Attribution of Albumenized Prints on Salted Paper and Albumen Photographs through the Example of the Works by Hippolyte Robillard

The paper studies the series of works by Hippolyte Robillard, a renowned portrait photographer of the mid-19th century from a private collection and from the collection of ROSPHOTO. The examination is aimed at establishing the works’ photographic technique, which in this case is disputable. The research project has been carried out in cooperation with the Kurchatov Institute National Research Center. Hippolyte Robillard was known as an experimental photographer. The matter of photographic techniques and methods of toning applied by Robillard still remains unclear and requires a profound and thorough study. According to the literary sources, the artist preferred the salt print process for the creation of photo portraits. The salt print was a popular method up to 1860s and for some time was used alongside the albumen process. During that period those photo processes included numerous variants of usage and therefore the produced photographs could look very much alike. Thus it may prove difficult to distinguish the salt prints from the albumen photographs. Nowadays technical and technological examination by means of scientific methods also leaves the matter of exact establishment of the techniques used by Hippolyte Robillard unsettled. It is also difficult to interpret the results of examination due to the fact that the albumenized salt and albumen photographs consist of the same elements (paper, silver, albumen). In the course of the production of an albumenized salt photograph some silver particles could migrate from paper fiber to the albumen coating which significantly complicates the identification process. Therefore the non-destructive methods currently can’t allow establishing the clear criteria of the identification of the mentioned photographic techniques. In order to draw more exact and accurate conclusions on the technological characteristics of the photographs by Hippolyte Robillard, one should examine a wider range of his works. The collected data base can become an important auxiliary source for studying disputable objects from other photographic collections so that to confirm or challenge their historical origin.

Текст научной работы на тему «Проблемы атрибуции альбуминизированных отпечатков на соленой бумаге и альбуминовых фотографий на примере светописных работ И. Робийяра»

УДК 77.026.34

А. В. Асеева, А. В. Поволоцкая, Е. В. Борисов, С. Ю. Капуткина, И. А. Григорьева, А. В. Мандрыкина, Е. Ю. Терещенко, Е. Б. Яцишина

Проблемы атрибуции альбуминизированных отпечатков на соленой бумаге и альбуминовых фотографий на примере светописных работ И. Робийяра

При изучении фотографических объектов нередко возникает вопрос об определении техники печати. Детальная информация о технологических особенностях печати позволяет более точно определить период создания и возможное авторство работы с исторической точки зрения, тем самым выявить историко-культурную ценность предметов и исключить возможность приобретения подделки при формировании коллекций. Знания технико-технологических особенностей процесса печати фотографии помогают специалистам оценить состояние сохранности изображения, определить и спланировать последовательность реставрационных действий, а также, что не менее важно, создать надлежащие условия хранения предметов.

Данная статья посвящена изучению серии работ портретного фотографа середины XIX в. Ипполита Робийяра, находящихся в коллекции РОСФОТО (ил. 1), а также и в частной коллекции, на предмет определения техники фотографической печати, которая является в данном случае спорной. Работа выполнена совместно с НИЦ «Курчатовский институт».

Личность и творчество художника Ипполита Робийяра до сих пор вызывают интерес исследователей и историков искусства, но имеющиеся сведения довольно отрывочны. Фактически они ограничиваются информацией о его работах, хранящихся в музейных собраниях. Усложняет атрибуцию и тот факт, что фотохудожники XIX в. не всегда сопровождали свои работы авторской подписью, и И. Робийяр не является исключением.

Ипполит Шарль Габриэль Робийяр (1804/18061888) — французский литограф, художник-пастелист и фотограф. Первую половину своей жизни он провел во Франции, образование получил в Академии изящных искусств в Париже. Вторую половину жизни находился в России, начиная с весны 1844 г., будучи приглашенным императором Николаем I для участия в масштабном художественном проекте — издании «Императорской эрмитажной галереи» [1]. Литографированные им в течение 1842-1846 гг. Эрмитажные картины вошли в издание «Император Александр I и его сподвижники в 1812, 1813, 1814 и 1815 гг. Военная галерея Зимнего дворца, издаваемая с высочайшего соизволения и посвященная Его Императорскому Величеству государю императору» [2].

Не существует достоверной информации о том, в какой период жизни Ипполит Робийяр увлекся фотографией и кто был его наставником. Став профессиональным фотографом, он в полной мере раскрыл свой подлинный талант портретиста, и его произведения обрели индивидуальную манеру. В июле 1861 г. Ипполит Робийяр открывает фотографический павильон на одной из самых респектабельных улиц Петербурга — Большой Морской, на чердаке надворного флигеля дома наследников Крамера (д. 52) [3]. Его ателье посещали представители художественной элиты

Петербурга и цвет столичной аристократии. Деятельность ателье Робийяра пришлась на первую половину 1860-х гг., когда самым популярной в фотографическом мире стала фотографическая карточка формата carte de visite.

Ипполит Робийяр большое внимание уделял цветовому диапазону будущего снимка, проработке полутонов. Он, будучи профессиональным художником, прекрасно владел навыками выставления света, что позволяло рассчитать искомый диапазон оттенков с учетом особенности цветопередачи и добиваться разнообразия тонального рисунка работ.

Вершиной творчества мастера в качестве фотографа стало создание портретной галереи Романовых, над которой художник трудился начиная с 1862 г. и до прекращения своей деятельности в 1865 г.

21 октября 1865 г. в газете «Петербургский листок» было опубликовано следующее сообщение: «Одна из первых и лучших фотографий на днях закрылась, но не по недостатку заказов и посетителей, к которым принадлежало лучшее общество. Члену Императорской Академии художеств г. Робийяру, как известному живописцу, вероятно, наскучило конкурировать с прочими, и он прекратил фотографические занятия, к большому сожалению публики и своих сотрудников. Это сожаление заявляем и мы» [4].

Ипполит Робийяр был активно экспериментирующим фотографом, еще в феврале 1861 г., до открытия своего ателье, он обратился с прошением в Департамент мануфактур и внутренней торговли для выдачи разрешения на использование масляных красок для создания «фотографических рисунков». Однако вопрос о применяемой технике печати, способах тонирования и вирирования, которые использовал в своей работе И. Робийяр, остается для исследователей на сегодняшний день открытым и требует глубокого и детального изучения [2; 5].

Творчество И. Робийяра пришлось на период становления фотодела, отличавшийся интенсивным и углубленным поиском наиболее эффективных методов создания фотоотпечатков с самыми различными вариациями целого ряда техник и методов фиксации изображений [2; 4; 5]. Согласно литературным источникам, фотограф при создании своих портретов отдавал предпочтение технике соленой печати [2].

Основой для фотографии служила бумага, пропитанная светочувствительным раствором хлористого натрия (NaCl) и покрытая нитратом серебра (AgNO3). Изображение буквально «погружалось в ее волокна», принимая текстуру и фактуру волокон бумаги, поэтому фотография не отличалась резкостью, а в некоторых случаях изображение было довольно размытым. К похожему визуальному эффекту приводил и результат использования бумажных негативов, которые передавали изображению дополнительную фактуру своей основы при печати.

Для большей прозрачности и четкости бумажные негативы пропитывались маслом, покрывались воском, иногда лаком. Позитивные отпечатки после процессов первичной обработки в некоторых случаях обрабатывались таким же образом.

Помимо нечеткости изображения, значительным недостатком отпечатков на соленой бумаге являлась тенденция к угасанию изображения. С этим боролись с помощью вирирования и ручного раскрашивания, зачастую придавая фотографическому отпечатку вид живописного портрета. Чаще всего для тонирования использовали хлорид золота и соли платины, повышавшие стойкость отпечатков и усиливающие их контраст [2].

Время работы Ипполита Робийяра ограничено концом 60-х годов XIX в., и автор мог использовать как соленую, так и альбуминовую печать, доминирующие в данный период на фотографическом рынке (ил. 2). Если соленая печать — представитель класса однослойных фотографий, то альбуминовая печать — это уже двухслойные отпечатки. Разница заключается в том, что в первом случае светочувствительное вещество наносится непосредственно на бумагу, проникая в ее волокна, оставляя поверхность исключительно матовой (если не учитывать дополнительные поверхностные покрытия и степень глянцевости самой бумаги). В случае с альбуминовыми фотографиями изображение формируется в дополнительном эмульсионном слое, нанесенном на поверхность бумаги. Поскольку альбуминовая эмульсия в зависимости от способа ее изготовления имеет разную степень глянцевости, то изображение будет преимущественно глянцевым. Именно этот вид печати чаще всего использовался фотографами при создании портретов формата carte de visite.

Безусловным преимуществом альбуминовых бумаг перед солеными следует считать возможность их долговременного хранения после нанесения светочувствительного эмульсионного слоя, благодаря чему фотографы не тратили дополнительное время на подготовку бумаги к печати непосредственно перед экспонированием, что ускоряло процесс производства снимков. Соленую же бумагу приходилось сенсибилизировать вручную непосредственно перед сьемкой.

По ряду причин, как правило, вновь появившаяся технология фотопечати частично имитирует предыдущую, в том числе для знакомства и дальнейшего принятия ее публикой. В то же самое время более раннюю технику фотопечати стараются модернизировать, переняв некоторые аспекты у нового метода, с целью оставить ее коммерчески выгодной еще какое-то время. В частности, процесс соленой печати к середине 1850-х гг. был почти полностью заменен альбуминовой фотопечатью, хотя некоторые фотографы все еще использовали его для проверки своих негативов. Но этот период замены оказался довольно коротким — за одно десятилетие альбуминовая печать полностью вытеснила соленую печать.

В случае взаимной имитации техник и отсутствия существенной разницы в используемых материалах определение техники печати существенно затруднено, как по визуальным признакам, так и по результатам технико-технологического исследования. Данное утверждение легко прослеживается на примере отпечатков на соленой бумаге и альбуминовых фотографий, явившихся новым звеном в эволюции фотографии в середине XIX в. В ходе визуального осмотра на некоторых фотографиях были зафиксированы признаки, характерные для метода альбуминовой печати, а именно: глянцевость фотографии; наличие волокон бумаги, просматривающихся под слоем альбумина; серебро в составе отпечатка; кракелюр эмульсионного слоя; теплая цветовая гамма изображения; пожелтение на светлых участках отпечатков.

Известны случаи, когда фотографы, работавшие исключительно в технике соленой печати, для имитации альбуминовой печати придавали изображению большую глянцевость путем нанесения поверх изображения слоя альбумина. С другой стороны, эмульсию альбуминовых фотографий обрабатывали таким образом, что она становилась матовой. В таких случаях, не беря во внимание наличие каких-либо визуальных «промахов» (неравномерно нанесенного альбумина, плохо обрезанных краев и т. д.), определить технику печати практически невозможно.

Среди работ И. Робийяра встречаются отпечатки, внешне напоминающие технику альбуминовой печати, что противоречит устоявшемуся мнению о том, что художник использовал технику соленой печати. К тому же возникает вопрос: почему Ипполит Робийяр, являющийся, по мнению исследователей, коммерческим, хотя и художественным (не потоковым), автором, склонялся к использованию более неудобной в приготовлении соленой бумаги, а не альбуминовой, подготовленной фабричным способом [2].

Определение техники, в которой выполнены работы И. Робийара, затрудняется также тем, что, согласно литературным источникам, в феврале 1861 г., еще до открытия своего ателье, Ипполит Робийяр получает патент на способ покрытия «фотографических рисунков масляными красками», который он назвал «фотохромией» [6]. В процессе продолжительных опытов он смог добиться того, что «фотографическая картина сохраняла свежесть масляных красок». В качестве связующего для растирания пигментов Ипполит Робийяр использовал смесь альбумина из яичного белка и адрагантовой камеди. В целом фотохромия представляла собой сложный, многостадийный и трудоемкий процесс, не получивший широкого распространения.

Рассматриваемые в настоящей статье фотографические техники печати близки между собой по технологическим особенностям, что значительно усложняет исследовательскую задачу и поиск ответа на вопрос, в какой технике выполнен каждый из изучаемых предметов.

Данная работа направлена на проведение комплекса исследований отпечатков И. Робийяра естественно-научными методами с целью получить ответ на вопрос:

Ил. 1. Общий вид исследуемых фотографий И. Робийяра

I. Портрет баронессы Я. А. Фредерикс. КП 393/053. РОСФОТО а — лицевая сторона, б — оборотная сторона;

II. Портрет мадам Альбединской. КП 393/149. РОСФОТО а — лицевая сторона, б — оборотная сторона;

III. Портрет неизвестной. Перв. пол. 1860-х. Визитный формат. © Коллекция А. А. Классена, Санкт-Петербург а — лицевая сторона, б — оборотная сторона;

IV. Портрет графа Михаила Максимовича Стенбока. 1863. Автограф. Визитный формат. © Коллекция А. А. Классена, Санкт-Петербург а — лицевая сторона, б — оборотная сторона

V. Женский портрет (лицевая сторона). КП 956. РОСФОТО

Эмульсионный слой

Бумага

Ил. 2. Схематическое изображение: а — однослойной фотографии (соленой), б — двухслойной фотографии (альбуминовой)

б

т¥%т

■■У

шш

Ил. 3. Микрофотографии с различных областей отпечатков: а, б — КП 393/053; в, г — КП 393/149; д, е — КП 956

являются ли представленные портреты альбуминизиро-ванными солеными отпечатками или относятся к способу классической альбуминовой печати, чаще всего используемой фотографами при создании портретов формата carte-de-visite.

Методы исследования

Оптическая микроскопия. Изучение морфологических характеристик фотографий и стратиграфических особенностей проводилось с использованием оптической микроскопии — микроскопа MZ16 с камерой DFC420 и программным обеспечением LASV4.9 (Leica).

Рентгенофлуоресцентный анализ (РФА). Элементный состав определялся на портативном рент-генофлуоресцентном спектрометре TurboSi (Bruker). Параметры съемки — 40 кВ, 20 мкА, 600 с.

Инфракрасная микроскопия. Инфракрасные (ИК) спектры были получены на ИК-микроскопе Lumos-II (Bruker) с использованием приставки нарушенного полного внутреннего отражения (НПВО), детектор TE-MCT (Thermoelectrically Cooled Photoconductive HgCdTe), диапазон измерения от 4000 до 650 см1, выбранное разрешение — 4 см1, усреднение спектров проводилось по 256 сканированиям, степень прижима кристалла НПВО к образцу — средняя.

Растровая электронная микроскопия (РЭМ) и энергодисперсионный рентгеновский микроанализ (МРС или ЭДС). Исследование морфологии поперечных срезов объектов проводилось с применением растрового электронно-ионного микроскопа Versa 3D (Thermo Fisher Scientific) в условиях низкого вакуума (200 Па) с использованием кольцевого детектора обратно рассеянных

б

a

г

е

Ил. 4. Спектры рентгеновской флюоресценции: отпечаток № 1 (КП 393/053) — спектр зеленого цвета, отпечаток № 2 (КП 393/149) — спектр красного цвета

I

Ил. 5. Спектр рентгеновской флюоресценции: отпечаток № 5 (КП 956), вирирование золотом

электронов (CBS). РЭМ-изображения были получены в обратно рассеянных электронах, демонстрирующих композиционный контраст. Исследование основного элементного состава выполнялось с помощью растрового электронно-ионного микроскопа Helios Nanolab 6ooi (Thermo Fisher Scientific), оборудованного системой ЭРМ (EDAX), при ускоряющем напряжении 20 кВ в режиме высокого вакуума (lo-4 Па). Обработка спектров ЭРМ осуществлялась с помощью программного обеспечения TEAM (EDAX). Суммарное содержание обнаруженных элементов приводится к loo %, вследствие чего полученные результаты рассматриваются как полуколичественные. Чувствительность метода составляет 0,1-0,5 масс.%. Во

избежание накопления на поверхности непроводящих объектов статического электрического заряда в качестве проводящего слоя было нанесено золотое покрытие.

Описание фотографий

— отпечаток № 1 «Портрет баронессы Я. А. Фредерикс» (КП 393/053) — формат carte-de-visite, глянцевый, серо-коричневая цветовая гамма (ил. 1.1а, за-б). Изображение характеризуется высокой контрастностью (ил. 1.1а, за), следы угасания отсутствуют (ил. 1.1а). В эмульсионном слое отпечатка присутствуют частицы пигмента темно-синего и черного цвета (ил. зг). В поле зрения оптического микроскопа не просматривается баритовый слой, отчетливо

Ил. 6. ИК-спектры отпечатка № 1 КП 393/053: 1 — верхнего слоя, 2 — нижнего слоя на участке с утратой (2)

Ил. 7. ИК-спектр эмульсионного слоя отпечатка № 2 (КП 393/149)

-•я» «оо 35» жоо гмо гооо *ио юоо

«аиичлчЬог «ч-1

Ил. 8. ИК-спектр эмульсионного слоя отпечатка № 5 (КП 956)

видны волокна бумаги (ил. 36). Для эмульсионного слоя характерно растрескивание, вероятно присутствие поверхностного покрытия (лака).

— отпечаток № 2 «Портрет мадмуазель Альбединской» (КП 393/149), формат carte-de-visite, матовый, бледно-желтая цветовая гамма (ил. 1.11а, зв). Для отпечатка характерно наличие областей угасания изображения (см. ил. 1. На). В эмульсионном слое отпечатка присутствуют частицы пигмента темно-синего и черного цвета (ил. зг). Фотография относится к однослойному типу печати, в поле зрения оптического микроскопа не просматривается баритовый слой и отчетливо видны волокна бумаги. На отдельных участках присутствуют пятна желтого цвета, небольшие потертости и утраты эмульсионного слоя (см. ил. зг).

— отпечаток № 3 «Портрет неизвестной», формат carte-de-visite. Размеры 8,8 х 5,4 см; бланк — 10 х 6,1 см (см. ил. 1.Ша). Поверхность полуглянцевая, оттенок фиолетово-коричневый. На фотографии наблюдаются пятна неизвестного происхождения, фоксинги. Волокна бумаги просматриваются, что является характерным признаком как отпечатков на соленой бумаге, так и альбуминовых фотографий. Изображение четкое, без признаков угасания, что говорит о возможном применении виража.

— отпечаток № 4 «Портрет графа Михаила Максимовича Стенбока», формат carte-de-visite. Размеры 8,7 х 5,3 см; бланк — 10 х 6,2 см. На оборотной стороне надпись: «Адъютантъ генерал-губернатора Восточной Сибири, граф Михаилъ Максимовичъ Стенбокъ; С. Петербургъ 1863 г.» (см. ил 1.IV6). Поверхность отпечатка полуглянцевая, оттенок фиолетово-коричневый, изображение четкое, на светлых участках имеет признаки угасания (неравномерное пожелтение). Волокна бумаги просматриваются, наблюдается растрескивание поверхностного слоя.

— отпечаток № 5 «Женский портрет» (КП 956) — боль-шеформатный, размер паспарту 52 х 43 см, размер отпечатка 45 х 35 см; матовый, темно-серая цветовая гамма (см. ил. 1.V). Степень сохранности — удовлетворительная, для отпечатка характерно наличие многочисленных разводов темно-коричневого цвета, имеются обширные царапины и разрывы. В эмульсионном слое отпечатка присутствуют частицы пигмента черного цвета. Фотография относится к однослойному типу печати, в поле зрения оптического микроскопа не просматривается баритовый слой и отчетливо видны волокна бумаги. Отдельные участки фотографии (лицо, глаза, губы, сережка, заколка для волос, детали платья) тонированы.

Исследование отпечатков

Оптическая микроскопия. Важные характеристики, необходимые для определения типа печати, могут быть получены с помощью методов оптической микроскопии.

При визуальном осмотре было установлено, что исследуемые фотографии отличаются по степени глянца (блеска) эмульсионного слоя и контрастности изображения. На обороте паспарту фотографий (КП 393/053, КП 393/149) имеются оттиски с надписью: «Robillard...» (см. ил. 1.I6, II6).

Рентгенофлуоресцентный анализ. Рентгенофлуо-ресцентный анализ (далее — РФА) является необходимым аналитическим инструментом для определения элементного состава фотографии (наличие таких определяющих для фотографии элементов, как Ba, Ag, Au, S, Pt и т. д.). Исследование методом РФА проводилось с различных участков фотографий.

Изучение спектров РФА (см. ил. 3, 4), подтвердило отсутствие в составе отпечатка бария (Ba). В спектрах рентгеновской флуоресценции присутствуют серебро (Ag), сера

кальций (Са), свинец (РЬ), железо (Бе). Следует отметить наличие небольшого количества золота в спектре РФА отпечатка № 1 (КП 393/053) и № 5 (КП 956), что подтверждает выводы о вирировании фотографий.

Инфракрасная микроскопия (ИК). Метод ИК-спектроскопии эффективен для подтверждения техники печати и определения органических покрытий и лаков, которые используются для дополнительной обработки поверхности фотографии.

Метод НПВО-ИК является наиболее важным аналитическим инструментом, используемым для определения типа фотографии. Он позволяет определять тип отпечатка на основании полученных ИК-спектров, изучать состав поверхностных покрытий (лаков), определять основные компоненты, входящие в их состав [7].

Наличие в ИК-спектрах отпечатка № 1 (КП 393/053) полос поглощения в области 2959, 2932, 2875, 1636, 1529, 1449 см-1 (ил. 5) характерно для альбумина. На основании полученных данных можно сделать вывод, что на поверхности соленого отпечатка есть альбуминовое покрытие. Наиболее вероятно, что отпечаток № 1 (КП 393/053) является двухслойным, т. к. в поле зрения микроскопа видно, что в месте утраты поверхностного покрытия (альбумина) просматриваются волокна бумаги с нижним (соленым) слоем.

Наличие в ИК-спектрах отпечатка № 2 (КП 393/149) и № 5 (КП 956) полос поглощения, типичных для полисахаридов (целлюлозы) — широкого составного пика 2904, 1155, 1110, 1053 см-1, отсутствие полос поглощения, характерных для альбумина, позволяет отнести исследуемый отпечаток к отпечаткам на соленой бумаге (ил. 6, 7). Окантовка синего цвета на паспарту выполнена с использованием берлинской лазури.

Красочный слой белого цвета в отпечатке № 5 (КП 956) содержит свинцовые белила, содержание связующего — низкое. Связующее относится к веществам липидной природы, наиболее вероятно — маслу (ил. 8).

Защитный и эмульсионный слой портрета («Женский портрет», КП 956) чувствительны к воздействию воды, так же как водорастворимые красочные слои, нанесенные поверх изображения.

Растровая электронная микроскопия (РЭМ) и энергодисперсионный рентгеновский микроанализ (ЭРМ).

Проведено РЭМ/ЭРМ исследование (ил. 9) морфологии и состава микропробы образца № КП 393/053 см. ил. 1. 1а), в ходе которого была обнаружена вариация состава на поперечном срезе: повышение содержание Са (до 4 %), Ag (до 2,9 %) и Аи (до 0,9 %) в массиве образца по сравнению с поверхностным слоем, а также повышение содержания N (до 17,6 %) и № (до 0,9 %) на поверхности и в приповерхностном слое. Кроме того, были найдены включения с повышенным содержанием Са, Zn (массив образца), Бе и Ca+S, Zn (поверхность и приповерхностный слой).

На изображениях поперечного среза в обратно рассеянных электронах отчетливо видно, что на поверхности эмульсионного слоя присутствует дополнительный органический (приповерхностный) слой, отличающийся по толщине, морфологическим особенностям и содержанию обнаруженных элементов, в том числе серебра и золота. С учетом вышесказанного атрибуция техники печати по данным СЭМ/РЭМ также неоднозначна и не позволяет сделать выводы относительно того, является ли образец альбуминовым отпечатком, или на него нанесено альбуминовое покрытие. Таким образом, согласно данным ИК-спектроскопии на поверхности отпечатка присутствует альбуминовое покрытие, и из результатов

элементного анализа (РФА и РЭМ/ЭРМ) следует, что в составе поверхностных слоев присутствует серебро и золото. Серебро использовалось в качестве светочувствительного агента, формирующего изображение; золото — в качестве виража. На данный момент совокупность полученных результатов не позволяет сделать однозначных выводов относительно техники печати и предполагает проведение дополнительных исследований.

Заключение

Процесс печати на соленой бумаге продолжался вплоть до 1860-х гг. и какое-то время пересекался с методом альбуминовой печати. В период использования оба процесса включали множество вариаций, отпечатки могли быть похожи по внешнему виду. Например, альбумин и другие связующие вещества иногда добавлялись в отпечатки из соленой бумаги для придания фотографии глянцевости. Такие отпечатки имеют более гладкий, блестящий и четкий вид и похожи на альбуминовые. Аналогично поверхность альбуминовых фотографий обрабатывалась с целью придания ей матовости. Таким образом, внешний вид альбуминизированных отпечатков на соленой бумаге практически неотличим от альбуминовых фотографий. В результате возможна неопределенность при идентификации отпечатков на соленой бумаге и альбуминовых фотографий. На сегодняшний день проведение технико-технологического исследования с применением естественно-научных методов также оставляет открытым вопрос о том, какой конкретной техникой пользовался Ипполит Робийяр в своих работах. Сложность интерпретации результатов обусловлена и тем, что по составу материалов аль-буминизированная соль и альбуминовые отпечатки идентичны (бумага, серебро, альбумин). В процессе производства альбуминизированного соленого отпечатка возможна миграция частиц серебра из волокон бумаги в альбуминовое покрытие, что заметно усложняет процесс идентификации. Следовательно, неразрушающие методы на данный момент не позволяют выявить четкие критерии разделения указанных фотографических

техник. Единственным маркером является наличие характерных включений черного цвета по всей поверхности соленых отпечатков, что может стать ключевой зацепкой в спорных ситуациях.

Совокупность полученных данных позволяет сделать следующие выводы:

— «Портрет баронессы Я. А. Фредерикс» (КП 393/053) и «Женский портрет» (КП 956) вирированы золотом;

— поскольку в составе красочных слоев «Женского портрета» (КП 956) обнаружены пигменты и масло, можно говорить о применении фотохромии, что характерно для И. Робийяра. Для того чтобы сделать более достоверные и точные выводы о технологических особенностях работ Ипполита Робийяра, необходимо провести обследование большего количества фотографических произведений автора. Составленная по результатам исследований база визуальных и информативных данных сможет стать дополнительным и важным источником при изучении спорных объектов из других фотографических коллекций и подтвердить или оспорить их историческую принадлежность.

Литература

1. Адарюков В. Я. Очерки по истории литографии в России. СПб.: Планета музыки, 2023. 136 с.

2. Аветян Н. Ю. Ипполит Робийяр: произведения и творческий метод // Культурная жизнь Юга России. 2022. № 3 (86). С. 46-54.

3. ЦГИА СПб. Ф. 921. Оп. 17. Д. 696. Л. 4.

4. Робийяр Ипполит // Стереоскоп: [сайт]. URL: https://stereoscop.ru/photograph/robillar-ippolit/ (дата обращения: 27.10.2023).

5. Пантеон Ипполита Робийяра: Портретная фотография в России 1860-х годов: каталог выставки / М. Б. Пиотровский, Г. В. Вилинбахов, С. Б. Адаксина и др. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2022. 172 с.

6. РГИА. Ф. 789. Оп. 3. Д. 48. Л. 3-4.

7. Stulik, D, Kaplan, А. The Atlas of Analytical Signatures of Photographic Processes. Los Angeles, CA: Getty Conservation Institute, 2013. URL: http://hdl.handle.net/10020/gci_pubs/ atlas_analytical (accessed: 27.10.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.