• участия в финансировании за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов инновационных программ и проектов, а также создания объектов инновационной инфраструктуры, в том числе для развития малого и среднего инновационного предпринимательства;
• организации закупок для государственных нужд наукоемкой продукции и передовой техники с целью обеспечения гарантированного их распространения;
• создания в установленном законодательством Российской Федерации и законодательствами субъектов Российской Федерации порядке льготных условий осуществления инновационной деятельности и стимулирования российских и зарубежных инвесторов, вкладывающих средства в реализацию инновационных программ и проектов;
• законодательного регулирования прав на результаты интеллектуальной деятельности в рамках Гражданского кодекса РФ.
Основные положения кодекса в необходимой степени обеспечивают решение следующих задач:
— введение в законодательство об интеллектуальной собственности норм, регулирующих обращение (отчуждение, предо-
ставление в пользование, залог) объектов интеллектуальной собственности;
— расширение и усиление защиты авторов и других обладателей исключительных прав (на содержание баз данных информационных систем, на доменные имена и некоторые другие);
— усиление гражданско-правовой ответственности за нарушения прав, в том числе путем введения новых видов такой ответственности;
— отражение в российском законодательстве положений, вытекающих из международных обязательств Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности.
Таким образом, место и роль инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы научно-технической политики, связан с товарно-денежными отношениями, опосредующими все стадии его реализации. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики как средство лучшего решения производственных и коммерческих задач, как на уровне национальной, так и региональной экономики.
Литература
1. Гневко В.А. Инновационное развитие — региональный аспект // Экономика и управление. — 2009. — №10.
2. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для ВУЗов. 6-е изд. — СПб.: Питер, 2008.
3. Индикаторы науки: 2007. Статистический сборник. — М.: 2007.
4. Российский статистический ежегодник. Официальное издание. — М., 2008.
5. Регионы России. Справочник. — СПб., 2008.
6. Гончаренко Л.П., Арутюнов Ю.А. Инновационная политика: Учебник. — М.: КНОРУС, 2009.
ПРОБЛЕМЫ АНТИКРИЗИСНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ В РЕГИОНАХ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
В.А. Гафарова,
аспирант Межрегионального открытого социального института (г. Йошкар-Ола)
В статье рассматриваются региональные объекты хозяйствования и управления, а также социально-экономические процессы, происходящие в Республике Татарстан, проблемы антикризисного управления в современных российских условиях. Показаны факторы, обеспечивающие конкурентоспособность региона, а также повышающие сложность и риск управления.
Ключевые слова: регион, стратегическое управление, конкурентоспособность, антикризисное регулирование, финансовый кризис.
УДК 332.1 (470.41); ББК 65.04 (2 Рос.Тат)
Повышение роли регионов является очевидным в экономической и политической жизни страны, при этом прогноз их развития становится актуальным в процессе перехода к этапу стабилизации. Стратегическое управление развитием региона объективно вытекает из необходимости обеспечения социальной функции и миссии региона в нестабильной среде. Особенности стратегического управления регионом определяются его сущностными чертами, назначением, миссией в составе государства, определяемыми необходимостью выполнения социальной функции в широком смысле этого слова как организации социума, жизни сообщества людей на определенной части государства, территории [4].
Определение стратегии развития представляет собой необходимое условие для достижения взаимопонимания и социального согласия между разными слоями населения, которое проживает на территории конкретного региона и консолидируется во имя достижения единой цели. Созданная при участии всех конструктивных сил, представляющих различные партии, объединения и группы, стратегия развития стабилизирует политическую обстановку, является основой экономического созидания, определяя направления трансформации развития региональной социально-экономической системы в целях повышения качества жизни населения и обеспечения для субъектов хозяйствования благоприятных условий функционирования и
35 1
развития. Указанные обстоятельства предопределяют непреходящую теоретическую и практическую значимость проблемы формирования стратегии регионального развития.
Стратегическое управление представляет собой деятельность по разработке и реализации миссии, важнейших целей организации и способов их достижения, обеспечивающих ее развитие в неопределенной, нестабильной внешней среде путем изменения и самой организации, и ее внешней среды [5].
Стратегия экономического развития региона — это система долговременных, наиболее важных целевых установок и мер в отношении уровня и качества жизни населения, производства и других отраслей народного хозяйства, формирующих валовой региональный продукт (ВРП) и его структуру, доходы и расходы, бюджет, налоги, инвестиции, цены и другие элементы, обеспечивающие достижение поставленных целей.
Субъектно-функциональный подход к управлению регионом позволяет дифференцировать его функции и синтезировать следующее понятие: регион — это государственнотерриториальное образование, имеющее административные границы и органы управления, в котором обеспечиваются: качество и уровень жизни людей; условия ведения и развития предпринимательства; использование, воспроизводство и обновление территориального потенциала (экономического, социального, природно-ресурсного, научно-технического, инновационного, культурного и др.) в интересах живущего и будущего поколений в рамках единого национального пространства [2].
Система антикризисного регулирования развития территории необходима для достижения следующих основных целей:
— формирование благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата и механизмов, позволяющих привлекать дополнительные инвестиции на развитие территории;
— создание систем налогообложения, бюджетного инвестирования и бюджетного финансирования, обеспечивающих развитие реального сектора экономики;
— обеспечение баланса интересов органов власти, хозяйствующих субъектов и населения на территории муниципального образования, включая четкое разграничение собственности, полномочий, прав и ответственности на всех уровнях управления;
— разработка системы мер, направленных на улучшение качества жизни населения всех социальных слоев и категорий, создание благоприятных условий для образования новых рабочих мест.
Для облегчения процесса адаптации региональной экономики к рыночным условиям и выхода территории из кризиса используются специальные инструменты. Они направлены на смягчение давления рынка на предприятия, формирование налоговой базы (промышленная и инвестиционная политика), защиту населения кризисной территории (социальная политика), а также на создание эффективной системы управления государственным долгом и реформирование межбюджетных отношений (бюджетная и долговая политика).
Инструменты региональной инвестиционной и промышленной политики в целом совпадают, они направлены на привлечение дополнительных инвестиций на развитие территории, увеличение налогового потенциала, сохранение рабочих мест, т.е. на создание предпосылок для устойчивого роста, как самой территории, так и расположенных на этой территории предприятий. К числу таких инструментов можно отнести:
— льготное налогообложение, изменение сроков уплаты налогов в виде налогового кредита и инвестиционного налогового кредита;
— бюджетные кредиты, льготные займы, инвестиционные кредиты, поручительства и гарантии администрации по коммерческим кредитам;
— субсидии на погашение процентов по кредитам коммерческих банков, предоставляемые для реализации инвестиционных проектов;
— реструктуризацию задолженности по налоговым платежам, платежам за коммунальные услуги, по арендной плате за нежилые помещения; и др.
Все эти инструменты используются региональными администрациями при реализации антикризисных программ, причем выбор и сочетание тех или иных инструментов зависит от стадии антикризисного управления (предкризисная, кризис или банкротство).
Деятельность государственных органов по антикризисному регулированию сводится к разработке антикризисной политики, которая, в свою очередь, реализуется через антикризисные программы и проекты в сфере поддержки предпринимательства, привлечения инвесторов, социальной защиты, оптимизации бюджета и управления муниципальным долгом. Кризис территории затрагивает практически все сферы жизнедеятельности регионов и муниципальных образований. Поэтому антикризисное регулирование осуществляется путем разработки законодательных и иных нормативных правовых актов в рамках региональной инвестиционной, промышленной, налоговой, бюджетно-финансовой, социальной, экологической и др. направлений политики.
В условиях распространения негативного влияния мирового финансового кризиса решением задач стабилизации социально-экономического развития страны и ее субъектов, снятию напряженности на рынках труда, сохранению государственных социальных гарантий сегодня занимаются федеральные, региональные и муниципальные органы власти [3].
В Татарстане план антикризисных мероприятий разработан в ноябре 2008 г. Создана комиссия по обеспечению развития экономики Республики Татарстан в условиях кризиса, ее возглавил М.Ш. Шаймиев. С целью выработки оперативных решений, направленных на улучшение ситуации в социально-экономической сфере в Кабинете Министров Республики Татарстан создан и действует Экономический совет. В каждом министерстве созданы рабочие группы по рассмотрению планов деятельности подведомственных предприятий. Заседания этих органов проходят в оперативном режиме.
Основные проблемы 2009 г., вызванные глобальным международным кризисом, которые необходимо решить — обеспечить устойчивость развития экономики Татарстана и одновременно начать формирование новых моделей экономического роста, нацеленных на укрепление рыночных позиций за счет освоения новых ниш.
Глобальный экономический кризис особенно остро затронул те регионы страны, продукция которых ориентирована на экспорт. Татарстан в их числе.
До наступления глобального финансово-экономического кризиса, в условиях благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, внешняя торговля Республики Татарстан развивалась динамично — среднегодовые темпы роста внешнеторгового оборота в 2005-2008 гг. составляли около 35% в год, что превышало уровень среднероссийских темпов (около 26%).
Однако мировой кризис внес свои коррективы в динамику развития практически всех стран мира. Он оказал достаточно сильное влияние на социально-экономическое развитие как России в целом, так и российских регионов. Не стала исключением и Республика Татарстан.
В 2009 г. объем валового регионального продукта Республики Татарстан составил 877 млрд руб. (94% к прошлому году). В декабре 2009 г. индекс потребительских цен в республике по сравнению с декабрем 2008 г. составил порядка 108,0%. и был одним из самых низких среди регионов Приволжского федерального округа. Объем отгруженных товаров собственного производства, а также выполненных работ и услуг в 2009 г. составил 850 млрд руб. Индекс промышленного производства составил 90% к уровню 2008 г. (по РФ — 88,5%). По объему промышленного производства Республика Татарстан занимает 5 место в Российской Федерации.
В 2009 г. на развитие экономики и социальной сферы в Республике Татарстан использовано инвестиций в основной капитал в сумме 240 млрдруб., что составляет 92,0% в сопоставимых ценах к соответствующему периоду 2008 г. (в РФ — 82,4%).
Объем продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей составил более 118 млрд руб., или 99,3% в сопоставимых ценах к уровню 2008 г. Доля Татарстана в российском объеме производства продукции сельского хозяйства составляет более 5%.
Оборот розничной торговли составил 97,8% в сопоставимых ценах к предыдущему году, и составил 405,0 млрд руб.
В Республике Татарстан в 2009 г. по сравнению с 2008 г. среднедушевые денежные доходы населения возросли на 7,4% и составили 15200 рублей. Реально располагаемые денежные доходы (за вычетом обязательных платежей и сборов) в 2009 г. составили 97,9%. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в 2009 г. составила 14 934 руб.
В 2009 г. на фоне негативного воздействия внешних факторов — замедления развития мировой экономики и ухудшения мировой товарной конъюнктуры — произошло снижение основных показателей внешней торговли республики. Внешнеторговый оборот Татарстана в 2009 г. составил около 12,9 млрд долл. США (в т.ч. 11,3 млрд долл. — экспорт; 1,6 млрд долл. — импорт), что на 40% ниже уровня 2008 г. — 21,4 млрд долл. (в т.ч. 18,5 млрд долл. — экспорт; 2,9 млрд долл. — импорт).
В 2009 г. кризис вызвал существенное снижение мирового спроса и падение цен на продукцию, традиционно поставляемую республикой на внешние рынки: нефть, нефтепродукты, каучук синтетический, углеводороды циклические, машинотехническая продукция и др.
Вследствие снижения реальных доходов населения, а также уменьшения объёмов закупок предприятиями Республики Татарстан, в текущем году отмечено также снижение объемов импортных поставок практически по всем основным группам товаров, поставляемым в республику — машинотехническая продукция, металлы и изделия из них, пластмассы и изделия из них и др. Можно отметить, что данная негативная ситуация характерна для российской экономики в целом: по итогам 2009 г. ожидается снижение стоимостных объемов российского экспорта и импорта ориентировочно на 40% относительно 2008 г.
В структуре татарстанского, как и российского, экспорта, значительную долю составляет экспорт нефти и нефтепродуктов, что ведет к повышенной, как еще раз показал мировой кризис, зависимости экономики от внешних факторов.
В 2010-2012 гг. ожидается постепенный выход из кризиса в результате реализации антикризисных мер, оживления мировой экономики, а также реализации инвестиционных программ предприятий. Прогнозируется рост основных показателей экономического развития Татарстана, в том числе и показателей внешнеэкономической деятельности республики.
Совокупный объем экспорта Республики в 2010 г. прогнозируется на уровне 12,2 млрд долл. США, объем импортных поставок увеличится ориентировочно до 1,7 млрд долл. В целом внешнеторговой оборот Республики Татарстан в 2010 г., по предварительной оценке, приблизится к 14 млрд долл., что больше уровня 2009 г. приблизительно на 8% (для справки: по данным Минэкономразвития Российской Федерации на 2010 г. прогнозируется рост внешнеторгового оборота России на уровне 7%).
На сегодняшний день активно развивается двустороннее сотрудничество в таких направлениях как автомобилестроение и производство автокомпонентов, машиностроение, экология, биотехнологии, энергоресурсоэффективные и энергосберегающие технологии, химическая и нефтехимическая промышленность, наука, образование.
Особого внимания заслуживает пилотный проект создания в Татарстане Германо-Российского Центра компетенций по машиностроению и производственной технике. Реализация данного проекта позволит обеспечить системную модернизацию технологического оборудования, технологий в области авиа- и машиностроения, повышение квалификации специалистов предприятий и учебных заведений республики.
Сейчас реализуется ряд совместных с федеральными органами инициатив, важнейшей среди которых является обеспечение системообразующих предприятий республики комплексом мер государственной поддержки. Здесь используются кредитные инструменты, государственные гарантии, субсидирование процентных ставок, реструктуризация налоговой задолженности, государственный заказ, таможенно-тарифная политика и т.д.
Разработаны мероприятия по снижению напряженности на рынке труда — разработана и утверждена Региональная программа (Комплексный план) упреждающих мер по преодолению негативных последствий влияния глобального финансового кризиса в Республике Татарстан. Финансирование республиканской программы содействию занятости на общую сумму 1235,5 млн рублей будет вестись из бюджетов всех уровней, почти 90% средств (1115,7 млн рублей) поступит из федерального бюджета. Основные направления борьбы с безработицей в период кризиса — опережающее обучение работников в случае массового высвобождения, создание работодателями временных рабочих мест для организации общественных работ, оказание адресной поддержки гражданам на организацию переезда в
другую местность для замещения рабочих мест, содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан — путем обучения и выдачи им годового пособия по безработице в качестве стартового капитала. В числе антикризисных мероприятий важное место занимают меры по поддержке граждан, в первую очередь оставшихся без работы по различным обстоятельствам. Увеличено пособие по безработице и налоговые вычеты на приобретение жилья.
Распоряжением Правительства утверждена Программа по реализации мер, направленных на стабилизацию и оздоровление ситуации в экономике. В их числе мероприятия по поддержке банковской системы, финансовая помощь экономике, стимулирование экономического развития предприятий, поддержка граждан.
Кроме того, запланированы мероприятия по обеспечению доступности кредитов для предприятий промышленности и сельского хозяйства, малых предприятий, снижению налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты, совершенствованию системы госзаказа. Сформирован республиканский перечень градообразующих объектов, по которым решаются вопросы оказания им поддержки на региональном уровне.
Создана новая система мониторинга текущей ситуации в социально-экономической сфере. В том числе ведется наблюдение за ценами на продукты питания, входящими в потребительскую корзину, и за ценами, запасами и наличием в аптечной сети лекарственных препаратов.
Татарстан активно участвовал в реализации антикризисной программы по снятию напряженности на рынке труда. На общественных работах, а также в программах по организации самозанятости и переобучению были задействованы около 300 тысяч человек. В 2009 г. в рамках федеральной программы капитального ремонта многоквартирных домов было отремонтировано 2400 домов. К работам было привлечено порядка 26 тысяч строителей.
Из-за кризиса серьезно пострадала автомобильная отрасль. Федеральная программа по оснащению муниципальных образований и региональных организаций автотехникой позволила провести модернизацию республиканских учреждений.
Говоря о перспективах развития, республика остановилась на отрасли нефтепереработки и нефтехимии. Планируется, что нефтедобыча на протяжении 30 лет будет держаться на уровне 30 млн тонн. Это подтверждается извлекаемыми запасами нефти и битумов, которых много в России и в Татарстане. В Татарстане активно развивается нефтехимия. С 2000 г. реализуются две программы, которые дали увеличение объема нефтехимии в 2,4 раза. Сегодня в Татарстане готовится третья программа по развитию отрасли нефтехимии и нефтепереработки, которая скоро будет презентована. Программа предполагает модернизацию существующих нефтехимических предприятий и требует серьезных инвестиций.
Прогноз социально-экономического развития Республики Татарстан на 2010-2012 гг. разработан с учетом сценарных условий развития российской экономики, одобренных Правительством Российской Федерации, и исходя из динамики и итогов развития республики в текущем году.
Ожидается, что объем валового регионального продукта в 2012 г. вырастет на 10,6% в сопоставимых ценах к уровню 2009 года.
Прогнозируется постепенное восстановление положительной динамики промышленного производства до 2% в 2010 г. и до 4% в 2012 г. За трехлетний период предполагаемый рост составит 8,7% в сопоставимых ценах к уровню текущего года.
Производство сельскохозяйственной продукции в следующем году ожидается в объеме 153,5 млрд руб. (104,7% в сопоставимой оценке к уровню 2009 года). За среднесрочный период объем производства в сельском хозяйстве вырастет на 14,3% к уровню текущего года.
Согласно прогнозу в 2010 г. прирост инвестиций составит 1,7% к уровню 2009 г. В целом объем инвестиций к 2012 г. вырастет на 10,3% в сопоставимых ценах к уровню текущего года.
Прогноз развития жилищной сферы предусматривает на 3 года ввод объемов жилищного строительства 6,1 млн кв. метров. Обеспеченность жильем на 1 жителя в 2012 г. вырастет до 23,8 кв.м.
Оборот розничной торговли в прогнозируемый период будет расти в среднем на 3,5% в год и к 2012 г. увеличится в сопоставимых ценах на 10,9% к уровню 2009 г.
После значительного сокращения в текущем году денежных доходов населения, в 2010-2012 гг. их восстановление будет идти умеренными темпами. Среднедушевые денежные доходы в 2012 г. по отношению к 2009 г. возрастут в номинальном выражении до 20 050 рублей, или на 37,6%.
Размер среднемесячной заработной платы в прогнозируемый период в номинальном выражении вырастет почти на 36,6% к уровню текущего года и к 2012 г. составит 20393 руб.
Прогнозируется рост величины прожиточного минимума на душу населения. В 2010 г. ее рост составит 13,8% к уровню 2009 г., в 2012 г. — 60,6% [1].
Созданная в Татарстане инфраструктура антикризисного управления в полной мере удовлетворяет требованиям сегодняшнего дня и позволяет эффективно функционировать системе антикризисного управления.
Литература
1. Доклад министра экономики РТ М.Р.Сафиуллина «Об итогах социально-экономического развития РТ в 2009году, среднесрочных прогнозах и концепции стратегии республики на 2010-2012 гг.», www.wert.tatar.ru
2. Идрисов А. «Стратегия развития региона» // Интернет-ресурс: сайт Агентства финансовой информации «Консультант», http:// www.dinform.ru/newanalit
3. К. Латухина Правительство РФ выносит на обсуждение Программу антикризисных мер // «Российская газета» — Центральный выпуск №4872 от 20 марта 2009 г.
4. Коваленко Е.Г. Региональная экономика и управление — СПб.: Питер, 2005.
5. Кучуков Р.А. Теория и практика государственного регулирования экономических и социальных процессов: учебное пособие. — М.: Гардарики, 2004 г.
АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
Г.А. Галимова,
доцент кафедры финансов и налогообложения экономического факультета Башкирского государственного университета (г. Уфа), кандидат экономических наук
А.А. Сукиасян,
ассистент кафедры финансов и налогообложения экономического факультета Башкирского государственного университета (г. Уфа)
В статье освещены некоторые аспекты инвестиционного процесса в Республике Башкортостан. Выделены основные показатели оценки инвестиционного климата. Определена необходимость смещения приоритетов при формировании инвестиционной политики региона от оценки инвестиционных рисков к инвестиционному потенциалу. Проведен анализ источников инвестирования с учетом иностранных инвестиций.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный климат, инвестиционный потенциал, инвестиционный анализ, инвестиционная политика.
УДК 336.581 (470.51); ББК 65.9 (2 Рос. 57)-56
Необходимость усиления региональной компоненты в государственной инвестиционной политике вызвана разворачивающимися во всем мире процессами регионализации. Это предполагает формирование эффективных механизмов достаточного инвестиционного обеспечения регионального развития всех субъектов РФ и создания условий для оптимального встраивания экономики каждого из российских регионов в экономику страны.
Насыщенность инвестициями, элементами и компонентами их образующими в значительной мере определяет богатство региона, стратегическую основу его развития. При этом свою роль играют не только наличие инвестиций, их объемы, видовой состав, но и их дифференциация по направлениям и формам собственности, видам деятельности.
Российская экономика потенциально располагает необходимыми инвестиционными ресурсами. Однако решить задачу массированного увеличения инвестиций в реальный сектор экономики в рамках сложившейся модели инвестиционной деятельности проблематично. Основными характерными недостатками данной модели являются ее разбалансированность, слабая связь с процессом расширенного воспроизводства.
Следует отметить еще одну проблему, сдерживающую инвестиционные процессы — не заинтересованность инвесторов во вложение средств. Имеющиеся денежные капиталы не могут быть направлены в реальный сектор экономики в силу того, что значительная часть производств низкорентабельна [4, 5]. Наряду с обеспеченностью инвестиционными ресурсами, актуальность приобретает обеспеченность нерыночными институциональными механизмами, позволяющими направить инвестиционные ресурсы в экономику. Все это порождает необходимость целенаправленных действий в сфере инвестиционной политики региона.
Инвестиционный климат является наиболее обобщенной характеристикой инвестиционных процессов в регионах РФ и представляет собой сложившуюся в течение ряда лет совокупность различных социально-экономических, природных, экологических, политических и других условий, определяющих масштабы, объем и темпы привлечения инвестиций. Основные компоненты структуры инвестиционного климата региона показаны на рис. 1.
Инвестиционная активность в регионе представляет собой интенсивность привлечения инвестиций в основной капитал