УДК 339.1(470.41)
Н.Р. ГАЗИЗУЛЛИНА, старший преподаватель,
М.Г. АХМАДЕЕВ,
доктор экономических наук, профессор
Казанский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета
состояние и перспективы развития розничной торговли в республике татарстан в условиях макроэкономической нестабильности
В статье проанализировано современное состояние розничной торговли РТ, рассмотрены тенденции и перспективы развития торговой отрасли, выявлены проблемы и угрозы ее развития. Рассмотрены цель, задачи, сценарии и критерии Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2010-2015 гг. и период до 2020 г.
Отрасль торговли играет важную социальную и экономическую роль не только на уровне страны в целом, но и на уровне каждого региона. Учитывая высокую неоднородность социально-экономического развития отдельных регионов, невозможно создать единую стратегию развития торговли для всех областей сразу. Каждый регион имеет свою производственную специализацию, географические и климатические особенности, уровень инфраструктурного развития и многие другие параметры, которые должны быть приняты во внимание при создании стратегии развития торговли для каждого отдельного региона.
Уровень развития торговли по регионам РФ очень неоднороден. Это выражается как в уровне цен, в обеспеченности населения торговыми площадями современных форматов, товарным ассортиментом, то есть в показателях, которые непосредственно относятся к отрасли торговли, так и в уровне развитости транспортно-логисти-ческой инфраструктуры, наличии местных производителей, то есть параметров, оказывающих непосредственное влияние на развитие торговли в регионе. При этом для многих регионов торговля является основой экономики.
По объему оборота розничной торговли Республика татарстан входит в первую десятку среди регионов Российской Федерации. В отраслевой
структуре валового регионального продукта татарстана доля оптовой и розничной торговли занимает второе место после промышленности и составляет 13%. В статистическом регистре хозяйствующих субъектов в сфере торговли на 1 ноября 2010 г. зарегистрировано более 14 тыс. хозяйствующих субъектов, что составляет 14% от общего количества предприятий всех отраслей экономики. На предприятиях потребительского рынка республики занято 335 тыс. чел., или 18,5% от численности занятого населения татарстана [4].
Оборот розничной торговли в январе-октябре 2010 г. составил 365 131 млн руб., или 108,3%, в сопоставимых ценах к соответствующему периоду 2009 г. Оборот розничной торговли на душу населения в январе-октябре 2010 г. составил 96 760,8 руб. Динамика оборота розничной торговли Рт представлена на рис. 1.
В январе-октябре 2010 г. оборот розничной торговли на 90,9% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка); доля рынков в объеме оборота розничной торговли составила 9,1%. Структура оборота розничной торговли Рт в январе-октябре 2010 г. в разрезе форматов торговли представлена на рис. 2.
120,00% 100,00% 80,00% 60,00% 40,00% 20,00% 0,00%
2010 2009 2008
2008
2009
2010
Рис. 1. Оборот розничной торговли РТ (январь-октябрь в % к январю-октябрю предыдущего года)
9,10%
38,40%
36,10%
16,40%
1 - крупные организации и субъекты среднего предпринимательства
2 - малые предприятия (включая микропредприятия)
3 - индивидуальные предприниматели, реализующие товары вне рынка и ярмарки
4 - продажа товаров физическими лицами на розничных рынках и ярмарках
Рис. 2. Структура оборота розничной торговли РТ в январе-октябре 2010 г.
В структуре оборота розничной торговли удельный вес продуктов питания, включая напитки и табачные изделия, в январе-октябре 2010 г. составил 49,3%, непродовольственных товаров - 50,7% [1, с. 44].
Основные показатели розничной торговли РТ за январь-октябрь 2010 г. представлены в табл. 1.
В целом розничная торговля РТ неплохо пережила кризис. Основными негативными последствиями кризиса для розницы были изменение покупательского спроса, а также удорожание заемного финансирования.
Банковский сектор одним из первых пострадал от мирового кризиса. Огромные средства, выделенные государством на спасение банковской
системы, помогли ей устоять, однако банки стали более осторожными в вопросах кредитования. Эта тенденция затронула и компании розничной торговли. Наиболее серьезно пострадали предприятия, привлекавшие банковские кредиты для приобретения или строительства коммерческой недвижимости, цена которой во время кризиса сильно снизилась. Ряд строительных проектов был приостановлен. Новые торговые точки зачастую открывались с существенным отставанием от графика и/или не выходили на плановую рентабельность в предусмотренные бюджетами сроки. В результате некоторые компании столкнулись с проблемой рефинансирования кредитов, привлеченных под инвестиционные проекты [2, с. 76].
Таблица 1
Основные показатели розничной торговли РТ
Показатели Январь-октябрь 2010 г. В % к январю-октябрю 2009 г
Оборот розничной торговли, всего, млн руб. 365 131,0 108,3
Пищевые продукты, включая напитки, и табачные изделия, млн руб. 173 714,5 102,1
Непродовольственные товары, млн руб. 191 416,5 114,6
В том числе: оборот торгующих организаций, млн руб. 331 916,4 107,2
оборот крупных организаций и субъектов среднего предпринимательства, млн руб. 131 787,9 117,6
оборот розничных рынков и ярмарок, млн руб. 33 214,6 120,8
В меньшей степени проблема финансирования затронула компании, развивающиеся в основном на собственные средства и привлекающие кредиты для финансирования оборотного капитала. Некоторые сумели частично переложить проблемы на плечи поставщиков, увеличив отсрочки по расчетам за товар или согласовав графики погашения по старым поставкам. Другие смогли договориться с банками: краткосрочные кредиты, как правило, выдаются под залог товаров в обороте или инкассацию наличных, ликвидность которых не вызывает сомнений.
Изменение потребительского спроса стало основным последствием кризиса, повлиявшим на рынок розничной торговли. В первую очередь, снизилось потребление товаров длительного пользования и одежды. Покупатели также переключились на более дешевые бренды и/или частные торговые марки. Тем не менее меры, принятые сетями для удержания покупателей, позволили многим не только сохранить финансовые показатели на докризисном уровне, но и улучшить их.
По прогнозам ряда аналитиков, 2010 г. фактически должен был быть первым годом роста рынка после спада вследствие кризиса.
Так, в январе-октябре 2010 г. наблюдается устойчивый рост оборота розничной торговли РТ. Достаточно высокими темпами растут продажи как продовольственных, так и непродовольственных товаров. В разрезе форматов торговли сохраняется тенденция опережения роста объемов продаж торгующими организациями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети. Крупные торговые сети являются одними из самых быстрорастущих и успешных сегментов рыночной экономики, в которых формируется
порядка 20% оборота розничной торговли продовольственными товарами республики. При этом около 7% приходится на татарстанские сети «Бахетле», «Эдельвейс», «Пятерочка - Ак Барс торг». В современных условиях наиболее привлекательными для населения остаются форматы гипермаркетов и дискаунтеров, отличающихся предоставлением покупателю широкого ассортимента товаров по доступным ценам.
Только за 2009 г., по данным исполнительных комитетов районов, в республике вновь открыто 131 предприятие торговли. Всего в Татарстане функционирует более 14 тыс. предприятий торговли, при этом обеспеченность торговыми площадями на 1 000 жителей составляет 543 кв. м, в том числе по г. Казани - 813 кв. м. Это один из самых высоких показателей среди российских городов, причем, согласно мнению аналитиков потребительского рынка, среднеевропейский стандарт нормальной обеспеченности населения торговыми площадями составляет 500-600 кв. м на 1 000 жителей.
Может сложиться впечатление, что наша республика приблизилась к европейским показателям, но здесь возникает проблема соотношения количества и качества, поскольку в среднем по Татарстану только 30% торговых площадей являются квалифицированными, то есть соответствуют международным стандартам организации торговли. Именно поэтому муниципальным образованиям важно наращивать не столько торговые площади как таковые, сколько торговые площади европейского качества, с целью вытеснения ими нецивилизованных видов торговли.
Востребованной населением Татарстана остается и рыночная торговля, удельный вес
реализации товаров на продуктовых, вещевых и универсальных рынках в январе-октябре 2010 г. увеличился на 0,9% и составляет 9,1%. В среднем по России данный показатель достигает 12,6%.
По состоянию на 1 июля 2010 г. в республике действуют 95 розничных рынков, получивших разрешение на организацию своей деятельности. За январь-июнь на рынках реализовано товаров на сумму более 15 млрд руб., что на 1% больше аналогичного периода 2009 г.
В целях обеспечения населения сельскохозяйственной продукцией по более доступным ценам активнее стал использоваться механизм проведения сельскохозяйственных ярмарок.
В отдаленных селах обеспечение населения товарами и услугами осуществляется посредством выездной торговли. товарооборот выездной торговли за 1 полугодие 2010 г. составил 29 млн руб. Однако обслуживание малонаселенных пунктов из-за высоких транспортных расходов (20-25% от суммы реализованных товаров) и низкой покупательской способности населения в большинстве районов убыточно.
Источниками формирования товарных ресурсов на продовольственном рынке республики являются поставки предприятий промышленности местных производителей (65%), производителей Российской Федерации (30,3%), а также импорт (4,7%).
При этом в среднем по предприятиям торговли в республике удельный вес продукции местных производителей по товарам первой необходимости, в том числе хлеб, молочная продукция, овощи, составляет более 70%.
Однако по непродовольственной группе товаров ситуация несколько иная. Продукция республиканских предприятий легкой промышленности, бытовой химии, бытовой техники на потребительском рынке занимает менее 20%, предприятий других регионов Российской Федерации - около 50% и импортируемая - порядка 30%.
Одним из инструментов развития и повышения территориальной доступности предприятий потребительского рынка и услуг является реализация «Программы создания и развития в Республике татарстан предприятий розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания «шаговой доступности», принятой в июле 2007 г.
Данная программа создавалась для решения актуальной проблемы обеспечения населения республики предприятиями торговли в непосредственной близости от места проживания и работы. По состоянию на 1 июля 2010 г., в Республике татарстан открыто 68 объектов «шаговой доступности» [3].
Таким образом, из анализа текущего состояния сектора торговли в Рт можно заключить, что он представляет значительные возможности для дальнейшего роста и развития при условии обеспечения достаточной инвестиционной привлекательности. Эти возможности связаны, в первую очередь, с увеличением общего количества торговых площадей, увеличением доли современных форматов, увеличением консолидации отрасли, увеличением конкуренции между торговыми компаниями, развитием удаленных каналов продаж. Реализация этих возможностей приведет к большому количеству положительных эффектов для экономики и населения республики: росту эффективности сектора торговли и его поставщиков, росту географической и ценовой доступности товаров, увеличению ассортимента и качества сервиса в торговле, росту инвестиций, выручки торговых и производственных предприятий, росту налоговых поступлений, снижению доли контрафактной продукции, нарушений условий хранения, транспортировки и продажи товаров.
Успешной реализации этих возможностей может помешать ряд проблем, препятствующих развитию сектора торговли в РТ. Кроме того, существует ряд угроз, которые необходимо нивелировать для максимальной реализации потенциальных положительных эффектов.
Основные проблемы развития внутренней торговли РТ:
1. Проблемы, связанные с государственным регулированием сектора торговли.
Основной проблемой в части решения многочисленных вопросов, связанных с государственным регулированием потребительского рынка, является отсутствие оптимизированной базы нормативных документов, позволяющих разумно влиять на организацию работы предприятий торговли и сферы услуг, на осуществление контроля за качеством и безопасностью продукции. Определенные надежды в решении данной проблемы связаны со вступившим в силу с 1 февраля 2010 г.
федеральным законом, регулирующим торговую деятельность в РФ («Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).
2. Проблемы, связанные с неразвитостью инфраструктуры и кадров.
Недостаточно развитая инфраструктура, а именно неразвитость торговой инфраструктуры в отдельных районах Рт, недостаточные темпы и объемы строительства новых торговых площадей препятствуют развитию сектора внутренней торговли в Рт. Под инфраструктурой в данном случае понимаются не только базовые инфраструктурные объекты, такие как дороги, порты, склады, торговые объекты, но и инфраструктура услуг для сектора торговли, включающая наличие необходимого количества высокоразвитых логистических компаний, дистрибуторов и оптовых поставщиков, сертифицирующих и лицензирующих организаций.
3. Недостаточная привлекательность для бизнеса развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах.
Значительное количество населенных пунктов на территории Рт относится либо к слабо привлекательным для развития розничной торговли, либо к полностью непривлекательным. Эта проблема обусловлена двумя факторами: неразвитостью инфраструктуры и низким уровнем платежеспособного спроса в данных населенных пунктах (низкая плотность населения и низкий уровень доходов населения). В 639 сельских населенных пунктах, с количеством населения порядка 29 тыс. чел., отсутствуют стационарные розничные предприятия. Наибольшее количество таких населенных пунктов в Высокогорском (49), Бугульминском (31), Арском (27), Нурлатском (25) муниципальном образованиях и некоторых других. Обеспечение жителей таких территорий доступом к товарам является одной из важных задач государственной политики по отношению к сектору торговли.
Основные угрозы эффективному развитию отрасли:
1. Угроза малому и среднему бизнесу в торговле. В случае успешного решения основных проблем отрасли в Рт будут активно развиваться сетевые игроки и современные форматы торговли, что является, в целом, благом для потребите-
лей. Однако, как показывает мировой опыт, развитие сетей ведет к сокращению как доли малых и средних предприятий на рынке, так и их общего количества. В то же время наличие достаточного количества малых и средних предприятий в торговле необходимо для сбалансированного развития экономики страны, поскольку малые и средние предприятия в торговле необходимы для существования малых и средних предприятий в производстве, они способствуют диверсификации и большей устойчивости экономики, обеспечивают больший уровень занятости по сравнению с сетевыми компаниями и способствуют развитию в стране предпринимательского класса, создают необходимое потребителям разнообразие ассортимента.
Следовательно, притом, что для эффективного развития отрасли в Рт доля крупных игроков в розничной торговле должна серьезно увеличиться, необходимо следить, чтобы малый и средний бизнес в торговле сохранился в достаточном количестве и выросло его качество и эффективность работы.
2. Угроза достаточному уровню конкуренции. Несмотря на то, что в Рт обеспеченность торговыми площадями на 1 000 жителей составляет 543 кв. м - это один из самых высоких показателей среди российских регионов - только 30% торговых площадей соответствуют международным стандартам. В ряде населенных пунктов Рт современные форматы не представлены вовсе или представлены одной или двумя компаниями.
Неразвитость современных каналов торговли приводит к недостаточно высокому качеству обслуживания населения, более узкому ассортименту, недостаточной прозрачности сектора и, соответственно, низкой собираемости налогов [1, с. 76].
Несмотря на необходимость создания стратегий развития розничной торговли для всех регионов в отдельности, они должны быть взаимосогласованы и опираться на стратегию развития торговли РФ в целом.
так, с целью создания эффективной товаропроводящей инфраструктуры, соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики Российской Федерации, Минпромтор-гом России и другими заинтересованными ведомствами была разработана стратегия развития тор-
говли в Российской Федерации на 2010-2015 гг. и период до 2020 г. Основными задачами стратегии являются:
1. Повышение эффективности регулирования сектора торговли.
2. Развитие инфраструктуры торговли.
3. Стимулирование развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах.
4. Снижение кадрового дефицита в торговле.
5. Обеспечение необходимого уровня конкуренции.
6. Поддержка развития малого и среднего бизнеса без ограничения развития сетей.
7. Стимулирование развития удаленных каналов продаж.
Конечными результатами реализации данной стратегии должны стать следующие основные социально-экономические показатели сектора торговли к 2015 г. в текущих ценах:
- вклад в ВВП: 20,3-20,9%;
- оборот сектора: 79,5-100,0 трлн руб.;
- оборот розничной торговли на душу населения: 177-221 тыс. руб. на человека;
- занятость: от 10,6 до 12,0 млн чел.;
- налоговые поступления: 1,7-2,1 трлн руб.;
- производительность розничной торговли: 3,3-3,7 млн руб. на занятого;
- доля современных форматов в торговле: 55%;
- заработная плата: 26,3-33,3 тыс. руб. на человека в месяц;
- инвестиции: 738-930 млрд руб.;
- обеспеченность современными продовольственными торговыми площадями: 121-136 кв. м на одну тысячу человек.
Для определения сценариев развития торговли использовался документ Министерства экономического развития Российской Федерации от октября 2009 г. «Сценарные условия функционирования экономики РФ, основные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 года». Для временного периода 2012-2020 гг. применяется прогноз из Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. от ноября 2008 г. [2, с. 81].
Построенная модель прогнозирования базируется на входных данных, основанных на трех
сценариях развития экономики РФ: консервативном, умеренно оптимистическом, нефтяном (инновационном).
Консервативный сценарий (1a) характеризуется стагнацией экономики вследствие продолжающегося сокращения инвестиционного спроса, включая государственные инвестиции, при слабом росте потребительского спроса и запасов. Рост ВВП составит 100,1% в 2010 г., 101,5% в 2011 г., 103,2% в 2012 г В этом варианте в условиях сокращения дефицита бюджета до 5,5% в экономике происходит резкое сжатие государственного спроса и особенно государственных инвестиций.
Умеренно оптимистичный сценарий (2а) основан на более благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре и характеризуется оживлением в экономике вследствие продолжения инвестиционных программ естественных монополий и поддержки государством внутреннего спроса. Рост ВВП составит 101% в 2010 г., 102,6 и 103,8% в последующие годы. Повышение государственного спроса и расширение банковского кредита будут способствовать росту частного инвестиционного и потребительского спроса.
Нефтяной (инновационный) сценарий (1b) характеризуется оживлением в экономике, вследствие роста цен на нефть и более интенсивным оживлением в мировой экономике. Вариант 1 b предполагает умеренно растущие цены на нефть, что в большей степени отражает прогноз мировых банков и профессиональных агентств. Нефть Urals будет стоить до 69 долларов США за баррель в 2010 г., 74 доллара - в 2011 г. и до 81 доллара США за баррель - в 2012 г. ВВП в 2012 г. превысит докризисный уровень 2008 г. на 2,7%.
По умеренно-оптимистичному сценарию, оборот розничной торговли с 2010 по 2012 гг. будет расти в пределах 2,1-3,2%. В 2010 г. ожидается рост оборота розничной торговли в размере 2,1% по сравнению с предыдущим годом, в 2011 г. -рост на 3,2%. В 2012 г., согласно прогнозу, будет такой же рост, как и в 2011 г., - на 3,2%. При этом, если в 2010 г. рост розничной торговли будет обеспечен повышением доходов пенсионеров и снижением инфляции, то в 2011-2012 гг. рост потребления будет поддержан ростом заработной платы и восстановлением кредита.
Однако, по консервативному сценарию, темпы роста оборота розницы ожидаются ниже в среднем на 0,6 процентных пункта по сравнению с умеренно-оптимистичным сценарием. В 2010 г. рост может составить только 1,5%, в 2011 г. -2,3%, в 2012 г. - на 2,8%.
Основные показатели прогноза социально-экономического развития РФ на 2009-2012 гг. представлены в табл. 2.
Согласно прогнозу социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2013 гг., разработанному с учетом сценарных условий развития российской экономики, и исходя из динамики и итогов развития республики в текущем году, так же прогнозируется рост всех основных макроэкономических показателей, в том числе и оборота розничной торговли.
Показатели Годы
2009 2010 2011 2012
Цены на нефть Urals (мировые), долл. / барр.
Консервативный сценарий (1а) 54 55 56 57
Умеренно оптимистичный сценарий (2а)
Нефтяной сценарий (16) 60 70 77
Валовой внутренний продукт, темп роста %
Консервативный сценарий (1а) 91,5 100,1 101,5 103,2
Умеренно оптимистичный сценарий (2а) 101,0 102,6 103,8
Нефтяной сценарий (16) 101,7 102,7 103,8
Промышленность, в %
Консервативный сценарий (1а) 87,5 99,7 100,8 101,5
Умеренно оптимистичный сценарий (2а) 100,8 101,7 101,9
Нефтяной сценарий (16) 100,8 102,3 102,9
Инвестиции в основной капитал, %
Консервативный сценарий (1а) 78,6 97,2 104,1 107,8
Умеренно оптимистичный сценарий (2а) 100,4 105,7 109,0
Нефтяной сценарий (16) 98,8 105,6 108,5
Реальная заработная плата, %
Консервативный сценарий (1а) 95,4 98,7 101,6 103,0
Умеренно оптимистичный сценарий (2а) 99,3 102,1 103,0
Нефтяной сценарий (16) 100,2 102,3 103,6
Оборот розничной торговли, %
Консервативный сценарий (1а) 94,2 101,5 102,3 102,8
Умеренно оптимистичный сценарий (2а) 102,1 103,2 103,2
Нефтяной сценарий (16) 102,6 102,7 103,2
Экспорт, всего млрд долл. США
Консервативный сценарий (1а) 274,2 275,6 281,8 289,1
Умеренно оптимистичный сценарий (2а) 275,6 281,8 289,1
Нефтяной сценарий (16) 294,3 338,1 374,6
Импорт, всего млрд долл. США
Консервативный сценарий (1а) 190,0 191,4 198,8 210,8
Умеренно оптимистичный сценарий (2а) 194,8 205,1 219,3
Нефтяной сценарий (16) 200,5 216,1 236,5
Таблица 2
Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2009-2012 гг. (в % к соответствующему периоду предыдущего года)
Так, ожидается, что объем валового регионального продукта в 2013 г. вырастет на 117,3% в сопоставимых ценах к уровню 2010 г. Прогнозируемый рост промышленности составит 16,1% в сопоставимых ценах к уровню 2010 г. Производство сельскохозяйственной продукции в следующем году ожидается в объеме 132 млрд руб. (124,1% в сопоставимой оценке к уровню 2010 г.). За трехлетний период объем производства в сельском хозяйстве вырастет на 38,5% к уровню 2010 г. Оборот розничной торговли будет расти в среднем на 5,7% в год и к 2013 г. увеличится в сопоставимых ценах на 18,2% к уровню 2010 г. Среднедушевые денежные доходы в 2013 г. по отношению к 2010 г. возрастут в номинальном выражении до 24 120 руб. Реальные денежные доходы возрастут к уровню 2010 г. на 16,4%. Размер среднемесячной заработной платы в прогнозируемый период в номинальном выражении вырастет почти на 38,3% к уровню 2010 г. и к 2013 г. составит 23 450 руб. Прогнозируется рост величины прожиточного минимума на душу населения. В 2011 г. ее рост составит 9,8% к уровню 2010 г., в 2013 г. -31,4% [3].
В заключение можно отметить, что состояние розничной торговли в значительной мере определяется макроэкономическими показателями социально-экономического развития региона, и предположить, что курс на инновационное развитие экономики будет способствовать повышению
темпов роста розничной торговли, благодаря чему эта сфера деятельности по-прежнему останется привлекательной для инвестиций отечественных и зарубежных компаний. Создание и развитие эффективной товаропроводящей инфраструктуры будет способствовать дальнейшему развитию инновационных и перспективных направлений совершенствования розничной торговли: росту обеспеченности населения качественными торговыми площадями, развитию современных форматов торговли и увеличению их доли в обороте розничной торговли, росту степени консолидации отрасли, развитию удаленных каналов продаж.
Однако необходимо иметь в виду, что успешному росту и развитию розничной торговли в РТ может помешать ряд угроз и проблем, которые необходимо учитывать при разработке стратегии развития отрасли торговли.
Список литературы
1. Социально-экономическое положение Республики Татарстан за январь-октябрь 2010 г. Комплексный информационно-аналитический доклад Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан. - Казань, 2010.
2. Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2010-2015 годы и период до 2020 года: проект. - Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. - М., 2010.
3. URL: http://www.minprom.gov.ru
4. URL: http://www.gks.ru
В редакцию материал поступил 23.12.10
Ключевые слова: состояние, оборот и структура розничной торговли; проблемы, угрозы и перспективы развития отрасли; цель и задачи Стратегии развития торговли в РФ; сценарии развития.