СТАГФЛЯЦИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА Введение
В настоящее время вся мировая система переживает глубокий финансовый кризис, вызванный спадом экономики во многих крупнейших странах мира. Значительное сокращение объемов производства наблюдается в США, Великобритании, Японии, Германии, Франции и в других государствах. Стремительное усиление кризиса на международных рынках банковского кредитования в последние месяцы, снижение потребительских расходов, значительное сокращение инвестиций и замедление темпов роста мировой торговли способствовали резкому ухудшению экономической ситуации, зарегистрированной в соответствующих аналитических сводках. ВВП в мире будет расти всего на 1% в год, хотя в последние пять лет этот показатель колебался в пределах 3,5%. Если проанализировать развитие экономики за последние годы, то объем ВВП не снижался до такого уровня с начала 1990-х годов. Кризис в развитых странах, снижение цен на сырье и инертность движения мирового капитала могут привести к замедлению процессов развития молодых рынков, что может притормозить их позитивное движение вперед.
Распространяющийся кризис на этих рынках нарушает планы деятельности предприятий, компаний и банковской системы в развитых государствах [2, с. 58]. Например, в США в силу сокращения потребительских расходов торговые стратегии изменены главным образом на развивающиеся страны, что очень влияет на инвестиции и деятельность банков. Значительный экономический спад в Восточной Европе может резко ударить по росту экспорта в Германии, который был для страны главным средством экономической ремиссии. По мнению агентства Fitch, в 2009 г. в Китае также ожидается замедление де-
ловой активности более чем на 7%, т.е. до самой низкой отметки за последние два десятилетия. В этом случае экономический рост в Бразилии, России, Индии и Китае (страны БРИК) составит всего 5,7%, что отражает гибкость политики, наличие внешних финансовые вливаний и структурные особенности.
Экономический кризис в России продлится еще два года. Об этом говорится в докладе о развитии конкурентоспособности в условиях мирового финансового кризиса, подготовленном рабочей группой Государственного совета, пишет газета «Ведомости». Согласно этому докладу, по итогам 2008 г. российский ВВП вырастет на 7,4%, в то время как Министерство экономического развития ожидает роста ВВП на 7,8%. В 2009 г. экономика страны вырастет всего на 3%, а в госбюджете на 2009—2011 гг., одобренном Госдумой и Советом Федерации, предусмотрен рост на 6,7%. «В наибольшей степени может пострадать основа будущего развития — инвестиции в основной капитал», — говорится в докладе. В 2009 г. сумма выплат частного сектора по внешним долгам превысит 100 млрд долл., а при сохранении «сжатия» на кредитном рынке единственным источником выплат станет чистая при-бышь предприятий 2008 г., которая ориентировочно должна составить 240 млрд долларов. Это сократит инвестиции на 20% (по подсчетам рабочей группы). Еще примерно на 30% источники инвестиций могут сократиться за счет необходимости в те же сроки погашать задолженность по кредитам банкам-резидентам и финансировать оборотные средства. Между тем уровень ликвидности банковской системы упал до отметки, соответствующей показателям кризиса 1998 г., говорится в докладе (середина 2007 г. — 29%, 1998 г. — 8%, октябрь 2008 г. — 10%).
Резбаев Виль Мухтарович, кандидат экономических наук, профессор Башкирского государственного университета
© Резбаев В.М., 2009
Анализ реализации соответствующих мероприятий в России показывает, что опубликованный правительством в середине декабря 2008 года антикризисный план действий частично легализовал экономический кризис, начавшийся в августе 2008 г. как кризис банковской системы. Нормализация финансовой системы и ряда отраслей экономики, объявленная Премьер-министром В.В. Путиным, не предусматривает ни массовой национализации компаний, ни роста гос-расходов на спасение экономики. Руководство правительства нашло «третий путь» — директивное указание того, как получателям господдержки нужно потратить уже полученные триллионы рублей.
Анализ основных направлений развития кризисной ситуации
Выделяя некоторые положительные аспекты соответствующих моментов, следует отметить снижение инфляционного давления со стороны товарных рынков. Это позволяет Европейскому Центробанку и некоторым другим банкам быстро снизить процентные ставки, что будет способствовать финансовому регулированию и повышению прибыли банков. Следует отметить и то, что фискальная политика также будет защищать экономику от дальнейших срывов после того, как государственные структуры поглотят растущую глобальную ликвидность посредством крупных займов, с помощью которых будут снижены налоги или увеличены затраты.
Макроэкономические стратегии и экономия за счет сокращения цен на сырье станут основой экономической ремиссии, ожидаемой в 2010 году. Однако экономические показатели по-прежнему будут значительно ниже тех, которые были зафиксированы за последние пять лет, когда получение кредита не представляло особых сложностей.
Что касается России, то следует отметить, что в 2009 г. ожидается снижение экономического роста на 4%, несмотря на то, что последние показатели составляли от 7% до 8%. Внезапный спад капиталовложений повлияет на рост кредитования и вызовет повышение фондовых затрат, а снижение цен на нефть вызовет значительное сокращение дохода.
Тем не менее компетентные органы разработали действительно гибкую политику и используют мощные резервы иностранной валюты для
снижения давления внешних фондов на банки, сокращая риск дальнейшего экономического спада [3, с. 486]. «Государство будет широкомасштабно входить в капиталы крупнейших компаний для их поддержки. Мы приняли решение поддерживать реальный сектор, то есть через банковскую систему и напрямую», — сказал Премьер-министр РФ В.В. Путин во время общения с россиянами в прямом эфире по телевидению 4 декабря 2008 года.
На встрече с руководством партии «Единая Россия» В.В. Путин представил документ «План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики», который рассчитан на реализацию в течение 5 месяцев. «Уверен, чем быстрее мы запустим новые факторы экономического развития и роста, тем увереннее пройдем через период мировой нестабильности», — отметил Премьер-министр. План действий состоит из 55 задач, объединенных в десять блоков.
Общеэкономическим мерам, финансовой системе, поддержке внутреннего спроса, рынку труда и малому бизнесу посвящено 36 пунктов плана, отраслевым мерам — 19. Для поддержки всего сырьевого сектора предназначен лишь один пункт плана. При разработке общеэкономических мер правительство в основном решилось в кратчайшие сроки реализовать многочисленные предложения лоббистов финансового и банковского рынка, от изменения в пользу компаний баланса интересов акционеров и кредиторов компаний при сделках слияний и поглощений до зачета обязательств в уставном капитале [4, с. 700]. Впрочем, в тексте есть сразу две новации, ставящие план в один ряд с самыми серьезными антикризисными документами крупных стран.
Прежде всего, это подготовка к началу 2009 г. участников рынка ценных бумаг к рефинансированию ЦБ с передачей ЦБ прав регулятора по этим компаниям. Речь, по сути, идет о уже реализованном в США снятии барьеров между инвестиционным банкингом и банковской сферой.
Вторая мера — это подготовка с декабря
2008 года документов по расширению инвестирования средств «молчунов» в пенсионной системе, находящихся под управлением Внешэкономбанка (ВЭБ). Вместе с предполагаемым снятием барьеров с оборота закладных и секьюритизации кредитов, происходящее — явное наме-
рение правительства поддержать после завершения острой фазы кризиса быстрое восстановление финансовых рынков, в том числе за счет ослабления денежной политики и допуска инвестбанков к деньгам Банка России. Еще одно подтверждение этому — правительство в очередной раз намерено рассмотреть возможность дополнительной капитализации Агентства Ипотечного Жилищного Кредитования (АИЖК) в декабре
2008 года. АИЖК уже получило в октябре 2008 г. 60 млрд руб. в капитал от правительства и теперь речь идет о новых вливаниях.
Глава АИЖК Александр Семеняка заявил, что «рынок ипотеки в России может начать стабилизироваться к середине 2009 года. Значительную роль в оздоровлении рынка может сыграть начало использования банками механизма выпуска ипотечных банковских облигаций на кредиты, выданные ранее не по стандартам АИЖК».
Отметим, что ранее наблюдательным советом АИЖК было одобрено решение о выпуске ценных бумаг по таким кредитам. При этом в целях стимуляции спроса на эти бумаги Агентство будет предоставлять по ним дополнительные гарантии. Ожидается, что в скором будущем этот вид бумаг будет включен в ломбардный список Центробанка. В настоящее время ведутся переговоры о принятии соответствующих соглашений и вероятность того, что они будут решены положительно, достаточно велика.
«Это означает, что банки, выпустив ипотечные облигации с нашим поручительством, смогут получить в общей сложности рефинансирование на сумму до 500 млрд руб. в Центральном банке. Таким образом, риски по ипотеке мы оставляем себе, а деньги под ипотеку банкам дает Центральный банк или через ломбардное кредитование, или через сделки РЕПО», — заявил Се-меняка. По его мнению, если этот механизм хорошо зарекомендует себя на рынке, с его помощью банки смогут эффективно восполнить недостаток ликвидности к середине 2009 года.
Таким образом, совсем скоро у банков появится возможность возобновить прежние объемы ипотечного кредитования.
В пунктах, сказанных о «поддержке внутреннего спроса», правительство не скрывает, что полудирективное распределение государственных денег станет основой поддержки экономики в
2009 году. В случае с банками надзором за распределением госсредств будут заниматься спе-
циальные уполномоченные Центрального банка РФ.
Значительная поддержка и существенная помощь обещаны также малому и среднему бизнесу, российским производителям, участвующим в размещении государственного заказа на поставки их продукции, тем россиянам, которые оказались без работы.
Говоря обо всем этом, хочется выделить значение момента быстрого исполнения намеченных задач [5, с. 624—625]. Дело в том, что финансовый кризис уже нанес весьма ощутимые удары по экономике многих стран. Негативные последствия кризиса начинают ощущать и российские предприятия и фирмы. В связи с этим очень важно действовать оперативно, чтобы нестабильность в мире не сорвала наметившиеся положительные тенденции в развитии российской экономики. Следует отметить, что мировой финансовый кризис перестал быть фактором, касающимся деятельности каких-то обособленных групп предприятий или отдельных коллективов работников, функционирующих изолированно от основной части занятого населения.
Мировой финансовый кризис — экзамен для предприимчивых коллективов и их руководителей
Глобальный мировой финансовый кризис может в значительной степени повлиять на содержание и качество современных экономических процессов и развитие всей экономики. В настоящее время отчетливо видно, что некоторые государства Европы и США начинают активно вмешиваться в экономику, национализируя финансовые организации. Это свидетельствует о том, что предпринимаются попытки смены экономической парадигмы в связи с нынешним экономическим кризисом. Следует отметить и то, что нынешний кризис — это результат определенного недобросовестного сговора крупнейших воротил финансового бизнеса. Попытаемся проанализировать положение дел в экономике, которая может пострадать наиболее сильно или же отделаться незначительными потерями. В условиях расстройства финансовых систем всех государств везде идут поиски новых, современных институтов и наиболее эффективных инструментов регулирования и восстановления экономики государств. К таким документам можно отнести
и план Полсона, и новейшие правила взаимоотношений между рынком и государством. Рассмотрим подробнее первый документ.
«План Полсона» — это документ, носящий название: «Закон о чрезвычайной экономической стабилизации 2008 года», подписанный Президентом Бушем через несколько часов после его принятия Палатой представителей в декабре 2008 года.
Указанный закон представляет собой попытку комплексного решения проблем, стоящих перед экономикой США. К ним относятся, в первую очередь, проблемы решения вопросов ипотечного кредитования и ликвидности финансовой системы за счет активов. Во-вторых, это ставка на технологии возобновляемых источников энергии и налоговые льготы для стимулирования экономической активности.
В разделе «Чрезвычайная экономическая стабилизация» этого документа дается содержание важнейшей части работы — известный 700-миллиардный выкуп. Официальное название этого раздела — «Программа помощи с проблемными активами», и именно так называется первая из трех глав раздела А. Эти активы в объеме до 250 млрд долл. может купить по своему усмотрению само Министерство финансов США, так же можно потратить еще 100 млрд, если соответствующий запрос сделает Президент США и 350 млрд — если будет совместное решение Президента и Конгресса США.
План полон детальных регламентаций, описывающих, какие подразделения Министерства финансов должны заниматься покупкой активов, как должны быть организованы контроль и отчетность. При этом от министра финансов требуется, чтобы покупаемые им активы можно было впоследствии перепродать с прибылью, минимизировав долгосрочный ущерб, причиненный налогоплательщикам. Предусмотрено также создание надзорного органа для контроля за использованием выделенных сумм и введение ограничений на выплату премиальных руководителям частных банков и компаний, которые будут получать государственную помощь в рамках указанной программы. Все вышеуказанные мероприятия Правительства США свидетельствуют о том, что власти усиленно ищут выхода из ситуации, в которую попала современная экономика, связанная с совокупным долгом в 55 трлн долл., а на обслуживание этого долга уже сейчас ухо-
дит почти четверть реального ВВП, а если учетная ставка будет повышена, что уже решено, то долговая нагрузка станет просто невыносимой.
Анализ соответствующего положения России рассмотрен в переработанных с учетом кризисной ситуации на 2009 г. прогнозных данных Минэкономразвития. По этим данным чистый отток капитала может составить 90 млрд долл., а международные резервы сократятся на 110—140 млрд долл. «Таким образом, на конец 2009 года оцениваем международные резервы на уровне выше 300 млрд долл. Масштабы спада или роста экономики определяются не только ценой на нефть, но очень сильно зависят от поведения бизнеса и эффективности мер, которые применяет правительство», — сообщил замминистра экономического развития Андрей Клепач, комментируя прогноз. Согласно базовому сценарию, в 2009 г. ВВП вырастет на 2,4% благодаря увеличению инвестиций в основной капитал на 1,4%, а объемы производства сократятся на 3,2%.
При анализе важнейших факторов развития экономики в условиях кризиса очень многие эксперты и исследователи отмечают, что кризис, выраженный в стремительно растущем дефиците ликвидности, наиболее негативно скажется на результатах деятельности компаний, строящих свой бизнес за счет кредитных средств банков.
Об особенностях проблем развития банковской системы в регионах
Характеризуя состояние банковской системы в современных условиях в Республике Башкортостан, следует отметить, что на ее банковском рынке наибольший удельный вес занимают операции крупнейших федеральных банков, а удельный вес операций региональных банков составляет приблизительно около 20% банковской деятельности. Тем не менее региональные банки в новых, более напряженных условиях своей деятельности, стремятся быть более мобильными, более близкими к клиентам, лучше удовлетворять их требования именно в тех сегментах, на которые они ориентированы, и поэтому очень часто банки и клиенты идут навстречу друг другу, учитывая соответствующие потребности и возможности. Следует отметить и то, что складывающаяся единообразная ситуация в развитии банковской системы и проведении инвестиционной и инновационной поли-
тики в Республике Башкортостан способствует разработке единых комплексных мероприятий, направленных на оздоровление состояния всей экономики РБ и ее финансового механизма. Об этом свидетельствуют постановления Правительства Республики Башкортостан и Комплексного плана мероприятий, направленных на поддержку и стабилизацию всей государственной финансовой системы Республики Башкортостан в период кризиса на 2008—2009 годы. Вся эта весьма значительная работа не может быть ограничена ни окончательным перечнем конкретных мероприятий, ни сроками их исполнения. Действительно, это кропотливая, каждодневная работа, актуальность направлений которой определяется ежечасным мониторингом экономических тенденций как по стране в целом, так и по Республике Башкортостан.
Учитывая все эти моменты, в Министерстве промышленности, инвестиционной и инновационной политики РБ была создана ситуационная комиссия под председательством главы ведомства — заместителя Премьер-министра Правительства РБ Юрия Пустовгарова. Основной задачей этой комиссии являются проблемы контроля и анализа складывающейся ситуации в экономике республики и разработка соответствующих мероприятий, направленных на решение проблем антикризисной политики. Необходимо отметить, что на еженедельных мероприятиях, совещаниях и заседаниях рассматриваются состояние текущей социально-экономической ситуации и перспективы развития экономики городов, районов и отдельных предприятий. Например, 22 января 2009 г. состоялось очередное заседание в Туймазинском районе с участием представителей администрации района и ряда крупных промышленных предприятий района. Был рассмотрен широкий комплекс мер, направленных на развитие этого региона и решения проблем, возникших в результате сложившейся ситуации.
Полная информация о принимаемых антикризисных мерах, направленных на поддержание стабильности работы промышленных предприятий региона, имеется на официальном сайте Министерства в разделе «Антикризисные мероприятия». Там же есть и координаты «горячей линии» ситуационной комиссии.
Аналогичная работа проводится по своим направлениям и другими министерствами и ведом-
ствами Республики Башкортостан, например, Межведомственной комиссией по совершенствованию и исполнению налогового законодательства, комиссиями по финансовому оздоровлению предприятий по курируемым видам экономической деятельности. Среди конкретных мер, направленных на стабилизацию экономической ситуации, необходимо отметить ограничение роста тарифов (цен) на товары и услуги в пределах индексов-дефляторов, принятых при формировании прогноза консолидированного бюджета Республики Башкортостан на 2009 г. и среднесрочного финансового плана Республики Башкортостан до 2011 года.
Таким образом, Правительство Республики Башкортостан, ключевые министерства экономического профиля, Национальный банк Республики Башкортостан сделали и делают все возможное для того, чтобы российская банковская система в целом и банковская система Республики Башкортостан, в частности, не только вы-стояли в условиях экономического кризиса, но и продолжали бы значительно укреплять свои возможности. Хочется надеяться, что правительства России и Башкортостана после завершения острой фазы кризиса поддержат быстрое восстановление финансовых рынков за счет совершенствования процессов денежной политики и допуска банков к деньгам Банка России, что поможет повышению эффективности экономики страны в предстоящие годы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Грызлов Б.В. Политический доклад «О роли партии в формировании и реализации стратегии социально-экономического развития России до 2020 года». «Законодательные инициативы для Стратегии-2020». Интернет-ресурс http://www/ k2kapital.com.
2. Орлов С.Н. Экономика и банковская система региона. М.: Экономика, — 2004. — С. 55—76.
3. Роберт Грин. 48 законов власти. Рипол классик. — М., 2007. — С. 490—502.
4. Учебник XXI века. Принципы Экономикс. Н. Грегори Мэнкью. — СПб., 1999. — С. 699—707.
5. Оцека бизнеса. — М.: Финансы и статистика, 2006. — С. 623—629.
Ключевые слова: стагфляция, банковская система, финансовая политика, рыночная экономика, стратегия банковская, финансовый кризис, субвенции, ремиссия, гибкий экономический курс, финансовые инструменты.
Key words: stagflation, banking system, financial policy, market economy, bank strategy, financial crisis, subvention, remission, flexible economic policy, financial instruments.
Vil M. Rezbayev
BANKING SYSTEM STAGFLATION UNDER WORLD ECONOMIC CRISIS CONDITIONS
The article considers the most essential problems of the development of the banking system under the world economic crisis conditions. The analysis of the current financial situation in Russia has been conducted in the terms of the crisis situation in 2009.
The stabilization of the financial system and a number of branches of economy announced by Prime Minister V.V. Putin hasn’t taken into consideration the total nationalization of companies and growth of state expenditures on the development of economy.
The Russian government has found an alternative way of the solution of the problem, namely the direct allocation of state support with references how to spend the allocated sums.
On the summit of the leadership of the «Edinaya Rossia» («United Russia») party V.V. Putin presented the paper covering the plan of activities directed to the recovery of an economic situation in the financial sector and various branches of economy.
This plan is to be carried out during a 5 months’ period.