Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 4
Экономика
УДК 332.025
Оценка результатов социально-экономическое развития Республики Татарстан за 2007-2009 гг.
Хазиахметов А.З.
Аспирант кафедры инженерный менеджмент Казанского государственного энергетического университета
Данная статья представляет многосторонний анализ социально-экономического состояния Республики Татарстан. Рассмотрена динамика роста и падения экономических показателей в посткризисный период, а также представлены антикризисные меры по санации хозяйствования субъектов деятельности.
Ключевые слова: валовой региональный продукт, конкурентоспособность, антикризисные меры, инвестиции, рейтинговые агентства.
Республика Татарстан расположена в центре Российской Федерации на Восточно-Европейской равнине, в месте слияния двух крупнейших рек Европы - Волги и Камы. Общая площадь республики
67.8 тыс.кв.км (0,4 % общей площади Российской Федерации). В республике проживает 3,77 млн. человек (2,6 % населения России). Из них городского населения 2,8 млн. человек, сельского - 0,95 млн. человек. Численность трудовых ресурсов составляет 2,4 млн. человек (1,9 % от трудовых ресурсов России), численность занятого населения превысила
1.8 млн. человек. В состав республики входят 999 муниципальных образований, в том числе 2 городских округа, 43 муниципальных района, 3 8 городских поселений, 916 сельских поселений. Столица Республики Татарстан - Казань (1130,7 тыс.чел.), крупнейший промышленный, научный и культурный центр России. Крупнейшие города республики - Набережные Челны (507,9 тыс.чел.) и Нижнекамск (226,6 тыс. чел.). По уровню социально-экономического развития Татарстан входит в группу российских регионов с высоким уровнем развития.
Итоги социально-экономического развития Республики Татарстан свидетельствуют о том, что в 2009 г тенденция спада, вызванная мировым экономическим кризисом, преодолена практически во всех секторах экономики. Непосредственно само развитие экономики Республики Татарстан шло в 2009 г. под знаком адаптации к нескольким системным факторам. Особенности ее развития определялись следующими процессами:
70
1. Реакция экономики на изменения внешних условий, прежде всего, падение мировых сырьевых рынков в конце 2008 и начале 2009 гг., их частичное восстановление к середине 2009 г. с последующей положительной коррекцией ценовых индексов к концу гола.
2. Корректировка сформировавшихся ранее «перегревов» на рынках труда, кредитования, недвижимости.
Реализация данных факторов привела к последовательной смене нескольких фаз экономического цикла, отличающихся различными трендами и характерными особенностями. Всего можно выделить три фазы: первая - три месяца 2009 г - продолжение кризисных процессов (инерция кризиса), сформировавшихся в 2008 г.; вторая - период финансовой стабилизации, характерна для 2-го квартала, начало 3-го; третья - июнь-декабрь - период стабилизации индексов производства с формирующимися признаками их положительной динамики.
В целом, можно констатировать, что 2009 г. был сложным для экономики Республики Татарстан, которая столкнулась с некоторым падением производства в первой половине года, а также ростом безработицы.
Динамика валового регионального продукта Республики Татарстан в 2009 г. в целом соответствовала мировым и российским тенденциям. В 2009 г. объем валового регионального продукта Республики Татарстан, по предварительной оценке, составил 878,0 млрд. руб. Снижение экономического роста
Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 4
Экономика
республики оценивается на уровне 4,2 % в сопоставимых ценах по сравнению с предыдущим годом. При этом показатели валового регионального продукта по состоянию к 2008 г. составил 930 млрд. руб., а в 2007 г. - 740 млрд. руб. [1].
Со второго квартала в динамике валового регионального продукта наблюдались повышательные тенденции, поддерживаемые ростом мировых цен на нефть, наблюдаемые c апреля 2009 г.
В отраслевой структуре валового регионального продукта по сравнению с предыдущим годом увеличился удельный вес торговли (на 1,5 %), строительства (на 1,3 %), транспорта и связи (на 0,8 %), сельского хозяйства (на 0,5 %). Произошло сокращение удельного веса промышленности (на 4,1 %), что обусловлено падением промышленного производства под влиянием экономического кризиса.
Объем валового регионального продукта на душу населения в 2009 г., по оценке, составил 232,9 тыс. руб., снизившись по сравнению с предыдущим годом на 6,1 %.
Валовой региональный продукт на одного занятого в экономике в 2009 г., по оценке, снизился на 6,7 % по сравнению с уровнем 2008 г. и составил 480,3 тыс. руб., а в 2008 г. составил 513,4 тыс. руб., что в сопоставимом исчислении на 7,2 % выше уровня 2007 г., составившем 476,4 тыс. руб. [1].
Уменьшение производительности труда связано с сокращением производства в основных секторах экономики на фоне роста занятых (на 0,8 %). Данная ситуация обусловлена большими объемами государственной помощи ключевым промышленным предприятиям, проводимой политикой, направленной на сохранение рабочих мест.
Конкурентоспособность.
Для Республики Татарстан повышение конкурентоспособности - одна из важнейших стратегических задач, от решения которой зависит возможность эффективного встраивания экономики республики в мирохозяйственную систему производства и обмена, быстроизменяющуюся в условиях экономической глобализации.
Республика Татарстан входит в перечень регионов, имеющих высокую локализацию валового регионального продукта в общем объеме произведенного продукта Российской Федерации. Так, Татарстан производит 2,72 % ВВП, занимает шестое место, уступая только таким регионам как г. Москва (23,08 % ВВП), Тюменская область (11,7 % ВВП), Московская область (4,21 % ВВП), г. Санкт-Петербург (3,64 % ВВП), Свердловская область (2,94 %). Следует отметить, что регионы, которые имеют высокую локализацию валового внутреннего продукта, характеризуются и высокой долей в таких показателях, как доход Российской Федерации, величина налогов и оплаты труда Российской Федерации. Эти регионы характеризуются высокой эффективностью добывающего
и перерабатывающего секторов экономики, а также высокой инвестиционной привлекательностью как со стороны внутренних, так и внешних инвестиций. Следует отметить, что такое положение дел относится и к Республике Татарстан. Основой конкурентоспособности республики и регионов Российской Федерации с высоким уровнем конкурентоспособности является степень развития и масштаб промышленного сектора экономики. Можно сказать, что на межрегиональном уровне позиция Татарстана характеризуется как сильная. Регион входит в десятку сильных регионов Российской Федерации. Высокий уровень наблюдается по всем показателям конкурентоспособности, исключением является показатели локализации республики в прибыли от переработки и локализации региона в иностранных инвестициях, уровень которых оценивается как устойчивый. Для усиления конкурентной позиции Татарстана необходима активная позиция в повышении инвестиционной привлекательности региона для иностранных инвесторов, а также повышение эффективности функционирования перерабатывающего сектора экономики региона.
Антикризисные меры.
К концу 2008 г., когда мировой экономический кризис начал оказывать серьезное воздействие на экономику, Правительство Республики Татарстан приступило к осуществлению антикризисных мер. В декабре был утвержден План мероприятий, направленных на стабилизацию и оздоровление ситуации в экономике республики. Были предприняты меры государственной поддержки в форме государственных гарантий. При этом было выделено: ОАО «КАМАЗ»
- 3,6 млрд. руб., ОАО «Соллерс-Набережные Челны»
- 350 млн. руб., ОАО «Нэфис-Косметикс» - 1,25 млрд. руб., ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького»
- 750 млн. руб., ОАО «Казаньоргсинтез» - 10 млрд. руб., ОАО «ТАИФ» - 7,5 млрд. руб.
В период кризиса 2009 г. Правительством была сформирована «Схема взаимодействия республиканских, федеральных и муниципальных органов власти в условиях кризиса» (рис. 1).
Разработана и принята региональная Программа (комплексный план) упреждающих мер по преодолению негативных последствий влияния глобального финансового кризиса в Республики Татарстан. Целью Программы является сохранение ядра экономики, а также преодоление негативных последствий влияния глобального финансового кризиса и недопущение значительного снижения уровня жизни населения Республики Татарстан. Направления реализации региональной программы:
- опережающее обучение работников в случае массового увольнения;
- создание работодателями временных рабочих мест;
- оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию переезда в другую местность
71
Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 4
Экономика
Федеральный уровень Республиканский уровень
Правительственная комиссия по повышению устойчивости развития Российской экономики
295 системообразующих предприятий
Кабинет министров РТ
Экономический совет
11 предприятий РТ
Т
Пр езидснт Республики Татарстан
Республиканская комиссия по обеспечению раз» вития экономики РТ в условиях мирового кризиса
Республиканские и федеральные органы исполнительной в ла сти
Межведомственные антикризисные группы
Муниципальный
уровень
Органы местного самоуправления
Антикризисный
штаб
Предприятия
Антикризисные
группы
Республиканский перечень предприятий
Муниципальный перечень предприятий
* =
790 бюджетообразующий предприятий
Рис. 1. Схема взаимодействия республиканских, федеральных и муниципальных органов власти в условиях кризиса
для замещения рабочих мест, в том числе в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов;
- содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
Задачами данной программы являются:
- сокращение кадрового потенциала на системообразующих, бюджетообразующих и градообразующих предприятиях;
- упреждающая подготовка работников и специалистов для закрепления их на новых рабочих местах;
- социальная защита граждан, которые по различным обстоятельствам потеряли место работы;
- определение мер и форм государственной поддержки хозяйствующих субъектов.
В рамках выработки мер оказания государственной поддержки реального сектора экономики приняты Законы Республики Татарстан, направленные на снижение налоговой нагрузки предприятий, субъектов малого и среднего предпринимательства. Так налоговая ставка по налогу на прибыль организаций снижена с 18 до 13,5 % для промышленных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций осуществляющих выполнение государственного оборонного заказа. Установлены дифференцированные налоговые ставки для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения. Снижены ставки по налогу с 15 до 5 % по следующим видам экономической деятельности: обрабатывающее производство; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; строительство и т.д.
Производство.
Наиболее важным компонентом экономического развития Республики Татарстан является промышленная деятельность, формирующая 60,4 % сальди-
рованного финансового результата предприятий и организаций всех видов деятельности республики. Промышленный комплекс республики является одним из крупнейших в стране (около 4 % объема промышленного производства России). Стоимость основных фондов экономики республики составляет 2,6 % общероссийской.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в 2009 г. составил 859,0 млрд, руб., в 2008 г. 908,2 млрд, руб., в 2007 г. 743,2 млрд. руб.. Индекс промышленного производства в 2009 году составил 89,2 % к уровню 2008 г. и индекс промышленного производства в 2008 г. по сравнению с 2007 г. составил 104,3 %.
В разрезе видов экономической деятельности объем отгруженных товаров в 2009 г. составил: по предприятиям, занимающихся добычей полезных ископаемых, - 284,6 млрд. руб. (276,4 млрд. руб. (2008 г.)), в обрабатывающих производствах - 497,4 млрд. руб. (566,2 млрд. руб. (2008 г.)), в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 77,0 млрд. руб (65,6 млрд. руб. (2008 г.)). По виду деятельности «Добыча полезных ископаемых» индекс промышленного производства составил 100,6 % (100,9 % (2008 г.)), (102,1 % (2007 г.)), «Обрабатывающие производства» - 85,4 % (109,1 % (2008 г.)), (116,3 % (2007 г.)), «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» - 90,5 % (97,3 % (2008 г.)), (99,8 % (2007 г.)).
Инвестиции.
Республика Татарстан - территория мощного инвестиционного потенциала, динамичного поступательного развития инвестиционной стратегии и высокого уровня ответственности власти перед бизнес-сообществом. Данное рассуждение подтверждается показателями международных рейтинговых агентств таких как «Moody’s», «Standard&Poor’s» и «Fitch», которые оценивают инвестиционную привлекательность региона начиная с 1998 по 2009 гг.:
- «ВВВ-» - прогноз «Стабильный» - Fitch Ratings Ltd [2];
- «ВВ» - прогноз - «Позитивный» -Standard&Poor’s [3];
- «Ba1» - прогноз - «Стабильный» - Moody's [4].
В 2008 г. сразу два рейтинговых агентства
Standard&Poor’s и Fitch Ratings Ltd пересмотрели долгосрочные рейтинги республики в сторону повышения. Повышение рейтингов обусловлено продолжающимся экономическим ростом, а также ростом доходов, поддержанием высоких бюджет-
72
Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 4
Экономика
ных показателей, хорошей ликвидности и низкого уровня долга.
По данным исследований российского рейтингового агентства «Эксперт РА», на протяжении последних десяти лет Татарстан входит в десятку российских регионов с минимальным интегральным инвестиционным риском [5].
Таким образом, проведенные исследования показывают, что в результате системного экономического кризиса несколько снизились основные показатели региона. С точки зрения экономической политики, для Республики Татарстан остаются сложные задачи в области бюджетной и социальной политики, которые необходимо решить для того, чтобы поддержать восстановление экономики и смягчить социальные последствия в посткризисный период, характеризующийся значительными ограничениями. Несмотря на это, проведенные в республике превентивные меры по нейтрализации последствий воздействия мирового экономического кризиса имели свои положительные результаты: структура производства ВРП по видам экономической деятельности оставалась в положительной динамике, были усилены антикризисные меры, значения показателей инвестиционной привлекательности остались на уровне стабильности, что позволяет утверждать, что в целом состояние Республики Татарстан остается довольно высоким.
Литература:
1. http://www.tatstat.ru
2. http://www.fitchratings.ru
3. http://www.standardandpoors.com
4. http://www.moodys.ru
5. http://www.expert.ru
Estimation of results social and economic development RT for 2007-2009
A. Khaziakhmetov The Kazan State Power University
This article represents multilateral analysis of a social and economic condition of the Republic of Tatarstan. Dynamics of growth and falling of economic indicators during the post crisis period is considered, and also anti-recessionary measures on sanitation of managing the subjects of activity are presented.
73