Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ СТРЕЛЬБЕ / ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ПРИЦЕЛИВАНИЕ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ / КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ / БЫСТРОТА РЕАКЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черкесов Азамат Юрьевич

В статье анализируются актуальные проблемы огневой подготовки сотрудников полиции. Отмечается, что в ходе несения службы сотрудникам полиции приходится сталкиваться с опасностью для жизни и здоровья со стороны антиобщественных элементов, для которых характерны агрессивность и неуправляемость в поведенческой деятельности. Все это указывает на то, что необходимо сформировать у сотрудников готовность к решению экстремальных задач, зачастую в условиях дефицита времени и критической ситуации, которые представляют угрозу для жизни сотрудника и мирных граждан. В рамках освоения дисциплины «Огневая подготовка» сотрудники приобретают навыки и умения избегания получения ранений от вооруженного противника. Основная сложность обучения связана с тем, что его предстоит начинать с нуля, с азов владения оружием, что накладывает определенные трудности на формирование навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черкесов Азамат Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF FIRE TRAINING OF POLICE OFFICERS

The article analyzes the actual problems of fire training of police officers. It is noted that during their service, police officers have to face danger to life and health from antisocial elements, which are characterized by aggressiveness and uncontrollability in behavioral activity. All this indicates that in the process of training police officers, it is necessary to form a readiness to solve extreme tasks, often in conditions of time shortage and critical situations that pose a threat to the life of an employee and civilians. As part of the development of the discipline «Fire training», employees acquire skills and abilities to avoid injury from an armed enemy. The main difficulty of training is due to the fact that it will have to start from scratch, from the basics of weapon ownership, which imposes certain difficulties on the formation of skills.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ»

DOI 10.47576/2949-1878_2023_8_149 УДК 378.6

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

Черкесов Азамат Юрьевич,

старший преподаватель кафедры огневой подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, Россия, е-mail: [email protected]

В статье анализируются актуальные проблемы огневой подготовки сотрудников полиции. Отмечается, что в ходе несения службы сотрудникам полиции приходится сталкиваться с опасностью для жизни и здоровья со стороны антиобщественных элементов, для которых характерны агрессивность и неуправляемость в поведенческой деятельности. Все это указывает на то, что необходимо сформировать у сотрудников готовность к решению экстремальных задач, зачастую в условиях дефицита времени и критической ситуации, которые представляют угрозу для жизни сотрудника и мирных граждан. В рамках освоения дисциплины «Огневая подготовка» сотрудники приобретают навыки и умения избегания получения ранений от вооруженного противника. Основная сложность обучения связана с тем, что его предстоит начинать с нуля, с азов владения оружием, что накладывает определенные трудности на формирование навыков.

Ключевые слова: обучение стрельбе; огнестрельное оружие; огневая подготовка; прицеливание; двигательные навыки; координация движений; быстрота реакции.

UDC 378.6

ACTUAL PROBLEMS OF FIRE TRAINING OF POLICE OFFICERS

Cherkesov Azamat Yuryevich,

Senior Lecturer of the Department of Fire Training, North Caucasus Institute of Advanced Training (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: [email protected]

The article analyzes the actual problems of fire training of police officers. It is noted that during their service, police officers have to face danger to life and health from antisocial elements, which are characterized by aggressiveness and uncontrollability in behavioral activity. All this indicates that in the process of training police officers, it is necessary to form a readiness to solve extreme tasks, often in conditions of time shortage and critical situations that pose a threat to the life of an employee and civilians. As part of the development of the discipline «Fire training», employees acquire skills and abilities to avoid injury from an armed enemy. The main difficulty of training is due to the fact that it will have to start from scratch, from the basics of weapon ownership, which imposes certain difficulties on the formation of skills.

Keywords: shooting training; firearms; fire training; aiming; motor skills; coordination of movements; reaction speed.

Профессиональная деятельность сотрудников полиции России связана со многими сложностями. Прежде чем приступить к своим обязанностям, они проходят специальный отбор, связанный с профессиональной пригодностью. Кроме того, их ожидает длительный процесс обучения и подготовки, структуру которого составляют различные дисциплины.

В ходе несения службы сотрудникам поли -ции приходится сталкиваться с опасностью для жизни и здоровья со стороны антиобщественных элементов, для которых характерны агрессивность и неуправляемость в поведенческой деятельности. Все это указывает на то, что в процессе подготовки сотрудников необходимо сформировать готовность к решению экстремальных задач, зачастую в условиях дефицита времени и критической ситуации, которые представляют угрозу для жизни сотрудника и мирных граждан.

Уровень общей профессиональной подготовки влияет на способность правоохранителя обеспечения личной безопасности. Специалисты правоохранительной деятельности отмечают необходимость формирования специальных тактических приемов и методов, в числе которых ключевое место занимает огневая подготовка в целях обеспечения личной профессиональной безопасности служителя правопорядка.

В рамках освоения дисциплины «Огневая подготовка» сотрудники приобретают навыки и умения избегания получения ранений от вооруженного противника [7; 9; 10]. К числу таких навыков можно отнести: своевременный и быстрый уход с линии огня противника, стрельба из различных положений, умение правильно пользоваться укрытием и т. д.

Условия несения службы требуют от правоохранителей применения огнестрельного оружия в городской черте. Чаще всего это улицы, дворы многоквартирных домов, забро -шенные здания, где от сотрудника полиции требуется умение правильно пользоваться укрытиями, которое отрабатывается и закрепляется на занятиях по огневой подготовке. Вначале процесс обучения осуществляется в относительно спокойной обстановке, где стрелка обучают к различным дистанциям ведения огня и ограниченному времени. Затем у стрелков формируются устойчивые знания о том, когда нужно открывать огонь с

учетом того, что с противоположной стороны не будет ответного выстрела или не начнется стрельба на опережение [1; 6; 7].

В условиях работы из-за укрытия правоохранители находятся в относительно безопасном положении. Если стрелок выбрал правильную стойку, то для противника он практически не заметен, для этого важно правильно использовать укрытие.

Таким образом, процесс обучения направлен на формирование у стрелка умений совершать стремительные броски в сторону укрытия, открывать огонь по пути к укрытию, стрелять из-за укрытия. В процессе движения к укрытию стрелок должен принять решение о том, каким будет его положение для стрельбы. Также стрелки обучаются умениям оценить обстановку за короткий период времени, определять объект, который можно использовать в качестве укрытия, открывать огонь немедленно, как во время движения к укрытию, так и за укрытием, держать в поле зрения противника, чтобы в случае его ухода с линии огня, отметить в каком направлении он скрылся.

Любое обучение начинается с выбора методики обучения. Методика подразумевает те методы, тренинги и упражнения, которые будут задействованы в процессе обучения сотрудников полиции дисциплине «огневая подготовка». Огневая подготовка подразумевает не только обучение слушателей стрельбе из различных видов огнестрельного оружия, которое стоит на вооружении в органах внутренних дел, но и передачу знаний по наиболее эффективному применению того или иного оружия, используя сильные стороны, как оружия, так и слушателя. Важно также передать знания по безопасному использованию оружия, чтобы избежать его опасного применения в ситуации присутствия на месте преступления мирных граждан.

Основная сложность обучения связана с тем, что его предстоит начинать с нуля.

Первоначальным умением, которое необходимо довести до совершенства, является прицеливание. Прицеливание является одной из важных частей дисциплины. Связано это с тем, что точность стрельбы минимизирует шанс промаха, нанесения травм, несовместимых с жизнью преступника, а также гарантирует, что не будет случайных жертв. Один меткий выстрел, может решить все

проблемы, не давая конфликту перерасти в бойню с беспорядочном стрельбой, как со стороны полицейских, так и со стороны преступников, в результате которой пострадать могут невинные граждане и сами полицейские. По этой причине прицеливание следует отнести к навыкам, которые в первую очередь должны быть доведены до идеала [3; 7]. Поступив на обучение, и первый раз придя на занятия по огневой подготовке, слушатели, прежде чем стрелять из оружия, должны научиться быстро и точно целиться.

Безусловно, сегодня представлено большое количество приспособлений для прицеливания, и большинство из них призваны его облегчить для стрелка, но также большая часть из них предназначена для автоматических винтовок нового поколения, производимых в основном для военных или спецназа, а простые полицейские не обладают таким крупным арсеналом, и в основном используют уже старые, но проверенные временем оружия, такие как ПМ (Пистолет Макарова) АКУ (автомат Калашникова укороченный) и т. д.

Умение прицеливаться напрямую зависит от двигательных навыков полицейского, от правильно поставленной стойки, положения рук, координации движений, внимательности и быстроты реакции. Совокупность всех этих факторов и дает в результате возможность судить насколько точно и быстро полицейский сможет прицелиться. Если один из этих аспектов будет проседать на фоне других, соответственно и меткость стрельбы также будет хуже [8].

При преследовании преступника, который открыл огонь и пытается убежать, полицейскому не следует сломя голову нестись за ним, лишь бы догнать его, в надежде, что он промахнется. Необходимо выдерживать стойку и позицию рук, чтобы в любой момент быть готовым открыть огонь. Ведь убегая, преступник может где-то спрятаться и выжидать преследующих его полицейских, следовательно, вторым нужно быть сфокусированными и готовыми вступить с ним в бой.

Внимательность и быстрота реакции являются доминирующими качествами, так как максимально быстрая оценка обстановки, обнаружение вооруженного преступника и реагирование на него быстрее, чем его реакция на полицейского, являются залогом

успешного его обезвреживания и сохранения своей жизни и здоровья в безопасности. Реакция может и должна тренироваться, однако получилось так, что от природы у каждого человека своя скорость реакции. Есть ряд слушателей, которые без особой тренировки и подготовки уже будут иметь внушительную скорость реакции, что сразу же ставит их в приоритет и дает им возможность освоить обучение легче [2; 9]. Тем же, кому не посчастливилось, придется упорно тренироваться и добиваться улучшения показателей своей реакции. Простыми словами реакцией называют тот промежуток времени, когда человек увидел цель и когда его тело начало выполнять движения для ее устранения или спасения и т. д. Информация от глаз до мозга о том, что нужно предпринять попытку поймать, увернуться или выстрелить, доходит долго, и человек, грубо говоря, видит, но ничего не делает и стоит на месте, и лишь спустя доли секунд начинает предпринимать действия [10]. В этой связи задачей инструкторов и преподавателей является максимально сократить этот промежуток путем использования различных упражнений, таких как отработка прицеливания по мишеням за максимально короткий промежуток времени, также это может отрабатываться в парах, с использование макетов оружия, где задачей слушателей будет достать оружие и прицелится быстрее, чем их оппоненты.

Порой чтобы усмирить преступника достаточно просто навести на него прицел, и запугать его, необязательно при этом сразу же стрелять в него. Однако упражнения могут выполняться сперва, не стреляя или имитируя стрельбу по цели, а затем, стреляя и ими -тируя стрельбу, чтобы одновременно мозг запоминал оба действия. Так, со временем в какой бы ситуации не оказался полицейский, он сможет быстро разглядеть преступника, готовящегося использовать оружие, прицелиться, оценить ситуацию и сделать выбор -стрелять или нет. Как показывает практика в большинстве случаев, полицейские куда точнее и быстрее преступников, и когда преступник понимает, что он не успевает достать оружие и на него уже прицелились, он отказывается от своей затеи и сдается [4].

Как и говорилось ранее, методика тренировки может быть разнообразна. Основной задачей, ставящейся перед обучающимися,

является обнаружение цели, как можно скорее прицелиться, выстрелить. Естественно, для этого могут быть использованы макеты людей, мишени, могут быть задействованы проекторы, которые будут передавать изображение на экран, где будут появляться и исчезать различные цели, и задачей стрелка будет успеть прицелиться на цель до того, как она пропадет. Работа в парах также может быть задействована в данном процессе, моделирование различных ситуаций с имитацией задолжников и преступников. Не стоит упускать момент, что в темное время суток, когда количество естественного света сводится к минимуму, то реакция человека,

бдительность, внимание и зрение падают, соответственно стрельба и прицеливание становятся сложнее, и каждый сотрудник должен быть готов к этому. Для этого необходимо в учебном процессе использовать также затемненные помещения или помещения с тусклым светом [5].

Таким образом, можно обобщить, что правильно выбранная методика обучения является залогом успешной подготовки сотрудников полиции. Если один из компонентов практической стрельбы будет значительно ниже на фоне других, то он окажет негативное влияние и на общую подготовку.

Список литературы _

1. Приказ МВД России от 23.11.2017 № 880 «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации». URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-mvd-rossii-ot-23112017-n-880-ob-utverzhdenii/ (дата обращения: 15.05.2023).

2. Абидов Р. Р. Правовые основы организации огневой подготовки сотрудников полиции // Журнал прикладных исследований. 2021. Т. 1. № 5. С. 88-91.

3. Гедгафов М. М. Применение современных технологий обучения при подготовке стрелков // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 1. С. 148-150.

4. Гуков А. А., Дмитриев А. В., Цветков Е. В. Применение огнестрельного оружия сотрудниками полиции при осуществлении своей деятельности // Актуальные проблемы теории и практики специальной подготовки в органах внутренних дел : сборник научных статей всероссийской научно-практической конференции. М., 2021. С. 101-106.

5. Давыдов М. В. Проблемы применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2019. № 3 (80). С. 49-53.

6. Карданов А. К. Актуальные проблемы огневой и физической подготовки сотрудников полиции // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-1. С. 113-116.

7. Пырчев С. В., Афанасьев В. С. К вопросу применения огнестрельного оружия ограниченного поражения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации // Академическая мысль. 2020. № 4 (13). С. 127-133.

8. Таков А. З. Актуальные проблемы огневой подготовки в образовательных организациях МВД России // Об -разование. Наука. Научные кадры. 2022. № 1. С. 250-252.

9. Черкесов А. Ю. Огневая подготовка сотрудников полиции, как часть служебно-боевой подготовки // Инновации в науке и практике : сборник трудов по материалам VI Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ. Уфа, 2021. С. 104-109.

10. Черных В. В. Огневая подготовка сотрудников органов внутренних дел, обучающихся по программам профессиональной подготовки в образовательных организациях МВД России // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 12-2. С. 331-336.

References _

1. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 11/23/2017 No. 880 «On approval of the Instruction on the organization of fire training in the internal affairs bodies of the Russian Federation». URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-mvd-rossii-ot-23112017-n-880-ob-utverzhdenii / (date of address: 05/15/2023).

2. Abidov R. R. Legal foundations of the organization of fire training of police officers. Journal of Applied Research. 2021. Vol. 1. No. 5. Рp. 88-91.

3. Gedgafov M. M. Application of modern training technologies in the training of shooters. Education. The science. Scientific personnel. 2021. No. 1. Рp. 148-150.

4. Gukov A. A., Dmitriev A.V., Tsvetkov E. V. The use of firearms by police officers in the exercise of their activities. Actual problems of theory and practice of special training in internal affairs bodies: collection of scientific articles of the All-Russian scientific and practical conference. M., 2021. Рp. 101-106.

5. Davydov M. V. Problems of the use of firearms weapons by police officers. Scientific Bulletin of the Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov. 2019. No. 3 (80). Рp. 49-53.

6. Kardanov A. K. Actual problems of fire and physical training of police officers. Problems of modern pedagogical education. 2022. No. 74-1. Рp. 113-116.

7. Pyrchev S. V., Afanasyev V. S. On the issue of the use of firearms of limited destruction by employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation. Academic Thought. 2020. No. 4 (13). Pp. 127-133.

8. Takov A. Z. Actual problems of fire training in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Education. The science. Scientific personnel. 2022. No. 1. Pp. 250-252.

9. Cherkesov A. Yu. Fire training of police officers, as part of service and combat training. Innovations in science and practice: a collection of works based on the materials of the VI All-Russian competition of research papers. Ufa, 2021. Pp. 104-109.

10. Chernykh V. V. Fire training of employees of internal affairs bodies studying under professional training programs in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Modern high-tech technologies. 2021. No. 12-2. Pp. 331-336.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.