Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ С СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ С СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
стрельба / огневая подготовка / сотрудники полиции / тренировочные занятия / точность выстрела / прицеливание / стрельба из-за укрытия.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гедгафов Мурат Мухамедович

Огневая подготовка является одним из важнейших разделов профессионально-прикладной подготовки сотрудников органов внутренних дел. Знания, умения и навыки уверенного обращения с огнестрельным оружием являются залогом готовности сотрудника к правомерному применению всего арсенала средств принуждения, высокая вероятность использования которых является отличительной особенностью правоохранительной деятельности. Таким образом, качество подготовки сотрудников в ведомственных образовательных организациях напрямую связано с эффективностью выполнения ими возложенных государственно-властных функций. Специфичной особенностью прикладного обучения сотрудников правоохранительных органов, в том числе сотрудников МВД России, является необходимость формирования у них устойчивых навыков обращения с огнестрельным оружием. Правомерное и грамотное применение оружия в ситуациях столкновения с правонарушителями не только обеспечивает эффективное выполнение сотрудниками своих служебных обязанностей, но и позволяет сохранить свою жизнь и жизни окружающих. Тренировки по огневой подготовке могут быть индивидуальные и групповые (в составе расчета, подразделения). Индивидуальные тренировки (упражнения) применяются для выработки у обучаемых умений и навыков, необходимых отдельному сотруднику. Групповые тренировки (упражнения) применяются для выработки у обучаемых умений и навыков в коллективных действиях и для слаживания расчета и подразделения. Тренировки (упражнения) по огневой подготовке проводятся, как правило, путем выполнения нормативов и специально разработанных подготовительных упражнений. Огневая подготовка проводится с целью обучения сотрудников выполнению оперативных задач, владению огнестрельным оружием, его эффективному использованию в различных условиях, получению сотрудниками важных навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гедгафов Мурат Мухамедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ С СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ»

DOI: 10.24412/2224-9133-2023-9-372-376 NIION: 2021-0079-9/23-564 MOSURED: 77/27-025-2023-09-564

ГЕДГАФОВ Мурат Мухамедович,

старший преподаватель кафедры огневой подготовки, майор полиции, Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, e-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ С СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ

Аннотация. Огневая подготовка является одним из важнейших разделов профессионально-прикладной подготовки сотрудников органов внутренних дел. Знания, умения и навыки уверенного обращения с огнестрельным оружием являются залогом готовности сотрудника к правомерному применению всего арсенала средств принуждения, высокая вероятность использования которых является отличительной особенностью правоохранительной деятельности. Таким образом, качество подготовки сотрудников в ведомственных образовательных организациях напрямую связано с эффективностью выполнения ими возложенных государственно-властных функций. Специфичной особенностью прикладного обучения сотрудников правоохранительных органов, в том числе сотрудников МВД России, является необходимость формирования у них устойчивых навыков обращения с огнестрельным оружием. Правомерное и грамотное применение оружия в ситуациях столкновения с правонарушителями не только обеспечивает эффективное выполнение сотрудниками своих служебных обязанностей, но и позволяет сохранить свою жизнь и жизни окружающих. Тренировки по огневой подготовке могут быть индивидуальные и групповые (в составе расчета, подразделения). Индивидуальные тренировки (упражнения) применяются для выработки у обучаемых умений и навыков, необходимых отдельному сотруднику. Групповые тренировки (упражнения) применяются для выработки у обучаемых умений и навыков в коллективных действиях и для слаживания расчета и подразделения. Тренировки (упражнения) по огневой подготовке проводятся, как правило, путем выполнения нормативов и специально разработанных подготовительных упражнений. Огневая подготовка проводится с целью обучения сотрудников выполнению оперативных задач, владению огнестрельным оружием, его эффективному использованию в различных условиях, получению сотрудниками важных навыков.

Ключевые слова: стрельба, огневая подготовка, сотрудники полиции, тренировочные занятия, точность выстрела, прицеливание, стрельба из-за укрытия.

GEDGAFOV Murat Mukhamedovich,

Senior Lecturer at the Department of Fire Training, Police Major, North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

ORGANIZATION OF EDUCATION AND TRAINING PROCESS FIRE TRAINING WITH POLICE OFFICERS

Annotation. Fire training is one of the most important sections of professionally applied training for internal affairs officers. Knowledge, skills and abilities to confidently handle firearms are the key to an employee's readiness to lawfully use the entire arsenal of coercive means, the high probability of use of which is a distinctive feature of law enforcement. Thus, the quality of training of employees in departmental educational organizations is directly related to the effectiveness of their performance of assigned government functions. A specific feature of applied training for law enforcement officers, including employees of the Russian Ministry of Internal Affairs, is the need to develop stable skills in handling firearms. The lawful and competent use of weapons in situations of confrontation with offenders not only ensures that employees effectively perform their official duties, but also allows them to save their lives and the lives of others. Firefighting training can be individual or group (as part of a crew or unit). Individual training (exercises) is used to develop in trainees the skills and abilities necessary for an individual employee. Group training (exercises) are used to develop trainees' skills in collective actions and to harmonize crews and units. Firefighting training (exercises) is carried out, as a rule, by fulfilling standards and specially designed preparatory exercises. Firearms training

is carried out with the aim of training employees to perform operational tasks, mastery of firearms, their effective use in various conditions, and acquisition of important skills by employees.

Key words: shooting, fire training, police officers, training sessions, shot accuracy, aiming, shooting from behind cover.

Постановка проблемы. Качество и эффективность подготовки сотрудников МВД России является одним из ключевых факторов уровня безопасности в стране. Так, обеспечение высоких показателей правопорядка и безопасности зависит от надежной подготовки.

Уровень преступности в последние несколько лет имеет тенденцию к росту, поэтому тщательная подготовка сотрудников правопорядка решает действительно много. И здесь важно уделить достаточное внимание огневой подготовке.

Правоохранительная деятельность сотрудников полиции часто сопряжена с ситуациями, в которых применение оружия становится необходимостью особенно в сложных условиях: например, в городе, при мирных лицах, которые не должны пострадать.

Методология исследования. В рамках дисциплины «Огневая подготовка» у сотрудников полиции формируются и совершенствуются уже имеющиеся навыки, а новые сотрудники обучаются навыкам правильного использования огнестрельного оружия в разнообразных ситуациях. При прохождении данной дисциплины для качественного выполнения своих служебных задач сотрудники обучаются ведению огневого контакта. Образовательная программа должна не только хорошо усваиваться, но и быть исчерпывающей, чтобы после завершения обучения сотрудники могли уверенно применять свои навыки и знания на практике.

Действия сотрудников полиции по применению огнестрельного оружия должны укладываться в нормы Федерального закона «О полиции» от 07.02.2011 N З-ФЗ1, где точно описаны случаи, в которых допустимо применение огнестрельного оружия. Высокий уровень подготовки по дисциплине «Огневая подготовка», качественное проведение занятий являются залогом профессионализма полицейского.

Занятия по огневой подготовке организовываются в разрезе теоретического и практического обучения. Также допускается их комбинирование. Теоретические знания необходимы, так как без них невозможно перейти к практической отработке. А практические занятия важны, так как именно они позволяют сотрудникам приобре-

1 Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 N З-ФЗ [электронный ресурс]: режим доступа https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1101б5/?у sclid=lmdj6t3hm1165770686 (дата обращения 27.08.2023)

сти механические навыки, которые потребуются им в реальных условиях несения службы. Практика позволяет закрепить полученные теоретические данные. На практических занятиях сотрудники выполняют разнообразные упражнения, действуют в приближенных к реальности обстоятельствах, создать которые удается благодаря специальным тренажерам [6; 8].

Специфичной особенностью прикладного обучения сотрудников правоохранительных органов, в том числе сотрудников МВД России, является необходимость формирования у них устойчивых навыков обращения с огнестрельным оружием. Правомерное и грамотное применение оружия в ситуациях столкновения с правонарушителями не только обеспечивает эффективное выполнение сотрудниками своих служебных обязанностей, но и позволяет сохранить свою жизнь и жизни окружающих.

В огневой подготовке обычно применяются следующие виды обучения: рассказ, лекция, объяснение, показ, тренировка (упражнение), беседа, самостоятельная работа и стрельба. Выбор методов обучения зависит от темы, цели и содержания занятия и степени подготовленности обучаемых.

Тренировки по огневой подготовке могут быть индивидуальные и групповые (в составе расчета, подразделения). Индивидуальные тренировки (упражнения) применяются для выработки у обучаемых умений и навыков, необходимых отдельному сотруднику. Групповые тренировки (упражнения) применяются для выработки у обучаемых умений и навыков в коллективных действиях и для слаживания расчета и подразделения.

Тренировки (упражнения) по огневой подготовке проводятся, как правило, путем выполнения нормативов и специально разработанных подготовительных упражнений.

Огневая подготовка проводится с целью обучения сотрудников выполнению оперативных задач, владению огнестрельным оружием, его эффективному использованию в различных условиях, получению сотрудниками важных навыков.

К задачам дисциплины относится следующее:

1. Знакомство с разными видами стрелкового оружия.

2. Развитие необходимых психологических и моральных качеств.

3. Изучение теоретической части и основ стрельбы.

4. Обучение правильному обращению с разными видами оружия.

5. Развитие индивидуальной ответственности.

6. Изучение и закрепление норм закона, а также информации, полученной при изучении дисциплины.

Следует отметить, что базовые навыки, полученные при обучении, недостаточны для эффективной стрельбы в реальных условиях. Многие учреждения уделяют им внимание лишь на первоначальном этапе, делая основной упор на теоретическую часть. Сотрудники, впервые принимаемые на службу, получают навыки по обращению с оружием, учатся правильно его держать, наводить, принимать нужную стойку, стрелять, однако они делают это в условиях стендового тира. В реальности эти знания пригодятся, но будут малоэффективны из-за большого количества раздражителей, предметов и людей вокруг.

Методы обучения — это тактика и приемы, которые применяет преподаватель (тренер, инструктор) для передачи знаний обучающимся. Их результатом становится получение необходимых навыков и хорошая усвояемость материала. Важно, чтобы обучающиеся не просто поняли материал, но и могли применять его на практике [4; 6].

К методам обучения огневой подготовке относятся:

1. Наглядные: изучение инструкций, схем, плакатов, учебных фильмов и литературы.

2. Словесные: инструктаж, лекции, беседы, рассказы.

3. Практические: выполнение отдельных упражнений, сдача нормативов.

Занятия должны быть хорошо организованы. Для этого разрабатывается определенное расписание. Между преподавателем и курсантами (слушателями) должна поддерживаться связь, она касается как индивидуальных, так и коллективных занятий.

В структуру практических занятий включают различные упражнения, выполнение нормативов. В будущем это потребуется на практике и поможет сотруднику ориентироваться в реальных условиях ведения боя с преступниками, которые также могут быть вооружены разным огнестрельным оружием. Сотруднику полиции потребуются не только навыки стрельбы, но и умение ориентироваться в сложных ситуациях, быстро принимать решения.

Именно поэтому практика должна вестись не только в закрытых тирах, но и на открытых площадках, полигонах, должны применяться специальные тренажеры. Важно, чтобы место для отработки навыков было оборудовано всеми техническими средствами, необходимыми для

качественной подготовки будущего полицейского.

Самостоятельная подготовка играет важную роль, так как преподаватель имеет возможность скорректировать обучение конкретного обучающегося, проверить его знания, исправить ошибки и недочеты. При факультативных занятиях курсанты и слушатели получают основную базу знаний и навыков, которые потребуются им для отработки упражнений, сдачи нормативов, а в будущем — и на практике. Преподаватель дает необходимые знания группе, а затем каждый учащийся самостоятельно изучает дополнительные материалы.

Наибольший интерес вызывают практические занятия. Они позволяют курсантам и слушателям познать не только теорию, а ощутить на себе процесс стрельбы. Неподготовленный человек, даже если ему объяснили, как правильно пользоваться оружием, может испугаться звука выстрела, отдачи, иных неприятных ощущений. Это порождает страх, неуверенность, которая совершенно недопустима в работе полицейского. Выстрел имеет физические параметры, к которым человеку необходимо адаптироваться [6; 10].

Современные упражнения отражаются в нормативно-правовых актах, однако они не способны полностью воспроизвести возможные жизненные ситуации, обстоятельства, при которых сотруднику придется действовать. К таким условиям относят:

1. Кратковременный огневой контакт.

2. Отсутствие времени на прицеливание, небольшое количество времени на извлечение пистолета и приведение его в боевую готовность.

3. Малая дистанция до цели.

4. Наличие на полицейском тяжелой защитной амуниции (бронежилета).

5. Физические и психические нагрузки.

6. Наличие посторонних гражданских лиц, техники, которая может перемещаться, животных.

7. Ограниченная видимость.

На данный момент специалисты МВД заняты решением перечисленных проблем. Они ищут способ, который позволил бы улучшить качество огневой подготовки сотрудников, максимально приблизил бы условия обучения к реальным.

При помощи служебной и физической подготовки преподаватели (инструктора, тренера) формируют у сотрудников полиции навыки, позволяющие им правильно держать пистолет, быстро и грамотно им пользоваться, несмотря на отсутствие цели. [1; 5; 7]. Также преподаватели (инструктора, тренера) должны всячески помогать сотрудникам полиции в получении навыков:

- безопасного обращения с огнестрельным

оружием;

- практического обращения с оружием;

- стрельбы по зафиксированной и движущейся цели в условиях ограниченного времени;

- стрельбы по нескольким целям без прицеливания;

- использования оружия для предотвращения преступлений, применение его в иных ситуациях, предусмотренных законом;

- действий после окончания стрельбы.

При проведении занятий необходимо учитывать факторы, которые будут возникать в реальной обстановке. К ним относятся: плохое освещение; присутствие посторонних лиц; наличие лишних предметов, построек, автомобилей и т.д.

К недостаткам подготовки можно отнести то, что в подразделениях сотрудники не обучаются определению расстояния до мишени. Это может приводить к промахам, снижению эффективности использования табельного оружия. Для того чтобы обеспечить наиболее качественное проведение занятия, необходимо использовать специальные полигоны, оборудованные различными муляжами, отвлекающими и раздражающими факторами, укрытиями, имитирующими реальные условия. Должна быть возможность отработки навыков стрельбе по движущейся цели, выполнения разнообразных оперативных задач. Для имитации плохой видимости можно использовать задымление, мигающий свет. При отработке оперативных задач проводятся полноценные учения, где часть сотрудников изображает террористов. Должны быть отработки захвата заложников, попытки скрыться, иных ситуаций, в которых сотрудникам приходится принимать верные решения максимально быстро [5; 6; 9].

Кроме того, сотрудники полиции должны научиться стрелять из укрытия, по прячущейся цели, уметь правильно двигаться в бронежилете, применять различные тактики боя в зависимости от обстановки. Полигон должен учитывать возможность появления в реальной ситуации автомобиля, гражданских лиц, которые не должны пострадать, но при этом могут создавать помехи для задержания преступника. Стрельба должна вестись на короткие и длинные дистанции, сотрудник должен научиться определять расстояние до потенциальной цели точно и делать это очень быстро [2; 3; 8]. Это потребует от инструк-торско-тренерского состава более узкой специализации. Стоит отметить, что подготовка подобного полигона для тренировок достаточно сложна и затратная. Однако это одна из немногих возможностей качественно подготовить будущих сотрудников правоохранительных органов к действиям в реальной обстановке.

Выводы. В заключение отметим, что огневая подготовка является одним из важнейших разделов профессионально-прикладной подготовки сотрудников органов внутренних дел. Знания, умения и навыки уверенного обращения с огнестрельным оружием являются залогом готовности сотрудника к правомерному применению всего арсенала средств принуждения, высокая вероятность использования которых является отличительной особенностью правоохранительной деятельности. Таким образом, качество подготовки сотрудников в ведомственных образовательных организациях напрямую связано с эффективностью выполнения ими возложенных государственно-властных функций [10].

Список литературы:

[1] Ахтамьянов Р.Р., Милютин Р.В. Особенности проведения учебно-тренировочного процесса по огневой подготовке в образовательных организациях МВД России // В сборнике: Совершенствование методики преподавания специальных профессиональных дисциплин в образовательных организациях МВД России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар, 2022. С. 14-16.

[2] Балуев А.С. Особенности подбора средств и методов обучения огневой подготовке курсантов и слушателей для службы в специальных подразделениях органов внутренних дел // В сборнике: Здо-ровьесбережение как инновационный аспект современного образования. Сборник материалов III Международной научно-практической интернет-конференции. Санкт-Петербург, 2022. С. 345-349.

[3] Волков Е.С., МаркД.Ю., Муравьев Д.Н. Особенности обучения огневой подготовке в ведомственных образовательных организациях // В сборнике: Совершенствование огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов. Сборник материалов Всероссийской конференции. Орёл, 2022. С. 52-59.

[4] Голдобина Н.В., Саможен Е.С. Пути оптимизации обучения огневой подготовке курсантов и слушателей и слушателей образовательных организаций МВД России // В сборнике: Совершенствование методики преподавания специальных профессиональных дисциплин в образовательных организациях МВД России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Редколлегия: А.С. Дудко, А.А. Фролов, Д.А. Воронов [и др.]. Краснодар, 2023. С. 92-94.

•vmmmmmmmmmmmmtimmmmmimmmm^

[5] Емельянов O.A. Современные подходы в обучении по огневой подготовке // В сборнике: Развитие высшего образования: теория и практика. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Омск, 2023. С. 136-140.

[6] Емельянов O.A. Современные методы н технологии обучения по огневой подготовке // В сборнике: Aктуальные вопросы повышение эффективной огневой подготовки в силовых структурах: теория и практика (III Макаровские чтения). Всероссийский сборник научно-практических материалов. Под общей редакцией O.A. Емельянова. Пермь, 2023. С. 57-63.

[7] Золотарев ВЛ. Современные образовательные технологии как средства обучения огневой подготовки //Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2022. Т. 4. № S (90). С. 75-77.

[8] Зубов ВЛ., Федюнин В.В. Проблемы, возникающие в процессе огневой подготовки курсантов и слушателей и слушателей образовательных организаций МВД России // В сборнике: Совершенствование методики преподавания специальных профессиональных дисциплин в образовательных организациях МВД России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Редколлегия: АС. Дудко, A.A. Фролов, ДЛ. Воронов [и др.]. Краснодар, 2023. С. 167-170.

[9] Кокурхаева Р.М.Б., Жамборов A.A. Роль информационных технологий в организации образовательного процесса // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 1. № 9. С. 29-32.

[10] Чочаев Т.Х., Васильченко Е.И., Носатый Р.И. Повышение эффективности практического обучения на занятиях по огневой подготовке // Журнал прикладных исследований. 2023. № 8. С. 154-158.

Spisok literatury:

[1] Ahtam'yanov R.R., Milyutin R.V. Osobennosti provedeniya uchebno-trenirovochnogo processa po ognevoj podgotovke v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii // V sbornike: Sovershenstvovanie metodiki prepodavaniya special'nyh professional'nyh disciplin v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Krasnodar, 2022. S. 14-16.

[2] Baluev A.S. Osobennosti podbora sredstv i metodov obucheniya ognevoj podgotovke kursantov i slushatelej dlya sluzhby v special'nyh podrazdeleniyah organov vnutrennih del // V sbornike: Zdorov'es-berezhenie kak innovacionnyj aspekt sovremennogo obrazovaniya. Sbornik materialov III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj internet-konferencii. Sankt-Peterburg, 2022. S. 345-349.

[3] Volkov E.S., Mark D.YU., Murav'ev D.N. Osobennosti obucheniya ognevoj podgotovke v vedomst-vennyh obrazovatel'nyh organizaciyah // V sbornike: Sovershenstvovanie ognevoj i taktiko-special'noj podg-otovki sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov. Sbornik materialov Vserossijskoj konferencii. Oryol, 2022. S. 52-59.

[4] Goldobina N.V., Samozhen E.S. Puti optimizacii obucheniya ognevoj podgotovke kursantov i slushatelej i slushatelej obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii // V sbornike: Sovershenstvovanie metodiki prepodavaniya special'nyh professional'nyh disciplin v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Redkollegiya: A.S. Dudko, A.A. Frolov, D.A. Voronov [i dr.]. Krasnodar, 2023. S. 92-94.

[5] Emel'yanov O.A. Sovremennye podhody v obuchenii po ognevoj podgotovke // V sbornike: Razvitie vysshego obrazovaniya: teoriya i praktika. Materialy II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Omsk, 2023. S. 136-140.

[6] Emel'yanov O.A. Sovremennye metody n tekhnologii obucheniya po ognevoj podgotovke // V sbornike: Aktual'nye voprosy povyshenie effektivnoj ognevoj podgotovki v silovyh strukturah: teoriya i praktika (III Makarovskie chteniya). Vserossijskij sbornik nauchno-prakticheskih materialov. Pod obshchej redakciej O.A. Emel'yanova. Perm', 2023. S. 57-63.

[7] Zolotarev V.A. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii kak sredstva obucheniya ognevoj podgotovki // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i social'no-ekonomicheskih nauk. 2022. T. 4. № S (90). S. 75-77.

[8] Zubov V.A., Fedyunin V.V. Problemy, voznikayushchie v processe ognevoj podgotovki kursantov i slushatelej i slushatelej obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii // V sbornike: Sovershenstvovanie metodiki prepodavaniya special'nyh professional'nyh disciplin v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Redkollegiya: A.S. Dudko, A.A. Frolov, D.A. Voronov [i dr.]. Krasnodar, 2023. S. 167-170.

[9] Kokurhaeva R.M.B., ZHamborovA.A. Rol' informacionnyh tekhnologij vorganizaciiobrazovatel'nogo processa // ZHurnal prikladnyh issledovanij. 2022. T. 1. № 9. S. 29-32.

[10] CHochaev T.H., Vasil'chenko E.I., Nosatyj R.I. Povyshenie effektivnostiprakticheskogo obucheniya na zanyatiyah po ognevoj podgotovke // ZHurnal prikladnyh issledovanij. 2023. № 8. S. 154-158.

чтттжжжжжжжжжжжжтттттттяетmimmmsmmmmmmmmmmmmmmmmmmmiiim^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.